Рисунки круговорот воды: Рисунок Круговорот воды в природе

Содержание

роль, схема и этапы гидрологического цикла, рисунок испарения, значение, процесс, причина

Круговорот воды в природе или гидрологический цикл – это сложный процесс, который сопровождается изменением агрегатного состояния воды и перемещением ее между экосистемами планеты. Без него невозможно существование жизни на Земле. Ежегодно с поверхности испаряется около 500х10 в 3 степени км³ воды. Это же объем возвращается на землю в виде осадков.

Основные понятия

О глобальном значении воды написано очень много научных трудов. И по сей день она остается предметом наблюдений, исследований, изучений и даже споров. Но все ученые сходятся в едином мнении – вода бесценный и незаменимый ресурс. Она проникает во все процессы и организмы, существующие на планете, тем самым обеспечивая их полноценное функционирование и делает их живыми.

О происхождении живительной влаги спорят до сих пор. Ученые разделились на два лагеря, придерживающихся двух противоположных теорий – земной горячей и космической холодной. Последняя описывает процесс происхождения воды из куска льда. Несколько миллиардов лет назад на поверхность планеты падали метеориты и кометы, которые принесли с собой органические соединения и влагу. По мнению приверженцев теории, в том месте, где сейчас находится Тихий океан, упал огромный ледяной астероид. Постепенно он таял, и влага из него распространялась по поверхности Земли.

Земная горячая теория основывается на том, что все началось с огромного по размерам газопылевого облака. В нем влага удерживалась с помощью пылевых частиц при высокой температуре – свыше 600 градусов по Цельсию. Затем начался процесс остывания этого облака, и вода стала выделяться и в дальнейшем испаряться.

Гидрологический цикл или круговорот воды в природе – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия Солнца воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков. Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.

Главные этапы круговорота воды в природе

Круговорот воды в природе включает в себя несколько важных этапов:

  • испарение;
  • конденсация пара в атмосферных слоях;
  • выпадение его же в виде осадков;
  • фильтрация через почву;
  • попадание жидкости в подземные потоки;
  • всасывание растениями жидкости из почвы;
  • участие в биохимических реакциях живых организмов.

Этапы круговорота в природе иногда сводятся к минимуму:

  • жидкость испаряется;
  • концентрируется в атмосферных слоях;
  • выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.

Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.

Для круговорота воды в природе также характерны следующие процессы:

  • осадки – это выпадение жидкости в виде дождя, снега, града и тумана;
  • перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
  • сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по поверхности планеты;
  • инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
  • подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
  • испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
  • сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
  • отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
  • адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь атмосферу;
  • конденсация – формирование пара в тучи и облака;
  • испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
  • просачивание – перемещение жидкости сквозь почву под действием гравитации.

Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.

[warning]Если всю жидкость, которая ежегодно испаряется, распределить равномерным слоем по всей поверхности Земли, получится слой толщиной в метр![/warning]

Гидрологический цикл

Разновидности циклов

Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:

  1. Мировой круговорот – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
  2. Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
  3. Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
  4. Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
  5. Глобальный – открытый, включающий в себя все типы.

Круговорот воды в природе — это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.

[warning]За год с поверхности Земли испаряется до 520 000 жидкости и выпадает обратно в виде осадков.[/warning]

Мировой круговорот в природе

Значение круговорота воды в природе сложно недооценить, потому что он:

  • является связующим звеном для всей гидросферы;
  • жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
  • очищает и фильтрует мировой океан;
  • регулирует климат.

Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей. Без воды существование всего живого невозможно. Если по какой-либо причине цикл будет нарушен, это станет настоящей катастрофой для природы.

Как объяснить данное понятие детям

Круговорот воды в природе для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:

  1. Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
  2. Вода живет в океане и реках, а также под землей;
  3. Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
  4. В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
  5. Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
  6. Все повторяется сначала.

Круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе

Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно.

Открытый урок Круговорот воды в природе

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель:1. Познакомить учащихся с состоянием воды, с круговоротом воды. 2. Повторить свойство воды. 3.Повышать познавательную активность детей. 4. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность. 5. Воспитывать бережное отношение к воде.

