Картинки избирательное право: Женское Избирательное Право Фото — Скачать бесплатные изображения

Содержание

Методические рекомендации ко Дню молодого избирателя

В 2007 году Центральной избирательной комиссией России принято решение проводить ежегодно День молодого избирателя в российских регионах каждое третье воскресенье февраля для привлечения интереса молодежи к выборам.

  Мероприятия, приуроченные к этой дате, проводятся в течение всего февраля. Их цель и задачи – ознакомить молодых людей, будущих избирателей, с законодательством Российской Федерации о выборах, порядке проведения избирательной кампании, привлечь внимание к выборам, повысить гражданскую ответственность и сформировать активную жизненную позицию молодых людей. 

 Для  подготовки к мероприятиями, посвященным Дню молодого избирателя, инновационно-методическим отделом ЦГБ им. Н. А. Некрасова подготовлены информационные материалы в помощь.

Выборы — основная форма участия избирателей в политике и государственном управлении. С законодательством о выборах и референдумах можно ознакомиться на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: http://www.

cikrf.ru/law/constitution.html.

Важнейшими законодательными документами, регулирующими выборы, являются:

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: открыть Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»: открыть Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: открыть

Цитаты о выборах

«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»

ст. 3 Конституции Российской Федерации

«Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

ст. 32 Конституции Российской Федерации

«Ни один человек не рождается хорошим гражданином, ни одна страна не рождается демократической. Скорее, и тот, и другой случаи представляют собой процесс развития, длящийся в течении всей жизни. Молодые люди должны быть включены этот процесс с момента рождения». 

Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН (1997—2006 г.г.)

«Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля». 

В. В. Путин «Стать гражданином своей страны»

Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах.

С. В. Юсов

Избирательная кампания — это промежуток между выборами.

Избирательный бюллетень сильнее пули.

Авраам Линкольн

«Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси, что можешь ты сделать для своей страны». 

Дж. Кеннеди.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Кант

Судьба — это не результат случайных обстоятельств, а результат выбора; ее надо не ждать, а создавать.

Уильям Брайан

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор.

Уильям Джеймс

Примеры сценариев  мероприятий, посвященных выборам:

Сценарий деловой игры по повышению правовой культуры молодежи «Правовой калейдоскоп молодого избирателя»: открыть Сценарий Дня молодого избирателя: открыть Сценарии мероприятий по теме «Выборы»: открыть Сценарии по праву и избирательной системе России: открыть Сценарий деловой игры «День молодого избирателя»: открыть

Список примерных вопросов и ответов для проведения викторин по выборам: (1)

1. Как называется политический добровольный союз людей, объединѐнных единством целей, выражения и защиты интересов с помощью политической власти? (Партия).

2. Назовите способ участия и принятия решения. (Голосование).

3. Назовите коллегиальные органы, формируемые в сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. (Избирательные комиссии).

4. Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (Избиратель).

5. Как называется лицо, выбранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? (Депутат).

6. Как называются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной компании? (Агитационные материалы).

7. Кто имеет право принимать участие в избирательной кампании? (Граждане, достигшие возраста 18 лет, если они не признаны судимыми и не содержатся в местах лишения свободы).

8. Как называется лицо, назначенное при проведении выборов вести наблюдение за проведением голосования, подведением его итогов, зарегистрированное кандидатом, избирательным объединением, группой избирателей? (Наблюдатель).

9. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов? (Нет, кроме этого, в течение трѐх дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в СМИ результатов опроса общественного мнения и иных исследований, связанных с выборами).

10. В каком законе определено твоѐ избирательное право? (Конституция РФ).

11. Куда и когда надо идти голосовать? (в день выборов надо идти в ближайшую от Вашего дома участковую избирательную комиссию. Голосовать надо в день выборов, о котором сообщают СМИ или персонально уведомляет избирательная комиссия, с 8.00 до 20.00).

12. Что такое электорат? (Это граждане, которым предоставлено право проголосовать на выборах).

13. Что такое избирательный бюллетень? (Это документ для голосования с фамилиями кандидатов).

14. Что такое агитация? (Это деятельность, осуществляемая в период избирательной компании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Социологическое исследование «Молодежь и выборы» (2)

Для заполнения анкеты обведите номер ответа, который соответствует вашему мнению, или напишите свой ответ.

1. Сколько Вам лет?

2. Ваш пол:

а) Муж. б) Жен.

3. Ваш род занятий:

а) учащийся б) студент в) служащий г) временно неработающий

4. Интересуетесь ли Вы политикой?

а) интересуюсь б) не интересуюсь в) затрудняюсь ответить

5. Что больше всего влияет на вашу политическую позицию?

а) политическая позиция родителей

б) политические взгляды друзей и знакомых

в) взгляды учителей и преподавателей

г) СМИ

д) иное

6. Участвуете ли Вы в проводимых выборах?

а) участвую лично

б) участвуют родственники

в) не принимают участия

7. Во сколько лет гражданин получает право быть избранным депутатом Государственной Думы?

а) в 18 лет б) в 21 год в) в 35 лет

8. Какие партии вы знаете?

9. Какой процент нужно набрать партиям для прохождения в Государственную Думу?

а) 5 процентов;

б) 7 процентов;

в) норма отменена.

11. Намерены ли Вы в будущее принимать участие в голосовании на выборах?

а) да;

б) нет;

в) пока не определился.

12. Ваши источники информации о выборах?

а) газеты и журналы;

б) телевидение;

в) Интернет;

г) прочее.

13. Вы пойдете на выборы потому что:

а) Это возможность выразить свое мнение;

б) Надеюсь на изменение к лучшему;

о необходимости участия в выборах говорят известные люди;

г) не хочу, чтобы моим голосом воспользовались;

д) считаю, что это мой гражданский долг.

