Рисунки о труде: Картинки и пословицы о труде для детей (25 фото) ⭐ memchik.club

водовоз, денщик, бурлак, трубочист, шорник и другие.

Рынок труда не стоит на месте. Одни профессии корректирует технический прогресс, другие уходят в небытие. Какие занятия были востребованы в прошлых столетиях? Офеня, водовоз, денщик… Рассматриваем картины русских живописцев.

Водовоз

Сергей Грибков. Водовоз. 1873

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.


Денщик

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850–1851

Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны.

Их обязанности исполняли водители.

На полотне Павла Федотова изображен обыденный вечер офицера. Предположительно, на картине художник написал самого себя. Прототипом слуги, раскуривающего трубку, стал реальный денщик Коршунов, друг и помощник автора.


Бурлак

Василий Верещагин. Бурлак с шапкою в руке. 1866

Бурлаками называли наемных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым русским художником, изобразившим этот тяжелый труд, был Василий Верещагин. Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.


Офеня

Николай Кошелев. Офеня-коробейник. 1865

Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню.

Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».

Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.

Читайте также:

Трубочист

Фирс Журавлев. Трубочист. 1870-е

Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом.

При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.

Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.


Фонарщик

Леонид Соломаткин. Утро у трактира. 1873

Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином.

С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с помощью которого он зажигал и дозаправлял фонари.


Шорник

Михаил Клодт. Шорник. 1860-е

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.


Бондарь

Сергей Скачков. Бондарь — изготовитель бочек на Руси. 2014. Изображение: артуспех.рф

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.

На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

Урок изобразительного искусства на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус» (люди труда в изобразительном искусстве).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»

Фатежского района Курской области

Урок

изобразительного искусства в 6 классе

на тему

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

(люди труда в изобразительном искусстве).

Учитель изобразительного искусства Варавина Оксана Степановна

г. Фатеж

2014 год

Вид занятия: рисование по представлению.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: на основе ознакомления обучающихся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора развить интерес к профессиям; совершенствовать навыки последова­тельного ведения работы по изображению фигуры человека в движении, создания образа человека любой профессии с помощью линейно-конструктивного построения; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Задача: с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создать образ человека профессии, которая нравится, передав характерное движение фигуры человека.

Оборудование для учителярепродукции (Э. Мане «Флейтист», Э.Дега «Танцовщицы в балетном классе», В.И.Мухина «Рабочий и колхозница»), методические пособия: «Пропорции фигуры взрослого человека», «Этапы выполнения рисунка»; фотографии и рисунки людей разных профессий, выставка книг о разных профессиях, пословицы и поговорки о труде, слайдовая презентация по теме урока, музыкальные произведения.

Оборудование для обучающихся : альбом, графические материалы по выбору обучающихся.

Структура урока

  1. Организационный этап (2 мин.).

1.Приветствие.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

4. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

II. Повторение пройденного материала (5 мин.).

III. Изучение нового материала (7 мин. ).бъяснение нового материалаение фигуры человека.и через линейно- конструктивного построения,сиональной переподготовки) специалис

  1. Сообщение темы урока, постановка цели, задачи урока (1 мин.).

  2. Усвоение новых знаний (6 мин.).

IV. Закрепление полученных знаний и навыков (18 мин.).

1. Выполнение обучающимися упражнения по передаче движения, характерного для человека какой-либо профессии;

2. Выполнение обучающимися устных зарисовок на тему: «Профессия, которая мне нравится»;

3. Перечисление школьниками этапов работы над будущей композицией.

4. Выбор и запись требований, которым должны соответствовать выполненные работы.

5. Практическая работа.

V. Анализ деятельности детей на уроке (6 мин.).

1. Самооценивание работ (1 мин.).

2. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

3. Подведение итогов (4 мин.).

VI. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент .

1.Приветствие.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

3. Выявление отсутствующих.

4. Определение настроения школьников на листах самоконтроля (1 мин.).

Учитель. Перед вами лежат листки самоконтроля. Укажите в них класс, вашу фамилию и имя. В графе, соответствующей вашему настроению в начале урока, поставьте знак « + ». (Обучающиеся выполняют задание).

Учитель. Отложите эти листки в сторону.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. Пользуясь методическими пособиями: «Пропорции фигуры взрослого человека», давайте вспомним, что мы знаем о пропорциях фигуры взрослого человека? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя).


