Картинки сказка о репке: Репка. Сказка с картинками. » Сайт для детей и родителей

Содержание

Про репку — слушать сказку онлайн mp3, читать сказку c картинками | Сказки Носова

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе, даже не нужно было пальто надевать — совсем как летом. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками, такими мягкими, нежными.

Очень радостно было смотреть на них! В этот день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме: 

— Мама, скоро мы поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через неделю. 

— Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче. 

— А я и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду что-нибудь делать. 

— Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек? 

Павлик задумался:

— Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород сажать.

 

— Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку. 

На другой день Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал: 

— Смотрите, какая у меня лопата есть! Я буду огород сажать. 

Дети окружили его и стали смеяться: 

— Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не вырастет. 

— Почему не вырастет? Вырастет! — сказал Павлик. 

— Нет, не вырастет! Нет, не вырастет! 

Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть не заплакал. 

— Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.- Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет большой-пребольшой огород. 

— Конечно, вырастет,- сказал Павлик. 

Он успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним бабушка, и он сказал: 

— Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород? 

— Вырастет. 

— А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян.  

— Я куплю. 

— Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем. 

— 3автра куплю. 

На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит: 

— Вот твои семена. 

И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а в пакете — зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку. 

— Что же это за семена? — спросил он. 

— Это семена репки. 

— Отчего же они такие маленькие? 

— Такие уж семена у репки,- сказала бабушка. 

— Из каждого зернышка вырастает репка? — спросил Павлик. 

— Вырастет. 

— Да как же она вырастет, бабушка? 

— Так уж и вырастет. Сам увидишь. 

Бабушка объяснила Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена. 

Павлик слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал показывать ребятам: 

— Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка!

— Какая же это репка? — удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак.

 

— Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает. 

— Как же она вырастет? 

— Не знаю. 

— Сам не знаешь, а говоришь,- сказали ребята и не стали его слушать. 

Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге Николаевне и спросил: 

— Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У меня есть семена.

— Можно,- сказала Ольга Николаевна. 

Она показала Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть. Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел бросать начатого дела. Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала: 

— Дай теперь мне покопать, Павлик, ты устал. 

— Ну, покопай немножко,- согласился Павлик,- а потом снова я. 

Ниночка взяла лопатку и стала копать. 

Ребята смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать.  

— Дай и нам покопать,- стали просить они Павлика. 

— Копайте,- говорит Павлик. 

Ребята по очереди стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но Павлик сказал: 

— Если будете спорить, то совсем заберу лопату. 

Тогда ребята утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена. 

— Дай и нам посадить,- стали просить ребята. 

— Не могу. Мне самому интересно,- ответил Павлик. 

— Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя. 

— Я ведь не заставлял вас. 

— Ну, дай хоть одно зернышко!

Павлик дал ему посадить одно семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по две штуки посадили. 

На следующий день ребята проснулись рано и сразу побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти.

— Если огород поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя. 

Ребята побежали к Ольге Николаевне, попросили у нее садовую лейку и стали поливать грядку водой. Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно. 

— Что же это такое? — говорили ребята. — Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили — вот они и растут вниз, а не вверх. 

И ребята перестали поливать огород. Павлик думал: 

«Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!..» 

Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.

— Вот тебе и выросла репка! — говорили ребята.- Даром только трудились. 

Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами, собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе кормушку для птиц.

Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили птичек, которые прилетали из леса.

 

Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка. 

— Ну вот,- сказал он,- уже наш огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными рядами будто ее кто-то нарочно посадил. 

— Да это ведь наша репа растет! — закричал Павлик. Прибежали ребята. 

— А может быть, это и не репка? — сказали они. 

— Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка сказала — репа, значит, и будет репка. 

Ребята снова стали поливать огород. Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город. 

— Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге Николаевне и спросил: 

— А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить? 

— Приедут другие дети, из другого детского сада. 

— А! Ну, тогда хорошо. Пусть они себе мою репку возьмут, когда вырастет. 

Ребята уехали. Стало тихо на даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали, будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору, заглядывали во все уголки. 

— Глядите, огород! — закричал кто-то. 

Отовсюду сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала самая старшая девочка, Зина. 

— Зачем же вы топчете огород? — закричала она.- Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно! 

Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку. 

Наступило жаркое время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них опустились книзу и начали даже желтеть.

Однажды Зина шла мимо грядки. 

— Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они совсем засохнут. 

Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку. 

Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто со стаканом. 

Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали грядку из лейки. 

Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки больших желтых репок. 

— Чья же это репка? — спрашивали ребята.- Кто ее посадил? 

— Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого детского сада,- сказала Зина. 

Перед отъездом с дачи ребята решили убрать огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку. Куча получилась порядочная. 

— Большой урожай получился! — радовались ребята.  

Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что теперь делать с ней. 

Вот и осень пришла. 

— Надевай-ка пальто и калоши, на дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в детский сад. 

Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли. Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев нападало! Прямо как по ковру идешь. 

В этот день Ольга Николаевна занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а Ольга Николаевна ставила всем отметки.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами был написан адрес детского сада. 

— Вам посылка,- сказал почтальон и поставил ящик на стол. 

— А что в этой посылке? — стали спрашивать дети. 

— Не знаю, ребята. Что-то очень тяжелое — насилу я дотащил,- сказал почтальон. 

Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла крышку.  

— Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа! 

Все ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался. 

— Правда, репка! — закричал он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать? 

Тут и другие дети стали на стулья взбираться. 

— Погодите, ребята, тут письмо есть, — сказала Ольга Николаевна. 

Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала читать: 

«Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье». 

— Значит, это та репка, которую мы сажали! — закричали ребята.- Вот какая она большая выросла. 

Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут 6ыло! 

Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее вырастили другие ребята и прислали в посылке. 

С тех пор, когда в детский сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту историю. 

Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю Дашу приготовить ее, 

Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее: 

— Ах, какая вкусная репка! 

— А помните, какие были репкины семена? — сказала Таня. Совсем-совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка. 

— Это все Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.

«Репка»: революция | Папмамбук

Существует вероятность, что современные молодые родители попытаются всеми силами избежать испытания «Репкой» в своей родительской жизни – такую скуку она у них вызывает.
Но вдруг появляется «Репка» с иллюстрациями Евгения Антоненкова– и происходит сбой «автоматизированных программ». Новое прочтение старого текста. «Реповая» революция в головах.
Эта книжка с рисунками Антоненкова побудила нас провести маленький эксперимент. Мы принесли на фестиваль «Старт Ап» несколько разных изданий сказки и предложили случайным посетителям, пожелавшим поиграть с нами в «литературную игру», с одной стороны, выбрать книгу, которая им нравится, с другой – назвать то издание, которое они не купили бы никогда в жизни. Мы хотели посмотреть, что будет с антоненковской «Репкой», которая явно выбивается из традиционного иллюстративного ряда.

Выбирать нужно было из таких книг:
«Репка» издания 1975 года с рисунками Т. Шеваревой;
«Репка» издания 1988 года с рисунками С. Антиповой;
«Репка» издания 1985 года с рисунками В. Лосина;
«Репка» издательства «Самокат» 2007 года с рисунками Н. Петровой;
«Репка» издательства «Махаон» 2010 года с рисунками Е. Антоненкова.

Настя, 39 лет, мама троих детей (пять, семь и одиннадцать лет):
Из всех «Репок» я бы выбрала самокатовское издание. Мне нравится минимализм иллюстраций. Нравится, как репка все больше и больше наклоняется с появлением нового персонажа. А пятилетка, думаю, мог бы сам эту книжку прочитать. Цветные слова мне нравятся.
А вот книгу с рисунками Антоненкова я бы никогда не купила. Маленькому ребенку – никогда!

Кристина, 33 года, мама двое детей (двух и пяти лет):
Для начального знакомства с книгой, для малыша полутора-двух лет, я бы выбрала самокатовскую «Репку». Тут на рисунках ничего лишнего нет. Легко описать словами все, что на картинках изображено. В то же время видно, что герой чувствует. Например, понятно, что вот тут дедушка задумался – это с помощью жеста показано.
Для трехлетнего я бы выбрала «Репку» с иллюстрациями Шеваревой. Это, мне кажется, классическое изображение сюжета. На большой картинке нарисовано то, о чем говорится в тексте. А на белом поле изображен персонаж, которого зовут на помощь. И, что важно, картинки не перегружены деталями. Ну а для пятилетнего я бы выбрала Антоненкова. Прикольно. Весело. И если ребенок читающий, он может сам прочитать сказку.

