Календарь природы для детей: Учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему: Календарь природа своими руками.

Содержание

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: Календарь природы по временам года (старшая группа)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие по временам года» Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года….

Непосредственно образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ» на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ» в старшей группе

Открытое  занятие в старшей группе с использованием современных технологий и методик. Научить различать и называть части суток по картинкам. Выделять признаки по которым определяем час…

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные . ..

Учебно-методическая разработка: «Наблюдение за природой по временам года»

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные …

ФЭМП. Развитие временных представлений. Старшая группа.

ФЭМП. Развитие временных представлений. Старшая группа.Презентация разбита на несколько частей, для удобства закачивания, но является единым документом….

Интегрированное музыкальное занятие в средней группе на тему:»Путешествие в волшебные звуки природы по временам года»

Дети входят под музыку в группу.Муз. Рук. .Я рада видеть вас, ребята, на музыкальном занятии! Я хочу со всеми поздороватьсяЗдравствуйте мальчишки(здороваются мальчики)Здравствуйте девчонки(здороваются…

подвижные игры по временам года старшая группа

старшая группа…

Календарь природы своими руками. Материалы для изготовления элементов календаря природы в детском саду.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ СВОИМИ РУКАМИ Материалы для изготовления элементов календаря природы в детском саду.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:
16 слайд
Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп.

образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В соответствии с требованиями ФГОС, в группах детского сада должны быть оборудованы «Уголок природы» для ознакомления детей с окружающим миром и «Календарь природы» для наблюдения за явлениями природы и изменениями погоды.

Изготовить «Календарь природы» своими руками несложно. Для облегчения этой задачи делюсь подобранными по этой теме материалами.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-799820

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Дидактическое пособие для детей » Календарь природы»

Календарь «Времена года»

Качественно усвоить материал по темам периодической смены времён года, месяцев, дней недели детям помогут специальные дидактические игры и наглядные пособия. С их помощью мы закрепляем названия времен года, названия месяцев, дней недели. Целью создания календаря природы было развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей,  интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития  мелкой моторики в игровой деятельности. Его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев. Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Данное дидактическое пособие является многофункциональным, может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности,

 в самостоятельной деятельности детей, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Данное авторское пособие выполнено из фетра и ткани, все элементы крепятся на липучки. Это очень удобно, можно отдельно снимать части календаря, и даже менять их местами.

Времена года выполнены в виде ярких картинок из фетра. Рядом находится термометр, где выставляется температура ( холодно, прохладно, тепло, жарко). Также учим детей отмечать и наблюдать за природными явлениями ( солнце, дождь, снег, ветер, гроза, облачно и т.д.). В правом углу поселилась Радуга, с её помощью помогаем детям запоминать ее цвета. Продолжаем знакомиться с порядковыми числами, в этом нам помогают удобные и мягкие кружочки с их изображением. Закрепляем временные понятия ( сегодня завтра, вчера). Не обойтись здесь и без игрового персонажа. В этой роли выступает Тетушка Сова. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

И снова наступает зима…

Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста —
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят 
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль — потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: «Весна, на старт!»
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: «Куртку тёплую снимай!»
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

Ирина Гурина

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:

 

 

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.

Всем желаю только позитивных эмоций, это точно повлияет на результат нашей работы.

Экологический проект «Календари природы»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Семилуки Воронежской области

Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»

МКДОУ детский сад «Сказка»

Старшая группа «Пчёлки»

Подготовила: воспитатель Лаврова Л.В.

2019 г.

Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»

МКДОУ детский сад «Сказка»

Старшая группа «Пчёлки»

Тип проекта: экологический, исследовательский, долгосрочный

По продолжительности: учебный год

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 4-6 лет

Образовательная область:  интеграция образовательных областей

В процессе интеграции различных образовательных областей по ознакомлению детей с объектами и природными явлениями решаются не отдельные задачи, а их совокупность. Это дает возможность ребенку изучить объект во всем его многообразии.