Учитель. Что вы понимаете под словом «модуль», когда мы говорим об изображении человека? Чему равен модуль?

Ученик. Модуль – это единица меры, которой руководствуются при построении фигуры человека.

Учитель. Чему равен модуль?

Ученик. Модуль равен высоте головы человека.

Учитель. Сколько модулей помещается в росте взрослого человека?

(Ответы детей).

Учитель. Сколько модулей – в длине плеча взрослого человека?

(Ответы детей).

Учитель. Сколько модулей – в длине предплечья?

(Ответы детей).

Учитель. Верно ли, что в длине голени взрослого человека помещается 3 модуля?

(Дети называют правильный ответ).

Учитель. Верно ли, что в длине голени взрослого человека – 2 модуля?

(Ответы детей).

Учитель. Кто из вас сможет показать на изображении скелета человека опорные точки, которые нам необходимы при выполнении схематичного рисунка фигуры человека? (Показ опорных точек детьми)та

III. Изучение нового материала .бъяснение нового материалаение фигуры человека.и через линейно- конструктивного построения,сиональной переподготовки) специалис

/Звучит музыкальный фрагмент/.

Учитель, обращаясь к одному из обучающихся класса, просит прочитать тему урока, написанную на доске.

Ученик. Все работы хороши, выбирай на вкус!

Учитель. Что нового узнаете на этом уроке?

(Ответы детей).

Учитель. Что мы с вами выполним во время практической работы?

(Ответы детей).

Учитель. Чему научитесь к концу урока?

(Ответы детей).

Учитель подводит итог сказанному и формулирует цель и задачу урока: «Цель урока: на основе ознакомления с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора создать образ человека любой профессии, совершенствуя навыки последова­тельного ведения работы по изображению фигуры человека в движении.

Задача: с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создать образ человека той профессии, которая вам больше нравится, передав характерное движение фигуры человека».

Учитель.

У меня растут года –

будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Этими словами начинается стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «Кем быть?». Через несколько лет вы тоже будете задавать себе этот вопрос. В мире профессий тысячи. И все они почётны, значимы и нужны. А много ли вы знаете профессий? Давайте проверим. Я буду читать вам стихотворение, а вы назы­вайте профессии, когда я делаю паузу.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет в поле… (тракторист).

Самолетом правит… (летчик).

Клеит книжки… (переплетчик).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Красит стены нам… (маляр).

Столы делает… (столяр).

Песни нам поет… (певец).

Торговлей занят… (продавец).

На станке ткет ткани… (ткач).

От болезней лечит. .. (врач).

Лекарства выдаст нам… (аптекарь).

Хлеб печет в пекарне… (пекарь).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьет… (сапожник).

Нам печку сложит на зиму… (печник).

Обслужит в поезде нас… (проводник).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном… (крановщик).

В машине возит груз… (шофер).

Хлеб убирает… (комбайнер).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает — молодец!

Каждая профессия по-своему хороша. Все люди с детства мечтают о какой-то профессии, стараются о ней много узнать, читают про нее, интересуются всем, что с ней связано, для того, чтобы сделать правильный выбор, стать хорошими специалистами.

Поэтому рекомендую вам прочитать книги, представленные на выставке (С.В. Михалков «Дядя Стёпа», В.В. Маяковского «Кем быть?»).

О труде и профессиях всегда говорили с уважением. Давайте вспомним пословицы, которые сложил русский народ о труде. На доске размещены части пословиц. Постарайтесь, прочитав вслух одну половину пословицы, найти её вторую половину. Кто попробует справиться с этим заданием? Начинаем.

Задание:

  1. а то забота, как ее нет

  2. труд человека кормит

  3. тот не ест

  4. хочешь есть калачи

  5. не то забота, что много работы

  6. и рыбку из пруда

  7. а лень портит

  8. кто не работает

  9. не сиди на печи

10. без труда не вынешь

Правильные ответы:

  1. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

  2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  3. Труд человека кормит, а лень портит.

  4. Кто не работает, тот не ест.

  5. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Художник, как и писатель, поэт рассказывает нам о жизни людей разных профессий. Художник как бы останавливает действие. Лишь одно короткое, но удачно выбранное для картины мгновение может рассказать зрителю о многом и показать нашу жизнь не менее ярко, чем рассказ или повесть писателя.