Владимир, 23 года. Детей нет. («Это неважно, – заметил Владимир. – Я сам как ребенок!»):
Выбрал бы книгу с иллюстрациями Шеваревой. Тут все такое душевное. От персонажей мудростью веет. Сосредоточенностью. А у внучки какое лицо, вы посмотрите!
А вот Антоненкова я бы никогда не выбрал. Нет – Антоненкову!

Евгения, 37 лет, двое детей (12 и 14 лет):
Я бы выбрала книгу с рисунками Антиповой. Вы посмотрите, как тут подробно изображены все действия. На одном развороте персонажи зовут на помощь. На другом – тянут репку. Как много тут подробностей деревенского быта изображено. Сколько поводов поговорить с ребенком о сельской жизни.
А вот книгу с рисунками Антоненкова я бы не выбрала ни под каким видом.

Юля, 28 лет, сын (2 года семь месяцев):
Я бы выбрала книгу с рисунками Антоненкова. Картинки такие неожиданные и интересные. Тут ведь про каждого персонажа можно отдельную историю рассказать.
А вот что бы я никогда не купила, так это самокатовскую «Репку». Скучные, однообразные картинки, цвета бледные.

* * *
Так объясняли свой выбор участники нашего эксперимента. И вдруг появился Тихон, человек десяти лет.
Он подошел к нашему столу и тут же приметил антоненковскую «Репку».
– Ой, – сказал Тихон, открыв первую страницу. – Дедушка! Смешной какой!
– Ой, – снова сказал Тихон, перевернув страницу. – Ма, да ты посмотри, какая бабушка! – и покатился от смеха. – Это же не бабушка, это француженка какая-то. У нее очки и зонтик. Мам, ты когда-нибудь такую бабушку видела? Это что – «Репка»? Это не «Репка»! – в голосе Тихона сквозили восторженные интонации.
– Мам, а это-то кто?! Взгляни! Да это ж Сашка, сестра моя! Да точная копия! Ты гляди, мам, мам, она же в кроссовках! Ну точно Сашка. И щеки надула. Ну и ну! – Тут Тихон просто осел от смеха на пол.
– Нет, а мышка-то, мышка! Ботаник. (Ликование.) В очках и с книжкой. Ненормальная семейка какая! Ой, не могу!.. Да эта ненормальная семейка, она что угодно вытащит!..
И пока Тихон, вцепившись в книгу, листал ее туда-сюда, то и дело хохоча, его мама с некоторой грустью сказала:
– Я бы купила Тихону эту «Репку», – хотя ему уже десять лет.
– Книжка не продается, – ответили мы, чувствую себя разрушителями человеческого счастья. – Это экспериментальный материал.

***
Я подозреваю, что была очень похожа на десятилетнего Тихона, когда впервые рассматривала антоненковскую «Репку».
Конечно же, я знаю, что «Репка», русская народная сказка в обработке К. Ушинского, включена в программу детского сада. Я знаю и то, что изначально эта сказка вовсе не предназначалась детям раннего возраста: из фольклорных текстов Ушинский подбирал материал для самостоятельного чтения школьников.
Но возрастная адресация сказки со временем изменилась: в послевоенные годы прошлого века сказка «спустилась вниз», к детям полутора-двух лет. И совершенно понятно, чем она привлекательна для маленького ребенка: дедушка, бабушка (не родители, заметьте, а те, кто сидит с ребенком, пока родители на работе), зверушки, их последовательное появление «на сцене». Повторяемость реплик (малыш-то только начинает говорить). Понятные малышу действия персонажей (тянет-потянет), которые легко изобразить. Их общее усилие, которое требует крепкого объятия. Именно так – через общее объятие, через слияние всех в одно – всегда и изображается «победа» над репкой.

