Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там…
Ель растет перед дворцом,А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Это написано за 80 лет до создания ФРС и за 30 до *Капитала* Маркса.
Гений он гений во всем.
Но это еще не все.
В конце 16го века, задолго до одного из основоположников экономической теории Адама Смита некто Антонио Серра (не путать с Вильямом нашим Шекспиром) писал: если хочешь узнать, какой из двух городов богаче, посмотри, каким количеством ремесел владеют его жители. Чем больше ремесел, тем богаче город. Говоря современным языком, чем глубже уровень разделения труда и соответственно шире рынки, на которые город имеет возможность поставлять свою продукцию.
Это уже по поводу качества образования в Царскосельском лицее. Понятно, что экономическая теория в глубоко феодальной России на рубеже 18го и 19го веков представляла собой предмет далеко не самой первой необходимости (если вообще была допущена к широкому изучению и обсуждению), но, как мы видим, в лицее преподавалась. Потому что, понятно, что любой прохожий сразу же спросит автора: ну хорошо, месяц без еды, воды и воздуха в законопаченной бочке, человек растет без воды и пищи не по дням, а по часам, превращается в шмеля и комара, город возникает из ниоткуда, птица превращается в человека.
Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
Бабариха права, это все просто на каждом шагу. Но вот чем живет город, окруженный со всех сторон водой? Без своих полей, пастбищ и с очень небольшим портом, к которому едва пристанет один торговый корабль раз в несколько месяцев? Где его рынки и ресурсы? Загадка. И самое главное, с какой целью корабль к нему пристает, разве обитатели такой Богом забытой скалы в море могут быть хоть в какой-то степени кредитоспособны? На такую явную нестыковку тут же обратит внимание любой даже самый поверхностный читатель. Но Сергеич не так прост, как кажется.
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.
…
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Живет город в море оказывается прямой эмиссией.
Но и это еще не все. Нужно понимать, что *Сказка о царе Салтане* была написана не ребенком, как это может показаться на первый взгляд, а уже полностью сложившимся автором в год окончания *Евгения Онегина*, на создание которого у Пушкина ушло более 7ми лет.
Слуги белку стерегут..
Заметьте, не берегут, а стерегут. Пустячок.
Если кто-нибудь скажет, что разницы никакой, написал так, а мог и по-другому, значит он очень плохо думает за Сергеича. Именно белку слуги стерегут, а стрелку соответственно берегут. Белку стерегут — стрелку берегут, смотрите не перепутайте. Причем заметьте опять же, что стережет белку не общевойсковая стража — она наоборот отдает эмиссионному центру честь — а специально выделенные для такой надобности некие слуги.
Что хотел сказать нам этой строкой автор? Для чего стеречь эмиссионный центр, какую опасность он может представлять для государства?
Очень простую. Во-первых, бесконтрольная эмиссия станет угрожать самому его существованию, а во-вторых, никому неподконтрольный эмиссионный центр рано или поздно однозначно захватит власть в стране (просто купит ее), подомнет государство под себя и начнет диктовать ему свои интересы, которые государство вынуждено будет от своего лица просто обслуживать (Служат ей прислугой разной).
Что и произошло сегодня в Америке. И что, видимо, осознал наконец Кеннеди, когда решил провести аудит ФРС и подчинить его минфину. Хотя и, увы, слишком поздно.
Но и это не все.
Все мы еще с детских лет знаем начало самой первой строфы *Евгения Онегина*. Мой дядя самых честных правил… И так же с детства с уроков литературы нам известно, что слово *правил* в данном случае выступает именно в качестве существительного; другими словами дядя главного героя <придерживался> честных правил. А почему не в виде глагола, например? Несовершенного вида, ед.ч., пр.вр.?
Ведь в другом своем не менее читаемом стихотворении *Пророк* Пушкин пишет *Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей*. Глаголом! Поэт же не призывает в своем произведении *существительным жечь сердца людей*. Именно глаголом, не понимаю, как можно не заметить настолько явное указание.
Ну то, что с главным героем *Евгения Онегина* автор ассоциирует себя сам, тоже хорошо известно со школы, не буду сейчас в это углубляться, хотя бы кофием по утрам, прогулками по бульвару в модном по тем временам боливаре, рукой в перстнях и фузейным брегетом. И кто же тогда получается тот таинственный дядя Пушкина, который *самых честных правил*?
Это просто. Кто был личным цензором поэта, собственноручно вычеркившим из пушкинских рукописей целые строфы и абзацы? А так же из рукописей других *самых честных* авторов, поэтов и писателей той поры, Гоголя, Лермонтова, например? Правильно, император Николай 1й. То есть получается, что именно Николай 1й и был дядей Пушкина. Уж не знаю, по какой линии, Павловско-Екатерининской (что скорее) или Вюртембергской (что вряд ли), это дело историков.
Абсурд, — скажите вы.
Хорошо. Скажу я. А кто же тогда по смерти Пушкина заплатил все его долги? Правильно, опять Николай 1й, что тоже широко известно. И с чего бы такая щедрость, деньги-то там были не маленькие? А кто иной как не родственники наследуют все активы и долги умершего? Если принять во внимание данное обстоятельство, пазл складывается. И не стоит забывать того очевидного факта, что сам Пушкин через своего деда Ганнибала был прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, которые почти наверняка были так же основоположниками многих европейских династий, не исключено, что и Вюртембергского дома в том числе. Просто в средние века и далее о своем династическом родстве знали гораздо больше, чем в наше время. Конечно, родство Пушкина с Российским Императорским домом было, видимо, одной из не слишком афишируемых в те времена деталей, хотя определенный намек на данное обстоятельство автор *Евгения Онегина* все же сумел нам дать, не понимаю, почему он до сих пор так и остался незамеченным исследователями творчества Александра Сер
Сказка о царе Салтане — Пушкин А.С. Читайте онлайн с картинками.