Давайте посмотрим на репродукции, размещённые на доске.

Какие сюжеты на них изображены?

(Ответы детей).

Учитель. Люди каких профессий изображены?

(Ответы детей).

Учитель. Как вы думаете, какова идея каждой из этих работ?

(Ответы детей).

Учитель. Что помогло авторам создать образы изображённых людей?

(Ответы детей).

Учитель. Какое название вы можете дать каждой из этих работ?

(Ответы детей).

Учитель. К какому виду по типу изображения можно отнести этот портрет?(поясной, в полный рост, групповой, …)

(Ответы детей).

Учитель рассказывает о художниках – авторах изображённых работ (Вера Игнатьевна Мухина – скульптор, автор скульптурной группы «Рабочий и колхозница», Эдгар Дега – французский художник, автор картины «Танцовщицы в балетном классе», Эдуард Мане – французский художник, автор картины «Флейтист».)

Самое важное для художника при изображении человека в движении – найти выразительные положение тела в пространстве, жесты человека.

  1. Закрепление полученных знаний и навыков .

Учитель. Кто из вас сможет, используя характерные жесты, положение тела в пространстве изобразить:

а) кузнеца;

б) строителя;

в) хоккеиста;

г) музыканта;

д) жонглёра.

(Выполнение детьми предложенных заданий. Один обучающийся класса может выполнить только одно задание. После этого учитель показывает детям рисунки художников, на которых изображены названные профессии).

В это же время у доски, на основе предложенных учителем схем, без прорисовки деталей, двое желающих дорисовывают силуэтные изображения людей в движении. Изобразительный материал обучающиеся выбирают самостоятельно. После завершения работы на доске, учитель задаёт вопросы школьнику: «Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить?»

Учитель. Кто хочет рассказать о профессии, которая вам нравится?

Заслушивание устных зарисовок 2 -3 обучающихся. После ответов школьников 2 человека на основе приёма «словесное рисование» (по выбору обучающихся) «рисуют» свою композицию.

Учитель (повторяет задание). С помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создайте образ человека профессии, которая вам больше нравится, передайте характерное движение фигуры человека.

Посмотрите внимательно на этапы работы над будущей композицией, которые изображены на доске. Кто из вас хочет перечислить эти этапы? Ответы детей:

1. Придумать идею и сюжет будущей композиции.

2. Выбрать изобразительные материалы, формат картины и его расположение.

3. Определить композиционное расположение фигуры человека на листе бумаги, выполнив набросок схематичного изображения конструкции фигуры человека в пространстве, пользуясь опорными точками и соблюдая основные пропорциональные отношения.

4. На переднем и дальнем плане изобразить самые большие элементы композиции.

5. Прорисовать очертания основных частей фигуры человека.

6. Наметить все детали композиции. Рисунок не следует перегружать деталями, которые будут мешать общей выразительности силуэта и отвлекать внимание от главного.

7. Проверить соотношение величины частей композиции и завершённость работы.

3 этап 4 этап

5 этап 6 этап

Учитель. Для того чтобы оценить ваши рисунки, давайте вместе с вами назовём требования, которым, на ваш взгляд, они должны соответствовать.

Ответы детей учитель записывает на доске.

  1. Правильное размещение изображения на плоскости листа. (1 балл)

  2. Умение соблюдать этапы работы над рисунком. (1 балл)

  3. Умение выполнять линейно-конструктивное построение на листе бумаги для создания образа человека профессии, которая больше нравится. (1 балл)

  4. Соразмерность пропорций фигуры человека и частей композиции. (1 балл)

  5. Завершённость композиции. (1 балл)

На 20-й минуте урока учитель проводит физкультминутку, которая выполняется детьми стоя.

Учитель. А сейчас физкультминутка! Когда будете её выполнять, наблюдайте за положением ваших рук и ног во время движения.

Как живёшь?

— Вот так! (Показывают большой палец)

— Как идёшь?

— Вот так!

— А бежишь?

— Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

— Ночью спишь?

— Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову)

— Как берёшь?

— Вот так!

— А даёшь?

— Вот так!

— Как молчишь?

— Вот так! (Прикрыть рот ладонями)

— А грозишь?