Анкета молодого избирателя «Как вы относитесь к выборам»

1. Укажите свой возраст и социальное положение (учащийся, студент, служащий, не работающий и т. д.).

2. Как часто Вы принимаете участие в выборах как избиратель? (всегда, изредка, никогда)

3.

Почему Вы принимаете или не принимаете участие в выборах?

4. Испытываете ли Вы недостаток в информации, чтобы сделать свой выбор? ( «да», «нет», «не знаю»)

5. Что, на Ваш взгляд, нужно для того, чтобы повысить избирательную активность молодежи? (проводить больше встреч с кандидатами, привлекать студентов к избирательным кампаниям, выдвигать молодых кандидатов с интересными программами или др.)

Примерные вопросы для диспутов, анкетирования среди пользователей библиотек(3):

1. Пойдете ли Вы голосовать? Если нет, то почему?

2. Как Вы думаете, почему надо идти голосовать?

3. За кого Вы будете голосовать на предстоящих выборах? Почему?

4. Кто из претендентов лучше, интереснее организовал предвыборную кампанию? Как Вы думаете, с чем это связано?

5. Какая программа кандидатов Вам подходит или наиболее приемлема, по-вашему,  для дальнейшего развития России?

6. Какая из программ кандидатов уделяет внимание проблемам молодежи?

7. Из каких источников Вы узнаете о кандидатах (телевидение, радио, газеты, информационные сообщения в библиотеке, др.)

8. Какой наказ вы хотели бы дать кандидатам?


Тест «Проверь себя»

На вопросы необходимо ответить «да», «нет», «не уверен».

1. Хорошо ли вы знаете руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?

2. Есть ли у вас чѐткая политическая позиция?

3. Сможете ли в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?

4. Можете ли вы спрогнозировать политическую ситуацию?

5. Часто ли просматриваете в газетах статьи,  другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

6. Если по телевизору идёт передача на политическую тему, вы обязательно её смотрите?

7. Вы хорошо представляете себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим?

8. Интересует ли вас юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты)?

9. Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве и законе?

10. Есть ли у вас убеждение в необходимости выполнять все правовые нормы?

11.Испытываете ли вы возмущение, когда узнаёте об очередном грубом правонарушении?

12. Хорошо ли вы себе представляете, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?

13. Знаете ли вы нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного)?

14. Понимаете ли вы необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса?

15. Когда идёт предвыборная компания или подготовка к референдуму, интересуетесь ли вы её развитием?

16. Считаете ли вы, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме?

17. Будите ли вы активно принимать участие в жизни города, района, области?

Порядок подсчёта баллов: «да» – 3 балла, «не уверен» – 2 балла, «нет» – 1 балл.

Если вы набрали:

26-51 балл: вы имеете чёткую политическую позицию

16-26: вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью

Менее 16 баллов: ваши интересы далеки от политики


В помощь молодым избирателям можно издать: 

памятка «Молодому избирателю», «Воспользуйся правом выбора», «Азбука избирателя: основные термины и понятия»

буклет «Выборы в Государственную думу РФ на страницах Интернет-сайтов» с электронными адресами сайта и твиттерами кандидатов, листовки с обращениями к будущему избирателю и политическим кроссвордом, а также издания в серии «Азбука избирателя»

информационное досье «Все о выборах»

библиографические списки и памятки, методико-библиографические пособия, разработанные специалистами библиотеки: «Моя Россия» (для дошкольников и младших школьников), «Узнай о выборах больше!» (для старшеклассников), «Как учить правовой культуре будущих избирателей?» (для руководителей детского чтения), «Тайна выборов, или Для чего надо учиться быть избирателем?»

буклет — памятка «Библиотека в период подготовки к выборам»

рекомендательный список литературы «Путеводитель по избирательному праву»

буклеты, листовки: «Хочешь изменить свою жизнь — голосуй», «Я в мире прав и обязанностей»,  «Твой голос – самый главный!»,  «Выборы – основа демократии», «Идем на выборы впервые»

«Выбирай достойного» — информационный стенд 

«Главное слово — твоё» — листовка

«Законы, которые нас защищают» — информационный стенд 

«Избирателям о кандидатах» — информационный стенд 

«Изучаем избирательное право» — информационный стенд

«Интернет в помощь избирателю» — буклет

«Календарь избирателя» — информационный стенд 

«Кандидаты крупным планом» — тематическая папка

«Кого мы выбираем, когда выбираем власть?» -тематическая папка

«Любознательный избиратель» — тематическая папка

«Мы учимся выбирать» — информационный стенд

«Навстречу выборам» — тематическая папка

«Навстречу своему будущему» — информационный стенд

«Определи судьбу региона» — информационный стенд 

«По лабиринтам права» — тематическая папка 

«Правовой навигатор» — тематическая папка

«Представляем кандидатов» — информационный стенд 

«Сделай правильный выбор» — информационный стенд 

«Сделай свой выбор» — тематическая папка 

«Сделать выбор — твой долг, твоё право» — листовка

«Судьба родного края: наш выбор» — информационный стенд

Формы и названия мероприятий, посвященных выборам

Час информации «Сегодня ты школьник, а завтра ты избиратель» 

Викторина с разделами: «Азбука права», «Как все устроено», «Навстречу выборам», интерактивная викторина «Я гражданин, а это значит…»

Час правовой информации «История избирательного права России», «Краткий словарь избирателя», «Выборные процедуры: история и современность», «Хроника Российской государственности», «Избиратель: права и обязанности» 

Презентация календаря «Молодежь города выбирает» 

Час права «История избирательного права в Краснодарском крае (Краснодаре)».  