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие

Актуальность проекта:

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем — использование в учебном или в воспитательном процессе

Цель проекта: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним, обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Задачи:

— Сформировать у детей элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

-Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе;

— Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

— Развивать интерес к явлениям и объектам природы.

-Пополнить развивающую среду в группе.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап — подготовительный

1. Составление плана работы по проекту.

2. Сбор, накопление материала.

3.Знакомство с различными моделями по ознакомлению дошкольников с природой .

4. Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Выбор условных обозначений .

5.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7. Подбор литературы по проблеме.

2 этап — основной

1.Подготовка консультаций для родителей  «Игры экологического характера», «Наблюдаем за природой всей семьёй»

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке за живой и неживой природой.

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года с использованием мнемотехники.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Познавательно образовательная деятельность

8. Экспериментальная деятельность

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Экскурсии в природу, наблюдения, игры.

11. Творческая деятельность экологической направленности

12 . Выставки детского творчества

13.  Моделирование календаря природы , работа с календарём по условным обозначения

14. Работа в уголке природы

3 этап –заключительный

1. Обобщение материалов проекта.

2.Пополнение уголка природы в группе.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Реализация проекта
Наблюдение в природе
— Учим детей замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе, сезонные изменения– зима снежная, иней на деревьях , изморозь

Наблюдение в природе – сезонные изменения – весенние проталины, первая травка

Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

Развешиваем кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

Подкормка птиц на участке группы

Зимняя подкормка птиц за окном группы

Наблюдение за птицами

Познавательно-экспериментальные занятия- «Первоцветы», «Птицы нашего края» «Путешествие в страну здоровья», «Полезно-вредно»

Экскурсии в природу — Посадка цветов на клумбе группы

Наблюдения -наблюдения за насекомыми

Работа в уголке природы

Огород на окошке- посадка , эксперимент , наблюдение , ведение дневника наблюдения

Экспериментальная работа — «Посадка лука»- цель: вызвать познавательный интерес, желание наблюдать за изменениями луковицы в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. Подвести к выводу о взаимосвязи в природе: значении солнца , воды и тепла для роста растений и почему всё живое просыпается весной .
Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Детское творчество — поделки из природного материала , аппликация, рисунки

Детское творчество отражает сезонные изменения в природе

Выставка детских рисунков «Сезонные изменения в природе»

Дидактические игры «Времена года» с использованием мнемодорожки «Времена года»

Мнемодорожка «Времена года» — способствует закреплению знаний о сезонных изменениях в природе и составлению рассказа о временах года

Работа в уголке природы- систематическая смена календаря: дни недели, месяц, дата, условное обозначение состояния погоды

Индивидуальная работа с детьми
-закрепляем условные обозначения календаря природы

Ведение календаря природы
ежедневно отмечаем состояние погоды. Рекомендуем родителям наблюдать и фиксировать наблюдения за состоянием погоды в выходные дни

Сравнительный анализ календарей природы –дети сделали вывод: осенью солнечные дни были до середины октября, декабрь-февраль –солнечных дней мало , но много снега, а в марте -облачно и возвращаются солнечные дни

Ожидаемые результаты:

— У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

— Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым

— У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.

— Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

— Пополнена развивающая среда в группе.

— Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)

Модели доступны детям – внесены в предметно – развивающую среду. Содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям. Все это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию действовать в соответствии с ними.

Заключение.

Опыт внедрения календарей  показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.

Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи — беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

Нужно отметить, что календарь — это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к оформлению календарей природы ,согласно условным обозначениям , что поможет воспитанникам достигать наивысших результатов в школе

Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении

ЛИТЕРАТУРА:

-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.

-Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.

-Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.

-Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23-27.

-Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6. — С. 54-57.

-Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – С. 28-31

Календарь природы для детского сада: содержание и оформление

Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.

Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

Представление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.

Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят.  Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое. В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.