       

Антоненковские иллюстрации создали совершенно иное прочтение сказки.
События происходят вовсе не в деревне, а, очевидно, на дачном участке. И дом, в котором проживает «ненормальная семейка», – не изба, а коттедж. И дед – вовсе не лаптях. Это совершенно современный, интеллигентный дед. Его принадлежность к «образованному классу» юмористически обозначена не только карандашами и бумагой, которые торчат из карманов его брюк, и чертежами, на которых обозначено место посадки репки, но и его тщедушным городским видом – тоненькими ручками и ножками. Собственно, в этом, по-видимому, и кроется одна из причин неудачи с вытягиванием репки. Бабка, как уже было сказано, – истинная «француженка». Дед своими криками оторвал ее от чашечки кофе. Ей совершенно не интересна дедова репка. Но врожденная интеллигентность не позволяет отказать ему в помощи… И так можно рассказывать про каждого персонажа. За каждым стоит его личная история. У каждого – это легко считывается с картинок – свой характер, свое поведение, особенности которого подчеркнуты разными «говорящими» деталями. Иными словами, все персонажи сказки – яркие индивидуальности, ценящие свою отдельность.
Да, они объединяются в общем усилии. Но никакого общего объятия, никакого слияния в единое целое здесь нет. И эмоции у каждого по поводу происходящего разные. И границы индивидуального пространства каждого персонажа сохраняются. А решающая роль мышки в вытягивании репки – это чистая случайность, происходящая без всякой на то мышиной воли. Мышке вообще нет дела ни до чего, кроме… чтения! Парадокс в том, что репку удается вытащить только благодаря тому, что мышка твердо следует принципу «проклятого индивидуализма» и пристрастия к книгам.

              

Антоненковские иллюстрации – это веселая пародия на современное культурное сообщество.
По его «Репке» действительно можно придумывать разные истории – настолько емкими оказываются здесь картинки. Они не покрываются текстом. В них создается совершенно новый мир, задается новое измерение повествования.
Это набор психологических этюдов, и это, конечно же, разрушение фольклорного мироощущения.
В интерпретации Антоненкова сказка становится авторской.
И потому эта книжка приводит в восторг подростка – человека, который переживает медленный и мучительный процесс автономизации и для которого так важно ощущение своей отдельности, непохожести, индивидуальности.
Может, антоненковскую «Репку» и не надо читать с малюсенькими детьми, которые еще не умеют говорить о себе «я» и для которых, как уже говорилось, еще очень ценно время от времени ощущать себя включенным в общее объятие.
Но для каких-нибудь крутых игроманов лет восьми-девяти от роду, и даже для развитого, уже научившегося читать шестилетки эта книга – самое то.
Да, сказка опять изменила свою возрастную адресацию.
Но это нормально – такая мобильность.
Это лишь симптом ее гениальности.
«Репка» – гениальная сказка.

Марина Аромштам

Разукрашки -Раскраска Репка распечатать -Игры

Абсолютно каждый ребенок в нашей стране обязательно узнает фразу «тянет-потянет,  вытянуть не может». И не удивительно, ведь это слова из самой популярной русской народной сказки «Репка». На ряду с несколькими другими, эту историю родители рассказывают своим детям с младенчества. Выбор вполне оправдан, т.к. сказка состоит всего лишь из нескольких строчек. Ребенку легко удержать в голове такой объем текста и к концу сказки помнить ее начало, тем самым уловить всю ее суть. К тому же «Репка» несет в себе глубочайший поучающий смысл.

Как правило, книжки с этой сказкой сопровождаются большими красочными картинками, которые иллюстрируют каждый этап развития сюжета. А в этом разделе мы предлагаем вам распечатать раскраски Репка, с помощью этих картинок вы с ребенком сможете закрепить полученную при прочтении сказки информацию: еще раз вспомнить содержание и обсудить смысл.

Чтобы ваш малыш лучше понял суть задания, покажите ему пример, раскрасьте сами какую-нибудь деталь рисунка. Пусть кроха увидит, как преображается черно-белый эскиз если над ним «поколдовать» с помощью карандашей или красок.

Если ребенок совсем еще мал, распечатайте для него одну раскраску Репка — финальную сцену и спросите, узнает ли он сказку. Попросите назвать всех героев по очереди. Ребенку же с 5 лет можно распечатать все раскраски Репка и предложить раскрасить сцены по порядку.

