Садко иллюстрации к произведению: Былина: Садко (с иллюстрациями) — Сказки Сунгиря

Содержание

Былина: Садко (с иллюстрациями) — Сказки Сунгиря

Главная страница / Былины, мифы и легенды / Русские былины / Былина: Садко (с иллюстрациями)

славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты*.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался**,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:
— Ай же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову

И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного***
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Пошел Садко от Ильменя от озера,
Как приходил Садко во свой во Новгород,
Позвали Садка на почестен пир.
Как тут Садко новогородский
Стал играть в гусельки яровчаты;
Как тут стали Садка попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садко стал похвастывать:
— Ай же вы, купцы новогородские!
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере:
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Как тут-то купцы новогородские
Говорят ему таковы слова:
— Не знаешь ты чуда-чудного,
Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья.

— Ай же вы, купцы новогородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залагайте лавки товара красного.

Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного,
Как тут-то связали невод шелковой
И поехали ловить в Ильмень-озеро.
Закинули тоньку**** в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;

Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли третью рыбку — золоты перья.
Тут купцы новогородские
Отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.

Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.

Потом Садко-купец, богатый гость*****,
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,

Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством,
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.

Говорят настоятели новогородские:
— Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:

На свою бессчётну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!

Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новогородскке
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казне,
О денежках тридцати тысячах:
Как повыкупить Садку товары новогородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.

Ставал Садко на другой день раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд,
Как повыкупил товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту казну.

На другой день ставал Садко раным-рано,

Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:
Вдвойне товаров принавезено,
Вдвойне товаров принаполнено
На тую на славу на великую новогородскую.
Опять выкупал товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту казну.

На третий день ставал Садко раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:
Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу новогородскую.

Как тут Садко пораздумался:
«Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский —
Побогаче меня славный Новгород».

Отдавал он настоятелям новогородскиим
Денежек он тридцать тысячей.

На свою бессчётну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих*;
На те на корабли на черлёные
Свалил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во синё море.

Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость,
Ко своей дружине ко хоробрые:
— Ай же ты, дружинушка хоробрая!
Как мы век по морю ездили,
А морскому царю дани не плачивали:
Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку-сороковку чиста серебра,

Спущайте бочку во сине море.

Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море;
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные,
А корабли нейдут с места на синем море.

Тут его дружина хоробрая
Брала бочку-сороковку красна золота,
Спускала бочку во сине море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные,
А корабли все нейдут с места на синем море.

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Делайте, братцы, жеребья вольжаны**,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спускайте жеребья на сине море:

Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.

Делали жеребья вольжаны,
А сам Садко делал на красноем на золоте,
Всяк свое имя подписывал,
Спускали жеребья на сине море.

Как у всей дружины хоробрые
Жеребья гоголем*** по воде плывут,
А у Садка-купца — ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Этыя жеребья неправильны:
Делайте жеребья на красноем на золоте,
А я сделаю жеребий вольжаный.

Делали жеребья на красноем на золоте,
А сам Садко делал жеребий вольжаный.
Всяк свое имя подписывал,
Спускали жеребья на сине море.

Как у всей дружины хоробрые
Жеребья гоголем по воде плывут,
А у Садка-купца — ключом на дно.

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Видно, царь морской требует
Самого Садка богатого в сине море.
Несите мою чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги гербовый.

Несли ему чернилицу вальяжную****,
Перо лебединое, лист бумаги гербовый,
Он стал именьице отписывать:
Кое именье отписывал божьим церквам,
Иное именье нищей братии,
Иное именьице молодой жене,
Остатное именье дружине хороброей.

Говорил Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Давайте мне гусельки яровчаты,
Поиграть-то мне в остатнее:
Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?

Взимает он гусельки яровчаты,
Сам говорит таковы слова:
— Свалите дощечку дубовую на воду:
Хоть я свалюсь на доску дубовую,
Не столь мне страшно принять смерть во синем море.

Свалили дощечку дубовую на воду,
Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как чёрные вороны.

Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке на дубовой.

Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне,
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садко: во синем море
Стоит палата белокаменная.
Заходил Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
— Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл ещё Садко и третии —
А всё пляшет царь морской во синем море.

Во синем море вода всколыбалася,
Со жёлтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведныих.

Как стал народ молиться Миколе Можайскому,
Как тронуло Садко в плечо во правое:
— Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты! —
Обернулся, глядит Садко новогородскиий:
Ажно стоит старик седатыий.
Говорил Садко новогородский:
— У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть в гусельки яровчаты.

Говорит старик таковы слова:
— А ты струночки повырывай,
А ты шпенёчки повыломай,
Скажи: «У меня струночек не случилося,
А шпенёчков не пригодилося,
Не во что больше играть,
Приломалися гусельки яровчаты».
Скажет тебе царь морской:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красной девушке?»
Говори ему таковы слова:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять скажет царь морской:
«Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,
Выбирай себе девицу-красавицу».
Как станешь выбирать девицу-красавицу,
Так перво триста девиц пропусти,
И друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…
Будешь, Садко, во Нове-граде.
А на свою бессчётну золоту казну
Построй церковь соборную Миколе Можайскому.