Календарь природы для детского сада средней и старшей группы

Если с малышами 3 лет воспитатель наблюдает за каждым явлением природы отдельно, то с 4 лет дети способны воспринимать по 2-3 явления одновременно. Например, не только дождливую погоду, но и ветреную погоду при этом, или не просто распускание листьев на деревьях, но и их опадание при порыве ветра. Календарь природы при этом может быть усложнен или дополнен.

Скажем, месяцы с праздничными днями могут быть заполнены соответствующими флажками или картинками: «8 марта», «Новый год», «Пасха» и прочие. Теперь можно не только помечать день недели, в который ребята сегодня пришли в детский сад, но и указывать наступившее число, месяц и год.

Производители календарей стали выпускать и довольно современные их модели, которые содержат магниты и могут выступать в роли доски для смываемых маркеров. Дошколята, уже освоившие буквы и цифры, могут вносить в него свои заметки или изображать увиденное рисунками – или это делает педагог. Получается своеобразный дневник наблюдей, который можно ежедневно обсуждать вместе с воспитанниками. Стили календарей могут быть самыми разными: мультяшные, спортивные, однотонные, забавные, с изображением детей, зверей, растений или красивой природы на фоне.

Делаем календарь природы для детского сада своими руками

Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.

Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.

Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.

Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.

Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.

Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!

Календарь природы в детском саду, в школе и дома

Какую роль играет календарь природы в детском саду, в школе и дома? Ответ на этот вопрос ждет вас в статье. Из нее вы узнаете о назначении и разновидностях этого наглядного пособия-дневника, а также откроете, как много пользы приносят детям разного возраста наблюдения за окружающим миром.

Взрослого человека не удивишь тем, что одно время года сменяет другое или что вода превращается в лед. Для нас эти маленькие чудеса уже давно стали очевидными фактами. Но маленький ребенок воспринимает превращения природы совсем по-другому! Помните, как вы сами в детстве ловили на лету снежинки? А как выбегали под грибной дождь? У малыша пока еще не сформированы устойчивые представления об окружающем мире, поэтому каждый день радует его своей новизной. Тем интереснее будет ему изучать природные закономерности, и тем быстрее он будет впитывать новую информацию. Предоставить ребенку все эти знания – главная задача природного календаря.

Как устроен календарь природы?

Он представляет собой уголок для наблюдений, в котором ежедневно отмечается текущее состояние окружающей среды. Чтобы обновлять информацию, Детский календарь природы имеет множество окошек – каждое для своего вида данных: число, месяц, время года и так далее. А раз есть окошки, значит, есть в наборе и сами данные – карточки с надписями и картинками.

Календарь природы и погоды вовсе не похож на обычный, рассчитанный всего один год. Во-первых, год в нем, как правило, вообще не указан, а значит, пользоваться таким календарем можно неограниченное количество времени. Во-вторых, дата и месяц – это лишь малая часть того, что здесь можно указать: ребенок будет следить также за погодными явлениями, температурой воздуха и пейзажем, который видит за окном.

На самом деле, количество окошек в таком календаре зависит только от фантазии юного натуралиста, особенно если он решил смастерить календарь природы своими руками. Но даже если у вас дома висит уже готовый, купленный в магазине плакат, предложите ребенку дополнить его новыми окошками. Пусть он наклеит их на лист картона или ватман, а фон украсит на свой вкус. Картинки, которые будут в эти окошки вставляться, тоже можно изготовить самостоятельно: это могут быть представители флоры и фауны (например, зимние и летние городские птицы), направление ветра, атмосферное давление, время восхода/захода солнца и многое-многое другое. Изображения можно нарисовать или вырезать из журналов и сделать аппликации. За творческий процесс возьмется с радостью вся семья – от мала до велика!