Устные обзоры «Адресовано молодому избирателю» 

Систематическая картотека, информационный уголок «Молодому избирателю»

Виртуальная выставка «К правам человека через Интернет. Право выбирать и быть избранным»

Шпаргалка для будущего избирателя

Гражданский форум «Молодежь и выборы»

Молодежный час «Твоя жизнь – твой выбор»

Интеллектуально-правовая игра «Время выбирать» 

Молодежный форум «Нам и дальше вместе жить» (с участием главы города, депутатов)

Медиа-урок «Мультимедийные издания правовой тематики. Выборы»,

Веб-урок «Интернет-ресурсы по выборам – знакомимся, изучаем!»

Актуальный разговор «Выборы сегодня: проблемы и вопросы», «Пойдем на выборы»

Трибуна мнений»«Популярно о выборах», «Нам жить – нам выбирать!»!

Урок-рассуждение «Выборы – осознанный шаг», «Учусь быть гражданином»

Час-спор «Сделать выбор – мой долг и моё право», «Ты не прав, если не знаешь своих прав!»

Турнир знатоков права «Избирательный всеобуч»

Урок-правовой лабиринт «Избирательное право – в действии»

Беседа «Думай! Выбирай! Голосуй!»

Уроки правовой культуры, правовые ролевые игры «Ты имеешь право: Выборы»

Урок гражданственности «Выборы – дело серьёзное!»

Книжные выставки, беседы «Избирательное право в фокусе внимания», «Избирательная система РФ: история и современность», «Живи настоящим – думай о будущем!», «Партий много – выбор один», «Всё о выборах», «Из истории партий»

Информ-обзоры «Новинки избирательного законодательства», «Азбука избирателя» и др.

«Круглый стол» «Идём на выборы впервые», «Выбираем будущее» и др.

Час информации «Россия перед выбором», «Избирком сообщает…», «У тебя есть голос!» и др.

Урок-дискуссия «Легко ли быть избирателем?»

Час вопросов и ответов «Нам выбирать наше будущее»

Час новых технологий «Компьютер в помощь избирателям»

Беседа-диалог «Почему я должен идти на выборы»

Ролевые игры «Первые выборы», «Азбука прав молодого избирателя»

Правовая викторина «Современное российское избирательное право»

Правовая игра «Избирательный дозор»

Конкурс — викторина «Я — избиратель»

Урок-вопрос «Знать права и обязанности»

Поединок знатоков права «Твое избирательное право»

«Выборы в Деревенскую Думу» – представление агитбригады, которое в ролевой, иронично-преувеличенной форме продемонстрировало процесс предвыборной гонки

Ток-шоу для молодежи «Твой голос нужен России» 

Урок-практикум для молодых избирателей «О выборах хочу все знать»

День информации «Наш выбор — наше будущее», «Наша дорога к выборам», «Молодежная политика в современной России», «Инициатива молодых – будущее России»

Правовой ликбез молодого избирателя «Проверим ваши знания по избирательному праву»

Конкурс «Сказка — ложь, да в ней намек, избирателям — урок!»

Электронная презентация «Моя страна — мой выбор»

Час молодого избирателя «Мы — информируем, вы — выбираете»

Беседы «Голосование на дому», «Голосуй, не ленись, на весах твоя жизнь», «Всё о выборах»

Интегрированная лекция об избирательном праве, включающая тестирование и урок политической психологии «Твой голос — решающий»

Турнир знатоков права «Не упусти свой шанс»  

Специализированный тренинг лидерских качеств «Голосуй за меня» 

Правовой практикум «. .. Но Гражданином быть обязан!»

Деловая игра  «Предвыборные дискуссии», «Молодые избиратели ХХI века» 

Ситуационная игра «Я голосую впервые»

Вечер вопросов и ответов «Сделать свой выбор — мой долг и мое право» Круглый стол «Законы, которые нас защищают», «Мы – избиратели 21 века» 

Дискуссия «Молодежь. Политика. Право» 

Час избирателя «Выбираем будущее нашего города» 

Диспуты «Государство для народа или народ для государства», «Что мы выиграем и что потеряем, если не пойдем на выборы?», «Что такое «граждански ответственная личность»?»

Библиотечный урок «Mы — молодые, нам выбирать»

Правовой урок «Что тебе известно, молодой избиратель, о выборах?»

Сценарий театрализованного представления «Выбор» 

Лекция-беседа «Из истории выборов» 

Урок-дискуссия «Легко ли быть молодым избирателем?» 

Урок правовых знаний «Правовая культура избирателей»,  «Современная избирательная система»,  «О тех, кто хочет быть выбранным», «Ты выбираешь свой завтрашний день», «Воспользуйся своим правом»

Викторина для впервые голосующих «Готов ли ты к выборам» 

День информации «Выборы: опыт подготовки и проведения»,  «На пороге выборов»

Тренинг политического общения «Парламентские дебаты»

Театрализованное дефиле «Я — молодой избиратель России»

Избирательный практикум «Сделай правильный выбор – голосуй!»

Названия для выставок

«Избирательная кампания шаг за шагом» 

«Сделать выбор – наш долг и наше право»

«Большая страна выбирает»

«Живи настоящим — думай о будущем»

«История президентства в России»

«Голосуем за будущее России»

«Выборы: история и современность»

«Для вас, избиратели»

«Твой выбор, Россия»

«Вокруг права»

«Я — гражданин, я — избиратель»

«Мир права»

«Выборы: завтра начинается сегодня»

«Думай! Действуй! Выбирай!»

«Наш выбор — наша судьба!»

«Выбираем достойного Президента»

«Кто, если не мы»

«Представляем кандидатов»

  

«Выбор будущего»

«Имею право знать избирательное право»

«Государственный Флаг – символ России»

«Символы нашей Родины»

«Мой Российский флаг»

«Будущему избирателю»

«Юным гражданам о выборах»

«Ты гражданин, а это значит…» — можно дополнить детскими творческими работами – рисунками, плакатами, сочинениями по избирательному праву и процессу

«Законы, которые нас защищают»

«Выборы: история и современность»  

«Читаем, думаем, выбираем» 

 «Знакомьтесь, ваши кандидаты» 

«Вам, молодые избиратели!»