Тип: комбинированный

Оборудование: cхема «Круговорот воды в природе», карточка со словом «круговорот», рисунки-отгадки, глобус, для опыта : штатив с закреплённым стеклом, спиртовка, колба с водой, карточки с заданиями, тест, интерактивная доска

Ход урока.

1.Организационный момент слайд 1 (1мин 20 сек)

Психологический комфорт (ролик улыбка творит чудеса)

2.Постановка задач урока (2 мин)

Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем? Слайд 2,3

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (вода)

Ролик о воде (в этот момент я говорю о воде)слайд 4 (45 сек)

Воду называют самым большим богатством на земле. Ведь жизнь есть только там где вода. Вода великий художник в природе. Потому что благодаря водяному пару рассеянному в воздухе мы воспринимаем многообразие красок заката и восхода солнца. Вода величайший строитель природы и преобразователь природы. Вода непрерывно изменяет облик земли. Воду называют главным веществом в природе одним из ее чудес.

3. Актуализация прежних знаний (7 мин)

— Какие ассоциации возникают у вас? Слайд 5 (1 мин)

Жидкая Газообразная

Чистая ВОДА Можно пить

Грязная Солёная, пресная

Необходима человеку Моря, океаны

(напечатать на листе слово вода)

— Каково значение воды? -А какие свойства воды вы знаете? Слайд 6 (6 мин)

Свойства воды

Без запаха

Прозрачна

Бесцветна

Текучесть

Растворитель

Испаряемость

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли вода запах?

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт 2. Возьмите стакан с водой и опустите туда монетку. Скажите видна ли она?  Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит?

Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся  в солнечном свете, а также живущим в воде животным.

Опыт 3.– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет? Вывод:  вода  бесцветна.

Опыт 4. – Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан.) – Наблюдайте, что происходит с водой, когда вы несколько ее капель выльете на ровную поверхность. (Она растекается в разные стороны.) – Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)– Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое?

Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется). – Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

Опыт 5. – А теперь насыпьте в стакан с водой немного соли. Аккуратно размешайте.  Скажите ,  что вы заметили?

Вывод: в воде растворяются вещества. Вода растворитель.

Опыт 6. – нагреваем стакан с водой Вывод: испаряемость.

4. Формирование ЗУН (9 мин)

А) Объяснение нового материала (2 мин)

Задача: Рассчитай, сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела приходится 7 кг воды? (Письменные расчёты детей.)

(Глобус) принести глобус слайд 7

-Посмотрите, как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Но больше какого цвета? Голубое –это вода — океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара.

— Вода – самое распространённое в природе вещество. Она покрывает 2/3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1/3 приходится на сушу – горы и равнины.

Б) Вода о себе так говорит: слайд 8, 9 (2 мин)

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

(сценка детей Матюшенко, Салпенова, Шакуанов, Русков) слайд 10

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены и заспорили о том, какое вещество на свете лучше.

Фигурист. Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится, — душу радует.

Щ у к а. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое.

Орел. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое легкое, воздушное, как мои перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах.

Вы догадались, о чём идет речь? (5 мин)

(Вода в природе находится в трёх состояниях — жидком, твёрдом и газообразном) слайд 11

Открываем тетради и записываем число и классная работа слайд 12

и записываем слайд 13

Состояние воды:

1.Жидкое

2.Твёрдое

3.Газообразное

 Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды? ( От температуры)
 Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? ( Это лужи, ручьи, реки, озёра, моря, океаны и т.д.) слайд 14
— Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( Пар ) слайд 15

сообщение о тумане. Слайд 16

Сообщение о тумане.

Туман — Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в воду, образуя мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух. Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман.

 Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги) слайд 17

сообщение о айсберге. Слайд 18

Сообщение о айсберге

А́йсберг с немецкого языка «ледяная гора» — очень большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом ЛомоносовымАйсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.-

Физминутка слайд 19 (1 мин 10 сек)

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.

Можно ли воду назвать путешественницей? Сейчас я расскажу вам сказку.

слайд 20, 22, 23 ролик (6 мин)

Сказка Капли. “Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх”.

