Дженненская соборная мечеть, отзыв от DK1974 – «Архитектурная жемчужина Мали «, Дженне, Мали, Июнь 2015
Когда я переписывался с малийской тур-фирмой, то, конечно не знал какая на текущий момент реальная политическая, криминальная и эпидемиологическая ситуация в стране. Я указал в письме свои туристические пожелания, понимая, что большая часть из них не реализуема по времени и расстоянию. Поэтому в основном там были достопримечательности в городе Бамако куда прилетал самолет и объекты в близлежащих районах.
Когда я получил ответ, то очень обрадовался. В маршруте я увидел город Дженне. Я полагал, что сейчас туда туристов не возят, ведь он находится недалеко от той территории, где совсем недавно в 2012–2013 годах был вооружённый конфликт между сепаратистами-туарегами и армией Мали. Но гид пояснил, что опасным пока считается только Тимбукту и северо-восточные районы страны.
Весь первый день путешествия ушел на дорогу от Бамако до города Мопти. Это чуть более 600 км. Там мы переночевали и только на следующее утро поехали в Дженне (расстояние 130 км).
О самом городе я расскажу в следующей заметке. Сейчас информация и фотографии одной из самых популярных достопримечательностей Мали.
Дженненская соборная мечеть — самое большое глинисто-наносное здание в мире. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сфотографировать целиком без помех не получилось, поскольку в этот день на площади перед мечетью работал рынок. Хотя в принципе нормально — почти вся лицевая сторона видна.
С других сторон к мечети примыкают улицы и жилые дома. Здесь съемка затруднена.
Приехав в Дженне наш гид передал нас местному гиду. Последний, узнав о большом желании попасть внутрь этой мечети наверное решил подзаработать и содрал с каждого по 40 $. С учетом того, что мы не видели здесь белых туристов это очень дорого, тем более для Мали. Но успокоил тот факт, что вход в Великую мечеть Дженне открыт только мусульманам. Мы практически нарушили это правило. Если была большая группа, скорее всего нас туда бы не вообще пустили.
И вот мы внутри. В подобных религиозных сооружениях я еще не был.
Тут нет больших залов как в обычных мечетях.
Все молитвенные помещения выглядят вот так. Их много.
Расположены они перекрестными рядами. Благодаря приглушенному естественному освещению атмосфера здесь кажется мистической.
Затем мы поднялись на крышу. Босиком я смог на ней простоять не более пяти секунд. Мне разрешили одеть сандалии и продолжить осмотр. Опять же в виде большого исключения. В мечетях запрещено носить обувь. Точно не помню, но скорее всего я впервые на самом верху мусульманского сооружения.
На открытом солнце глина красиво трескается, что придает определенный исторический шарм.
Отсюда удалось немного рассмотреть древний город и базар, где я гулял чуть ранее.
На протяжении нескольких столетий он был рыночным центром и важным звеном транссахарской золототорговли.
В XV–XVI веках Дженне стал одним из мест, откуда шло распространение ислама по всей территории Африки.
Место очень колоритное.
Нужно мысленно убрать всего лишь провода и пару спутниковых тарелок — и вы сразу попадаете в далекое прошлое.
Дома и люди — все осталось неизменно на протяжении столетий.
С крыши удалось без стеснения сделать несколько кадров с людьми.
Там внизу включались моральные принципы и тыкать в упор объектив было уже сложнее. Тем более мы сильно выделялись из толпы:)
У мечети есть внутренний двор.
Мы обошли его со всех сторон.
Вот как выглядит дорожка на стене.
В конце мы спустились вниз и еще раз все осмотрели.
Мечеть очень понравилась.
Тем более на контрасте: на улице муравейник из сотен людей, а здесь островок религиозной тишины и умиротворения.
В заключении немного информации о строительстве.
Строительство текущей соборной мечети велось три года и завершилось в 1907 году (по другим данным — в 1909 году). За строительными работами надзирала гильдия каменщиков города Дженне.
В то время Дженне был частью колонии Французская Западная Африка, и французы, возможно, предложили политическую и экономическую поддержку строительству и мечети, и соседнего с ней медресе. Мечеть построена из прессованной глины, песка и воды.
Она была возведена на высокой трехметровой платформе на месте, где в XIII–XIV веках располагалось старое здание соборной мечети. Размеры сооружения достигают 75×75 метров, а высота минаретов — 50 метров.
Мечеть не так давно была электрифицирована. В некоторых случаях оригинальная поверхность мечети даже крылась черепицей, что разрушало её историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания.
Прихожане мечети сопротивлялись её модернизации, проходившей в 1990-х гг.
Как полагают многие архитекторы, мечеть в Дженне — самое большое достижение архитектурного судано-сахельского стиля, хотя с определенными исламскими влияниями. Источник Википедия
Мечеть Дженне самое большое глиняное сооружение мира — Мир красив!
Великая мечеть Дженне (The Great Mosque of Djenne) расположена в городе Дженне, в пойме реки Нигер, в Мали (Африка). Это очень красивое и необычное строение, которое возвышается над пустыней, оно полностью выполнено из глины и вертикальные столбы делают мечеть величественной и грозной, как бы показывая свои клыки всем тем, кто пришел сюда с враждебными намерениями.
Первая мечеть была построена где-то в 13-ом столетии, но в XIX веке была разрушена Секу Амаду, вождем народа фульбе, который завоевал город Дженне и велел разрушить ненавистные им местные мечети. Вместо них возвел новые. В 1893 году город завоевали войска Франции и через несколько лет, французская администрация решила восстановить мечеть. Нынешняя мечеть возведена в 1909 году по образцу первоначальной на том же самом месте, при строительстве были использованы фрагменты стен древнего сооружения.
Материалом для строительства мечети, впрочем, и других жилых зданий города Дженне является материал «банко» который представляет собой смесь сена, глины, рисовой шелухи и навоза. Самым доступным материалом в этих краях, но он также и не долговечен. Поэтому после сезона дождей дома жителей размываются водой как песчаные скульптуры на берегу моря, страдает от этого и сама мечеть, поэтому, когда сезон дождей заканчивается, местные жители устраивают ежегодный фестиваль, главной целью которого является восстановление (обновление) мечети и строений городка. В первую очередь мужское население города возобновляет мечеть, и только после этого принимаются за постройку домов для своей семьи. Ведь мечеть является священным зданием которое посещают все жители города Дженне и других городов Африки для молитвы и является духовным центром города. Поврежденные, размытые стены залепливают смесью «банко», и для того, чтобы удобно было перемещаться вверх стены, то при строительстве сооружения были использованы деревянные балки которые пронизывают стены и концы которых выступают из стен словно шипы. Рабочие используют эти балки словно ступени, чтобы добираться при возобновлении в любое место строения.
Сооружение расположено посреди торговой площади города Дженне, и воздвигнуто на высокой платформе 75 на 75 метров, имеет три минарета, каждый из которых достигает в высоту 11 метров, высота самой мечети составляет около 100 метров. Большую территорию здания занимает молитвенный зал, который находится под открытым небом и имеет размеры в 50 метров в длину и 26 метров в ширину. Башни мечети украшены страусиными яйцами, что в этих местах считается символом чистоты и плодородия. Молитвенная стена (Кибла) повёрнута на восток, в сторону Мекки.
Великая мечеть Дженне является одной из самых известных достопримечательностей Африки и в 1988 году она была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако попасть в саму мечеть могут не все, а только мусульмане, чтобы по мнению мусульман, не быть оскверненной неверными.
Великая мечеть Дженне
Дженненская соборная мечеть
История
На протяжении нескольких столетий Дженне был рыночным центром и важным звеном транссахарской золототорговли. В XV-XVI веках город стал одним из мест, откуда шло распространение ислама по всей территории Африки.
Первая мечеть в городе была, видимо, сооружена между 1200 и 1330 годами. Самым ранним документом, в котором упоминается мечеть, является «Тарих ас-Судан» Абд ас-Сади, в которой рассказывается о ранней истории, предположительно, из устной традиции, существовавшей в середине семнадцатого века. Тарих утверждает, что султан Кунбуру стал мусульманином, а его дворец разобрали и территорию превратили в мечеть. Он построил ещё один дворец для себя возле мечети на восточной стороне. Его непосредственный преемник построил башни мечети, в то время как следующий султан построил окружающую стену.
Никакой другой письменной информации о Большой мечети нет, пока французский исследователь Рене Кайе (René Caillié) не посетил Дженне в 1828 году и не написал: «В Дженне есть мечеть, построенная из земли, увенчанная двумя массивными, но не высокими башнями; она грубо построена, хотя и очень большая. Она оставлена тысячам ласточек, которые строят в нём свои гнезда. Это вызывает очень неприятный запах, во избежание которого обычай произносить молитвы в маленьком внешнем дворе стал обычным явлением».