«Выборы? Хочу всё знать»

«Выборы — шанс каждого повлиять на будущее страны»

Тематические полки «Правовая неотложка», «Ты и твои права»

«Будущее России — за вами»

«Вокруг права»

«Выбираем достойного Президента»

 «Выборы: завтра начинается сегодня»

«Выборы: история и современность»

«Голосуем за будущее России» 

«Для вас, избиратели»

«Думай! Действуй! Выбирай!» 

«Живи настоящим — думай о будущем»

«Интернет-ресурсы для молодёжи по избирательному праву» 

«Информационные правовые ресурсы в сети Интернет»

«История президентства в России»

«Мир права»

«Наш выбор — наша судьба!» 

Список ссылок: 

Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации http://www. cikrf.ru

Сайт Избирательной комиссии Краснодарского края http://www.ikkk.ru

Сайт российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России http://www.rcoit.ru/

Список использованных источников и материалов в помощь организации массовых мероприятий по выборам: 

1. Правовая грамотность избирателей: метод. рек. для муницип. б-к / сост.: Н.Г. Бормотова, Т.М. Сопова, С.В. Никишина; отв. за вып. Т.В. Тихоненкова; ГУК «ТОУНБ», Публичный центр правовой информации. – Тула: ГУК «ТОУНБ», 2016

2. Право быть гражданином : итоги конкурса «Библиотеки Липецкой области и правовое просвещение избирателей» / ЛОУНБ; науч.-метод. отдел; сост. Л.В. Селиванова; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова. – Липецк, 2012. – 80 с.

5. Страна выбирает будущее : Навстречу выборам Президента Российской Федерации : информационно-справочный бюллетень / Краснодар. краев. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина ; научно-методический отдел ; публичный центр правовой информации [сост. Божкова Е.Л., Позин А.З.]. – Краснодар, 2012. – 36 с.  открыть 6. Завтрашний день выбираем сами : Опыт работы муниципальных библиотек Сахалинской области по правовому просвещению населения / СахОУНБ ; сост. В. В. Мельникова, ред.: Т. А. Козюра, Е. С. Хоменко. – Южно-Сахалинск, 2011. – 57с. открыть 7. Игры для неравнодушных: молодежь Каневского района в калейдоскопе избирательного права: методическое пособие  для организаторов правового просвещения молодежи открыть 8. Пора выбирать: методико-библиографический материал / О. А. Носкова, Т. И. Карпова. – Великий Новгород: Библионика, 2010. – 30 с. открыть 9. Методическая копилка: сборник сценариев массовых мероприятий / сост. Л.Н. Зайцева; ред. Л.А. Молчанова; БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», Инновационно-методический отдел. – Вологда: ВОЮБ, 2014. – 334 с. открыть 10. Библиотеки и выборы: из опыта работы библиотек Кемеровской области по повышению правовой культуры молодых избирателей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://libkem.su/images/prof/vibor2016_1.pdf 11. Правовая грамотность избирателей: метод. рек. для муницип. б-к / сост.: Н.Г. Бормотова, Т.М. Сопова, С.В. Никишина; отв. за вып. Т.В. Тихоненкова; ГУК «ТОУНБ», Публичный центр правовой информации. – Тула: ГУК ТОУНБ», 2016.с. открыть 12. Право быть гражданином : итоги конкурса «Библиотеки Липецкой области и правовое просвещение избирателей» / ЛОУНБ; науч.-метод. отдел; сост. Л.В. Селиванова; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова. – Липецк, 2012. – 80 с. открыть 13. Звягинцева, Л. Б. Библиотека как один из инструментов формирования правовой культуры граждан: методические рекомендации [Электронный ресурс]: сайт // КОНБ им. Н. И. Асеева. – Режим доступа: http://kurskonb.ru/our-booke/vibor/vibor1/dok/2.html

квест — игра ПроВыборы — обществознание, мероприятия

Улитина Елена Владимировна, учитель истории

Сошнева Галина Николаевна, учитель истории и  обществознания

МБОУ «Средняя школа № 3»,  г. Няндома, Архангельская область

 

 

Квест-игра «ПроВыборы»

 

Методическое обоснование мероприятия

Важнейшим условием развития современного демократического правового государства является политическая и гражданская социализация подрастающего поколения. Существенную роль в решении этой задачи играет школа. Именно в процессе образования обучающиеся  должны не только получить необходимые знания, но и научиться пользоваться ими в реальной жизни, сформировать активную гражданскую позицию.

Старшеклассники – это та категория обучающихся, которые стоят на пороге взрослой жизни. Особый интерес у них вызывают вопросы избирательного права. Поэтому актуально формирование знаний по избирательным процедурам, умению проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, умению защитить свои избирательные права. Всё это необходимо будущим участникам демократических выборов.

 

Актуальность темы

Избирательное право – это право граждан избирать или быть избранными в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Оно лежит в основе демократического  режима, но осуществление демократии  напрямую зависит от неравнодушия граждан, от их осознанной потребности участия в выборах различного уровня, которые и формируют органы власти.  Именно поэтому избирательное право – одно из самых важных и пренебрегать им не следует. Ведь, грамотно пользуясь данным правом, можно изменить к лучшему и ситуацию в стране, и собственную жизнь.

Формирование ключевых компетенций:

  1.      Социальных компетенций:

 — умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

— приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в гражданской и общественной деятельности;

— соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

— приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение ожидаемого результата;

— умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;

— приобретение навыков осуществления адекватной самооценки.

  1.      Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
  2.      Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
  3.      Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
  4.      Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).

Цель: содействие успешной политической социализации выпускников.

Задачи: воспитание гражданственности и активной жизненной позиции; актуализация обществоведческих знаний, необходимых для успешного политического участия в будущем; развитие коммуникативных умений обучающихся.