— О чем сейчас нам рассказал Капля? Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась)

На доске схема: Круговорот воды в природе

Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”? (Пар)

— Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)-

Слушаем дальше рассказ Капли:

“Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

— Какой процесс описывает Капля? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли) — Во что они превращаются зимой? (В льдинки)

— Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.

Слайд 24

“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.

— В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)

“И приземлилась я в речку, и снова встретилась там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова”.

— Воспроизведите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение). Слайд 25 записываем в тетрадь

— Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

В) Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед).

Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных капелек или ледяных кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не прекращается

Словарная работа слайд 26 – 27 «КРУГОВОРОТ»– Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе. (1 мин)

А теперь пронаблюдаем это на опыте.Слайд 28

Опыт слайд 29 (5 мин)

– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)– Откуда появились капельки воды?(Образовались из пара.)– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)Слайд 30-31

Ролик о круговороте воды в природе слайд 32 ( 1 мин)

Схема «Круговорота воды в природе» слайд 33 (1 мин)

Бережное отношение к воде. (3 мин)

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

“Экономно воду лей, дорожить водой умей”. Социальный ролик слайд 35

Стихотворение Исаев Сафар

В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед, Растает – и снова в поход!

По горным вершинам, Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – Чудо — ВОДА!

5. Рефлексия

А) – Тест слайд 36 (3 мин)

Оцениваем себя и ставим простым карандашом оценки

1.Источник жизни?

А) хлеб, сон, еда

Б) вода.

2.Где все тела находятся в жидком состоянии?

А) лед, река, океан

Б) ручей, дождь, море

3. Все ли эти свойства воды?

А) текучесть, испаряемость, растворитель

Б) хрупкость, текучесть , прозрачность

4.Круговорот воды состоит …

А) из осадков

Б) из испарения, конденсации и осадков

5. Конденсация – это …

А) процесс перехода из газообразного состояния в жидкое

Б) процесс перехода из жидкого состояния в газообразное

Б) (у каждого ученика бумажная «капелька») (2 мин)

-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

Домашнее задание с 54-55 пересказ слайд 38 (1 мин)

Если останется время

В) Кроссворд

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

2.Ночь спит на земле,

а утром убегает.

3. Растет она вниз головой

Растет не летом, а зимой.

Но солнце ее припечет-

Она заплачет и умрет.

4.Рассыпался горох

На семьдесят дорог

Никто его не подберет.

5.Старик- шутник:

на улице стоять не велит,

за нос домой тянет.

6.Я и льдинка голубая

Я и капля дождевая

Я снежинка вырезная

Я по травке разлитая

Кто же я?

7.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная

8.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

узкий кончик в роднике,

а широкий в море.

9.Без крыльев летит

Без ног бежит

Без паруса плывет.

10.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

Практическая работа Приложение

С помощью условных знаков изобрази круговорот воды в природе.

Капелька воды Водяной пар Поток воздуха

Облако Снежинка Ветер

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/259184-otkrytyj-urok-krugovorot-vody-v-prirode

Круговорот воды в природе. 4 класс | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:

ПЛАН УРОКА ПО ПОЗНАНИЮ МИРА ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧ-СЯ С ПРИРОДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ — КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

ЗАДАЧИ:

1. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОДЕ КАК ИСТОЧНИКЕ ЖИЗНИ.

2. ВСПОМНИТЬ АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВОДЬ|.

3. РАССМОТРЕТЬ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

4. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР УЧ-СЯ, РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПОЛНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО И СЛЫШАТЬ ЕГО.

5. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ.

ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ: Долгожданный дан звонок,

                                   Начинается урок.

                                   Всем желаю все понять

                                   И в тетради записать.     

2. ПОБУЖДЕНИЕ.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение большого раздела нашего учебника. Прочитайте его название на доске. Читают: «ВОДА».

-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Каждый из вас назовёт сейчас свою  ассоциацию по цепочке так, чтобы слова не повторялись. При этом слушаем, друг друга внимательно и стараемся не перебивать. Записав число, уч-ся выполняют аналогичную работу в тетрадях по познанию мира.