Садко струночки во гусельках повыдернул,
Шпенёчки во яровчатых повыломал.
Говорит ему царь морской:
— Ай же ты, Садко новогородскиий!
Что же не играешь в гусельки яровчаты?
— У меня струночки во гусельках выдернулись,
А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося.

Говорит царь таковы слова:
— Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красной девушке? —
Говорит ему Садко новогородскиий:
— У меня воля не своя во синем море. —

Опять говорит царь морской:
— Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,
Выбирай себе девицу-красавицу.

Вставал Садко поутру ранёшенько,
Поглядит: идёт триста девушек красныих.
Он перво триста девиц пропустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил;
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя замуж.

Как прошёл у них столованье почестен пир
Как ложился спать Садко во перву ночь,
Как проснулся Садко во Нове-граде,
О реку Чернаву на крутом кряжу,
Как поглядит — ажно бегут
Его черлёные корабли по Волхову.

Поминает жена Садка со дружиной во синем море:
— Не бывать Садку со синя моря! —
А дружина поминает одного Садка:
— Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова
Тут его дружина сдивовалася:
— Остался Садко во синем море!
Очутился впереди нас во Нове-граде,
Встречает дружину со Волхова!

Встретил Садко дружину хоробрую
И повел во палаты белокаменны.
Тут его жена зрадовалася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарные.

Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей
Именьице — бессчётну золоту казну.
Как повыгрузил со черлёныих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде.

КОНЕЦ

Понравилась сказка? Тогда поделитесь ею с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку
Читайте также сказки:

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1

Два известных героя Новгородской земли — Садко и Василий Буслаев, такие разные по характеру, образу жизни, вдохновляли художников на создание иллюстраций к старинным былинам. А я захотела сравнить эти образы между собой. Но потом, погрузившись в тему иллюстраций с головой, решила все-таки разграничить публикации. Давайте лучше рассмотрим каждого из персонажей в отдельности, но в иллюстрациях абсолютно разных художников.

По сюжету былины Садко писали самые великие художники. Среди них волшебный М. Врубель.

Великий реалист И. Репин, который за образ Садко взял самого «сказочного» художника В. Васнецова.

А я хочу представить иллюстрации, которые крайне близки мне самой. Может быть, они вам давно уже известны, а может, увидев работы этих художников впервые, вы потом начнете узнавать и радоваться им, как встрече с чем-то знакомым и любимым.

Художники Калерия и Борис Кукулиевы из села Палех создали книгу, которая поразила меня еще в детстве. В 1958 году Кукулиевы начали работать над новгородской былиной «Садко», которая явилась настоящей удачей для авторов и принесла им заслуженную славу. В какой технике писали мастера из Палеха, я думаю говорить не надо.

И художник Геннадий Спирин, он иллюстрирует детские книги в своем совершенно уникальном стиле, отталкиваясь от средневековой миниатюры, голландских мастеров и художников эпохи возрождения. Сейчас Спирин — один из лучших мировых художников-иллюстраторов. Вот так он видел Садко и его приключения.

Былина о Садко отличается высоким художественным совершенством. Сюжет такой живописный, а приключения героя настолько необычные, что есть где разгуляться фантазии художников. Пересказывать былину я, конечно, не буду, но немного прокомментирую иллюстрации.

Садко играет на берегу озера, где его слушает зачарованный водяной царь.

Садко вылавливает рыбу-золотое перо и скупает новгородские товары.

Затем отправляется в плавание.

Корабль попадает в бурю и Садко по жребию идет на дно морское.

Попав в палаты Морского царя, наш герой веселит Царя морского игрой на гуслях, пока не порвались струны.

Царь предлагает певцу выбрать жену — одну из дочерей, что означает навсегда остаться в подводном царстве.

А Садко с помощью Святого Николы, покровителя мореплавателей, выбирает земную девушку и благополучно возвращается в родной Новгород.

Вот такие разные работы, почти спорящие друг с другом по манере письма, материалам и приемам. Уникальный стиль Спирина узнаваем во всем мире — это сочетание традиций русского искусства и виртуозное владение техникой акварельной живописи. А Куклиевы — непревзойденные мастера в изысканности и витиеватости палехского узора, в яркости красок, в выразительности поз, движений, изображенных лиц. И все это на одну тему, на один и тот же сюжет.

Красивая былина, в общем-то, на бытовую тему, без особого героизма, битв и подвигов вдохновляла художников разных жанров. Простой человек, смекалистый и талантливый гусляр и купец стал народным любимцем на все времена и брендом города.

И по традиции, я вас приглашаю посмотреть, откуда родом этот герой. Сейчас в Новгороде вы найдете многочисленные упоминания о нем — и в названиях, и в городской архитектуре. В центральном парке находится красивый фонтан — Садко и Волхова. Приезжайте познакомиться поближе с родиной древних былинных персонажей.

👍 Былина: Садко 🐱 | Сказки для детей. Рассказы и сказки с картинками

Сказки » Былины, мифы и легенды » Русские былины » Былина: Садко

Порекомендовать к прочтению:

Страницы: 1 2 3

славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты*.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался**,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:
— Ай же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного***
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Пошел Садко от Ильменя от озера,
Как приходил Садко во свой во Новгород,
Позвали Садка на почестен пир.
Как тут Садко новогородский
Стал играть в гусельки яровчаты;
Как тут стали Садка попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садко стал похвастывать:
— Ай же вы, купцы новогородские!
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере:
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Как тут-то купцы новогородские
Говорят ему таковы слова:
— Не знаешь ты чуда-чудного,
Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья.

