Учебно-методический материал по математике (1 класс): Раздаточный материал по предмету «Математические представления» по теме «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник», 1 класс, 2 вариант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по математике по теме: «Периметр прямоугольника, треугольника» 4 класс.В работе предлагаются задания для повторения нахождения периметра прямоугольника и треугольника, по вариантам, составлен по учебнику М.И. Моро….
Конспект урока по математике 2 класс Тема урока: «Повторение и закрепление пройденного материала» (порядок действия в выражениях, площадь квадрата и прямоугольника, уравнения)В этом конспекте используется игра «Молчанка», благодаря этой игре ученики повторяют таблицу умножения и деления. Повторяют порядок действий в выражениях. Решают геометрические задачи нахождение перим…
Занятие для старших дошкольников на тему: «Форма: круг, квадрат, треугольник».Занятие для старших дошкольников по пособию «Моя математика» (М. В. Корепанова, С. А, Козлова) на тему: «Форма: круг, квадрат, треугольник». Образовательная система «Школа 2100″….
Практическая работа по математике на тему: «Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника».Небольшая практическая работа к уроку математике, посвящённому измерению и вычислению периметра некоторых геометрических фигур….
Раздаточный материал по теме «Род, число и падеж имен прилагательных». 3 класс.Материал содержит карточки для проверки умений учащихся определять род, число и падеж имен прилагательных. Подходит для любого УМК….
Раздаточный материал по предмету «Математические представления» по теме «Число и цифра 1, 2, 3», 1 класс, 2 вариантКарточки для диагностических работ и материал для отработки навыка написания цифр 1, 2, 3 для детей с интеллектуальными нарушениями…
Конспект занятия по игре и игротерапии «Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат)»Задачи:Образовательные:1. Познакомить ребенка с геометрическими формами – кругом, квадратом.2. Учить обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окр…
Карточки. Геометрические фигуры в картинках
Изучая с малышом геометрические фигуры, вам не нужно усаживать ребенка, заставляя его их запомнить. Поиграйте с ним в игру. Посоревнуйтесь, кто больше всего найдет в комнате квадратов, прямоугольников или кругов.
Попробуйте распечатать крохе геометрические фигуры в картинках и повесить их на видном месте. Например, возле кухонного стола. В течение нескольких дней называйте ребенку каждую фигуру. Вы и не заметите, как быстро их запомнит малыш и будет легко отличать квадрат от ромба, а трапецию от квадрата.
Скачать геометрические фигуры в картинках
Для того, чтобы ваш малыш хорошо освоил геометрические фигуры, с ним можно поиграть в игру с геометрическими фигурами — паровозики.
Еще обратите внимания на:
Геометрические фигуры. Сложи картинку
Играем с геометрическими фигурами
Аппликации из геометрических фигур «Транспорт»
Аппликации-поделки из геометрических фигур
Рисуем мелками – изучаем геометрические фигуры
Стихи про геометрические фигуры
бабочки — 6 экз. на желтой бумаге | 21.77 КБ |
бабочки- 12 экз. | 22.26 КБ |
бабочки разных размеров на желтой бум. — 18 экз. | 29.92 КБ |
бантики — 1 экз. | 595.26 КБ |
бантики — по 1 листу на красной, зеленой, желтой бумаге | 34.48 КБ |
белочка — 1 экз. | 21.65 КБ |
белочка — 3 экз. | 23.46 КБ |
Блюдца — 1 экз. | 24.37 КБ |
воздушные шары- по 6 экз. | 68.72 КБ |
геом.фигуры с полосками-моделями — 1 экз. | 10.29 КБ |
геометрические фигуры для рулей — 1 экз. | 11.57 КБ |
домики поросят по 1 экз. | 40.25 КБ |
дорожки к домикам длинные на желтой бумаге- 3 экз. | 9.9 КБ |
елочки большие — 6 экз. | 27.83 КБ |
елочки контурные на зел.бум. — 1 экз. | 58.61 КБ |
елочки мал. — 1 экз. | 28.41 КБ |
животные-1 экз. | 135.24 КБ |
заборчики вертик.- контур — 9 экз. ч.б. | 10.64 КБ |
заборчики гориз.- контур 9 экз. ч.б. | 10.62 КБ |
зайчик и морковка — 1 экз. | 160.27 КБ |
карточки с кругами-пуговицами — 1экз. | 11.52 КБ |
карточки с кругами-пуговицами — 35 шт. | 11.42 КБ |
квадрат и прямоугольник 1к 2 на синей бумаге — 1 экз. | 9.93 КБ |
квадраты красные — 11экз. | 10.36 КБ |
квадраты на красной бум. — 8 экз. | 9.99 КБ |
клоуны — 1 экз. | 89.34 КБ |