— Вот так! (Погрозить соседу пальчиком).

Учитель. Какие у вас есть вопросы? Всем понятно задание, которое вы будете выполнять?

Учитель отвечает на вопросы детей. После этого обучающиеся приступают к выполнению практической работы.

В течение практической работы учитель проводит инструктаж обучающихся с целью контроля организации рабочего места, правильности выполнения работы, оказания помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выполнении задания (например: для подкрепления наглядности учитель может показать сходные положения фигур на репродукциях, попросить какого-нибудь школьника принять её)

V. Анализ деятельности детей на уроке.

Учитель. На листах самоконтроля поставьте отметку за выполненную вами работу. При выставлении отметок суммируйте баллы за те требования, которым, по вашему мнению, соответствует ваш рисунок. (Обучающиеся выполняют задание).

Учитель. В графе, соответствующей вашему настроению в конце урока, поставьте знак « + » . (Обучающиеся выполняют задание).

Лист самоконтроля

Ученика (цы)______класса __________________________________

Определи своё настроение

Настроение

Тревожное

Спокойное

Радостное

Начало урока

Конец урока

Отметка ученика

Отметка учителя

Учитель. Отложите эти листки в сторону.

Учитель собирает работы детей и делает выставку работ.

Учитель.

— Кто из вас хочет рассказать о своей работе? ( в случае затруднения школьников, учитель задаёт вопросы. Например: Как называется работа? Человека какой профессии хотели изобразить? Всё ли удалось? Что хотелось бы дополнить? Хотелось ли бы что-то исправить?(Ответы детей).

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Сегодня вы не только узнали много новых профессий, но и научились с помощью линейно-конструктивного построения на листе бумаги создавать образ человека профессии, которая нравится, передать характерное движение фигуры человека. Вы хорошо справились с теми заданиями, которые я вам предложила! (Учитель выставляет и комментирует отметки за работу детей на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Учитель. Домашнее задание: принести репродукция картины с изображение профессии, о которой мы не говорили на этом уроке, рассказать об этой картине.

Картинки к пословицам о труде

Картинки рисунки иллюстрации к пословицам и поговоркам о труде — где много найти?

Какие труды, такие и плоды.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Терпенье и труд все перетрут.

С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без труда жить — только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Работай до поту, поешь в охоту.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Люби дело — мастером будешь.

Слезами делу не поможешь.

Доброе начало — половина дела.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Есть терпение — будет и умение.

Рукам работа — душе праздник.

Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Кончил дело — гуляй смело.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Белые ручки чужие труды любят.

Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.

Торопливость делу не помогает.

Труд кормит, а лень портит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Безделье — мать всех пороков.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

У лодыря что ни день, то лень.

Труд всегда даёт, а лень берёт.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Не бойся работы — пусть она тебя боится.

Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.

Слаще всех плодов — плод человеческого труда.

Больше науки — умнее руки.

Всякий человек на деле познаётся.

Без работы и машина ржавеет.

На миру и работа спорится.

✅‍♂ Пословицы о профессии «235 шт» Поговорки для 1,2,3,4,5 класса

Пастухи  —  за чубы, а волки — за овец
Добрый поваренок на чумичке вши бьет,  а языком тарелки трет
Барин повару не верит, сам по воду едет
У охотника дым густой, да живот пустой;а у рыбака рубаха грязна, да уха горяча
Портной на грош украдет,  а на рубль изъяну сделает
У кузнеца рука легка, была бы шея крепка
 Портной за фасон берет
Агрономову науку надо в амбаре глядеть
На волка помолвка,  а пастух (или:солдат) теленка украл
Без пастуха овцы не стадо
Опрятная кухарка дороже повара
Офицеры в трудностях впереди, а на отдыхе позади
Это рыбаки, что запускают неводы по чужим клетям
У охотников дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха жирна
Добрый портной с запасом шьет
Шестерня — бригадирская езда
Овощи  —  слава докторов и гордость поваров
Пастух рад лету, пчела — цвету, а сирота — привету
Не ученый, да толченый
Плотник стукать охотник
Без клещей кузнец что без рук
Богат мельник шумом
Коровки с поля  —  и пастуху воля

Синица не птица,  прапор не офицер

Пословицы о профессии для детей

 

 

 