Русские народные аудиосказки
- Волшебные (62)
- Про животных (42)
- Бытовые (27)
- Русские народные аудиосказки (все) (131)
Русские аудиосказки
- Бианки В.В. (31)
- Козлов С.Г. (27)
- Абрамцева Н.К. (27)
- Сутеев В.Г. (23)
- Пляцковский М.С. (20)
- Усачёв А.А. (20)
- Бажов П.П. (17)
- Мамин-Сибиряк Д.Н. (14)
- Толстой А.Н. (13)
- Салтыков-Щедрин М.Е. (12)
- Остер Г.Б. (12)
- Успенский Э.Н. (10)
- Иванов А.А. (9)
- Заходер Б.В. (9)
- Пушкин А.С. (8)
- Цыферов Г. (7)
- Онисимова О. (7)
- Одоевский В.Ф. (6)
- Крюкова Т.Ш. (3)
- Огурцова Л.В. (3)
- Катаев В.П. (2)
- Телешов Н.Д. (2)
- Епифановы А. и А. (1)
- Волков А. (0)
- Прокофьева С.Л. (0)
- Русские аудиосказки (все) (283)
Зарубежные аудиосказки
- Ганс Христ. Андерсен (54)
- Братья Гримм (50)
- Дональд Биссет (25)
- Харрис Д.Ч. (24)
- Родари Дж. (12)
- Киплинг Р. (11)
- Хогарт Энн (11)
- Астрид Линдгрен (11)
- Шарль Перро (11)
- Нурдквист С. (10)
- Уайльд О. (6)
- Стюарт П. (4)
- Вильгельм Гауф (4)
- Поттер Б. (1)
- Топелиус С. (1)
- Зарубежные аудиосказки (все) (235)
Сборник аудиосказок
- Сказки Диснея (47)
- Сказки-мультфильмы (34)
- Классические шедевры (9)
- Сборник аудиосказок (все) (90)
Аудиосказки народов мира
- Британские аудио-и (44)
- Восточные аудио-и (34)
- Белорусские аудио-и (25)
- Латышские аудио-и (22)
- Украинские аудио-и (19)
- Скандинавские аудио-и (17)
- Аудиосказки народов мира (все) (161)
Сказка о царе Салтане часть 1 Пушкина А. С. текст с картинками
Александр Сергеевич Пушкин
Сказка О царе Салтане содержание:
Разговаривая меж собой, три сестры за прялкой мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей. Первая из них обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который ещё до этого подслушивал разговор сестёр под окном. Он предложил третьей из них стать его женой, а двум другим — ткачихой и поварихой при дворе.
Пока царь воевал в дальних краях, царица родила сына — царевича Гвидона. Однако сёстры молодой матери из зависти написали отцу новорождённого, будто супруга произвела на свет «неведому зверюшку». Вопреки ожиданиям обманщиц, царь не спешит расправиться с женой, а приказывает подождать с решением до его возвращения. Женщины, однако, не унимаются: подменяют подлинное послание от царя подложным, в котором якобы содержится приказ «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». Бояре, не заподозрив обмана, помещают мать с младенцем в бочку и бросают в море. Бочку выносит на необитаемый остров, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану. По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости.
Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз.
После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.
И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану, рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался».
В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато.
Сказка О царе Салтане часть 1 читать:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
👍 Сказка о царе Салтане. А.С. Пушкин 🐱
Сказки » Авторские сказки » Русские писатели » Сказки Пушкина А.С. » Сказка о царе Салтане. А.С. Пушкин
Порекомендовать к прочтению:
Страницы: 1 2 3 4 5 6
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
нова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо,- молвил он,-
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
етер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».
ости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.
етер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят.
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» — и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
нязь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями: Поставить книжку к себе на полкуРаспечатать сказку
Читайте также сказки:
Урок литературного чтения А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Дата: 30.01.2020г. Класс 3-2
Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»
Цели урока: обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
1.Организационный
момент.
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.
-Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение . А теперь, вот такое . А сейчас, вот такое . (Дети несколько раз тренируются).
— А теперь я попрошу вас отметить свое настроение на листке эмоций, в колонке «Начало урока».
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Фиксирование эмоций на листке достижений.
Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановке в классе, организация внимания на уроке.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2.Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.
— Ребята, с какой сказкой мы работаем, последние несколько уроков? (Ответы детей)
— Сегодня у нас обобщающий урок.
— Какие цели мы перед собой поставим? (Ответы детей)
— А пройдет наш сегодняшний урок в виде игры, под названием «Я знаю эту сказку». За каждый правильный ответ вы будете получать….. . А вот что, вы будете получать за правильные ответы вы узнаете, если продолжите строки….
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И ……… всё грызет. (ответы детей)
— Все верно, за каждый правильный ответ вы будете получать золотой орешек.
— Вы готовы проверить свои знания и умения?
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока.
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
3 .Работа по теме урока.
1. Работа по теме урока.
— При подготовке к этому уроку мы с вами разделились на 3 команды: команда «Царевна Лебедь», команда «Царь Салтан», команда «Князь Гвидон» и каждая команда получила творческое задание.
-Вот именно с творческого задания мы и начнем наш урок- игру.
1 Конкурс «Домашнее задание».
— Возможность заработать первый орешек мы предоставляем команде «Царевна Лебедь».
— Вашим заданием, было рассказать, что вы знаете об А.С. Пушкине. (Выступление 1 команды и оценивание конкурса).
— Теперь возможность заработать первый орешек мы предоставляем команде «Царь Салтан». Вашим заданием, было подготовить инсценировку к любому отрывку из сказки. (Выступление 2 команды и оценивание конкурса).
— Теперь возможность заработать первый орешек мы предоставляем команде «Князь Гвидон». Вашим заданием, было разбить сказку на части, составить план сказки и подготовить иллюстрацию к каждому пункту плана. (Выступление 3 команды и оценивание конкурса).