Что касается выбора цветов, дайте малышу свободу выбора, пусть раскрасит травку, небо, солнце и персонажей теми цветами, которые ему подскажет сердце. Именно в такие минуты, вы можете понаблюдать за творческой мыслью своего крохи и попытаться понять его личный неповторимый внутренний мир.

Напомним также, что раскраски Репка, как и все остальные, способствуют развитию эстетического восприятия и мелкой моторики ребенка, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии его речи и мыслительной деятельности.

Посмотрите также картинки для раскрашивания по мотивам мультика для малышей раскраски Смешарики.

На этой странице можно распечатать раскраски Репка:

  1. Распечатать раскраски — Сказка Репка
  2. Посадил дед репку — раскраска
  3. Раскраска Репка  — Позвал дед бабку
  4. Позвала бабка внучку — распечатать раскраски Репка
  5. Раскраска Вытянули репку — распечатать

Волчанская детская музыкальная школа | Музыкальные иллюстрации к сказке «Репка»

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся и преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДМШ, ДШИ, ДХШ

 

Образное мышление как отправная точка в развитии творческих способностей детей

Музыкальные иллюстрации к русской народной сказке «Репка»

 

Авторы:

Герлейн Елена Иосифовна,

преподаватель вокально-хоровых дисциплин

высшей квалификационной категории

МБОУ ДО ВДМШ

 

Горошко Анна Игоревна,

преподаватель

высшей квалификационной категории

МБОУ ДО ВДМШ

 

 

2020 год

г. Волчанск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На начальном этапе обучения игра, как одна из наиболее доступных форм, позволяет создавать на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости и наиболее полно раскрывать творческие возможности ребенка.

Основной целью преподавателя и собственно образовательного учреждения должно быть педагогическое содействие приобретению учащимися высокой мотивации к учебной и исполнительской деятельности. Данной цели способствует внедрение игровой технологии, а именно творческих упражнений для занятий на уроке и самостоятельной работы учащихся, а также активное участие детей и преподавателей в творческой жизни школы.

Кроме того, чтобы обучение ребенка проходило успешно, необходимо постоянно развивать учебную мотивацию, повышая интерес учащихся к занятиям. Существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке.

Поэтому, при распевании мы стали использовать не скучные традиционные упражнения, а новые попевки, являющиеся воплощением ярких образов!

 

 

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

К моменту поступления в ДМШ дети уже имеют жизненный опыт, пусть и небогатый, зато очень богатое воображение и яркую непосредственность. Мышление у них все еще преобладает правополушарное, т.е. образное. А это как раз то, что необходимо использовать для развития у детей тех или иных творческих способностей, но не в форме изнурительных занятий, а в форме непринужденной игры.

Мы берем любую сказку, хорошо известную детям, и каждого героя наделяем вокальной партией. Здесь воля нашим фантазиям. Петь могут не только герои (люди, звери и птицы), но и любой пенёк, деревце, тарелка, овощ и т. д. Все зависит от нашего творческого потенциала и индивидуального подхода к обучающимся. Возможно, мы захотим дать роль каждому ребенку, подчеркнув тем самым его индивидуальность и певческие возможности. А возможно, наоборот, хоровое или ансамблевое исполнение, для того, чтобы добиться хорошего унисона, более мощного по силе звука, не требующего решения других дополнительных задач. Прежде всего, мы обращаем внимание на певческий диапазон тех, с кем в данный момент работаем (группа это или солист), и придумываем материал, ориентированный на способности конкретных детей (используем индивидуальный подход). Попевка может строиться и на двух нотах, главное, чтобы она отображала характер своего героя.

 

Мы обратились к русской народной сказке «Репка» [1], и создали ее музыкальный вариант. От автора может выступать любой ребенок (текст известен всем), а также преподаватель, концертмейстер или родители. Получилось восемь попевок.

Мы умышленно не указываем темп и характер в упражнениях, чтобы не ограничивать детей и педагогов в выборе выразительных средств для создания тех или иных образов. Мы частично описываем лишь те структурные элементы музыкального языка, которые неизбежно использовали мы.