Применяемые методические приемы:

Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение.

Командное участие позволяет создать атмосферу «включенности» каждого в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждает учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению их субъективного опыта, способствует развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач.

Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут проверить свои знания в области теории и практики избирательного права.

  •         познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
  •         понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
  •         расширить знания о том, как осуществляется избирательная кампания;
  •         проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс  РФ».

Основные понятия: Конституция, избирательное право, избирательный процесс, выборы, пассивное и активное избирательное право, избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Оборудование и материалы, применяемые на мероприятии:

Компьютер, мультимедийный проектор, выставка юридической литературы по избирательному праву, плакаты «Няндомский район», «Порядок голосования», «Ответственность за нарушение норм избирательного права», задания, грамоты, приз для награждения.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

Подготовка квест – игры началась за месяц до ее начала. Директор школы, Татьяна Ивановна Тарасенко, контролировала, как идет подготовка к районному мероприятию по избирательному праву и оказывала организационную помощь. Продумывались названия станций, задания для участников игры, оформление зала, кабинетов, награждение и памятные подарки для победителей.

Учителя обществознания готовили команды старшеклассников к игре. В кабинете обществознания был выставлен «Сундучок вопросов», в который учащиеся могли опускать листочки с вопросами по избирательному праву и в конце недели получали «ответы» — консультативную помощь от учителя – предметника.

За неделю до игры в школе состоялся брифинг с председателем районной ТИК Евстроповой Натальей Николаевной. Обучающиеся 10 и 11 классов имели возможность задать вопросы, касающиеся реализации гражданином своего избирательного права, деятельности избирательной комиссии, процедуры подсчёта голосов, подведения итогов. На все вопросы обучающиеся получили развёрнутые и подробные ответы.

 

 

Модераторами на этапах квест – игры были члены районной избирательной комиссии и учителя школы.

 

Учителя истории и старшеклассники подготовили к квест – игре актовый зал и кабинеты. Ведущие  встречали гостей, сопровождали команды в актовый зал, а затем по станциям. А. П. Карельский, структурным подразделением «Ресурсный центр»кабинетом, осуществлял фото- и видео съемки всего мероприятия. Учителя школ района готовили команды старшеклассников к игре по избирательному праву, особенно акцентировали внимание на предстоящих выборах президента РФ. Подготовка включала  знакомство с вопросами избирательного законодательства, повторение терминологии, касающейся избирательного права.

 

ХОД ИГРЫ

02 декабря 2017 года в 10 часов утра в актовом зале школы №3 прозвучали слова приветствия участников городской квест — игры «ПроВыборы». С приветственным словом перед собравшимися выступили Наталья Николаевна Евстропова, председатель Избиркома Няндомского района, и глава района Вадим Георгиевич Струменский. На мероприятии присутствовали почетные гости: Ольга Николаевна Похватная, заместитель главы администрации по социальным вопросам; Наталия Михайловна Синах, председатель Собрания депутатов; Яблунина Ольга Валентиновна, заведующая отделом образовательных организаций; Татьяна Степановна Килякова, заведующая отделом социальной и молодежной политики МО «Няндомский муниципальный район».

 

   

 

Учащиеся 5 а класса  исполнили песню «Россия», а ученик 7в класса Бутин Владислав прочел стихотворение «Моя Россия». Затем ведущие представили команды и вручили капитанам маршрутные листы. В игре приняли участие старшеклассники школ района и студенты НЖК.

 

 

Каждой команде необходимо было пройти восемь этапов: «Абракадабра», «Юридическая консультация», «Хочу все знать», «В мире мудрых мыслей», «Проверь себя», «Пойми меня» «Кто есть кто?», «Агитка», « Подсчет голосов». Ребятам надо было ответить на вопросы по избирательному праву; дать определение терминам; определить, о каком государственном и политическом деятеле идет речь; прочесть анаграммы; подсчитать голоса избирателей и определить, где в подписных листах ошибки.

1 этап «Абракадабра». Командам предлагается составить из набора букв слово и дать ему определение (1 б за названный термин и 2 б за его объяснение).

1. лнеетюльб

1. бюллетеньдокумент конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя (выборщика).

2. токаертэл

2. электораткруг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

3. туцкятисони

3. конституцияосновной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

4. нредефемур

4. референдумформа непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

5. течмипимн

5. импичментпроцедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности.

6. акитилоп

6. политикапонятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

7. лорпокот

7. протоколэто документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

8. датенюлабли

8. наблюдателиэто представители заинтересованных в проведении выборов сторон, которые следят за соблюдением избирательных процедур.

9. яцитагаи

9. агитацияустная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям

10. робывы

10. выборыдемократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации)

11. ралзебитьи

11. избирательгражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа

12. тупадет

12. депутатлицо, выбранное группой граждан в органы власти

13. знитрепде

13. президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления

14. даннгажри

14. гражданинлицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

15. вонилегосоа

15. голосование — действие гражданина-избирателя, которым он отдает свой голос предпочтенному им кандидату в депутаты

16. пратпсо

16. паспортгосударственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца

17. ицекядрала

17. декларациярекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы.

18. сдовсартоуг

18. государствоорганизация политической власти; страна.

19. рьамло

19. моральсложившиеся в обществе правила поведения и традиции.

20. авроп

20. правообязательные для исполнения правила поведения , установленные и гарантируемые законом.

 

2 этап «Юридическая консультация».  Командам предлагается решить проблемную ситуацию, определить, правильно ли было принято решение и аргументировать свой ответ (до 3 баллов за ответ).

1. Являясь приверженцем националистических взглядов и пользуясь правом на свободу слова, гражданин Н.  решил собрать своих единомышленников через социальную сеть «В Контакте». На своей странице он разместил призыв, требовать особой значимости голосов русских по национальности граждан на предстоящих выборах, объясняя, что русские – титульная нация в РФ. За данные действия гражданин Н. был привлечён к ответственности.