Вариант ассоциативной карты:

Влага  река  океан   море   ручей   озеро   лужа  жажда  жидкая   испарение  теплая купание   мыться  стирать  лед  холодно  облако  мокро   блестит    влажно умывальник  ванна  фонтан  водохранилище  водопад  водоворот  

Ниагара  водосбор  снежинка   утка гусь фламинго нырок щука судак лягушка тритон крокодил

                                             ВОДА

Пароход лодка катер плот серфинг водные лыжи  шлюпка  бакен  подводная лодка Капитан Немо наутилус  дафнии  циклопы   медузы     кальмары    осьминог кораллы жемчужницы  кит  кашалот  окунь снег   осадки

-Молодцы, ребята! Как много ассоциаций вы назвали! Из нашей ассоциативной карты особенно важны для нас на сегодняшнем уроке следующие слова: осадки, ручей, река,  озеро, море, океан, облако.

-Как вы думаете, почему? Обсудите в паре, группе. Каждая группа представляет свою версию.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ.

-Чтобы быть ближе к версии ученых, ребята, давайте изучим текст учебника «Познание мира-4» на с.53. Направленное чтение. Уч-ся работают с 1 частью текста, читают ее и отвечают на вопрос: Каково значение воды в приводе и жизни человека? 

-Обсудите в парах, группе, общее мнение группы занесите в рабочие тетради тезисно. Далее каждой группе предоставляется право высказать свою точку зрения.

Например:

1. Вода составляет 2\3 поверхности Земли.

2. Вода — источник жизни.                                                 

3. Человек на 2\3 состоит из воды и может прожить без нее лишь 1 неделю;

-Продолжаем работу по второй части текста. Прочитайте 2 часть текста и ответьте на вопрос: Какими необыкновенными свойствами обладает вода? 

-Обсудите в парах, группе, выразите общее мнение группы по этому вопросу в рисунках. Далее каждая группа на листе формата A3 представляет рисунки: «Три состояния воды (жидкая, твердая (лед), газообразная (пар)». По этой же части группы отвечают на вопрос: В чем заключается удивительная способность воды? (в постоянном и непрерывном круговороте)

После этого записываем тему урока в рабочие тетради: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Третью и четвертую части текста читаем, обсуждаем в парах, группе.

-Как схематично можно изобразить круговорот воды в природе? Общее мнение группы учащиеся   изображают на формате A3 (схему-рисунок круговорота воды), спикер группы словесно иллюстрирует и объясняет работу группы.

           

Далее, работа идет по 5 части текста.

-Прочитайте вывод учебника и найдите в нем цепочку прекращений воды, обсудите в парах, группе; если в ней чего-то не хватает, допишите. Общее мнение группы занесите в тетради. Спикер группы докладывает общее мнение.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какими словами, ребята, вы хотели бы дополнить ассоциативную карту?

-Почему так важен в природе процесс круговорота воды?

Домашнее задание по этой теме я предлагаю вам на выбор:

1. выполнить коллаж «Круговорот воды в природе»

2. составить кластер к той ассоциативной карте, которую составляли с вами вместе.

3. написать эссе «Я — вода».

ТЕКСТ

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Вода — самое распространенное в природе вещество. Она покрывает 2\3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1\3 приходится на сушу — горы и равнины! Вода — источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, но нет организмов, которые бы обходились без воды. Тело человека почти на 2\3 состоит из воды. Без воды человек может прожить только одну неделю.

Вода обладает необыкновенным свойством: бывает жидкой, твердей (лед) и газообразной (пар). При этом она переходит из одного состояния в другое — из жидкого в газообразное или твердое и наоборот. Эти превращения связаны с ее удивительной способностью находиться в постоянном и непрерывном круговороте. Под действием солнечного тепла вода морей, океанов, озер и рек нагревается и в виде пара поднимается в воздушные слои. Она испаряется и с поверхности почвы, ее испаряют растения и

животные.

