3 класс жостовский поднос: Презентация к уроку ИЗО 3 класс «В жостовском подносе все цветы России»

Содержание

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «В жостовском подносе все цветы России»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО 3 класс «В жостовском подносе все цветы России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Учитель начальных классов: Смирнова А.М. МАОУ «Лицей №58» Г. Новоуральск Изобразительное искусство 3 класс Тема: «В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ»

2 слайд Описание слайда:

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.

5 слайд Описание слайда:

С чего все начиналось? «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово»

6 слайд Описание слайда:

Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне.

7 слайд Описание слайда:

Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.

8 слайд Описание слайда:

Любимые жостовские цветы: розы, маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник, — наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса.

9 слайд Описание слайда:

Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки, — вырисовываются по бокам.

10 слайд Описание слайда:

Иногда в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику).

11 слайд
Описание слайда:

Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется!

12 слайд Описание слайда:

Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий…

13 слайд Описание слайда:

Кроме букетов на авторских подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев.

14 слайд Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

15 слайд Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

16 слайд Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

17 слайд
Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

18 слайд Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

19 слайд Описание слайда:

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

20 слайд Описание слайда:

Техника жостовской росписи Предварительный этап «Грунтовка»: заготовку из металла грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком.

Этап 1. «Замалевка»: красками намечается общий силует изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

21 слайд Описание слайда:

Этап 2. «Тенежка»: нанесение цветных теней полупрозрачными красками. Цветы обретают объем. Отмечаются места теней.

22 слайд Описание слайда:

Этап 3. «Прокладка»: цветы приобретают свое тело. Некоторые места высветляются, что-то делается контрастным, а что-то более размытым.

23 слайд Описание слайда:

Этап 4. «Бликовка»:роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение.

24 слайд Описание слайда:

Этап 5. «Чертежка»:тонкой кистью наносят маленькие штрихи на прожилках, кончиках листьев, на семенах, в центре цветов. Этап 6. «Привязка»: готовые цветы объединяют с фоном при помощи прорисовки тонких стеблей, усиков и травинок.

25 слайд
Описание слайда:

Этап 7 «Уборка»: украшение бортиков подноса узорами. После этого поднос приобретает законченный вид.

26 слайд Описание слайда:

Творческое задание Создай свой поднос используя пример жостовского письма

27 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-203651

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация к уроку (изобразительное искусство, 3 класс) по теме: урок ИЗО в 3 классе «Рисуем жостовские подносы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-шоу «Глаза России» (к уроку по теме: «Жостовский поднос»)

Слайд-шоу «Глаза России» содержит репродукции картин художника Вячеслава Палачева.

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема:»Роспись жостовских подносов».

Урок изобразительного искусства. Цель- познакомить учащихся с традиционным народным художественным промыслом, с основными принципами народного искусства….

Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе

Урок  изобразительного  искусства    «Жостовские  подносы» с  использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос…

Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе

Урок  изобразительного  искусства    «Жостовские  подносы» с  использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос…

Урок изобразительного искусства «Жостовские подносы» в 3 классе

Урок  изобразительного  искусства    «Жостовские  подносы» с  использованием деятельностного метода обучения. Учащиеся решают творческую задачу: роспись подносов жос. ..

Конспект урока изобразительного искусства «В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ. РУССКИЕ ЛАКИ: ТРАДИЦИИ МАСТЕРСТВА» 3 класс

Цель деятельности учителя: раскрыть детям секрет послойного жостовского письма;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам послойного жостовского письма;личностные: сотрудничать с однокл…

Конспект урока «В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства» +презентация к уроку

Конспект урока «В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства&quot…

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема «В Жостовском подносе все цветы России» | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) на тему:

Слайд 1

Учитель начальных классов ГБСКОУ СКОШ (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга Русанова Л.А . Изобразительное искусство. 3 класс Тема: «В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ»

Слайд 2

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов.

Слайд 4

Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.

Слайд 5

С чего все начиналось? «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово»

Слайд 6

Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне.

Слайд 7

Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.

Слайд 8

Любимые жостовские цветы: розы, маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник, — наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса.

Слайд 9

Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки, — вырисовываются по бокам.

Слайд 10

Иногда в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику).

Слайд 11

Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется!

Слайд 12

Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий…

Слайд 13

Кроме букетов на авторских подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев.

Слайд 14

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 15

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 16

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 17

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 18

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 19

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу ?

Слайд 20

Техника жостовской росписи Предварительный этап «Грунтовка»: заготовку из металла грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. Этап 1. «Замалевка»: красками намечается общий силует изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Слайд 21

Этап 2. «Тенежка»: нанесение цветных теней полупрозрачными красками. Цветы обретают объем. Отмечаются места теней.

Слайд 22

Этап 3. «Прокладка»: цветы приобретают свое тело. Некоторые места высветляются, что-то делается контрастным, а что-то более размытым.