— Ай же вы, купцы новогородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залагайте лавки товара красного.

Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного,
Как тут-то связали невод шелковой
И поехали ловить в Ильмень-озеро.
Закинули тоньку**** в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;

Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку — золоты перья.
Тут купцы новогородские
Отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.

Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.

Потом Садко-купец, богатый гость*****,
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством,
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.

Говорят настоятели новогородские:
— Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчётну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!

Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новогородскке
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казне,
О денежках тридцати тысячах:
Как повыкупить Садку товары новогородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.

Ставал Садко на другой день раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд,
Как повыкупил товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту казну.

На другой день ставал Садко раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:
Вдвойне товаров принавезено,
Вдвойне товаров принаполнено
На тую на славу на великую новогородскую.
Опять выкупал товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту казну.

На третий день ставал Садко раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счёта давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:
Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу новогородскую.

Страницы: 1 2 3

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями: Поставить книжку к себе на полку
 Распечатать сказку
Читайте также сказки:

Садко


Садко – имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко – такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец – предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так: 

Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра. Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» — купца. 

Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого: 

Не я, видно, купец богат новгородский –
Побогаче меня славный Новгород.


После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно – царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему: 

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

А. Толстой. «Садко»

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку – скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. 

Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь –
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.

А. Толстой. «Садко»

Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) – летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)… На ту же весну заложи  Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии»

Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци…». И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв. 

Вокруг имени Садко…

В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова – знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики – им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений – чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» – имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш – символ чистой и нежной любви. 

В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан, фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко». 


Литература к статье:

• Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. – М.: Наука, 1978. – С. 148-242. 
• Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. – М.: Советская Россия, 1980. – 80 с.: ил. 
• Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. – Новгород, 1993. – С. 58-61. 
• Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. – М.: Вече, 2007. – С. 99-103. – (Тайны знаменитых городов).

Садко в подводном царстве | Илья Ефимович Репин

О работе:

Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи.

В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».

Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.

Себе в жёны Садко выбирает не писаную красавицу из представляющих ему себя эффектных обитательниц моря, а скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу Чернаву.

На заднем плане изображена золотая рыбка. Именно рыба «золотые перья» в этой знаменитой былине принесла Садко его богатства (это случилось в самом начале фольклорной истории).

Прекрасно одетый, как и подобает богатому купцу, Садко держит в руках гусли, свой «профессиональный» инструмент.

«Садко стоит на дне, мимо него одна за другой проплывают прекрасные представительницы морского дна, а он с восторгом смотрит на них», — комментировал автор эту картину. Ещё цитата (на этот раз «от Крамского»): «Это очень интересная картина, поражающая глубиной фантазии».

Другие названия картины:

«Садко» Ильи Репина — УМБРА

Одна из самых завораживающих и сказочных картин Ильи Репина – это «Садко». Ее художник написал в Париже. Сейчас картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

К моменту работы над «Садко» в жизни Ильи Репина произошло много событий. Художник создал прославивших его «Бурлаков на Волге», получил звание художника первой степени, а еще от Академии художеств – право на шестилетнюю поездку за границу. С женой Верой Алексеевной и дочкой Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, а потом снял квартиру и мастерскую в Париже. Художник признавался, что остался разочарован Римом. Рафаэль ему показался «скучным и устаревшим», а галерей такое множество, что не хватит терпенья «докапываться до хороших вещей».

Увидеть картину «Садко» можно в Русском музее в Петербурге

В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов. Работы своих французских коллег художник посчитал интересными по технике, но лишенными глубокого смысла. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». Для создания работы Репин провел большую работу – он рисовал морскую флору и фауну в Нормандии, делал зарисовки в морском аквариуме в Берлине, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. Интересно, что прототипом главного героя стал Виктор Васнецов, который гостил у художника в Париже.

Портрет художника Виктора Васнецова. Этюд к картине «Садко»

В основе картины – новгородская былина о Садко, который попал в подводное царство. Картина показывает момент, когда морской царь предлагает ему выбрать невесту. Садко приглянулась простая девушка Чернава. По замыслу Репина именно она в картине символизирует Россию.

Голова индийской красавицы. Этюд

Репин писал, что задумал «картину фантастичную, от архитектуры до растений и свиты царя». «Садко» (размер 322,5 x 230 см), действительно, завораживает и погружает зрителя в подводный мир. Картина получилась сказочной. Тем не менее, на Парижском салоне 1876 года успеха она не имела. Зато произведение стало известно в России. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.

Садко в подводном царстве. Эскиз к одноименной картине

8 малоизвестных фактов об Илье Репине

1. Хотя Илья Репин был обеспеченным человеком, но при этом он вел скромный образ жизни. Художник не позволял себе лишних трат. Например, билеты в петербургских трамваях утром стояли пятак, а в дневное время уже гривенник, поэтому Репин старался из мастерской в северную столицу приезжать по утрам. При этом если на себя художник тратил мало, то не жалел денег на благотворительность.