контурные геом. фигуры — 12 экз. | 11.31 КБ |
круги на синей бумаге 5 см — 3 экз. | 10.01 КБ |
Листочки на желтой бумаге — 3 экз. | 120.61 КБ |
орешки-2 экз. | 29.95 КБ |
петух, курица — 1 экз. | 177.49 КБ |
посуда — по 3 экз. | 180.83 КБ |
прямоугольники на желтой бумаге — 8 экз. | 10.05 КБ |
сказочные герои — 1 экз. | 866.33 КБ |
треугольники на зеленой бумаге — 3 экз. | 10.88 КБ |
цветочки и листочки -по 3 экз. | 73.74 КБ |
цветы б. красные — 1 экз. | 14.73 КБ |
цветы б. синие — 1 экз. | 14.73 КБ |
Цветы м. красные -7 экз. | 14.68 КБ |
Цветы м. синие -7 экз. | 14.68 КБ |
цветы на желтой бумаге — 3 экз. | 13.97 КБ |
домики 1 — 1 экз. | 11.21 КБ |
домики 2- 1 экз. | 10.98 КБ |
домики 3 — 2 экз. | 10.94 КБ |
домики 4 — 5 экз. | 10.58 КБ |
домики 5 — 4 экз. | 10.44 КБ |
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
Воспитатель Чупина В.Н.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.
Форма.
Название игры. «Геометрическое лото».
Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).
В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.
В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).
Название игры. «Разложи в коробки».
В игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.
В этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
Задание детям — навести порядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети’ вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам (столам), соотнося их форму с контурным изображением.
Название игры. «Домики для маленьких фигур.»
Цель игры: учить детей аккуратно и внимательно прибирать пособия после игры, составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур. Развивать воображение ребёнка, фантазию, самостоятельность в принятии решения, мелкую моторику, внимательность и аккуратность при работе с мелкими деталями и их уборки в соответствующие домики после игры. Закрепление названий геометрических фигур и цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, выложить на столе знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку, пирамидку…) из геометрических фигур.
Дети выбирают нужные детали самостоятельно из общей массы пособия (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы разных цветов).
Название игры. «Кому какая форма».
Вариант 1. Цель игры: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Оборудование: Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Ход игры: Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой».
Вариант 2. Цель игры: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.
Название игры. «Найди пару».
Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
Название игры. «Подбери чайную пару»
Цель игры: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара», названия геометрических фигур и навык их различать.
Оборудование: вырезанные из картона разноцветные чайные чашки и блюдца с наклеенными на них геометрическими фигурами.
Задача: необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по фигуре на них.
Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести фигуру на чашке и блюдца.
Название игры. «Что изменилось?».
Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.
Название игры. «Найди предмет». (вариант 1)
Цель игры: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Оборудование: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
Название игры. «Найди предмет». (вариант 2)
Цель игры: Закрепляет название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.
Название игры. «Узнай форму предмета»
Дети сидят за общим столом.
У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.
Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.
И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.
Название игры. «Составь предмет».
Цель игры: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование: На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. Перед ребёнком наборы разных геометрических фигур.
Ход игры: Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т.д.
Название игры. «Соберем бусы».
Цель игры: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, развивать восприятие цвета, размера.
Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д.
Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Название игры. «Подбери фигуру.»
