Конспект урока по изо народные праздники 4 класс: План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: урок изо 4 класс «Русские народные праздники»

Содержание

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: урок изо 4 класс «Русские народные праздники»

                              Урок по изобразительному искусству в 4  классе

Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка»

Ход урока. Тема урока: «Народные праздники. Ярмарка».

Цели и задачи урока:

1.     Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2.     Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.

3.     Осуществлять межпредметные связи ( технология, музыка, литература)

4.     Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

5.     Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

          Материалы: белые листы бумаги, цветная бумага ,ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд:

Слайдовая презентация,

 Ярмарочная витрина, собранная детьми: рисунки-игрушки, платки,салфетки…

Музыкальный ряд:

Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

          План урока:

1.       Организационный момент.

2.       Введение в тему.

3.       Беседа по теме.

4.       Физкультминутка.

5.       Продолжение беседы.

6.       Практическая работа.

7.       Анализ работ.

8.       Итог урока.

9.       Оценки за урок

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Назовите мне тему 1 четверти  (Русское искусство, культура русского народа)

Внимательно рассмотрите ваши работы, выполненные в течении  1 четверти и расскажите всё, что вы узнали  по этой теме.

А вот о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете,  разгадав небольшой кроссворд, который лежит на ваших столах.  Заранее хочу сказать, что сегодня вы будите работать в группах,  поэтому от каждого из вас будет зависеть и результат и итог работы ну и конечно дисциплина.

Итак, кто уже справился с работой, и назовёт сегодняшнюю тему урока

Слайд 1

Да, действительно  ведь русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники есть у каждого народа.

Возникали  праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

А вот о каких русских народных праздниках сегодня пойдёт речь, вы узнаете, собрав иллюстрацию в виде пазлов на вашем столе.  ( на партах лежат разрезанные картинки праздников «Рождество», «Масленица», «Иван купала», «Праздник урожая»)

(Возле доски стоят таблички  с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Иван Купала, Праздник урожая), как только вы соберёте пазлы, возьмите у доски ту табличку, которая соответствует вашей собранной картине, и по словам и словосочетаниям предложенным вам составьте рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, рождественская звезда, песни- колядки.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои, игрища.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, ночь, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Праздник урожая

Сбор пшеницы, ячменя, проса, праздник, застолье мёд, яблоки, хлеб, каша, пшеничный сноп, ленты, хороводы.

Давайте выслушаем ваши рассказы, я буду начинать а вы продолжать

Слайд 2

(На слайде высвечивается та картина, о каком празднике идёт речь)

  1. Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
    Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
    Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
    И торжественно парит, новый день благовещая,
    Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

  1. Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
    Ты не в среду пришла и не в пятницу.
    Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
    Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
    Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 

Слайд 5

4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

Слайд 6

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

Слайд 7

 Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября (икона Параскевы Пятницы).

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В день её памяти не работали.

В больших городах, а также и в сёлах в этот день и устраивались ярмарки.

Ярмарка  — это тоже праздник.

— как вы думаете, люди ждали этот праздник?

— для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А детвора  ждала с ярмарки  —  гостинец.

Представьте себе шумную ярмарку в русском селении:

Слайд 8 (ярмарка)

 Ярмарка,  ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево – лавки с товаром,

Глянешь направо – веселье даром.

  Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя — Петрушки.

Слайд 8 (петрушка)

Петрушка — длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья! 

Также публику веселтли и скоморохи. Звонко играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Представьте себя среди кадок с брусникой и красивых плетёных корзин с вкусными пряниками. Ярче солнца – наряд соломенных игрушек, ярче радуги – игрушки-свистульки, почти как у нас на ярмарочной витрине в классе.

Слайд 9

 —  Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»; «Купчихи»…

Он погружает зрителя в стихию народной жизни. В своих картинах художник не допускал грязь и слякоть, ужасающие мостовые… Он видел это в жизни, но творить предпочитал образ радости. А ведь художник писал эти картины, находясь а инвалидном кресле целых 11 лет! Вот видите как он ценил и любил жизнь и  его картины наполнены светом и яркостью. Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

 И. Е. Репин называл  Кустодиева «богатырём русской живописи».

-Как вы думаете, почему?

Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно.

Физкультминутка

Мы похлопаем сейчас

Мы потопаем сейчас

А теперь все дружно, вместе,

отправляемся мы в пляс.

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Эх, раз, ещё раз,

мы поклонимся сейчас.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной  композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки ( избы).

А чего же и кого не хватает?

  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

        Работать будем коллективно. Сделаем одну общую работу.

  Работаем в группах:

1 группа  одевает фигурки людей в русские праздничные костюмы (мужские образы) в технике аппликации

 2 группа о одевает  фигурки людей в русские праздничные костюмы(женские  образы) в технике аппликации

3 группа — создают лоток с посудой и игрушками, баранками, платками

4 группа — одевает  фигурки людей в костюмы скоморохов также в технике аппликации.

Как только оденете фигурки в костюмы. Что нужно ещё сделать с костюмами?  (Украсить орнаментами при помощи фломастеров)  и вклеить в наше коллективное панно.

А что такое орнамент?

Но прежде давайте вспомним элементы русского праздничного костюма.

Слайд 10,11

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Когда вы будите вклеивать свои работы, что вы должны вспомнить и соблюдать? (Перспективу) Назовите законы перспективы в композиции.

Практическая работа. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек)

Анализ работы.

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

На доску сверху панно вывешивается надпись «Русская ярмарка»

Кластер к слову «Ярмарка»

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

 Итог.

-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.

В том, как проводится праздник — в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.

Детям раздаются четверостишия и они читают приглашая на ярмарку, которая у них получилась на панно.

  1. Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

  1. Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

  1. А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

  1. Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет! (звучит музыка)

Ребята, давайте встанем, поднимем руки ладошками друг к другу, и кому понравилась ваша ярмарка и наш урок, тот похлопает в ладоши.

Оценки за урок.

 1.        Ой, вы люди, люди добрые,

Да люди русские.

Други наши верные!

Слушайте все и не говорите,

Что не слышали!

2.        Приглашаем всех на ярмарку,

С баранками, медом,

С конфетами мятными,

Пирогами сытными.

3.        А за чаем дома не засиживайтесь.

Вставайте-ка, да водите

Хороводы русские

С песнями веселыми,

Шутками задорными,

Играми потешными.

4.        Внимание, внимание, внимание.

Открывается гуляние,

Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

1)        Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.

Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.

И торжественно парит, новый день благовещая,

Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о празднике  Рождестве.)

Слайд 3

2)        Ты, прощай, прощай, наша Масленица!

Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!

Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

Слайд 4

   3)   Горит костёр багряною зарёй,

Горят улыбки на счастливых лицах,

По небесам прекрасный танец свой

Ведёт опять Богиня-Заряница,

И пламенеют в небе облака,

И наполняет лес пичужек пенье,

И вдаль, играя волнами, река

Несёт венки купальские теченьем…

 4) А вот про праздник урожая вы начинайте, а я дополню

Осенью отмечали праздник урожая.  У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

Итак, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

А что же такое ярмарка на Руси?

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок изобразительного искусства по теме «Народные праздники»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Урок изобразительного искусства

«Народные праздники»

4 класс

        

Учитель Анисимова Л.И.

2014 – 2015 г.

Тема урока: Народные праздники

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского       народа;

            Творчеством Б. Кустодиева;

            Русскими народными праздниками;

            Отработка графических навыков в работе восковыми карандашами,  

             работы в цвете     гуашью;

            Отработка техники —  аппликация;

 Развитие внимания, творческого мышления;

Привитие бережного отношения к традициям своего народа.

Оборудование: ИКТ

 1.Зрительный ряд:

Наглядно иллюстрированный материал “Русские народные праздники”;

Репродукции картин Б. Кустодиев “Автопортрет”

 “Праздник в деревне”

 “Ярмарка”

 2. Музыкальный ряд:

Со вьюном я хожу (хор)

3. Литературный ряд:

И. Токматова “Ярмарка”

Ход урока

 I. Организационный момент урока

II. Творчество Б.М. Кустодиева

Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.

Работа по репродукциям картин Б. Кустодиева “Автопортрет”, “Праздник в деревне”,

“Ярмарка”

III. Беседа о культуре, быте русских людей.

Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены:

Русский народ всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.

Веселье – лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как не отметить конец страды, осень, когда закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Работа по наглядно иллюстрированному материалу “Народные праздники”

Ученик:

Ярмарка, ярмарка

 Огневая, яркая

 Плясовая, жаркая

 Глянешь – налево

 Лавки с товаром.

 Глянешь – направо

 Веселье – даром.

 И. Токмакова

Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”. Что такое ярмарка?

Ученик: Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости.

Давно вас ждут, друзья!

Ой, а это кто? (Петрушка)

На Руси ни одно гулянье, ни одно выступление странствующих актёров не проходило без выступления всеми любимого сказочного героя — Петрушки. Петрушка — длинноносая кукла в колпаке с кисточкой, смешившая «почтейнейшую публику» своими дурачествами и прибаутками.

