Афанасий Никитин — сообщение доклад (5 класс География)
Одним из известнейших русских путешественников можно считать Афанасия Никитина, посетившего множество арабских и азиатских стран.
А. Никитин родился в крестьянской семье в 1442 г. Его отца звали Никита, поэтому фамилия путешественника, по сути, является его отчеством, так как собственных фамилий крестьяне в то время не имели. Он довольно рано начал путешествовать и торговать, для чего ездил в Византийскую империю, Литву, Крым и множество других регионов. Торговые экспедиции принесли ему хорошую прибыль, что позволило ему направить свои усилия на исследование новых территорий.
В 1468 г. из Клязьмы по воде он отправился на юг, где в районе современной Казани его караван ограбили татары. А возвращение домой без прибыли и товара привело бы к долговой яме для купцов, поэтому они отправились в Персию. Это стало началом великого путешествия Никитина, описанного им в книге «Хождение за три моря».
После Индии, Никитин отправился на восток Африки, где его еще раз чуть не ограбили. Пытаясь возвратиться домой, он прошел весь Иран и был арестован турками, которые обобрали его до нитки. Они оставили путешественнику только его дневник с записями его приключений. Никитин смог добраться в город Кафу (современная Феодосия) в 1474 г., откуда уже отправился в Россию. Он намеревался добраться в свой родной город Тверь, но умер по дороге туда – в Смоленске. Дневники Никитина были доставлены в Москву и переданы советнику русского царя.
Русский купец А. Никитин посетил Индию раньше европейцев, прибывших туда через африканский континент. Его путешествия дали первые настоящие описания Индии и арабских стран. Никитин очень красноречиво излагал обычаи индийцев, их религиозные убеждения, бытовые особенности и привычки. Кроме того, тверской купец описал различные виды экзотических животных, что было в новинку в царской России.
«Хождение за три моря» А. Никитина стало первым русским произведением, описывающим путешествия в иные земли и особенности проживающих там народностей.
Вариант 2
Афанасий Никитин – русский путешественник. О его жизни данных практически нет. Известно, что он родился в семье крестьянина. В молодости посещал Литву и Византию с торговыми визитами.
Прославился путешествиями в Персию, Индию и в Турецкое государство. Он написал книгу «Хождение за три моря». В ней описано путешествие с коммерческой точки зрения. Расписаны политические устройства государств. Их экономика. Культура.
Начало путешествия было положено из города Тверь. Далее произошла встреча посла Хасан-бека в городе Нижний Новгород. И они вместе отправились вниз по течению Волги. В Астраханских землях они попали под разбой местных татар. Обратно вернуться не было возможности. И уже на 2-х суднах направились в сторону Дербента. Одно из судов разбилось, экипаж был взят в плен местными жителями. Афанасию Никитину с большим трудом удалось высвободить команду. Но вот просьбу о дополнительном финансирование, но получил отказ.
Далее путешествие продолжил в сторону Баку. В своей книге, Никитин очень искусно описывает красоту природы тех мест. Богатства местных жителей. Роскошность дворцов. В книге очень много употреблялась арабская лексика. Это ставило под сомнение, не принял ли Афанасий Никитин ислам. Ученые склоняются в большей степени, что нет. Так как в этом случае он бы не вернулся на родину. За перемену веры его могли бы казнить.
Обратный путь домой был проложен через Персию по Черному морю в сторону Индии. К сожалению вернуться на родину он не смог. По пути домой он умер. Это произошло под Смоленском. Точная причина была не известна, вероятнее всего за годы путешествия здоровье сильно ухудшилось. Все рукописи сохранились, благодаря московским купцам, которые его сопровождали на обратном пути.
Афанасий Никитин один из немногих европейцев, который поделился своими знаниями о далекой Индии. Всего его путешествие в общем сроке составило около 3-з лет. Он рассказал об обычаях жителей, о их нравах. Его произведение «Хождение за три моря» считается памятником русской литературы. Его перевели на несколько языков мира. Подобное произведение было первым в русской литературе. В нем не было официальности и цензуры. Неповторимое звучание придавало то, что описывалось абсолютно все сферы жизни путешественника.
На родине путешественника, в городе Тверь, установлен памятник отважному Афанасию Никитину. Еще один находится в Феодосии. Но не только в России есть памятники. Совсем недавно был установлен в Индии. Афанасия Никитина чтят за смелось и упорство в изучение новых земель.
Путешествия
Афанасий Никитин — русский купец и один из первых европейцев, который отправился в поездку в Индию. Он описал сой путь в повествовании, известном как «Путешествие за три моря».
Прославленный русский купец и автобиограф; на сегодняшний день точные даты рождения и смерти не установлены.
Афанасий Никитин русский вёл дневник своего путешествия, в частности в Иран и Индию на протяжении 4 лет между 1466 и 1475 годами. Собственный счет Афанасия остается загадочным явлением его истории и цели долгого путешествия. поездка. Под заголовком «Путешествие за пределы трех морей » послужной список Афанасия представляет собой документ, представляющий большой интерес как для историков, изучающих взаимодействие средневековых русских, так и в целом как один из первых автобиографических описаний в литературе. Он неоднократно публиковался на русском языке с аннотациями и переводился на многие языки.
Из города Твери в Индию
Никитин провел в Индии более двух лет, путешествовал по разным городам, знакомился различными людьми и подробно описывая все, что видел вокруг себя. Записки купца были составлены в форме дневника путешествия, которое больше похоже на журнал путешественника.
Его сочинения дают редкий отчет об Индии в то время, когда единственные существующие летописи были написаны сикофантами, стремящимися произвести впечатление на своих мусульманских правителей. Султанат Бахмани под руководством Мухаммеда III начал неудачные кампании против империи Виджаянагара и в конечном итоге распался на более мелкие королевства.
Повествование Никитина также помогло создать определенную романтическую атмосферу в России, когда дело дошло до Индии. Впоследствии в стране сложились богатые традиции индологии, прокладывающие путь к прекрасным отношениям между правительствами и народами.
Спустя некоторое время купец начал испытывать ностальгию. В 1471 году (по другой версии — в 1474 году) Никитин планировал вернуться домой, но не получилось. Здоровье Никитина было очень ослаблено из-за большой нагрузки. В 1472 (1475) он умер под городом Смоленском.
Понадобилось несколько лет, чтобы произведения были перенесены в Москву, где они были сохранены и переписаны.
В 1955 году в городе Тверь, на родине Афанасия Никитина, был установлен памятник в его честь.
5, 7 класс География
Никитин Афанасий
Интересные ответы
- Хронологическая таблица Гоголя (жизнь и творчество)
20 марта 1809 год – рождение Николая Васильевича Гоголя. В период с 1818 по 1819 год – мальчик Николай и его брат по имени Иван проходят обучение в училище Полтавы
- Писатель Анатолий Приставкин. Жизнь и творчество
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008 гг.) относится к писательской плеяде советского периода российской истории. Приставкин является уроженцем подмосковного города Люберцы и появляется
- Жизнь и творчество Владимира Маяковского
Маяковский до сих пор поражает нас своим творчеством. Читать его произведения надо вдумчиво, только тогда можно понять, о чем хочет сказать поэт.
Надо заметить, что его судьба была такой же трагической, как у Есенина и Цветаевой. - Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество
Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016 гг.) является известным русским писателем, работающим в жанре сатирической притчи и эссе. Искандер является уроженцем Абхазии
- Жизнь и творчество Оскара Уайльда
Оскар Уайльд – писатель и поэт, который считается национальной гордостью Великобритании. Принадлежит к числу ключевых фигур эстетического движения. Немалую роль сыграл и в процессе развития европейского модернизма.
Сочинение (биография) – Никитин Афанасий 👍
Многие имена русских путешественников, сделавших мировые открытия, давших цивилизации уникальные научные находки и описания, являются гордостью нашего народа. В отличие от других стран Европы, целью которых в средние века являлись географические открытия для завладения новыми землями и богатствами, русские путешественники шли с гуманными целями познания, просвещения, установления торговых отношений.
