Автоматизация звука [Ы]
Автоматизация звука [Ы]
Речевой и картинный материал.
Введение.
Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.
В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных , свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.
В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы]. Они заменяют его на звук [И].
При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).
Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.
Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.
Материал я даю в следующей последовательности:
- Постановка звука
- Автоматизация звука в слогах
- Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
- Автоматизация в словосочетаниях
- Автоматизация в чистоговорках
- Автоматизация в предложениях.
- Игры и упражнения
- Дифференциация звуков [И-Ы]
В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.
1. Артикуляция звука [Ы].
Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.
1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.
2 способ.
Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.
А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.
Практический материал по автоматизации звука [Ы]
1. Повтори слоги
мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым
ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын
пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып
ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт
2. Повтори слова
а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.
б) дыня, мыло*, рыба*.
в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*
г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*
д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,
е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.
з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.
3. Повтори словосочетания
Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.
4.Чистоговорки
Ды-ды-ды — в лесу дубы.
Ты-ты-ты — у Наты ноты.
Вы-вы-вы – нет совы.
Сы-сы — сы – у кота усы.
Ды-ды-ды – на снегу следы.
Ты-ты-ты – у Любы банты.
5. Повтори предложения.
На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.
По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.
6. Повтори стишки.
Вот бычок: «Му-му-му».
Надо кашу дать быку.
«Ма — мо-му, ма-мо-мы»
Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)
Мышка в норку убежала.
В лапы к кошке не попала.
Мышь смеется «Ну дела,
Кошку я обогнала» (считалка)
6.Игры и упражнения
А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)
Панама — панамы
Ягода — ягоды
Поляна — поляны
Канава — канавы
Вагон — вагоны
Банан – бананы
Букет – букеты
Кабан – кабаны
Томат – томаты
Бутон – бутоны
Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.
В) Давай, посчитаем . (согласование числительного два с существительными)
Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.
Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)
(много чего?)
Вода – много воды
Вата — много ваты
Тыква — много тыквы
Клюква — много клюквы
Пена — много пены
Капуста — много капусты
Солома — много соломы
Колбаса — много колбасы
Трава — много травы
Крупа — много крупы
Свекла — много свеклы
Д) Образование относительных прилагательных.
Ствол ели – еловый
Пирог из ягод – ягодный
Сок из томатов — томатный
Лист клена — кленовый
Комок из снега — снежный
Сок из яблок – яблочный
Веник из березы — березовый
Лист железа — железный
Е) Скажи наоборот.
Дорогой — дешевый
Легкий — тяжелый
Тонкий — толстый
Больной – здоровый
Пустой — полный
Холодный — теплый
Светлый — темный
Богатый- бедный
Белый — черный
Веселый – грустный
Злой — добрый
Новый — старый
Сухой – мокрый
Сильный — слабый.
Сладкий — соленый.
Северный — южный.
8. Дифференциация звуков [Ы-И]
А) Повтори слоги
ты-ты ды-ди ны-ни
бы-бы зы-зи фы-фи
гы-ги мы-ми кы-ки
пы-пи сы-си вы-ви
б) Повтори слова парами
Был-бил
Ныл – Нил
Выл-вил
Мыло – Мила
Мышка – мишка
В) Повтори слова
быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.
Г) Повтори словосочетания
сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.
Д) Повтори предложения, стишки.
У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.
Сливы у Нины
Вишни у Димы
Тыквы у Вити
Дыни у Мити.
Мы козлики.
-Мы козлики!
-Какие вы?
— Рогатые!
— Мы котики!
-Какие вы?
— Мохнатые!
-Мы ежики!
-Какие вы?
— Колючие!
-Мы девочки!
— Какие вы?
-Красивые!
-А вы, какие мальчики?
-Мы — сильные! (В. Данько)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья осины,
Листики клена,
Листья калины,
Листья малины мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева )
Мишки и мышки.
Мишки с мышкой поиграли,
Мышке ушко оторвали.
Ушко сделано из ваты.
Разве мишки виноваты? ( К.Стрельникова)
Е) Игры и упражнения. «Один – много»
Образование множественного числа существительных. (ы или и)
Панама — панамы
Петух — петухи
Домик — домики
Билет – билеты
Пион — пионы
Веник — веники
Паук — пауки
Диван – диваны.
Лебедь – лебеди
Вагон – вагоны.
Список использованной литературы:
1. Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008
2. Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005
3. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Москва 2006
4. Крылова К.Л, Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с ТНР. М.Просвещение.1993.
5. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [К,К’ ]Издательство Академия Развития г. Ярославль.2001
6. сухих И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Издательство Академия Развития г. Ярославль.2002
7. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. М. Гном-Пресс 1999
8. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Москва 2001
Агапитова Е.В.,
учитель-логопед
Буквы У,Ы,И (обучающие картинки для дошколят)
Поделиться:
Продолжаю выкладывать свои рисунки, объединенные общей темой «Обучение грамоте дошколят». Первая часть здесь https://stranamasterov.ru/node/217614?tid=451 (буквы А,О). Сегодня будем искать буквы и звуки У, Ы, И.
Во что превратилась буква У? Найдите ее вместе с детьми и раскрасьте. Подсказка: зайчик, веточки, узор на ошейнике, в цветах.
А вот теперь поищем звук «У». Обращайте внимание детей на различия между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишим.
«Кот Васька, как и все коты,
Когда сидит напоминает букву Ы».
Стишок не мой, я лишь нарисовала к ниму рисунок «Буквы Ы — кот Васька».
Здесь ищем предметы, в названии которых есть звук «Ы». При желании их можно раскрасить.
И — Иголка и нИткой.
Тренируемся писать букву И по точкам, «вставляем» нитку в иголку.
Еще одна буква И. Это Ира.
Снова займемся поисками. Теперь уже ищем букву И. Сама уже забыла, сколько здесь И.
И потренируемся еще раз писать И, но сначала буквы надо найти.
Спасибо за внимание!
Урок обучения грамоте по теме: «Звук [ы], буква ы»
Цели:
- Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
- Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
- Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.
Оборудование:
- алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, «звуковички»,
- картинка «Сова», картинка «Бобры», подарок-сюрприз «Сова» (символ) — на каждого ученика.
I. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.
II. Новый материал.
— Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)
— Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] — гласный, т. к. его можно тянуть и петь).
— Давайте потянем звук [ы]. (ы — ы — ы. . .)
— Давайте попоем, (ы — ыы — ы — ыы. . .)
На доске: «звуковички»
— Каким «звуковичком» можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)
— А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)
— Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)
Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.
— А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)
На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.
— А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах
На доске: табличка (буква ы — печатная и письменная).
— Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)
На доске: алфавит.
— Найдите место буквы ы. Покажите.
Ф/м
Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке — целый мир,
В каждом мире — вкусный сыр,
В каждом сыре — восемь дыр.
Вопрос для самых внимательных:
В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?
Назовите. (Дети называют слова.)
— Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
Дети приводят примеры слов.
— Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].
Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.
Двустишие
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
— Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)
— Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.
Ф/м
Совушка — сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!
— Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
— Где в слове — отгадке слышится звук [ы]?
— Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)
Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.
На доске картинка “Бобры”.
— Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)
— Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.
— Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?
(Свободные высказывания детей.)
А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)
— Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)
— Как автор называет бобров? (Дровосеки.) Почему?
Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.
— От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)
— Мы узнали, какие бобры — мастера — дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.
— От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)
Все бобры добры
Для своих бобрят.
— В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?
— Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята — детеныши.)
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).
Идут бобры
В сыры боры.
— В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),
Ф/М
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
III. Обобщение
— Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке — поднимите руки.
— Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?
— Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы — если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову — свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее — бумажную сову.
Всем детям раздаются призы.
— Урок окончен. Спасибо.
Буква Ы задания для дошкольников с картинками
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
- Дым
- Сыр
- Усы
- Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА — какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать Скачать файл
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
— Кара-ул!!!
— А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
— Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
— Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда.
— Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,— сказал Мыша.
— Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып.
— А т-ты?
— С тобой нет.
И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню.
— Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
— Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,— вытирая усы, сказал Мыша.
— А кто же это был?
— Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
(Г. Юдин)
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла —
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: — Му!
— Мяу! — кот сказал ему.
— Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы — мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы — нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Полезные материалы
«Звук и буква Ы»
Цель: Продолжить знакомство с гласными звуками.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
- Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
- Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” — буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, картинка-ребус, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, подносы с элементами букв, подносы с фишками чёрного и красного цвета, карточки “дым”.
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
— Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Учитель: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
2. Работа над дыханием и голосом
— работа над силой речевого дыханием
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)
Учитель: И у нас листья закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Учитель: Эти камни мы используем для переправы через речку.
— работа над силой голоса
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).
3. Сообщение темы.
— Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Учитель достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая)
— Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет – лабиринт.
Учитель: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Учитель говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Цветы.) Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук” (цветы-ы) Дети выделяют звук [ Ы].
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:
— Губы открыты или смыкаются? (открыты)
— Зубы открыты или смыкаются? (открыты)
— Где находится язык? (он лежит на дне рта)
— Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным)
5. Развитие фонематическо слуха.