Слайд 23

Этап 4. «Бликовка»: роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение.

Слайд 24

Этап 5. «Чертежка»: тонкой кистью наносят маленькие штрихи на прожилках, кончиках листьев, на семенах, в центре цветов. Этап 6. «Привязка»: готовые цветы объединяют с фоном при помощи прорисовки тонких стеблей, усиков и травинок.

Слайд 25

Этап 7 «Уборка»: украшение бортиков подноса узорами. После этого поднос приобретает законченный вид.

Урок 2. жостовский расписной поднос — Изобразительное искусство — 3 класс

Изобразительное искусство. 3 класс.

Урок №2. Жостовский расписной поднос.

Цели и задачи.

Узнаем:

— о центре традиционного народного художественного промысла по росписи подносов – Жостово;

— о разнообразии форм жостовских подносов;

— о видах цветочных композиций на жостовских подносах;

— о системе послойного жостовского письма.

Научимся:

— различать формы жостовских подносов;

узнавать виды традиционных жостовских цветочных композиций;

выполнять этапы послойного жостовского письма.

Сможем:

— нарисовать жостовский поднос;

— украсить поднос цветочной росписью.

Планируемые результаты.

Мы познакомимся с жостовским традиционным народным художественным промыслом по росписи подносов.

Рассмотрим разнообразие форм подносов и видов цветочных композиций, которыми их украшают.

Узнаем о системе послойного жостовского письма и её этапах.

Сможем нарисовать поднос и украсить его цветочной росписью.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения:

Раньше на Руси существовал добрый обычай – чаепитие. Дорогих гостей радушно потчевали чаем. Это считалось знаком уважения.

Всевозможные сладости и фрукты подносили ближе к гостям. Для этого использовали специальное большое блюдо, которое и стали называть — поднос.

Все ли подносы имеют одинаковую форму?

Оказывается, подносы бывают не только круглыми. Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов А можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный.

Как красиво расписаны подносы! Их создают мастера из деревни Жостово Московской области. Это центр художественной росписи металлических подносов.

Основным мотивом росписи являются цветы. В композиции «венок» центр

поля подноса остаётся свободным. А в композиции «букет» цветы собраны в центре поля.

Украшают и углы подносов. Такая композиция называется «ветка от угла» или «роспись с углов».

На некоторых подносах цветы рассыпаны на плоскости, словно по цветочному лугу. Такая композиция называется «россыпь».

«Венок», «букет», «ветка от угла», «россыпь» — традиционные виды композиции жостовской росписи. Чаще других цветов жостовские художники рисуют розу.

Рисунок выполняют по этапам.

Первый слой замалёвок — цветовой силуэт будущего цветка.

Второй слой тенёжка (от слова тень) – наложение тени.

Третий слой – бликовка. Выделение светлых мест белилами.

Последний слой – чертёжка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья

Такая роспись называется послойной.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Также мотивами жостовской росписи являются: пейзажи, натюрморты, сценки народных гуляний сценки народного быта, сценки народных свадеб, сценки с чаепитием. Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г. )

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Задание №1:

Напишите название традиционной цветочной композиции, в которой расписан поднос.

Правильные ответы:

  1. Ветка с угла
  2. Букет
  3. Венок
  4. Россыпь

Задание №2:

Установите последовательность росписи жостовского подноса.

  1. Бликовка
  2. Чертёжка
  3. Замалёвок
  4. Тенёжка

Правильный ответ:

  1. Замалёвок
  2. Тенёжка
  3. Бликовка
  4. Чертёжка

Урок 2. жостовский расписной поднос — Изобразительное искусство — 3 класс

Изобразительное искусство. 3 класс.

Урок №2. Жостовский расписной поднос.

Цели и задачи.

Узнаем:

— о центре традиционного народного художественного промысла по росписи подносов – Жостово;

— о разнообразии форм жостовских подносов;

— о видах цветочных композиций на жостовских подносах;

— о системе послойного жостовского письма.

Научимся:

— различать формы жостовских подносов;

узнавать виды традиционных жостовских цветочных композиций;

выполнять этапы послойного жостовского письма.

Сможем:

— нарисовать жостовский поднос;

— украсить поднос цветочной росписью.

Планируемые результаты.

Мы познакомимся с жостовским традиционным народным художественным промыслом по росписи подносов.

Рассмотрим разнообразие форм подносов и видов цветочных композиций, которыми их украшают.

Узнаем о системе послойного жостовского письма и её этапах.

Сможем нарисовать поднос и украсить его цветочной росписью.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения:

Раньше на Руси существовал добрый обычай – чаепитие. Дорогих гостей радушно потчевали чаем. Это считалось знаком уважения.

Всевозможные сладости и фрукты подносили ближе к гостям. Для этого использовали специальное большое блюдо, которое и стали называть — поднос.

Все ли подносы имеют одинаковую форму?