— Молодцы, все команды очень хорошо справились с домашним заданием и заслуженно получили свои орешки.
— Теперь перейдем к следующему конкурсу.
2 конкурс «Верю – не верю».
-Сейчас мы с вами сыграем в игру «Верю — не верю». Возможность заработать золотой орешек появится у каждой команды. Но вы должны строго соблюдать правила. Я буду по очереди для каждой команды читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. Если команда согласна, члены команды поднимают зеленые карточки, если не согласна – красные. Если команда дает не правильный ответ, то право ответа переходит к другой команде.
— Вы готовы? Тогда начнём.
1) «Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу ноября (сентября).
2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (Буян).
3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон (указ).
4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(Волна)
5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (комар, муха, шмель).
6) Смотрит — видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Орёл носится над ней… (коршун).
7) Гвидон сам построил город на острове? ( Лебедь ему сделала подарок)
8) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла»? (Во саду ли в огороде)
9) Гвидон пять раз летал к Салтану. (3)
10) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
11) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:
« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный. (князь)
12) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи ( От корабельщиков).
Команды представляют свое творческое задание. Оценивают ответы других команд. Отвечают на вопросы, оценивают ответы других команд.
Познавательные УУД:
анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.
Личностные УУД:
нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД:
контроль за выполнением и результатом своих учебных действий .
Физкультминутка
Активное выполнение
Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности.
4. Работа по теме урока.
3 конкурс «Озвучиваем сказку».
— Для каждой команды я приготовила видеофрагмент из мультфильма. После просмотра фрагмента у вас есть 1 минута найти этот отрывок в сказке и прочесть его вслух.
— Первый фрагмент для команды «Царевна Лебедь» (Князь Гвидон встречает гостей).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
— Второй фрагмент для команды «Царь Салтан» (Князь Гвидон встречает гостей).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
— Третий фрагмент для команды «Князь Гвидон» (Царица с ребёнком).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
— Четвертый фрагмент для команды «Царевна Лебедь» (Превращение Царевны).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
— Пятый фрагмент для команды «Царь Салтан» (Гвидон в гневе).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
— Шестой фрагмент для команды «Князь Гвидон» (Белка).
— Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников.
Итоги игры. (подсчет орешков в копилке каждой команды).
Просмотр фрагмента и выразительное чтение отрывка к фрагменту.
Познавательные:
выделять существенную информацию из рассказа ребят, классифицировать объекты , соотносить видеоматериал и литературный текст
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой
6.Итог урока. Рефлексия.
— Какие цели мы ставили в начале урока?
— Добились ли мы этих целей?
— Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
— Есть ли у вас любимый герой из этой сказки? Кто он? Почему он понравился?
— Я всем вам ставлю 5 за работу на уроке и хочу каждому из вас вручить грамоту «Знаток сказки». Вы все большие молодцы.
— А теперь я попрошу вас продолжить следующие выражения:
• Своей работой на уроке я…
• Материал урока мне был…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Мое настроение…
— Отметьте, пожалуйста, в листках эмоций свое настроение в конце урока.
— Произошли ли изменения с настроением в начале урока и в конце?
— У кого настроение улучшилось?
— У кого настроение стало хуже?
Подводят итог урока. Отмечают настроение в листке эмоций и делают выводы.
Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Д/з выбрать наиболее понравившийся отрывок и выучить его наизусть
Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина
6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам “Царевна-лягушка”, “Пёрышко Финиста-Ясна Сокола”, “Василиса Прекрасная”, “Марья Моревна”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Белая уточка”, к сказкам А. С. Пушкина – “Сказка о царе Салтане”(1904-1905), “Сказка о золотом петушке”(1906-1907), “Сказка о рыбаке и рыбке”(1939) и многим другим.
Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.
Читайте также Русские обычаи. Смотр невест
Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.
Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.
Иллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую “Большую волну” японского художника Кацусики Хокусая.
Кацусики Хокусай. Гравюра на дереве “Большая волна в Канагаве”. 1823-1829.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его “Иван-твёрдая рука”.
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Читайте также Сладкий вкус малины на губах. Живопись по губам от Евы Сенин Пернас
Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909 г.
Примечательно, что сегодня можно с иллюстрациями Ивана Билибина. К тому же это замечательный подарок и для детей, и для взрослых!
Смотрите также:
• Елена Дмитриевна Поленова. Художник «древнерусского склада»
Сказка о царе Салтане — Жизнь в России
Сказка о царе Салтане
Давным-давно в далеком царстве три сестры разговаривали во дворе, представляя, что бы они сделали, если бы вышли замуж за царя Салтана. Один сказал, что она приготовит большой пир для всего мира. Следующее сказало, что она будет ткать белье для всего мира. Третья сказала, что подарит царю «наследника, красивого и храброго вне всякого сравнения.”
Так случилось, что царь, стоявший за оградой, услышал разговор. Услышав слова последней девушки, он влюбился и попросил ее стать его женой. В ту же ночь они поженились и вскоре зачали сына. Остальным сестрам дали работу поваром и ткачихой.
Спустя несколько месяцев царь пошел на войну и был вынужден расстаться с любимой женой. Пока он был на войне, его жена, королева, родила ему сына. К царю послали всадника, чтобы передать благую весть.Однако две сестры и подруга по имени Барбарика так завидовали удаче своей сестры, что похитили всадника и заменили его своим посыльным, который нес записку царю, в которой говорилось: «Ваша жена, королева, не родила ни одного сын и дочь, ни мышь, ни лягушка, но родили неизвестное маленькое существо ».
Когда он прочитал это послание, царь был удручен и отправил обратно письмо, в котором велел жене дождаться его возвращения, прежде чем предпринимать какие-либо действия.Сестры-интриги встретили всадника на обратном пути, напоили его и заменили настоящее письмо царя фальшивым, в котором царицу и ее младенца приказывали бросить в бочку и бросить в море.