  1. Репка. Мелодия на одном звуке и ритмическом остинато строится не случайно, ведь репка неподвижно сидит в грядке. А краски добавятся благодаря гармоническому сопровождению и непосредственно исполнению. Практика показывает, что с этим упражнением справляются все без исключения дети, необходимо лишь найти у них примарный тон. Тогда, даже не смотря на минимальный диапазон, ребенок имеет возможность исполнить главную роль! А это очень важно для его самореализации и укрепления уверенности в себе, ведь каждый ребенок убежден в том, что он гениален.
  2. Дед. Упражнение основано на ладовом тяготении второй ступени в тонику, что усиливается гармонической поддержкой. Нисходящие секундовые интонации подобны мелким, шаркающим старческим шагам (ведь по нашей версии деду сто лет).

При наличии времени и желания песню Репки можно исполнять между всеми остальными номерами, после слов «…тянут-потянут, вытянуть не могут…».

  1. Бабка. Мелодический диапазон упражнения расширяется до терции, которая являет собой опевание тоники ровными длительностями. Размеренность и нерасторопность. А вот образная сфера здесь поистине безгранична. Сначала дети изображают бабку под стать деду: старую и неповоротливую. Но стоит их чуть переориентировать, и бабушка молодеет, становится напомаженной, в спортивном костюме, с палками для скандинавской ходьбы. А потому меняется и характер исполнения. У каждого он индивидуален.
  2. Внучка. Для воплощения детского образа, близкого и понятного обучающимся, мы используем более мелкие длительности и терцовые скачки, ведь в этом возрасте они чаще бегают, прыгают и скачут, чем ходят и сидят. Диапазон расширяется до квинты. Напоминаю, что при создании попевок мы ориентировались на своих детей, а их возможности позволяли использовать октавный диапазон.
  3. Жучка.Незатейливая мелодия состоит из коротких секвентных мотивов, непрерывно повторяющихся друг за другом. Как будто неразумный щенок кружится, пытаясь поймать свой собственный хвост. При этом надо как можно натуральнее лаять, а не петь.
  4. Кошка. А вот кошка, наоборот, гибкая, бесшумная, ленивая, неспешная, поэтому выбор пал на вальс: легкий, плавный, скользящий. Восходящее движение по звукам трезвучий в начале компенсируется поступенным нисходящим движением в конце. Словно кошка томно выгнула спину, потянулась, а потом неторопливо отправилась на зов.
  5. Мышка.Именно мышка в сказке помогла вытянуть репку. По нашей версии это произошло благодаря здоровому образу жизни. Поэтому и мелодия строится просто, четко и удобно, как физкультура: наклоны, повороты, вверх, вниз.
  6. Финальная песня.Это марш, подобный советской массовой песне — бодрый, энергичный, позитивный, объединяющий, устремленный в светлое будущее. Поэтому пунктирный ритм, паузы и восходящее движение к верхней тонике.

Сказка ложь, да в ней намек… В каждой народной сказке содержится веками накопленный опыт и мудрость. Здесь можно почерпнуть уроки морали и нравственности, и усилить их поучительными текстами к упражнениям (о витаминах, зарядке, помощи ближнему и т.д.). Эта сказка хороша еще и тем, что в ней мы буквально «воспеваем» духовные ценности семьи: дружбу, любовь и взаимовыручку.

По мере освоения материала рекомендуем постоянно меняться ролями, петь и сольно, и группами (между героями, например, вместе с Репкой могут петь те, кто уже пришел ее тянуть), тогда музыка будет все время звучать по-новому, а значит, долго не наскучит.

 В дальнейшем мы будем менять тональности, расширяя границы певческого диапазона, увеличивать количество повторений каждой попевки, в зависимости от задач, которые мы решаем на данном уроке (интонация, артикуляция, дикция, унисон, фразировка, звуковедение и т.д.), цель остается неизменной: развитие певческих навыков обучающихся. Но самоцелью здесь является не пение, а создание сказочного образа: достижение детьми ярких и непосредственных образов Дедки, Бабки, Мышки, и т.д.

В современном мире важную роль играет применение в образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Данное пособие, включающее видео комментарии, мы также разместили на официальном сайте Волчанской детской музыкальной школы:http://vdmsh.ekb.muzkult.ru/repka.

 

Надеемся, что сегодня, в условиях дистанционного обучения, данная работа будет актуальной, полезной для педагогов и интересной для детей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

  1. Фортепиано или любой другой музыкальный инструмент, которым владеет обучающийся.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Репка. Русские народные сказки. Издательство: Азбука, 2014 г.