Учитель предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Учитель: Я буду называть разные звуки. Когда вы услышите [Ы], хлопните в ладоши. (Небольшим экраном учитель прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-ы-у-м-ы-э-ы-ш-ы. (Затем слоги) Cа-со-сы-мо-ты-ыр-во.
А теперь предлагаю прогуляться.
Физминутка
1-2(хлопок на слово) – острова (ладошки “кладём ”на уровне груди)
3-4 (хлопок на слово) – мы поплыли (движения брасом)
5-6 (хлопок на слово) – будем здесь (присели и хлопаем по коленкам)
7-8 (хлопок на слово) –выше сосен (потянулись на носочках, руки тянутся вверх)
9-10 (хлопок на слово) – мы в пути (шагаем на месте)
Досчитал до десяти. (на каждый слог различные движения)
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.
Дети подходят к группе столов с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 группе столов лежат 4 разрезные карти
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква «Ы»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук и буква «Ы».
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком и буквой «Ы»;
— научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам;
— формировать навык определять место звука в слове;
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
— развивать фразовую речь.
Коррекционно-воспитательные:
— формировать положительную мотивацию к занятиям;
— воспитывать умение слушать и слышать друг друга и педагога;
— воспитывать навык самоконтроля;
Оборудование: волшебная палочка, предметные картинки, мультимедия с презентацией, предметные картинки на звук «Ы», звуковые линейки (рыбки) наборы с цветными кружками для выкладывания звуковой схемы,
Ход занятия:
1.ОРГ. МОМЕНТ. Повторение пройденных гласных звуков. Игра «Волшебная палочка». Педагог подносит палочку к ребенку, тот называет слово на заданный звук (А, У, О, И).
2. Комплекс артикуляционной гимнастики
Учитель — логопед (воспитатель)— Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную гимнастику.
«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.
«Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка».
«Окошко» – широко открыть рот.
«Окошко открываем и закрываем».
«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.
3 Знакомство с темой:
Учитель — логопед (воспитатель)— Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.
Отгадайте загадки: (мультимедиа или предметные картинки)
— Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
— Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
— Из малых кошек, из пятнистых, А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь», Она ведь хищник грозный … (Рысь) (появляется картинка)
— Творожку я брат, Сметанке — сват, Маслу — племянник, А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
— Вьется, взвивается, В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
4) Артикуляция звука
Учитель — логопед (воспитатель)— Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. Чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.
5) Характеристика звука.
Учитель — логопед (воспитатель): Звук «Ы» какой?
Ответы детей — Звук [ы] – гласный( потому что его можно петь) обозначается красным кружком).
6). «Услышишь хлопни»-развитие фонематического восприятия. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук Ы.
В звуковом ряду-а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и;
В слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы.
В словах:мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, сын, косынка, синий, носилки.
7)работа с предметными картинками:
Учитель-логопед:– А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
— Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], вывешивают картинку на доску.
Учитель-логопед:– А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе. (Воспитатель показывает соответствующие картинки).
Учитель-логопед (Воспитатель): В поле выросли…
Дети. Цветы
Учитель-логопед (Воспитатель): Звенят над нами…
Дети. Комары
Учитель-логопед (Воспитатель): На полянку под…
Дети. Берёзы
Учитель-логопед (Воспитатель): Вышли прогуляться…
Дети. Козы
Учитель-логопед (Воспитатель): Над рекою так красиво
Наклонили ветви…
Дети. Ивы
Учитель-логопед (Воспитатель): Стоят старые…
Дети. Дубы
Учитель-логопед (Воспитатель): Собираем мы…
Дети. Грибы
Учитель-логопед (Воспитатель): Мамы курочки глядят
На пушистеньких…
Дети. Цыплят
Учитель-логопед (Воспитатель): Вот какие замечательные стихи у нас получились! Молодцы!
8. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны — Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны — Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
9.Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками (рыбками)
Учитель-логопед (воспитатель):- Поставьте красный кружок на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] (в начале слова, в середине, в конце)
в словах: Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа или работа у доски)
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
— Назовите первый звук. (У)
— Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
— Назовите второй звук. (с)
— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
— Назовите третий звук. (ы)
— Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
11. Знакомство с буквой Ы:
Учитель-логопед (воспитатель):- Я вам покажу букву, которой обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
— Эта буква всегда маленького роста, живет она в красном домике.
-На что похожа эта буква?
-Из каких элементов состоит?
-Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем:
-Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.