Разумеется, не было возможности нарушить приказ царя, поэтому дворцовые стражи посадили королеву и ее сына в бочку и бросили ее в воду. Пока королева плакала в бочке, ее сын становился сильнее не днем, а каждой минутой. Он умолял волны смыть их на сушу.Волны послушались, и он и его мать оказались выброшенными на берег на безлюдном острове.
К этому времени они были совсем голодны, поэтому сын сделал себе лук и стрелы, используя небольшие ветки дерева, и отправился на охоту. У моря он услышал визг и увидел, как бедный лебедь борется с огромным черным ястребом. Как только ястреб собирался зарыться клювом в шею лебедя, юноша выстрелил стрелой, убив ястреба и пролив кровь птицы в море. Белый лебедь подплыл к мальчику, поблагодарил его и сказал: «Ты убил вовсе не ястреба, а злого волшебника.За спасение своей жизни я буду служить тебе вечно ».
Сын вернулся к матери и рассказал ей о своем приключении, а затем они оба крепко заснули, хотя все еще были голодны и жаждут. На следующее утро они проснулись и увидели чудесный город, стоящий перед ними, где раньше ничего не было! Оба восхищались золотыми куполами монастырей и церквей за белыми стенами города. «Ой, посмотри на все, что натворил лебедь!» — подумал парень.Двое вошли в город, и толпы людей приветствовали их и короновали юношу князем, провозгласив его князем Гвидоном.
Однажды недалеко от острова плывало торговое судно, когда его моряки мельком увидели удивительный город, обнесенный стеной. Городские пушки дали сигнал кораблю выйти на берег. Князь Гвидон приветствовал их и предложил еду и питье. Он спросил, что у них есть на продажу и куда они собираются. «Наша торговля мехами, — сказали они, — и мы направляемся мимо острова Буян в царство царя Салтана.”
◊
◊
Гвидон просил моряков-купцов передать царю свое почтение, хотя мать ранее рассказывала ему о записке, которая привела к их изгнанию из царского царства. Тем не менее, князь Гвидон думал о людях лучше всех и никогда не мог поверить в то, что его отец мог сделать такое.
Когда торговые моряки готовились покинуть остров, князь опечалился, вспомнив своего отца.»Что не так? Что ты такой хмурый? — сказал лебедь. «Я так хочу видеть своего отца, царя», — ответил Гвидон. Затем лебедь с плеском воды превратил князя в маленького комара, чтобы тот мог спрятаться в трещине мачты корабля, направлявшегося к царю.
Когда корабль прибыл в царство царя Салтана, царь поздоровался с моряками-купцами и попросил их рассказать об увиденных ими землях. Моряки рассказали царю об острове и обнесенном стеной городе, рассказали о гостеприимном князе Гвидоне.Царь не знал, что этот князь Гвидон его сын, но все равно выразил желание увидеть этот прекрасный город. Однако две сестры и старая Барбарика не хотели отпускать его и вели себя так, как будто в сказке моряков нечему восхищаться. «Что действительно удивительно, — сказали они, — так это белка, которая сидит под елкой, раскалывает золотые орехи, содержащие ядра чистого изумруда, и поет песню. Это действительно необычно! »
Услышав это, комар, на самом деле князь Гвидон, рассердился и ужалил старуху правый глаз.Вернувшись на остров, Гвидон рассказал лебедю услышанную им историю об удивительной белке. Потом князь вошел в свой двор и вот там под елкой сидит поющая белка и колет золотые орехи! Принц обрадовался этому и приказал построить для зверька хрустальный дом. Он поставил там охрану и приказал писцу записывать каждый снаряд. Польза князю, честь белке!
Некоторое время спустя на остров прибыл второй корабль по пути к царю, и князь снова сказал лебедю, что хочет снова увидеть отца.На этот раз лебедь превратил принца в муху, чтобы тот мог спрятаться в трещине корабля.
Когда судно прибыло в королевство, моряки рассказали царю Салтану о чудесной белке, которую они видели. Салтан снова захотел посетить этот легендарный город, но его отговорили, когда две сестры и Барбарика высмеяли историю моряков и рассказали о большем чуде — о тридцати трех красивых молодых рыцарях во главе со старым Черномором, восставших из бушующее море. Муха, Гвидон, очень рассердился на женщин и ужалил Барбарику левый глаз, прежде чем улететь обратно на остров.
Вернувшись домой, он рассказал лебедю о старом Черноморе и тридцати трех рыцарях и пожалел, что никогда не видел такого чуда. «Эти рыцари из тех великих вод, которые я знаю», — сказал лебедь. «Не грусти, эти рыцари — мои братья, и они придут к тебе».
Позже князь вернулся, поднялся на башню своего дворца и посмотрел на море. Внезапно гигантская волна поднялась высоко и глубоко на берег, и когда она отступила, из нее вышли тридцать три рыцаря в доспехах во главе со старым Черномором, готовые служить князю Гвидону.Они обещали, что каждый день будут выходить из моря, чтобы защитить город.
Несколько месяцев спустя на остров прибыл третий корабль. Как обычно, князь снова приветствовал моряков и велел им передать свое почтение царю. Пока моряки готовились к путешествию, принц сказал лебедю, что он все еще не может выбросить из головы своего отца и желает увидеть его снова. На этот раз лебедь превратил принца в шмеля.
Корабль прибыл в королевство, и моряки рассказали царю Салтану о чудесном городе, который они видели, и о том, что каждый день тридцать три рыцаря и старый Черномор будут выходить из моря, чтобы защитить остров.