Невидимый глазу водяной пар, поднимаясь до холодных слоев атмосферы, образует облака. Облака перемещаются вместе с воздушными потоками. Из облаков вода в виде дождя или снега возвращается на землю и в океаны. Часть выпавшей воды снова испаряется и поступает в воздушный слой, другая часть накапливается в ледниках; просачивается в землю, питает растения. Поверхность суши покрывается зеленым ковром: шелковой травой, ветвистыми кустарниками и стройными деревьями. Через листья растений вода будет испаряться.

Вода, проникшая на незначительную глубину, выходит на поверхность, в виде родников, стекает в реки. Вода, проникшая в более глубокие слои земли, образует подземные воды. Для их использования роют колодцы, бурят скважины. Попадая на поверхность земли, вода, так или иначе, испарится. 

                           

Таким образом, в природе постоянно происходит круговорот воды, постоянно

сохраняется цепочка осадки-ручей-река-озёро-море-океан-облако  и опять дождь или снег.

Плешаков 3 класс 1 часть. Рабочая тетрадь. Страницы 33, 34

Страницы 33, 34

Превращения и круговорот воды

1. Наш неутомимый Попугай снова составил кроссворд. Все слова в нём — вода. Как она любит загадочные превращения! Угадаешь ли ты все её «маски»?

  • пар
  • лёд
  • дождь
  • облако
  • капля
  • снежинка
  • туман
  • туча

2. Самостоятельно или с помощью учебника заполни таблицу.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка испарение воды. (Частицы воды обозначайте кружочками.)
Посмотрите, что нарисовали другие ребята. Сравните рисунки. Все ли они верные? Какой самый удачный? Расскажите по схематическому рисунку о том, как происходит испарение воды.

4. Нарисуй схему круговорота воды в природе. Сначала выполни рисунок простым карандашом. Проверь себя по учебнику. После проверки можно раскрасить схему. Расскажи по ней о круговороте воды в природе.

С поверхности водоемов и почвы вода в виде пара поднимается вверх.

На высоте в несколько километров воздух холодный. Водяной пар охлаждается там и превращается в капельки воды или маленькие льдинки. Так образуются облака. Облака собираются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает на землю в виде осадков: дождя или снега.

Дождевая вода пропитывает почву и стекает в реки, а из них попадает в моря и океаны. Круговорот замыкается.

5. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини-экзамен. Верны ли эти утверждения? Обведи «Да» или «Нет».

Проверьте в классе свои ответы. Кто сдал экзамен на «отлично»? Кто допустил ошибки?
Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните и напишите верно). 

1. Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном – верное утверждение.

2. Вода превращается в лед при температуре 0°С .
3. Лед и снег – вода в твердом состоянии – верное утверждение.
4. При превращении в лед вода расширяется.
5. Водяной пар-вода в газообразном состоянии – верное утверждение.

Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его:

 