За десять лет до визита Рене Кайе правитель Фулани Секу Амаду начал войну и завоевал город. Секу Амаду, вероятно, не одобрил существующую мечеть и позволил ей прийти в упадок. Это было то здание, которое видел Кейли. Секу Амаду также закрыл все маленькие мечети по соседству. Между 1834 и 1836 годами Секу Амаду построил новую мечеть к востоку от существующей мечети на месте бывшего дворца. Новая мечеть представляла собой большое низкое здание без башен и украшений. Французские силы во главе с Луи Арчинаром (Louis Archinard) захватили Дженне в апреле 1893 года. Вскоре после этого французский журналист Феликс Дюбуа (Félix Dubois) посетил город и описал руины оригинальной мечети. Во время его визита территория внутри разрушенной мечети использовалась как кладбище. В своей книге 1897 года «Загадочный Тимбукту» (Tombouctou la Mystérieuse) Дюбуа поместил план и чертеж того, как он представлял себе мечеть до того, как её покинули.
Строительство нынешней соборной мечети велось три года и завершилось в 1907 году (по другим данным — в 1909-м). За строительными работами надзирала гильдия каменщиков города Дженне. В то время Дженне был частью колонии Французская Западная Африка, и французы, возможно, предложили политическую и экономическую поддержку строительству и мечети, и соседнего с ней медресе. Мечеть построена из прессованной глины, песка и воды. Она была возведена на высокой трехметровой платформе на месте, где в XIII-XIV веках располагалось старое здание соборной мечети. Размеры сооружения достигают 75×75 м, а высота центральной башни — около 16 м.
Мечеть не так давно была электрифицирована. В некоторых местах оригинальная поверхность мечети крылась черепицей, что разрушало её историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания. Прихожане мечети сопротивлялись её модернизации, проходившей в 1990-х годах.
Как полагают многие архитекторы, мечеть в Дженне — самое большое достижение архитектурного судано-сахельского стиля, хотя с определёнными исламскими влияниями. Вход в мечеть открыт только мусульманам. Об этом предупреждают информационные стенды на входе. Такое правило распространяется почти на все мечети Мали.
Всемирное наследие
С 1988 года мечеть (вместе со «старым городом Дженне») входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Африке и ныне является одной из самых популярных достопримечательностей Мали.
Великая мечеть Дженне в Мали – самое большое глинобитное сооружение в мире
Места поклонения во всем мире, будь то церкви, синагоги, мечети или храмы, предоставили архитекторам возможность строить здания, которые можно рассматривать как чудеса. Существуют примеры совершенно невероятной священной архитектуры от внушительных соборов Италии до красочных храмов Индии. Одним из таких чудес являются глинобитные мечети Западной Африки, некоторые из которых могут быть достаточно большими и внушительными.
Ислам был принесен в Западную Африку в 9-м веке торговцами, которые продвигались в западном направлении. Большая часть населения Западной Африки в настоящее время является последователями Ислама. Наиболее значимые исторические здания в Западной Африке обычно являются мечетями. Они бывают очень разными – от больших белых зданий до глиняных построек без крыши. Такие мечети построены из местных материалов в уникальной манере, которая придает исламской архитектуре оттенок местной эстетики и стиля.
Каждая мечеть из сырцового кирпича имеет свои особенности в зависимости от своего местоположения и строителей, однако они соответствуют примерно одной и той же модели конструкции крыши, башен и внутреннего двора. Интерьер мечети состоит из песочного пола, который покрыт молитвенными ковриками. Свет проникает в эти здания через небольшие окна в потолках. Интерьер мечети достаточно прост, чтобы не отвлекать молящихся от поклонения.
Самой известной из этих глинобитных мечетей является Великая мечеть Дженне в Мали. Эта огромная мечеть существует в своем нынешнем виде уже почти 100 лет. Однако изначальное здание мечети, которая находилось в этом месте, датируется 13 веком. Первоначальная мечеть была повреждена после многих лет использования, а затем использовалась в качестве кладбища, а не мечети.
Источник фото: wonderfulengineering.com
После того, как Дженне был захвачен французами, они решили восстановить мечеть. Местные жители утверждают, что мечеть имеет некоторые французские черты, потому что ее построили французы. Она располагается на большой глиняной платформе, благодаря которой здание возвышается на десять футов над уровнем земли. Это необычное здание из желтой песчаной глины усеяно со всех сторон деревянными опорами.
Феликс Дюбуа, французский журналист, впервые увидев мечеть после ее завершения, ужаснулся ее замыслу. Он сказал: “Это было похоже смесь ежа и церковного органа”. Другой автор, американский историк искусства Жан-Луи Буржуа, сказал, что мечеть является уникальной африканской постройкой, хотя влияние Франции на дизайн здания сегодня недооценивается. Мечеть по-прежнему используется сегодня, и немусульманам не разрешается заходить внутрь здания.
Это здание точно подходит на роль современного чуда!
Источник фото: wonderfulengineering.com
Аника Аджмал / Wonderful Engineering
Дженне. — Александр Волков
Дженне — один из древнейших городов в Африке южнее Сахары. И хотя расцвет города пришелся на золотой период караванной торговли с четырнадцатого по семнадцатый век, первое постоянное поселение здесь — Дженни-Джено — было основано около 250 года до нашей эры.
Сейчас караваны верблюдов уже не ходят по этой земле и Дженне, зажатый со всех сторон водами великой Масины, давно бы уже превратился в просто точку на карте, если бы не Великая Соборная мечеть. Самое большое глинисто-наносное здание в мире. Строили на море песчаные замки? Так вот это — примерно тоже самое, только из глины и с минаретами по 16 метров высотой (со страусиными яйцами на кончиках шпилей).
Первая мечеть на этом месте была построена султаном Кои Кунборо в XIII столетии, однако в дальнейшем здание неоднократно было разрушено и перестроено. Ныне действующая мечеть воссоздана в 1907 году из глинистого кирпича и поддерживается совместными усилиями всех жителей города. Ежегодно, после сезона дождей, две команды аборигенов соревнуются в том, кто быстрее и качественнее восстановит свою часть мечети. Понятное дело, что на такое представление собираются жители со всей округи и Дженне превращается в один большой, цветастый и горластый рынок.
Хотел бы я на это посмотреть, но до очередного периода восстановления мечети еще, как минимум, полгода и мне ничего не остается, как только встать с утра пораньше и сфотографировать в первых лучах солнца это впечатляющее здание из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. До того, как у ворот отельчика появится наш очередной проводник Мамаду.
Вообще, в Мали (и в соседних странах) обращаться к мужской части населения очень легко: любого можно назвать Мамаду. И в 85% случаев вы не ошибетесь. А если человека, таки, зовут не Мамаду, то значит его зовут Амаду. Что, согласитесь, звучит практически так же. И очень редко когда имя может оказаться другим. Например, Сейду. Но это — не важно. Не важно просто потому, что если вы назовете того же Сейду именем Мамаду — он не расстроится. Ибо Мамаду — это западноафриканская производная от Мухаммед. Ну кто расстроится, если его назовут именем пророка?
Утренний Дженне прекрасен, еще не сильно горласт и вонюч. Приятно пройтись по узким изогнутым улочкам (главное не вляпаться в стоки канализации открытого типа), разглядывая колоритные здания столь далеких от нас стилей архитектуры.
Вот судано-сахельский стиль: традиционные двухэтажные домики с плоскими крышами, с небольшим внутренним двориком и внушительными фасадами с пилястрами, башенками и парапетами над входной дверью.
Вот стиль тукулёр или, проще говоря, сенегальский: с массивным крытым крыльцом между двумя большими контрфорсами и с маленьким окошком над входной дверью. Таких зданий осталось не много и все они построены до 1900 года.
Ну и, конечно же, марокканский стиль: двухэтажные дома с декоративными окнами, без крыши над входом и с традиционными глиняными шпилями на крыше, количество которых равно числу детей в данной семье. Ну а поскольку в мусульманской традиции крайне важно не только общее количество детей, а еще и число мальчиков в семье, то пониже шпилей, на стене, изображено искомое количество фаллосов. Вот такая наглядная демография.
Весь городок по периметру можно легко обойти за пару часов, но торопиться не надо. Куда интересней зависнуть в тени переулка и понаблюдать за местным кипением жизни. И пусть вы не знаете языка аборигенов, не всегда понимаете смысл их действий и ритуалов — вы погружаетесь внутрь, сосредотачиваясь на незаметных деталях и совершая мелкие, но столь удивительные для вас, открытия. И окажется, что, в этом до фундамента пропитанном исламом городе, например, до сих пор есть языческий культ и люди приходят на могилу молодой девушки, принесенной в жертву несколько сотен лет назад во время основания города на этом месте, за благословением и защитой.