Запомнили эту букву? Отыщите её в разрезной азбуке.
-А теперь почитаем слова с этой буквой (Открыть слова на доске): дым, коты, бык дубы, ноты вагоны, батоны.
12. Итог НОД:
— С каким звуком мы познакомились? (Мы познакомились со звуком Ы).
-Дайте характеристику звуку Ы (Звук ы-гласный-он поется, обозначается красным цветом).
-Назовите слова со звуком Ы?
-Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
13. Домашнее задание в раб.тетради: Заучивание стихотворения М. Мышковской, ответить на вопросы полным предложением.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
вопросы:
Что и чем мыла мышка?
Как она все это мыла и что с ней стало?
.
Изучение дошкольниками звука «Ы» и буква Ы
Программное содержание: продолжить знакомство со звуком «ы», познакомить с буквой Ы, различать звук и букву среди других звуков и букв, находить слова в тексте со звуком «ы», определять место звука в слове, чётко произносить звук «ы» в словах и словосочетании, развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память.
Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Артикуляционная гимнастика для губ с физическими упражнениями.
2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».
Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.
3. Нахождение звука «ы» в словах.
Перед детьми выставляются картинки со звуком «ы». Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.
4. Нахождение звука «ы» в тексте.
Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».
Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).
Что грызли мыши? ( Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».
Физминутка.
Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.
Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловку
Переловим всех за раз.
5. Знакомство с буквой Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы-
Все мы знать её должны.
Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.
Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.
6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.
Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).
— А вы знаете, что идти может ещё и время?
— Как мы узнаём время?
— По часам.
Где вы видели часы?
Как они называются?
Перед детьми выставляются различные виды часов.
Эти часы носят на руке. Они наручные.
Эти часы висят на стене. Они настенные.
Эти часы стоят на столе. Они настольные.
Это часы игрушка. Они игрушечные.
— А если часы висят на улице, как их называют?
-уличные часы.
Повторить названия часов.
7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».
Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.
8. Итог занятия. Оценка работы детей.
Движение «Звук тишины», автор JWiesner на DeviantArt
В конце мая DeviantArt хочет удалить старый сайт и использовать только Eclipse! И мне это НЕ нравится!
(Правка: ДА, ВЫ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ ЭТО. ЭТО НУЖНО РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ КАК WILDFIRE. Кредиты идут на NO ECLIPSE N-NANI)Пожалуйста, проверьте движение!
Никакой активности на DA 1-3 мая, пожалуйста! Ни в коем случае не входите в систему в течение этого времени.
Ха-ха, тогда я буду использовать категорию «deviantID»! «Визуальное представление того, что вы чувствуете, идентифицирует вас», в конце концов, это тоже идеально подходит.: I
___
Хорошо, я уже 13 лет работаю на DeviantArt! Очевидно, 2020 год становится все хуже и хуже. Но я буду чертовски разозлен, если мне придется покинуть арт-сообщество, которое было для меня самым добрым и конструктивным, только потому, что администраторы DeviantArt вообще хотят сделать ТРУДНО существованию такого замечательного сообщества!
Хорошо, DeviantArt, я всегда поддерживал идею экспериментировать с новыми художественными стилями, пробовать новые вещи, которые могут работать, а могут и не работать, а потом исправлять ошибки.Каждый великий художник хочет время от времени выходить из своей зоны комфорта и исследовать. Так что я действительно уважал вас за желание создать Eclipse!
Было также хорошей идеей иметь оба варианта, доступные для этого замечательного сообщества — использовать и старый сайт, и Eclipse. Таким образом, вы все еще можете работать над своим новым ребенком, в то время как другая часть сообщества продолжает общаться друг с другом на старом сайте.
Я надеялся, что в конечном итоге Eclipse станет достаточно похожим на старый сайт.Потому что прямо сейчас я переключаюсь на Eclipse только в том случае, если хочу проголосовать за крутой комментарий или изменить фоновое изображение в своем профиле. Все остальное было идеально на вашем старом сайте!
Eclipse никогда не был обновлением, до сих пор это всегда был эксперимент. И это ПО-прежнему чудовище Франкенштейна даже после стольких месяцев!
Вы не слушали бета-тестеров Eclipse, ни дружелюбных и терпеливых, ни тех, кто быстро переходил к делу, говоря более смелые слова. Так что я присоединюсь к этому движению и надеюсь, что вместо этого вы добьетесь этого.Не делай этого с нами!
Даже FurAffinity сделала отличное обновление макета, настолько тонкое и хорошее, что я больше не скучаю по его старому сайту. Так что даже Furries работает лучше, чем то, что в настоящее время является крупнейшим сайтом арт-сообщества.