Поп поет,  кузнец кует,  а солдат свою службу служит
Длинная (долгая)нитка — ленивая швея
Портной Данило что ни шьет, то гнило
Бригада бригадиром славится
Не нужен ученый, а нужен смышленый
Ошибку офицеру можно простить, а ложь — никогда
Добрый повар стоит доктора
От дегтярного торгаша дегтем и воняет
Не топор тешет, а плотник
Дорог в поле пахарь, а в беседе — бахарь
Шпион вьется, а все — таки кончик найдется
Рыбак — то рыбак, да без невода — то как
Где пахарь плачет (от усильной работы), там жнея скачет
Бригадиру грош цена, коль любитель он вина
Время  —  лучший лекарь
Каковы офицеры, таковы и войска
Подпасок  —  тот же пастух
Голод — лучший повар (переводная с нем. )
Боль врача ищет
Больному помогает врач, а голодному — калач
Он портной: игла дубовая,  а нить вязовая 

У кузнеца что стук, то гривна

Пословицы это мудрость народа

 

 

 

Повар на глаз стряпает, кухарка — на вкус
Умудряет бог слепца,  а черт кузнеца
В пастухи наймешься — весь мир (вся деревня)в долгу
У семи пастухов не стадо
На волка помолвка, а пастух теленка украл
Волка в пастухи поставить
Портной гадит, а утюг гладит
Продавец в красных сапожках ходит (щеголяет)
Маяк моряку, что тропа ходоку
Без пастуха овцы  —  не стадо
У врача лечись, а у умного учись
Портной без портов,  сапожник без сапогов
Нужда научит кузнеца сапоги тачать
Если щука плеснет хвостом перед рыбаком, то ему недолго жить
Пастухи за чубы  —  а волки за овец
Хороший товар (повар) сам себя хвалит
Без клещей кузнец,  что без рук
Переученый хуже недоученого
Худо овцам,  где волк в пастухах
Он все: и повар,  и ямщик,  и с баклажкой сбитенщик
Плохой повар любое кушанье испортит
Нанялся волк в пастухи,  говорит: как быть,  послужить надо
Не боится мельник шуму (им кормится)
У врача лечись, у умного учись
Повар и духом сыт бывает
Столяры да плотники от бога прокляты; за то их прокляли,  что много лес

У одной овечки да семь пастухов (московская семибоярщина)

Пословицы о профессии для школьников

 

 

 

Дешево волк в пастухи нанимается, да мир еще подумывает
Голод  —  лучший повар
На Егорья пастуха окачивают,  чтобы во все лето не дремал

Судья — что плотник: что захочет,  то и вырубит

Не дал бог здоровья — не даст и лекарь
Портной без кафтана,  сапожник без сапогов,  а плотник без дверей
Каков купец (т. е. покупатель), таков и продавец
Ты сударь,  и я сударь,  а кто хлеба пахарь
Нужен не только ученый, но и смышленый
Злой ученый не стоит доброго глупца
Сапер ошибается только один раз
Ученый без практики  —  пчела без меду
Не верит барин повару,  а сам ходит по воду
Не все те повара, что с длинными ножами ходят
У кузнеца — что стукнул,  то гривна
Здоровому врач не надобен
Богат мельник шумом (стуком)
Рыбак рыбака видит издалека
Думает плотник с топором (да писака с пером)
Не все те повара,  у кого ножи долгие
Портной без штанов, сапожник без сапог, а плотник без дверей

Дурной рыбак  —  дурные сети;дурная мать — дурные дети

Пословицы о профессии для родителей и детей

 

 

 

Лен для льноводов — золото:с ним и старые дышат молодо
Тот не моряк, кто с морем не в ладах
Судья что плотник:что захочет, то и вырубит
Дураков стадо  —  пастуха надо
Пока есть земляника в доме  —  врач ненадобен
Ученый без дела, как туча без дождя
Натянулся,  как пиявка. Напился,  как сапожник
Кузнецу, что козлу,   —  везде огород
Сапожник настукался,  портной настегался,  музыкант наканифолился
Слово офицера не расходится с делом
От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки
Врач, исцели себя самого
Не кует железа молот,  кует кузнец
Не веришь повару  —  сам ступай по воду
Он кузнец — что по чужим дворам кует
Моряка на суше не воспитаешь
Не все работа у мельника, а стуку вволю
Повар с голоду не умирает
Он бригадир над женою дома, а в поле как гнилая солома
Сапожник всегда без сапогов
Рыбака кормит сеть
Кузнецом никто не рождается
Отец рыбак,  и дети в воду смотрят