Ответ: Да. Ситуация реальна. РФ – многонациональное государство, а избирательное право осуществляется на принципе равенства. А пропаганда расизма и национализма в РФ запрещена.

2. В городе Х завтра состоятся выборы в Государственную Думу РФ. Бдительный гражданин, заметив, что торговая точка продаёт свежий номер газеты, рассказывающий об открытии нового перинатального центра, построенного по инициативе влиятельной политической партии, сообщил об этом нарушении в правоохранительные органы как о нарушении избирательного законодательства. На это ему ответили, что никакого нарушения нет. Избиратели должны это знать.

Ответ: Нет. День перед выборами – «день тишины», когда политическая пропаганда запрещена. Подобные действия являются пропагандой данной влиятельной политической партии.

3. Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Избирательная комиссия решила  исключить такие подписи из подписных листов. Она поступила правильно?

Ответ: Да, потому что право подписей в подписных листах принадлежит дееспособным гражданам Российской Федерации, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста.

4. Перед предстоящими выборами в Государственную Думу Директор вагоностроительного завода настоятельно призвал ветеранов завода проголосовать на предстоящих выборах за Поспелова Николая, и в честь этого события презентовал кондитерский набор, чтобы сделать выборы праздничным днём, как в советское время. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации? 

Ответ: Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей.

5. Студент местного техникума, понимающий, что и от него зависит результат выборов президента РФ, решил по рекомендации знакомого проверить наличие своей фамилии в списке потенциальных избирателей, но себя в списке  не обнаружил. Присутствовавший на участке представитель комиссии объяснил: «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, — Ведь тебе будет 18 лет только в день выборов, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Верно? 

Ответ: Нет не верно, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет).

 

3 этап «Проверь себя» (1 балл за каждое задание). На данном этапе участники команд должны были ответить на ряд вопросов, касающихся политики.

1. Имущественный ценз … (продолжите предложение)
1) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;
2) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;
3) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста;
4) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера.

 

2. Сущность лоббизма – это… 

  1. централизованная система власти
  2. процесс влияния групп интересов на органы власти 

3) способ формирования элиты;

4) тип легитимной власти.

 

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «государство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. суверенитет,    2) политика,   3) политический режим,)    4) общество,

5) законотворчество,    6) цивилизация,     7) правовые нормы.

 

4. Верны ли следующие суждения об избирательной системе РФ?

А. В России регулярно проводятся демократические выборы.

Б. В России выборы Президента РФ происходят по пропорциональной системе, а выборы депутатов Государственной Думы РФ — по мажоритарной.


  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

 

5. В из­би­ра­тель­ном округе вы­став­ле­ны два спис­ка кандидатов — от пар­тии С. и от пар­тии Н. Уча­стие в го­ло­со­ва­нии приняли 180 тысяч из­би­ра­те­лей. Ман­да­ты между пар­ти­я­ми распределились в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством отданных за нее голосов. По какой из­би­ра­тель­ной системе про­хо­ди­ли выборы в дан­ном избирательном округе?


  1. мажоритарной
  2. пропорциональной
  3. смешанной
  4. одномандатной

 

6. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:

1)  мажоритарной

2)  пропорциональной

3)  прямого делегирования


4)  многопартийной

 

7. По форме правления Российская Федерация является

1) демократическим государством

2) федеративным государством

3) монархическим государством

4) республиканским государством

 

8. Какое из перечисленных утверждений характеризует политическое положение граждан в условиях тоталитаризма?

1) обязаны платить налоги;

2) могут участвовать в работе любой из политических партий;

3) должны придерживаться обязательной для всех идеологии;

4)имеют право открыто выражать свой протест против действий правительства.

 

9. По признаку территориально-государственного устройства Россия является

1) унитарным государством

2) федеративным государством

3) правовым государством

4) республиканским государством

 

10. Какая форма государства определяет, кому принадлежит верховная власть, порядок формирования, структуру, компетенцию высших органов государственной власти и их взаимоотношения с народом и друг с другом?

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Форма политического режима

4. Форма политического союза

 

4 этап: «Хочу все знать». Ведущий задает вопросы. За три минуты команда должна как можно больше дать ответов. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

1. Кто, согласно Конституции Российской Федерации, является единственным источником власти в стране?

Многонациональный народ.  Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Конституция РФ, 1993г., ст. 3.

2. В каком году впервые был учрежден пост президента в нашей стране?

В марте 1990 г. был введен пост президента СССР.

3. Кто был избран первым президентом СССР?

Михаил Сергеевич Горбачев

4. Назовите первого президента РФ.

Борис Николаевич Ельцин

5. В марте 1990 г. проходил третий (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР. Его важнейшим решением стала отмена 6-й статьи Конституции, что заложило основу для формирования многопартийной политической системы. О чем говорилось в данной статье?

В 6-ой статье закреплялась монополия  КПСС на власть.

6. Перечислите крупные политические партии РФ.

Единая Россия, Справедливая Россия , КПРФ, ЛДПР и другие.

7. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации?

С 35 лет

8. Назовите ценз оседлости, который дает возможность быть избранным Президентом Российской Федерации?

Постоянно проживать на территории РФ не менее 10 лет

9. Какая избирательная комиссия является организующей на выборах Президента РФ?

ЦИК РФ

10. По какой избирательной системе проводятся выборы Президента РФ?

Мажоритарная система с двумя турами голосования

11. Как называется совокупность голосующих на выборах граждан?

Электорат

12. Какой орган уполномочен назначать выборы Президента РФ?

Совет Федерации

13. Могут ли привлекаться к предвыборной агитации на выборах Президента РФ лица, не

достигшие возраста 18 лет?

