Детские письма и рисунки времен Великой Отечественной войны — Российская газета
Взрослые дети
Одной из самых волнующих страниц истории Великой Отечественной была и остается тема военного детства. Дети и подростки работали наравне со взрослыми на предприятиях и в колхозах, уходили добровольцами на фронт и становились детьми полков, отдавали свои сбережения в Фонд обороны СССР1 и присоединялись к партизанским отрядам. И на страницах газет дети старались не отставать от взрослых: так, в редакцию газеты «Пионерская правда», как и ряда других изданий для детей и юношества, продолживших свою работу в военные годы, дети присылали рисунки, стихи о войне и даже карикатуры на немецких солдат. Среди писем и рисунков встречаются и по-детски наивные (см. док. N 2), и письма школьников, которые пытались писать и рисовать «по-взрослому». В частности, ребята осваивали карикатуры на врага — сатирический жанр, свойственный в первую очередь «взрослым» советским газетам.
Одной из самых популярных газет у школьников была «Пионерская правда» — печатный орган Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ. С началом Великой Отечественной войны структура газеты была перестроена с учетом военного времени. С июня 1941 г. на страницах «Пионерской правды» появились несколько специальных рубрик военного времени: «От Советского информбюро», «Пионерская копилка металлолома» и др. В сатирической рубрике «На штыке» печатались рассказы, фельетоны, стихи, карикатуры как работников газеты и известных писателей и поэтов, так и читателей. Несколько детских карикатур и писем к ним мы и публикуем ниже.
Рисунки — оружие детей
Школьники по мере своих возможностей старались поучаствовать в деятельности пионерской газеты. Среди рисунков можно найти и не слишком умелые, и вполне профессиональные. Из «взрослого» жанра карикатур в детские карикатуры, так же различные по технике исполнения, перешел один из основных принципов — изображение врага со звериными чертами, скорее похожего на животное, чем на человека. Советские же бойцы и медсестры на детских рисунках являли собой примеры героизма и самоотверженного служения Родине.
Кроме того, школьники живо откликались на истории о подвигах комсомольцев-героев войны. Так, на рисунке В. Архиповского «Смерть «Тани»», очевидно, изображена казнь Зои Космодемьянской, схваченной немцами при выполнении боевого задания в деревне Петрищево. На допросе она назвалась Таней, и впервые о ее подвиге узнали из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года.
Детские карикатуры и рисунки о войне, публикуемые ниже, являются частью комплекса документов, собранных в военное время для экспонирования на выставке «Комсомол в Отечественной войне» в Государственном историческом музее (ГИМ).
Выставки о героизме
На заседании секретариата ЦК ВЛКСМ от 2 мая 1942 г. было принято официальное решение об организации выставки2, которая освещала бы героизм комсомольцев и молодежи в борьбе с врагом на фронте и в тылу. Первоначально открытие экспозиции было намечено к годовщине начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1942 г. В реальности первая экспозиция была развернута в 1943 г. в ГИМ. В оформлении выставки приняли участие около 40 художников и скульпторов. В 1944 г. в ЦК ВЛКСМ было решено, что выставка должна экспонировать материалы не только о комсомоле, но и о советской молодежи в целом, в связи с этим выставка стала называться «Комсомол и молодежь в Отечественной войне».
В январе 1949 г. экспозиция «Комсомол и молодежь в Отечественной войне» была включена в состав выставки, подготовленной к 30-летию комсомола (ноябрь 1948 г.). В сентябре 1949 г. эта выставка получила название «Ленинско-Сталинский комсомол». В июле 1953 г. выставка была закрыта. Вещественные экспонаты выставки, в основном, были переданы московским музеям — Историческому, Революции, Советской армии. В архив ЦК ВЛКСМ были переданы документы и некоторые вещественные реликвии. Позднее архивная и музейная коллекция ЦК комсомола пополнилась материалами, поступившими от участников событий и их родственников. В настоящее время комплекс документов выставки составляет фонд М-7 «Документы выставки ЦК ВЛКСМ «Ленинско-Сталинский комсомол» (1942-1953)» РГАСПИ. Отдельные материалы выставки включены также в фонд N М-14 «Музейные материалы по истории молодежного движения в СССР и России».
Публикуемые документы хранятся в фонде М-7 РГАСПИ и воспроизводятся с сохранением орфографии, пунктуации и стилистических особенностей текстов.
Публикацию подготовила главный специалист отдела научно-информационной работы и научно-справочного аппарата РГАСПИ Наталия Волхонская.
Документ N 1.
Письмо и карикатуры Олега Тихонова, присланные в редакцию газеты «Пионерская правда»
29 марта 1942 г.
Дорогая редакция!
Посылаю вам две свои карикатуры, и прошу написать, что в них неправильно (в тексте). Я живу рядом с С. Софроновым, который прислал вам карикатуры. Он мой товарищ. Жил я до этого в Москве и был у вас в редакции «Пионерской правды», не помню в каком году, но только помню что был когда зачитывалась пьеса «Детство Горького». Были ребята из класса в котором я учился, а именно: Юля Рогова, Лёня Новобытов, Галя Осокина и я.
Я бы с удовольствием остался в Москве, но обстоятельства сложились так, что пришлось выехать с папой в г. Киров, где сейчас и нахожусь.
Мне 16 лет, проживаю на улице Карла Маркса дом 8 кв. 9. Тихонову Олегу. Скоро пришлю еще одну карикатуру.
С приветом — Олег.
РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 1-3.