Хороший (добрый)повар стоит доктора

Почитайте пословицы о профессиях

 

 

 

Просился волк в пастухи,  а свинья в огородники
Не кует железа молот  —  кует кузнец
В пастухи наймешься, весь мир (вся деревня)в долгу
По ножницам — зверь портной,  по щетине — зверь чеботарь (рак)
Дешево волк в пастухи нанимается,  да мир подумывает
Офицер молод, а тверд, как молот
Ученый везде почтеный
На бригадира надейся, а сам не плошай, тогда и получишь урожай
У кузнеца рука легка: была бы шея крепка
Нельзя кузнецу не ожечься
Кузнецу,  что козлу — везде огород
Всякий портной на свой покрой
У мельника  —  хлеб, у охотника — мясо
Кузнец коня кует, а лягушка туда же лапу протягивает
Осташи — ершееды,  сапожники,  золотошвеи; волчьи объедки
Мельник не бездельник, хоть дела нет, а из рук топор нейдет
Бригадир без задора, что ворота без запора
Он портной:игла дубовая, а нитка вязовая
Кабы не клин да не мох,  так бы плотник издох 
Топор  —  плотнику кормилец
Г де пастух дурак, там собаки дуры
По ножницам портной, а по щетине — чеботарь
Подпасок тот же пастух

Один в море не рыбак

Почитайте пословицы о профессиях в картинках

 

 

 

Рыбак рыбака далеко по плесу видит
Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии
Дураков в один бы косяк сбить,  да с кнутищем пастуха приставить

Кабы бог послушал худого пастуха,  так бы весь скот выдох 

Не все те повара,  что с длинными ножами ходят (а есть и разбойники)
Голод идет к калачу, а терпенье и боль ко врачу
Г де много пастухов, там овцы дохнут
Шпиона пропустил  —  победу упустил
В разведке не нужен ученый, а нужен смышленый
Наши дураки без пастуха бродят
Плотнику копейку,  подрядчику рубль
Пастух ради лета,  пчела ради цвета
Мельник богат шумом
Недоученый хуже неученого
Если разрыва — травы в кузницу бросить,  то кузнец не может работать
Продавец за товаром,  а купец за накладом
Клин плотнику товарищ (брат)
У кого в семье нет порядку, того бригадиром не выбирай
Верь не болезни, а врачу
На волка помолвка, а пастух теленка съел
Не верь повару,  иди сам по воду
По бойцам и офицера знать
Господин,  что плотник: что захочет,  то и вырубит

По ватаге атаман, по овцам пастух

Посмотрите пословицы о профессиях

 

 

 

Не ворует мельник: люди сами носят
Для того кузнец клещи кует, чтоб рук не ожечь
Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное)
Хорош бригадир  —  хороша и бригада
Ученый (умный)водит, неученый следом ходит
Отец  —  рыбак, и дети в воду смотрят
У одной овечки да семь пастухов
Он портной,  а мастерская его на большой дороге,  под мостом
Овцы и мрут и ягнятся,  а пастухи все жирятся
У пахаря рука черна, да хлеб бел
Пастух ради лета,  а пчела ради цвета
Молоденек — зелененек; просмеешься,  в пастухи наймешься,  а протру
Ученый сын старше неученого отца
Хорошо воюет рядовой  —  офицеру хвала
Ученый дурак хуже прирожденного
Партизана к столу, а предателя к столбу
Волк не пастух,  а свинья (а козел) не огородник
Усопшему мир, а лекарю пир
Без топора не плотник, без иглы не портной
Добрый пастух,  не о себе печется,  о скотине
Портной — вор,  сапожник — буян,  кузнец — пьяница
Поле не меряно,  овцы не считаны,  пастух рогатый (звезды,  месяц)
Схожая братья,  кузнецы,  карманные тяглецы

Бригадир в поле, что капитан в море:как он дело поведет, так оно и пойдет

Посмотрите пословицы о профессиях в картинках

 

 

 