 

 


 

 

Презентация к сказке «Репка» — дошкольное образование, презентации

Данная презентация создана для детей трёхлетнего возраста.
В этой презентации есть текст сказки (для воспитателя) и красочные картинки (для детей).
Презентация оформлена красочно. 
Текст сказки «Репка»:

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Просмотр содержимого документа
«Презентация к сказке «Репка» »

Презентация к сказке «Репка»

Составитель:

Агафонова Галина Викторовна,

воспитатель детского сада «Синяя птица»

с. Лопатино Нижегородской области

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку.

Выросла репка большая-пребольшая.

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут…

Вытащили репку!

Как я рисовала сказку «Репку»

Как я рисовала «Репку».

«Потому что совместный труд-он объединяет»

слова знаменитого кота Матроскина.

И я считаю что сказка «Репка» — именно про это!

 

Эта народная сказка известна всем. Репку рисовали уже много-много раз разные художники.

Я тоже иллюстрировала эту сказку лет десять назад для издательства «Золотые страницы». Это были акварельные иллюстрации и книжка была маленького размера. Мне хотелось нарисовать все по-новому, поэтому я решила забыть старую работу и сделать все по другому для издательства «Качели».

Конечно, главным в этой сказке являются персонажи. Их шесть и все они- главные! Сначала я рисовала поиски дизайна каждого персонажа. Искала типажи, понимая, что они должны быть разными, характерными, интересными. В каждом герое нужно изобразить что-то особенное, не похожее на остальных. Я стала придумывать каждого персонажа: причудливого деда розовой рубахе, толстую хозяйственную бабку, озорную симпатичную внучку и смешных животных домочадцев.

Я решила что дед- будет умный и спокойный, начитанный, любитель природы ,поэтому к нему так тянутся животные и птицы. Это не трудно заметить, если обратить внимание как несколько птичек с начала сказки всегда с ним. Они были рядом, когда он кидал семена в землю, всеми силами помогают ему тянуть уже огромную репку, подбадривают и укрывают листиком лопуха от палящего солнца. Дед любит ко всякому делу подходить основательно, со всей серьезностью, не даром он прихватил книжку, которую возможно уже давно изучал.  Дедка с характером, любит воплощать свои смелые идеи и ненароком втягивает в это свою бабку.

Образ бабки — очарователен! Ведь она хранительница домашнего очага и отменная хозяйка. Поэтому ей было просто некогда отозваться на просьбу деда о помощи…Да еще радикулит…

Внучка — девица-краса… она играла на лугу со своей любимой куклой, и мечтала обо всем, о чем только может мечтать девочка в шесть лет. Но прибежала Жучка, и ей пришлось прервать свое веселье. Образ внучки — романтичен, она ,как её дедушка, любит природу, плетёт венки и разговаривает с божьими коровками. Внучке пришлось непросто, тянуть было слишком трудно, а еще корова и стала жевать ее соломенную куклу! –я хотела в рисунках передать эмоции и на все разворотах настроение персонажей меняется: то они дружно весело тянут ,то совсем устали… злятся, хотят идти домой, пить чай!

Жучка — тоже смешная. Возможно, самый позитивный персонаж — она легко ладит со всеми членами семьи и умеет уступать. У Жучки прекрасное настроение  она всегда предана своему хозяину и дружит доже с Кошкой.

Кошка-ленивая, своенравная. Но и ей пришлось оставить любимый коврик на заборе и пойти помогать-тянуть репку.

Мышка-незаменимый персонаж в этой сказке-ведь без нее не настала бы кульминация и ,возможно репку не вытяну ли бы совсем. Поэтому Мышка появляется не только на последних страницах, а участвует в процессе чуть ли ни с самого начала.

Чтобы ребенку было весело и интересно рассматривать иллюстрации , я нарисовала дополнительных персонажей — это гуси, корова, поросенок и птички. Эти персонажи появляются в разброс и обогащают сюжетную линию сказки.

Я меняла композиции, эмоции, ракурсы,-всё, чтобы книжка была полной и радостной.

Я люблю сказки. Они учат добру.

Репка-это народная русская классика, в которой раскрывается простая истина — в семье — помогают все!!

Елена Гершуни.