Афанасий Никитин был одним из первых европейцев, который правдиво и подробно рассказал о далекой Индии. С осени 1466 до конца 1472 года продолжалось
путешествие русского купца из Твери. Он пересек Каспийское, Аравийское и Черное море.Затем 3 года он странствовал по Индии. По древнему караванному пути Афанасий Никитин добрался до Персии, до города Ормуза, где пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта, Малой Азии. Тетрадь с его записями после смерти Афанасия Никитина передали в Москву, главному дьяку царя Ивана III, который рапорядился включить эти записи в летопись. ” Хождение за три моря” Афанасия Никитина переведено на многие языки мира.
В городе Твери на берегу Волги стоит памятник отважному русскому путешественнику. Один
из первооткрывателей, чье имя осталось на всех картах мира, Витус Берин г. Он родился в Дании, но в юности поступил во флот Петра I, и Россия стала его второй родиной. Витус Беринг первым после землепроходца казака Семена Дежнева плыл водами пролива между Азией и Америкой. Так было доказано, что оба материка на севере не сходятся, их разделяет пролив.Витус Беринг доплыл до южного берега Аляски. На обратном пути экспедиция открыла новые острова – Алеутскую гряду и Шумагинские, названные в честь матроса Шумагина из его команды.
8 декабря 1741 г. от болезни и холода погиб Беринг на остраве, который теперь носит его имя. Именем Беринга назван пролив между Азией и Америкой и та часть Тихого океана, где шли корабли славного капитана. Во 2-ой половине 19-го века среди ученых шли споры о происхождении и развитии человека.
Некоторые доказывали, что белые люди – высшая раса, а цветные – низшая : они менее развиты и физически и духовно. Но русский ученый и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай утверждал, что люди всех рас имеют одинаковое происхождение, и что все зависит от условий жизни и воспитания. Чтобы убедительно доказать свою мысль, Миклухо-Маклай отправился на берег залива Астролябии. Один среди первобытных папуасских племен, он верил, что у него хватит воли и терпения, ч тобы завоевать их доверие.
Тогда ученый решит свои задачи исследователя. Это был настоящий подвиг во имя науки. Завоевав доверие и любовь папуасов, Миклухо-Маклай собрал ценнейший научный материал. Он изучил особенности телосложения папуасов, их быт и нравы, чтобы доказать единство происхождения всех людей на Земле.
Несколько раз Маклай уезжал с Новой Гвинеи и потом снова возвращался, и всегда папуасы встречали его сердечно и радостно. Маклай много лет работал и на Новой Гвинее, и на островах Меланезии в Тихом океане. Он не раз болел тропической лихорадкой и рано умер – в 42 года. Память о замечательном ученом жива на берегу, получившем его имя : Берег Маклая.
Огромный вклад в открытие и мирное завоевание новых земель внесли русские мореплаватели Ф. Ф Беллинсгаузен и М. П Лазарев, которые открыли в 1820 г Антарктиду. Антарктида не принадлежит ни одному государству. По международному соглашению на ее территории запрещено проводить мероприятия военного характера. Антарктида – континент мира.
В 1912 г. русский путешественник Георгий Седов снарядил первую экспедицию к Северному полюсу. Экспедиция не достигла Северного полюса. Георгий Седов погиб, однако успел сделать много ценных наблюдений.
В честь Седова в 1929 г. была построена полярная обсерватория вблизи мыса, который назвали его именем. В 1937 г. четверо советских ученых под руководством И. Д. Папанина впервые в истории высадились на дрейфующую льдину в районе Северного полюса. С этого года с целью изучения природы Арктики дрейфующие станции стали постоянными.
В настоящее время российские путешественники и исследователи, среди которых всемирноизвестный Федор Конюхов, имеют целью изучение и установление дружественных отношений между народами других стран. Многие русские ученые и путешественники отдавали все свои знания, силы и даже жизни для изучения и мирного завоевания новых земель.
Афанасий Никитин — русский первопроходец, мореплаватель и автор книги «Хождение за три моря» — Общенет
Афанасий Никитин – путешественник, бывалый купец и первый европеец, посетивший Индию. Также Никитин известен своими записками «Хожение за три моря». Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец. Этот купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников.
Из биографии Афанасия Никитина:
История сохранила мало сведений об Афанасии, о дате и месте его рождения, родителях и детстве. Первые исторические записи относятся к его путешествию к трём морям Чёрному, Каспийскому и Аравийскому, которое описано в его заметках. +О детских годах русского путешественника также известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Известно только, что мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. В то время не было фамилий, поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.
Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.
О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомых странах. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.
Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.
Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.
А когда Афанасия отпустили из ареста, торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.
А остановившись в Кафе (Крым), в ноябре 1474 года решил дождаться весеннего торгового каравана, ведь подорванное здоровье не давало возможности путешествовать зимой. В течение длительного пребывания в Кафе Никитин успел познакомиться и наладить близкие отношения с Московскими богатыми купцами, среди которых был и Григорий Жуков, и Степан Васильев. Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь.
Когда в Крыму стало тепло, их объединённый большой караван тронулся в путь. Подорванное здоровье Афанасия всё больше давало знать о себе. Из-за чего он и скончался и был захоронен около Смоленска. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.
Желание поделится своими впечатлениями, наблюдениями и опытом вылилось в его путевых записках. Здесь хорошо просматривается начитанность и грамотное владение не только русской деловой речью, но и хорошее восприятие иностранных языков.
Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя Ивана III, и в 1480 году рукописи вошли в летопись.
В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех. Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным и вошли в «Историю государства Российского».
*Достижения Афанасия Никитина:
1.Автор записок «Хожения за три моря»
2.«Хожения» внесены князем Василием Мамырёвым в летописный свод.
*Даты из биографии Афанасия Никитина:
*1468 г. начало путешествия за 3 моря.
*1471 г. приезд в Индию.
*1474 г. вернулся в Крым.
*1475 г. скончался.
Об экспедициях и путешествиях Афанасия Никитина:
Не удалось учёным восстановить и точную дату отправки в путешествие.
Афанасий Никитин, как настоящий купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.
Русские торговцы, которые путешествовали в одном направлении с Афанасием, отправились в дорогу из Твери на нескольких судах. Афанасий к тому времени был опытным купцом и путешественником, ведь ему не раз приходилось посещать такие страны как Византию, Литву, Молдавию и Крым. А благополучное возвращение домой сопровождалось привозом заморских товаров.
Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес. По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.
Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.
Возвращение в Россию сулило попасть в яму долговых обязательств. Поэтому товарищи Афанасия разделились: у кого было хоть что-то дома, возвращались на Русь, а остальные разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.
Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент. Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.
Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня, и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене, отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами. В Индии Никитин провёл 3 года. Посетил он в Индии множество городов, многое повидал, но денег нажить не удалось. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.
Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу. Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.
В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году. В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой. В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.
По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.
Долгий путь был обратно в Крым. Добирался Афанасий через Африку, побывал он и в Эфиопских землях, добрался до Трапезунда и Аравии. Затем преодолев Иран, а затем и Турцию вернулся в Чёрное море.
Интересные факты из жизни Афанасия Никитина:
* Афанасий Никитин был первым русским путешественником, который побывал в Персии и Индии. Возвращаясь с этих стран, путешественник посетил Турцию, Сомали и Маскат.
*Никитин открыл восточные страны за 25 лет до путешествий Васко да Гамы и многих других путешественников.
* Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян.
*Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.
* По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль.
* Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.
* Известные путевые записки Афанасьева «Хождение за три моря», это своенравный справочник, где подробно описан быт, а также политическое устройство стран на Востоке.
* На Руси данные рукописи были первыми, в которых описывались морские с целью повествования о торговле.
* Интересно, что автор считал свои записки грехом. *Три года путешествий для Афанасия Никитина прошли не зря — он выучил чужеземные языки. В его записках встречаются персидские, арабские и даже тюркские слова.