Да, при условии, что лица достигнут возраста 18 лет ко дню голосования на соответствующих выборах

14. В какой период разрешается проводить предвыборную агитацию на выборах Президента РФ?

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума и заканчивается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

15. За чей счет идет финансирование расходов кандидатов на должность Президента РФ на

проведение предвыборной агитации?

За счет средств федерального бюджета

16. На какой день может быть назначено голосование?

Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на  предыдущих общих выборах Президента РФ

17. На какой срок избирается Президент РФ?

Сроком на 6 лет, два срока

18. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
50%

19. В каком случае назначаются досрочные выборы?

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока.

20. Назовите Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики

Президентский совет

21. Как называется ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики?

Послание Президента

22. С какого момента Президент вступает в должность?
с момента принятия присяги

23. Как называется отстранение от должности президента

Импичмент

24. К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?

не входит в систему власти.

25. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т. д.?

Чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.

 

5 этап: «Кто есть кто?».

 

Командам раздаются листы и конверт с карточками, с помощью которых правильно заполняются пропуски на листах. (за каждый правильный ответ 1 балл)

 

 

I. Президенты нашего государства:

 

 

Должность

 

Должность

 

 

Должность

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

 

 

II. Лидеры политических партий

 

Должность

 

 

Должность

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

 

 

 

III. Главы органов власти

 

 

 

Должность

 

 

Должность

 

 

Должность

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

IV. Председатели Избирательных комиссий

 

 

Должность

 

 

Должность

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

ФИО

 

 

ФИО

 

Ответ:

«Кто есть кто?»

I. Президенты нашего государства:

 

 

Президент РФ

2000 – 2008 гг.

Президент СССР

1989-1991 гг.

 

Президент РФ

1991 – 1999 гг.

 

 

Путин

Владимир Владимирович

 

Ельцин

Борис Николаевич

Горбачев

Михаил Сергеевич

 



II. Лидеры политических партий

 

Лидер  КПРФ

 

Лидер  ЛДПР

Лидер Справедливой России

Зюганов

Геннадий Андреевич

Жириновский

Владимир Вольфович

Миронов

Сергей Михайлович

 

 

III. Главы органов власти

 

 

Губернатор Архангельской области

Глава администрации МО «Няндомский муниципальный район»

Председатель муниципального совета – руководитель Няндомского муниципального образования

 

Орлов

Игорь Анатольевич

 

 

Струменский

Вадим Георгиевич

 

Коновалов

Виктор Александрович

 

IV. Председатели Избирательных комиссий

 

 

Председатель

Избиркома РФ

 

 

Председатель Избиркома Архангельской области

 

Председатель Избиркома Няндомского района

 

Памфилова

Элла Александровна

Контиевский
Андрей Васильевич

Евстропова Наталья Николаевна

 

 

 

 

6 этап «Пойми меня».

Представитель команды путём случайного выбора получал несколько карточек с понятиями по избирательному праву, после чего он должен не называя понятия на карточке объяснить его, а команда определить о каком понятии идет речь. Время ограничено 5 минут. (за каждый отгаданный термин 1 балл)

 

Термины: право, свобода выбора, Конституция, выборы, президент, депутат, электорат, урна для голосования, референдум, политика, народ, демократия, агитация, наблюдатели, избирательный округ, пропорциональная системы выборов, мажоритарная система выборов, Государственная Дума, Федеральное Собрание, флаг, гимн, Отечество, Россия, гласность, регистрация, голосование, патриот, активное избирательное право, пассивное избирательное право.

 

7 этап «Агитка» Командам предлагалось создать агитационный предвыборный текст, используя предложенный набор слов, и продекламировать его. (по 1 баллу за каждое использованное слово, до 3х баллов за логичность и артистизм)

Родина, гражданин, патриот, депутат, кандидат, выборы, избирательный участок, активное избирательное право, политика, патриот, парламент.

Лучшая «Агитка» игры:

Наша Родина – Россия!

Здесь политика живёт.

Патриоты выбирают,

Депутатов избирают.

Выборы не каждый год,

Гражданин их долго ждёт.

Избирательный участок –

Нас не видит тут никто

 

8 этап «В мире мудрых мыслей». Командам предлагалось заполнить пропуски в высказываниях китайского философа Лао-Цзы (каждый правильный ответ 1 балл)

  • «Там, где великие мудрецы имеют власть, народ …(А)…;
  • «Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ …(Б)…;
  • «Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ …В)…,а там, где еще меньшие, народ …(Г)
    1. презирает их
    2. не замечает их существования
    3. привязан к ним и хвалит их
    4. боится их

 

Ответ: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.»

А-2    Б-3    В-4   Г-1

 

После чего командам предлагается объяснить смысл высказываний (до 5 баллов  за объяснение).

  • « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
  • «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало»      (У. Черчилль).
  • «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. (Б. Шоу).
  • «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн)
  • «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

 

9 этап «Подсчет голосов». На данном этапе участники команд вели подсчет голосов из избирательной урны, выявляли ошибки в заполнении бюллетеней.

           

В конце квест – игры, пока шел подсчет итогов соревнований, в актовом зале состоялась беседа старшеклассников и студентов НЖК со Струменским В.Г. «Задай вопрос главе».

 

 

После чего были подведены итоги мероприятия, и состоялось награждение призеров победителей квест-игры.

 

 

Источники:

Обществознание. 10 класс: профильный уровень/  Л.Н.Боголюбов., Л. Ю. Лазебникова, М.: Просвещение,  2011г.;

Обществознание. 11 класс: профильный уровень/  Л.Н.Боголюбов., Л. Ю. Лазебникова, М.: Просвещение,  2011г.

Обществознание. Справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А. АСТ, М, 2016.

Обществознание. 11 класс: профильный уровень/ Л.Н.Боголюбов., Л. Ю. Лазебникова, М.: Просвещение, 2011г. Темы эссе по обществознанию.