Тапама Дженепо — так ее звали. Хотя на самом деле ее имя — Пама Каянтао, 12-ти летняя дочь Мади Каянтао. Отец после смерти дочери принял имя Дженепо, что означает «мученица Дженне». Перед тем, как принести в жертву, девушку обложили стенами из кирпича, с тем чтобы тело и дух остались на месте. Но стоять неподвижно было непросто и Пама стала переминаться с ноги на ногу. «Та! Та Пама.» — сказал ей отец, что означает «Тихо, спокойно, Пама». Ее заживо засыпали глиной и родные вот уже девять столетий хранят ключи от дверей к ее могиле. Звучит мрачновато, но жертва была добровольной и Пама до сих пор хранит город от наводнений, жестоких духов и прочих напастей.
По прямой от могилы святой города Дженне до великой мечети — не более двух сотен метров, а кажется будто вся тысячелетняя история города вошла в этот отрезок. Каждый шаг как пять лет по шкале времени. Удивительно, правда? И да, об этом вы не прочтете в lonelyplanet: для этого нужно просто добраться до Дженне, присесть в тени переулка и слушать. Слушать, как кипит местная жизнь…
С проводником Мамаду у мечети.
Наш Мамаду.
Мамаду с женой на рыбном рынке.
Канализация открытого типа.
Внутренний дворик нашего отельчика в судано-сахельском стиле.
Стиль тукулёр.
Марокканский стиль. Сразу видно — упорная семья: 13 детей, но только 4 пацана.
Дженне. Вид с крыши.
Могила Тапама Дженепо.
МалиШесть памятников мировой культуры, которым угрожает исчезновение. Виной тому — глобальное потепление
- Пабло Учоа
- Би-би-си
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Климатические изменения повлияли на запасы высококачественной глины, из которой строят глиняно-наносные сооружения города Дженне
От наскальной живописи юга Африки до египетских пирамид в Долине Нила — человечество на протяжении тысячелетий оставляло свой культурный след на африканском континенте.
Однако экстремальные погодные условия, повышение уровня мора и прочие проблемы, связанные с изменением климата, угрожают этим бесценным памятникам человеческой культуры и цивилизации.
Ученые из Британии, Кении и США заявляют о том, что требуется приложить значительные усилия с тем, чтобы спасти эти памятники.
Как раз недавно работающие в Судане археологи столкнулись с тем, что высокие паводки Нила стали напрямую угрожать древнему некрополю Аль-Баджравия, находящемуся под охраной ЮНЕСКО.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Пирамидам Мероэ в Судане более 2 300 лет
Нил выходит из берегов каждый год, однако местные никогда не видели столь мощного разлива, который случился в этом году.
Авторы нового отчета, опубликованного в журнале «Азания», составили список из нескольких памятников, которые, по их мнению, нуждаются в безотлагательном спасении.
Корраловый порт Суакин, Судан
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,История Суакина тесно связана с морскими путями, пролегавшими по акватории Красного моря
Суакин, расположенный на северо-востоке Судана, когда-то был важнейшим портом Красного моря. Он был основан 3 тыс. лет назад, когда египетские фараоны решили превратить этот идеально расположенный порт в центр торговли и мореплавания.
Позднее выстроенный из кораллов город стал перевалочным пунктом для мусульман, находившихся на пути в Мекку, и играл значительную роль в работорговле, процветавшей в этом регионе.
Позднее он стал частью Оттоманской империи, утеряв свое значение. Сейчас старый коралловый город лежит в руинах.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,На этой фотографии, сделанной в 1930 году, видно былое величие Суакина
Однако, как считает ЮНЕСКО, здесь по-прежнему сохранились чудесные архитектурные образцы — как жилых домов, так и мечетей.
Профессор университета Ист-Англия Джоанна Кларк в настоящий момент пытается с помощью расчетов определить скорость, с которой происходит эрозия зданий и почвы, вызванная повышением уровня моря.
«Что мы знаем точно, так это то, что побережье Красного моря будет подвергаться этому воздействию в ближайшие десятилетия, а это означает, что то, что сейчас еще стоит, будет потеряно [если не предпринимать усилий]», — говорит она.
Старый город Ламу, Кения
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Ламу отличает особая, присущая только этому месту, архитектура
Согласно ЮНЕСКО, старый город Ламу является старейшим и хорошо сохранившимся поселением народа суахили на Восточно-Африканском побережье.
В отличие от многих других городов и поселений этой части побережья, которые приходили со временем в упадок и пустели, в Ламу на протяжении последних 700 лет постоянно жили люди.
Город, как указывает ООН, стал важным центром изучения исламской и суахильской культур.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Ламу также в течение многих веков был большим рыболовецким портом
Однако, как предупреждают специалисты, в Ламу происходит отступление береговой линии, а это означает потерю естественной линии защиты, которую дают дюны и растительность.
Это отчасти связано с повышением уровня моря, однако профессор Кларк также винит сооружение гигантского нового порта к северу от старого города, что разрушает мангровый лес, защищающий остров от наводнений.
«Поэтому большая часть того, что можно назвать нашим «природным наследием», является защитой для культурного наследия. По мере того, как мы разрушаем природное наследие, мы тем самым оголяем и культурные памятники», — говорит профессор.
Прибрежные города на Коморских островах
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Под охраной ЮНЕСКО находятся несколько городов Коморских островов, город Домони — один из них
Вулканический архепелаг Коморы, расположенный в Индийском океане между Мадагаскаром и Африкой, имеет несколько важных памятников культуры, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди них — старый город Муцамуду и дворец, построенный сотни лет назад, которым, по словам профессора Кларк, особо угрожает повышение уровня моря.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Старый город Муцамуду был построен в XIV веке на острове Анжуан, фото — март 2019 г.
Если допустить, что уровень общемирового выброса углерода сохранится на средне-высоком уровне — а это вполне вероятно — то к 2100 году значительная часть африканского побережья будет затоплена — согласно данным исследования.
«К 2050 году Гвинея, Гамбия, Нигерия, Того, Бенин, Конго, Тунис, Танзания и Коморские острова окажутся под существенным воздействием эрозии береговой линии и повышения уровня моря», — сообщается в докладе.
Береговые крепости и замки, Гана
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Пушки крепости Кейп-Кост. Замки и крепости на побережье Ганы были построены в разное время разными народами
Побережье Ганы испещрено хорошо укрепленными торговыми поселениями, сформировавшимися в период между 1482 и 1786 гг., и разбросанными на протяжении 500 км береговой линии.
Замки и крепости были построены в разное время разными заморскими торговцами из Португалии, Испании, Дании, Швеции, Голландии, Германии и Британии.
Они играли важную роль в торговле золотом, а позднее и в становлении работорговли между Африкой и двумя американскими континентами.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Форт Вильямс в Гане также страдает от штормов и эрозии почвы
Однако они расположены в местах, крайне уязвимых перед штормовыми волнами и общим повышением уровня моря.
Одним из наиболее явных примеров подобного рода архитектурных памятников является крепость Принценштайн, расположенная в лагуне Кета на востоке Ганы, но она, по словам профессора Кларк, активно уходит под воду.
Если сравнить нынешние снимки этой крепости с теми, что были сделаны 50 лет назад, то сразу видно, как сильно разрушилось сооружение за эти годы.
Наскальные рисунки долины Твифелфонтейн, Намибия
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Твифелфонтейн был занесен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2007 году
Изменения климата могут повысить влажность даже в сравнительно засушливых районах и создать условия для размножения плесени и микробов.
Именно это и происходит на скалах долины Твифелфонтейн в Намибии, где во времена неолита были созданы тысячи наскальных рисунков.
ЮНЕСКО называет их «превосходным документом, запечатлевшим обряды племен охотников-собирателей, проживавших в этой части юга Африки более 2 тыс. лет назад».
Но все это может быть утеряно.
Старый город Дженне, Мали
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Соборная мечеть в Дженне построена из глины, добытой в реке Нигер
Около 2000 глиняных домов Дженне являют собой нечто вроде визитной карточки Мали.
Люди здесь проживают с 250 года до н.э. Когда-то Дженне был важной частью транссахарской золототорговли. А в XV-XVI вв. он стал одним из центров распространения ислама в Западной Африке.
Как все подобные глиняно-наносные конструкции, здания здесь необходимо регулярно подстраивать и реставрировать, однако изменения климата резко сократили запасы высококачественной глины, которую испокон веков использовали местные жители.