* Для ученых до сих пор остается загадкой личная жизнь Никитина. Неизвестно была ли у него жена и дети.
* Никитин – это вовсе не фамилия путешественника. Тогда фамилий еще не было. Это его отчество, то есть Афанасий, сын Никиты.
* Он описал Калькутту, Цейлон и Индокитай, которые ранее не были известны.
* Афанасия Никитин был выходцем из бедной семьи. И главной причиной, по которой он отправился в путешествия – поправить финансовое положение семьи за счет торговли с иностранными купцами.
*Самое большое удивление, которое испытал Никитин в Индии, так это то, что местные жители ходили нагие, зато в золотых украшениях. *Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери.
* В 1958 году «Мосфильмом» было снято кино «Хождение за три моря».
* В 1955 году в Твери поставлен памятник Никитину на месте начала его путешествия.
*Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.
*Любопытен такой факт: тверской купец обладал правом носить отчество, тогда как во Владимирском, а затем и в Московском княжествах таким правом обладали лишь бояре и дворяне.
*Упоминал в записях экзотических животных, а также таинственного пернатого «гукук».
*«Хожение» переведено на много языков.
*2003 г. установлен памятник в Западной части Индии, надписи на котором выгравированы на хинди, маратхи, русском и английском языках.
*Древнерусский оригинальный текст его «Хожения за три моря» написан на четырех языках.
*Заканчивает свой путевой дневник Никитин молитвой Аллаху.
*В своих записках Афанасий часто использует местные выражения стран, в которых он успел побывать, а вслед за ними даёт свою трактовку на русском языке.
*В его записях указаны не только отличия природы и диковинные животные, но и отличия нравов, быта и государственного строя.
* Побывал Афанасий и в священном городе Парвaте, где поклоняются Будде. Изучал местную религию и управление. Его записи свидетельствуют о широком кругозоре и дружелюбности автора к чужим странам и народам.
*Несмотря на прекрасные и интересные описания Индии, Персии и других стран его записи не скрывают его разочарования отсутствие обещанного разнообразия товаров.
* Скучая по русской земле, Афанасий не мог чувствовать себя уютно в чужих землях. *Несмотря на несправедливость русских вельмож, Никитин прославлял русскую землю.
* До последнего хранил путешественник и христианскую религию, а все оценки нравам и обычаям строились на православной морали.
Загадки в истории жизни и путешествий Афанасия Никитина:
Русский путешественник Афанасий Никитин – загадочная фигура.
Отсутствие биографических сведений об Афанасии Никитине в летописях и других древнерусских документах для некоторых исследователей является основанием считать, что «Хожение» было сфальсифицировано в конце XVIII века.
Действительно, загадочным образом русский путешественник оказался в Индии за несколько лет до Васко да Гамы, что должно было свидетельствовать о приоритете России в открытии Индии. В пользу такой версии говорят и определенные неточности в описании стран, через которые проходил купец Афанасий.
О многом Афанасий и умалчивает, например, о том, что же на самом деле сподвигло его на экспедицию в далекие края. Говорит в пользу этой версии и то, что Афанасию удалось сохранить свой путевой дневник в течение многолетнего путешествия, хотя во время путешествия ему приходилось терпеть кораблекрушения, подвергаться нападениям разбойников и претерпевать иные неприятности, не способствующие сохранности берестяного свитка. Более того, чужеземец, записывающий что-то непонятными знаками, должен был быть принят за шпиона, список уничтожен, а сам писец — казнен.
Однако историки сходятся на том, что текст жития подлинный, поскольку он известен не в единственном экземпляре, как, например, «Слово о полку Игореве», а в нескольких, а выдержки из оригинального «Хожения» содержатся в нескольких летописях, датируемых XV веком, в частности во Львовской летописи, достоверность которой не подвергается сомнению, а значит, и сам текст «Хожения» достоверен.
Другое дело, что до нашего времени сохранилась не рукопись тверского купца, а ее копии, сделанные последующими переписчиками, которые могли исказить текст: непроизвольные описки, замены непонятных слов на похожие — все это сделало текст менее аутентичным.
Еще одна гипотеза предполагает, что Афанасий Никитин побывал лишь в Ормузе, крупном арабском порту на границе Персидского залива, а все свидетельства об Индии были почерпнуты им из рассказов моряков, действительно бывавших там.
В самом деле, некоторые описания Индии кажутся фантастичными, а события (битвы, смены правителей) и даты плохо синхронизируются между собой. Говорит в пользу этой версии и то, что в «Хожение» был включен эпизод плавания к берегам Африки и Аравийского полуострова. Эти берега были хорошо известны морякам Ормуза, но они лежат вдалеке от пути из Индии в Персидский залив. Но наряду с такими фантастическими зарисовками многие описания Индии настолько точны, что могли быть сделаны только очевидцем.
О роде занятий Афанасия Никитина также ничего достоверно не известно. Историки и энциклопедические справочники в один голос называют его «купцом», а некоторые исследователи, стремясь к исторической достоверности, говорят иначе: «предположительно купец». Что же скрывается за этим?
На территории Руси и в далеких южных странах с Афанасием обращались не как с простым купцом, а как с послом. Возможно, что Афанасий имел тайные дипломатические поручения к правителям Нижней Волги и бассейна Каспийского моря. Загадочна и смерть Афанасия. Вернувшись на Русь, он, подданный великого Тверского князя, загадочным образом умирает близ Смоленска, входившего в состав Великого княжества Литовского, а дневник попадает в руки подданных князя московского, которые и переправляют его в Московию. Более того, дьячки-управленцы московского князя сразу понимают, что перед ними документ исключительной важности. Исходя из этого, можно утверждать, что агенты московского князя выследили Афанасия на территории другого государства и отобрали у него важный документ, который по какой-то причине был им необходим.
Время, в которое Афанасий Никитин ходил в Индию, было сложным и трагичным в истории Руси. Особенно тяжелым оно было для родной Афанасию Твери. В 1462 г. на трон восточного соседа Твери — великого княжества Московского — взошел Иван III Васильевич. Он, как и его потомок и полный тезка Иван IV Васильевич, тоже носил прозвище Грозный. Московские князья стремились подчинить себе все соседние русские государства. В то время на Руси было три независимых княжества: Москва, Тверь и Рязань — и три независимых республики: Новгород, Псков и Вятка. Именно Иван III Васильевич за время своего правления подчинил своей власти эти княжества и города, огнем и мечом пройдя по независимым княжествам и республикам, утопив в крови свободу новгородцев и тверичей, вятичей и псковичей. Однако это будет несколько позже, а сейчас, в 1466 г., тверской князь Михаил Борисович, пытаясь сохранить независимость своего государства, отправляет в далекие края неприметного купца Афанасия в надежде на то, что ему удастся сколотить какую-нибудь коалицию.
Историки расходятся и в датировке начала путешествия Никитина. Одни называют 1458 г., другие — 1466 г. Возможно, и здесь кроется какая-то загадка. Может быть, Афанасий совершил два путешествия — одно в 1458 г. в Казань и Астрахань, а второе, начавшееся в 1466 году, привело его в Индию. Однако достоверных сведений об этом первом путешествии у нас нет, поэтому будем считать, что «хожение» началось в 1466 г.
Итак, в 1466 г. Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (современный Дагестан и Азербайджан). У него, (подчеркнем — с виду простого купца), путевые грамоты от великого князя Тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. Идет Афанасий не один, с ним идут и другие купцы — всего же у них два корабля. Интересно, что Афанасий нигде не упоминает имен сотоварищей-русичей, и это довольно странно. То ли Афанасий не хотел выдавать имена тех, кто шел вместе с ним с важным поручением, то ли, наоборот, дьяк-переписчик великого князя Московского решил не включать в список купцов-тверичан. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях московского князя Ивана III. В принципе, отношения между Москвой и Тверью напряженные, но официально война не объявлена, и московский наместник пропускает Афанасия с охранной грамотой далее.