Оказывается, подносы бывают не только круглыми. Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов А можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный.

Как красиво расписаны подносы! Их создают мастера из деревни Жостово Московской области. Это центр художественной росписи металлических подносов.

Основным мотивом росписи являются цветы. В композиции «венок» центр

поля подноса остаётся свободным. А в композиции «букет» цветы собраны в центре поля.

Украшают и углы подносов. Такая композиция называется «ветка от угла» или «роспись с углов».

На некоторых подносах цветы рассыпаны на плоскости, словно по цветочному лугу. Такая композиция называется «россыпь».

«Венок», «букет», «ветка от угла», «россыпь» — традиционные виды композиции жостовской росписи. Чаще других цветов жостовские художники рисуют розу.

Рисунок выполняют по этапам.

Первый слой замалёвок — цветовой силуэт будущего цветка.

Второй слой тенёжка (от слова тень) – наложение тени.

Третий слой – бликовка. Выделение светлых мест белилами.

Последний слой – чертёжка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья

Такая роспись называется послойной.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Также мотивами жостовской росписи являются: пейзажи, натюрморты, сценки народных гуляний сценки народного быта, сценки народных свадеб, сценки с чаепитием. Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www. prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Задание №1:

Напишите название традиционной цветочной композиции, в которой расписан поднос.

Правильные ответы:

  1. Ветка с угла
  2. Букет
  3. Венок
  4. Россыпь

Задание №2:

Установите последовательность росписи жостовского подноса.

  1. Бликовка
  2. Чертёжка
  3. Замалёвок
  4. Тенёжка

Правильный ответ:

  1. Замалёвок
  2. Тенёжка
  3. Бликовка
  4. Чертёжка

Мы гимназисты — Урок ИЗО в 3 классе «В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства»

Творческая работа: Повтори за мастером приемы послойного жостовского письма (росписи). Упражнение-эксперимент. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися росписи жостовских подносов.
2. Раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.

3. Развивать у учеников навыки кистевого письма в выполнении ими художественно-творческой задачи на повтор.


Примерный ход урока


1. Беседа «В жостовском подносе все цветы России». Русские лаки: традиции мастерства. Знакомство с росписью подносов, представленных в учебнике, и выслушивание ответов учащихся на вопросы (с.  15).
2. Сообщение учителя о рождении цветка розы в жостовском букете: в гостях у мастеров Т. Шолоховой и М. Лебедева (У., с. 16—17, Т., с. 6).
3. Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма (так, как показал мастер) в творческой тетради (с. 7).
4. Итоги: выставка рисунков, ученики-«искусствоведы» дают оценку выполненным работам, делая акценты на том, насколько убедительно в кистевой росписи отражены особенности послойного жостовского письма.