Илья Репин и Федор Шаляпин

2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. За это время супруга подарила художнику четверых детей: дочерей Веру, Татьяну, Надежду и сына Юрия. Супружество, по мнению биографов художника, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие позировать; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. После развода старшие дети остались у отца, младшие перешли жить к матери. Со второй женой 35-летней Натальей Нордман-Северовой Репин познакомился, когда ему было 54 года. Правда, официально женаты они не были. Многих современников удивил выбор художника, потому что его избранница не отличалась красотой. Репина в Нордман привлек талант и оригинальность, которая со временем переросла в странные чудачества, отталкивающие художника. Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, потому что меха – «привилегия зажиточных классов». Нордман умерла в 1914 году. Художник пережил ее на 16 лет.

Илья Репин «Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой

3. Художник под влиянием второй жены стал вегетарианцем, а еще предпочитал спать в холодных помещениях. Иногда из-за этого образа жизни Репина случались комичные ситуации, а некоторые гости даже привозили припасы с собой, а потом тайно от хозяев съедали. Живописец пригласил к себе позировать Ивана Бунина. Но как только писатель узнал, что вместо хорошего ужина его ждет «трава», поспешил откланяться и срочно уехать в Москву по делам.

4. Репину нравились стихи Маяковского. В 1915 году он предложил поэту написать его портрет. В ответ Владимир Маяковский сказал: «А я сделаю ваш». Очень быстро он набросал несколько карикатурных изображений живописца. Репин одобрительно отозвался о рисунках, а один из них ему особенно понравился, художник отметил большое сходство.

Портрет Репина, сделанный Маяковским

5. Однажды Илья Репин попробовал себя и в роли актера. В 1910 году в Петербурге в «Новом театре» шел комедийный спектакль «Ласточка права» по пьесе жены художника Натальи Нордман-Северовой. Репин сыграл в постановке дворника.

6. От постоянных переутомлений у Репина болела правая рука, а потом совсем отказала. Художник научился писать левой. А еще придумал подвесную палитру, чтобы не держать ее в руках. Приспособление крепилось с помощью ремней на пояснице.

Илья Репин придумал палитру, которую ему не нужно было держать в руках

7. По средам художник принимал в своей мастерской в Пенатах под Петербургом всех желающих и устраивал бесплатные вегетарианские обеды. На них часто бывали писатели, артисты. Маяковский позже признавался, что в один из периодов жизни, когда у него не было денег, он выжил благодаря «репинским средам».

8. Репин еще при жизни выбрал место для своей могилы. Ему приглянулся небольшой холмик под соснами. Художник даже попросил знакомого фотографа снять его на месте будущего захоронения. Ильи Репина не стало 29 сентября 1930 года, ему было 86 лет. Художник завещал свою усадьбу в Пенатах (находится в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга) Академии художеств. Сейчас там действует музей-усадьба Ильи Репина.

Интерьеры дома-музея Пенаты

Энциклопедия сказочных героев: «Садко»


Былина «Садко»

Жанр: былина новгородского цикла

Главные герои былины «Садко» и их характеристика

  1. Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
  2. Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
  3. Микола Можайский, православный святой заступник.

План пересказа былины «Садко»
  1. Садко на берегу озера
  2. Садко ловит рыбу с золотыми перьями
  3. Садко богат
  4. Садко покупает новгородский товар
  5. Садко проигрывает спор
  6. Садко снаряжает корабли
  7. Садко бросает жребий
  8. Садко играет для морского царя
  9. Садко выбирает девушку
  10. Садко возвращается в Новгород и стоит церковь

Кратчайшее содержание былины «Садко» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
  2. В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
  3. Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
  4. Садко снарядил корабли и они остановились в море
  5. Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
  6. Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь

Главная мысль былины «Садко»
Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.

Чему учит былина «Садко»
Эта былина учит тому, что музыка — это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.

Отзыв на былину «Садко»
Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко. Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.
Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому

Пословицы к былине «Садко»
Богатство — грязь, ум — золото.
Богатый без щедрости, что пища без соли.
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Краткое содержание, краткий пересказ былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко, у которого из имущества были только гусли яровчатые.
Ходил он по пирам и играл на гуслях. Но вот перестали звать Садко на пиры и стало ему грустно. Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел.
Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась.
А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями.
Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями. Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый.
И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.
Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч.
Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил.
На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.
Понял Садко, что не сможет выкупить все товары. Выкупит московские, привезут заморские. Богаче его оказался Великий Новгород.
На свою казну построил Садко кораблей и стал по рекам и морям ходить.
Вот вышел он в море, волна бьет, ветер дует, а корабли в воде стоят.
Объявил Садко, что надо дань морскому царю уплатить. И бросили в воду бочку серебра. Но не сдвинулись корабли с места.
Бросили бочку золота — стоят корабли, не шелохнутся.
Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко — золотом украшенную. Потонула дощечка Садко.
Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую. Но все равно его дощечка утонула.
Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях.
Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.
На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому.
Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит — Микола Можайский, просит играть перестать.
Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать. А как станет ему царь морской жениться предлагать, не отказываться, да девушку Чернаву выбирать.
Так Садко и сделал. Сломал гусли, перестал морской царь плясать. Предлагает невесту Садко выбрать. Просмотрел Садко много девиц, выбрал Чернаву. Сыграли пир, лег Садко спать.
Просыпается, а он на берегу реки Чернава лежит, в родном Новгороде.
Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил. Рисунки и иллюстрации к былине «Садко»


Бесплатная библиотека потрясающих иллюстраций для вашего проекта

иллюстраций с открытым исходным кодом для каждого проекта, который вы можете придумать и создать. Воспользуйтесь возможностью создания цветных изображений на лету, чтобы они соответствовали идентичности вашего бренда. Просмотреть все: 750+ лучших иллюстраций, вдохновляющих на дизайн посадочных страниц.