В дороге Афанасий Никитин хотел присоединиться к Василию Папину, послу великого князя Московского в Ширване, но тот уже прошел вниз по реке. Почему же не дождался московский купец тверского, остается загадкой. А что же за товар вез в Ширван Афанасий? Он нигде не упоминает об этом. Историки предполагают, что это могла быть пушнина. В Нижнем Новгороде Афанасию пришлось задержаться на две недели для того, чтобы дождаться посла ширваншаха по имени Хасан-бек, который вез с собой в Ширван 90 кречетов, ловчих птиц — дар от московского князя. Однако такое число охотничьих птиц либо весьма преувеличено, либо было фигурой речи, понятной лишь посвященным. Некоторые историки предполагают, что словом «кречеты» в «Хожении» заменено слово воины, т. е. посол шел с отрядом московских наемников, которые, согласно договору Московского княжества с Ордой, Московия должна была выставлять для помощи ордынским государствам. Ширванский посол садится на больший из двух кораблей, и они идут вниз по реке.
Дальнейший путь героев весьма загадочен. В путевом дневнике Афанасий отмечает, что они благополучно прошли Казань, Орду, Услан, Сарай. Описание этой части бегло и создает впечатление, что плавание по Волге было для русских купцов обыденным делом. Несмотря на то, что они идут в свите посла Ширвана, путь они выбирают окольный — по Ахтубе, стараясь миновать Астрахань. Где-то у самого впадения Волги в Каспий во время одной из стоянок на корабли нападают татары. Ситуация, которая, мягко говоря, не вписывается ни в какие рамки.
Ведь речь идет о нападении на посла другого государства. Впрочем, это нападение, если только оно имело место, свидетельствует против наличия 90 дружинников («кречетов») в свите посла. Что же за загадочные татары напали на посольство, об этом Афанасий или позднейший переписчик умалчивает, но в дальнейшем на пути в Ширван русичам и спутникам Афанасия пришлось еще раз столкнуться с неприятностями. Возле города Тархи (близ нынешней Махачкалы) корабли попали в шторм, а когда меньший из кораблей то ли выбросило на берег, то ли он пристал самостоятельно, все купцы были захвачены в плен. Афанасий в это время находился на посольском корабле.
В Дербенте Афанасий просит Василия Панина и Хасан-бека помочь захваченным в плен близ Тархи. Пленных действительно отпустили на свободу, но товары им не вернули, ведь по закону все выброшенное на берег имущество разбившегося в море корабля принадлежит владельцу берега. Такие отношения Афанасия с послами князя Московского и Ширваншаха еще больше убеждают в том, что был Никитин далеко не простым купцом.
Некоторые из купцов, как сообщает Никитин, попытались вернуться на Русь, другие остались в Ширване. В тексте «Хожения» Афанасий пытается объяснить свои дальнейшие странствования тем, что он взял на Руси товар в долг и теперь, когда товар пропал, его могли за долги сделать холопом. Впрочем, это не вся правда или вообще неправда. В дальнейшем Никитин будет дважды пытаться вернуться на Русь, но по непонятной причине его дважды не пропустят дальше Астрахани. Поэтому в конечном итоге возвращается на Русь Афанасий не по Волге, а по Днепру. Но если бы он брал товары в долг, то долг остался бы таковым и через несколько лет, когда он несколько лет спустя решил вернуться. Некоторое время Афанасий остается в Ширване, вначале в Дербенте, а потом в Баку, «где огонь горит неугасимый». Чем занимался он все это время, неизвестно. Складывается впечатление, что он или ожидал какого-то важного известия из Твери, или же наоборот — скрывался от врагов. Неизвестная нам причина гнала Афанасия дальше, за море — в Ченокур. Здесь он живет полгода, но и отсюда вынужден уехать, месяц он живет в Сари, еще месяц в Амале — и снова дорога, краткий отдых и снова в путь. Вот как он сам рассказывает об этой части своего путешествия: «И прожил я в Чанакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в Мазандаранской земле. А оттуда пошел к Амолю и жил тут месяц. А оттуда пошел к Демавенду, а из Демавенда — к Рею. Тут убили шаха Хуссейна, из детей Али, внуков Мухаммеда, и пало на убийц проклятие Мухаммеда — семьдесят городов разрушилось. Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана — к Наину, а из Наина к Йезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана — к Тар ому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара — к Бендеру, то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти».
Создается впечатление, что он колесит по Ирану, переходя от одного города к другому, как будто скрывается от кого-то. Да и далеко не все города он перечисляет в своих записках, есть «много еще городов больших», пишет он, в которых он побывал, но даже названия их он не приводит. Интересно, что в «Хожении» он рассказывает о древнем городе Рее, в котором некогда убили Хуссейна, внука Мухаммеда. Вскоре после того город был захвачен и разрушен завоевателями, и ко времени Афанасия от него остались лишь руины. Трудно сказать, скрывался ли Никитин в руинах Рея от неведомых противников или искал там что-то на продажу, но город этот упомянут в его записях особо. Предание о разрушенном городе созвучно его невеселым мыслям о родине — там назревает война между двумя великими княжествами, в это же время войска великого князя Московского громят Вятку и Новгород. И история города Рея переплетается с современностью.
Но вот он в своих странствиях доходит до Ормузского пролива, отделяющего Персидский залив от «Индийского моря». Здесь он впервые из русинов (как он называет себя сам) видит приливы и отливы. Интересно, что именно здесь он встречает христиан и празднует с ними Пасху. Это очень важный факт для историков, потому что из долгих описаний странствий можно сделать однозначный вывод о том, что бродил он по Ирану больше года, но поскольку у него не было возможности совершать пасхальные обряды и даже не было возможности вычислить наступление Пасхи, то он не отмечал этот праздник.
Возможно, что именно в это время Афанасия Никитина начинают посещать мысли о правомерности иных вер. Именно в Ормузе, по его собственным словам, Афанасий начинает вести свой дневник. Но описания его прежних путешествий достаточно подробны, поэтому возникает мысль о том, что в Ормузе (или несколько ранее) он потерял свои прежние записи и теперь здесь, на берегу Персидского залива, перед отплытием в Индию он восстанавливал свои воспоминания.
Вскоре Афанасий на индийском корабле (таве) плывет в Индию. Трудно сказать, была ли Индия непосредственной целью его путешествия или же он попал туда случайно, в поисках богатства. По его собственным словам, он узнал, что в Индии коней не разводят, поэтому они там очень дорогие, и решил отправиться в Индию с жеребцом, которого надеялся там продать. На таве Никитин дошел до североиндийского порта Камбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем отправился в Чаул, расположенный на полуострове Индостан. Индия поразила путешественника. Эта земля была так непохожа на его родные места, буйная зелень и плодородные почвы давали невиданные на его родине урожаи. Люди в Индии — темнокожие, нагие, босые — тоже были другими. Они жили иной жизнью, служили иным богам.
А еще он удивляется разным индийским диковинкам, например боевым слонам: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи <…> да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами». И наверняка думал Афанасий: «Эх, да таких бы слонов моему великому князю, он был бы непобедим!» Но привезти даже одного слона на Русь дело невозможное. И далеко, и путь опасен. Лет за 700 до Никитина арабский правитель Гарун ар-Рашид подарил слона королю франков Карлу Великому и того с большими трудностями доставили из Палестины в Аахен. Но то — был дар одного великого правителя другому.
Удивляет путешественника многое: «Зима у них началась с Троицына дня (май-июнь.) Каждый день и ночь — целых четыре месяца — всюду вода да грязь. В эти дни пашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да все съестное. Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу — из татны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни. В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы — на них ездят и товар и иное возят, все делают. <.> Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, Богом огражден. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя. <…> Весна у них началась с Покрова Святой Богородицы (октябрь) <…> По ночам город Бидар охраняет тысяча стражей под начальством куттавала, на конях и в доспехах, да в руках у каждого по факелу <.> В Бидаре по улицам змеи ползают, длиной по две сажени».