А сокращение их доходов из-за неурожая привело к тому, что они стали прибегать к использованию более дешевых материалов в строительстве, что «радикальным образом меняет внешний вид старого города» — утверждают специалисты.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Более дешевый строительный материал, который стали использовать местные для реконструкции глиняных домов, стал менять облик древнего Дженне
Профессор Кларк говорит, что климатические изменения имеют обыкновение умножать уже существующие проблемы.
«Они имеют непрямое воздействие, что, возможно, даже более опасно, чем прямое», — говорит профессор.
Пещерный комплекс Лаас-Гааль
Некоторые страны лучше справляются с тем воздействием, которое оказывает климат и его изменения на памятники старины.
Египет, к примеру, расположен в низовьях и постоянно на протяжении последних десятилетий находится под угрозой затоплений, однако страна неплохо подготовлена к подобного рода проблемам.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Пещерный комплекс Лаас-Гааль в Сомалиленде: на стенах рисунки охотников, длиннорого скота, а также антелопы, жирафов и слонов. Фото — июнь 2017г.
А есть места, как, например, самопровозглашенная республика Сомалиленд, где находятся некоторые древние наскальные рисунки, которые остро нуждаются в охране и сохранении.
По словам профессора Кларк, там с археологической точки зрения находятся совершенно потрясающие памятники, о которых мало что известно и которые, по ее словам, могут сгинуть и никто о них не узнает.
Фото публикуются с соблюдением всех авторских прав
★ Великая мечеть Дженне — cтатьи о мечетях .. Информация |
1. История.
(History)На протяжении нескольких столетий, Дженне был рыночным центром, но и важным звеном транссахарской золотоколоса. В XV-XVI веках город стал одним из мест, где был распространен ислам во всей Африке.
Первая мечеть в городе была, вероятно, построена между 1200 и 1330 лет. самые ранние документы, в которых упоминается мечеть, является «Тарих ас-Судан» Абд аль-сади, в которой рассказывается о ранней истории, предположительно из устной традиции, которые существовали в середине XVII века. Тарих утверждает, что султан Kumburu стал мусульманином, и его дворец был демонтирован, а территория была превращена в мечеть. он построил еще один дворец для себя возле мечети на Востоке. его непосредственный преемник строил башни мечети при следующих Султана построили окружающую стену.
Нет другой письменной информации на большие мечети нет, пока французский исследователь Рене Кайе Rene Caillie (Рене Caillie) не посетил Дженна в 1828 году не пишите: «в Дженне мечеть построена из земли, увенчанный двумя массивными, но не высокими башнями он грубо построенные, хотя и очень большая-она бросила на тысячи ласточек, которые вьют гнезда. это вызывает очень неприятный запах, который, по обычаю читать молитвы в небольшой внешний двор стал общим».
За десять лет до визита Рене Кайе Фулани правитель Секу Амаду начал войну и захватил город. Секу Амаду, вероятно, не одобрил существующие мечети и разрешил ей пойти на спад. это было здание, что увидел Кейли. Секу Амаду также закрыты все маленькие мечети по соседству. Между 1834 (И 1834) 1836 лет Секу Амаду построена новая мечеть к востоку от существующей мечети на месте бывшего дворца. в новой мечети был большой низкий дом без башни и украшения. французские войска во главе с Луи Arcanorum Louis Archinard (Луи Archinard) захватили Дженне в апреле 1893 года. вскоре после этого французский журналист Феликс Дюбуа Felix Dubois (Феликс Дюбуа) посетил город и описал руины старого мечеть. во время своего визита в область внутри разрушенная мечеть использовалась в качестве кладбища. В своей книге 1897 года «Загадочный Тимбукту» Tombouctou la Mysterieuse (Томбукту-Ла-дизайнер) Дюбуа положить план и чертеж, как он представлял себе мечеть, прежде чем она ушла.
На строительство нынешней мечети кафедральный собор трех лет и закончилось в 1907 году в 1909-м. за строительными работами руководил масонами Гильдии города Дженне. В то время, Дженне был частью колонии французская Западная Африка, французская предложил политическую и экономическую помощь для строительства мечети и медресе. рядом мечеть была построена из прессованной глины, песка и воды. он был построен на трех-метровой платформы на месте, где в XIII-XIV века здесь располагалось старое здание мечети. площадь здания достигает 75×75 м, а высота центральной башни составляет около 16 м.
Мечеть недавно была электрифицирована. В некоторых местах оригинальная поверхность мечети покрыты плиткой, уничтожили его исторического облика, а иногда даже поставить под угрозу структурную целостность здания. мечети сопротивлялись модернизации, которое состоялось в 1990-х лет.
Как полагают многие архитекторы, мечеть в Дженне является величайшим архитектурным достижением Судано-Сахельского стиля, хотя с определенными исламскими влияниями. вход в мечеть открыт только для мусульман. это предупреждение информационных досках у входа. это правило касается и почти все мечети Мали.
Великая мечеть в Дженне, Мали
Даже если вы примете мечеть 1907 года как новую «оригинальную», достойную по-своему наследию, по заказу Собора Парижской Богоматери в Париже, возникают проблемы, потому что здание все еще меняется. Климат в Мали — длинные жаркие и засушливые участки, нарушенные проливными дождями — суров для кирпичной архитектуры. Трещины и протечки быстро развиваются и разрастаются. Таким образом, каждый год с момента постройки Великой мечети она требовала повторного обмазывания грязью, которую жители Дженне проводят в рамках фестивального мероприятия, называемого Crepissage de la Grand Mosquée.
Репликация, или реконструкция, сохранила структуру, но также со временем слегка изменила ее, округляя и смягчая ее контуры, придавая ей расплавленный, биоморфный вид — визуальный эквивалент малийского ислама, как говорят некоторые — настойчиво мощный, но жесткий.
Что еще более важно, скопившиеся слои штукатурки постепенно ослабили структуру. В 2006 году Фонд Ага Хана по культуре, базирующийся в Женеве и уполномоченный сохранять земляную архитектуру, объявил мечеть об опасности обрушения и начал масштабную реставрацию, которая снова изменила форму: кривые и неровности стали четкими модернистскими углами и прямыми линий.
Кроме того, персонал Ага Хана попросил остановить повторную штукатурку до завершения реставрации. С точки зрения работы это имело смысл, но имело социальные последствия. Дженне внезапно лишили не только гражданского праздника и столь необходимой туристической приманки, но и духовной зарабатывания денег: ремонтируя свою мечеть, горожане из года в год получали благословение — бараку.
Многие жители города поднимают горячие жалобы на статус ЮНЕСКО, который с момента его вступления в силу в 1988 году по закону запрещает жителям исторической зоны модернизировать свои дома, а также на традиционный облик Треста Ага Хана.В то же время для людей, которые посещают мечеть и собираются в молельных залах цвета печенья, гнев и эстетика уступают место преданности.
Для западного посетителя, который знал мечеть только по фотографиям и большую часть жизни мечтал ее увидеть, в свете полной луны и на рассвете она выглядела несколько иначе, чем ожидалось, но иначе великолепной. , своего рода архитектурная галлюцинация, сделанная из общей африканской земли.
Большая мечеть Дженне: Грязевая архитектура
Главный фасад | Большая мечеть Дженне
Великая мечеть Дженне, расположенная в Дженне, Мали, в пойме реки Бани, датируется 1907 годом.Здание считается одним из величайших достижений судано-сахелианского архитектурного стиля. Первая мечеть на этом месте была построена примерно в 13 веке как центр общины Дженне; это одна из самых известных достопримечательностей Африки.
Великая мечеть Дженне Техническая информация
Репастеринг, или реконструкция, сохранил структуру, но также со временем слегка изменил ее, округлив и смягчив контуры, придав ей расплавленный, биоморфный вид.
— Малийский архитектор
Большая мечеть Дженне Фотографии
Улицы у Большой мечети Дженне
Главный фасад | Большая мечеть Дженне
Главный фасад | Большая мечеть Дженне
Вид с воздуха | Большая мечеть Дженне
Существенность | Большая мечеть Дженне
Как и сотни других зданий в Дженне, Большая мечеть построена из глины. Он был построен в 1907 году, но глиняная архитектура города восходит к XIV веку.Архитектор Исмаила Траоре, главный каменщик города и мусульманин, использовала традиционные материалы, в том числе вставки из стволов пальм, которые щетинятся на фасаде.
Стены Великой мечети сделаны из обожженных на солнце глиняных кирпичей (называемых ферей), песка и раствора на основе земли и покрыты штукатуркой, которая придает зданию гладкий, скульптурный вид. Стены здания украшены связками палочек из пальмы Родье (Borassus aethiopum), называемыми торонами, которые выступают примерно на 60 см (2,0 фута) от поверхности.Торон также служит готовыми лесами для ежегодного ремонта. Керамические полутрубы также отходят от линии крыши и направляют дождевую воду с крыши в сторону от стен.