Люди работают и сотрудничают Бесплатные иллюстрации

Бесплатный набор векторных иллюстраций сцен и персонажей, которые работают, учатся, печатают текст, разговаривают по телефону, записывают музыку и творчески сотрудничают.

Пакет бесплатных иллюстраций Loomies

Упрощенные милые иллюстрации персонажей для веб-сайтов и экранов приложений. Если вы ищете симпатичных мультяшных персонажей, которые рассказали бы свои истории, не ищите ничего, кроме наших новейших иллюстраций персонажей.

Sapiens Персонаж Бесплатная иллюстрация Builder

Познакомьтесь с Sapiens, красивой библиотекой модульных, основанных на компонентах иллюстраций персонажей, которые можно бесплатно использовать для всех ваших личных или клиентских проектов. Выбирайте из десятков полностью настраиваемых компонентов частей тела, фонов и поз в трех разных стилях, чтобы создавать сотни уникальных комбинаций.

Набор иллюстраций индийского каракули

60 иллюстраций в стиле каракули. Эти векторные иллюстрации представлены в трех форматах файлов: EPS, SVG и PNG.

Big Heads — Легко создавайте персонажей для своих проектов

Объединяйте выражения лиц, одежду, прически и цвета в миллиарды разных уникальных персонажей. Встраивайте их на свой веб-сайт, используйте в своем любимом программном обеспечении для дизайна или импортируйте их из библиотеки React!

Handz — Библиотека 3D-иллюстраций

Это бесплатная библиотека 3D жестов рук на любой случай.Жест 12 рук с 9 цветными скинами и 3 вариантами рукавов.

Clak! — Набор иллюстраций

Набор красивых и сладких линий. Используйте этот набор иллюстраций для любых проектов, от веб-сайтов до приложений.

Румяна — Иллюстрации для всех

Blush позволяет легко добавлять иллюстрации к вашим проектам. Создавайте, смешивайте и настраивайте иллюстрации, сделанные художниками со всего мира.

Иллюстрации удаленной работы

Более 25 бесплатных векторных иллюстраций в форматах SVG, PNG, Figma и AI.

Stories от Freepik — Потрясающие иллюстрации для вашего следующего проекта

Новый проект с иллюстрациями, которые можно редактировать на 100%, разных цветов и стилей. Вы можете оживить их с помощью нашего онлайн-редактора и даже выбрать свой любимый фон.

Иллюстрации Sketchvalley

Нарисованные вручную бесплатные векторные иллюстрации для ваших проектов. Это совершенно бесплатно, без указания авторства и постоянно пополняется новыми иллюстрациями.

Призрачные иллюстрации

Минимальные персонажи и сцены, построенные с использованием чистых штрихов и твердых пространств. Иллюстрации Ghost разработаны с целью дать дизайнерам возможность создавать больше и экспериментировать с иллюстрациями, все тела персонажей, руки и головы взаимозаменяемы.

Retroooo Народные иллюстрации

Векторная библиотека рисованных эскизов, созданная для Adobe Illustrator, Sketch и Adobe Draw. Библиотека Mix-and-Match для тысяч комбинаций.Вдохновленный Пабло Стэнли.

Черные иллюстрации

Красивые бесплатные иллюстрации черных людей для вашего следующего цифрового проекта. Мы создали эти дизайны, от ваших веб-сайтов и веб-приложений до мобильных приложений и т. Д., Чтобы их можно было использовать где угодно и где угодно в множестве различных форматов.

Pixeltrue — бесплатные векторные иллюстрации и анимация

MIT лицензировал иллюстрации SVG в 2 разных стилях, чтобы вы могли использовать их в своем следующем проекте. Используйте иллюстрации в коммерческих целях без указания авторства.Другими словами: вы можете делать с ними все, что хотите.

Оптимизация лабораторных иллюстраций

Мы раздаем эти иллюстрации, чтобы мы могли выслушать ваши отзывы. Ответьте на наш 25-секундный опрос, а затем загрузите 80 иллюстраций.

Open Peeps — библиотека рисованных иллюстраций

Open Peeps — это библиотека иллюстраций, позволяющая смешивать рисунки людей. Библиотека работает как строительные блоки, состоящие из векторных рук, ног и эмоций. Вы можете смешивать эти элементы для создания разных взглядов.Комбинируйте одежду и прически, чтобы добавить чутья, изменять эмоции с помощью различных выражений лица, настраивать сцену с помощью разных поз, включая положение стоя и сидя.