DeviantArt, мы сделаем все возможное, чтобы спасти вас!
The Sound Of Silence — Заявление DA от Howl-n-Hart на DeviantArt
Сравнение предоставлено V0IDSPACERТеперь я хотел бы отметить, что несколько человек сказали мне , что сходство может быть связано с тем, что artstation и DA являются оба теперь принадлежат Wix.
Мне, честно говоря, нужно было бы провести некоторое исследование, чтобы увидеть , правда ли это или просто предположение.
Обновление
ArtStation НЕ принадлежит Wix, как обнаружили некоторые из наших сыщиков-комментаторов!
он принадлежит компании Ballistiq, но управляется как отдельное предприятие.
Даже новый логотип DA был подвергнут сомнению как плагиат:
www.creativebloq.com/logo-desi…
#TheSoundOfSilenceMovement
Пожалуйста, поделитесь этим журналом, чтобы присоединиться к нам и распространить информацию.
Некоторые говорили, что это привлекает внимание и в других местах, поэтому не стесняйтесь делиться своими инстаграммами, твиттерами и т. Д.
Не стесняйтесь перевести это на другие языки!
Давайте представим это как можно большему количеству глаз и художников!
Также прошу без негативных комментариев. Речь идет о поддержке друг друга. Не быть злонамеренным для DA или других пользователей
Установите будильник или подписывайтесь на меня, я опубликую журнал с напоминаниями накануне!
The Sound of Silence — Core Refund Tickets? Привет!
Создатель #TheSoundofSilenceMovement здесь.
другой пользователь DA заметил меня: iconrandomchiz: с другой интригующей идеей.
Пользователи присылают тикеты в службу поддержки с просьбой вернуть деньги за свои Core. Теперь я знаю, что большинство из вас, вероятно, вырежут ядро, если вы в конечном итоге уйдете на неопределенный срок или даже останетесь, поскольку все эти симпатичные льготы больше не доступны. И я очень сомневаюсь, что DA действительно вернет кому-либо. Однако, возможно, поток запросов о возмещении может свидетельствовать о потере доходов в этом отношении.
Однако двойная грань этого клинка состоит в том, что они / могут / решить вернуть нам деньги, и мы будем отрезаны от ядра раньше даже после запуска затмения.также кто-то сделал #thesoundofsilencemovement Discord:
ЭТО ПЕТИЦИЯ ДОСТИГЛА 10k + ПОДПИСЕЙ!
www.change.org/p/deviantart-te…И вот еще несколько ходатайств, если вы все желаете подписать их:
chng.it/SJThsrmPT2
chng.it/yY6pxYm67L
chng.it/ rxrTBtYhb6
chng.it/T5SHByf2xw
chng.it/TVNpbtfHQZНекоторые сторонники моего движения создают прекрасное искусство для всех нас!
Иконка «Звук тишины»!
Значок:
И «Мы можем сражаться» С шаблоном, чтобы вы могли создать его с вашим собственным персонажем:
от прекрасной DrakarraБОЛЬШОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Группа единомышленников с нужными ресурсами работает над новым альтернативным сайтом DA !!
Читайте об их проекте и ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИХ КАК МОЖНО СВОИМ.Вы волнуетесь по поводу Eclipse? Посмотрите это [щелкните, чтобы присоединиться к нашему серверу Discord]
Посмотрите нашу группу dA на ArtSpacious
Мы все напуганы Eclipse. Или, по крайней мере, большинство из нас. Это наш дом, мы пустили здесь корни, которые для некоторых охватывают более десяти лет, и мы накопили нашу базу наблюдателей с кропотливыми усилиями! Мы заработали значки, загрузили сотни наших отклонений и вложили столько усилий в наши группы! Мы наладили важные связи и нашли здесь сеть друзей, место поддержки и ободрения.Но для некоторых Eclipse — это нарушение условий сделки. Это разрушает dA. Но нам нужно наше сообщество, мы не можем потерять друг друга. Правильно?
Это не очередной дневник разглагольствования или петиция.
Это действие. Мы что-то с этим делаем.
Итак, делаем новый арт-сайт. Это не так хорошо как dA, это лучше . Это чертовски лучше. Мы говорим о функцияхA Fun Thing, которые отслеживают действия, происходящие на DA:
world.deviantart.com/Плагин для редизайна Eclipse, который может немного упростить настройку
www.deviantart.com/isi-daddy/j…И для тех из вас, кто хочет оставить свой отзыв о Eclipse (ха!) Вот это:
.
www.eclipsefeedback.com/