Документ N 2.
Письмо Вали Разбежкиной для бойца-артиллериста с поздравлениями с 25- летием Красной армии, присланное в редакцию газеты «Пионерская правда»
[Февраль 1943 г.]
Дорогой боец!
Поздравляю Вас с 25-ой годовщиной РККА и желаю Вам поскорей разгромить этих гадов и чтобы не осталось от них праху. Желаю Вам побольше сбивать самолетов фашистов и огнем своих пушек уничтожать все танки которые двигаются на нас на нашу любимую родину. Грамите и грамите немецких захвачиков. Я ученица энергетического училища N 9. Прошу Вас поскорей разгромить врага и приезжайте к нам в училище. Крепко жму руку и желаю скорой победы. От Разбежкиной Вали.
Дорогому бойцу
Поздравляю Вас с XXV-ой годовщиной РККА. Самому лучшему артеллеристу вашей части прошу принять мой скромный подарок.
г. Уфа ул. Володарского N 2
РУЭ N 9 1 [уч] 30 группы
Разбежкиной Вали.
РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 7-7об.
1. «Фонд обороны» — специальный фонд, в который поступали добровольные пожертвования граждан и организаций СССР на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны. Материалы о пожертвованиях советских и зарубежных граждан и учреждений в Фонд обороны СССР (1942-1946) хранятся в РГАСПИ (Ф. 628).
2. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 18. Д. 1558. Личное дело Езерского Исаака-Александра Моисеевича. Л. 14.
3. МЮД — Международный юношеский день — международный праздник молодежи (1915-1945). Установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи в 1915 г. в целях мобилизации молодежи на борьбу за мир. В 1916-1931 гг. отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. — 1 сентября.
Дети войны: картинки и видео
Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. известны всем.
О них слагают песни, им посвящено множество мемориалов. Однако мало кто вспоминает о том, что во время войны погибло множество детей.
А те, кто выжил, стали называться «дети войны».
1941-1945 глазами детей
В те далекие годы малыши потеряли самое дорогое в своей жизни – беззаботное детство. Многим из них пришлось наравне со взрослыми становиться за станки на заводе, работать в поле, чтобы прокормить семью. Многие дети войны – настоящие герои. Они помогали военным, ходили в разведку, собирали орудия на поле боя, заботились о раненых. Огромную роль в победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. принадлежит именно малышам и подросткам, которые не щадили своих жизней.
К сожалению, сейчас трудно сказать, сколько детей тогда погибло, ведь человечество не знает точную цифру погибших даже среди военных. Дети-герои прошли блокаду Ленинграда, пережили присутствие фашистов в городах, регулярные бомбежки, голод. Множество испытаний выпало на долю малышей тех лет, порой даже смерть родителей на их глазах. Сегодня этим людям уже более 70 лет, однако они до сих пор могут много рассказать о тех годах, когда приходилось бороться с фашистами. И хотя на парадах. Посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. чтут в основном военных, не стоит забывать и детей, которые вынесли на своих плечах голод и холод страшного времени.
Материалы по теме
О том, как выглядит война глазами этих людей, помогут рассказать картинки и фото на тему «Дети войны».
На многих фото, известных современным детям, представлены в основном герои, боровшиеся за освобождение нашей земли и участвовавшие в боях. На нашем сайте мы предлагаем картинки, рисунки и фото на тему «Дети войны». На их основе можно создавать презентации для школьников о том, как дети вместе с военными добивались победы в борьбе против фашистов.
Следует обратить внимание малышей на быт, одежду, внешний вид детей того времени. Чаще всего, фото показывают их завернутыми в пуховые платки, одетыми в шинели или дубленки, в шапках ушанках.
Однако, пожалуй, самыми страшными являются фото детей в концлагерях. Это настоящие герои, которых время заставило пережить незабываемые ужасы.
Включать подобные фото в презентации стоит для детей старшего возраста, поскольку малыши еще слишком впечатлительны, и такой рассказ может отрицательно сказаться на их психике.
Война глазами тех ребят выглядела чем-то страшным, непонятным, но с этим приходилось жить каждый день. Это была тоска по убитым родителям, о судьбе которых малыши порой не знали ничего. Сейчас дети, жившие в то время и дожившие до наших дней, вспоминают, прежде всего, голод, уставшую мать, работавшую за двоих на заводе и дома, школы, где в одном классе учились дети разных возрастов, а писать приходилось на обрывках газет. Все это реальность, которую трудно забыть.
Герои
После урока и презентации современным детям можно дать задание, приурочив его ко Дню Победы или другому военному празднику создать цветные рисунки, на которых будут изображены дети войны. Впоследствии лучшие рисунки можно вывесить на стенде и сравнить фото и иллюстрации современных ребят, как они представляют себе те годы.
Герои, воевавшие против фашизма, сегодня помнят ту жестокость, которую немцы проявляли и в отношении детей. Они разлучали их с матерями, отправляя в концлагеря. После войны эти малыши, повзрослев, годами пытались отыскать своих родителей, и порой находили. Какая это была встреча, наполненная радостью и слезами! Но некоторые до сих пор не могут узнать, что стало с их родителями. Эта боль не меньшая, чем у родителей, потерявших своих малышей.
Старинные фото и рисунки не молчат о тех ужасных днях. И современное поколение должно помнить, чем они обязаны своим бабушкам и дедушкам. Об этом учителя и воспитатели в детском саду должны рассказывать малышам, не замалчивая факты ушедших лет. Чем лучше помнит молодежь подвиги своих предков, тем они сами больше способны на подвиги ради собственных потомков.