      Эпиграфом, своеобразным зачином ко всей работе учителя по ознакомлению младших школьников с искусством создания жостовского подноса, может служить точка зрения ведущего искусствоведа в области изучения народного искусства М. А. Некрасовой. О своеобразии народного восприятия мира мастерами Жостова она пишет: «Их роспись покоряет широким разливом цвета, ассоциативностью образов, проникнутых лирико-эпическим началом. Мотив цветов приобретает выражение народного образа цветущего сада. Полыхание цветов из черной глубины, угасающее к краям и накаленное, насыщенное к центру, переносит в мир чудесного, в мир народных поэтических представлений, слитых с ощущением реальной земной плоти мира. Любовь к цвету, отличающая русскую традицию, здесь соединилась с конкретным мотивом цветка, что имеет свои глубокие корни в крестьянском искусстве». (Некрасова М. А. Современное народное искусство / М. А. Некрасова. — Л., 1980. — С. 27. Далее ссылки на это издание.)
      После того как учащиеся рассмотрели цветы на подносах и ответили на вопросы в учебнике (с. 15), они знакомятся с особенностями послойного жостовского письма.
      Один из вариантов рассказа учителя о рождении розы в жостовском букете может быть таким. Попробуйте погрузить учащихся в созерцание красоты жостовских букетов и поразить их тем, как много в них роз! Роза — королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре. Цветок розы самый большой и пышный. Его лепестки переливаются множеством нежных оттенков розового, белого, кремового, алого. Но не сразу на подносе появляется такой царственно прекрасный цветок розы во всем своем великолепии неувядающей свежести, чтобы притягивать взор зрителя и манить к себе, в глубину черного бархатного фона металлического подноса. О том, какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, ребятам помогут понять росписи Татьяны Шолоховой, художницы Жостовской фабрики (У., с. 16—17). Во время объяснения третьеклассники рассматривают этапы росписи подноса в учебнике (с. 16—17). Эти работы Т. Шолохова выполнила на настоящих подносах для показа школьникам. Основная мысль рассказа сводится к следующему описанию.
      От первого прикосновения кисти, насыщенной смесью оранжевого с белилами, на гладкой, безукоризненно отшлифованной металлической поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нем нет еще множества лепестков, яркости цвета. Мастер просто обозначил место, где будет расцветать роза. Эти первые мазки в жостовской росписи называются замалевок. Но, оказывается, таким силуэтом цветок останется на стадии замалевка ненадолго. Мастер готовит иссиня-зеленую смесь и лепит кистью форму лепестков. Затем пишет листья и стебель.
      Тенежка (созвучно слову «тень») — следующий слой в жостовской росписи. На этапе тенежки мастер прозрачным слоем краски накладывает тени. Но тени эти не простые, а цветные: для розы — густо-красный цвет, для листьев — темно-синий. Красные, синие и зеленые тона почти полностью закрыли белесый подмалевок. Роспись приобрела жгуче-яркое звучание. Цветок и листья погрузились в глубину фона.
      Прокладка — самый ответственный этап жостовского письма. Мастер проявляет, уточняет, высветляет форму цветка, листьев. Лепестки розы набирают силу, становятся тонкими, изящными. Кисточку насыщают яркими красками, смешанными с белилами.
      Теперь, когда роза почти ожила, остается выявить всю силу света, вплавить блик в цвет лепестка. Розовой краской с обильной примесью белил мастер завершает лепку формы. Эта стадия письма — бликовка. Мастер пишет азартно, вдохновенно. Ритм и характер мазка меняются: на листья светлые блики наносятся в форме своеобразных долек; на розе блик то одним мазком высветляет край хрупкого лепестка, то несколькими ударами освещает почти всю его поверхность.
      Для завершения рисунка розы с листьями осталось совсем немного. Мастер берет тонкую и длинную специальную кисть, обильно насыщает ее светлой краской. Тонкая кисточка словно порхает над подносом. Вот она коснулась листьев, и появился живой трепет прожилок, обозначился кружевной край листочка из глубины затемненного пространства. В центре чашечки цветка розы очертились семенца. Этот прием стремительного музыкального ритма росписи называется чертежкой. Окончательно связать букет в одно целое, соединить его с фоном, придать росписи особую легкость и изящество помогает привязка — рисование тонких травинок, усиков. Они заполняют оставшиеся промежутки между цветами и листьями.
      Этот рассказ учитель может варьировать, импровизировать, взяв (как и авторы) за основу описание работы потомственного жостовского мастера В.  Д. Кледова, записанное исследователем искусства Жостова Б. И. Коромысловым (см. список рекомендуемой литературы). С каждым новым возвращением к описанию системы послойного жостовского письма в каждом последующем классе будут возникать все новые и новые варианты беседы.

      Краткий справочный материал

      Особенности жостовского письма. Одна из особенностей жостовского письма — мера реального и условного в цветочной композиции. Этот выразительный прием — сочетание реального и условного — присущ и другим творениям народного искусства, например сказкам, былинам. Как же проявляется этот прием в росписи? Художник в изображении реального цветка усиливает орнаментальный, декоративный характер образа. Для тех же цветов, которым нет прямой аналогии в природе, художник находит убедительное правдоподобие. В изображении крупных цветов розы и георгина, которые легко узнаются, мастер подчеркивает декоративную звучность цвета, ритмическое расположение лепестков. Одновременно в композицию могут быть включены и цветы, которые хотя и созданы фантазией художника, но переданы правдоподобно. Мера реального и условного, подлинного и вымышленного проявляется и в том, как мастер освещает цветы в декоративном букете. Он не следует реальному направлению света от одного источника. Свет освещает букет с разных сторон так, чтобы выявить главное, создать настроение и колорит, связать изображение с фоном, поверхностью подноса. Сопоставьте реальное и условное освещение букетов на подносах мастеров Н. Мажаева и М. Митрофановой.
      Особенности жостовского письма заключаются и в точно найденных соотношениях крупных и мелких цветов, в ритме цветовых пятен и основных линий. Эти важные качества композиции проявляются в росписи на первом этапе — замалевке. Во время работы мастер постоянно вращает поднос на колене. Это позволяет сделать выразительный мазок, подчинить его общему ритмическому строю росписи. Одновременно глаз художника корректирует с многих точек зрения соотношения цветочных силуэтов между собой и свободным фоном. И наконец, вся система жостовского письма служит для связки декоративной росписи с сущностью вещи, ее поверхностью, с подносом, оформленным орнаментальным бортиком. Не нарушая плоскостности изображения, художники Жостова создают впечатление условной глубины и объемности, умеют заставить фон подноса не просто быть глухим задником, а как бы окутывать и поглощать изображение. (По материалам кн.: Богуславская И. Я. Искусство Жостова / И. Я. Богуславская, Б. В. Графов. — Л., 1979; а также: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-методический комплекс средств обучения. Вып. 3. Жостовские подносы: слайд-фильм, сопроводительный текст, методические рекомендации / сост. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.)