Валентина иллюстрации

Высококачественный бесплатный пакет иллюстраций ко Дню святого Валентина, не требующий лицензионных отчислений, который можно использовать во всех программах для проектирования, таких как Photoshop, Illustrator, Adobe XD и Sketch

Control Бесплатные иллюстрации

Control — это стильная библиотека иллюстраций с 18 персонажами с 3 различными сценами действий для каждой иллюстрации.Все иллюстрации доступны в 2 стилях: сплошные и линейные. Загрузите файлы PNG бесплатно или приобретите пакет и получите доступ к полностью редактируемым файлам AI и SVG

Галерея иллюстраций от ManyPixels

Открытые редактируемые иллюстрации. Каждую неделю открывайте для себя бесплатные иллюстрации, которые улучшат ваши проекты. Используйте их в коммерческих или некоммерческих целях.

Библиотека аватаров ящика

Выберите один из трех различных типов фона и объедините предустановленные объекты.Вы можете выбрать из 84 различных активов! Все ресурсы на 100% векторные и легко настраиваются. Avatar Library — это библиотека Sketch & Figma для создания иллюстраций персонажей

Набор для импульсной иллюстрации

Конструктор векторных иллюстраций с 15 уникальными символами и 88 объектами. В комплект входят символы Sketch и компоненты Figma, которые вы можете комбинировать и создавать свою собственную историю.

Набор иллюстраций Pof-Pof

Набор вдохновляющих иллюстраций для ваших проектов на самые популярные темы пользовательского интерфейса.

Аватары разнообразия

При разработке любого продукта очень важно осознавать существование аспектов разнообразия и культурных особенностей. Вы можете использовать эти активы бесплатно как в личных, так и в коммерческих проектах.

ГЕЕ! ME — 100 персонажей иллюстраций

Требуется отличный набор плоской графики, 100 героев мультфильмов и более 400 самых крутых объектов. Вы можете использовать его в любых дизайнерских или девелоперских проектах.

каракулей.дизайн

Более 100 векторных каракулей, чтобы оживить ваши дизайнерские проекты. Для Sketch и Adobe Illustrator.

иллюстрации — Набор иллюстраций с открытым исходным кодом

Создал все 100 потрясающих иллюстраций за 100 дней работы над иллюстрацией. Вы можете использовать их для создания своих — целевых страниц, мобильного приложения или презентаций.

Phonies от Growww Kit — набор из 8 простых, черно-белых, стильных иллюстраций

Для целевых страниц, мобильных экранов и других редакционных целей.Совместим с: Illustrator, Photoshop, CorelDraw. Доступно в форматах: AI, EPS, PNG, PDF

Smash Illustration — Создавайте уникальные иллюстрации с 45 персонажами и 200 фоновыми объектами

Отличный конструктор иллюстраций с яркими и модными персонажами. Меняя и перекрывая их, вы можете быстро проиллюстрировать идею своего стартапа.

Open Doodles — Бесплатные схематичные иллюстрации

Библиотека схематичных иллюстраций людей, бесплатная для личного и коммерческого использования.

Vector Creator — Создавайте привлекательные иллюстрации в браузере бесплатно

Создавайте яркие иллюстрации бесплатно прямо в браузере, не требуя опыта в дизайне. Используйте 3000+ элементов в 12 стилях, чтобы оживить свой пользовательский интерфейс или социальные сети.

Ой! — Бесплатные иллюстрации для вашего проекта

Ой помогает авторам, которые не рисуют, преодолеть нехватку качественной графики. Загрузите бесплатные иллюстрации от лучших художников Dribbble, чтобы классифицировать свой продукт.

Whoosh — набор иллюстраций

Бесплатные иллюстрации для ваших проектов. Используйте этот набор иллюстраций для любых проектов, от веб-сайтов до приложений.

Fresh Folk — Библиотека иллюстраций людей и предметов

У каждого персонажа есть разные позы, наряды и оттенки кожи. Создавайте широкий спектр сцен с 43 объектами на выбор.

Humaaans: библиотека иллюстраций Mix — & — Match

Смешивайте и сочетайте иллюстрации людей с помощью библиотеки дизайна для InVIsion Studio и Sketch.Создайте свой ремикс. Измените прическу, топы и брюки. Сделано Пабло Стэнли.

Бумажные иллюстрации — библиотека бесплатных иллюстраций

Сделайте свою работу выдающейся с помощью бумажных иллюстраций. Невероятный набор бумажных иллюстраций абсолютно бесплатно как для личного, так и для коммерческого использования.

Глазурь — Бесплатные иллюстрации, для всего

Запоминающиеся продукты, бренды и презентации начинаются с нашей бесплатной библиотеки иллюстраций.

Delesign Иллюстрации

Используйте наши бесплатные дизайны для своего веб-сайта, социальных сетей, блога, информационных бюллетеней по электронной почте и многого другого.

Абстрактные иллюстрации

Погрузитесь в мир abstrakt.design и начните рассказывать другую историю.

Абсурдный дизайн — бесплатные сюрреалистические иллюстрации и векторная графика

Скачать сюрреалистические иллюстрации. Используйте бесплатные векторные изображения для своих целевых страниц, презентаций и приложений. Эти произведения сочетают в себе абсурдность и детскость.

Изометрические — Скачать бесплатно изометрические иллюстрации

Бесплатные векторные изометрические иллюстрации для дизайнеров, стартапов и компаний без указания авторства.

Библиотека Iconspace — Тысячи иллюстраций

Давайте сделаем вашу работу быстрее и эффективнее с помощью нашей высококачественной библиотеки иллюстраций.