Мы против войны
Дети и война: starcom68 — LiveJournal
Фотографии детей из немецких альбомов и сделанные фронтовыми корреспондентами воюющих стран.55 интереснейших и трагических фото, отражающих восприятие войны детьми и их по разному сложившиеся судьбы.
Этот замечательный альбом собрал пользователь jsokoloff. Ниже небольшая подорка из этого альбома.
Подбитый танк Pz.V Ausf.A
Местные жители, вышедшие в расположение немецких войск из зоны окружения. Район Волхова, 1942 год.
Дети, вышедшие в расположение немецких войск из зоны окружения. Район Волхова, 1942 год.
Мальчик в окружении немецких горных стрелков.
Девочка с кошкой возле разрушенного дома. Смоленская область, 1 октября 1941 года.
Советский солдат помогает немецкой женщине с детьми. Берлин, май 1945 года.
Попавший в плен воспитанник с ручным лисенком.
Советские дети у автомобиля Вандерер W 11 немецких военных корреспондентов в р-не Дона.
Дети на танке Т-26 обр. 1933 г. подбитом в р-не д. Горки. Белоруссия, 1941 год.
Советский автоматчик кормит ребенка.
Дети на подбитом танке Т-34 обр. 1942 года.
Английская девочка с куклой у разрушенного дома. Лондон, 1940 год.
Лондонские дети смотрят на свой дом, разрушенный после немецкого налета на город 15 сентября 1940 года.
Танкисты 17-й гв.тбр и сын полка Алик.
Сидящие на улице лондонские дети после немецкого налета на город 15 сентября 1940 года.
Пленные немецкие подростки из зенитных частей Люфтваффе. 1945 год.
Немецкий солдат и мальчик.
Изгнание немцев из Чехословакии. 1945 год.
Солдат польских частей Британской армии кормит двух мальчиков.
Дети на башне брошенного немецкого танка Pz.Kpfw.III. Зима 1941 -1942 гг.
Ребенок в окружении немецких солдат.
Девочки на фоне разрушенного дома. Белоруссия.
Дети играют с брошенной немецкой 20-мм зениткой обр.1930 г. (FlaK 30).
Смоленск, декабрь 1941 года.
Белоруссия, 1944 год.
Девочки с винтовками.
Воспитанник 63-й гв. Челябинской танковой бригады Толя Якишев в минуту отдыха.
Сын полка с 7,62-мм пистолетом-пулеметом образца 1943 г. системы Судаева (ППС-43) на улице Будапешта.
Юный разведчик Виктор Жаворонок.
Мальчик чистит сапоги немецкому солдату.
Играющие с оружием дети. Германия, 1945 год.
Подбитый танк Pz.V Ausf.G
Мальчишки с трофейным пулеметом MG-34 и винтовкой Мосина.
Маленький добытчик.
Пленные подростки
Мальчик чистит сапоги раненным немецким солдатам. 1943 год.
Заработок.
Немецкий солдат с местными ребятами.
Задержанный в лесу подросток. Лето 1943 года.
Дети на пляже в Нормандии.
Военнослужащий 44-й пехотной дивизии США записывает данные двух
Фронтовой портрет. Сентябрь 1941 года.
Воспитанник 1069-го сп 311-й сд Саша Попов. Сентябрь 1941 года.
Передача танковой колоны
Юнга лидера эсминцев «Ташкент» Боря Кулешин.
Дети на брошенном танке Hotchkiss H-39.
Девочка у подбитого танка Pz.Kpfw.IV. Франция.
Немецкий мальчик-сирота меняет Железный крест своего отца на сигареты. Берлин, Британская зона оккупации. 1945 год.
Ученики школы прифронтового села за набивкой патронных лент для советской авиачасти. 1942 год.
Детство, опаленное войной (фото)
Дети — герои Великой Отечественной войны 1941—1945. Никогда не нужно забывать о таких героях ВОВ, погибших ради нас, ради нашей жизни.
«Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа».
********************************
Полный кавалер ордена «Славы»
Гвардии ефрейтор Н.Н. Леонтьев, уничтоживший 15 нацистов, с трофейным MG-34
Маленький солдат М.Осюхин
Сын полка. Апрель 1942 года. 1-й Белорусский фронт
Воспитанник N-ского полка Саша Морозов
Иван Наумов. 107-я танковая бригада 16-го танкового корпуса. От Курска до Берлина
Герой Советского Союза стрелок 1-й роты мотострелкового пулеметного батальона 54-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта гвардии младший сержант Г.В. Коротков.
«Герман Владимирович Коротков — в Красной Армии с марта 1943 года, участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года. Фрагмент из представления на награждение рядового Короткова:
«…Гвардии рядовой Коротков Г.В., стрелок 1-й стрелковой роты, один из первых форсировал р. Днепр под непрерывным пулеметно-минометным огнем противника. Несмотря на малочисленность, переправившаяся группа бойцов приняла бой с противником, выбив его из важных позиций, и удерживала эти позиции до переправы всего батальона. Также один из первых ворвался в д. Трактомирово, принимая на себя сильную контратаку противника. Гвардии рядовой Коротков Г.В. достоин присвоения звания Герой Советского Союза.»
17 ноября 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм», гвардии младшему сержанту Короткову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3309)».
Источник: http://reibert.info/ (точная ссылка уже не работает)
Красноармеец-доброволец, комсомолец из конногвардейского корпуса Белова Алеша Яблоков. 29.06.1942г.