Кому до чего, а кузнецу до наковальни
Ученый водит, неученый следом ходит
Пастухи воруют, а на волка поклеп
Плотник без топора, что изба без угла
Не боится мельник шуму
Слушай агронома  —  будет хлеб и солома
Рыбу ешь,  да рыбака — то не съешь
И не плотник, да стучать охотник
Не тот врач, который лечит, а тот, который сам перенес болезнь
Отец рыбак,  туда ж и дети глядят (и детки туда же глядят)
У кузнеца руки золотые, а у поэта — язык
Пастухи за чубы,  а волки за овец
Клин плотнику товарищ
Грамотей — не пахарь (не работник)
Продавец пожалеет — новокупка не ко двору
Плотники без топоров срубили горенку без углов (горшок)
Пастух рад лету, а сир привету
Пастуху дремать  —  так стада не видать
Один хороший лекарь вылечит скорее, чем сорок плохих
Рыбаку дождь не помеха
Юрий,  праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яични
Шпион слова подхватывает да на ус наматывает
Лекарь свой карман лечит

Кто лечит,  тот и увечит. Лекарь свой карман лечи

 Интересные пословицы о прфессиях

 

 

 

Офицер  —  в доблести пример
Кушанье  —  с поварихи, дрова — с топора
Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит

Где пастух дурак, там и собаки дуры

Ученый идет, а неученый спотыкается
Здоровый врача не требует
Лодыгу в кашу,  а повара взашей (безнего съедим)
Плотнику (работнику) копейку,  подрядчику (нарядчику) рубль
И пастух овцу бьет,  что не туда идет
Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет
Повар и нюхая наестся
Худо овцам, где волк пастух
Кузнец закует,  а поп запоет
Самое главное для офицера  —  это не награда, а то, чтобы он был ее достоин
Земледелец при земле, а рыбак при воде
Плохой пастух, который к волчьему вою глух
Портной без порток, сапожник без сапог
Искусная швея нитки не запутает
Авось и рыбака толкает под бока

Моленик (каравай)пастуху,  крохи — скоту

Пословицы в картинках о профессиях

 

 

 

Люди труда на фотографиях Семёна Фридлянда

Продолжаю выкладывать тематические подборки 1940-1950-х годов фотографа Семёна Фридлянда.



01. Элеватор на реке Дон

02.

03. Тракторист

04.

05. Сахалин, свинцовые рудники

06.

07.

08.

09.

10. Днепропетровск, завод им. Петровского, в доменном цехе

11.

12.

13. Москва, завод Фрезер, старейший кадровик завода А.С. Бакин

14.

15. Казахстан, лов рыбы на Каспии

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25. Газ Бухары, монтаж буровых вышек в Джаркаке

26. Углич, в цехе сыроваренного завода, 1952

27.

28. Караганда, бригадир шахтеров Бушчинский и Абукари Пуаров

29.

30. Украина, Киевская обл., Черкасский р-н, колхоз им. Сталина, бригадир колхозн. строит. бригады Матвей Федорович Любченко, 1950

31. Запорожсталь, операторы, братья Леонид и Григорий Емельяненко, 1956

32. Вновь возникают из руин заводы Запорожья, восстановление завода Днепроспецсталь, 1948

33.

34.

35.

36.

37.

38. Ленинабадский шелкокомбинат, размотка коконов

39. Ленинградский металлургический завод им. Сталина, паротурбинный цех, 1955

40. Москва, на 1-м шарикоподшипниковом заводе

41.

42. Кустанай, на целине

43. Туапсе, лов дельфинов, 1947

44. Черногорские угольные копи, 1954

45.

46.

47. Казань, молодая крановщица в речном порту

48. Водитель самосвала

49. Строительство Волгоградской (Сталинградской) ГЭС

50. Херсонский судостроительный завод, 1950-е

51.

52. Восстановление Киева после войны

53.

54.

55. Москва, на стройке МГУ

Посмотрите также:
БИОГРАФИЯ СЕМЁНА ФРИДЛЯНДА
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ НА ФОТОГРАФИЯХ СЕМЁНА ФРИДЛЯНДА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА НА ФОТОГРАФИЯХ СЕМЁНА ФРИДЛЯНДА
НИЖНИЙ НОВГОРОД НА ФОТОГРАФИЯХ СЕМЁНА ФРИДЛЯНДА


Больше интересного можно найти в КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Урок ИЗО «Тема труда в искусстве ХХ века». 6-й класс

Ключевые слова: Образ трудящегося человека в искусстве 20 века

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • способствовать расширению кругозора учащихся о традициях и новаторстве в искусстве 20 века.
  • формирование у учащихся  представления о теме сельского труда в произведениях художников 20 века: З.Серебряковой, Н.Гончаровой, А.Пластова и др.