Царь дивился этому и хотел увидеть эту необыкновенную землю, но еще раз отговорились от нее две сестры и старая Варбарика. Они принижали сказку моряков и говорили, что действительно удивительно то, что за морем жила принцесса, настолько потрясающая, что от нее невозможно было отвести глаз. «Дневной свет меркнет на фоне ее красоты, ею освещается мрак ночи. Когда она говорит, это похоже на журчание спокойного ручья. Вот это чудо! » Они сказали.Шмель Гвидон еще раз рассердился на женщин и ужалил Барбарику за нос. Его пытались поймать, но безуспешно. Он благополучно возвращался домой.
По прибытии туда, Гвидон прогуливался к берегу моря, пока его не встретил белый лебедь. «Почему на этот раз так мрачно?» — спросил лебедь. Гвидон сказал, что ему грустно, потому что у него нет жены. Он рассказал сказку, которую слышал о прекрасной принцессе, чья красота озаряла тьму, а слова текли, как журчащий ручей.Лебедь помолчал, потом сказал, что есть такая принцесса. «Но жена, — продолжал лебедь, — это не перчатка, которую можно просто выкинуть из руки». Гвидон сказал, что понимает, но готов пройти остаток своей жизни и во все уголки мира в поисках чудесной принцессы. При этом лебедь вздохнул и сказал:
Не нужно ехать,
Не надо уставать.
Женщина, которую вы желаете,
Теперь ваша шпионка.
Принцесса — I.
С этими словами она взмахнула крыльями и превратилась в красивую женщину, о которой слышал князь. Двое страстно обнялись и поцеловались, и Гвидон повел ее к своей матери. В тот же вечер принц и красивая девушка поженились.
Вскоре к острову подошел еще один корабль. Князь Гвидон, как обычно, приветствовал моряков и, когда они уходили, попросил моряков передать царю привет и пригласить его в гости.Довольный своей новой невестой, Гвидон решил на этот раз не покидать остров.
Когда корабль прибыл в царство царя-султана, моряки снова рассказали царю о фантастическом острове, который они видели, о поющей белке, ломающей золотые орехи, о тридцати трех рыцарях в доспехах, поднимающихся из моря, и о прекрасная принцесса, красота которой была несравненной.
На этот раз царь не стал слушать ехидные замечания сестер и Барбарики. Он вызвал свой флот и немедленно отправился к острову.
Когда он добрался до острова, князь Гвидон был там, чтобы встретить царя. Ничего не говоря, Гвидон повел его вместе с двумя невестками и Барбарикой во дворец. По пути царь увидел все, о чем столько слышал. У ворот стояли тридцать три рыцаря и старый Черномор. Там во дворе была замечательная белка, пела песню и грызла золотой орех. В саду была прекрасная принцесса, жена Гвидона.И тут царь увидел нечто неожиданное: рядом с княгиней стояла мать Гвидона, давно потерянная жена царя. Царь сразу узнал ее. Слезы текли по его щекам, он бросился обнять ее, и годы сердечной боли были теперь забыты. Затем он понял, что князь Гвидон был его сыном, и они тоже обняли друг друга.
Состоялся веселый застолье. Две сестры и Барбарика от стыда спрятались, но в конце концов их нашли. Они расплакались, признавшись во всем.Но царь был так счастлив, что всех отпустил. Царь и царица, князь Гвидон и княгиня прожили остаток своих дней в счастье.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
Кат. № | Художник | Название (формат) | Этикетка | Кат. № | Страна | Год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СМ 04211—12 | Николай Римский-Корсаков, Симфонический оркестр Московского радио *, Константин Иванов | Николай Римский-Корсаков, Симфонический оркестр Московского радио *, Константин Иванов — Золотой петушок / Картины к «Сказке о царе Салтане» (LP, альбом) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SR-40259 | Римский-Корсаков * / Оркестр Московского радио *, Константин Иванов | Римский-Корсаков * / Оркестр Московского радио *, Константин Иванов — Le Coq D’Or — Сказка о царе Салтане Suites (LP, альбом, комп) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2530 943 | Николай Римский-Корсаков *, Большой симфонический оркестр народных развлечений СССР *, Константин Иванов | Николай Римский-Корсаков *, Grosses Symphonie-Orchester des Rundfunks der UDSSR *, Константин Иванов — Der Goldene Hahn Zar Saltan Suiten (LP, альбом) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2530 943 | Николай Римский-Корсаков *, Grande Orquestra Sinfônica Da Radio Da URSS *, Константин Иванов | Николай Римский-Корсаков *, Grande Orquestra Sinfônica Da Radio Da URSS *, Константин Иванов — O Galo De Ouro — Люкс «Зар Салтан» (LP, альбом) |
Кат. № | Художник | Название (формат) | Этикетка | Кат. № | Страна | Год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СМ 04211—12 | Николай Римский-Корсаков, Симфонический оркестр Московского радио *, Константин Иванов | Николай Римский-Корсаков, Симфонический оркестр Московского радио *, Константин Иванов — Золотой петушок / Картины к «Сказке о царе Салтане» (LP, альбом) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SR-40259 | Римский-Корсаков * / Оркестр Московского радио *, Константин Иванов | Римский-Корсаков * / Оркестр Московского радио *, Константин Иванов — Le Coq D’Or — Сказка о царе Салтане Suites (LP, альбом, комп) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2530 943 | Николай Римский-Корсаков *, Большой симфонический оркестр народных развлечений СССР *, Константин Иванов | Николай Римский-Корсаков *, Grosses Symphonie-Orchester des Rundfunks der UDSSR *, Константин Иванов — Der Goldene Hahn Zar Saltan Suiten (LP, альбом) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2530 943 |
Сказка о царе Салтане
Пролог
Зимний вечер в деревне, и три сестры сидят дома прядут пряжу.Старшая и средняя сестра хвастаются своей красотой и умениями, а младшая хранит молчание.
Сестры считают ее дурой за кротость и скромность и оставляют работу ей.