Юнга
Нахимовец Петя Паровов, 1928-го года рождения гвардии сержант. Одним из первых ворвался в занятый нацистами Новгород
Юнга крейсера «Красный Кавказ»
Гвардии младший сержант Геннадий Вечеренко. 12 лет. Медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»
Гвардии младший сержант Геннадий Вечеренко. 12 лет. Медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»
Сережа Алешков
Неизвестный Герой Советского Союза
«Витя Пашкевич – легендарный человек. Чтобы его взяли в диверсионное училище, он приписал себе лишних 2 года. Написал, что 1927 год рождения. Его с отрядом забросили в Закарпатье, где он партизанил.
В Борисовке под Минском была целая группа пионеров-подпольщиков, они учились в одной школе, в одном пионерском отряде и вместе пакостили фашистам. Мальчишки – есть мальчишки: где-то были и боевые задания, где-то чисто хулиганские. Например, они на спину начальника полиции прикрепили надпись «Предатель». И тот несколько часов ходил по улице, ничего не замечая.
Ребятам удалось уничтожить бензохранилище Борисовского аэродрома. Этот аэродром немцы использовали для дозаправки своих самолетов. Местные подпольщики пытались его уничтожить, но ничего у них не получалось. Тогда ребята, их было четыре человека: три мальчика и одна девочка, организовали футбольный матч на поле около бензохранилища. Играли несколько дней. Немцы стали выходить, смотреть и болеть за команды. И вот неудачно пущенный мяч попал на территорию бензохранилища. Ребята подбежали к солдату – охраннику, стали просить чтобы он им мяч вернул. Тот достал и бросил обратно. Дети продолжили игру. Через какое-то время мяч опять полетел туда, так повторялось два или три раза, пока охраннику не надоело, и он сказал Вите: «Иди сам!». Это и требовалось! У Вити в кармане лежала магнитная мина. Он побежал за мячом. Пока бежал, упал, мяч откатился дальше, к бензобакам. Немцы смеялись, а мальчик скрылся на мгновение, достал из кармана мину, выставил взрыватель на боевое положение и приткнул мину к баку. Схватив мяч, вернулся к ребятам, игра продолжилась. А ночью произошел взрыв и все цистерны взлетели на воздух. Немцы включили прожектора, шарили по небу, искали самолет, но никого не обнаружили.
Когда закончилась война, стал профессором политологии, преподавал в университете Ужгорода».
Источник: http://reibert.info/ (точная ссылка уже не работает)
Воспитанник N-го полка Ф.Поликарпов
Василий Курка -самый молодой из известных снайперов Великой отечественной войны, имевших крупные боевые счета.
«Был воспитанником 395-й СД. Снайпером стал не в 13 лет как это часто считают а в 15, хотя воевал действительно с 13-ти, с августа 41 года. Боевой счет -179. Был награжден орденами „Красного знамени“, „Красной звезды“ и почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Погиб в январе 1945г., в звании лейтенанта в боях на Сандомирском плацдарме».
Коля Христиченко. Снайпер. 1929 года рождения. В наградном ошибка с датой
Юнбат Иванов
«Ему было одиннадцать лет, когда его, умирающего от голода, вывезли из Ленинграда на фронт товарищи отца, служившего наводчиком орудия на одной из батарей 577-го гаубичного артиллерийского полка.
В марте 1942 года, его, исхудавшего до дистрофии, откармливали буквально по ложке в день. И уже через две недели, приняв военную присягу, надев солдатскую шинель и сапоги, Виктор стал полноправным красноармейцем. Его определили в штабную батарею и назначили связным штаба полка. Был на передовой, «угощал фашистов огоньком», помогая отцу у боевого орудия. Однажды ночью, доставляя пакет в штаб, Юнбат(Виктор) Иванов, как называли его в батарее отца, наткнулся в лесу на разведывательную группу фашистов. Мальчишка пустился «со всех ног в штаб» с донесением, и вражеский десант захватили врасплох».
Марк Марков-Гринберг. Сын полка
Федя Самодуров награжден медалью «За боевые заслуги». 12.1944г. Польша
Артиллерист А.Ошурко с воспитанником К.Степановым. Западный фронт. 01.1942г.
Гвардии капитан кавалерийского казачьего корпуса Чекурда и 12-летний казаченок-разведчик Шафарин. Северо-Кавказский фронт. 1942г.
Гвардии рядовой Иван Фролович Камышев, 14 лет. Уральский добровольческий танковый корпус
15-и летний разведчик Вова Егоров. 04.1942г.
Разведчик-кавалерист Витя Поздняков. За рейды в тыл врага награжден медалью «За отвагу». Степной фронт, 04.1943г.
Первая помощь в бою. Воронежский фронт
Аркадий Шайхет. Сын полка, 1943г.
Сын батареи. Совсем мальчишка. Вот такой «Ваня Солнцев» из повести Катаева
Анатолий Петров. 1319-й стрелковый полк 185-й стрелковой дивизии
Благодарность от командования
Госпиталь в Инкерманских штольнях. 1942г.
8-ая гвардейская механизированная бригада 3-го Сталинградского мехкорпуса
Комбриг А.В. Кузьмин вручает юнге Саше Ковалеву орден «Красной Звезды». Северный флот
Сын полка 169 авиабазы особого назначения, возраст — 10 лет, служил помощиком техника по вооружению. Аэродром Полтава, 1944г.