Жостовские металлические подносы — История жостовских промыслов

Жостово — всемирно известный центр русского народного творчества, популярный своими расписными подносами, украшенными яркими букетами цветов на черном фоне. Умелые и талантливые мастера Жостово превратили эту домашнюю утварь в настоящие шедевры искусства. Лучшие традиции этого народного народного искусства сохраняют современные жостовские художники, которым удается соединить традиционные приемы с импровизацией и индивидуальным талантом каждого мастера. Живопись в жостовском стиле всегда можно узнать по ярким цветочным композициям на лакированных металлических подносах.

Производство металлических подносов в России началось в 18 веке. Он стартовал на Урале на металлургических заводах Невьянска и Нижнего Тагила. Первым известным мастером был крестьянин из Нижнего Тагила А. Худяков. Согласно легенде, он не исследовал масляный лак, который не трескался на железных, медных и деревянных поверхностях, был лучше, чем известные английские лаки, и был приравнен к лучшим китайским лакам.Лаковая пленка защищает вещи и особенно масляную живопись. Он передал секрет этого лака своим сыновьям, которые рисовали яркие цветы и бабочек. Позже художники начали писать другие сюжеты и орнаменты. На рубеже 18-19 веков подносы уральских фабрик продавались по России. Позже

Торговля в Жостово началась в 1825 году с первых частных работ Осипа Вишнякова в селе Жостово. Первые подносы делали из папье-маше. С 1830 года стали вручную выковывать основания подносов из металла.Декоративные подносы не были новинкой для русских XIX века. Такие подносы использовались с 18 века. Самые ранние подносы, пережившие жизненные невзгоды, датируются 1870 годом. Точные даты изготовления были выбиты на обратной стороне подносов. Большинство этих подносов были изготовлены династией Вишняковых. Подносы были популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Жостовские художники изображали не только цветы, но и фрукты, пейзажи и народные сюжеты. До сих пор наше искусство остается чисто декоративным.

После Октябрьской революции 1928 года в России жостовские художники объединились в кооператив «Металлоподнос». Так начался новый этап в развитии торговли. Жостовская фабрика декоративно-прикладного искусства была основана в 1960 году. Сегодня на ней работают 240 художников. Эти люди были тесно связаны с традициями прошлого. «Присмотритесь к этим украшениям, и, уверяю вас, вы почувствуете, что их сравнивают только с музыкой».

Жостовские художники начинают свое обучение в невероятном возрасте 2 года.В столь раннем возрасте детям дают кисти, масла и материалы, чтобы они с помощью игры познакомили их с чудесами искусства. Затем детям, чьи таланты проявляются в полной мере, предоставляется внимание и наставления для их полного развития.

Края металлических подносов вывернуты вручную, что не только улучшает внешний вид, но и увеличивает прочность подноса. Жостовские мастера известны своей индивидуальной манерой росписи и необычной композицией создаваемых цветов.

Каждый поднос — это ручная роспись прямо от глаз и сердца, без трафарета или направляющих линий для работы, а затем подписанное художником полное оригинальное единственное в своем роде произведение искусства. Хотя художественная структура и состав других подносов могут быть похожими. Художник намеренно каждый раз рисует новый, индивидуальный шедевр.

Жостовские мастера прекрасно знают биологическое строение цветов, но намеренно смешивают истинные формы жизни с намеком на фантазию, создавая невероятно красивые творения, которые создают жостовские мастера.

Силуэты цветочных букетов были созданы или нарисованы от руки белой или серебристой масляной краской на нескольких слоях лака. Овальные листья и цветы, организованные в сбалансированную композицию с использованием энергичной и ритмичной манеры живописи, создают основу для будущей красоты. После высыхания (шаг второй) … прозрачные масляные краски наносились на теневые области после того, как тонкая пленка льняного масла была нанесена на всю деталь, чтобы обеспечить легкое перемещение цвета краски и увеличить прозрачность этого цвета.Обычно часть листа или цветка, ближайшая к центру букета или обращенная к нему, оставлялась самой светлой. Опять же, после высыхания (шаг три) льняное масло и тени были восстановлены, и были начаты важные слои штрихов, чтобы выделить и определить форму каждого листа и цветка.

Осветление красок и нанесение влажных прозрачных теней создавали постоянный переход от светлого к темному. Переходя от одного цвета к другому, создавая контраст и / или гармонию, цветочная композиция приобретала форму и волнение.Детальная работа в цветочных центрах, линия на листьях и вокруг них, брызги травы, бутоны, семена и усики были добавлены в качестве завершающих штрихов, с очень быстрым и легким прикосновением тонкого цвета с тем, что мы бы назвали кистью для подводки.

Бордюры, выполненные обычно золотой краской, с использованием множества группировок и расположения мазков, иногда пышных, а иногда просто выраженных, в сочетании с цветами и / или листьями, завершают образ Жостово.