Каждая мечтает о том, как она была бы счастлива, если бы на ней женился царь. Старшая хвастается пиршеством, которое она устроит, такого, которого никогда раньше не видели; второй ткал бы большое количество полотна; и младший обещает, что она родит царю храброго сына. Царь Салтан, стоявший у окна, подслушивает разговор.Он входит в комнату и объявляет о своем решении — все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачихой, а младший — его женой. Царь уезжает с младшей сестрой, а две оставшиеся сестры начинают планировать, как они могут испортить счастье своей глупой сестры. Они замышляют обман Салтана.
Акт I
Царь уехал на войну, а тем временем Царица Милитриса родила сына. Жизнь в царском дворце спокойна.Беспокоится только Царица: ее беспокоит, что Посланник давно не приходил с письмом из Салтана. Напрасно шут пытается развлечь ее своими уловками; ее не трогают рассказы старика и притворная доброта сестер, которые приносят ей подарки. Внезапно появляется бесцеремонный и нескромный Вестник; Заговорщики, напившись, сумели подменить письмо Салтана. Народ кажется нерешительным, но уступает место торжествующим угрозам сестер и Бабарихи — Милитриса и молодой цесаревич запечатывают в бочке и бросают в море.
Акт II
Голый берег острова Буян. Выслушав молитвы царицы, волна выбросила бочку на берег. Милитриса оплакивает свою судьбу, а царевич, теперь уже молодой человек, развлекается, наслаждаясь окружающим миром. Он кланяется и уходит на охоту, но внезапно видит огромного коршуна, преследующего лебедя; прицелившись, он стреляет в воздушного змея стрелой и убивает его. К великому удивлению царевича и царицы, Лебедь-Птица выходит из моря и начинает с ними разговаривать.Она обещает отплатить добротой добротой и исчезает. Наступает ночь. Мать и сын спят. С первыми лучами солнца они видят, что город волшебным образом появился из тумана. Под веселый звон колоколов и пушек у городских ворот появляется праздничное шествие. Жители волшебного города Леденец восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем.
Акт III
Первая сцена
Гвидон стал народным князем, но он с тоской думает о своем отце.Его печальный взгляд следует за кораблем, который направляется в королевство Салтана. По зову Гвидона появляется Птица-Лебедь.
Узнав о причине его печали, она превращает принца в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть своего отца.
Вторая сцена
Корабль прибывает в царство Салтана. Царь встречает корабельщиков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, которые они видели во время кругосветных путешествий. Кораблики рассказывают о волшебном облике города Леденец на необитаемом острове, о белке, которая грызет золотые орехи, о тридцати трех рыцарях моря и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом.Салтан поражен — он хочет увидеть этот чудесный город;
Ткачиха и Повариха с тревогой пытаются его отговорить. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого нет в городе Леденец, — о царевне неописуемой красоты, живущей далеко за морем. Возмущенный происками заговорщиков, шмель по очереди кусает каждого из них и улетает, оставляя после себя хаос и неразбериху.
Акт IV
Первая сцена
Гуидон снова грустно идет по берегу моря.Он не может выкинуть из головы сказку Бабарихи.
Он грустно зовет Птицу-Лебедь и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красоте, просит ее помощи. Птица-лебедь тронута тяжелым положением Гвидона, и она превращается в прекрасную принцессу, о которой он мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую пару.
Вторая сцена
Гвидон и Милитриса в радостном трепете ждут прибытия Салтана. Под колокольный звон народ приветствует царя и ведет его и его свиту во дворец.Показаны чудеса Леденца. Царь и гости изумляются, когда видят волшебную белку в ее хрустальном доме, тридцать три рыцаря моря и прекрасную Царевну-Лебедь; наконец входит любимая жена Салтана Милитриса. В слезах царь обнимает ее и сына и в радости отдает двум завистливым сестрам. Наступает большой пир.
: Театр и кино :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева представляет свое водное шоу «Сказка о царе Салтане» на водном стадионе «Динамо» !
Приглашаем на новогоднее семейное водное шоу «Сказка о царе Салтане» по сказке Александра Пушкина . С 29 декабря 2018 года по 6 января 2019 года в современном дворце спорта «Водный стадион Динамо» пройдет уникальное водное шоу, автором и руководителем которого является трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева .
Впервые поэтическая сказка Александра Пушкина оживает на воде! Профессиональные исполнители и спортсмены исполнят роли прекрасной Царевны-Лебеди, могучего Салтана, отважного Гвидона, нелепой и коварной Бабарихи и 33 отважных силачей.
Действие шоу будет разворачиваться на воде, суше и даже в воздухе, смешивая различные виды искусства и спорта в единую фантастическую историю.Все это будет дополнено прекрасной музыкой.
Заказ билетов на водное шоу «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» — настоящая жемчужина среди проектов олимпийской чемпионки Марии Киселевой. Этот водный спектакль имел огромный успех в Москве и получил восторженные отзывы зрителей всех поколений. Авторы проекта создали уникальное шоу, сочетающее в себе классический сюжет, красивую музыку, яркое оформление и современных сказочных персонажей. В спектакле принимают участие мировые звезды синхронного плавания, дайвинга и произвольной гимнастики, а также спортсмены-флайборды, уникальные мастера каскадерской акробатики, цирка и спортивной хореографии, не говоря уже об актерах драмы.
Забронировать новогодний тур по России (Москва, Псков, Санкт-Петербург)
В чемпионском водном шоу принимают участие участники известных проектов со всего мира. Вас ждут трюки в воде, головокружительные полеты и прыжки, оригинальные танцы и повороты!
Это созвездие талантов и спортивных достижений, несомненно, сделает волшебное водное шоу «Сказка о царе Салтане» одним из самых запоминающихся событий зимних праздников Москвы.