Щербаков Петр Васильевич. Разведчик 83-й отдельной гвардейской разведроты 82 гвардейской дивизии. 1930 года рождения
Разведчик-ефрейтор Витя Жайворонок. Орден «Красной Звезды» за Югославию. 2-й Украинский фронт. На фронте с 1943 года
Танкисты 17-й гвардейской танковой бригады и сын полка Алик
Пленный начальник медслужбы полиции Берлина Карл Эмиль Вробель и боец, взявший его в плен. 02.05.1945г.
На фоне Рейхстага
В Берлине
Сын полка ефрейтор Володя Тарновский с однополчанами. Берлин
Володя Тарновский. Берлин
Бойцы 150-й стрелковой дивизии на ступенях Рейхстага
Паренек дошел до Праги
Юнга с крейсера «Красный Кавказ» Борис Кулешин
Юные защитники Ленинграда. Дворцовая площадь, 1945г.
Дети полка, 1945г.
Саша Ковалев. 16 лет. Погиб 9 мая 1944 года. Юнга торпедного катера
Толя Комар. 15 лет. Накрыл пулемет своим телом
Старая фотография неизвестного пацана
—————————————————————————-
Источник
Дети войны рисунки карандашом, красками и фломастерами.
Дети, побывавшие на войне перестают быть детьми. Война сильно меняет человека. Такие не сочетаемые вещи, как война и дети не должны стоять вместе в одном предложении. И тем не менее существует такое понятие, как дети войны. Почему оно существует, и как этого не допустить? На эти вопросы у нас нет ответа, мы можем только предложить детские рисунки на эту тему. И возможно, если каждый увидевший их, задумается, то больше мы не встретим детей войны.
Картинка для патриотического урока.
Рисунок цветными карандашами.
Дети и война.
Дети войны для детского сада.
Рисунок в школу.
Для конкурса.
Иллюстрация для выставки детского рисунка.
Картинка для скачивания.
Раскраска дети войны.
Рисуем штриховкой.
У войны недетское лицо.
Ребенок войны.
Для дошкольников.
В хорошем качестве.
Черно белое изображение.
Срисовка для рисования карандашами.
Солдат и дети войны.
Мы рождены не для войны.
Дети на войне и в тылу.
Фотографии детей войны: historical_fact — LiveJournal
6-летний Толя Воронов — сын полка14-летний Илья Дружков заменяет ушедших на фронт мужчин на полевых работах
Пермский моторостроительный завод, 1943 год, парню 12 лет
Ребята с хутора Синеоковский: Серёжа Землянский, Шура Величенко, Шура Иванов и неизвестный мальчик (на заднем плане)
Раненые во время бомбежек ленинградские дети в госпитале
Ребенок у тела умершей матери в немецком лагере Озаричи (Белоруссия)
Каратели расстреливают еврейских женщин и детей у села Мизоч Ровенской области. Еще подающих признаки жизни — добивают. Перед казнью жертвам было приказано снять всю одежду.
Две еврейские девочки, родители которых перед депортацией отдали их на попечение в немецкую католическую семью. Муж в этой семье донес на свою жену в гестапо, после чего всех троих отправили в концлагерь.
Ребенок из варшавского гетто
Польский мальчик у разбомбленного дома
Английский мальчик у дома в Лондоне, в который попала ракета ФАУ
Мэри Коучмен защищает своим телом трех маленьких детей, среди них и своего сына, во время воздушной атаки 18 октября 1940
На ж/д станции «Юг» в Шанхае после бомбежки
Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle
Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева — брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать
Качели
Источники:
http://fishki.net/anti/147145-deti-vojny-30-foto.html © Fishki.net
http://victory.rusarchives.ru/tematicheskiy-katalog/deti-na-voyne
http://www.liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post369456201/
Дети и война — военное фото
Фотографии в категории «Дети и война»
Военные фотографии, где главными или одними из главных героев являются дети.
18+ »
По другим данным, снимок сделан на Окинаве.
Бомбардировки Японии »
Трехлетний мальчик, получивший ожог ноги во время американской бомбардировки Токио в мае 1945 г.
Дети и война »
Воспитанник одной из частей Красной Армии среди военнопленных среди пленных красноармейцев за колючей проволокой.
Блокада Ленинграда »
Ленинградские дети, раненные при артиллерийских обстрелах города, в больнице во время обеда. На переднем плане — четырехлетний Геня Микулинас. Осколками немецкого снаряда его ранило в голову и левую руку.
Дети и война »
Воспитанник 56-го пехотного полка финской армии Ваня Уткин и фенрик Хамаран (Hamaran) отдыхают у палатки в карельской деревня Топозеро (Topasjärvi, ныне Пряжинский район республики Карелия). Мальчик стал сиротой, финны взяли на себя заботу о нем.
Блокада Ленинграда »
Маленькие ленинградцы Тамара Медведева, Андрюша Петров и Галя Пурман, пострадавшие от обстрела немецкой артиллерии. Снимок сделан в Педиатрическом институте.
Дети и война »
Воспитанник 56-го пехотного полка финской армии Ваня Уткин и фенрик Хамаран (Hamaran) отдыхают у палатки в карельской деревня Топозеро (Topasjärvi, ныне Пряжинский район республики Карелия). Мальчик стал сиротой, финны взяли на себя заботу о нем.
Дети и война »
Воспитанник 56-го пехотного полка финской армии мальчик Ваня Уткин получает приказ от фенрика Хамарана (vänrikki Hamaran). Деревня Топозеро (Topasjärvi, ныне Пряжинский район республики Карелия). Мальчик стал сиротой, финны взяли на себя заботу о нем.