Сегодня работы Жостовских мастеров выставляются по всему миру.Благодаря многочасовым занятиям с членами семьи, в Художественной школе Федоскино, с жостовскими мастерами и на фабриках художники развивают свои навыки.

Выкройки и инструкции с Жостовским цветочным принтом доступны для рисования как маслом, так и акрилом. Лично я предпочитаю использовать масла или алкиды с льняным маслом или ликером, чтобы можно было добиться важного прозрачного наслоения цвета. В качестве цветов теней я использую Alizarin Crimson, Paynes Grey и Sap Green. Они полностью повторяют те цвета, которые использовали жостовские художники.Красный кадмий, средний желтый кадмий, синий ультрамарин, виридиан и белый завершают мою палитру. Развитие управления кистью / техник, избавление от страха перед цветом и наблюдение за тем, как ваши собственные творческие соки всплывают на поверхность, когда вы рисуете, — ценные и полезные уроки, которые нужно извлечь, когда вы попытаетесь овладеть этой техникой. Появление глубины и систематическое развитие контраста побуждают вас к ……. и не могут не иметь положительного влияния на всю вашу будущую живопись.

Подносы можно использовать функционально, их можно мыть жидким мылом и другими чистящими средствами, чтобы не поцарапать поверхность, и красота искусства останется навсегда.

В настоящее время работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран мира. Сегодня работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран мира.

PPT — ЖОСТОВСКИЙ ЛАКОВЫЙ ПОДНОС PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • ЖОСТОВСКИЙ ЛАКОВЫЙ ПОДНОС

  • Жостовские черные лакированные металлические подносы, раскрашенные богатыми красочными цветочными орнаментами, представляют собой одно из самых известных русских художественных промыслов, Жостово. , застроенный в селе Жостово Мытищинского района Московской области.

  • Ремесло подносов из крашеного металла появилось в середине 18 века на Урале, где располагались металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верхнеевинск (ныне Новоуральск), и только в первой половине XIX века). В XIX веке подносы начали изготавливать в деревнях Подмосковья, таких как Жостово, Троицкое, Новосельцево и др.

  • Вскоре на первое место вышло московское ремесло.Жостовская роспись во многом обязана лаковой миниатюре Лукутиных на папье-маше, производится в соседнем Федоскино.В настоящее время производство металлических подносов с лакированной росписью сосредоточено в поселке Жостово Московской области и Нижнем Тагиле.

  • Распространенные мотивы Жостовской росписи — букеты и натюрмортных композиций, цветы, вазы, гирлянды. По своему назначению подносы можно разделить на две группы: бытовые (для сервировки еды или для самовара) и для украшения. Подносы могут быть круглой, квадратной, восьмиугольной, овальной, комбинированной или другой формы.

  • Далее жостовские мастера раскрашивают лотки от руки, без использования трафаретов и образцов , полностью полагаясь на собственную фантазию. Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда это может быть красный, синий, зеленый или серебристый), причем художник работает сразу на нескольких подносах. T

  • Орнамент нанесен жидким золотом (порошок золота , разбавленный прозрачным лаком или скипидаром) или белой краской с лаком, посыпанным алюминиевой пудрой.

  • Каждый поднос, созданный на Жостовской мануфактуре декоративно-прикладного искусства , расписан вручную, имеет несколько слоев аутентичной жостовской росписи и подписан художником.

  • Цветы и фрукты — самый естественный предмет для подноса Жостово . На заре XIX века некоторые художники путешествовали в другие места и рисовали цветы, которые привлекали их внимание. Вернувшись домой, они делятся эскизами с другими художниками. В результате первые цветы Жостово выглядели не совсем реалистично, и здесь стало традицией рисовать цветы, которые выглядели абсолютно живыми, но немного отличались от любого цветка, выращенного на Земле.

  • фрукты, ягоды и птицы

  • Жостовские кованые подносы созданы по старинной традиции ручной ковки. Кованые подносы обязаны своей формой, размером и пропорциями художественному чутью кузнеца.

  • Гитарные, круглые, восьмигранные и прямоугольные формы кованого подноса — это то, что Жостово позаимствовало у Нижнего Тагила в XIX веке. Жостовские кузнецы их усовершенствовали и разнообразили.Также идея резных ручек и плавных изгибов по краю подноса принадлежит жостовским мастерам кузнечного дела.

  • Каждому кованному подносу, созданному на Жостовской фабрике декоративно-прикладного искусства , присвоен особый номер. Качество кованого подноса подтверждается сертификатом. В сертификате также указано имя кузнеца, создавшего поднос, и имя художника, его нарисовавшего.