Новогоднее путешествие в страну пушкинских сказок — Музыкальное шоу в Москве
Заказ билетов на новогоднее путешествие в страну пушкинских сказок
Мария Киселева в своем водном шоу «Сказка о царе Салтане» сделала все возможное, чтобы погрузиться в атмосферу зрители в сказочной атмосфере спектакля.Уникальные декорации и костюмы, увлекательный сюжет и яркая музыка, современная игровая площадка, всеми любимые герои, профессиональный свет и звук и многое другое.
Не пропустите уникальное шоу Марии Киселевой «Сказка о царе Салтане»!
Дети в возрасте до 3 лет могут разделить один билет со взрослым, с которым они находятся.
Спектакль длится 1 час 5 минут без антракта.
На площадке перед водным стадионом вы найдете натуральную новогоднюю елку и развлекательную программу.
Заказ билетов на водное шоу «Сказка о царе Салтане»
Где: Водный стадион «Динамо» по адресу Ленинградское шоссе, 39/53, рядом со станцией метро «Водный стадион», Москва.
Когда: с 29 декабря 2018 г. по 6 января 2019 г.
Получите эмоции от русского искусства — заказывайте билеты на мероприятия
Автор: Вера Иванова
Аннотация Николай Андреевич Римский-Корсаков.Сказка о царе Салтане
СКАЗКА О САЛТАНСКОМ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО ЖИРА И БОГАТЫРЕ БОГАТЫРЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И КРАСИВОМ СОКРОВИЩЕ ЛЕБЕДЕЙ
Опера в 4-х действиях с прологом
VIelsky Либретто
Либретто
Царь Салтан Царица Милитриса Ткач, средняя сестра Повар, старшая сестра Свия Баба Бабарха Цесаревич Гвидон Принцесса Лебедь-Посланник 9000hПтица-посланник | Бас Сопрано Меццо сопрано Сопрано Контральто Тенор Сопрано Тенор Баритон29 9298 Баритон29} | Судовладельцы | Тенор Баритон Бас |
Голоса Волшебника и духов | Хор |
Бояре, дворяне, придворные, няни, слуги, певцы, гвардейцы, гвардейцы, армейские гвардейцы, и слуги, танцоры и танцоры, люди.
Тридцать три морских рыцаря с дядей Черномором. Белка. Шмель.
Действие происходит в городе Тмутаракань, входящем в состав острова Буян.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Истоки идеи оперы по пьесе Пушкина «Сказание о царе Салтане» (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту идею Римскому-Корсакову подал В.В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898-1899 гг. Завершить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (1899 г.).Весной 1899 года композитор начал сочинять музыку. К осени опера была написана, а в январе следующего года работа над партитурой была завершена. Премьера «Сказок царя Салтана» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене Московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. «Салтан» относится к любимому композитору жанра сказки
, но среди подобных произведений занимает пограничное положение. За простотой сюжета скрывается содержательный смысл.Солнечная, полная легкого юмора опера воссоздает очаровательные черты веселой сказки Пушкина. Однако в условиях русской действительности конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был внесен новый оттенок. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в наброске глупого, неудачливого царя и его придворного круга характер нескрываемой иронии, предвосхищающий остро сатирический характер последующих сказочных опер «Кущей Бессмертный» и «Золотой петушок Римского». Корсаков.УЧАСТОК
Зимним вечером в деревенском дворце за пряжей сидят три сестры. Старший и средний хвастаются своей красотой и ловкостью, а младший молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. О них мечтали, чем каждый прославился бы, если бы царь женился на ней. Старший хвастался просить небывалое застолье, средний — в одиночку соткать полотно на весь мир, а младший обещал родить отца-сына от героя-сына.Все это слышал царь Салтан, затаившийся под окном. Он входит на вершину и объявляет решение: все трое жить во дворце, старший — поваром, средний — ткачихой, а младший — царской женой. Царь ушел со своей младшей сестрой, а двое других и Бабарыча стали советоваться, как расстроить судьбу удачливого дурака, и планировали обмануть Салтана.
Царь пошел на войну, и тем временем родился молодой сын Милитрис. В большом королевском дворе мирно течет жизнь.Только царица не знает покоя: ее беспокоит то, что давно нет посыльного с ответным письмом Салтана. Напрасно Скоморох пытается подшутить над ней; не забавляют ее ни сказки о старом дедушке, ни притворная доброта сестер, которые приносят ей подарки. Но вот идет дерзкий и разговорчивый посланник; Ловким заговорщикам удалось, подпоев его, заменить Салтанова письмом. Дьяконы в замешательстве зачитали приказ: «Бросить царицу и потомство в бочке в пучину вод.«Люди грохочут в нерешительности, но отступают перед угрозами торжествующих сестер и Бабарых. Бочка с Милитрис и принц спускаются в море.
Безлюдный берег острова Буян. Здесь, прислушиваясь к мольбам королевы, волна несла бочку. Милитрис жалобно сетует на судьбу, а сильно повзрослевший принц весело резвится, радуясь светлой жизни. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но вдруг замечает огромного стервятника, преследующего лебедя, и убивает его меткой стрелой.К изумлению королевы и принца, птица-лебедь вышла из моря и заговорила на человеческом языке. Она пообещала отплатить за добро и исчезла. Незаметно наступила ночь. Мать и сын заснули. И с первыми лучами утренней зари из тумана по волшебству появился город. Под праздничный колокольный звон и пушечные выстрелы из его ворот возникло торжественное шествие. С радостью поприветствуйте Гвидона жителей сказочного городка Кэнди и попросите стать их правителем.
Гвидон стал князем, но тоска по отцу его мучает.Он с грустью смотрит вслед кораблю, стоящему на пути в королевство Салтан. По зову Гвидона из моря появляется птица-лебедь. Узнав причину его печали, она превращает принца в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть своего отца.