Автомобили США »
На подростке слева — форма Имперской службы труда (RAD). […]Дети и война »
Воспитанник 56-го пехотного полка финской армии мальчик Ваня Уткин. Деревня Топозеро (Topasjärvi, ныне Пряжинский район республики Карелия). Мальчик был сиротой и стал сыном полка.
Векторные изображения Дети войны Дети войны, Стоковые векторные изображения Дети войны | Depositphotos® Набор милых животных, плакат, шаблон, карты, кошки, медведи, милый, ракета, космос, образование, космонавт, галактика, звезда, зоопарк, векторные иллюстрации, набор милых космических плакатов, шаблон, открытки, милый, ракета, космос, образование , астронавт, галактика, звезда, зоопарк, векторные иллюстрации, набор милых животных плакат, шаблон, карты, кошки, милый, ракета, космос, образование, космонавт, галактика, звезда, зоопарк, векторные иллюстрации, набор милых животных плакат, шаблон, карты, кошки , медведи, милый, ракета, космос, образование, космонавт, галактика, звезда, зоопарк, Векторные иллюстрации .Детский опыт Первой мировой войны
Доктора Стейси Гиллис и Эмма Шорт опираются на уцелевшие школьные работы и пропаганду, чтобы исследовать, как Первая мировая война повлияла на все аспекты жизни детей.
Интерес к тому, как некомбатанты пережили Первую мировую войну, значительно вырос за последние 30 лет. Война особенно сильно повлияла на детей из-за нарушения семейной жизни и учебы, отсутствия родителей и смерти членов семьи и друзей семьи.Хотя такие переживания были обычным явлением в тылу, дети часто изо всех сил пытались понять причины этих событий, и воздействие на них было поддержано разными и часто более эмоциональными способами.
Дети и война — книга для юношества
Книга патриотических чтений для школьников, изданная в 1917 году в Италии.
Условия использования Public Domain
Восприятие поставлено под сомнение
Фигура ребенка бросает вызов популярным представлениям о войне.Это сложная фигура, изменяющаяся с точки зрения того, как она действует в дискурсах об империи, войне и государственности, но это фигура, которую часто не замечают или отвергают как не участвующую или неспособную понять сложности войны. Тем не менее архивные материалы по пропаганде, направленные на детей, такие как итальянская книга для школьников, I ragazzi e la Guerra [Дети и война] (1917), а также собственные статьи детей об их опыте войны, такие как стихотворение, написанное 11-летняя Анни Политцер, «Der heimkehrende Krieger» [«Возвращающийся солдат»] (1914–18), предполагает, что некоторые дети занимали занятую позицию в отношении войны.
Возвращающийся солдат — Поэма 11-летней школьницы
Поэма 11-летней школьницы о солдате, возвращающемся в Вену.
Просмотр изображений из этого элемента (1)Такой материал может помочь нам исследовать вопросы о том, как представления о фигуре ребенка связаны с изменяющимися позициями взрослой жизни на войне, а также о том, как представления о ребенке были соучастниками перестройки отношения к войне.Материалы, хранящиеся в этих коллекциях, демонстрируют, что дети не вели дневники так же, как взрослые, или что эти материалы не сохранились — однако мы можем проследить влияние войны на детей, прежде всего, в школьных занятиях и рисунках.
Детские школьные задания
В сборнике школьных сочинений, опубликованном в 1915 году, Мировая война и личные высказывания детей: 150 немецких школьных сочинений учащиеся обсуждают свой военный опыт через пережитые ими события — например, прощание с отцом. , новости о пропавших без вести или убитых членах семьи, праздновании после победы или постоянном звуке бомб.Из этого также ясно, насколько глубоко на детей влияет пропаганда — например, они ожидают победы благодаря культурным и образовательным воспоминаниям о прошлых немецких победах. Таким образом, здесь мы имеем свидетельство того, что дети одновременно являются продуктом пропаганды и ее производителями. Австрийское эссе «Как я совершил ночное нападение на Лондон на своем дирижабле» — это рассказ, написанный ребенком, который воображает, что успешно атакует Лондон. Мы можем видеть, что новые технологии часто были источником волнения для детей, так что то, что изображается во взрослой литературе о войне как источник ужаса или страха, в детской литературе является источником интереса и волнения.
Точно так же мальчики из начальной школы на Принстон-стрит в Лондоне написали о своих впечатлениях от налетов на дирижабли, и эти эссе дают решающее представление о том, как Великобритания вообще не была готова к атакам дирижаблей. Эти мальчики выражают и волнение, и страх во время налетов дирижаблей, и удовлетворяют свое любопытство, выходя осмотреть повреждения после того, как налеты закончились. Война также была введена в школьные уроки способами, которые могут быть не сразу очевидны. Арифметические вопросы, такие как те, что включены в немецкий учебник Krigsrechenaufgaben [Задачи военных расчетов](1916 г.), в общих чертах основывались на успехах немецкой армии — так, например, расчеты количества шерсти, необходимой для вязания подарочных пакетов для войск, или расчет длины ряда заключенных у железнодорожной линии.Здесь война используется не в качестве учебного предмета, а как фоновый пример, указывающий на то, что война проникает в повседневную жизнь.