  • Расскажите о технологическом процессе изготовления противней Жостово Шаг 1Шаг 2

  • Шаг 3

  • Шаг 4

  • Шаг 5

  • С первого В половине 19 века в нескольких деревнях Московской губернии действовали мастерские № по производству расписных лакированных подносов.Жостовская фабрика возникла из мастерской, открытой братьями Вихсняковыми в 1825 году. В 1928 году несколько артелей, созданных на базе мастерских после революции, объединились в одну — Металлоподнос (т. Е. Металлический поднос), которая позже, в 1960 году, была преобразована в Жостово. Фабрика декоративной росписи. С 1938 года будущие жостовские мастера по подносу проходят производственную практику на фабрике.

  • Сегодня Жостовская роспись применяется не только по металлу, но и по папье-маше, керамике, стеклу и даже коже.

  • http://www.zhostovo.ru/

  • Ростовский финифть — русская эмалевая живопись

  • Ростов Велики испокон веков славился своей архитектурой , иконописью, здесь процветали фрески и колокольный звон, а с середины 18 века финифть (финифть). Ростовский финифть — роспись по эмали эмалевыми красками.

  • Эмаль пришла на Древнюю Русь из Византии (вместе с христианством в X веке), поэтому русское название эмали — финифть — происходит от греческого finftis, что означает «светлый, сверкающий».Сияние, блеск и неувядающие цвета привлекают к отделке »: нарисованные рисунки сияют на молочно-белой эмалевой поверхности, словно сочатся из ее глубины.

  • Роспись по эмали, являясь очень сложным декоративным искусством, всегда ценилась наравне с драгоценными камнями. Техника финифта используется для создания украшений, икон, миниатюрных портретов, гербов и другой роскоши. Роспись по эмали может похвастаться буквально вечной чистотой, блеском и прозрачностью красок.Он не подвергается, в отличие от других видов окраски, разрушительному воздействию света, грязи, влаги и перепадов температур.

  • Что касается росписи по эмали, то это сравнительно поздняя технология художественной эмали, возникшая в России в конце 17 века. Эта оригинальная технология была изобретена французским ювелиром Жаном Тутаном в 17 веке. Он изобрел тугоплавкие краски, которые наносятся кистью на поверхность эмали, а затем сушатся и обжигаются для закрепления.

  • Художественная эмаль во все времена ценилась в ювелирных изделиях, и сегодня признана ведущей художественной росписью XXI века.

  • В 1900 году открылась Ростовская финишная школа № , где началась роспись по эмали ювелирных изделий. В 1960 году был основан Ростовский финифтовый завод по производству эмалей ручной росписи. В настоящее время он превратился в крупное предприятие, продукция которого востребована на международном рынке.

  • Загрузить еще…

    Загрузить • TrayStatus от Binary Fortress Software

    TrayStatus показывает состояние клавиш клавиатуры, таких как Caps Lock, Num Lock, Scroll Lock, Alt, Ctrl и других, прямо в панели задач. Каждая загрузка TrayStatus включает бесплатную 30-дневную пробную лицензию Pro ! Загрузите TrayStatus, нажав кнопку «Загрузить установщик сейчас» ниже, чтобы начать 30-дневную пробную версию.

    TrayStatus работает со следующими версиями Windows:

    • Windows 10, 8.1, 8 и 7 SP1 (32- и 64-разрядные версии)
    • Windows Server 2019, 2016, 2012 R2, 2012 и 2008 R2 (32-разрядная и 64-разрядная версии)

    TrayStatus использует один и тот же установщик как для бесплатной, так и для версии Pro. Эти загрузки включают бесплатную 30-дневную пробную лицензию. Если вы хотите использовать бесплатную версию TrayStatus, просто удалите лицензионный ключ на вкладке «Лицензионный ключ» в окне «Настройки». Вы можете узнать больше о бесплатной версии здесь.

    Скачать установщик (рекомендуется)

    • Последняя версия: v4.4 (6,9 МБ)

    • Дата выпуска: 25 августа 2020 г.

    Оцените TrayStatus Pro и используйте такие функции, как триггеры, использование ЦП, использование памяти, настраиваемые индикаторы состояния на основе счетчиков производительности, установка обновления в один клик , и многое другое!

    Скачать без установщика

    • Последняя версия: v4.4 (6,5 МБ)

    • Дата выпуска: 25 августа 2020 г.

    • Эта версия без установщика — ТОЛЬКО для людей, заинтересованных в тестировании TrayStatus
    • TrayStatus должен быть установлен с помощью кнопки «Загрузить установщик сейчас», чтобы работать на 100% правильно
    • Загрузите ZIP сейчас

    Ищете версию TrayStatus, совместимую с Windows XP и Vista?
    Посетите страницу загрузки старой версии для получения дополнительной информации.

    Эти хэши SHA1 можно использовать для проверки согласованности загрузки файла, чтобы убедиться, что во время загрузки ничего не было повреждено или изменено. Вы можете использовать HashTools, чтобы легко проверять хэши файлов. Если вам нужна дополнительная информация о хэшах файлов, вы можете прочитать больше на веб-сайте HashTools.