Цель игры: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Закрепить название геометрических фигур, умение подбирать необходимые геометрические фигуры использовать способ наложения. Развивать внимание, терпение и аккуратность.
Оборудование: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, (овал, прямоугольник), вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 3 (5) геометрических лото, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник (овал, прямоугольник).
Ход игры: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносе. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятали «нарисованные». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает ее на начерченную фигуру («прятать»).
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
Название игры. «Закрой двери в домиках», или «Подбери фигуру.»
1 вариант. Рамки вкладыши.
Цель игры: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры (способ наложения) Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, с вырезанными внутри них соответствующих форм (рамки-вкладыши)
Ход игры: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, снаружи и внутри по контурам (следует фиксировать внимание на углах.) Разложи все фигуры так, чтобы они совпадали с вырезанными фигурами» Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на столе, затем накладывать ее на вырезанную фигуру и только при полном совпадении – класть. Можно обыграть действия: в домиках живут зайчики, в них они прячутся от волка, но двери забыли закрыть. Поможем им спрятаться- закроем двери.
2 вариант.
Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери. Ребенку дают две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже. В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.
Зайчики гуляют по лесу, весело играют.
Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись, зайчики прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Дети точно подбирают нужную по ширине дверь.
В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже закрыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог. — Она уже и не закрыла бы вход в домик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая уже.
Название игры. «Спрячь мышку в домик»
Цель игры: развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) .
Оборудование: Игра состоит из четырёх карточек, посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
Ход игры: спрячем мышку от кошки, закроем домик «такой же» фигурой, что и окошко.
Название игры. «Украсим рукавички».
Цель игры: учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички.
Название игры. «Рассортируй по величине или по цвету, или по форме.»
Цель игры: закрепление знаний цвета, величины, развитие мелкой моторики рук.
Картотека по математике (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Назови геометрическую фигуру.
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход.
Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.
Домино фигур.
Цель. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называя ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся так же с новой фигурой-многоугольник.
Материал. 28 карточек, на каждой половинки изображена та или иная геометрическая фигура (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках- «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
Ход.
В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладывают на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». Как в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на стуле (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, то не имеет право на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.
Найди предмет такой же формы.
Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник),предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал ,платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит)
Ход.
Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Что лежит в мешочке?
Цель. Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал. Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)
Ход.
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Геометрическое лото.
Цель. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглый (мяч, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).
Ход.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, и треугольная). В игре принимают участие 5 детей. Выигрывает тот , кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу, затем дети меняются образцами друг с друго.
«Найди то, что я покажу».
Цель. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.
Материал. Набор плоскостных геометрических фигур(квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.
Ход.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям , как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо- предметы круглой формы».
Дети поочередно выполняют задание.
«Какие бывают фигуры?»
Цель. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов-по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах)
Ход.
Воспитатель:
«К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно ,это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Кукла Таня хвалит детей, за правильно выполненное задание.
«Подбери фигуру».
Цель. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (вырезанные из картона).
Раздаточный: карточка с контурами пяти геометрических фигур по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Ход.
Воспитатель показывает круг и обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигура разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начертанную фигуру и только при полном совпадении-класть.
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме- круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
«Подбери по форме»
Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточка с контурами геометрических фигур- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Ход.
Детям раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку.
«Узнай форму предмета».
Цель. Развитие у детей знаний геометрических форм и их назначение. Воспитание внимания, сосредоточенности.
Правила игры; Посмотреть свою карту и назвать, что на ней нарисовано. Если дети умеют считать-посчитать, сколько форм на карте (две или три)
Ход. Детям раздают большие карты с нарисованными на них геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).
У воспитателя маленькие карточки с повторением тех же форм, что в больших картах (геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках). Воспитатель показывает маленькую карточку и спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Ребенок отвечает: «У меня есть на кате треугольник».
Игра заканчивается, когда у одного из играющих в его карте будут закрыты все клетки.
Усложнение: геометрические формы могут быть покрашены в различные цвета. Тогда дети должны будут назвать: «У меня круг красный».
Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
- «ОТКРОЙ ЗАМОК»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание.