Буклет «Памятка молодому избирателю»

Твои избирательные права:

  • Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать.

  • Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы всех уровней.

  • Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания.

  • Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны. 

Порядок голосования:

  • Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. Голосование за других избирателей не допускается.

  • Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц.

  • Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор. 

  • Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый.

Терминологический словарь

   Бюллетень – избирательный документ для тайного голосования, напечатанный по установленной форме и содержащий фамилии, имена и отчества кандидатов или наименование партий, участвующих в выборах.

   Выборы – способ формирования путем голосования органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими и частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, основными или дополнительными. 

   Государственная Дума – нижняя палата парламента – представляет все население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

   Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

   Закон – правило, обязательное для всех. Принимается государством, которое контролирует его выполнение.

   Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом. 

   Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены федеральным или законом субъекта РФ, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

   Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

   Конституция РФ – основной закон РФ, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

   Муниципальный избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального образования, в котором избиратели голосуют за муниципальные списки кандидатов. 

   Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов.

   Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

   Открепительное удостоверение – избирательный документ, дающий право избирателю, который в день голосования не имеет возможности прибыть в помещение избирательного участка, где он включен в список избирателей, принять участие в голосовании на другом избирательном участке.

   Парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ.

      Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляется посредством голосования граждан РФ, обладающих правом участия в референдуме.

   Центральная избирательная комиссия – главный избирательный орган страны. 

Памятка молодому избирателю

МКОУ Таганаевская СОШ

имени Героя Советского Союза А.В.Сарыгина.

2019г.

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 419-420

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. Е. Чиркин

ПАССИ́ВНОЕ ИЗБИРА́ТЕЛЬНОЕ ПРА́ВО, субъ­ек­тив­ное пра­во ли­ца быть из­бран­ным в со­став пар­ла­мен­та, ме­ст­но­го пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на (субъ­ек­та фе­де­ра­ции, ав­то­ном­но­го тер­ри­то­ри­аль­но-пуб­лич­но­го об­ра­зо­ва­ния, му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния) и на вы­бор­ную гос. долж­ность (пре­зи­ден­та рес­пуб­ли­ки, гу­бер­на­то­ра субъ­ек­та фе­де­ра­ции, мэ­ра му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния).

Ос­но­вы П. и. п. ре­гу­ли­ру­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми го­су­дарств, а бо­лее де­таль­но – за­ко­на­ми о вы­бо­рах пре­зи­ден­та рес­пуб­ли­ки, пар­ла­мен­та и др. В ка­ж­дой стра­не есть свои осо­бен­но­сти, од­на­ко в за­ко­но­да­тель­ст­ве разл. стран есть и об­щие по­ло­же­ния, от­но­ся­щие­ся к П. и. п. Так, как пра­ви­ло, из­бран­ны­ми мо­гут быть лишь гра­ж­да­не дан­но­го го­су­дар­ст­ва, не яв­ляю­щие­ся ду­шев­но­боль­ны­ми, дос­тиг­шие оп­ре­де­лён­но­го воз­рас­та (см. Из­би­ра­тель­ные цен­зы). Для пас­сив­но­го из­би­рат. пра­ва та­кой воз­раст все­гда вы­ше, чем для пра­ва го­ло­со­вать (ак­тив­но­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва). Напр., в Рос­сии го­ло­со­вать на вы­бо­рах пар­ла­мен­та мож­но с 18 лет, а быть из­бран­ным в пар­ла­мент – с 21 го­да, в США на вы­бо­рах пре­зи­ден­та го­ло­су­ют с 18 лет, а кан­ди­да­том в пре­зи­ден­ты мож­но стать лишь по дос­ти­же­нии 35-лет­не­го воз­рас­та. Для то­го что­бы быть из­бран­ным в верх­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та, не­об­хо­дим бо­лее вы­со­кий воз­раст, чем при из­бра­нии в ниж­нюю (напр., в Япо­нии в ниж­нюю па­ла­ту из­би­ра­ют­ся с 25 лет, а в верх­нюю – с 30 лет). В не­ко­то­рых стра­нах из­би­рат. прав (пас­сив­но­го пра­ва) не име­ют жен­щи­ны (Са­уд. Ара­вия), во­ен­но­слу­жа­щие (напр., сол­да­ты в Бол­га­рии, Тур­ции). В ря­де стран су­щест­ву­ют ог­ра­ни­че­ния, ини­циа­тив­но вве­дён­ные ре­лиг. ор­га­ни­за­ция­ми для свя­щен­но­слу­жи­те­лей (напр., РПЦ для го­су­дарств на её ка­но­ни­чес­кой тер­ри­то­рии). В му­сульм. стра­нах (Ира­не и не­ко­то­рых др.) для П. и. п. су­ще­ст­ву­ет ре­лиг. ценз – из­бран­ны­ми мо­гут быть толь­ко му­суль­ма­не. В не­ко­то­рых шта­тах США для П. и. п. су­ще­ст­ву­ют т. н. мо­раль­ные цен­зы: тре­бу­ет­ся, что­бы ли­цо име­ло «хо­ро­ший ха­рак­тер», «долж­ное по­ве­де­ние».

Ли­ше­ние из­би­рат. прав (ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рат. пра­ва) мо­жет быть осу­ще­ст­в­ле­но су­дом на вре­мя (обыч­но до 5 лет) за ряд пре­сту­п­ле­ний (зло­ст­ное бан­крот­ст­во, кле­ве­ту, рас­тра­ту, за «не­че­ст­ную прак­ти­ку» на вы­бо­рах, сис­те­ма­тич. не­яв­ку на вы­бо­ры в тех стра­нах, где го­ло­со­ва­ние яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным).

Выборы 2020 в Украине — кандидаты, образец бюллетеня и результаты ЦИК