Иллюстрации Charco

Набор из 16 иллюстраций, созданных вручную для ваших веб-проектов и приложений. Этот набор включает такие категории, как ошибка 404, отсутствие подключения к Интернету, отсутствие обслуживания, критическая ошибка, страница не найдена, что-то пошло не так, в стадии разработки и многие другие. Вы можете использовать его как для личных, так и для коммерческих проектов.

Ira Design — Создайте свои собственные потрясающие иллюстрации

Используя наши потрясающие градиенты и нарисованные вручную компоненты эскиза. Сделано Creative Tim.

unDraw: красочные иллюстрации

иллюстраций с открытым исходным кодом для каждого проекта, который вы можете придумать и создать. Найдите изображения, которые соответствуют вашим потребностям, и загрузите их. Воспользуйтесь возможностью создания цветных изображений на лету, чтобы они соответствовали идентичности вашего бренда.

Аватары пользователей для Sketch

Набор из 21 аватарки пользователя.Элегантный и чистый аватар для любого проекта. Дизайн Сесиль Л. Паркер.

DrawKit

DrawKit — это коллекция бесплатных, красивых, настраиваемых SVG-иллюстраций, лицензированных MIT, в двух стилях для использования на вашем следующем веб-сайте, в приложении или проекте.

Изометрическая любовь

Симпатичные изометрические объекты для вашего дизайна

Avataaars

Создавайте иллюстрации аватаров в приложении Sketch с помощью этой бесплатной библиотеки. Комбинируйте одежду, прически, эмоции и т. Д.

Stubborn — бесплатный генератор иллюстраций для Figma и Sketch

Бесплатный генератор иллюстраций для Figma и Sketch. Получите возможность создавать своих персонажей, используя символы и стили.

404 Иллюстрации

Модные, готовые к использованию изображения для вашей страницы 404.

Бесплатные иллюстрации от Лукаша Адама

Вы можете использовать эти SVG-иллюстрации для своего веб-сайта, для веб-приложения или просто для своего следующего коммерческого проекта.Другими словами: вы можете делать с ними все, что хотите (лицензия MIT).

Боттс

Создавайте иллюстрации роботов в приложении Sketch с помощью этой бесплатной библиотеки. Комбинируйте рамки, антенны, датчики, аксессуары и цвета. Дизайн Пабло Стэнли. Бесплатно для личного и коммерческого использования.

Оптимизация эмодзи

850 + бесплатные векторные эмодзи. Стиль вдохновлен японским стилем «Каваи» (милый).

Набор мегадудлов

Это коллекция рисованных векторных иллюстраций.Большой векторный пакет с рисованными рисунками для презентаций, социальных сетей, сообщений в блогах и т. Д. Более 160 элементов каракули.

.

Николай Римский-Корсаков | Русский композитор

Николай Римский-Корсаков , полностью Николай Андреевич Римский-Корсаков , (родился 6 марта [18 марта по новому стилю] 1844 года, Тихвин, близ Новгорода, Россия — умер 8 июня [21 июня] 1908 года, Любенск ), Русский композитор, педагог и редактор, который был в своих лучших проявлениях в описательной оркестровке, предлагающей настроение или место.

Британская викторина

Музыкальный этюд

Как называется песня, состоящая из частей других песен?

Молодость и военная карьера

Римский-Корсаков был продуктом многих влияний.Его отец был государственным чиновником либеральных взглядов, а мать была хорошо образована и умела играть на фортепиано. Его дядя был адмиралом российского флота, а его старший брат был морским офицером. От них Римский-Корсаков приобрел интерес к музыке и непреходящую любовь к морю. Когда ему было 12 лет, семья переехала в Санкт-Петербург, где он поступил в военно-морское училище. В 15 лет он начал брать уроки игры на фортепиано и освоил основы композиции. В 1861 году он познакомился с композитором Милием Балакиревым, человеком большой музыкальной культуры, и под руководством старшего человека начал сочинять симфонию.

В 1862 году окончил военно-морскую академию. Вскоре после этого он отплыл на клипере Алмаз в дальнее плавание, стоявшее на якоре в Нью-Йорке; Балтимор, Мэриленд; и Вашингтон, округ Колумбия, в разгар Гражданской войны в США. Поскольку Россия проявляла политическую симпатию к Северу, моряков там тепло встретили. Последующими портами захода были Бразилия (где он был произведен в звание гардемарина), Испания, Италия, Франция, Англия и Норвегия. Корабль вернулся в порт приписки Кронштадт (Кронштадт) в мае 1865 года.Для юного Римского-Корсакова путешествие подтвердило увлечение морем. Водные сцены изобилуют его операми и симфоническими произведениями: океан в Шахерезада (1888), Садко (1898) и Сказка о царе Салтане (1900), и озеро в Легенда о невидимом городе. Китежа и Девы Февронии (1907).