Игровые правила: найти правильно ключ нужной формы.
Игровые действия: воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза участнику и назначить ребенка, который будет говорить где лежит подходящий ключ «лево», «право», «вверх», «низ».
- «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать память и внимание.
Игровые правила: правильно разложить геометрические фигуры.
Игровые действия: воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры – паровозик. Дети из геометрических фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.
Варианты проведения: воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.
- «ВКУСНЫЙ ГРУЗ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: найти овощи и фрукты, похожие на определенную геометрическую фигуру.
Игровые действия: воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геометрической фигурой.
Варианты проведения: усложнить задание можно подобрав карточки и разными геометрическими фигурами.
- «СПРЯЧЬ ОТ ДОЖДИКА»
Игровая задача: закреплять умение быстро и правильно находить геометрические фигуры.
Дидактическая задача: развивать внимательность, интерес к математическим играм.
Игровые правила: положить под зонтик только те фигуры, которые сказал взрослый.
Игровые действия: ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Воспитатель показывает геометрическую фигуру и предлагает ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно назначив ребенка, который будет ему подкладывать те геометрические фигуры, которые не потребуются для выполнения задания.
- «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»
Дидактическая задача: закрепить знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание.
Игровые действия: ребенок должен назвать правильно геометрические фигуры.
Игровые правила: внимательно посмотреть на фигуру, показанную взрослым и назвать соседние геометрические фигуры.
Варианты проведения: назвать соседние фигуры только слева или только справа, дети называют соседей геометрических фигур, расположенных на фланелеграфе, дети подбирают соседей геометрических фигур, описанных воспитателем или детьми.
- «ЧТО ПОДХОДИТ?»
Дидактическая задача: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основные группы словом.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: правильно подобрать геометрические фигуры.
Игровые действия: детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основные формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла, четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
Варианты проведения: усложнить задание можно добавив еще по одной геометрической фигуре разного по форме и цвету.
- «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Дидактическая задача: формировать умение находить предметы определенной геометрической формы в окружающем мире.
Игровая задача: быстро ориентироваться и находить свой домик.
Игровые действия: дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по группе. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры.
Игровые правила: после сигнала воспитателя быстро найти свой домик.
Варианты проведения: усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз – шар, тарелка, блюдце, обруч – круг, дверь, стена, пол, потолок, окно – прямоугольник, платок – квадрат, косынка – треугольник, стакан – цилиндр, яйцо, кабачок – овал.
- «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАЙКА»
Дидактическая задача: закреплять у детей знания о геометрических фигурах, формировать умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Игровая задача: организуя игру, воспитатель заботиться об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков, закреплять умение работать в команде.
Игровые правила: команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека –девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.
Игровые действия: дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Варианты проведения: усложнить задание можно разделившись на две команды и какая команда справиться с заданием быстрее получает фишку.
- «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»
Дидактическая задача: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, развивать внимательность.
Игровая задача: развивать внимание детей.
Игровые правила: стараться запомнить, как можно больше геометрических фигур и назвать их.
Игровые действия: на доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, и он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Варианты проведения: назвать фигуры только определенного цвета, назвать фигуры маленькие или большие.
- «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах, обследовать геометрическую форму предметов, упражнять в различении форм.
Игровая задача: правильно назвать и описать выбранную геометрическую фигуру.
Игровые действия: ребенок должен обследовать предмет и правильно назвать фигуру, которую хочет показать.
Игровые правила: в мешочке находятся предметы разных геометрических фигур, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.
Варианты проведения: усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру, при этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
- «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Дидактическая задача: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Игровая задача: догадаться и правильно назвать геометрическую фигуру.
Игровые действия: ребенок должен назвать фигуры одним словом.
Игровые правила: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
Варианты проведения: усложнить задание можно попросив ребенка назвать фигуру двумя или тремя синонимами.
- «ПОДБЕРИ ПО ВЕЛИЧИНЕ»
Дидактическая задача: развивать умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Игровая задача: правильно разложить геометрические фигуры по величине.
Игровые действия: ребенок должен догадаться в какую группу отнести каждую геометрическую фигуру и правильно назвать ее.
Игровые правила: педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие.
Варианты проведения: усложнить задание можно попросив ребенка выложить фигуры только определенного цвета в корзину.
- «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг, многоугольник, овал.
Игровая задача: закреплять умение находить предмет такой же геометрической формы.
Игровые правила: найти и назвать предмет такой же геометрической формы.
Игровые действия: перед детьми лежат карточки, на которых изображены три – четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку или называет, перечисляет фигуры на карточке. Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
Варианты проведения: усложнить задание можно добавив еще по одной карточке.
- «ПОСМОТРИ ВОКРУГ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах и находить предмет такой же формы вокруг.
Игровая задача: воспитывать умение играть в команде.
Игровые действия: игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.
Игровые правила: правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
Варианты проведения: найти в группе предметы определенной формы, найти на улице предметы определенной формы, просто назвать предметы определенной формы.
- «НАЗОВИ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»
Дидактическая задача: формировать умение зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые действия: рассмотреть геометрическую фигуру, обвести пальцем и назвать. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.
Игровые правила: игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы. Варианты проведения: усложнить задание, предложив ребенку обследовать предмет с закрытыми глазами.
- «НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать умение находить предметы в окружающей среде, соответствующих определенной геометрической фигуре.
Игровые правила: найти и назвать предмет такой же формы.
Игровые действия: у взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Он показывает ребенку одну из фигур, например, круг. Ребенок должен назвать предмет такой же формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно обследовать предмет закрытыми руками.
- «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛИ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах и правильно их называть.
Игровая задача: развивать интерес к игре, внимательность.
Игровые действия: на столе перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаз и говорит, что спрятано.
Игровые правила: ребенок должен запомнить геометрические фигуры.
Варианты проведения: усложнить задание можно убрав воспитателем или добавив еще одну карточку.
- «ПРИНЕСИ И ПОКАЖИ»
Дидактическая задача: формировать осмысленное восприятие формы геометрческих фигур, умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет, развивать внимание, память.
Игровая задача: развивать интерес к игре, внимательность.
Игровые действия: выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель, прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти, искать фигуру только на своем столе, выбранную фигуру проверить, приложить к контуру.
Игровые правила: дети должны по установке воспитателя принести нужную фигуру.
Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза детям.
- «ПОСМОТРИ ВОКРУГ СЕБЯ»
Дидактическая задача: закреплять умения видеть геометрические фигуры вокруг себя.
Игровая задача: посмотреть вокруг себя и найти названную геометрическую фигуру.
Игровые действия: поиск предметов вокруг себя, похожих на данную геометрическую фигуру.
Игровые правила: нельзя называть дважды одну и ту же геометрическую фигуру при виде предметов вокруг себя.
Варианты проведения: усложнить задание можно сказав ребенку о том, что он должен составить рассказ о фигурах и где фигуры используются.
- «НАЙДИ ПОХОЖУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность, умение сравнивать предметы.
Игровые действия: воспитатель показывает картинки разных предметов (дом, солнце, яблоко и т.д.), ребенок должен найти похожую геометрическую фигуру.
Игровые правила: разложить каждому ребенку геометрические фигуры, воспитатель показывает картинку, дети ищут и поднимают похожую геометрическую фигуру.
Варианты проведения: проводить игру может ребенок под руководством воспитателя выкладывая результаты на фланелеграфе.
- «КТО БЫСТРЕЕ НАЗОВЕТ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах, умение находить их по осязанию.
Игровая задача: развивать умение обследовать предмет с закрытыми глазами.
Игровые действия: ребенок с закрытыми глазами должен потрогать предмет и назвать какой он формы.
Игровые правила: ребенок закрывает глаза, взрослый дает ему предмет, ребенок должен потрогать его и сказать какой он формы.
Варианты проведения: дети по очереди выходят и угадывают, все дети закрывают глаза, а взрослый раздает каждому предмет определенной геометрической формы.