    • Установщик: 35526C9A02B6C0B51B04BC368BC066178959072D (SHA1)
    • Без установщика (ZIP): EAEADF19F90F8F9C9EF66ACCED0484FCF278601E (SHA1)
    • Установщик MSI: DB868DB11381C03DA6FEFC32D1D9964FA281E69A (SHA1)

    Tripadvisor | Традиционные русские народные промыслы — удивительные подносы с росписью в Жостове предоставлены Moscow Navigator

    Перейти к основному содержанию

    ПостОповещенияПоездкиВход в МосквуТуризм в МосквуОтели МосквыАренда на время отпуска в МосквеПакеты на отпуск в МосквуПолет в МосквуЧем заняться в МосквеШоппинг в МосквеОтели Москвы в МосквеКарта гостиницы в Москву ТипBy Hotel ClassBy Hotel BrandПопулярные удобстваПопулярные районыПопулярные категории в МосквеРядом с аэропортамиРядом с колледжамиМотели в МосквеХостелы в МосквеКемпинги в МосквеБизнес-отели в МосквеСпа-курортыМоскваСемейные отели в МосквеРоскошные отели в МосквеРомантические отели в МосквеЗеленькие отели в МосквеМосква-отели в Москве МоскваCrowne Plaza отели в МосквеHoliday Inn в МосквеAZIMUT отели в МосквеSheraton отели в МосквеHoliday Inn Express в МосквеAccor отели в МосквеHilton Отели в МосквеКортъярд Отели в МосквеНовотель отели в Москваибис Отели в МосквеИнтерконтиненталь (IHG) отели в МосквеHyatt отели в МосквеМосква отели, где разрешено размещение с домашними животными в МосквеОтели Москвы с бесплатной парковкой Отели 3-го транспортного кольца (ТТК) ОтелиЦентральный округ (ЦАО) Отели Садового кольцаТверской отелиБульварская кольцевая площадь Гостиницы Москвы и Китай-города Гостиницы ЗамоскворечьяМещанский Гостиницы ) Аэропорт ДомодедовоОтели возле (VKO) Аэропорт ВнуковоОтели рядом с Москвой П.Консерватория им. И. ЧайковскогоОтели рядом с Институтом экономики переходного периодаОтели рядом с Российской академией театрального искусстваОтели рядом с Литературным институтом им. Максима ГорькогоОтели рядом с Туро Московский университет, НОУОтели рядом с Российской академией музыки имени ГнесиныхОтели возле Российской академии художествОтели возле Московский государственный институт стали и сплавов Высшая школа бизнеса (МИРБИС) Отели рядом с Российский государственный гуманитарный университетЧем занятьсяВсе чем заняться в МосквеЛучшие достопримечательности в МосквеПопулярные категории в МосквеВходные билетыГосударственная Третьяковская галереяМосковский метрополитенМосковский КремльКрасная площадьЦарицынский музей-заповедникБольшой театрМузей космонавтики и историко-архитектурного заповедникаМузей космонавтики ПаркМузей советских игровых автоматов ЦПКиО им. ГорькогоМузей живых систем человекаХрам Христа СпасителяХрам Василия Блаженного Достопримечательности и культурные объекты в МосквеФу Музеи в МосквеТуры и мероприятия в МосквеШоппинг в МосквеНочная жизнь в МосквеСпас и оздоровление в МосквеНа открытом воздухе в МосквеТеатр и концерты в МосквеКлассы и мастер-классы в МосквеПрирода и парки в МосквеТранспорт в МосквуЕда и напитки в МосквеЛодочные туры и водные виды спорта в МосквеТуристические ресурсы в МосквеХудожественные галереи в МосквеХудожественные музеи в МосквеДетские музеи в МосквеИсторические музеи в МосквеМузеи естествознания в МосквеНаучные музеи в МосквеОбсерватории и планетарии в МосквеХудожественные галереи в МосквеЗдоровые клубы в МосквеХаммамы и турецкие бани в МосквеРимские бани в МосквеТермальные спа в МосквеКухня и пилатес в Москве в МосквеКулинарные мастер-классы в МосквеХорошо для дождливого дняБесплатный входБез бюджетных денегХорошо для детейХорошо для больших компанийПодходит для парПодходит для любителей адреналинаСкрытые жемчужиныМедовый месяцПриключенияХрам Василия Блаженного: билеты и туры Государственная Третьяковская Галле ry: Билеты и туры Московский метрополитен: билеты и туры Московский Кремль: билеты и туры Красная площадь: билеты и экскурсии Музей-заповедник Царицыно: билеты и туры Большой театр: билеты и экскурсии Музей космонавтики: билеты и Экскурсии Оружейная палата: билеты и туры Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское»: билеты и туры Парк Победы: билеты и туры Музей советских игровых автоматов: билеты и туры Центральный парк культуры и отдыха им.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *