Сказка «Конёк — горбунок» в иллюстрациях русских художников.
Библиотечный урок «Художники – иллюстраторы сказки П.П.Ершова «Конёк – горбунок» (5 класс)
Цель: познакомить с творчеством художников – иллюстраторов к сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»
Задачи: : привить обучающимся устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, сопереживать герою, ассоциировать его чувства с собственными.
Все с детства знают сказку нашего земляка П.П.Ершова. Думаю, что для вас знакомство с творчеством поэта, писателя, сказочника начинается с детства: в детском саду, в школе, дома. Вы слушаете или читаете сказку и представляете себе героев: как выглядят, во что одеты, где живут, как говорят… Сами много создаёте рисунков к сказкам, с удовольствием рассматриваете картинки в книжках. А ведь редко кто из вас задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели, редко запоминаем имена художников – иллюстраторов.
Сегодня у нас урок, на котором мы познакомимся с художниками, которые иллюстрировали сказки, в том числе и сказку П. П.Ершова «Конёк – горбунок».
В детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, очень полюбил и многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял он для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал её и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».
Сегодня мы попытаемся сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть, как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Николай Михайлович Кочергин, Владимир Алексеевич Милашевский, Анатолий Михайлович Елисеев Для сопоставления иллюстраций необходимо выделить основные эпизоды в сказке, подобрать к ним иллюстрации, попытаться сравнить их, найти сходство и различие.
«Конёк-горбунок» вышел в свет: сначала в журнале «Библиотека для чтения», а затем и отдельной книжкой. Сочинение, беспрецедентное по поэтической свежести, яркости языка и мысли, начало триумфальное шествие по России. «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!» — написал П. П. Ершов, встречая очередное издание книги. Только при жизни автора сказка переиздавалась семь раз. Всего же вышло более двухсот изданий на самых разных языках. Вслед за автором текста перо жар-птицы в этой книге подняли художники. Поговорим о следующих из них:
Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. — 1942г. До этого он выполнил иллюстрации к сказкам «Василиса- прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка». В 1910 году приступил к работе над иллюстрациями к сказке «Конёк- горбунок».
Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и с этого началось многолетнее увлечение художника «сказочной» иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к «Коньку-горбунку».
Кочергин Николай Михайлович (1897 — 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка “Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.
Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.
Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года. Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимался оформлением художественной и учебной литературы.
Если взять обложки книг, изданных в разные годы и сравнить их, то можно задать вопрос: «Почему сказка одна и та же, а иллюстрации к произведению всё – таки отличаются?» Да, действительно потому, что у художников разные представления о тех или иных героях. Но на обложках книг всегда есть конёк – горбунок и Иван, ведь они главные герои.
Сегодня мы попытаемся увидеть: каким поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку.
Найдём в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка.
Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см. 3Х4,44см= 13,32 см. Аршин =71 см
При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки. Если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 сантиметров.
Рост в Вершках | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 15 |
Рост в метрах | 1,47 | 1,56 | 1,65 | 1,73 | 1,82 | 1,87 | 2,09 |
Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)
Итак, конёк был 1м55см. Длина ушей – 71 см. Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван, какой у них? Почему у всех он маленького роста? Да потому, что он самый младший из братьев. Милашевский, Стеценко и Кочергин вроде бы и по – разному подходят к изображению Ивана и Конька – горбунка, но детали и пропорции героев у них соблюдаются. Лишь Милашевский решил в одном из рисунков Ивана изобразить более весомо. Видимо, он хотел выделить его силу, придав черты былинного героя. Но на следующем рисунке Иван невелик. Поэтому Елисеев и Кочергин могут поспорить чей герой изображён правдивее.
На поле встречает Иван кобылицу: у Кочергина он быстро её оседлал, а Елисеев показал, как герой борется с дикой, необузданной силой. Оба рисунка вызывают восхищенье.
Обратимся к сюжетам, когда Иван путешествовал за жар – птицей, за девицей, за кольцом.
Вот полночною порой
Свет разлился над горой,
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают;
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
Наш Иван, от них закрытый,
Смотрит птиц из-под корыта
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
Сам с собою, под лазейкой
Наш Иван ужом да змейкой
Ко пшену с вином подполз –
Хвать одну из птиц за хвост.
«Ой! Конечек-горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал!» –
Так Иван-дурак кричал.
В произведении Ершова звучат строки «Наш Иван, от них закрытый, смотрит птиц из-под корыта». Иван сидел под корытом, а птицы клевали пшеницу. И вот художники решили изобразить момент, когда герой уже выбрался из-под корыта и схватил птицу. У какого художника точно передан этот сюжет? У Стеценко и Кочергина. Если взять иллюстрацию другого художника, например Билибина И.Я., то можно сделать вывод, что он не показал достоверное изображение героя, как у Ершова в сказке. Он представил свой вариант.
В сказке Иван отправляется за девицей…
От гостей же слух идёт,
Что девица там живёт;
Но девица не простая,
Дочь, вишь, Месяцу родная,
Да и Солнышко ей брат.
Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…»
Как описывает автор: девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, «на гусельцах играет». У Кочергина, Елисеева и Стеценко на рисунке мы видим всё перечисленное выше. Каждый автор по – своему подходит к изображению девицы. Продуман сюжет и портретная характеристика. Даже мельчайшие подробности костюма художники изобразили с любовью. Образ природы в сказке тоже играет немаловажную роль: яркое солнце, голубое небо, кучевые облака дают представление о том, что героиня сказки яркая и добрая по своему характеру.
Ещё один из эпизодов:
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Перед нами сказочный кит лежит поперёк моря – окияна: на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю. И вновь трудно отдать предпочтение кому- либо из художников. Каждый старался описать огромного невиданного до этого странного животного – рыбу, представить его во всём многообразии своей фантазии. У А. Елисеева «играют» глаза рыбы – кит. Н. Кочергин представил его, пускающим фонтан, около которого водят хороводы девушки. В. Милашевский изобразил грустного кита.
Итак, подведём итог. Как передал Ершов описание своих героев? Точно, просто и понятно, простым русским языком, на котором разговаривал русский народ.
Поняли ли художники замысел автора? Конечно художникам — иллюстраторам всё понятно, но только каждый по – своему, сумел передать замысел сказочника
В конце сказки Иван остался жив, а царь погиб. Кажется, что царь наказан за свою жадность, корысть, за то, что думал только о себе. В отношениях же Ивана и Конька мы наблюдаем любовь, дружбу, преданность и верность. За игровой склад, за удивительные приключения, за смелость и дружбу Иванушки и Конька – горбунка мы до сих пор любим читать эту сказку.
Итак, каждый художник ищет в творчестве Ершова созвучие своему миропониманию и создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта. У каждого из них своё видение сказки, своё отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разные.
Все вышеперечисленные художники достоверно передали замысел сказки П.П.Ершова в своих рисунках. Они правильно оценили героев, смогли донести до читателей то, что хотел передать автор. Наш необычный урок подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете с интересом и сопереживанием к героям всегда всматриваться в иллюстрации к сказкам и наслаждаться не только красотой слова, но и выразительностью рисунков.
Литература:
- Пётр Ершов «Конёк – горбунок» Свердловск, Средне Уральское книжное издательство, 1977г.;
- П.П. «Конёк – горбунок» Москва, «Малыш», 1983г. ;
- П.П. Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «Детская литература», 1973г.;
- П.П. Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «Детская литература», 1983г.;
- Пётр Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «АСТ- ПРЕСС КНИГА», 2003г.;
Источники и использованные ресурсы:
• http://www.art — urok.ru/illyustratoryi.htm
• http://images.uandex.ru
• kopilkaurokov.ru
• shkolabudusehego.ru
Туркасова Ольга Игоревна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1», г. Тобольск, Тюменской области.
Рассказ о дружбе Ивана и Конька-Горбунка сочинение
Сказка про Конька — Горбунка, написанная автором Петром Павловичем Ершовым, изложена в стихотворном стиле и имеет очень интересный сюжет. На протяжении всей сказки мы наблюдаем события, главными героями которых являются Конёк — Горбунок и Иван крестьянский сын.
Конёк — Горбунок стал подарком Ивану от красивой кобылицы, которую он поймал на своём поле, но потом пожалел её и отпустил. Конёк — Горбунок с виду неказист. Он небольшого роста, с двумя горбами на спине и длинными, как у осла, ушами. Однако, он умеет искренне переживать за своего друга. Он всегда выручает его, поддерживает в тяжёлые минуты. Конёк — Горбунок становиться настоящими товарищем Ивана, его лучшим другом.
Горбунок, несмотря на свой малый рост и внешность, непривлекающую особого внимания, обладает огромной физической силой и может быстро передвигаться. Он сумел доставить царю очень тяжёлый сундук с перстнем со дна океана и перевозил Ивана очень быстро на большие расстояния. Вместе они проходят через многие испытания и справляются с ними потому, что у них крепкая дружба.
Взаимовыручка, доброта, желание прийти ближнему на помощь, сопереживание своему товарищу являются основой мыслью данного произведения.
Слова Конька — Горбунка:
«И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину».
Верный и преданный друг Конёк — Горбунок всегда рядом с Иваном и всегда поддерживает его в трудный момент. Это становится примером и для нас, читателей. Мы тоже, на примере сказок, учимся такому поведению.
2 вариант
В великолепной сказке про Конька-Горбунка, которую поведал Ершов, содержится огромный поучительный смысл, который автор заложил в произведение. В начале данной истории можно увидеть повествование о том, как у отца героя по имени Иван, совершаются ночные кражи пшеницы, и от этого, его существование становится крайне сложным и тяжелым. Стоит сказать, что все братья предпринимали попытку отыскать и выследить того, кто стоит за этими преступлениями. Однако, удается сделать это только Ивану, который видит прекрасную кобылицу. Он решает отпустить ее на свободу, и в подарок на такое решение, она отдала ему нескольких скакунов. Один из них был немного отличным от других, так как ноги его подкашивались, и внешне он казался весьма странным.
Несмотря на это, Иван подружился именно с этим зверьком, что стало большой неожиданностью для читателей. И все же, они прекрасно подходили друг другу, так как у них обоих были весьма добрые и хорошие характеры, с помощью которых они поняли всю близость и поддержку друг друга. Порой и с людьми случается ровно также, ведь даже, если человек выглядит весьма просто и неказисто, он может говорить об очень интересных и значимых вещах, возвышая себя в мыслях окружающих людей. Доброта, с точки зрения автора, является главной силой, которая может быть заложена только в добрых и хороших людях.
Стоит сказать о том, что благодаря преданности друзей по отношению друг к другу, можно говорить о том, что они являются весьма интересными и яркими персонажами. Ведь, в тех ситуациях, когда Ивану была нужна помощь, Конек всегда приходил на выручку, и это являлось хорошим примером для всех читателей, которые искали смысл в данном великолепном произведении. Благодаря этому, героям удается пройти через все трудности, которые встречаются у них на пути. Также, стоит отметить и тот факт, что благодаря тому, что эти персонажи постигли, что значит дружба и взаимовыручка, они стали относиться к своему существованию осознанно и продуманно.
Рассказ 3
Конёк-Горбунок любимая всеми детская сказка Петра Ершова. В ней автор рассказывает о дружбе главного героя — Иванушки и фантастического горбатого коня, их путешествиях и приключениях.
Однако, мне кажется, отношения Ивана и Коня-Горбунка мало похожи на типичные дружеские. Конь по-отечески заботится о юном герое, всегда приходит на помощь в трудную минуту, даёт мудрый совет и протягивает руку, точнее, копыто, помощи.
Хотя со стороны Ивана отношение к верному другу мне показалось несколько потребительским. Подобно маленькому ребёнку, который в испуге кричит, зовя маму, Иванушка каждый раз вызывает к помощи горбатого друга. Герой беспрекословно подчиняется и советам Коня-Горбунка, доверяет ему свою жизнь и судьбу. Очевидно, что без верного друга герой сказки не справился бы ни с одной опасностью. Сам по себе Иван добрый, смелый юноша, но не обладает какими-либо незаурядными способностями и является обычным человеком.
Вдумавшись, читатель обратит внимание, что за все произведение автором ни разу не описываются чувства преданного коня. Его собственных желаний и мыслей будто бы не существует, они растворены в потребностях друга.
А Иванушка, хоть и искренне благодарит за помощь Коня-Горбунка, но абсолютно не интересуется состоянием своего друга, не разговаривает с ним по душам… Конек-Горбунок это будто бы приложение к Ивану, которое используется только в случае необходимости. Разве так ведут себя настоящие друзья?
Примечательно является и то, что Пётр Ершов не описывает дальнейшую судьбу Коня-Горбунка. После счастливого завершения злоключений Иванушки о нем не говорится ни слова.
Создаётся ощущение, что тот нужен был Иванушке как помощник и советчик, а после прошедших бед и неприятностей о нем просто — напросто забыли. Не зря говорит народная мудрость: «Друзья познаются в беде, а настоящие друзья — в радости».
После прочтения произведения мне стало очень горько за Коня-Горбунка. И, хотя мы и не слышим явных укоров в адрес Иванушки, немое исчезновение друга, мне кажется, говорит само за себя.
Давайте же будем ценить своих верных товарищей, благодарить их, а не принимать помощь как должное. И главное — не бросать, ни в горе, ни в радости!
Также читают:
Картинка к сочинению Рассказ о дружбе Ивана и Конька-Горбунка
Популярные сегодня темы
|
Сказка «Конек Горбунок» стр. 59
1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»: присказку, зачин, сказочных героев и троекратные повторы.
См. готовый ответ в рабочей тетради
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Сказка «Конек Горбунок» изобилует волшебными, сказочными героями, которых не может быть в действительности: кобылица говорящая, чудо-юдо рыба-кит, жар-птица, конек горбунок.
А в реальной жизни могли присутствовать братья, своровавшие коней; царь, желающий стать молодым, а также кобылица, ворующая пшеницу.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?
Братья Ивана не чисты на руку, они украли его коней и ночью повели их на ярмарку.
Да и не очень то трудолюбивы и умны, ведь им не удалось найти вора из урожая, так как они просто спали на дежурстве.
А после обманули отца, желая получить незаслуженную похвалу.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Старшие братья Ивана очень похожи друг на друга жадностью, ленью и желанием жить за чужой счет.
А Иван другой человек, он добр, разумен, ловок, любит пошутить, посмеяться и попеть песни.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Ленивые и вороватые братья объяснили победы Ивана незаслуженной удачей, так как считали его дурачком и недотепой.
А на самом деле Иван — очень ловкий и умный молодой человек.
Он сумел выследить волшебную кобылицу и объехать ее.
Кобылица наградила Ивана тремя чудесными конями за то, что он выполнил просьбу ухаживать за ней до самих родов.
6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать.
Мне нравится та часть сказки, где Иван видит волшебную кобылицу, получает чудесных коней, на ярмарке встречает коня и идет к царю Афрону на службу.
7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых, двух коней золотогривых, наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг, молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…
4. Делать нечего, придется во дворце тебе служить.
___
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
1 часть: Как братья ходили на дозор? Как Иван ходил на дозор? Кто узнал вора? Что кобылица обещала Ивану?
2 часть: Что кобылица подарила Ивану? Кто украл коней? Как выглядел конек горбунок?
3 часть: Как Иван оказался на ярмарке? Откуда царь узнал про золотогривых коней?
4 часть: Почему царь назначил Ивана воеводой и оставил его во дворце?
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
1. Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
2. Поимка кобылицы.
3. Обещание кобылицы.
4. Как братья украли коней.
5. Перо Жар-птицы
6. Конек-горбунок и его помощь.
7. Продажа царю золотогривых коней.
8. На службе у царя.
Рассказ от лица Ивана, героя сказки «Конек-Горбунок» для 4 класса
Жил я, не тужил, с отцом и двумя братьями в одном селе.
Отец выращивал пшеницу, мы ее продавали и жили себе припеваючи.
Но тут вдруг повадился к нам вор пшеницу воровать.
Послал отец братьев найти вора, только братья испугались злодея и вернулись ни с чем.
Тогда меня отец послал на дозор.
Пришел я на поле, сел в засаду и вдруг вижу кобылицу, которая ворует пшеницу.
Я к ней, оседлал ее и не отпускаю.
Взмолилась кобылица человеческим голосом, просила отпустить ее да приглядеть за ней до родов.
Обещала мне коней златогривых подарить.
Пришел я домой, сказал отцу, что поймал вора, но за кобылицу не рассказывал.
Пришло время, кобылица родила двух коней златогривых и третьего с двумя горбами на спине.
Двух велела продать, а конька-горбунка себе оставить.
Послушался я кобылицу, но продать коней не успел – кто-то их украл.
Бросился я их искать. Да конек-горбунок рассказал, что братья моих коней украли и спешат в столицу на ярмарку, чтобы подороже их продать.
Отправился я за ними в погоню, но по дороге увидел диво дивное — перо Жар-птицы и с собою взял.
Ругал меня конек-горбунок за это, говорил, что беда будет.
Но очень уж оно красивое! Не послушался я своего друга верного и поехал в столицу с пером волшебной птицы.
Через время догнал я братьев и уличил их в воровстве, они и признались.
Делать нечего, братья все же, решил я с ними вместе коней продать и поделить выручку.
Как вдруг на базар приехал царь и купил моих коней.
Но не смог их удержать и пригласил меня на службу в царский дворец за его конями следить.
Хорошо мне было на царской службе, пока царь не прознал про моё перо Жар-птицы.
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?
Думаю, что честных людей не так много, как хотелось бы.
Поэтому не все люди так могут о себе сказать.
11. Обсудите с другом как вы понимаете слово «честность»?
Честность — это искренность и правда.
Честный человек не обманывает ни других, ни себя.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов.
Против — напротив;
Недалече — недалеко;
С набитою сумою — полная сумка или рюкзак;
Соглядать — наблюдать;
Смекнули — разобрались что к чему;
Сенник — стог сена;
Сонные тетери — сони;
Несподручно — неудобно;
Малахай — фуфайка;
Улуча — найдя;
Очью — глазами;
Три вершка — маленький размер роста;
Аршинными ушами — длинные уши;
Кровля — крыша;
Мочи было — силы;
13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.
Сказочная история про Рыбу — кит для 4 класса
На море, на океане жила огромная Рыба-кит.
Из-за своей величины и мудрости стала она царицей морской.
Все рыбы служили ей, приносили вкусные водоросли и рассказывали свои беды.
Справедливо правила Рыба-кит, за что ее любили поданные.
Как-то раз Рыба-кит поплыла погулять по океану и так устала, что заснула прямо возле берега.
Проснулась рыба и стала зевать, да и не заметила, что к ней в рот тридцать кораблей заплыло.
Чувствует, что отяжелела вся и не может больше плыть.
Так и осталась Рыба-кит возле берега. Со временем люди стали на Рыбу-кит ходить, потом дома строить, а после и огороды завели.
Плохо стало рыбе, но не знает она, что делать.
Прошло много времени, и вдруг пришел к ней за помощью Иван-царевич.
Он искал перстень Царь-девицы, который она уронила в океан.
Рыба хотела помочь, но не могла.
Тогда Иван-царевич отправился к волшебнику за помощью.
Волшебник рассказал царевичу, что Царь-рыба проглотила тридцать кораблей, когда зевала, поэтому отяжелела и плыть не может.
Молодец вернулся к морской царице и рассказал ей про корабли.
Рыба-кит обрадовалась, открыла свой огромный рот и выпустила тридцать кораблей наружу.
Корабли уплыли, а люди, увидев такое чудо, быстро убежали с рыбы на берег.
Стало легко морской владычице, захотела она отблагодарить царевича.
Иван-царевич попросил найти ее перстень на дне океана.
Рыба-кит поплыла в свое царство, созвала своих подданных и рассказала что с ней произошло.
Рыбы соскучились по своей царице и очень обрадовались ее возвращению.
Каждая рыба захотела найти перстень и отблагодарить Ивана-царевича за возвращение морской владычицы.
Поплыли они на поиски, долго искали, но нашли перстень.
Рыба-кит отдала его Ивану и помогла быстрее добраться до своей любимой.
Посадила она себе на спину Ивана и его коня, и быстро домчала их к Царь-девице.
Царевна обрадовалась, и сыграли они веселую свадьбу с Иваном царевичем, детишек наплодили и Чудо-юдо Рыбу-кит к себе в гости пригласили.
Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Классика / Произведение • Альтернативное название: Конек-Горбунок.Полька, для фортепиано | |||||||||||||||||||||||||||||
Партитура для фортепианоНазвание пользователя: Конек-Горбунок.Переложение для фортепиано
Полька, для фортепианоНазвание пользователя: Конек-Горбунок.Полька, для фортепиано
| |||||||||||||||||||||||||||||
Пользователи, которые скачивают произведение «Конёк-Горбунок», также скачивают | |||||||||||||||||||||||||||||
Конек-Горбунок — балетная сумка
Этот балет для тебя?
Идите, если: вам нравятся истории о взрослении, в которых герой-мужчина должен преодолевать различные препятствия, желательно исполняя множество виртуозных шагов на своем пути (на самом деле, всем трем главным героям приходится преодолевать сложные шаги). Не откладывайте странное название: Конек-Горбунок основан на русской народной сказке для детей, но последняя постановка для сцены Ратманского свежая, веселая и очень креативная, привлекающая широкую публику. Идеальное сочетание «классики и современности».
Skip if: восхитительной партитуры (в данном случае Щедрина) и прекрасной хореографии вам мало. Вам абсолютно необходимы балеты а-ля «Спящая красавица» , экстравагантно оформленные, с богатыми пачками, роскошной декорацией, огромным кордебалетом и невероятно бюджетной постановкой.
Владимир Шкляров в роли Ивана и Виктория Терешкина в роли Царь-девы в опере Ратманского «Конек-Горбунок». Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Dream Casts
Для героя Иван «дурак» (или Иванушка) — Владимир Шкляров не только потому, что это одна из его любимых ролей.
Для любовного интереса Ивана, Tsar Maiden — Виктория Терешкина, учитывая ее удивительную способность справляться с самыми сложными техническими задачами. Или смелая Алина Сомова, чей современный стиль хорошо сочетается с хореографией Ратманского и потому, что, в конце концов, эта роль принесла ей награду «Золотая маска» и еще более ценный подарок — бриллиантовые серьги Майи Плисецкой.
Другу Ивана, Конек-Горбунок титула — солист, отлично умеющий прыгать, и на petit allegro .
История и предыстория
Конек-Горбунок (Конек-горбунок) — это сказка о простом мальчике Иване и его друге Конеке-Горбунке.После того, как у Ивана украли двух прекрасных жеребцов, волшебный Конек-Горбунок и перо жар-птицы уводят его из идиллической жизни на отцовской ферме на службу царю. Последний отправляет Ивана с разными заданиями: на вершину горы, чтобы найти Царь-деву, достать обручальное кольцо со дна моря и искупаться в кипящем котле. Но с помощью своего волшебного коня героический Иван в конце концов завоевывает руку Царь-Девы и занимает трон.
Эта широко известная сказка является неотъемлемой частью каждого русского детства и имеет важные связи с более старым фольклором, таким как «Жар-птица». Как и La Fille Mal Gardée , Конек-Горбунок пережил несколько хореографических воплощений с течением времени. Впервые сказка была поставлена как балет Артура Сен-Леона (который позже поставил хореографию «Коппелия ») на музыку Чезаре Пуни. Премьера балета состоялась 15 декабря 1864 года в Императорском балете, в главных партиях — Марфа Муравьева и Тимофей Стуколкин.
Алина Сомова в роли Царь-девицы в опере Ратманского «Конек-Горбунок».Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Балет имел успех не только из-за запоминающейся партитуры Пуни, но и из-за грандиозного масштаба сцен волшебного подводного мира, одного из мест, куда Иван должен отправиться по приказу царя. Как было принято в то время, балет завершился дивертисментом , посвященным Российской Империи. Тридцать лет спустя (1895 г.) Мариус Петипа использовал отрывки из партитуры Пуни (в сочетании с музыкой Риккардо Дриго), чтобы воссоздать — под названием «Царь-девица » — свою собственную версию для известной примы Пьерины Леньяни. Интересно, что именно эта версия Конек-Горбунок станет первым произведением, которое когда-либо исполняли только что сформированные Ballets Russes.
За годы Конек-Горбунок претерпел множество возрождений, в том числе перезапуск Александра Горского для Большого театра (1901), в котором была настоящая попурри из музыки с разделами Антона Симона, Бориса Асафьева, Чайковского, Антонина Дворжака, Александра Глазунов, Брамс и Лист. Эта версия — изначально с Любовью Рославлевой (в роли Царь-девицы) и Александром Горским (в роли Ивана) — послужила основой для многих последующих возрождений в России, но со временем балет устарел.Как и многие другие произведения XIX века, на гала-концертах и специальных представлениях были представлены только его самые знаменитые отрывки.
Щедрин , Майя и Радунский
К 1960 году, когда Александр Радунский из Большого театра поставил новую партитуру Родиона Щедрина для балета «Конек-Горбунок» , уже существовала дюжина предыдущих версий балета. Юный Щедрин сочинил свою музыку в 1956 году (в сотрудничестве с либреттистами Василием Вайоненом и Павлом Маляревским), и, как гласит легенда, именно это произведение свело его с будущей женой Майей Плисецкой (создавшей роль Царь-девицы). .Благодаря Щедрину, герои рассказа были воплощены в жизнь с помощью выразительной музыки, которая вызывала комедию, драму и лиризм, во многом в том же духе, что и в «Золушке » Прокофьева.
Эта версия также была выпущена как фильм с оригинальными главными героями Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым и самим Радунским (в роли царя). Первая петербургская (тогда Ленинградская) постановка балета состоялась в 1963 году.
Жар-птицы. Артисты балета Мариинского театра в опере Ратманского «Конек-Горбунок».Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Ратманский
Новая версия балета Алексея Ратманского, премьера которой состоялась в 2009 году на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском, получила в целом положительные отзывы (кстати, это была единственная постановка на фестивале, получившая четыре спектакля). Возрождение балета помогло закрепить за Щедриным партитуру как окончательную. Эта новая версия с минималистскими декорациями и костюмами сосредоточена на музыке и повествовании; Главным героям дана выразительная хореография, и Ратманский обращается с ними очень индивидуально, с юмором и творчеством.Конек-Горбунок Ратманского представляет собой интересное сочетание современных концепций (деконструированный Pas de Deux , отсылки к поп-культуре в дизайне и танцах — в какой-то момент танцевальные шаги Ивана и Царь-девы, которые относятся к поп-концерту) и классический балет (присутствие пантомимы, виртуозные шаги, использование кордебалета ).
Ратманский получил этот заказ от режиссера Мариинского театра Валерия Гергиева, страстного поклонника Щедрина, который несколько раз дирижировал мюансами фильма Конек-Горбунок .Возродить либретто Ратманскому помог Максим Исаев. Об этой новой постановке Щедрин говорит:
Я всегда мечтал, чтобы он [Ратманский] обратил свои видения и уши на Лошадь . Это казалось и кажется мне близким к его неповторимой, остроумной индивидуальности темы, где лиризм и юмор, лукавство и легкая грусть — естественные соседи. (Программные ноты Мариинского театра)
История
Закон I
Сцена 1: Фермерский дом рядом с полем
Мы видим дома старика с сыновьями Гаврило, Данило и младшим Иваном.Мужчина идет косить рожь, а братья Ивана устраивают вечеринку на свежем воздухе. Вернувшись с поля, мужчина разочарован тем, что они танцуют и веселятся с кормилицами. Он приказывает им остановиться и изгоняет девушек. Надеясь, что они научатся быть более ответственными, он рассказывает своим сыновьям об ужасном злодее, который приходит ночью, чтобы топтать пшеницу, и отправляет Гаврило и Данило охранять поле. Иван очень хочет их сопровождать, но считается слишком молодым и неуклюжим. Его братья думают, что он дурак, но Иван, который ничего не боится, полон решимости помочь поймать злодея.Он решает отправиться в поле один.
Сцена 2: Поле
Иван видит красивую кобылу, бегущую по полю. Кобыла топчет и губит пшеницу. Иван реагирует быстро: схватив кобылу за хвост, он неловко оседлает животное задом наперед. Молодая Кобыла не в восторге и пытается оттолкнуть Ивана. В конце концов он сдается и решает обменяться с Иваном: он подарит ему трех лошадей, двух жеребцов и маленького Конька-Горбунка в обмен на свободу.Иван озадачен Коньком-Горбунком, но соглашается на сделку. Отвлеченный жар-птицами, которые только что приземлились на поле, Иван не заметил, как забредают Гаврило и Данило. Они жаждут красивых лошадей. Когда Иван возвращается с пером жар-птицы, он понимает, что жеребцы исчезли. Заметно расстроенный, его утешает Конек-Горбунок, который обещает помочь Ивану преследовать похитителей. Иван понимает, что это действительно не обычная лошадь. Вместе они отправились в свое первое приключение.
Владимир Шкляров в роли Ивана в опере Ратманского «Конек-Горбунок».Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Сцена 3: Площадь в столице
Люди веселятся, некоторые танцуют кадриль. Гаврило и Данило только что приехали с намерением продать лошадей. Входит и царь, чтобы осмотреться. Он заметил жеребцов и заинтересовался ими. Иван и Конек-Горбунок спешат на площадь, чтобы остановить братьев Ивана, но царь привязался к животным и хочет с Иваном торговаться.Царь предлагает шляпу Ивана Чемберлена (таким образом косвенно его работу). Они заключают сделку, оставляя Чемберлена разъяренным и завидующим Ивану.
Сцена 4: Царские покои
Кормилицы кормят царя, который вскоре засыпает. Иван тоже устал и готов идти спать. Пониженный камергер внимательно следит за Иваном и, как только Иван задремал, выхватывает у него перо жар-птицы. Он будит царя, и они задаются вопросом, как Иван приобрел такое богатство.Перо Ивана приводит царя к видению жар-птиц и среди них одинокой царевны. Видение тускнеет, но теперь царь влюблен в царевну. Канцлер будит Ивана ото сна и приказывает привести девушку. Иван в отчаянии. Он не знает, где искать такое существо. И снова Конек утешает Ивана и говорит ему не беспокоиться, вместе они вынашивают план и отправляются в новое приключение.
Закон II
Сцена 1: Гора на краю света
Иван и Конь пришли на край света, чтобы найти жар-птиц и Царевну.Иван пытается поймать Жар-птиц, но они улетают. Теперь он видит прекрасную царь-деву и не может оторвать от нее глаз. Царевна также несколько увлечена Иваном и позволяет ему и Коньку схватить ее и отвезти в столицу.
Сцена 2
Царь и его бояре в царских покоях ждут царевну. Иван возвращается с Лошадкой и девушкой. Царь просыпается и всех прогоняет. Он заявляет царевне, что собирается жениться на ней, и показывает ей обручальное кольцо.Иван, любящий царевну, огорчен. Царь-девица соглашается выйти замуж, но кольцо ей не нравится; ибо ей нужен камень, лежащий на морском дне. Чемберлен знает, как добыть такой камень: он снова дает задание Ивану, который отправляется на морское дно со своим волшебным конем.
Екатерина Кондаурова в роли морской принцессы с артистами балета Мариинского театра в спектакле «Конек-Горбунок». Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Сцена 3: Морское дно
Иван и Конек достигают морского дна, где обитают морские обитатели.Иван ищет кольцо, которого нигде нет. Ивану приходит в голову идея попросить о помощи, и Морская принцесса соглашается принести ему каменное кольцо.
Сцена 4: Площадь в столице
Царевна приглашена на танцы царем. Она соглашается, но царь стар и быстро устает. Снова появляется Иван со своей Конькой и камнем, к радости царевны. Обиженный тем, что Иван снова добился успеха, канцлер выхватывает кольцо и говорит Ивану, что его услуги больше не требуются, поскольку царь готов жениться.Но царевна не очень любит царя для мужа. У нее есть собственный план: она говорит ему, что сначала он должен стать «красивым, как портрет», а для этого он должен прыгнуть в котел с кипящей водой.
Когда приносят котел, царь опасается прыгнуть в кипящую воду. Чемберлен еще раз предлагает ему попробовать Ивана. Верный Конь колдует, и Иван превращается в красивого царевича. Народ радуется. Теперь очередь царя.Однако без заклинания Конек-Горбунок все идет не так: царь умирает, как только окунается в кипяток. Его подданные ненадолго оплакивают его, но Иван-царевич и царевна в восторге от того, что теперь они могут быть друг с другом. Подготовка к свадьбе завершена, и пара празднует праздник с Коньком-Горбунком и людьми.
Владимир Шкляров в роли Ивана и Алина Сомова в роли Царь-девы в опере Ратманского «Конек-Горбунок».Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Музыка
Родион Константинович Щедрин, окончив аспирантуру Московской консерватории у Юрия Шапорина, начал работу над своей первой балетной партитурой: Конек-Горбунок (1955). Через три года Щедрин женится на балерине Майе Плисецкой. Об этом периоде композитор говорит:
Музыка к балету Конек-Горбунок — мое раннее, очень раннее произведение.Но это произведение эпохи, важной с точки зрения моего становления как композитора и которая во многом определила мою жизнь. Произведение, которым я прочно «схватился» за неземную Жар-птицу — Майю Плисецкую. Партитура ей посвящена… (Программные ноты Мариинского театра)
Щедрин принадлежит к поколению современных российских композиторов, чьи произведения черпают вдохновение из прошлого — в его случае Сергея Прокофьева, Дмитрия Кабалевского и Дмитрия Шостаковича — балансируя традицию с модернизмом, чтобы найти новые способы художественного выражения.Стиль Щедрина соединяет русскую классику и элементы фольклора с современными композиционными приемами. Именно от Прокофьева композитор воспринял ярко выраженный ритм и конструктивную рациональность. В произведениях Щедрина играют тональными красками, изменяя лирические и драматические части, расширяя мелодические линии. Даже в своих более поздних работах, менее формальных с академической точки зрения, Щедрин стремится соблюдать баланс и плотность с музыкальной фактурой, оживленной драматическими взрывами.
Помимо Конек-Горбунок , Щедрин написал следующие балеты: Кармен-сюита (1967) по опере Жоржа Бизе «Кармен», Анна Каренина (1971), Чайка (1980) и Дама с собачкой (1985).Он также написал множество опер, концертов и оркестровых произведений.
Для плейлистов iPod и Spotify: вот полный трек-лист Конек-Горбунок .
Виктория Терешкина в роли Царь-девицы с Царем (Андрей Иванов) и Камергером (Юрий Смекалов). Фото: Наташа Разина / Мариинский театр ©
Видео
Мини-биография
Хореография: Артур Сен-Леон
Музыка: Чезаре Пуни
Оригинальный состав: Марфа Муравьева и Тимофей Стуколкин
Премьера: 15 декабря 1864 года, Императорский балет, Санкт-Петербург,
Хореография: Александр Радунский
Музыка: Родион Щедрин
В ролях: Майя Плисецкая и Владимир Васильев
Премьера: 1960, Большой театр, Москва
Хореография: Алексей Ратманский
Музыка: Родион Щедрин
Эскизы: Максим Исаев (декорации и костюмы) и Дамир Исмагилов (освещение)
Оригинальный состав: Виктория Терешкина и Михаил Лобухин марта 2009, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Источники и дополнительная информация:
- Программные заметки к балету Мариинского театра Конек-Горбунок , Театр дю Шатле, ноябрь 2010 г.
- Программные заметки с сайта Мариинского театра.
- Википедия: Конек-Горбунок (балет) и Родион Щедрин.
- Биография Родиона Щедрина с сайта Scottish Ballet.
- Журнал Ballet.co, Обзор производства 1960 года на DVD Джона Маллинсона. Сентябрь 2007.
- Ballet.co Magazine, обзор возрождения «Конек с большими габаритами» Кевина Нг. Ноябрь 2010.
- Записки мистера Лопеса 2681 к Конек-Горбунок (по Горскому / Петипа / Сен-Леон).
- Темы обсуждения на форуме Ballet Alert: Конек-Горбунок (Пуни / Горский после Петипа / SL) и 9-й Мариинский фестиваль: Репортажи.
- Балет Конек-Горбунок на Answers.com
- Мариинский оседлал «Конек-Горбунок» Светланы Наборшиковой. RT, март 2010.
- Поистине праздничный конек-Горбунок. Обзор Майкла Джонсона. ConcertoNet.com, июнь 2009 г.
РаботаПредставления: 2 Треков: 8 У этой работы нет отзывов. Выберите исполнителя для этой работы Загрузка… | Рекомендованный альбом Naxos объявление объявление |