Некоторые зарисовки Афанасия забавны и скорее напоминают арабские сказки, впрочем, это не удивительно, многое из того, что Никитин не мог видеть своими глазами, он брал из рассказов арабских купцов: «А еще есть в том Аланде птица гукук, летает ночью, кричит: «кук-кук»; а на чьем доме сядет, там человек умрет, а захочет кто ее убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой <.> У оленей домашних режут пупки — в них мускус родится, а дикие олени пупки роняют по полю и по лесу, но запах они теряют, да и мускус тот не свежий бывает».
Всякий раз, сталкиваясь с иным образом жизни, иной верой и системой ценностей, Афанасий убеждался в том, что жить можно по-разному и что каждая вера по-своему правильна. Он интересуется вопросами веры других народов, что, в общем-то, для православного является почти грехом, ведь истина, с точки зрения православия, содержится лишь в Евангелиях и поучениях отцов Церкви, а все иные религии — от сатаны. Но Афанасий вместе с индусами посещает главный буддийский центр того времени — город Парват, который он называет так: «То их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка». Однако буддийским монахам не удалось заинтересовать Никитина своей верой, да и такое разнообразие вер удивляет и пугает Афанасия: «А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся». Но вид Парвата поразил воображение Афанасия: «В Парват <…> съезжаются все нагие, только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а другие все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. А внутрь, к бутхане, едут на быках, рога у каждого быка окованы медью, да на шее триста колокольцев и копыта медью подкованы. И быков они называют ачче».
«Расспрашивал я их о вере», — пишет Афанасий Никитин, что уже само по себе удивительно для христианина, который, согласно догматике, должен не научаться «бесовским верованиям», а сам проповедовать слово Иисуса.
Торговые и исторические наблюдения Афанасия очень точны и достоверны, он не только записывает то, что видел своими глазами, но и то, что рассказывали торговцы о других портах от Египта до Дальнего Востока, он указывает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», указывает будущим путешественникам, какие опасности могут их ждать в здешних краях, описывает войны в странах, через которые он проходил. Верил ли он в то, что в скором времени русские купцы смогут ходить с торговыми караванами в Индию? Трудно сказать, но сведения, указанные Никитиным, действительно могли бы помочь купцам, которые могли прийти в Индию после него. Афанасий интересуется индийскими товарами и приходит к выводу, что на Руси они не пользовались бы спросом. «Говорили [мне], что много [в Индии] товаров для нас, а [оказалось] для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска», — печалился Никитин в своем «Хождении». В Бидаре он заносит в дневник: «На торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».
Не правда ли, загадочный фрагмент? Купец тщательно записывает, что продается в разных городах, делает много полезных заметок для последующих купцов и вдруг рубит сплеча: «Да нет здесь полезных для Руси товаров!» Может быть, таким образом он пытается отпугнуть конкурентов? Вполне возможно, что «Хождение» предназначалось именно для тверских купцов, а всем же остальным тверичане должны были говорить: вот смотрите, сам Афанасий Никитин, первопроходец земли той, написал, что в Индии нет хорошего товара для Руси. Кстати о товарах. Именно из Индии на Русь шли жемчуга и слоновая кость, золото и серебро. Так что лукавит купец Афанасий. Впрочем, возможно и другое объяснение: этот лукавый пассаж — продукт переработки текста дьяками великого князя Московского, мол чего вам, купцам, в Индию ходить, лучше на Руси оставайтесь. Централизация государственной власти, начавшаяся при Иване III Васильевиче и продолжившаяся при его внуке Иване IV, сопровождалась закрытостью внешних границ, дабы никто от воли царской не убежал.
Вдумчивое чтение текста «Хождения» позволяет предположить, что Афанасий Никитин за годы пребывания в мусульманских странах все-таки принял ислам, либо в этот раз, либо позже в Бидаре, когда местный вельможа Малик Хасан Бахри, носивший титул низам-аль-мулька, раскрыв веру Никитина, предложил ему сменить ее на ислам. Современный российский историк Зураб Гаджиев на страницах интернет-журнала «Исламская цивилизация» опубликовал статью, в которой убедительно доказывает, что даже после многочисленных правок православных писцов в тексте «Хожения» сохранилось немало свидетельств принятия ислама Никитиным.
И действительно, Афанасий на страницах «Хождения» показан как человек глубоко религиозный, текст начинается с прославления Иисуса и благословений на путешествие, полученных им от его духовных наставников. В дальнейшем его настороженное отношение к исламу постепенно проходит, он, как мы уже упоминалось, даже приводит в путевом дневнике суннитскую легенду о наказании городу Рее за убийство имама Хуссейна.
В индийском Бидаре Никитин размышляет о судьбах Русской земли. Перечислив преимущества земель, в которых он побывал — Крыма, Грузии, Турции, Молдовы и Подолья, — он молится за Русскую землю, но при этом добавляет: «На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!» Вот любопытный момент: Афанасий называет правителей Руси эмирами. Похоже, что во время путешествия он действительно постепенно превращался в арабского купца.
Заканчивается текст «Хожения» пространными исламскими молитвами. Если считать, что последние строки путевого дневника были написаны Афанасием перед смертью, то получается, что в последние часы своей жизни он молится Аллаху как правоверный мусульманин. + Проведя в Индии несколько лет, он решает возвращаться на Русь. Истинные причины этого не совсем понятны. В «Хожении» он утверждает, что это произошло после беседы с одним исламским чиновником, предлагавшим Афанасию сменить веру и обосновывавшим это тем, что Афанасий вдали от родины не соблюдал христианские обряды. Но насколько это соответствовало действительности, неизвестно. Дело в том, что возвращение Афанасия на Русь также окружено загадками, а сам текст «Хожения», без сомнения, подвергался многочисленным правкам.
В отличие от пути в Индию, обратная дорога была короткой и быстрой. В порту Дабхол он садится на корабль, идущий через Эфиопию, Маскат и Ормуз и добирается до Персии. В Персии он останавливается в городах Л ар, Шираз, Йезд, Исфахан, Кум, Тебриз. Далее он приходит в Эрзинджан в Турции, оттуда в Трабзон. Так, пройдя два моря, Каспийское и «Индийское», он добирается до третьего — Черного. В Трабзоне турецкий чиновник принимает Никитина за шпиона и отбирает его товары.
Именно на прибытии в Каффу в 1472 г. обрывается текст «Хожения». Афанасий Никитин сын, тверитин, исчезает из истории. Известно лишь, что зимой 1474/1475 года он умирает или погибает при загадочных обстоятельствах близ Смоленска, буквально в сотне километров от родного города. Предполагают, что все это время он добирался до родной Твери. Два с лишним года. Даже пешим путем это очень медленно. Поэтому есть основания предполагать, что «выпавшие из истории» два года жизни путешественника прошли столь же интенсивно, как и предыдущие.
Несмотря на разногласие среди ученых касательно вероисповедания Никитина, самым удивительным фактом, который выяснился в ходе их споров, стал необычайный для своего времени подход Никитина к религии. Воспитанный в ортодоксальной среде, но веротерпимый купец, приехав в другую страну, смог не только примириться с чужими религиями, но и принять их и извлечь самые главные идеи, содержащиеся как в православии, так и в исламе – монотеистические идеалы добра и любви.
фото из интернета
Что открыл Афанасий Никитин? «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
Наверняка вам любопытно было бы узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474(75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, поэтому Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. У большинства крестьян в то время фамилий не было.
Лишь частично известна историкам его биография. Не существует достоверных сведений о юности и детстве этого путешественника. Известно лишь, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал Крым, Византию, Литву и другие государства по торговым делам. Довольно успешными были коммерческие предприятия Афанасия: он возвращался благополучно с заморским товаром на родину.
Ниже представлен памятник Афанасию Никитину, находящийся в Твери.
В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. Это путешествие описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Ормуз
Никитин через Баку отправился в Персию, после чего, перебравшись через горы, поехал дальше на юг. Он без спешки совершал свое путешествие, останавливаясь подолгу в селениях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз — большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.
В России уже были известны товары из Ормуза. В особенности же славился ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось русское открытие Индии. Афанасий Никитин добирался сюда морским путем.
Первые впечатления об Индии
Шесть недель заняло плавание. Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся также этнографическими исследованиями. Он записывал подробно в свои дневники увиденное. В его записях Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как на Руси. Афанасий писал, что все люди здесь ходят нагие и черные. Его поражало, что даже небогатые жители носят украшения из золота. Сам Никитин, к слову, также поразил индийцев. Редко доводилось раньше местным жителям видеть белых людей. Никитину не удалось в Чауле выгодно продать своего жеребца. Он направился в глубь страны, побывав в небольшом городе, находящемся в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.
О чем писал Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание быта Индии не только для Руси, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем они кормят домашний скот, какими товарами торгуют, как одеваются. Им даже был описан процесс изготовления хмельных напитков, а также обычай хозяек дома в Индии спать в одной постели с гостями.
История, произошедшая в крепости Джуннар
В крепости Джуннар путешественник задержался не по собственной воле. Местный хан отобрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что тот пришелец из Руси, а не басурманин, и выставил условие иноверцу: или он принимает ислам, или не только не вернет своего коня, но и будет продан ханом в рабство. На размышление было дано четыре дня. Лишь случай спас русского путешественника. Ему повстречался Мухаммед, старый знакомый, который поручился за чужестранца перед ханом.
Никитин изучал в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и пашут пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. Кокосовые орехи используются в нем в качестве сырья.
Как Афанасий продал коня
Афанасий посетил после Джуннара город Алланд. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабского скакуна, но этого сделать вновь не удалось. И без него на ярмарке было много хороших коней.
Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без выгоды, а то и с убытком. Произошло это в городе Бидаре, куда прибыл путешественник, пережидая сезон дождей в других поселениях. Он надолго остановился здесь, сдружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле. Индусы также поведали многое о своем семейном укладе, молитвах, обычаях. Множество записей Никитина посвящено вопросам религии местных жителей.
Парват в записях Никитина
Следующее, что открыл Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города шли верующие со всей Индии на ежегодные празднества, которые посвящены были богу Шиве. Никитин отмечает в своих дневниках, что место это имеет столь же важное значение для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан.
Дальнейшее путешествие Афанасия Никитина
Еще полтора года путешествовал по Индии купец, пытаясь вести торговлю и изучая местные нравы. Но коммерческие предприятия (то, зачем Афанасий Никитин ходил за три моря) потерпели крах. Подходящего для вывоза на Русь из Индии товара он так и не отыскал.
Афанасий Никитин посетил на обратном пути Африку (восточное побережье). В Эфиопских землях, согласно дневниковым записям, ему чудом удалось избежать ограбления. Путешественник откупился хлебом и рисом от разбойников.
Обратный путь
Путешествие Афанасия Никитина продолжилось тем, что он возвратился в Ормуз и пошел на север через Иран, где в то время велись военные действия. Афанасий миновал Кашан, Шираз, Эрзинжан и оказался в Трабзоне, турецком городе, находящемся на южном побережье Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача отвернулась вновь от Никитина. Турецкие власти взяли его под арест, так как приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, оказался лишен всего своего имущества. Все, что осталось у него, — его дневник.
Афанасий занял денег на дорогу под честное слово. Он хотел добраться до Феодосии, где планировал встретить русских купцов и отдать долги с их помощью. В Кафу (Феодосия) он смог добраться лишь в 1474 году, осенью. Никитин провел зиму здесь, завершив записки о путешествии. Весной он решил отправиться обратно в Россию по Днепру, в Тверь. На этом закончилось путешествие в Индию Афанасия Никитина.
Смерть Афанасия Никитина
Но вернуться не суждено было путешественнику: он умер в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Спутники его, московские купцы, доставили в Москву его рукописи и передали их Мамыреву, дьяку, советнику Ивана III. Записи позже включены были в летописи 1480 года.
Они были обнаружены в 19-м веке Карамзиным и опубликованы под авторским заглавием в 1817 году. Упоминаемые в названии этого труда три моря — Каспийское, Черное и Индийский океан.
Что открыл Афанасий Никитин?
Задолго до прибытия европейцев в Индию в этой стране оказался русский купец. Морской путь сюда открыт был Васко да Гама, португальским купцом, несколько десятилетий спустя.
Хотя коммерческая цель достигнута не была, результатом путешествия стало первое описание Индии. В Древней Руси до этого она была известна только по легендам и некоторым литературным источникам. Человек 15-го века смог увидеть эту страну собственными глазами и талантливо поведать об этом соотечественникам. Он писал о государственном строе, религиях, торговле, экзотических животных (слонах, змеях, обезьянах), местных нравах, а также зафиксировал некоторые легенды.
Также Никитин описал местности и города, в которых не побывал сам, но о которых ему рассказали индийцы. Он упоминает, в частности, остров Цейлон, Калькутту, Индокитай, которые были в то время неизвестны русским. Поэтому то, что открыл Афанасий Никитин, имело большую ценность. Тщательно собранные сведения сегодня позволяют нам судить о геополитических и военных устремлениях правителей Индии того времени, об их армии.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина — первый текст такого рода в истории русской словесности. Неповторимое звучание сочинению придает то, что путешественник не описывал исключительно святые места, как паломники до него. Не различные объекты христианской религии попадают в поле его зрения, а люди с другими верованиями и укладом жизни. Записки лишены внутренней цензуры и официальности, чем особенно ценны.
Раздел 2. Говоря о великих исследователях мира
10. Кто такой «исследователь»? Напишите определение слова. Воспользуйтесь информацией из Учебника ученика, Пример 27, стр.136.
Исследователь — это человек, который путешествует по неизведанным местам, чтобы найти о них новую информацию.
11. Напишите вопросы для следующего предложения:
Афанасий Никитин путешествовал из России в Индию и описал свое путешествие в книге «Путешествие за три моря».
Кто путешествовал из России в Индию?
Чем занимался Афанасий Никитин?
Что описал в своей книге Афанасий Никитин?
Когда путешествовал Афанасий Никитин?
Куда путешествовал Афанасий Никитин в 1466–1469?
12. Напишите три слова для существительных ниже. Воспользуйтесь примером.
Пример : приключение: невероятное, необычное, иметь.
1) экспедиция: выездная, тропическая, опасная.
2) капитан: умный, добрый, важный.
3) отчет: подробный отчет, недавний новостной отчет, исследовательский отчет,
4) исследователь: исследователь Арктики, отважный исследователь, мореплаватель.
13. Вставьте пропущенные слова.
Использование : высота, абсолютно, открытая, поездка, рекорды, удобные, изобретатели, захватывающие.
С давних времен люди хотели летать. Еще в восемнадцатом веке люди экспериментировали с полетами на воздушных шарах.В 1783 году группе изобретателей удалось запустить воздушный шар. С тех пор ученые много открыли в области воздухоплавания и побили множество рекордов в области воздухоплавания,
К 1961 году люди смогли отправить пилотируемый аэростат на высоту 35 километров. Затем в 1999 году воздушный шар впервые совершил кругосветное путешествие. Прошло 19 дней.
Баллонисты говорят, что вид с высоты птичьего полета кажется захватывающим, а полет на воздушном шаре очень удобен, потому что он движется вместе с разумом. Пассажиры чувствуют себя совершенно свободно.
14. Напишите наиболее важные факты биографии Джеймса Кука. Воспользуйтесь информацией из текста (Книга ученика, Пример 31, стр.137).
1728 — родился;
1757 — присоединился к одному из королевских кораблей помощником капитана;
1763 — служил в Северной Америке;
1768 — первое кругосветное путешествие;
1772 — второе кругосветное путешествие;
1776 — последняя поездка;
1779 — убит коренными жителями некоего гавайского острова.
15. Перевести с русского на английский.
Записки из дневника туриста.
Путешественников:
1) пешком 120 часов, это примерно 300-350 км.
2) за минные полеты налетали на самолете 33 часа.
3) поездом ехали 6,5 суток.
4) на автобусе и на машине 81 час, это около 24 450 км.
5) прожили в палатках 24 ночи.
6) посетили 22 города.
Индия глазами русского путешественника
- ИСТОРИЯ ЕЖЕДНЕВНО
- Удивительная Индия
- Фотоочерки
- История с обложки
- LHI HerStory
- Snapshort Истории
- В новостях
- Серия «История Индии»
- LHI ВИДЕО
Путешествие Афанасия Никитина за три моря — История русской литературы
В категории ::: 15 век, 2-я половина
«Путешествие за три моря» тверского купца Афанасия Никитина — произведение, стоящее особняком в литературе XV века.Внешне он напоминает рассказы о паломничестве в Святую Землю, существовавшие с XII века, или описание поездок на церковные соборы. Однако путешествие Никитина было не паломничеством в христианские земли, а торговой миссией в далекую Индию, и его нельзя было рассматривать как акт благочестия, достойный соответствующего описания.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х — начале 1470-х годов было совершено не по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива купца.Отправляясь в «Ширванскую землю» (Северный Кавказ) с письмами своего государя, князя Тверского, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не встретился с ним. В Астрахани Никитин и его товарищи были ограблены ногайскими татарами; он обратился за помощью в Дербенте к местному князю и московскому посланнику, прибывшим ранее, но не получившим помощи. «И мы заплакали и разошлись; те из нас, у кого было что-то на Руси, уехали на Русь, а те, у кого были там долги, — куда могли.” 32 [1]
Среди тех, кто имел долги в России и для кого, видимо, был закрыт путь домой из-за страха разорения и кабалы, был Афанасий Никитин. Он отправился из Дербента в Баку, оттуда в Персию, а затем через Ормуз и «Индийское море» в Индию. Отправившись в Индию из-за «множества неудач», Никитин, похоже, не вел там успешной торговли. Вещь, которую он надеялся продать в Индии, лошадь, которую он с большим трудом перевезла, принесла ему больше несчастья, чем выгоды: хан забрал у него лошадь, требуя, чтобы Никитин принял ислам, и только с помощью знакомый ему персидский купец помог путешественнику из Твери вернуть себе имущество.Когда через шесть лет после начала путешествия Никитин с большим трудом вернулся в Россию (он умер где-то под Смоленском, не доехав до своего родного города Твери), он был едва ли более способен выплатить свои долги, чем в начале пути. Единственными плодами странствий Никитина были его записи.
«Путешествие за три моря» Никитина, сохранившееся в сборнике конца пятнадцатого или начала шестнадцатого века, а также в независимом хроническом сборнике 1480-х годов (Софиевская Вторая и Львовская летопись), было совершенно неофициальным произведением; следовательно, в нем полностью отсутствовали черты, характерные для религиозной или официальной светской литературы.С «путешествиями» и «паломничеством» предшествующих веков его связывало всего несколько пунктов: перечисление географических названий с указанием расстояний между ними и заметки о богатствах той или иной страны. На самом же деле «Путешествие Никитина» было дневником путешествий, заметками о его приключениях, при написании которых автор не знал, чем они закончатся: «Четыре пасхальных воскресенья уже прошли на мусульманской земле, но я не оставил христианскую веру. ; и Бог знает, что еще может случиться… На Тебя я верю, О Боже, спаси меня, О Господи! Я не знаю своего пути.Куда мне идти из Индостана? » Позже Никитин отправился обратно в Россию и нашел путь «из Индостана», но и здесь летопись его странствий внимательно следует за ходом его путешествия и прерывается его прибытием в Каффу (Феодосию) в Крыму.
Записывая заграничные впечатления, тверской купец, вероятно, надеялся, что его Путешествие однажды прочитают его «христианские братья Руси». Опасаясь враждебных взглядов, он писал свои самые смелые мысли не на русском языке.Но он видел, что эти читатели появятся в будущем, возможно, после его смерти (что на самом деле так и было). А пока Никитин просто записал свои переживания: «А там лежит земля Индии, и все ходят голыми; женщины ходят с непокрытой головой и с непокрытой грудью, их волосы заплетены в одну косу. Многие женщины беременны … Все мужчины и женщины темные. Куда бы я ни пошел, за мной следовало множество людей, которые интересовались белым человеком ».
Купец из Твери отнюдь не понял всего, что он видел в этой чужой стране.Как и большинство людей, оказавшихся за границей, он был склонен видеть во всем, даже в самых необычных вещах, пример странных местных обычаев. Определенная легковерность очевидна в его рассказах о птице «гуггу», изрыгающей огонь, и о «принце обезьян», который имеет свою армию и посылает отряды воинов против своих врагов.
Когда Афанасий Никитин строит свои записи не на рассказанных ему историях, а на собственных наблюдениях, его взгляды трезвы и достоверны. Индия, которую увидел Никитин, отнюдь не походила на страну, «полную всяческих богатств» из «Сказки об Индийской империи», в которой все были счастливы и не было «ни воров, ни разбойников, ни завистников».Индия, которую увидел Никитин, была далекой страной со своим пейзажем и своими обычаями, но система ее была такой же, как и у всех других земель, с которыми был знаком русский путешественник: «Земля очень густонаселенная; земляки очень бедны, а бояре богаты и живут в роскоши ». Никитин ясно осознавал разницу между завоевателями-мусульманами и коренным населением, народом Индостана. Он также заметил, что мусульманский правитель «едет верхом на людях», хотя «у него много слонов и хороших лошадей», и «люди Индостана ходят пешком… и все голые и босые».Бесправный иностранец, оскорбленный мусульманским правителем, Никитин сообщил индейцам, что он не мусульманин. Он не без нотки гордости отмечает, что индейцы, тщательно скрывающие свою повседневную жизнь от мусульман, «не прятались от меня, когда ели, торговали, молились или занимались чем-то еще, не скрывали своих жен».
Никитин, конечно, был одинок и тосковал по чужим краям. Тема ностальгии по своей стране, пожалуй, центральная в «Путешествии». Он присутствует не только в словах Никитина о том, что другой земли, подобной России, нет, «хотя князья русские не братья друг другу…» (это замечание было написано на тюркском языке на всякий случай), но и в других отрывках, где его тоска по дому выражается косвенно, а не прямо.Никитин проклинает «мусульманских собак», которые уверяли его, что в Индии «много товаров» (то есть товаров, подходящих для продажи в России), и побуждали его совершить это трудное путешествие. Он сетует на то, как все дорого: «А жить в Индостане — значит потратить все, что у меня есть, потому что здесь все дорого; одна трачу на еду два с половиной альтина в день. Что до вина или медовухи, я здесь ничего не пил. Больше всего Никитина угнетало то, что он далек от родного языка и веры, которая была для него неразрывно связана с родной землей и привычным для него образом жизни.Он был подавлен не только прямыми попытками обратить его в ислам, но и невозможностью соблюдать свои родные обычаи за границей: «У меня ничего нет — нет книги; мы брали с собой книги с Руси, но когда меня ограбили, книги тоже забрали ». Особенно поразительны медитации, в которые впадает Никитин после того, как один из его товарищей-мусульман говорит ему, что он не мусульманин, но и не знает христианства: «А потом я много подумал и сказал себе:« Горе мне Несчастный грешник, ибо я сбился с истинного пути и не зная другого, должен идти своим путем.Всемогущий Бог, Творец неба и земли, не отврати лица Твоего от раба Твоего, скорбящего … Бога и Защитника, Всевышнего, Милосердного и Милосердного. Слава Богу … »Последние несколько слов написаны по-персидски. Начав с обращения к Богу по-русски, Никитин переходит к мусульманской молитве.
Подобные обращения к Аллаху на восточных языках, а также мусульманская молитва, которой заканчивается «Путешествие за три моря», даже привели некоторых специалистов к предположению, что мусульманам в конечном итоге удалось обратить Никитина в ислам. 33 Это необоснованно. У нас нет причин сомневаться в истинности частых заявлений Никитина в своих записях о том, что, несмотря на все давление со стороны мусульман, он оставался верным христианству. Однако его контакты с другими религиями оказали определенное влияние на мировоззрение Никитина. Описав успехи мусульманского султана и «мусульманской веры» в Индии, Никитин написал: «Что касается истинной веры, ее знает только Бог, а истинная вера — это верить в единого Бога и в чистоте призывать Его имя. в каждом чистом месте.Такая точка зрения тверского купца на его родине не считалась бы ортодоксальной и могла бы доставить ему серьезные неприятности (как и его заявление о том, что на Русской земле «мало справедливости»), если бы он не умер. на обратном пути домой.
Записки Никитина, написанные для него самого, являются одним из самых самобытных произведений Древней Руси: мы знаем Афанасия Никитина и можем представить его личность намного лучше, чем личность большинства русских писателей с начала до XVII века.Автобиографические и лирические элементы в «Путешествии за три моря», передающие душевные страдания и настроение автора, были новыми чертами древнерусской литературы и характерными для пятнадцатого века. По своей прямоте и конкретности VoyageBeyondThreeSeas напоминает рассказ Иннокентия о последних днях Пафнутия Боровского, о котором говорилось выше. Но Афанасий Никитин, конечно, фигура более яркая и интересная, чем Иннокентий. Личностный характер путешествия, умение автора показать нам свои переживания, свой внутренний мир — все эти черты дневника Афанасия Никитина вновь проявляются два века спустя в одном из лучших памятников древнерусской литературы — Житии протоиерея Аввакума.
[1] Цитата из книги Афанасия Никитина «За пределами моря», Издательство «Радуга», Москва, 1985.
Попурри Камата: Никитин — первый русский путешественник в Индии
Никитин — первый русский путешественник в Индию, доктор Джотсна Камат
Первое онлайн: 13 июля 2005 г.
Последнее обновление страницы: 11 сентября 2020 г.
Афанасий Никитин 1466-1472
Культурные контакты между странами Центральной Азии и Россией существовали с древних времен.Буддийские миссионеры и торговцы путешествовали за пределы бурных морей, огромных пустынь и высоких горных хребтов и установили религиозные и торговые связи. Но об этих пионерах и авантюристах нет письменных свидетельств.
Афанасий Никитин, живший во второй половине XV века, был первым русским, записавшим свой уникальный опыт в Индии. Он родился в Тверском княжестве (ныне Калинин), где две небольшие реки встречаются с великой Волгой. Тверь была процветающим регионом и крупным торговым центром.Купцы путешествовали повсюду и приносили захватывающие новости о сказочных землях, в которых было много бриллиантов, золота, шелка, специй. Индия была главной страной, и Афанасий Никитин решил попытать счастья. Он слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Он купил очень хорошую лошадь и доехал до Ормуза. торговый центр Ближнего Востока, отправился в путешествие на хрупком маленьком корабле Дабба в Индию.
После бурного и утомительного путешествия он достиг Чаула на западном побережье Арабское море.В то время местный правитель был мусульманином и подчинялся Бахаманский царь Мухаммад Шах III (1463-1482). Мохаммед Гаван был визирем «или премьер-министр и всемогущий. Он носил титул Малик эт-Туззар. Никитан называет его Туццар. У бахманистских царей в качестве их столицы. Никитин посетил оба города. Затем он посетил части Виджаянагар, а также Райчур и Голконда.
Он пишет, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия.Но ничего полезного для своих соотечественников он не нашел. Все бесплатные товары предназначались для мусульманских земель и людей. Перец и краситель были дешевыми. Плата за них была очень высокой. Повсюду были пиратские корабли. Все пираты были язычниками!
Он называет индуистов кафирами (неверующими). «В Индии все ходят голыми, а женщины ходят с голой головой и голой грудью (!) »- было его наблюдение. Сильная жара в южных районах, особенно в прибрежных районах, заставляет людей носить скудную одежду. Возможно, эта практика заставила Никитина подумать, что они ходят« голыми ».Однако он признает, что они носили украшения и украшения. Маленькие мальчики и девочки до семи лет ходили голыми. Все были босиком, быстро ходили и были сильными.
Было много выходцев из Хорасана (северо-восток Ирана). Цари Бахмани поддерживали тесную связь с регионом, и ученые были приглашены поселиться в Бидаре. Мухаммад Гаван. Это исторический факт, подтвержденный Никитиным.
Земля была очень густонаселенной, а сельские жители были очень бедны. Но дворяне жили в большой роскоши.Никитин был поражен, увидев, что царь и вельможи едут на людях! Возможно, он имеет в виду паланкины, которые носят от четырех до двадцати человек по особым случаям. Все хорошие лошади были импортированы «волы», т. е. воловьи повозки, были основным видом транспорта. Он описывает слонов, которых используют для переноски «замки ( howdas ), в которых иногда находилось по двенадцать человек. В битвах использовались слоны. Длинные мечи были привязаны к бивням, и они бросались в ряды врагов, убивая сотни. Дрессированный слон, одетый в булат, с большой железной цепью на плече. когда султан вошел в процессию, били людей и лошадей, чтобы не подпустить их.Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу-байрама (Великого праздника Ид).
В Бидаре на рынке продавали лошадей, парчу из шелка и черных людей. У дворца было семь ворот, у каждых сто вооруженных стражников. Сотни писцов зарегистрировали имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотым орнаментом.
Он продал привезенную из Ормуза породистую лошадь в Бидаре по хорошей цене.
Никитин пообщался с индусами и сказал им, что он христианин и его зовут Афанасий.«Они не прятались от меня, когда ели, торговали, молились и т. Д., И не скрывали своих жен, которых он наблюдал. Индусы ели баранину, птицу, яйца, свинину, но не говядину. Они не пили, хотя это относится к Татне (Тодди) и вину. из кокосовых орехов ». Кафиры (индусы) поклонялись разным« Батхам »(идолам) разной формы и Человек-слон (Ганеш) и Обезьяно-человеческие формы », — пишет он.
Обычной пищей был (и остается) рис, кичри, овощи, топленое масло и молоко.
Никитин отправился в Парват (Шри Шайла), куда тысячи паломников шли пешком и в телегах с волами.В Индии они называют быка своим отцом, а корову своей матерью! Он упомянул, что коровий навоз используется в качестве топлива для приготовления пищи и мазать лоб и тела пеплом.
Никитин подробно описывает армию царей Бахмани и Виджаянагар. (Он называет последнего губернатором Индии!) Они часто воевали. Он называет правителя Виджаянагара очень могущественным и столицу, расположенную в красивой долине, окруженной высокими горами с одной стороны, густыми джунглями с другой стороны и тремя большими рвами с третьей стороны.«Виджаянагара хорош для всего!» — заявил он.
Он посетил алмазные рудники вокруг Райчура и Голконды, где на ограненные алмазы приходился мировой рынок. Он упоминает Цейлон и Пегу, но, похоже, не посещал их. Камбей и Каликут были международными портами. В Каликуте были перец, имбирь, мускатный орех, корица, гвоздика хорошего качества, которые продавались за границу. Он также видел продаваемых там рабов. Цейлон славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.
Никитин отправился в обратный путь из Дабхола (в сегодняшней Махараштре) после трехлетнего пребывания и непрерывного путешествия.Его не было в России шесть лет. Он отплыл в Ормуз через Эфиопию, достиг Персии и русского поселения в Кафле в Крымском порту. Похоже, он умер, не доехав до своего родного города.
Наблюдения Никитина актуальны и заслуживают внимания даже через пятьсот лет. Набожный христианин, он тактично избежал нескольких шагов, чтобы обратить его в ислам. Он сменил имя на Ходжа Юсуф Хорассани, очень хорошо знал турецкий язык, одевался и ел как мусульманин и соблюдал их посты и пиршества, когда того требовал случай.