Внутреннее вторжение
Часто ожидалось, что жизнь детей будет продолжаться как обычно, и на французской фотографии «Mère et enfant munies d’un masque à gaz» [«Мать и ребенок в противогазах»] изображен ребенок, помогающий своей матери готовить, но вставка Противогаз здесь указывает на опасения, связанные с разработкой оружия большой дальности и достижениями в области химического оружия.Это указывает на то, что внутреннее пространство дома также было потенциальным местом вторжения, и то, как ребенок, таким образом, был позиционирован как участник войны. То, что эти письма и изображения происходят из Франции, Италии, Австрии, Германии и Великобритании, указывает на то, что фигура ребенка пересекает границы и границы, как воображаемые, так и физические, в военное время.
Условия использования Public Domain
- По сценарию Стейси Гиллис
- Д-р Стейси Гиллис — преподаватель современной литературы в Школе английского языка Университета Ньюкасла.Она была главным исследователем « Приближающаяся война: детство, культура и Первая мировая война» Leverhulme International Network. В настоящее время она работает над книгой о подъеме британского детективного романа в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, а ее исследовательские интересы включают Первую мировую войну, феминистскую теорию и популярные художественные произведения конца XIX века.
- и Эмма Шорт,
- Д-р Эмма Шорт — научный сотрудник и преподаватель Школы английского языка Университета Ньюкасла, а также координатор сети в Международной сети Леверхульма, Приближаясь к войне: детство, культура и Первая мировая война .Ее текущее исследование рассматривает литературное наследие Гертруды Белл и становление современного Ближнего Востока и показывает длительное влияние собственного литературного и культурного воображения Белл на место Ближнего Востока в британском культурном и политическом воображении.
Душераздирающих дневников советских детей о Великой Отечественной войне опубликованы на английском языке — RT World News
На английский язык переведена книга из 35 дневников, написанных советскими детьми в 1941-1945 годах, в годы Великой Отечественной войны. Он содержит письменные свидетельства ужасов борьбы с нацистами, задокументированные с детской искренностью.
«В дневниках взрослых автор все еще пытается построить какую-то драму, а дети искренне пишут о том, что они видели и чувствовали, и в этом главная ценность этих документов.Их никто не редактировал, они написаны честно, без цензуры и самоцензуры », — рассказала RT редактор книги Татьяна Кузнецова.
Один мальчик, который жил в приемной семье, был Он писал в своей маленькой записной книжке о том, сколько его друзей умирало от голода, и в то же время нарисовал на страницах своего дневника «удивительных» изображений еды, например, «ветчина и курица» .
В книге под названием «Дети войны» представлены воспоминания и впечатления молодых людей, переживших одни из самых травмирующих эпизодов в мировой истории, и дневники, написанные детьми во время блокады Ленинграда 1941-44 годов в нацистских концлагерях. а также написанные при жизни на оккупированных территориях и на передовой.
«Мне было очень одиноко, моя мама много работала, так как в те годы одному человеку приходилось выполнять работу пятерых. Поэтому она работала с утра до ночи. Мой отец был военным врачом, а затем его депортировали в Сахалин. Так что я была предоставлена сама себе », — сказала RT одна из авторов дневников Зоя Хабарова, когда ее спросили, почему она решила записать свои мысли.
Говоря об одном из своих самых ярких воспоминаний, Зоя, тогда еще будучи подростком, сказала, что она была свидетельницей нападения нацистских бомбардировщиков корабля с сотнями людей на борту.
«Наш дом находился на набережной. Я возвращался из школы и увидел в небе два немецко-фашистских самолета. В это же время рядом плыл советский корабль, который сразу начали бомбить. Одна из бомб ударил его прямо в середину, разбив судно на две части. Через три минуты оно исчезло под водой ».
Впервые проект был представлен в прошлом году, когда издательством «Аргументы и факты» вышла книга детских дневников на русском языке.Все началось с воспоминаний, которые были напечатаны в одноименной еженедельной газете, а затем переросло в более крупный проект, в котором журналисты просмотрели многие архивы и музеи страны в поисках таких детских дневников. Некоторые были присланы читателями газеты из семейных архивов.
«Это история нашей страны, история того, что ее народу пришлось пережить в те ужасные времена. Все это рассказано детскими голосами, и мы решили, что это самый мощный документ, который мы можем принеси в мир », — сказала Кузнецова.Редактор добавил, что журналисты смогли найти и отследить последующие истории жизни большинства авторов дневников, но при этом сказал, что судьба трех молодых авторов остается неизвестной.
Переведенная одним из самых знаменитых переводчиков с русского на английский Эндрю Бромфилдом, работавшим над шедеврами Льва Толстого и Михаила Булгакова, среди других русских писателей, английская версия книги была издана к 71-й годовщине нацизма. Капитуляция Германии во Второй мировой войне.
Книга на русском языке была отправлена во многие международные организации, включая ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, а также в ряд известных библиотек по всему миру, сказал ее редактор, добавив, что она была принята с большой благодарностью. «Но мы понимали, что этим людям будет сложно читать по-русски, поэтому сделали перевод».
Война на Восточном фронте, известная как Великая Отечественная война в России, вызвала самые крупные битвы и жертвы в самом смертоносном военном конфликте в истории, 27 миллионов советских граждан были убиты на войне.Из всех советских мужчин, родившихся между 1921 и 1923 годами, выжили только 3 процента.