Рисунок на тему гидросфера (69 фото) » Рисунки для срисовки и не только

классный сборник рисунков на тему для срисовки

Водная оболочка земли


Человек и гидросфера рисунок


Гидросфера круговорот воды в природе


Круговорот воды в природе для детей


Воды гидросферы


Круговорот воды рисунок


Малый круговорот воды


Мировой океан воды суши вода в атмосфере


Гидросфера земли


Взаимодействие человека и гидросферы


Гидросфера земли


Плакат на тему гидросфера


Внутриконтинентальный круговорот воды


Состав водной оболочки земли


Гидросфера мировой круговорот воды.6 класс


Круговорот кислотных дождей


Термин мировой круговорот воды


Гидросфера вода в атмосфере


Гидросфера круговорот воды в природе


Источники загрязняющих веществ гидросферы


Океанический круговорот воды в природе


Состав гидросферы схема


Гидросфера и человек презентация


Гидросфера рисунок


Географическая эмблема


Объекты гидросферы


Воды гидросферы


Схема мирового круговорота воды 6 класс


Мировой круговорот воды в природе 6 класс география


Биосфера рисунок


Круговорот воды в природе 5 класс география


Гидросфера мировой круговорот воды


Круговорот отравленной воды


Мировой круговорот воды в природе 6 класс география


Строение гидросферы


Гидросфера земли


Подземные воды гидросферы


Мировой круговорот воды происходит под действием


Состав мирового океана в гидросфере


Презентация на тему гидросфера 6 класс


Воды гидросферы


Гидросфера воды мирового океана воды суши вода в атмосфере


Гидросфера круговорот воды в природе


Вода в атмосфере


Оболочки земли гидросфера


Презентация на тему гидросфера и человек


Мировой круговорот воды 6 класс география


Оболочки земли гидросфера


Круговорот гидросферы


Состав гидросферы


Биосфера гидросфера атмосфера литосфера схема


Гидросфера воды мирового океана воды суши вода в атмосфере


Плакат на тему Биосфера


Атмосфера гидросфера литосфера Биосфера


Организмы гидросферы


Состав гидросферы


Гидросфера рисунок


Мировой круговорот воды это в географии 5


Гидросфера плакат


Вода на земле презентация


Охрана гидросферы


Оболочки земли


Водная оболочка земли


Схема мирового круговорота воды 6 класс


Части гидросферы


Взаимосвязь атмосферы и гидросферы


Географическая оболочка земли литосфера гидросфера


Гидросфера и человек картинки

Урок «Круговорот воды в природе»

Открытый урок в третьем классе по окружающему миру

Учитель начальных классов МБОУ «Братовщинская СОШ»

Водовозова Мария Алексеевна

Дата: 25.10.2019 г.

Тема: Круговорот воды в природе.

Цели: сформировать представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о круговороте воды в природе.

  2. Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

  3. Развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

  4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в парах, в группах.

Планируемые результаты:

Личностныеположительное отношение к процессу познания; интерес к урокам; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; самостоятельно адекватно оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.

Метаредметные:

— коммуникативные УУД: осознавать речь; участвовать в диалоге, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения.

— регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану, планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникновение трудностей, стремиться к их преодолению.

— познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; проводить анализ, сравнение.

Используемое оборудование:

  1. Условные знаки для изображения круговорота воды в природе: капелька воды, водяной пар, облако, снежинка, поток воздуха, ветер.

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технологии проблемного обучения

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологии группового обучения

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Меня льют,

Меня пьют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

Проверка д/з.

— Мы очень много говорили о воде. Давайте повторим всё, что мы уже знаем о воде.

Карточка №1

  1. Беседа

Три состояния воды

К нам в гости пришла Капелька. У нее случилась беда. В путешествии по миру она потеряла своих родственников. Давайте посмотрим на доску и попробуем выяснить, на каком из рисунков родственник Капельки. (Открываем доску, там нарисована вода в разных состояниях. Дети по очереди с помощью магнита прикрепляют капельку к одному из рисунков. В конце делаем вывод – это все родственники Капельки, т.к. это все вода в жидком, твердом и газообразном состоянии).

Ребенок стирает рисунки с доски.

Читаем текст учебника на стр. 55-56 о твердом и газообразном состоянии воды.

Приведите примеры воды в природе в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки).

— При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твердое? (При температуре 0°С).

Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар).

Егор, ты сейчас протер классную доску мокрой тряпкой. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Что случилось с водой? Куда она пропала?

Правильно, она испарилась. Превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

Как вы думаете, Куда деваются лужи после дождя? А из – за чего идет дождь? Как образуются облака? (ответы детей)

Связаны ли эти явления друг с другом?

Дети называют тему урока «Круговорот воды в природе»

  1. Физкультминутка

  2. Работа по теме урока.

Читаем стр. 57 о круговороте воды в природе.

  1. Закрепление изученного материала

  2. Рефлексия

Делимся на группы. Составляем модель круговорота воды в природе.

7. Подведение итогов урока.

— О каких трех состояниях воды вы узнали?

— Что вам показалось наиболее интересным?

(каждый оценивает урок или кулачками вверх или вниз)

Озвучиваем оценки.

Домашнее задание.

Р.т. стр. 33 № 3, 4.

Резерв

1) Проблемный вопрос.

— Подумайте, на каких этапах круговорота вода может загрязняться? (Когда вода ещё находится на земле — в реках, водоёмах).

«Вода. Круговорот воды в природе» 4 класс | Уроки по Познанию мира

«Вода. Круговорот воды в природе» 4 класс