По возвращении в Санкт-Петербург Римский-Корсаков завершил симфонию, начатую перед путешествием, и с большим успехом была исполнена в Санкт-Петербурге.В Петербурге 31 декабря 1865 года, когда композитору был всего 21 год. Следующим его важным произведением было Фантазия на сербские темы для оркестра, впервые исполненное на концерте славянской музыки под управлением Балакирева в Санкт-Петербурге 24 мая 1867 года. Это событие имело историческое значение, так как при рассмотрении концерта, критик Владимир Стасов гордо провозгласил, что отныне и в России есть своя «могучая куча» ( могучая кучка ) отечественных композиторов. Название быстро прижилось и вошло в учебники по истории музыки, в частности, с упоминанием Римского-Корсакова, Балакирева, Александра Бородина, Сезара Кюи и Модеста Мусоргского.Композиторы стали называться The Five, и их цель заключалась в утверждении музыкальной независимости России от Запада. Из пяти Римский-Корсаков был самым образованным и продуктивным; он сочинял произведения во всех жанрах, но наиболее преуспел в области оперы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Учитель, дирижер, редактор

Репутация Римского-Корсакова была настолько высока, что в 1871 году, когда он был еще совсем молодым человеком, он был приглашен преподавать композицию в Санкт-Петербургском университете.Петербургская консерватория. В своем автобиографическом « Хрониках моей музыкальной жизни » (1972 г., первоначально опубликовано на русском языке, 1909 г.) он откровенно признал свою недостаточную квалификацию для этой важной должности; Сам он никогда не посещал систематических академических курсов по теории музыки, хотя и извлек выгоду из бессистемных наставлений Балакирева и профессиональных советов Петра Ильича Чайковского. Стремясь завершить собственное музыкальное образование, в 1873 году он предпринял амбициозную программу обучения, сосредоточившись в основном на контрапункте и фуге.Он закончил учебу в 1875 году, отправив Чайковскому 10 фуг, который объявил их безупречными.

В 1873 году он оставил военно-морскую службу и стал руководителем военных оркестров в качестве инспектора и дирижера. Хотя ему не хватало таланта оркестрового лидера, он достиг отличных результатов в обучении неопытных инструменталистов. Его первое профессиональное выступление на подиуме произошло в Санкт-Петербурге 2 марта 1874 года, когда он дирижировал первым исполнением своей симфонии № 3 . В том же году он был назначен директором Свободной музыкальной школы в Санкт-Петербурге и занимал эту должность до 1881 года. С 1883 по 1894 год он был дирижером концертов в придворной капелле и главным дирижером русских симфонических концертов. между 1886 и 1900 годами. В 1889 году он руководил концертами русской музыки на Всемирной выставке в Париже, а весной 1907 года дирижировал в Париже двумя историческими русскими концертами в связи с балетами Сергея Дягилева.

Римский-Корсаков оказал русской музыке неоценимую услугу как фактический редактор и руководитель уникального издательского предприятия, финансируемого российским промышленником М.П. Беляева и посвящена исключительно изданию музыки русских композиторов. После смерти Мусоргского Римский-Корсаков отредактировал свои партитуры для публикации, радикально изменив то, что он считал неудобными мелодическими и гармоническими прогрессиями Мусоргского, и практически переписал оперу Мусоргского « Хованщина» . Его отредактированная и измененная версия Борис Годунов вызвала резкую критику со стороны модернистов, почитавших оригинальность Мусоргского; но вмешательство Римского-Корсакова позволило опере выжить.Партитура Мусоргского была позже опубликована в 1928 году и несколько раз звучала в России и за рубежом, но в конечном итоге в оперных театрах преобладала более эффективная версия Римского-Корсакова. Римский-Корсаков также редактировал (совместно с композитором Александром Глазуновым) посмертные произведения Бородина.

Наследие

Римский-Корсаков, строгий сторонник художественной дисциплины, также был резким критиком своей музыки. Он постоянно редактировал свои ранние сочинения, в которых обнаруживал технические недостатки.В результате в каталоге его работ часто встречаются двойные даты, указывающие на раннюю и исправленную версии. Он был в своих лучших проявлениях и наиболее типичен в своих описательных работах. За двумя исключениями ( Servilia [1902] и Моцарт и Сальери [1898]) сюжеты опер Римского-Корсакова взяты из русских или других славянских сказок, литературы и истории. К ним относятся Снегурочка (1882), Садко , Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане , Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии , и Le Coq. d’or (1909).Хотя эти оперы входят в регулярный репертуар русских оперных театров, за рубежом их редко слышат; только Le Coq d’or эпизодически производится в Западной Европе и США.

Из оркестровых произведений композитора наиболее известны Испанское каприччио (1887), симфоническая сюита Шахерезада и увертюра Русский Пасхальный фестиваль (1888). «Полет шмеля» из «Сказка о царе Салтане» и «Песня Индии» из Садко — неизменные фавориты в самых разных аранжировках.

Песни Римского-Корсакова отличаются простой элегантностью и тонкой русской просодией; его камерная музыка менее важна. Он также написал концерт для фортепиано с оркестром. В качестве профессора композиции и оркестровки в Санкт-Петербургской консерватории с 1871 года до конца своей жизни (за исключением короткого периода в 1905 году, когда он был уволен реакционным управлением за защиту бастующих студентов), он преподавал два поколения русских композиторов, и поэтому его влияние было повсеместным.Игорь Стравинский несколько лет учился у него в частном порядке. Его «Практическое руководство по гармонии » (1884) и «Основы оркестровки» (посмертно, 1913 г.) до сих пор используются в качестве основных музыкальных учебников в России.

Николай Слонимский Ричард Тарускин

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *