Уполномоченный представитель Управления мусульман Кавказа Гаджи Шахин Гасанли: Гурбан байрамы в период пандемии — своего рода испытание веры
В последний день июля верующие Азербайджана будут отмечать один из самых благословенных праздников в исламе – Гурбан байрамы. В этом году торжество приходится на период пандемии и верующим придется соблюдать ряд ограничений. О том как будет проходить празднование Гурбан байрамы в режиме самоизоляции и о его философии рассказал в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» уполномоченный представитель Управления мусульман Кавказа Гаджи Шахин Гасанли.
— В этом году один из главных праздников мусульман — Гурбан байрамы — будет проходить в условиях карантина. Расскажите, каким правилам нужно следовать верующим, чтобы, не нарушая режим самоизоляции, отметить этот праздник?
— Праздники в исламе — не просто поминание каких-либо исторических дат, но и символ наивысших общечеловеческих ценностей. Гурбан байрамы — одно из самых знаковых религиозных торжеств, напоминающее мусульманам о преданности человека Богу и милосердии Всевышнего. Мир, в котором мы живем – это мир ограниченных возможностей, а душа человека необъемлема, бесконечна, ее желания безграничны, ибо она стремится к безграничному Творцу. И находясь в плену у материи, душа не может в одночасье достичь всего желаемого, ей приходится все время выбирать, осуществлять свой путь в вечное через выбор. А любой выбор делает необходимым жертву. Если мы выбираем в пользу одного, то должны пожертвовать другим. И чем глубинней наш выбор, чем выше наши устремления, тем тяжелее дается и жертва. Учитывая философию этого великого праздника, верующие должны чувствовать свою ответственность. Ведь отказ от привычных празднований в пользу всеобщего блага — тоже своего рода жертва.
В период пандемии верующие обязательно должны учитывать советы и указания медиков и представителей соответствующих госструктур. В этом году для совершения обряда жертвоприношения будут отведены специальные зоны. Забой животных будет осуществляться в соответствии с карантинными нормами, предусматривающими, в том числе, ограничения на скопление большого количества людей и строгое соблюдение санитарных условий. Сегодня главное — осознавать ответственность за здоровье других и соблюдать все предписанные нормы. Праздник в период пандемии — это тоже своего рода испытание веры, насколько мы искренни в своих побуждениях, хотим ли получить Божью милость или просто совершить дань традиции. Для искренне верующего важна не цель, а методы ее достижения. Богоугодные дела должны совершаться богоугодными методами. Отмечу также, что жертвоприношение обязательно лишь тем, кто встречает праздник в Хадже, но, если у кого-то есть желание и возможность исполнить праздничный ритуал, пусть сделает это. Положено одну треть жертвенного животного отдать беднякам или детским домам, одну треть раздать гостям и родственникам, и еще одну треть оставить семье. А еще в этот день принято навещать близких и молиться за умерших. Верующие должны также раздавать милостыню.
— Главный ритуал, совершаемый верующими в мечетях или специально выделенных для этого территориях в день начала праздника — праздничная коллективная молитва. Как вы намерены совмещать праздник с эпидемиологической ситуацией?
— Как правило, праздничные намазы совершаются коллективно. Но если эпидемиологическая ситуация не позволяет, то нет необходимости собираться в мечетях. У нас уже есть достаточно успешный опыт с праздником Рамазан, который также отмечали в этом году во время карантина. На Гурбан байрамы каждый будет совершать праздничный намаз дома, а потом все соберутся перед мониторами, чтобы прослушать проповедь в режиме «онлайн». Благо, сегодня Интернет доступен всем. Думаю, большинство мечетей Азербайджана предложат своим прихожанам подобные услуги.
— Из-за пандемии был отменен ежегодный хадж, являющийся одним из столпов ислама. Случались ли в истории подобные случаи?
— На самом деле хадж не отменен полностью. В этом году его смогут совершить лишь граждане Саудовской Аравии. А в истории немало примеров, когда по причине эпидемий, бедствий и войн хадж отменяли. Иногда этот «перерыв» длился годами, а порой десятилетиями. Да, хадж является столпом ислама, но не наивысшей ценностью. Порой для более высших целей целесообразно отменять хадж и другие привычные нам коллективные богослужения. Когда жизнь верующих, их здоровье, а также сам ислам находится в опасности, нет никакого разумного объяснения тому, чтобы во что бы то ни стало совершать отдельный религиозный обряд.
— Расскажите об истории этого праздника и о том, как Гурбан Байрамы отмечают в Азербайджане?
— Для мусульман Гурбан байрамы не только праздник, это и возможность получить отпущение грехов перед Всевышним. Праздник связан с именем Пророка Ибрагима и его сына Исмаила. В преклонном возрасте Ибрагим стал отцом, его сын Исмаил тоже был пророком. И у отца к сыну была огромная любовь. Но именно чрезмерная отцовская любовь стала той последней преградой между Ибрагимом и Богом. Для того, чтобы воссоединиться с Всевышним Ибрагиму нужно было «срезать» последнюю нить, связывающую его с бренным миром. Ему пришлось пожертвовать отцовской любовью ради божественной. Если человек поглощается божественной любовью, то он начинает любить все по-другому, безвозмездно, как любит Всевышний. Все остальные формы любви — любовь для себя, корыстная любовь, желание овладеть, — эгоизм. Именно от этой формы любви должен был избавиться Ибрагим и ему это удалось. Эта история еще раз доказывает, все наши жертвы мнимы. Нам кажется, что мы жертвуем тем, что мы любим в этой жизни, но оказывается, что все это ничто в сравнении с приобретенным. Всевышний знает, что для нас лучше.
«Маленький молельный дом, созданный группой ребят с одного квартала, превратился в…
Интервью aztv.az представителя Управления мусульман Кавказа (УМК) Насиминского района, теолога Шахина Гасанлы (Гаджи Шахин):
— Шахин муэллим, мы привыкли видеть вас, дающим комментарии или интервью по религиозным вопросам. Вы редко говорите о себе. Хотели бы, чтобы вы рассказали немного о своем детстве, юношеских годах.
— Я родился в 1974 году в Баку. Мой отец был экономистом, а мать учительницей. У меня есть брат-близнец, и мы – младшие дети в семье. 70-е годы считаются самым мощным периодом советской власти, и мое детство пришлось именно на это время. Мы жили в Ясамале, в знаменитом «Доме учителей». Все соседи наши были людьми интеллигентными, но были у нас знакомые и из специфической среды этого района. Летом мы гостили у тети, сестры отца, жившей в Гёй-чае. Родственники по материнской линии жили в Балаханах. Учился я в центральной общеобразовательной школе No.189.
То есть я рос в довольно контрастной среде. И очень рад этому, потому что, формируясь в разнообразной среде, я видел разные стороны жизни, жил полнокровной жизнью и в детстве, и в юношестве.
Могу сказать, что у меня были близкие друзья из самых различных слоев общества. Отца я потерял в 12-летнем возрасте, семья оказалась в трудном материальном положении, но, несмотря на это, моё детство было счастливым, и мы одолевали все проблемы. Едва окончив школу, я начал работать в магазине электрооборудования.
Этот магазин находился на улице Гуси Гаджиева (нынешний проспект Азербайджана). Эта работа стала для меня важным опытом. Я всегда встречался с интересными людьми. Всегда с особой любовью вспоминаю нашу школу, своих учителей и школьных товарищей.
Учителя много сил вложили в нас, давая не только школьные знания, но и уроки жизни. У нас было много разных кружков, занятий по интересам. А главное, мы были очень дружны. И соседи, и друзья были для нас родными.
Я учился в одном классе с сестрой Бахрама Багирзаде. Помню, как всем классом ходили к ним в гости. Их покойная мать принимала нас с радушным гостеприимством. Семьи всех моих друзей были такими же родными.
Потом началось народное движение. Учитель географии рассказывал нам о Демократической Республике. Тогда это казалось нам чудом, мы словно заново открывали историю своей родины. Мы примкнули к народному движению против советской власти, участвовали в митингах. Целыми днями читали газеты, обсуждали в классе события. В те годы мы уже учились в старших классах, ощущали себя в эпицентре важного исторического процесса и не хотели оставаться в стороне от него. Когда страна завоевала независимость, нашему счастью не было предела. Поэтому могу уверенно сказать, что моё детство и юношество были насыщенными и полными радостных событий.
Министр Внутренних дел за успешную деятельность самолично вручил мне новое удостоверение личности.
— Насколько нам известно, вы получили высшее образование по другой специальности
— Верно, первое высшее образование у меня в технической области. Я тогда поступил в Политехнический институт, нынешний Азербайджанский Технический Университет. Пошел в армию, служил во фронтовой зоне. В начале 90-х годов я и многие юноши, жившие по соседству, начали совершать намаз. Для нас это был обычай, ведь наши бабушки тоже совершали намаз. В дни «Ашура» ходили в мечеть. Но в период народного движения произошло возвращение национального самосознания. Помню, когда впервые шейх употребил слово «шехид», нам было интересно – кто такие шехиды? То есть у нас не было религиозных знаний. Но внутри себя я чувствовал огромное желание найти связь с Аллахом. Я начал делать намаз, мы с друзьями открыли во дворе молельный дом. Меня выбрали, чтобы я выполнял функции имама и читал хутабу.
Не было ни книг, ни интернета. Я шел в городскую библиотеку и читал там нужные мне книги. Наше материальное положение также было настолько бедственным, что из Ясамала в центр города приходилось идти пешком. Это были трудные и в то же время славные времена. Постепенно, читая литературу, я обогатился религиозными знаниями, изучил фарсидский и арабский языки, ходил на частные уроки теологии, обогатил свою личную библиотеку.
Я постоянно должен был работать над собой, потому что наш молельный дом расширялся, количество молодых людей, желающих прийти помолиться здесь, росло с каждым днем. Разные люди приходили. Среди них были и образованные, и безграмотные, такие, кто гнался за модой и такие, кто искренне верил. Мы создали общественное объединение, стали проводить мероприятия и в регионах.
Создали свой театр, женский кружок, спортивный клуб, библиотеку, команду веселых и находчивых. Большое внимание уделяли благотворительности. Таким образом, маленький молельный дом, созданный ребятами квартала, превратился в большую организацию. В тот год министр Внутренних дел за успешную деятельность самолично вручил мне новое удостоверение личности.
Расширялись наши связи с государственными структурами, НПО, творческими людьми, с которыми мы готовили совместные проекты. Мы старались донести до молодежи нашу религию, национальные моральные ценности на доступном для них языке, в современной форме. В детстве я очень любил историю. Поэтому, вернувшись из армии и получив первое высшее образование, поступил на Исторический факультет Бакинского Государственного Университета. Но уже в те годы я занимался религиозной деятельностью. Техническое и гуманитарное высшее образование дало мне дополнительные дивиденды для более обширной общественной и религиозной деятельности. Слава Аллаху, что я формировался в такой среде и приступил к религиозной деятельности, имея такую базу.
Из Ватикана в Азербайджан прибыла делегация религиозных деятелей. Они говорили, что не могли и представить себе, что в мусульманской стране возможна такая высокая толерантность, потому что с экранов им показывали совсем другие картины.
Вы также непосредственно наблюдаете за процессом построения толерантного мультикультурального общества в нашей стране. Что вы думаете по этому поводу?
— Азербайджан – одно из редких государств, где не было конфликтов на религиозной и этнической почве. Наш народ испокон веков стремился к единению, созиданию, творчеству. Правда, были моменты, когда некоторые радикальные течения пытались заняться деструктивной деятельностью, но эти попытки были пресечены. Народ не пошел за ними, им не удалось собрать серьезную социальную базу.
В дни различных религиозных и национальных праздников, в знаменательные даты все объединяются, невзирая на религиозную и национальную принадлежность, раздают эхсаны, помогают друг другу. Азербайджанцы – верующий народ, они чтут свою веру, моральные ценности и в силу своей привязанности к традиционной религии никогда не относятся плохо к другим религиозным и этническим группам.
Наоборот, здесь все люди – братья и живут как одна семья. Даже наши соседи, хоть и пытались представить Нагорно-Карабахский конфликт как этническое или религиозное противостояние, им это не удалось. Потому что для этого не было никаких оснований. Государственные структуры, основываясь на эти ценности, проделали большую работу в данном направлении.
Несколько лет назад проводились футбольные соревнования между религиозными общинами. Представители различных религий играли вместе футбол. Мы стали свидетелями и того, как люди различных вероисповеданий плечом к плечу сражались во Второй Карабахской войне и пали шехидами ради освобождения наших земель.
Всё это очень важно, в этом общем деле народ и государство едины. Мы должны сберечь это достояние, передать будущим поколениям и донести до всего мира. Мы – пример для мира. «Бакинский процесс» был очень важным шагом в этом направлении. В нашей стране проводились саммиты религиозных лидеров, гуманитарные форумы, межкультурные диалоги. Страны были представлены на самом высоком уровне. Всё это – показатель огромного доверия к нам и признания.
Лично встречаясь с представителями различных конфессий, я был свидетелем того, как они удивлялись сформировавшейся в Азербайджане среде. Из Ватикана в Азербайджан прибыла делегация религиозных деятелей. Они говорили, что не могли и представить себе, что в мусульманской стране возможна такая высокая толерантность, потому что с экранов им показывали совсем другие картины.
Сегодня по инициативе Президента Ильхама Алиева наряду с мечетями реставрируются и церкви, и синагоги, а на мероприятиях, проводимых при его участии, участвуют и религиозные деятели, представляющие различные религиозные конфессии.
— Говорят, что в современном мире общество формируют Средства Массовой Информации (СМИ). Главным образом, телевизионные каналы. Интересно, а вы смотрите местные телеканалы?
— Конечно, смотрю. Несмотря на занятость, стараюсь следить за новостями, периодически смотрю передачи, чтобы быть в курсе перемен на телепространстве. Хочу отметить, что в последнее время некоторые каналы, в том числе Азербайджанское Телевидение готовит очень качественные программы, что достойно одобрения. Меня часто приглашают на AzTV, и я всегда отмечал профессионализм ваших коллег, актуальность обсуждаемых тем.
(Дети Гаджи Шахина)
Откуда, главным образом, вы узнаете информацию?
— Слежу за новостями по ТВ, читаю и местную, и иностранную прессу, интернет сайты. Уделяю внимание и социальным сетям. Естественно, это касается информации о текущих событиях. Для приобретения научных знаний отдаю предпочтение книгам. Не люблю читать книги в электронным формате, хочу чувствовать их в руках. У меня большая библиотека, и я очень трепетно отношусь к книгам. Возможна конкуренция между радио, телевидением, Интернетом, об этом можно спорить. Но что касается книг, могу сказать, что этот источник знаний будет существовать всегда и никогда не устареет.
Родина – это не физическое, а моральное понятие. Если убрать моральный пласт, земля будет не родиной, а всего лишь территорией страны. Моральная привязанность побуждает человека отдать жизнь за Родину, защищая её.
В 44-хдневной Отечественной войне Азербайджан одержал и моральную победу. Наша доблестная армия освободила не только земли, но и наш моральный мир.
— Вы правильно заметили. Родина – это не физическое, а моральное понятие. Если убрать моральный пласт, земля будет не родиной, а всего лишь территорией страны. Моральная привязанность побуждает человека отдать жизнь за Родину, защищая её. Высокие моральные ценности также способствовали нашей победе. Я общаюсь с семьями шехидов, разговариваю с ними и каждый раз убеждаюсь, что независимо от своих религиозных убеждений, наши шехиды обладали высокими моральными качествами.
Само понятие «шехид» относится к моральной категории. Их бессмертие, почитание – это культура, нашедшая отражение в священном Коране. Даже враг удивлялся, что в самый разгар бевых действий наши солдаты с таким почитанием относились к телам шехидов, вынося их с поля боя. Наша армия стала примером высокой морали. Это может подтвердить любой военнослужащий.
Наш народ продемонстрировал невиданный героизм и самопожертвование. Люди отдавали последние деньги, чтобы поддержать солдат. Народ мобилизовался, объединился в единый кулак. Один из солдат на встрече сказал: «На поле битвы мы сражались не одни, мы всегда чувствовали помощь тыла». Это отличительное моральное качество наших солдат – даже подвергая себя опасности, ценить труд других. И это также отличительное моральное качество нашего народа – не наблюдать со стороны, а делать всё возможное.
.
Оккупация наших земель всегда была ударом по нашей морали. Несмотря на все достижения, в сердцах людей жила глубокая печаль. Наша победоносная армия вместе с народом восстановила нашу попранную честь, объединила народ, прославила его. Эта победа была достигнута решимостью Верховного Главнокомандующего, отвагой армии, единством народа и его всесторонней поддержкой главы государства. Эта победа золотыми буквами вписана в историю нашего народа.
— Азербайджан продемонстрировал всему миру свою мощь. А как вы оцениваете работу телевидения, освещающего ход Отечественной войны?
— Можно сказать, что основную информацию мы получали из телевизионных каналов. Наверное, никогда мы так не следили за телепрограммами. Каждый раз смотрели новости с надеждой услышать хорошие вести, ждали выступления Верховного Главнокомандующего. Наши журналисты также проявляли мужество. Под вражеским обстрелом, в тяжелых условиях они ежеминутно готовили репортажи, чтобы информировать народ, вели съемки из боевых зон. Думаю, что ход войны освещался на самом высоком уровне, за что я признателен нашим журналистам.
— Дешевые шоу-программы плохо влияют, в первую очередь, на молодежь, развращают их внутренний мир. Какие шаги нужно предпринять для воспитания молодежи в духе высокой морали? По-вашему, какие передачи для этого должны быть на ТВ-каналах?
Когда говоришь на эту тему, многие делают замечание – мол, это закон капитализма, что можно заработать много денег только, если показываешь зрителю то, что он хочет. Мол, серьезные программы никто не смотрит, у них низкий рейтинг, невозможно привлечь рекламодателей и т.д. Я не согласен с этим. На телепространстве было много качественных программ, рейтинг которых был достаточно высоким.
Телевидение должно формировать вкус зрителей, играть роль локомотива в просвещении народа, развитии эстетических представлений общества. Да, нужны и развлекательные передачи, и шоу-программы. Никто не говорит, что мы должна заполнить эфир только новостными программами и интеллектуальными передачами. Ни в коем случае. Просто надо создавать высококачественные с эстетической точки зрения программы, опирающиеся на моральные ценности. Недопустимо эксплуатировать чувства людей, набирать рейтинг на психических проблемах других. Чего мы можем добиться, показывая в эфире драки, представляя зрителям в качестве примера людей, далеких от культуры и не имеющих понятия об этике поведения? На некоторых каналах словно потухло творческое мышление, показывают однотипные программы. Очень часто одни и те же лица кочуют с одного канала на другой, высказывают одни и те же мысли.
Должны быть юмористические, музыкальные, развлекательные передачи, но они должны быть эталоном. Многие грубо копируют зарубежные каналы, что смотрится нелепо и искусственно.
В первую очередь, нужны творческое мышление и уважение к общечеловеческим ценностям.
Телевидение играет важную роль в формировании общества. И таким образом портить его недопустимо. Если мы готовим интеллектуальную передачу, не надо внушать молодежи мысль о том, что «образование приносит лишь материальную выгоду, что смысл жизни в материальных ценностях». Косвенным образом пропагандируется идея – «ты должен растоптать противника любой ценой».
Наоборот, мы должны пропагандировать идею о том, что знание, высшее образование формируют личность. Не надо внушать молодежи мысль о том, что «развивая свой талант, ты прославишься»! Нет! Надо объяснять им, что «своим талантом ты можешь принести пользу человечеству, сделать мир лучше». Давайте не будем говорить «кем бы ты ни стал, в своей области ты можешь быть руководящим». Лучше сказать — «выбери себе профессию по душе и, если станешь руководителем, то сможешь принести пользу народу». Надо поощрять не повторение, подражание и пафос, а свободное мышление и творческий дух. И поверьте, в таком случае будет и рейтинг, и материальный доход.
Рамин Гурбан
Download шахин images for free
- Home
Download эбру шахин друзья отвернулись меня ebru şahin турецкие актёры Download эбру шахин рассказала новый парень джеди Download шахин исмаилов вклад президента ильхама алиева борьбу covid международном уровне Download акын акынозю эбру шахин признаны лучшей сериальной парой Download шахин рзаев азербайджане многие сошлись мнении Download эбру шахин биография Download эбру шахин арас ийнемли рассказали любви своей жизни Download шахин мирзоев баку промывает мозги талышам youtube Download импровизация табла соло живой аккомпанемент оссама шахин 1место youtube Download шахин ларс сойдутся поединке новом геймплее tekken Download кырмыз копеек года крымское ханство шахин Download шахин мустафаев итальянские компании инвестировали Download илхан шахин „дестан мекото сирене признак Download илхан шахин „дестан мекото сирене признак Download основатель biontech угур шахин вошел рейтинг миллиардеров Download бахар шахин завръща комедиен сериал webfen Download акын акынозю эбру шахин попрощались мираном реййан Download акын акынозю эбру шахин страстно влюбленные кинотека Download личная жизнь акына акынозю эбру шахин ветер любви вітер Download общая радость акына акынозю эбру шахин миллион Download происходит личной жизни акына акынозю эбру шахин Download первое интервью акына акынозю эбру шахин кинотека Download ветреный мирана убьют серия эбру шахин Download эбру шахин приехала присягу отреагировал акын Download происходит между акыном акынозю эбру шахин Download hercai акын акынёзю эбру шахин гюлчин сантурджуодлу Download эдип тепели эбру шахин сериале легенда destan Download неосознанная любовь эбру шахин ветреный отношения Download секрет эбру шахин акыном акынозю биография Download правда жизни эбру шахин отношениях акыном акынозю Download новый турецкий сериал ветреный эбру шахин акыном Download страшная тайна азизе сериал ветреный herkai эбру шахин Download проф угур шахин заради алергични реакции наблюдението Download elena adlı kullanıcının графика зехра шахин panosundaki Download elena графика зехра шахин punto cruz Download бахар шахин джерен „безмилостен град показа новата Download секрет эбру шахин новое интервью актрисы рейан ветреный Download заставил плакать эбру шахин рейан уникальные кадры Download подглядываем жизнью эбру шахин какая самом Download заставил плакать эбру шахин рейан уникальные кадры Download человек погибли омане шторма шахин красная Download кокосовая кокосовой стружкой пекарь шахин Download иран готов оказать помощь пострадавшим урагана шахин Download десять человек стали жертвами шторма шахин ираке Download оман предприема мерки срещу урагана шахин български Download пользователи facebook раскритиковали демократку шахин Download эбру шахин отказалась место взяли другую кинотека онлайн журнал кино Download циклон шахин продолжает свирепствовать жертвами стали человек канал Download шахин чудес Download тепловизор шахин российские снайперы осваивают новое
Хаджи Шахин Хэсэнли – Значимость земной жизни
Мы поговорим сегодня, как относится Ислам к земному миру,
насколько значима и ценна наша мирская жизнь. Один из самых актуальных и интересных вопросов, как для мусульман, так и для посторонних от религии людей, является именно эта тема, то есть, как относится Ислам к этой к нашей здешней жизни. Раскроем взгляд Ислама, на важность нашей мирской жизни, обращаясь к священному Корану, к философии аятов Корана, к её смыслу.
Так как многие мусульмане поняли эту тему неправильно. Многие думают, что мирская жизнь не так важна и нужно заботится, только о будущей жизни.
В принципе, так и есть, но у мусульман сложилось слишком отклоненное понимание этой темы. Во все времена было неправильное понимание как мусульманами, так и остальными людьми.
Данная тема настолько важная, что если люди правильно поймут её, то станут успешными в своих делах, превратят свою жизнь рай, в прямом смысле слова. Если же наоборот поймут искаженно, то их жизнь станет несчастьем для них, их жизнь превратится в безответственное существование, когда на тебе нет никаких обязанностей. И также нужно сказать, что во многих случаях этот вопрос был неправильно изъяснен. И данная проблема временами заставляло мусульман оставлять свои общественные обязанности.
Течение суфиев стало распространяться среди мусульман и это привело ко многим проблемам в жизнях людей. Так как их мазхаб говорит о значимости будущей жизни, что нужно бросить этот мир и совершать всё только для последней жизни. Поэтому мы видим к чему это приводит — это привело к упадку в развитии, в улучшении своей жизни. Привело к регрессу в науке, в медицине — во всём. А западная философия, их идеология наоборот направлена, как и во все времена, к улучшению этой жизни, ими создаются условия совершенствования жизни. Они придают стимул различными способами, улучшают работы, увеличивают зарплаты, потому сейчас мы видим — мусульмане отстали в развитии. И одной из причин такого упадка мусульман, как раз является неправильное понимание, обладание информацией об этом мире, о том, как её нужно вести. Можно было бы перечислить и ещё другие причины такого состояния мусульман, но скажу кратко об одной.
Многим упадкам также способствовали, и сейчас на данный момент продолжают это проповедовать — это халифы, то есть руководители различных государств. Возвращаясь во времена имамов(а) эти угнетатели-халифы распространяли свои предания о том, что этот мир не имеет значения и нужно заниматься только поклонением. И сейчас, страны запада, зная о существовании вероучения суфиев — проповедует эту идеологию своим гражданам, тем самым искажая представление об Исламе. Так как это выгодно определенным лицам и государствам, и это учение, что нужно бросить этот мир, понемногу входит в жизни мусульман, тем самым останавливая их от успешной жизни. Но если мы ознакомимся с учением Корана, с его отношением к жизни, то мы увидим её прекрасные отзывы об этом мире. И очень часто мы встречаем в Коране противоположное словам проповедников.
Аллах говорит в Коране: Богатство и семья являются ценностями, прикрасами этого мира, но пред Аллахом лучшим является вечно остающееся, не уходящее — это ваши деяния.
Другими словами — лучшим, более полезным для вас являются ваши благие поступки. То есть по степени награды лучше ваши хорошие деяния, а не семья, богатство и другое. Этот аят объясняет нам, что ваше существование не должно заканчиваться лишь на этом мире, то есть цель ваше проживания не должно быть, обогатить только эту жизнь.
Аллах говорит нам, что вы пришли в этот мир не для господства над всем этим миром, но в тоже время не отзывается, что не нужно улучшать свою жизнь. Говорит, что имущество, богатство, семья — это ценности, достоинства вашей жизни. Ценность здесь упомянуто в положительном выражении, так как что-либо ценное не может быть чем-то плохим. Да, хоть и говорит, что эта жизнь не может быть вашей целью, чтобы именно сделать всё здесь, заполучить всёвозможное, но говорит, что мир это прекрасное, хорошее место.
Для Аллаха этот мир настолько дорог, что Аллах даже клянется:
Вашшамси ва духаха — клянусь солнцем и его сиянием.
Ват-Тини ваз-зайтун — Клянусь смоковницей и оливой.
Настолько уважительно относится к этому миру, что клянется ими в Своей книге. Из этого понятно, что они имеют свою определенную ценность пред Аллахом. То есть жить в порядке и счастье — это хорошо, правильнее сказать, для этого мы и созданы, чтобы получали удовольствие от нашего существования.
Когда говоришь подобные слова, некоторые отвеают тебе, что само по себе хорошее проживание — хорошо, жить в счастье — это так и должно, но плохим является очень сильная привязанность к этому миру. Говорят, что Ислам не одобряет, когда все твои мысли заняты только тем, чтобы что-то заработать, то есть зависимость к здешнему миру. И данная мысль очень развита и проникла в умы многих людей, в частности мусульман. Несмотря на то, что она очень распространена, но она тоже ошибочная, в определенной степени искажена. И тоже можно покритиковать эту идею. Так как и эта мысль также не совпадает словами Корана, что сама жизнь это хорошо, но любовь к ней отвергается, привязанность к ней невозможна. На самом деле аяты Корана не говорят об этом.
Теперь же, прежде чем начать говорить об истинной мысли Корана о любви к этому миру, в первую очередь нужно выяснить — является ли любовь к мирскому фитри(врожденным), то есть оно вложено в наши сердца, Аллах нас создал так, что есть желание к мирскому или это желание, эта любовь образовалась в наших сердцах после?
Если сказать кратко, то когда мы смотрим на жизнь людей, если обратиться к душе человека, то видим, что любовь, забота матери к своему ребенку — это изначально заложено в сердцах матерей. Любовь жены к мужу, забота отца о своей семье и т.д., то есть их никто не учил, что нужно проявлять любовь к своему ребенку, семье и т.д. Это все вложено в наши сердца Аллахом. И Коран эти вложенные чувства именует как свои знамения, признаки:
Ва Аятихи ан халагаль лакум мин анфусикум азваджан
Аллах говорит: «Одним из знамений (аятов) Аллаха является то, что Он создал для вас пары». То есть мужчину для женщины, женщину для мужчины.
Ли таскуну илейха — Чтобы вместе смогли отдохнуть, успокоится.
Ва дж’ала бейнакум маваддатан ва рахма — Аллах установил между вами любовь к друг другу.
Инна фи залика ля айатун гаумин йатафаккарун — В этом есть наставление для размышляющих.
То есть видим, что Аллах вложил привязанность, хотение мужчиной женщины и женщиной мужчины. И это одно из знамений, признаков Всемогущества Аллаха.
Из этого понимается, что если это вложено самим Аллахом и является одним из знамений Аллаха, то это ни в кому случае не может являться плохим чувством, не может являться вредным для человека. Так как Аллах не создаст в душе человека что-либо плохое. Если бы любовь отца к своей семье, желание человека к богатству было бы мерзким, плохим делом, то Он бы не создал нас таким.
Теперь же задается вопрос, каким же образом решить эту проблему?
Одна группа предполагает, что жизнь, то есть мирское само по себе плохо и нужно отдаляться от всего мирского, бросить всё связанное с этим миром.
Вторые предполагают, что само по себе жизнь не плохо, но проявлять к ней любовь, быть привязанным к миру это очень отрицательное качество. Потому это плохое дело и нужно отдалить от сердца желание души к мирскому.
Опыт, история человечества показывает и также это подтверждает наука, что фитрат невозможно убрать из души человека. Да, можно ослабить эту страсть, хотение, но никаким образом убрать её полностью.
Теперь давайте посмотрим взгляд Ислама на этот вопрос. Мы сказали, что жизнь это прекрасное и красивое место и любить её это естественное дело, то есть изначально вложенное в сердцах.
Таким образом, не нужно бороться с мирским, то есть отказываться от этого мира и также не нужно сопротивляться против своего хотения, против своего желания к жизни.
Иншалла, поговорим об этом на будущих лекциях, но на этом закончим, оставлю это на ваше размышление и анализ Корана и прошлого.
Хаджи Шахин Хэсэнли – Забота жизни
Если так можно выразиться, то месяц Рамадан предназначен для того, чтобы усилить свою связь с Аллахом. Это возможность человека ещё больше приблизиться к Аллаху. Это очень важный вопрос.
Человек тогда достигает человечности, совершенства, когда этот вопрос станет для человека самым значимым, главным вопросом в жизни. До тех пор, пока самой главной заботой человека не будет вопрос приближения к Аллаху – человек не может быть совершенным. Для человека этот вопрос должен быть самым значимым. Заботой каждого должно быть то, как же приблизиться к Аллаху? Что мне делать, как быть, чтобы моя связь с Тобой увеличилась?
Посмотрите на жизни каждого из великих людей – откройте жизнь любого, кого хотите. Вы увидите, что единственным беспокойством, заботой в их жизни был именно этот вопрос – насколько же я приближен к Аллаху, насколько Аллах доволен мною?
Когда мы хотим дать оценку, оценить какого-то человека, то мы должны использовать именно это – какая главная забота в жизни этого человека? Ответ на этот вопрос определяет его цену. Цена человека состоит не в его заботах, беспокойствах, о чём-либо и о ком-либо. Цена человека заключается в том, какова его самая главная забота в жизни. Потому, что заботу можно понимать чуть расширенно, но цена человека заключается именно в том, какова его самая важная забота в жизни.
Я задам вам вопрос, а вы ответьте на него в своей душе, мне не нужно отвечать, и тем самым сами определите свою степень, уровень. Я спрашиваю вас: Какова ваша главная забота? Каково ваше главное беспокойство, о чём ваши мысли, которые занимают вас все 24 часа в сутки? Вообще, есть у ли вас какое-то волнение, забота о чём-либо? Если нет, то это тоже проблема. Знаете, у кого нет никаких переживаний, забот? – У овец, баранов. Отсутствие в жизни человека каких-либо забот, беспокойств – это тоже тревога, несчастье. Но, вы все почётные, уважаемые и значимые люди и я вас спрашиваю: Какова ваша главная забота в вашей жизни? Что вы поминаете в течение суток? Какая у вас самая основная проблема?
Если это что-то другое, помимо связи, приближения к Аллаху, то каждый из нас в убытке. Отвечайте на этот вопрос не как на интервью. Потому, что когда кому-то говоришь, что у тебя будут брать интервью, то все говорят о каких-то высших, ценных вещах. Нет, отвечайте на это искренне – в чём же на самом деле беспокойство твоей души, о чём ты переживаешь, думаешь?
Если это что-то другое, кроме связи, приближения к Аллаху, чем бы это ни было, то это очень низкое, малозначимое, и бесценное. Единственная забота человека – это связь с Аллахом.
Если сейчас спросить вас, то один скажет, что его волнует сейчас поступление в университет; второй скажет, что я хочу купить хороший дом и так далее, каждый что-то скажет. Если человек искренне ответит самому себе, честно обратиться к своему сердцу – что, о чём же он так беспокоиться, волнуется, то от этого решается многое.
Всё, что вы скажете, все жизненные заботы – это всё нужно и имеет место быть, никто против не говорит. Разговор идёт об основной заботе, о главной печали, об основном человеческом беспокойстве, об основном вопросе, цели в жизни человека.
Главный вопрос нашей жизни должен соответствовать основной цели нашего создания – согласны со мной?
Откуда должен брать свой корень, своё начало наше беспокойство? – От того, для чего же нас создали? Скорее всего, оно должно быть связано с целью нашего сотворения, верно?
Для чего нас создали? – Чтобы мы приблизились, были близки к Аллаху. Мы сотворены, чтобы увеличить свою связь с Аллахом и это должно стать для нас самой важной проблемой.
Почему наши мысли расходятся в намазе? Почему мы не можем сконцентрироваться в намазе? Потому, что наша главная забота, беспокойство – это не Аллах, не приближение к Нему. В нам голову лезут все не нужные вещи и забивают нашу голову, потому в намазе мы не можем собраться мыслями. Вообще, в чём почёт великих, больших людей? – Их почёт, величие состоит в том, что их основная задача в жизни, главное волнение жизни – это связь с Аллахом.
Существует очень много дуа, молитв, бесед с Аллахом от Ахли-бейта(а) – в чём основной вопрос этих разговоров? Например, Душевная беседа Али(а) с Аллахом – Мунаджат Шабания. Он там говорит: Афнайту ‘умри – я потратил жизнь свою; ва аблайту шабаби – и погубил свою молодость и т.д. То есть, что имеется ввиду? – Я не смог образовать с Тобой близость, связь. Я не смог приблизиться к Тебе, остался вдали от Тебя.
Это очень и очень важный вопрос. Я обращаюсь к вам с этим вопросом: в чём главное беспокойство в жизни человека? Какова главная проблема в жизни человека? О чём основное мировоззрение? Чем его мысль всегда занята? – Это нужный и обязательный для нас вопрос.
Видели когда-нибудь умирающего человека, который находится в предсмертном состоянии? Да отдалит Аллах нас от этого!
Ты знаешь, что это человек с неизлечимой болезнью – раком, и что он скоро умрёт. Ты говоришь ему что-то, он смотрит на тебя, отвечает – но его основная мысль занята его смертью. Вопрос номер один в его жизни – это его смерть. Он только и делает, что думает о смерти.
Также и у каждого человека в жизни должна быть такая забота, такой первостепенный вопрос. Должен быть именно один главный и единственный вопрос в жизни, а всё остальное должно быть вокруг этого вопроса. Этот один вопрос, беспокойство – связь с Аллахом.
Днём и ночью человека должно волновать его отношение с Аллахом и довольство Аллаха им. Все беспокойства, все вопросы, кроме этого – являются для человека горькими, низкими. Только эта забота, это волнение и все беспокойства связанные с этим вопросом являются приятными. Человек должен печалится, грустить от того: Интересно, кто я в глазах Аллаха, с Его точки зрения? – это всё приятно для человека, поверьте.
Почему Аллах скрыл от нас некоторые вещи? – Потому, чтобы мы потревожились от того, доволен ли Аллах нами или нет? Мы не знаем, прощены ли или нет? – Всё это он скрывает. Человек переживает эти заботы и тем самым очищается, и тогда жизнь превращается в удовольствие. Эта скорбь – радостное для человека.
У каждого из нас есть с Аллахом определенная связь – совершаем намаз, держим пост – это бесспорно. Но, самая основная, главная наша забота, волнение – это не связь с Аллахом.
Все знают и помнят про детство. Есть такие дети, что уходят играть и даже не думают про родителей – они говорят, пускай занимаются своим делом – то есть им не до родителей в этот момент. Но есть дети и я знаю таких, они идут играть, но мысленно думает про родителей. Ему важно то, что за ним пристально следят родители. Он занимается своим делом, играет, но всегда в мыслях думает о маме, что, как же она смотрит на его действия. Также и тут. Одно дело, что у человека есть определенная связь, но другое дело, что связь с Аллахом является самым главным вопросом, заботой в жизни человека.
Посмотрите на наших непорочных(а). Прочитайте в этом месяце дуа “Абу Хамза Сумали”. Да, это очень длинное дуа, но можете прочитать некоторую часть и этого будет достаточно. Прочитать его за раз от начала и до конца, очень сложно для нас. Дуа Абу Хамза Сумали – это дуа Имама Саджада(а) – очень длинное дуа. Посмотрите на просьбы, заботы – просто удивляешься. Я просто переведу пару строк, ничего не буду добавлять.
Сaййидӣ лaАaллaкa Аaн бāбикa taрaдтaнӣ вa Аaн ḣидмaтикa нahhaйтaнӣ — О, мой Господин! Быть может, вдруг Ты изгнал меня от Своей двери и удалил, освободил меня от служения Тебе?
Ау лaАaллaкa рa’aйтaнӣ мустaḣиффaн биhaќќикa фa’aќŝaйтaнӣ — Или, быть может, Ты увидел меня небрежным к Твоей истине(праву) и отдалил меня?
Видите, о чём беспокойства? – Всё связано с отношением, связью с Аллахом. Это забота, проблема Имама Саджада(а), то есть забота совершенного человека. Что занимает мысли идеального человека? – Открой дуа Абу Хамза Сумали и ты от начала и до конца увидишь единственную заботу – взаимоотношения Аллаха и Его раба. То есть, эти вопросы волнуют – Каково отношение Аллаха ко мне? Как Он расположен ко мне?
После, продолжает:
aу лaАaллaкa рa’aйтaнӣ муАриzaн Аaнкa фaќaлaйтaнӣ — Быть может, Ты узрел меня отвернувшимся от Тебя и вознегодовал на меня?
aу лaАaллaкa вaджaдтaнӣ фӣ мaќāми ль-кāӟибӣнa фaрaфazтaнӣ — Быть может, Ты нашел меня среди лгущих и отверг меня?
aу лaАaллaкa рa’aйтaнӣ гaйрa шāкирин ли нaАмā’икa фahaрaмтaнӣ — Быть может, Ты нашел меня среди лгущих и отверг меня?
То есть я обеспокоен, не знаю, в каком я состоянии, быть может, Ты убрал Свой присмотр от меня? Быть может, Ты закрыл Свои двери от меня? Быть может, Ты даровал мне блага, милости, а я не ценил их, был небрежен, и сейчас, Ты их отнимаешь.
aу лaАaллaкa лaм туhиббa aн тaсмaАa дуАā’ӣ фaбāАaдтaнӣ — Быть может, Ты не пожелал слышать мои мольбы и отдалил Меня?
Это двух часовое дуа, и когда смотришь, то видишь, что в каждой фразе лишь одна единственная забота — его мысль только о том, интересно, каково Твоё мнение обо мне?
Например, есть такие, кто приходит на Мухаррам, бьёт по груди, скорбит по Имаму Хусейну(а) и так каждый год. Но для него не такой важный вопрос, допустим: насколько я близок буду к Имаму Хусейну(а) в Раю? А когда кто-то другой слышит подобное, что на самом деле, это является чьим-то беспокойством, заботой, тогда они смеются над этим –говорят: какой он мечтатель и тому подобные слова. Для них важно, чтобы они попали в рай, а там уже посмотрим. Но занятием великих личностей, людей, порой, действительно, является именно это. Будто это не такой значимый вопрос, не очень нужное дело – именно это сбивает людей, приводит в замешательство.
Тот человек, который сейчас судит тебя, что уже будучи здесь, ты беспокоишься о том, буду ли я в Раю соседом Имама Хусейна(а) или нет – то именно он, когда покупает себе квартиру в городе, то сто раз смотрит, отмеряет в какой же части города ему купить дом – а это всего лишь для 50-70-ти лет жизни. Тот дом, в котором ты проживаешь не так много, лишь некоторое время и ты о нем беспокоишься, волнуешься, но, а тот дом, в котором ты будешь жить вечно и он уже сейчас определяет то место – то ты смотришь на него с удивлением.
Как раз таки заботой человека должны быть подобные вещи – а буду ли я соседом Имама Хусейна(а) или нет?
Эти люди не мечтатели, не сказочники – это должно быть одним из основных составляющих размышления человека. Всё остальное же является за пределом этого.
Основная цель человека – связь с Аллахом, ожидание исхода своей жизни.
Каким было состояние сподвижников Имама Хусейна(а)? Что их больше всего беспокоило в Кербеле? Какая главная их забота была в день Ашура?
Сподвижник задает вопрос – афавайт йа аба абдуллах – ты доволен мною? Я смог быть преданным, вернымтебе, о Имам(а)? Вот, что должно беспокоит людей – доволен ли им Имам Хусейн(а)? доволен им Пророк(с)? Доволен ли им Аллах?
Клянусь Аллахом, рассказывая всё это, говоря об этом – мне стыдно. Потому, что эти слова превратились в девизы, лозунги, эти слова потеряли свою ценность. Именно мы, такие люди как я, сделали эти слова не значимыми. Жаль, нет людей, которые достигли познания, чтобы они пришли и рассказали об этом, исполнили это на деяниях, показали в жизни и чтобы остальные посмотрели и взяли для себя наставления и исполняли это.
Уже многие годы рассказываю и стыдно, что, сколько можно говорить. Поэтому и слово не имеет своей цены, когда за этими словами нет деяний, борьбы. Если человек рассказывает что-то, а сам его не исполняет, то эти слова не имеют особого влияния, тяжести.
Истинно, какова самая главная забота, беспокойство человека, то и его цена равна тому же. В дуа Кумейл Али(а) говорит: Ты отделишь меня от моих друзей? Заботой Али(а) является то, что Твои друзья будут в Раю, в гостях у Тебя, а Ты отведешь меня к Своим врагам?
Наузубилля, Али(а) мечтатель какой-то? – Нет, он реалист – смыслом реализма является именно это — думать о том: Какова истинная жизнь человека? Из чего состоит жизнь? Каково настоящее предназначение человека в этом мире?
Что было заботой Имама Хусейна(а)? Когда он собирался войти в битву, то, что он говорит Госпоже Зейнаб(с.а)? – Ля тансини минад-дуа – Не забывай меня в своих молитвах. В некоторых хадисах есть – Не забывай меня в своих ночных молитвах. Чего хочет Имам Хусейн(а), чтобы Зейнаб(с.а) сделала ему дуа? – То, чтобы Аллах принял его.
В самый последний момент жизни, когда душа не покинула Имама Хусейна(а), что его волновало? – Он общался с Аллахом, он говорил – помоги мне – то есть то, чтобы Аллах спас его от врагов? – Нет, не о спасении от них идёт речь. То есть, о Аллах, прими меня. Самой главной заботой всех шахидов Кербелы являлось именно это.
Почему у нас не получается общаться с Аллахом, будто у нас губы высохли? – Потому, что мы просим что-то просим у Него . Мы идём к Нему и перечисляем свои проблемы – О, Аллах, у меня нет дома, даруй мне дом; о, Аллах, у меня мало денег, даруй мне дозволенное пропитание и т.д. Говорим свои сложности и на этом всё – у меня больше нет дела с Аллахом, я пошёл.
Я не говорю, чтобы мы ничего не просили Аллаха, не говорили о своих сложностях. Нам сказано, чтобы мы и соль для еды просили у Аллаха; чтобы и узел для обуви просили Аллаха. Но, но, что является самым важным вопросом, помимо этого – это нужно определить сейчас. Для нас важно всё, что за всем этим, то есть то, что в краю от этого. Да, надо просить всё это, просить дозволенный доход, но для того, чтобы увеличилась наша связь с Аллахом – для этого надо просить. Те деньги, которые разорвут мои отношения с Аллахом – тогда зачем они мне нужны? Тот дом, должность, почёт, который отдалит меня от Аллаха – тогда зачем все эти блага? Когда человек общается с Аллахом, то пускай просит у Него это. Пусть заботой, беспокойством человека будет связь с Аллахом.
Взгляните на слова Имама Саджада(а) – сначала он просит о прощении, после говорит: о, Аллах, вдруг, если Ты простишь меня в Судный день, тогда я опущу голову от стыда. Твоё прощение одна беда, Твоё не прощение – вторая беда. Видите, чем дальшё идёшь, то ещё большего всего открывается. То есть, если Ты не простишь, то я не смогу выдержать Твоё наказание, а если же простишь, то мне будет стыдно, совесть замучает меня. Мне будет очень стыдно, что я сделал грех такому Аллаху, как Ты, вышел из Твоего подчинения.
Мы проживаем первые минуты в месяце Рамадан. Настоящий смысл Рамадана – это Рай. Этот месяц самая лучшая возможность в течении года, чтобы увеличить свою связь с Аллахом. Как младший брат, я хочу вам сказать, что самые положительные, веселые минуты вашей жизни – это вот сейчас, то состояние, когда вы находитесь в Рамадане. Нельзя приобрести удовольствие, духовный покой лучше, чем сейчас. Поэтому, братья, я прошу вас, давайте мы объединимся, возьмём друг друга за руки и улучшим наше отношение с Аллахом.
Если мы сможем провести один месяц, как того требует, хочет Аллах, то изменится вся наша судьба. Это очень благословенный месяц. Посмотрите, что сказал Аллах об этом месяце: ду’ийтум фихи ила зияфаталлах — вы приглашены в гости к Аллаху. Вы думаете, что наша душа находится на том же месте? Нет, как наступил месяц Рамадан, наши души поднялись, полетели в Рай и в данный момент находятся там. Сейчас, когда мы в посте, наши души не в этом мире. Не в том смысле, что души покинули наши тела, ведь дух – рух, сам по себе не материален, наша душа, духовный мир, в данный момент приближается к последующей жизни. То есть в месяце Рамадан Аллах показывает некую часть, долю из садов Рая. Он показывает это, чтобы создать в нас стремление, желание к этому, чтобы мы приблизились к нему, полюбили. Цените минуты этих дней, но всё равно, в итоге, мы снова будем сожалеть. Опять завершится месяц, и он пройдет очень быстро – я вам это говорю и сами прекрасно знаете. Эти 30 дней проходят в один миг. Наступает месяц Рамадан, потом просыпаешься, что уже Ночь Кадр и уже праздник. Несмотря на то, что летом день длинный и жаркий, но опять же проходит со скоростью. А то, что день жаркий, долгий – это милость Аллаха нам. В хадисах есть, что самое высшее поклонение – это то поклонение, которое самое трудное, сложное. И то, что месяц Рамадан попадает к лету – это одна из милостей Аллаха. Постарайтесь не сокращать ваши отношения с Мечетью, чаще посещать его. В этом месяце человек должен постараться участвовать в коллективных молитвах, слушать лекции в Мечети, в этом месяце стыдно не просыпаться к молитве зухр, пропускать Джума. Поверьте, что есть разница в качестве поста того, кто присутствует в Мечети и того, кто спит дома. Так как здесь озвучиваются аяты Корана, хадисы, тут имеется особый нур от коллективного намаза, дуа.
Также, хочется сказать, что основной, главный смысл, философия поста – это богобоязненность.
Йа аййухаль лязина аману кутиба аляйкумус-сийам кама кутиба алял-лазина мин габликум ля аллякум таттагун – О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас,- быть может, вы станете богобоязненными.
Один учёный делал тафсир этого аята: Будто отец и мать отводят своих детей, чтобы им сделали манту. Ведь детям делают манту, чтобы они были защищены от всяких болезней. Он говорит, что и Аллах, будто говорит: О, мои дети, о мой сын, — кутиба алякумус-сийам – ты говоришь ребенку, что пойдем сделать тебе манту, и делается это манту всем детям. То есть, чтобы и он был спокоен, что это манту всем делается. Кама кутиба алял-лазина мин габликум – это было обязательным всем, будто Аллах играет с нами. Из-за чего, из-за того, что мы несколько часов останемся голодными. И Аллах, будто играет нами. Йа айухалль-лязина аману – вы не беспокойтесь, мы и прежним предписали пост обязательным к совершению, ля аллякум-таттагун – это для того, чтобы вы не заболели – это манту, чтобы вы были богобоязненными, это диета для вас. Аллах говорит одно положение для нас, приказ, и то в какой красивой, мягкой форме говорит. Потому, что в этом приказе есть немного трудности – голод. Ведь всё заключается не в том, что человек не ест. Ведь проходит 5-6 часов и ты опять ешь и что дальше? Что будет, если я съем за 3 часа раньше или 5 часов позже – это всё относительные вопросы. Но сколько всего скрыто внутри этого. Аллах с нами как разговаривает – ля аллякум-таттагун – это для вашей богобоязненности.