Развивающие:

  • формировать умения и навыки в работе с эскизом, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Развивать умение описать и анализировать художественные произведения.

Воспитывающие:

  • воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: комбинированный

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.

Задание: Композиция на темы “Уборка хлеба”, “Поле” — зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.

Материалы: карандаш, бумага, акварель или гуашь – по выбору учащихся.

Зрительный ряд: Презентация “Тема труда в искусстве 20 века”, репродукции картин. Иллюстрации женских, мужских фигур в народной одежде.

Музыкальный ряд: Народные мелодии.

Литературный ряд: Стихи Майкова, Брюсова. Русские народные пословицы

Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением

  1. Оргмомент
  2. Экспозиция (начало действия).
  3. Завязка (разработка и постановка проблемы).
  4. Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
  5. Физкультминутка
  6. Развязка (практическая деятельность учащихся).
  7. Эпилог (афиширование продукта деятельности).
  8. Рефлексия (повторение и обобщение).
  9. Последействие (домашнее задание).

Ход урока

Оргмомент

Экспозиция. Вступительное слово учителя[3]

Из курса 5 класса вы помните, как решена в картинах художников 20-го века Б.М.Кустодиева и Е.В.Честнякова тема осеннего народного праздника после сбора урожая. Художники раскрыли в них лучшие черты русского человека: собранность – стремление жить, трудиться и отдыхать всем миром.

Основной продукт питания хлеб (Божий дар) наделен особым почетом у крестьян. Согласно русскому обычаю гостеприимства, хлебом солью встречали жениха и невесту, “чтобы дом их был полная чаша да деток побольше народилось”. Различная хлебная выпечка – непременный атрибут народных календарных праздников. Традиционно участвуя в обрядах, хлеб как бы являл собой благополучие дома – его счастливую долю.

Завязка. Формулировка темы урока.

—  Давайте попробуем назвать тему нашего урока

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд 1, 2

Называет тему урока — Тема труда в искусстве 20 века

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русских художников 20 века, которые в своих произведениях большое внимание уделяли крестьянскому труду.

Кульминация. Новая тема. Вступительное слово учителя [3]

Настраивает учащихся на выполнение основного задания.

— Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном счете. Главным в искусстве всегда была не столько сама изображаемая действительность, сколько то, как она изображена, как относится к ней художник, к каким выводам он приходит сам и хочет привести других. И если искусство классики выработало некоторые каноны в изображении мира, которыми талантливый художник пользовался талантливо, а бездарный — бездарно, то XX век стал веком новаторства, обновления форм, методов, самих способов отражения мира. Это новаторство во многом связано с главными проблемами времени, часто вырастает из них, из понимания места человека в бушующем мире.
Слайд 3

Диалог об искусстве[1]. (рисунок 3)

Как вы думаете, почему говорили в народе “Хлеб всему голова”?

Созвучны ли жанровые картины и натюрморты художников народной мудрости: “Хлеб на столе: и стол – престол, а хлеба ни куска: и стол — доска”?

— С особым чувством почтения изображают художники крестьян во время полевых работ, подмечая малейшие детали в их облике и действиях. Среди различных сельских работ жатва традиционно считалась наиболее важным праздником в народном календаре. А участники её рядились в лучшее платье с ритуальным орнаментом.

Правдиво с чувством большого уважения к сельским труженикам написали свои полотна:

Слайд 5, 6 (параллельно с демонстрацией картин читается стихотворение)

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Сенокос [2]

Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там — сухое убирают:
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растёт, растёт, как дом…

В ожиданье конь убогий
Точно вкопанный стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Автор: А. Майков

Пластов — великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

“Жатва”, “Сенокос”

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. 

В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.

В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как «грамотный», занимался различными общественными делами. Только во второй половине

Лучшие бесплатные изображения для рисования труда. Скачать из 125 бесплатных рисунков Труда на GetDrawings