Корабль отплыл в царство Салтана. Король приглашает в гости судовладельцев, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя в белом свете. Лодочники рассказывают о волшебном облике города Кэнди на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех морских рыцарях и о славном могучем принце Гвидоне, правителе этого города.Салтан удивлен; он хочет побывать в чудесном городе; обеспокоенный Уивер и Кук отговаривают его. Бабарича рассказывает о чуде, которого нет в городе Леденце — о заморской принцессе неописуемой красоты. Разочарованный происками заговорщиков, шмель по очереди трясет их и, спровоцировав всеобщую суматоху, улетает.
Опять печальный Гвидон блуждает по морю. История Бабарихи не уходит из его памяти. В тоске зовет Гвидона птицей-лебедем и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красоте, просит помочь ему.Волнение Гвидона умиляет Лебедь-птицу, и тот превращается в прекрасную принцессу, о которой он так страстно мечтал. Королева Милитрис благословляет молодую пару.
В радостном нетерпении Гвидон и Милитрис ждут прибытия Салтана. Наконец вдали показался флот. Под колокольный звон и приветствия народа король и сопровождающие его лица входят во дворец. Чудеса города Кэнди начинаются. Перед изумленным взором короля и гостей в хрустальном доме появляется волшебная белка, мимо проходят тридцать три морских богатыря, показана прекрасная принцесса Лебедь и, наконец, любимая жена Салтанова — королева Милитриса.Царь со слезами обнимает ее и сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается бурный пир.
МУЗЫКА
«Сказка о царе Салтане» — одно из самых солнечных произведений оперной литературы. Ее музыка, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В нем воссоздана наивная простота и свежесть народного творчества. Музыка полна мелодичных оборотов и замысловатых ритмов народных песен и танцев. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применяются принципы программируемости.Эти эпизоды органично входят в сценическое действие, дополняют его.
На протяжении всей оперы повторяется праздничный крик фанфар; он появляется в начале каждой картинки как призыв: «Слушайте, смотрите! Вид начинается! ». Открывает их и вступление к опере, занимающее место увертюры. Безмятежно течет песня старшей и средней сестер, написанная в национальном духе. В завязке разговора на ворчливые реплики Бабарыхи и оборванные скороговорки сестер отвечает широкая лирическая мелодия Милитриса.Грубовато-помпезный марш и решительные вокальные фразы изображают лицо своенравного царя.
Первому действию предшествует маршевая оркестровая интродукция, к которой предначертан эпиграф из пушкинской сказки:
В те времена была война. Царь Салтан со своей женой, Сидя на хорошем коне, Она наказала себя Спаси его, любя это. |
Действие начинается спокойной колыбельной, созданной на подлинную народную мелодию; во время акта он повторяется несколько раз, проходя неспешный размеренный жизненный путь.Юмористический диалог Скомороха и Старого Деда пронизан юмором народных анекдотов. Появление князя сопровождается мелодией детской народной песни «Ладушки». Первая половина номера заканчивается приветственным хором народа. Его вторая половина — это свободное чередование сольных и хоровых эпизодов, среди которых жалобное ариозо Милитриса «В девочках сишено». Акт завершается заунывным плачем хора.
Оркестровое вступление ко второму акту, рисующее изображение моря, передает содержание предопределенного ему поэтического эпиграфа:
В голубом небе сияют звезды, В синих морских волнах порют; Надвигается туча в небе, По морю плывет бочка. Как горькая вдова, Плачет, бьется в ней царица; А там ребенок растет Не по дням, а по часам. |
В первой сцене второй сцены горестные причитания Милитриса подчеркнуты живыми репликами цесаревича. Ариозо Лебеди «Ты, Принц, Спаситель мой» сочетает в себе лирически очаровательную мелодию песни с подвижными подвижными мелодическими поворотами. Вторая половина номера — это хорошо проработанная сцена, полная радостного возбуждения.
Краткое оркестровое вступление к третьему акту изображает морской пейзаж. В центре первой картины — дуэт Гвидона и Лебедей, заканчивающийся симфоническим эпизодом «Полет шмеля».
Во второй картине много движения, ансамблевых эпизодов, музыка пронизана живыми народными мелодиями и ритмами. Финальная сцена суматохи, где со словами «Все шмели с этого времени не пускают на царский двор», звучит воинственная мелодия марша Салтана, отмеченная подлинным комизмом.
Центральный эпизод первой картины четвертого акта — дуэт; на возбужденные, страстные речи Гвидона отвечают спокойные, ласковые фразы Лебедей. Сцену перевоплощения сопровождает короткое оркестровое интермеццо, в котором мелодия царевны лебедей звучит торжествующей песней, близкой к песне народной песни «На застолье было». Эта же мелодия лежит в основе восторженного дуэта Гвидона и Свона.
Последнему снимку оперы предшествует большое симфоническое вступление «Три чуда», содержание которого раскрывается в поэтическом эпиграфе (по Пушкину):
Остров лежит у моря, Град на острове С церквями с золотыми куполами, С теремами и садами. В городе жизнь неплохая. Вот три чуда: Там белок там, на все Золото грызет орех, Изумруд достает, И ракушку собирает, Равные кучи ставит И со свистом поет С честным со всем народом — «В саду, в саду». А вторая в городе изумительна: Море сильно вздувается, Он закипит, поднимет вой, Мчится к берегу пусто, Отрежет в шумной гонке, И оставайся на Бреге, В весах, как накал горя, Тридцать три героя. Третья: там царевна, Кому не одолжить глаз: Днем свет Божий осеняет, Ночью светит земля; Месяц под косой блестит, И во лбу звезда горит. Я был там; мед, пивные пилы — А усы просто мокрые. |
В симфоническом вступлении друг друга сменяют праздничные фанфары, колокольная тема города Кэнди, изящно оркестрованная мелодия народной песни «В саду, в саду», мужественный марш, который характеризует морских рыцарей и очаровательные мелодии принцессы Лебеди; все они сплетены в чарующий сверкающий звуковой узор.