- «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: правильно разложить по коробкам геометрические фигуры.
Игровые действия: на столе все геометрические фигуры. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображены форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.
Варианты проведения: дети раскладывают по коробкам геометрические фигуры, разложить фигуры по цвету и по величине (маленькие треугольники в одну коробку, большие в другую и т.д.)
- «КАКОЙ ФИГУРЫ НЕ СТАЛО?»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание, интерес к игре.
Игровые правила: назвать правильно фигуру, которую убрал воспитатель.
Игровые действия: воспитатель выбирает 4 геометрические фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало.
Варианты проведения: игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета и размера.
- «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: найти правильно геометрические фигуры.
Игровые действия: ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблице.
Варианты проведения: игра может усложниться если назначить ребенка, который будет подавать геометрические фигуры. Так же игру можно провести в виде соревнований между двумя командами.
- «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: найти геометрическую фигуру, соответствующей формы, размера и цвета.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть из на карточке.
Варианты проведения: задание можно усложнить, назначив время его прохождения.
- «ЖИЛ-БЫЛ КРУЖОЧЕК»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность, интерес к математическим играм.
Игровые правила: дети должны назвать предметы, похожие на определенные геометрические фигуры.
Игровые действия: детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.
Варианты проведения: усложнить задание можно включив загадки. Так же можно завязать глаза участникам.
- «ИГРА С ОБРУЧЕМ»
Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать интерес к дидактическим играм.
Игровые правила: найти геометрическую фигуру похожую на игрушку.
Игровые действия: для игры используются 4-5 сюжетов. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.
Варианты проведения: усложнить задание можно положив в обруч две или три игрушки. Так же завязать глаза платком, чтобы ребенок на ощупь определял из каких геометрических фигур состоит данная игрушка.
- «ЗАКРОЙ ОКОШКО В ДОМИКЕ»
Дидактическая задача: закреплять умение находить и правильно называть геометрические фигуры.
Игровая задача: развивать интерес к играм.
Игровые правила: правильно подобрать по форме окошко к домику.
Игровые действия: воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.
Варианты проведения: усложнить задание можно подобрав геометрические фигуры не подходящих размером для окошек.
- «ЗАШЕЙ КОМБИНЕЗОН»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах и умение находить предметы похожие на них.
Игровая задача: развивать интерес к дидактическим играм.
Игровые правила: найти заплатку нужной формы.
Игровые действия: воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.
Варианты проведения: усложнить задание можно назначив ребенка, который будет подавать заплатки, но не всегда правильно. Или же подобрать заплатки большего или маленького размера чем комбинезон.30.
- «НАЙДИ СТЕКЛЫШКО»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание, интерес к математическим играм, умение играть в команде.
Игровые правила: подобрать стеклышко нужной формы.
Игровые действия: на столах лежат вазы из картона и геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.
Варианты проведения: каждый ребенок ищет стеклышки к своей вазе, дети делятся на две команды, чья команда быстрее подберет стеклышки к вазам.
Учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа) на тему: Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры»
Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры»
1. Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
2. Игра «Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров — большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга — маленькие.
3. Игра « Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
4. Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три — четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку ( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5. Игра «Кто больше увидит? » На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур
7. Игра «Посмотри вокруг » помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается , что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
8. Игра «Геометрическая мозаика » предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу , работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье) , работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
9. Игра «Найди свой домик ». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг ,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.
10. Игра «Назови геометрическую фигуру»
Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.
Ход игры.
11. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
12. Игра «Найди предмет такой же формы»
У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.
Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
13. Игра «Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
14. Игра «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
Как обрезать изображения в форме круга в Photoshop
Устали обрезать фотографии до прямоугольников и квадратов? Из этого урока вы узнаете, как легко обрезать изображения в виде кругов с помощью Photoshop! И узнайте, как правильно сохранить окончательный результат, чтобы сохранить прозрачность, чтобы вы могли добавить фотографию в дизайн или загрузить ее в Интернет!
Автор Стив Паттерсон.
Обычно, когда мы думаем об обрезке изображений в Photoshop, мы думаем об обрезке их как прямоугольника или квадрата.И если мы используем инструмент Photoshop Crop Tool, у нас действительно нет других вариантов. Но кто сказал, что нам нужно использовать Crop Tool? Photoshop позволяет так же легко обрезать фотографию с помощью инструмента выделения. Чтобы обрезать изображение до круга, мы воспользуемся инструментом Elliptical Marquee Tool. Я буду использовать Photoshop CC, но подойдет любая последняя версия Photoshop.
Вот как будет выглядеть изображение, обрезанное в виде круга, с прозрачными углами, чтобы вы могли легко загрузить его в Интернет или разместить в другом дизайне:
Окончательный результат.
Приступим!
Как кадрировать изображение в форму круга
Шаг 1. Откройте изображение
Начните с открытия изображения в Photoshop. Я буду использовать эту фотографию, которую я скачал с Adobe Stock:
Исходное изображение. Фото: Adobe Stock.
Смотрите видео и оставляйте комментарии на нашем канале YouTube!
Шаг 2. Преобразование фонового слоя в нормальный слой
Если мы посмотрим на панель «Слои», то увидим, что наше изображение находится на слое фона :
Панель «Слои», показывающая изображение на фоновом слое.
Прежде чем мы сможем обрезать изображение до круга, нам сначала нужно преобразовать фоновый слой в нормальный слой. Причина в том, что нам нужно иметь возможность окружить наше изображение прозрачностью и , но Photoshop не допускает прозрачности на фоновом слое.
Чтобы преобразовать фоновый слой в обычный слой, все, что нам нужно сделать, это переименовать его. В Photoshop CC просто щелкните значок замка справа от фонового слоя на панели «Слои».В Photoshop CS6 или более ранней версии нажмите и удерживайте клавишу Alt (Win) / Option (Mac) на клавиатуре и дважды щелкните на фоновом слое.
Photoshop мгновенно переименовывает слой с «Фон» на «Слой 0». И вот так мы преобразовали его в обычный слой, и все готово:
Фоновый слой теперь является обычным слоем с именем «Слой 0».
Шаг 3. Выберите инструмент Elliptical Marquee Tool
Выберите инструмент Elliptical Marquee Tool на панели инструментов.По умолчанию инструмент Elliptical Marquee Tool находится за инструментом Rectangular Marquee Tool. Щелкните правой кнопкой мыши (Win) / , удерживая клавишу Control, щелкните (Mac) на инструменте Rectangular Marquee Tool, затем выберите инструмент Elliptical Marquee Tool во всплывающем меню:
Выбор инструмента Elliptical Marquee Tool.
Шаг 4: Нарисуйте круговой контур выделения
С помощью инструмента Elliptical Marquee Tool щелкните внутри изображения и вытяните эллиптический контур выделения. Чтобы сделать контур выделения идеальным кругом, нажмите и удерживайте клавишу Shift на клавиатуре во время перетаскивания.Не беспокойтесь о точном расположении круга, потому что мы переместим его в нужное положение на следующем шаге. На данный момент просто убедитесь, что круг достаточно большой, чтобы окружать область, которую вы хотите сохранить.
Когда вы закончите, отпустите кнопку мыши, затем отпустите клавишу Shift. Убедитесь, что вы сначала отпустили кнопку мыши, , затем клавишу Shift, иначе контур выделения вернется в форму произвольной эллиптической формы:
Нажмите и удерживайте Shift и растяните круговой контур выделения.
Шаг 5. При необходимости измените положение выделенной области
Если вы нарисовали контур выделения не точно в нужном месте, просто щелкните внутри контура выделения и перетащите его на место. Я перемещаю его так, чтобы лицо молодой женщины оказалось в центре круга. Это та область, которую я хочу сохранить. Остальная часть изображения будет обрезана:
Щелкните и перетащите круговой контур выделения на место.
Шаг 6: инвертировать выделение
На данный момент у нас выделена область внутри круга.На самом деле нам нужно выделить область вне круга .