Мечеть построена на платформе размером примерно 75 м × 75 м (246 футов × 246 футов), поднятой на 3 метра (9,8 футов) над уровнем рынка. Платформа предотвращает повреждение мечети при разливе реки Бани. К нему ведут шесть лестниц, каждая из которых украшена вершинами. Главный вход находится с северной стороны здания.Внешние стены Великой мечети не совсем ортогональны друг другу, поэтому план здания имеет заметные трапециевидные очертания.
Молитвенная стена или кибла Великой мечети обращена на восток в сторону Мекки и выходит на городской рынок. В кибле доминируют три большие коробчатые башни или минареты, выступающие из главной стены. Высота центральной башни составляет около 16 метров. Конусообразные шпили или вершины каждого минарета увенчаны страусиными яйцами.Восточная стена имеет толщину около метра (3 фута) и усилена снаружи восемнадцатью пилястрами, похожими на контрфорсы, каждая из которых увенчана вершиной. Углы образованы контрфорсами прямоугольной формы, украшенными тороном и увенчанными вершинами.
Молельный зал размером примерно 26 на 50 метров (85 на 164 фута) занимает восточную половину мечети за стеной киблы. Покрытая грязью крыша из пальм Родье поддерживается девятью внутренними стенами, идущими с севера на юг, которые пронизаны остроконечными арками, доходящими почти до самой крыши.
Эта конструкция создает лес из девяноста массивных прямоугольных столбов, которые охватывают внутренний молитвенный зал и сильно сужают поле обзора. Небольшие окна неправильной формы на северной и южной стенах пропускают внутрь холла мало естественного света. Пол состоит из песчаной земли.
Связки пальмовых палочек Родье, встроенные в стены Великой мечети, используются для украшения и строительных лесов для ежегодного ремонта. Каждая из трех башен в стене киблы имеет нишу или михраб в молитвенном зале.Иман проводит молитвы из михраба в большой центральной башне. Узкий проем в центральном потолке михраба соединяется с небольшой комнатой, расположенной над уровнем крыши башни. Раньше глашатай повторял слова имама жителям города. Справа от михраба в центральной башне находится вторая ниша, кафедра или минбар, из которой иман произносит свою пятничную проповедь.
Башни в стене киблы не содержат лестниц, соединяющих молитвенный зал с крышей. Вместо этого на крышу ведут две квадратные башни с лестницей. Одна ступенька расположена в юго-западном углу молитвенного зала, а другая, расположенная рядом с главным входом с северной стороны, доступна только снаружи мечети. Небольшие вентиляционные отверстия в крыше увенчаны съемными перевернутыми чашами для обжига, которые, когда их снимают, позволяют горячему воздуху выходить из здания и таким образом проветривать внутреннее пространство.
Внутренний двор к западу от молитвенного зала размером 20 м × 46 м (66 футов × 151 фут) с трех сторон окружен галереями.Арочные проемы украшают стены галерей, выходящих во двор. Западная галерея предназначена для использования женщинами.
Несмотря на то, что с момента постройки фасада в 1907 году здесь регулярно проводится техническое обслуживание, в дизайн были внесены лишь небольшие изменения. Вместо единой центральной ниши михрабская башня изначально имела пару больших ниш, перекликающихся с входными арками северной стены. В мечети также было намного меньше торонов, без угловых контрфорсов. Из опубликованных фотографий видно, что в начале 1990-х к стенам пристроили два дополнительных ряда торонов.
Большая мечеть Дженне ПланыВысота | Большая мечеть Дженне
Раздел | Большая мечеть Дженне
План этажа | Большая мечеть Дженне
Грязная архитектура Галерея изображений СвязанныеСамое большое в мире строение из глиняного кирпича
Во всем мире культовые сооружения, церкви, синагоги, мечети и храмы предоставили архитекторам возможность создавать масштабные, величественные и чудесные здания.
Где бы ни существовала религия, есть примеры невероятной сакральной архитектуры от величественных соборов Италии до красочных храмов Индии. В каждой стране и регионе мира существуют разнообразные и уникальные религиозные структуры.
В Западной Африке это часто мечети, построенные из местных материалов и спроектированные в уникальном стиле, сочетающем исламскую архитектуру с местной эстетикой и стилем строительства. Ислам был введен в Западную Африку в IX веке торговцами.Большая часть Западной Африки сейчас является исламской.
Мечети — это места поклонения мусульман, их можно найти по всему миру. В Западной Африке эти святые места варьируются от больших белых зданий до глиняных оград без крыш.
Источник: Marco Dormino / FlickrЗамечательная мечеть из сырцового кирпича в Западной Африке
Но есть один особый тип архитектуры мечетей, который заслуживает особого внимания: мечети из сырцового кирпича Западной Африки. Этот уникальный архитектурный стиль возник на пастбищах Сахеля и Судана в Западной Африке.
Мечети построены из сырцового кирпича и укреплены большими деревянными бревнами, которые выступают из фасада здания. Эти профили называются «торон» и служат как украшение, так и своего рода строительные леса для рабочих, которым каждый год ставится задача обновлять поверхность мечети.
Источник: United Nations Photo / FlickrХотя каждая мечеть из сырцового кирпича в Западной Африке отличается в зависимости от того, где она расположена и кем она была построена, все они имеют примерно одинаковую конструкцию: башня, плоская крыша, и двор.
Внутри мечети песчаный пол покрыт молитвенными циновками. Эти большие здания освещаются только светом, проникающим через маленькие окна в потолке. Интерьер мечетей намеренно прост, чтобы не отвлекать прихожан.
Большая мечеть Дженне в Мали
Самая известная из этих мечетей из сырцового кирпича — Великая мечеть Дженне в Мали. Эта огромная мечеть существует в своем нынешнем виде всего сто лет, но первоначальная мечеть, построенная на том же месте, считается датируемой 13 веком.
Первоначальная мечеть была повреждена за долгие годы и в конечном итоге использовалась как кладбище, а не место для молитв. После того, как французы захватили Дженне, они решили восстановить мечеть. Многие утверждают, что именно поэтому мечеть имеет некоторые явно французские черты.
Мечеть расположена на большой глиняной платформе, поднимая здание на десять футов выше уровня земли. Это необычное и внушительное здание из желто-песчаной глины, усеянное деревянными опорами.
Источник: Carsten ten Brink / FlickrФранцузский журналист Феликс Дюбуа, который увидел мечеть вскоре после ее завершения, был потрясен дизайном и предположил, что она «выглядела как нечто среднее между ежом и церковным органом».
Источник: Devriese / Wikimedia CommonsДругой посетитель мечети, американский историк искусства, Жан-Луи Буржуа, думал, что мечеть была исключительно африканской, и преуменьшал влияние Франции на дизайн здания.
Мечеть используется до сих пор, но посетители, не являющиеся мусульманами, могут видеть здание только снаружи.Это ограничение для посетителей было введено в 1996 году, после того как Vogue завершил модную фотосессию в святом месте, что вызвало возмущение местных мусульман.
Боевики поставили под угрозу традицию этого города ремонтировать свою легендарную мечеть. Но местные все равно пошли вперед.
По мере приближения нападений боевиков малийский город Дженне демонстративно продолжает свою ежегодную традицию ремонта своей древней грязевой мечети.
Вечером накануне гробницы, ежегодного ремонта Великой мечети Дженне, Балфади Яро устраивает вечеринку для своих друзей и соседей в городском районе Конофия.
Шаткие пластиковые стулья и столы расположены вдоль извилистых улиц вокруг главной площади Дженне, где мечеть возвышается над низкими домами из сырцового кирпича. Есть тарелки риз ау гра — вкусный рис с мясом и овощами — и охлажденные безалкогольные напитки. Ivorian coupe-decalé Музыка эхом отражается на мягких глиняных стенах.
Дженне, город с населением около 35 000 человек в центральном регионе Мали, известен своей традиционной архитектурой из сырцового кирпича и мечетью, находящейся под защитой ЮНЕСКО.Мечеть высотой пятьдесят два фута, построенная на платформе длиной 300 футов для защиты от наводнений, является крупнейшим в мире зданием из сырцового кирпича. Ежегодное обновление его стен, которое по-французски означает «штукатурка», называется crépissage — это гордый и энергичный ритуал, охватывающий весь город.
(Связано: Эти потрясающие изображения показывают людей, собирающихся вместе, чтобы отремонтировать легендарную мечеть)
«Крепление — самое важное событие года, даже больше, чем Курбан-байрам, знаменующий конец Рамадана, или Табаски, [малийский эквивалент Рождества]», — говорит Яро, 30-летний юрист и ведущий торжества, известного как la nuit de veille.