От меня для вас совет, как от младшего брата. Я не могу вмешиваться в желательные деяния каждого. Да, может быть, что кто-то прочитает весь Коран, а кто-то чуть-чуть. Однажды, один сказал, что я несколько дней размышляю над одним аятом и Пророк(с) сказал, что очень хорошо – читайте Коран именно так. Лучше размышлять и читать не торопясь, думая над несколькими аятами, нежели быстрее и быстрее прочитать и закончить Коран. Цель не в прочтении Корана. Делайте любые желательные деяния, но самое важное, что заключите договор, завет с Аллахом, что я до конца месяца не совершу грех, и потом вы увидите результат. Хотя бы один раз в месяце Рамадан. Будьте очень осторожны. Не говорите сомнительные слова. Давайте беречь себя один месяц. Не говорите все слова, не говорите о каждом, вдруг, что это будет сплетней, клеветой и так далее. И к концу месяца мы увидим в себе изменения. Поверьте, тогда и плодов от нашего духовного совершенствования будет больше. Сделаем мало деяний, но с богобоязненностью.
Ещё раз скажу, если мы спросим у Аятолла Бехджата, Аллама Гази и других Аятолла и Аллама, что, как вы дошли до этого, то, поверьте, нет каких-то специальных сборников дуа, что они прочитали именно это и дошли до этой степени. Нет, они дошли до такого уровня тем, что боялись Аллаха и оставили запретное. После оставления грехов, деяние превращается в лестницу и поднимает тебя до небес. Поэтому, чтобы взять от Рамадана всякое благо, то давайте заключим с Аллахом завет, что не сделаем грех.
Хаджы Шахин Гасанли: Зейнебие для
Пятничный свещенник мечета Мешеди Дадаш, Гаджи Шахин Гасанли ,В Бакинским офисе отвечав на вопросы Cem ТВ и подчеркнул приятность Азербайджанского народа , из за чувствительность Зейнебие к Карабхскому проблему. В Турции в уведомлении Ахль аль-Байтского значения , роль Зейнебие является уникальным : «Траурные церемонии Ашура,организовавшихся в Стамбуле, следуем с большой тщательностей и энтузиазмом. Увидев все это,в сердцах является обновление», сказал он .
Полный текст интервью :
«Деятельность Зейнебие мы следуем,близко .Мы достигнули и счастие встречи Озгюндуза . Он прибыл в Баку , посетил наш мечеть и верующие приняли участие, состоялась большая встреча . Воздействие этой встречи действительно было положительное. Озгюндуз является великолепным религиозным и общественном деятелом. Он всегда выявляет проблемы Азербайджана , целью которого является объявить их в мире и как личность он, в этом деле досдигнул успеха.
В самом деле, Турция является страной с большим опытом ; Конечно Зейнебие также имеют большой опыт . Мы в Азербайджане , должны получить из этого пути , мы пытаемся извлечь выгоду из богатого опыта . Зейнебие для Азербайджана , особенно за свои убеждения , как родной дом . Большинство людей которые уезжают из Азербайджана в Стамбул, посещают Зейнебие и собраются там вместе с нашими братьями. В Зейнебие претворяются в жизнь действительно важные проекты. Последний из них является открытие Азербайджанского школы. Это особенно восхитительная события.
C руководством Зейнебие проводится различные октивности про Kарабахской проблемы , Ходжалинский геноцид и церемонии про годовшины 20 Январь и все это служить высокий уровень стоимости народу Азербайджана. Потому что азербайджанцы терпели от армян также гонения от информационного загрязнения . Армения исказил истину и фальсифицировал исторические факты . В последнее время была получена значительные достижения в этой борьбе . В достижении этого есть большая доля Зейнебие .
Кроме того, в уведомлении о Ахль аль-Байтского значение роль Зейнебие является уникальным. Траурные церемонии Ашура,организовавшихся в Стамбуле, следуем с большой тщательностей и энтузиазмом . Увидев все это,в сердцах является обновление .
Сотни тысяч людей в площади , чтобы держать траур по имаму Хусейну , дает нам реальное чувство однообразия . Мы рады за успехов Зейнебие и молимся за них » .
Russian, 12 Mart 2014 06:00
В Азербайджане уже вторые сутки проходят аресты влиятельных исламских деятелей
В Азербайджане уже вторые сутки проходят аресты влиятельных исламских деятелей.
Накануне по обвинению в сопротивлении полиции был арестован имам-джамаат мечети «Мешади Дадаш» глава общественного объединения «Нравственное общество» хаджи Шахин Гасанлы.
Как сообщает Salamnews со ссылкой на портал Deyerler, он сейчас находится в Управлении полиции Ясамальского района.
Отмечается, что арестован и глава общественного объединения «Национально-нравственные» ценности хаджи Мехти Мамедов.
Также сообщается, что массовые аресты сейчас проходят и в Гяндже, Сумгаите и в других городах страны.
Как стало известно только что Ясамальский суд вынес решение об освобождении имам-джамаат мечети «Мешади Дадаш».
Напомним, что накануне вечером был арестован один из известнейших теологов хаджи Зульфугар Микаилзаде.
А ранее был арестован лидер Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов. По сообщению Главного управлении полиции города Баку (ГУПБ) он арестован по обвинению в подготовке террористической акции.
Согласно тому же источнику, на основе поступившей в ГУПБ информации о подготовке Самедовым теракта, 7 января были проведены оперативные мероприятия, и лидер ИПА был задержан на территории Наримановского района Баку при передвижении на автомобиле. При этом Самедов и другие лица, находившиеся в автомобиле оказали сопротивление полиции, говорится в сообщении ГУПБ, распространенном вечером в субботу.
0 комментариев
Информация доступна только зарегистрированным пользователям.
| |
|
| 27 | 000 | . | |||||
| 24 | 2022 | $ 770Th. | |||||
| 22 | 2022 | $ 550Th. | |||||
| 27 | — | $ 468Th. | |||||
| 23 | 2021 | $ 440Th. | |||||
| | 23 | 2022 | $ 440Th. | ||||
| 26 | 2023 | $ 385Th. | |||||
| 25 | 2023 | $ 385Th. | |||||
| 28 | — | $ 358Th. | |||||
| 23 | 2022 | $ 330Th. | |||||
| 22 | 2024 | $ 275Th. | |||||
| 20 | 2022 | $ 220Th. | |||||
| 23 | 2022 | $ 220Th. | |||||
| 22 | 2022 | $ 220Th. | |||||
| 26 | 2021 | $ 220Th. | |||||
| 28 | 2021 | $ 220Th. | |||||
| 21 | — | $ 193Th. | |||||
| | 28 | 2022 | $ 165Th. | ||||
| 22 | 2021 | $ 165Th. | |||||
| 21 | 2023 | $ 165Th. | |||||
| 33 | — | $ 165Th. | |||||
| 22 | 2021 | $ 165Th. | |||||
| 21 | 2021 | $ 138Th. | |||||
| 28 | — | $ 110Th. | |||||
| 23 | 2021 | $ 110Th. | |||||
| 26 | 2021 | $ 110Th. | |||||
| 20 | 2025 | $ 110Th. | |||||
| 21 | 2024 | $ 110Th. | |||||
| 22 | 2021 | $ 110Th. | |||||
| 20 | — | $ 55Th. | |||||
| 22 | 2022 | ||||||
0009000 | ||||||||
Samet Acar | ||||||||
Левый защитник | 9000 — | |||||||
| 23 | — | — | |||||
Onuray Köse | |
Центральный полузащитник |
000000000 | |||||||||
000 9000 9000 9000 9000 9000 | |||||||||
23 | — | — | |||||||
| | Тосин Омоэле | 9 0011|||||||
Центральный нап. |
Мохаммед Галадима | — | — | ||||||
| 18 | 2022 | ||||||
Опорный полузащитник |
Королевство Осайи | – | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 21 | — | — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 21 | 2024 | — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|