Чтобы отменить выделение области внутри круга и выделить все вокруг него, перейдите к меню Select в строке меню в верхней части экрана и выберите Inverse :
Выбираем> Инверсия.
Шаг 7: Удаление области вокруг круга
При инвертированном выделении нажмите клавишу Backspace (Win) / Delete (Mac) на клавиатуре, чтобы удалить область вокруг круга.Photoshop заполняет область шахматным узором , именно так Photoshop представляет прозрачность:
Нажмите Backspace (Win) / Delete (Mac), чтобы удалить ненужную область.
Нам больше не нужен контур выделения, поэтому, чтобы удалить его, перейдите в меню Select и выберите Deselect :
Собираюсь Выбрать> Отменить выбор.
Шаг 8: Обрежьте прозрачные области
Чтобы обрезать изображение по кругу и удалить все прозрачные области вокруг него, перейдите в меню Изображение и выберите Обрезать :
Переход к изображению> Обрезать.
В диалоговом окне «Обрезка» выберите прозрачных пикселей вверху. Затем убедитесь, что верхний , нижний , левый и правый все выбраны внизу (они должны быть по умолчанию):
Выбор «Прозрачных пикселей» в диалоговом окне «Обрезка».
Щелкните OK, чтобы закрыть диалоговое окно Trim. Photoshop мгновенно обрезает окружающие прозрачные области, оставляя наше изображение обрезанным в виде круга:
Изображение теперь обрезано до круга.
Шаг 9. Сохраните изображение как файл PNG
Обычно мы сохраняем фотографию как файл JPEG, но файлы JPEG не поддерживают прозрачность. Чтобы сохранить прозрачность в углах и избежать заливки их белым цветом, сохраните обрезанное изображение как файл PNG, который поддерживает прозрачность.
Чтобы сохранить его, перейдите в меню Файл и выберите Сохранить как :
Переход к файлу> Сохранить как.
В диалоговом окне «Сохранить как» установите для параметра Формат значение PNG .Назовите свой файл и выберите, где вы хотите его сохранить, затем нажмите Сохранить :
Убедитесь, что вы выбрали PNG в качестве формата файла, чтобы сохранить прозрачность.
Когда Photoshop просит вас установить параметры PNG, вы можете оставить их по умолчанию. Нажмите ОК, чтобы сохранить изображение:
Параметры PNG по умолчанию работают нормально.
И вот оно! Вот как легко обрезать изображение по кругу в фотошопе! На этом мы подошли к концу нашей серии статей об кадрировании изображений в Photoshop!
Если вы пропустили какой-либо из предыдущих уроков этой главы, ознакомьтесь с ними ниже:
Для получения дополнительных глав и наших последних руководств посетите наш раздел «Основы Photoshop»!
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Узнавайте первыми о добавлении новых обучающих программ!
.Как нарисовать квадрат и круг
На этот раз я покажу, как просто нарисовать квадрат и круг, используя инструмент заливки и инструмент выделения.
Инструмент заливки используется для заливки выбранной формы или области.
Обычно вы можете рисовать с дополнительным соотношением сторон, но, установив флажок «Фиксированное соотношение сторон» в верхней части экрана, вы можете нарисовать квадрат.
И выбрав «Круг», вы можете нарисовать круг любой формы.
Снова установив соотношение сторон, вы можете нарисовать идеальный круг.
Используя инструмент выделения, вы можете нарисовать форму только контура.
После выбора инструмента отметьте «Фиксированное соотношение сторон» и выберите случайное место.
На вкладке «Выбранная область» выберите «Выбранный чертеж границы».
Выберите необязательное число (для толщины контура), снимите отметку «Закругленные углы и сохраните толщину линии», и когда вы нажмете «ОК», у вас будет рисунок только контура квадрата.
В то же время, выбрав «Эллипс», вы можете нарисовать идеальный круг.
Что вы думаете?
Из него можно сделать множество фигур, таких как украшения одежды, такие как гвоздики, или для часов, шаров, декораций или аксессуаров, поэтому попробуйте сами.