Сидя под брезентом, натянутым между двумя деревьями ним, Яро наблюдает, как толпа движется по улице. Зрители не уснут, пока не закончится крепис. Веселье укрепит их перед большой задачей завтрашнего дня, утверждает Яро, потягивая безалкогольный напиток. «Сегодня мы празднуем, а завтра мы будем отмечать нашу мечеть и культурное наследие Дженне».
Жители Дженне собираются вместе, чтобы положить новый слой глины на свою мечеть каждый апрель, незадолго до сезона дождей.Крепление — это одновременно и необходимое техническое обслуживание, чтобы стены мечети не высыхали и не осыпались, и тщательно продуманный фестиваль, посвященный наследию, вере и общине Дженне. Но в этом году это также акт неповиновения.
Растущая нестабильность в центральном регионе Мали, подпитываемая межплеменными конфликтами и растущим числом воинствующих и джихадистских групп, эксплуатирующих отсутствие государственных сил безопасности, теперь угрожает Дженне и его священному ежегодному ритуалу. Местные боевики, некоторые из которых связаны с Группой в поддержку ислама и мусульман (JNIM), образованной в результате слияния в 2017 году нескольких экстремистских групп, действующих в Мали, вторглись в города, разрушили рынки и распространили свое влияние в центральной части Мали.
На данный момент Дженне и ее мечеть спасены, но ситуация с безопасностью в регионе продолжает ухудшаться, и на орбите Дженне совершаются все более частые нападения.
«Мы знали, что боевики приближаются к Дженне», — говорит глава города Сиди Йейя Майга у себя дома за день до крепления. Фактически, в этом году городской совет сделал необычный шаг, решив, стоит ли отменить их заветную традицию.
Но в результате коллективного сопротивления они решили, что представление должно продолжаться.
1. Сиди Йея Майга, глава деревни Дженне, в своем доме. Дом Майги, как и большинство других домов в городе, построен из тех же природных материалов, что и мечеть. 2: Вид во двор мечети.Великая мечеть Дженне — это величественное, сюрреалистическое сооружение, напоминающее замок. (Французский журналист и исследователь Феликс Дюбуа в 1911 году описал его как нечто среднее между ёжиком и церковным органом.) Он почти полностью построен из сырцового кирпича, покрытого слоями глины, или banco : глина, смешанная с водой и рисовая шелуха.Впервые он был построен примерно в 13 веке, но к 19 веку превратился в руины и был перестроен в 1907 году. Он считается одним из лучших образцов судано-сахелианской архитектуры. и мечеть, и город вокруг нее являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мечеть имеет три характерных минарета и ряды деревянных шестов, торчащих из ее стен, как зубочистки. Столбы, сделанные из пальм из близлежащего леса Мачина, функционируют как постоянные леса, которые позволяют людям взбираться на стены, чтобы выполнить восстановительные грязевые работы.Жаркий и сухой климат Мали, перемежающийся проливными дождями, плохо переносит грязь, быстро вызывая протечки и трещины. Как и мечеть, кирпичные дома Дженне нуждаются в ежегодном ремонте.
«Без нового слоя банко мечеть рухнет, как и наши дома», — говорит Яро.
Группа мальчиков отдыхает на передней стене мечети после того, как они замешивают грязь, готовясь к блинчикам.Дженне, на краю региона Сахель, обширное пространство засушливых, малонаселенных зарослей кустарников, до которого можно добраться только на пароме через реку Бани.В городе нет асфальта; все улицы засыпаны песком, который ветер часто уносит в дома людей.
«Я постоянно подметаю свой дом, — говорит Нухум Туре, один из 250 каменщиков Дженне. Как и его отец Бакари Туре до него, он является главой гильдии каменщиков. Сухие недели перед сезоном дождей, когда многие люди в Дженне ремонтируют свои дома, являются самым загруженным временем года в Туре.
За день до блинчика он направляется к берегу реки, чтобы проверить грязь, которая оставалась пропитанной в течение 20 дней.Сейчас разгар засушливого сезона, и река превратилась в мелкие лужи и заливы. Круглые бассейны, в которых глина хранится до тех пор, пока не наступит время креплений, похожи на оспины на русле реки.
Грязь поступает вниз по реке и доставляется сюда грузовиками и запряженными ослами. Затем более молодые каменщики разбивают блоки на более мелкие куски и смешивают их с водой. На завершающих этапах в грязь добавляют рисовую шелуху, превращая ее в мягкую и липкую пасту. Рис действует как клей, удерживая грязь вместе и предохраняя ее от растрескивания при высыхании.Затем молодые каменщики несут смесь в плетеных корзинах в ямы перед мечетью, готовясь к мероприятию.
Туре приседает рядом с одним из бассейнов, окунает пальцы в блестящую темную банку и скатывает ее между пальцами, формируя из нее шар.
«Чтобы быть хорошим каменщиком, нужно уметь определять, когда банко готов, просто ощущая текстуру», — говорит он. «Я чувствую мягкость и пластичность».
Он вытирает пальцы от грязи своей темно-зеленой boubou — длинной, свободной традиционной одеждой, которую носят в Западной Африке.
Нухум Туре, великий каменщик Дженне, отдыхает в мечети.Возможно, именно защищенное положение города на острове между берегами рек Бани и Нигер спасло Дженне и его мечеть от вторжения исламистов в 2012 году. После того, как военный переворот оставил вакуум власти на севере Мали, Аль-Каида в Исламском Магрибе (AQIM) и ее союзники, Ансар Дайн и Движение за единство и джихад в Западной Африке (MUJAO) захватили контроль над севером страны и объявил его халифатом.(Вскоре после этого они были вытеснены, но далеко не побеждены с помощью сил Франции и Африканского Союза.)
Но некоторые считают, что есть и другое объяснение. Дженне, на протяжении веков являвшаяся важной остановкой на торговых путях Сахары, сыграла решающую роль в распространении ислама в Африке. Мечеть и известные религиозные лидеры Дженне, называемые марабутами, имеют легендарный статус в регионе. В 2012 году, когда AQIM и ее дочерние компании разрушили древние мавзолеи в Тимбукту, в 300 милях к северу, марабу собрались в тени мечети, чтобы помолиться за город.Согласно преданиям, марабу наложили заклинание на Дженне, чтобы защитить ее.
Когда я разговариваю со стражем мечети, Яя Ньентао, высоким долговязым мужчиной в бежевом бубу, он предполагает, что заклинания марабутов удерживают группы боевиков подальше. «Марабуты действительно очень сильны», — говорит он, стоя под большим потолком мечети, который поддерживается 100 большими колоннами.
В деревне Коро, в 100 милях к востоку от Дженне, многие люди больше не осмеливаются ходить на рынок.
Заклинание, кажется, пока действует. Но хаос приближается. Север Мали долгое время был нестабильным: сепаратистское движение туарегов и несколько вооруженных повстанцев бросили вызов правительству за территорию. Регулярно совершаются нападения на отели, рынки и миротворческие силы ООН. Но отчасти благодаря тому, что государство не заботится об этом районе, в центральном регионе Мали сейчас эскалация насилия. Смертельные столкновения между различными этническими группами из-за ресурсов в центральной части Мали, особенно в регионе Мопти, где находится Дженне, участились.Группы боевиков-джихадистов расширили географию своего присутствия и использовали нехватку сил безопасности для распространения своего влияния.
В марте 2018 года два десятка вооруженных людей на мотоциклах, подозреваемых в принадлежности к джихадистам, разрушили строительную площадку почти завершенной дамбы недалеко от Дженне. Позднее в марте в результате нападения на отель Falasie в городе Бандиагара, примерно в 100 милях от Дженне, погиб по крайней мере один человек. (Ни одна группа не взяла на себя ответственность за нападение на отель.) Но JNIM и, в частности, входящая в его состав группа Фронт освобождения Макина взяли на себя ответственность за серию атак в Мали, многие из которых произошли в центральном регионе.
На другом берегу реки Нигер от Бандиагары в результате нападений и угроз джихадистов закрылись школы. В деревне Коро, в 100 милях к востоку от Дженне, многие люди больше не осмеливаются идти на рынок. Местные боевики грабили людей на дорогах, когда они возвращались с рынка, и появлялись на пятничной молитве, требуя от людей соблюдения «правил», например, прикрытия женщин.
За месяцы и недели, предшествующие креплению, Майга, глава деревни Дженне, получил несколько предупреждений от людей, которые посоветовали ему отложить его. Поэтому он собрал одиннадцать районных советников Дженне и спросил их, считают ли они, что приступить к креплению безопасно.