Оформление календаря природы для детского сада

В детских дошкольных учреждениях оформление такого календаря является мероприятием обязательным, в котором принимают участие и дети, и воспитатели. Одна голова хорошо, а две лучше: у целой группы и рук, и идей больше, а значит, календарь обязательно получится большим, красивым и просто уникальным. Календарь природы в детском саду – это уже не просто плакат, а целый информационный стенд или уголок. Научите детей ухаживать за ним и поддерживать в нем порядок. Возможно, они даже придумают какие-то сезонные поделки, которыми можно украсить календарь: например, осенью можно разместить здесь гербарий, а зимой – самодельные елочные игрушки. Сезонным может быть и содержание календаря: например, от времени года может зависеть цветовая гамма стенда, всевозможные декоративные элементы, а также стихи, пословицы и загадки, которые на нем висят. Попросите детей принести из дома вырезки из старых календарей, связанные со временами года, или свои рисунки, посвященные окружающей природе. Подготовку обновленного календаря можно подать как праздник и подарить малышам еще несколько поводов для радости. Они будут гордиться результатами своей творческой работы и с еще большим интересом примутся изучать удивительный мир вокруг нас.

Как заниматься с календарем природы в начальной школе?

Он уместен и на первой ступени обучения, так как значительно помогает педагогу на уроках природоведения. В своем коллективном календаре ученики смогут отмечать те явления, которые проходят на занятиях. Таким образом, подобный стенд, оформленный в школьном кабинете, помогает ребятам применить только что полученные теоретические знания на практике. Причем сделать это можно сразу же, не выходя за порог школы, а затем поделиться своими выводами с товарищами, что очень ценно для благоприятного общения внутри детского коллектива и для развития мотивации детей к учебе. Отличным дополнением послужит дневник наблюдений за природой. Пусть календарь природы для детей будет общим, а дневник – у каждого свой. Классный руководитель может предложить ребятам вести эти записи в электронной форме, чтобы было удобнее делиться информацией и обсуждать полученные данные.

Развивающие возможности календаря природы

Календарь наблюдений за природой, где бы он ни использовался – в домашних условиях, в группе детского сада или в младших классах школы – является замечательной развивающей игрой. Помимо того, что ребенок получает обширные сведения о природе и мире вокруг нас, он также развивает свой интеллект. Юный знаток природы начинает сам тянуться к знаниям, а значит, у него формируется устойчивый познавательный интерес. Ежедневный сбор данных приучает ребенка к самодисциплине, ответственности, самостоятельности и усидчивости. Все это – залог будущих успехов ребенка в учебе.

Очень важно заметить и то, что постоянное общение с природой делает каждого человека чуточку человечнее. Таким образом, ведение календаря – это средство нравственного развития ребенка и основа его познаний в области экологии. Малыш учится беречь природу, воспринимать ее как один большой живой организм и понимать, что весь мир вокруг – это наш общий дом, в котором предстоит жить еще многим поколениям людей.

Рекомендуем вам познакомить своего ребенка с календарем природы в возрасте 3-5 лет. Начните наблюдения с элементарного: сегодняшняя дата, месяц, время года, осадки. Со временем количество собираемых данных можно увеличить и добавить к ним, например, график температуры или картинки с занятиями людей в разные времена года (уборка урожая, катание на коньках и т.п.). Проводите совместные наблюдения – это прекрасный повод научить ребенка пользоваться термометром и барометром.

Заинтересуйте своего ребенка природой – и он вырастет добрым и любознательным!

Бесплатные ресурсы журнала о природе для детей

перейти к содержанию
  • Дом
  • О компании
    • Познакомьтесь с Кэтлин
    • Библиотека ресурсов
    • Подписаться на информационный бюллетень
    • Контакт
  • План питания
  • Рецепты
  • Естественное благополучие
    • Красота и тело
    • Эфирные масла
    • Природные средства правовой защиты
  • Естественный дом
    • Кухня
    • Дом
  • Ферма и семья
    • Семья
    • Сад
    • Цыплята
    • Усадьба
    • Книги и ресурсы
  • маг.
    • Swag
    • План семейного питания Real Food
    • Кладовая и бакалейные товары
    • Кухонные инструменты и техника
    • Безопасный уход за кожей и чистая красота
    • Натуральные продукты для дома
    • Ферма и сад