Более 1 миллиона детей погибло на оккупированных нацистами территориях Советского Союза. Около 1 500 000 человек были насильно переселены в Германию в качестве рабов. Советские дети «северной внешности» были похищены и отправлены в Германию как «арийцы». Всемирно известный дневник Тани Савичевой, который она написала во время блокады Ленинграда, зафиксировал гибель членов ее семьи, а затем был использован в качестве доказательства против нацистских лидеров во время Нюрнбергского процесса
«Наша страна столкнулась с ужасом. о той войне, и теперь на Западе есть люди, пытающиеся исказить нашу память как своего рода политическую спекуляцию.Когда они прочтут эту книгу, возможно, они поймут, что пришлось пережить нашему народу. Это важно знать будущим поколениям, чтобы не повторять ошибок прошлого », — сказал RT редактор .
Дети на войне
Дети на войне[Содержание] — [Следующая страница] — [Предыдущая страница]
Создание Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны породило надежды на наступление новой эры мира. Это было чересчур оптимистично. Между 1945 и 1992 годами произошло 149 крупных войн, в которых погибло более 23 миллионов человек. В среднем за год количество смертей на войне в этот период более чем вдвое превышало количество смертей в 19 веке и в семь раз больше, чем в 18 веке. 3
Война и политические потрясения раздирали целые страны — от Боснии и Герцеговины до Камбоджи и Руанды.И этот вихрь насилия засасывает все большее количество детей. Целые поколения выросли посреди жестоких вооруженных конфликтов. В конце 1995 года конфликты продолжались в Анголе более 30 лет, в Афганистане — 17 лет, в Шри-Ланке — 11 лет и в Сомали — 7 лет.
Фото: Одно из прав детей — защищаться от призыва в армию, но дети участвовали в ряде недавних конфликтов. Молодые солдаты из Мьянмы учатся.©
Дети, конечно, всегда были вовлечены в войну. У них обычно нет другого выбора, кроме как испытать, как минимум, те же ужасы, что и их родители — в качестве жертв или даже участников боевых действий. И дети всегда были особенно уязвимы. Когда запасы еды заканчиваются, больше всего страдают дети, поскольку их растущий организм нуждается в постоянных запасах необходимых питательных веществ. Когда источники воды заражены, именно дети оказываются наименее устойчивыми к опасностям болезней.А травма, связанная с насилием и жестокой смертью, эмоционально повлияла на поколения молодых людей на всю оставшуюся жизнь (панель 1).
Последние события в области ведения войны значительно повысили опасность для детей. По оценкам (и эти цифры, хотя и конкретные, но обязательно на порядки величины), за последнее десятилетие дети-жертвы включали:
- 2 миллиона убитых;
- 4-5 миллионов инвалидов;
- 12 миллионов остались без крова;
- более 1 миллиона осиротевших или разлученных со своими родителями;
- около 10 миллионов психологически травмированных. 4
Рост числа жертв среди детей в первую очередь объясняется более высокой долей смертей среди гражданского населения в ходе недавних конфликтов. В войнах 18, 19 и начала 20 веков только около половины жертв составили гражданские лица.
В последние десятилетия этого века доля жертв среди гражданского населения неуклонно росла: во время Второй мировой войны она составляла две трети, а к концу 80-х годов — почти 90 процентов. 5
Отчасти это связано с технологией.Воздушные бомбардировки расширили потенциальную зону боевых действий на целые национальные территории. Вторая мировая война привела к резкому росту неизбирательных убийств, например, с бомбардировками Ковентри и Дрездена и атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. И эта схема повторилась во Вьетнамской войне, которая, по оценкам, унесла жизни 2,5 миллиона человек.
Еще одной причиной увеличения числа погибших среди гражданского населения является то, что большинство современных конфликтов происходят не между государствами, а внутри них.Это не стандартные сражения между противоборствующими армиями, а гораздо более сложные дела — борьба между военными и гражданским населением или между противоборствующими группами вооруженных гражданских лиц. С ними так же вероятно, как и где-либо еще, в деревнях и пригородных улицах. В этом случае вражеский лагерь повсюду, и различия между комбатантом и некомбатантом тают в подозрениях и замешательстве повседневной борьбы. В 1994 году Департамент ООН по гуманитарным вопросам сообщил, что в 13 странах продолжаются «сложные чрезвычайные ситуации» этого типа, и он классифицировал более 20 миллионов человек как «уязвимые»; он также перечислил еще 16 стран с потенциальными чрезвычайными ситуациями. 6
Семьи и дети не просто попадают под перекрестный огонь, они также могут стать конкретными целями. Это потому, что многие современные столкновения ведутся между различными этническими группами в одной стране или в бывших штатах. Когда преобладает этническая лояльность, возникает опасная логика. Эскалация от этнического превосходства к этнической чистке и геноциду, как мы видели, может стать непреодолимым процессом. Тогда недостаточно убивать взрослых; будущие поколения врагов — их дети — также должны быть уничтожены.Как выразился один политический обозреватель в радиопередаче в 1994 году перед вспышкой насилия в Руанде: «Чтобы убить больших крыс, нужно убить маленьких крыс». 7
В этих обстоятельствах классификация таких процессов как «сложные чрезвычайные ситуации» является неполной. Сказать, что они сложные, достаточно верно, но это касается большинства форм человеческой деятельности. Это также скрывает тот факт, что это по сути политические споры. Даже сказать, что это «чрезвычайные ситуации» — оптимистично, предполагая, что они скоро закончатся.Скорее, это хронические формы социальных конфликтов, чьи насильственные последствия в виде «тотальной войны» могут ощущаться на годы или десятилетия вперед.
[Следующая страница] — [В начало страницы] — [Предыдущая страница] .