«Я хотел получить ответ на вопрос, представляют ли вооруженные люди, эти бандиты, реальную угрозу мечети и горожанам», — говорит Майга.
Пока совет обсуждал, Майга обдумывала свои варианты. В конце концов, они почувствовали, что есть только один правильный образ действий. После тщательного обсуждения совет решил провести фестиваль. По словам Майги, разрешив крепежу идти вперед, город дает четкий сигнал боевикам.
«Я знал, что если мы отложим крепление, это будет воспринято как уступка террористам», — говорит Майга.
1. Дженненская мечеть накануне крепленя. 2. Аллея в городе.В Конофии уже далеко за полночь, , но вечеринка Балфади Яро только начинается. Он будет продолжаться сразу после 4 часов утра, когда муэдзин позовет гуляк в мечеть.
«Вечерние вечеринки заставят их подняться еще выше во время крепления», — говорит Яро.
Укладка нового слоя банко на стену мечети — это гонка на вершину между одиннадцатью районами города, в которой молодые люди используют деревянные столбы на стенах мечети, чтобы наклеить штукатурку, когда они поднимаются к округлым минаретам мечети. Как говорит Яро, ухмыляясь: «Как и в жизни, каждый хочет оказаться на вершине».
Во время крепления в каждом районе есть часть мечети, которую нужно отштукатурить, и побеждает команда, которая быстрее всех замажет свою часть мечети. Жители Конофии выбрали Яро своим эмиром: человека, который подстегивает их в соревнованиях.Завтра на Яро будет оказываться давление, чтобы привести Конофию к победе.
Его противником будет эмир густонаселенной Йобукайны, района извилистых улиц позади мечети.
В одном углу вечеринки гудящий генератор освещает стол для VIP-персон, где достойный противник Яро, эмир Йобукайны, Джелика Кантао, сидит под знаменем с надписью «Дженнека Роуз» — названием, которое выбрали окрестности. для своей команды.
Во время крепленья она ведет девочек из Йобукайны к реке, где они собирают воду, чтобы смешать ее с глиной, чтобы предотвратить ее высыхание на солнце.Это единственный день в году, когда женщинам разрешается посещать мечеть.
«Просто принять участие в креплении — это большая честь», — говорит Кантао, ее тщательно уложенные волосы волнообразно накидываются на лоб.
«Вам нужно быть сильным, быстрым и решительным, чтобы выдержать боль, несущую ведра с водой из реки», — говорит она. «Йобукайна — один из самых крупных и сильных районов. У нас много сильных мужчин и женщин. Я уверен, что мы победим ».
Жители несут банко из ям в мечеть перед креплением.Рано утром года в долгожданный день креплений жители Дженне собираются у мечети и ждут, пока Туре, мастер-каменщик, размазывает первую каплю грязи на стене. Это стартовый пистолет.
Толпа ревёт, десятки молодых людей — каменщики, ученики — бегут в мечеть. Мальчики поменьше поднимают деревянные лестницы к стене мечети.
Молодые люди, неся плетеные корзины, полные мокрой глины из ям рядом с мечетью, начинают карабкаться по фасаду, используя лестницы, чтобы добраться до деревянных шестов, выступающих из стен.Опасно садясь на деревянные леса, они собирают большие куски глины и размазывают их по стене.
Ньентао, страж мечети, пробирается сквозь толпу, его карманы полны сладостей для рабочих. Тысячи грязных ног топчут дорожки вокруг мечети. Когда солнце начинает подниматься над Дженне, превращая бесформенные тени в темные силуэты, группа мальчиков и каменщиков атакует минареты с крыши мечети.
Четыре часа спустя утреннее солнце освещает только что оштукатуренную мечеть.Темные влажные глиняные пятна на засохшей грязи придают ей болезненный вид.
Туре весь в грязи — от пластиковых сандалий, которые чудом остались на его ногах, до верха тюрбана. «Думаю, у нас все получилось», — говорит он, сидя в тени мечети. «Обычно мы заново грязем мечеть за два дня. На этот раз нам удалось сделать это всего за один день ».
Чуть позже раздается треск, включаются громкоговорители, затем мэр Дженне, Балфин Яро (не имеет отношения к Балфади), откашливается.Все молча смотрят, как он идет впереди толпы. Он объявляет Дженнеку Роуз командой-победительницей. Джелика Кантао и Йобукайна победили. Победителям присуждается гордость, честь и денежный приз в размере 50 000 западноафриканских франков или около 90 долларов США.
«На деньги, — говорит Кантао, сияя от гордости, — я куплю новые солнечные батареи для района, чтобы нам больше не приходилось жить в темноте».
Дети проходят через яму банко перед мечетью.Великая мечеть Дженне — Мали
Великая мечеть Дженне () — самое большое здание из сырцового кирпича в мире, и многие архитекторы считают его величайшим достижением судано-сахелианского архитектурного стиля, хотя и с явным исламским влиянием.
Великая мечеть расположена в городе Дженне, Мали, в пойме реки Бани. Первая мечеть на этом месте была построена в 13 веке, но нынешнее строение датируется 1907 годом. Это не только центр сообщества Дженне, но и одна из самых известных достопримечательностей Африки. Вместе со всем городом Дженне он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году.
История Великой мечети Дженне
Великая мечеть необычна среди западноафриканских мечетей тем, что ее место не было священным до ее основания — раньше на этом месте располагался дворец. Другие мечети были построены на тех же местах, что и конические, глиняные или каменные шпили, олицетворяющие защитных духов предков.Некоторые исследователи исламской архитектуры, такие как Лабель Пруссен, считают, что эти конические шпили были интегрированы в дизайн мечетей по всей Мали, и указывают на Великую мечеть как на наиболее яркий пример.
На этом месте располагалась мечеть с тех пор, как первоначальное здание было построено по заказу Кои Кунборо в 1240 году, до того, как Дженне стал крупным городом империй Мали, а затем Сонгай. Амаду Лоббо, завоевавший Дженне во время Тукулорской войны, приказал снести оригинальную мечеть в 1834 году. Он считал первоначальное строение, переделанное из дворца, слишком роскошным. Единственная сохранившаяся часть первоначального здания — это ограда с могилами местных лидеров. Воссоздание оригинала было завершено в 1896 году, но впоследствии было снесено, чтобы освободить место для нынешней конструкции.
Строительство нынешней Великой мечети началось в 1906 году и, вероятно, было завершено в 1907 или 1909. Строительством мечети руководил и руководил глава гильдии каменщиков Дженне Исмаила Траоре.В то время Дженне была частью колонии Французской Западной Африки, и французы, возможно, предложили политическую и экономическую поддержку для строительства мечети и близлежащего медресе.
Первоначальная мечеть находилась во главе одного из самых важных центров исламского обучения в Африке в средние века. Тысячи студентов приехали изучать Коран в медресе Дженне.
Во многих мечетях Мали была проведена электрическая проводка и водопровод. В некоторых случаях оригинальные поверхности мечети даже были облицованы плиткой, что разрушило ее исторический облик, а в некоторых случаях поставило под угрозу структурную целостность здания. Хотя Великая мечеть была оборудована системой громкоговорителей, жители Дженне сопротивлялись модернизации в пользу исторической целостности здания. Многие историки хвалили усилия сообщества по сохранению, и интерес к этому аспекту здания вырос в 1990-х годах.
Великая мечеть была закрыта для немусульман после того, как модная фотосессия на крыше и во внутреннем молитвенном зале оскорбила и сочла нарушением предыдущего соглашения с местными лидерами.
Что посмотреть в Великой мечети Дженне
Стены Великой мечети сделаны из обожженных на солнце глиняных кирпичей, называемых ферей, раствора на основе глины, и покрыты глиняной штукатуркой, которая придает зданию гладкий скульптурный вид. Стены имеют толщину от 41 см (16 дюймов) до 61 см (24 дюйма). Толщина варьируется в зависимости от высоты стены: более высокие секции были сделаны толще, потому что основание должно быть достаточно широким, чтобы выдерживать вес. Связки пальмовых ветвей были включены в здание, чтобы уменьшить растрескивание, вызванное частыми резкими перепадами влажности и температуры, и чтобы они служили готовыми лесами для ежегодного ремонта. Стены изолируют здание от жары днем, а к ночи поглощают достаточно тепла, чтобы в мечети было тепло всю ночь. Желоба, сделанные из керамических труб, проходят от линии крыши и направляют отвод воды с крыши в сторону от стен. Молитвенная стена или кибла Великой мечети обращена на восток в сторону Мекки и выходит на городской рынок. В кибле мечети доминируют три больших коробчатых минарета, выступающих из главной стены и имеющих восемнадцать контрфорсов. В каждом минарете есть винтовая лестница, ведущая на крышу, а на вершине каждого минарета находится шпиль конической формы, увенчанный страусиным яйцом.
Половина мечети покрыта крышей, а другая половина — это молитвенный зал под открытым небом или двор. Крышу мечети поддерживают девяносто деревянных колонн, которые охватывают внутренний молитвенный зал. Вентиляционные отверстия в крыше закрыты съемными керамическими заглушками, которые при снятии позволяют горячему воздуху выходить из здания и таким образом проветривать внутреннее пространство. Второй молитвенный зал находится во дворе за крытой мечетью и окружен стенами с севера, юга и запада и самой мечетью с востока.Аркада внутри окружающих стен окружает двор. Стены галереи, выходящие во двор, перемежаются арочными проемами высотой 15 м (45 футов), которые позволяют просматривать или входить во двор из галереи.
Ущерб, причиненный водой, в частности наводнение, был главной проблемой Траоре, когда он планировал строительство. Ежегодное наводнение реки Бани превращает Дженне в остров, а необычно сильные наводнения могут затопить некоторые части города. Великая мечеть была построена на возвышении площадью 5625 м² (62 500 футов²), которое до сих пор защищало мечеть даже от самых сильных наводнений.
Вся община Дженне принимает активное участие в поддержании мечети через уникальный ежегодный фестиваль. Сюда входят музыка и еда, но основная цель состоит в том, чтобы исправить ущерб, нанесенный мечети в прошлом году (в основном, эрозия, вызванная ежегодными дождями, и трещины, вызванные изменениями температуры и влажности). В дни, предшествующие фестивалю, штукатурка готовится в ямах. Чтобы вылечить смесь, требуется несколько дней, но ее необходимо периодически перемешивать, и эта задача обычно выпадает на долю мальчиков, которые играют в смеси, взбалтывая содержимое.Мужчины забираются на встроенные в мечеть строительные леса и лестницы из пальмового дерева и наносят штукатурку на лицо мечети.
Другая группа мужчин несет штукатурку из ям рабочим в мечети. В начале фестиваля проводится забег, чтобы узнать, кто первым доставит штукатурку в мечеть. Женщины и девушки несут воду к колодцам перед праздником и рабочим мечети во время праздника. Работой руководят члены гильдии каменщиков Дженне, а пожилые члены общины, которые уже неоднократно участвовали в фестивале, сидят на почетном месте на рыночной площади и наблюдают за происходящим.
Исторические районы Дженне, включая Великую мечеть, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году. Несмотря на то, что существует множество мечетей, которые старше своего нынешнего воплощения, Великая мечеть остается самым ярким символом города. Дженне и народ Мали.
Факты о Великой мечети Дженне
Примечание. Эта информация была точной на момент первой публикации, и мы делаем все возможное, чтобы обновлять ее, но такие детали, как часы работы и цены, могут быть изменены без предварительного уведомления.Чтобы избежать разочарования, пожалуйста, уточняйте информацию на сайте перед тем, как совершить особую поездку.Список литературы
- Великая мечеть Дженне — Википедия (текст под лицензией GFDL)
Дополнительная информация
Мали: Программа земляной архитектуры | Сеть развития Ага Хана
Примерно к 300 году нашей эры маршруты караванов верблюдов были проложены по всей Западной Африке, связывая города Западной Африки с Европой и Ближним Востоком. Тимбукту, Гао и Дженне — все крупные города вдоль западноафриканских маршрутов — стали важными культурными, а также торговыми центрами.В крупных городах были созданы школы и университеты, построены обширные библиотеки.
Это важное наследие многие годы приходило в упадок. Начиная с 2004 года в рамках государственно-частного партнерства Фонд Ага Хана по культуре (AKTC) начал работу по возрождению центров трех городов в Мали. AKTC начал с восстановления Великих мечетей Дженне и Мопти и мечети Джингрейбер в Тимбукту, а также общественных пространств вокруг них.Реставрация мечети стала наиболее заметной частью многопрофильной программы, направленной на улучшение качества жизни в городах.Эти усилия включали установку новых систем водоснабжения и канализации, мощение улиц, дошкольное образование, профессиональную подготовку, здравоохранение и экономическое развитие.
После завершения реставрации Великой мечети Мопти в 2006 году Траст-фонд реализовал программу восстановления городов, направленную на повышение уровня жизни жителей района Комогуэл.
Несколько общественных пунктов водоснабжения были открыты для увеличения доступа к безопасной чистой питьевой воде; была построена подземная канализация с подключением к отдельным домохозяйствам в этом районе; смонтирована очистная установка неочищенных сточных вод; 4000 квадратных метров улиц были вымощены кирпичом местного производства (из переработанных полиэтиленовых мешков и песка), и была внедрена система сбора твердых отходов. Был построен противопаводковый барьер, способный выдерживать периодические наводнения.
Также были построены информационный центр, в котором находится Центр земляной архитектуры, общественный центр и общественные туалеты. При этом 345 человек прошли обучение строительным технологиям, сантехнике, кладке, производству кирпича, столярным и металлическим работам.
Большая мечеть в Дженне, самое большое здание из глиняного кирпича в мире
Основанный в 800 году нашей эры, город Дженне в центре Мали является одним из старейших городов Африки к югу от Сахары.Расположенный на острове в дельте реки Нигер, Дженне стал естественным центром для торговцев, которые перевозили свои товары, такие как соль, золото и рабов, в Тимбукту и обратно. Со временем Дженне также стал центром исламской науки, и на его рыночной площади до сих пор доминирует красивая Великая мечеть.
Великая мечеть Дженне была построена в 1907 году и считается многими архитекторами величайшим достижением судано-сахелианского архитектурного стиля с явным исламским влиянием. Это также самое большое здание из сырцового кирпича в мире. На этом месте была еще одна гораздо более старая мечеть, построенная примерно в 13 веке, но к 19 веку мечеть пришла в упадок и заброшена тысячами ласточек, которые строят в ней свои гнезда. Когда Секу Амаду завоевал Дженне во время Тукулорской войны, он не одобрил состояние, в котором находилась мечеть, закрыл ее и построил рядом другую мечеть. Когда французские войска под предводительством Луи Арчинара захватили Дженне в апреле 1893 года, он разрушил мечеть Секу Амаду и вместо этого построил на ее месте школу, а первоначальная мечеть была восстановлена в ее нынешнем виде.
Фотография предоставлена
Стены Великой мечети сделаны из обожженных на солнце глиняных кирпичей, называемых ферей, глиняного раствора, и покрыты глиняной штукатуркой, которая придает зданию гладкий скульптурный вид. Стены имеют толщину от 41 см (16 дюймов) до 61 см (24 дюйма), причем толщина зависит от высоты стены. Связки пальмовых ветвей были включены в здание, чтобы уменьшить растрескивание, вызванное частыми резкими перепадами влажности и температуры, и чтобы они служили готовыми лесами для ежегодного ремонта. Стены изолируют здание от жары днем, а к ночи поглощают достаточно тепла, чтобы в мечети было тепло всю ночь. Желоба, сделанные из керамических труб, проходят от линии крыши и направляют отвод воды с крыши в сторону от стен. Чтобы защитить Великую мечеть от повреждений водой, в частности, наводнения реки Бани, вся конструкция была построена на возвышении высотой 3 метра. К входу в мечеть ведет шесть ступенек, каждая из которых украшена вершинами.
Ежегодный ремонт мечети — это почти праздник, и вся община Дженне принимает в этом активную роль. В дни, предшествующие фестивалю, штукатурка готовится в ямах. Чтобы вылечить смесь, требуется несколько дней, но ее необходимо периодически перемешивать, и эта задача обычно выпадает на долю мальчиков, которые играют в смеси, взбалтывая содержимое. Мужчины забираются на встроенные в мечеть строительные леса и лестницы из пальмового дерева и наносят штукатурку на лицо мечети.
Другая группа мужчин несет штукатурку из ям рабочим в мечети. В начале фестиваля проводится забег, чтобы узнать, кто первым доставит штукатурку в мечеть. Женщины и девушки несут воду к колодцам перед праздником и рабочим мечети во время праздника. Пожилые члены общины сидят на рыночной площади и наблюдают за происходящим. Музыка и еда включены во время фестиваля.
Мечеть раньше принимала неверных, но в 1996 году французскому Vogue было разрешено провести в здании модную фотосессию. Бесчувственные фотографии полуобнаженных женщин приводили в ужас мулл, и с тех пор неверующим было отказано в доступе.
Исторические районы Дженне, включая Великую мечеть, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году. Несмотря на то, что многие мечети старше своего нынешнего воплощения, Великая мечеть остается самой известной достопримечательностью Туона и Великой мечети. весь народ Мали.
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Источники: Википедия, Священное место, около
.