 Петрушка:      «Подходите!

                         Спешите люди добрые,

                        От мала, до велика!

                        Потеха пришла, смех, веселье принесла.

                        Я – Петрушка! Шапка на макушке…

                        Буду сегодня вам помогать работать»

IV.Физминутка (упражнения для глаз – тренажер)

V. Практическая работа.

А сейчас мы обратимся к учебнику.

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной композиции?

  • Пейзаж (природа, поля, речка).
  • Постройки (избы).
  • Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда, овощи, фрукты)
  • Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

-Работать будем коллективно, по группам. Сделаем одну общую работу.

Распределимся на группы: (Петрушка руководит работой)

3 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

2 ученика (парой) — создают лоток с посудой и игрушками.

2 ученика (парой) — создают лоток с овощами и фруктами.

Все остальные работают индивидуально. На столе у каждого листок заданной величины. Вам нужно изобразить человека в русском народном костюме во весь лист, по заданию, которое написано на листочке. Работу выполняем гуашью. Затем вырезаем ножницами.

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Затем, кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

Вот время выполнения работы звучит музыка: “Со вьюном я хожу (хор)”

VI. Итог урока

Анализ работы.

 — В какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

— А что можно добавить в композицию?

VII.Оценивание.

 

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Народные праздники» (4 класс)

Урок изобразительного искусства в 4 классе «Народные праздники»(обобщение).

Методическая разработка для урока по изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока, разработанная в соответствии с ФГОС.

Автор, разработчик: Табунова Ирина Николаевна, учитель начальных классов

Предмет: Изобразительное искусство

УМК: «Школа России»

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока: «Народные праздники»

Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

— Учащийся должен: — быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

— уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Регулятивные УУД:

— постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

— стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; — постановка цели, решение проблемы;

— поиск и выбор информации для творческой работы;

— выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

— овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

— распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, ножницы, клей.

Технологическая карта урока

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку?

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.

Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л1Включение в деловой ритм, организация внимания.

2

3 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Постановка проблемного вопроса.

— Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, надо собрать слова. (Приложение 1.)

Вспомните тему прошлого урока и скажите, о каком празднике мы будем говорить?

Как отмечался День Урожая на Руси?

Какая творческая работа будет у нас в конце урока?

Как нужно работать, чтобы вашу работу похвалили, чтобы ей заинтересовались?

Мыслительная деятельность

Складывают из букв слова: Народные праздники.

(Определяют тему урока и цель)

День Урожая

Ярмаркой и народным гулянием

Коллаж

(Определяют критерии оценивания работ.)

Отвечают на вопросы. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р. Навык целеполагания, самокоррекции.

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

3

10мин.

Повторение пройденного материала, на основе изучения нового. Проверка д/з

Что на прошлом уроке мы изобразили на панно?

— На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.

Одним из таких дней и был праздник День Урожая. В этот день устраивались богатые ярмарки и народные гулянья.

Каких персонажей мы выделили на ярмарке на прошлом уроке?

Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Вопросы: фигурку какого персонажа вы изобразили? Чем он занимался на ярмарке?

Попробуй изобразить своего героя.

Без кого не состоится ярмарка и народное гулянье?

Что делают люди на празднике? Как его отмечают?

Отгадайте, что мы сегодня изобразим на панно;

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился…

Что такое хоровод?

Хоровод— это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов.

Предлагаю вам познакомиться с картинами великих художников, на которых запечатлён этот танец.

Знакомство с картиной Саврасова А.К. «Хоровод в селе» и картиной Кустодиева Б.М.«Хоровод».

Вопросы по картинам:

Кто участвует в хороводе? Как стоят люди? Как они одеты?

Осенний деревенский пейзаж.

Лотки с товарами.

Купцы, скоморохи, музыканты.

Дети под музыкальное сопровождение представляют своего персонажа.

Без народа, без людей.

Играют, танцуют, поют.

Ответ: Хоровод

Народный танец

.

Просмотр картин художников.

Обсуждение темы.

Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.

Актуализация знаний , обратная связь.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.


Постараться запомнить материал.

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздником День Урожая

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

.

Р. Развитие образного воображения.

Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

4

2 мин.

Физминутка

Музыкальная игровая физкультминутка «Хоровод» (Вперёд четыре шага…)

Учащиеся выполняют под музыку движения

Коллективный отдых.

Л. Умение сменить вид деятельности.

5

23 мин

Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.

Хочу предложить вам изобразить народный хоровод на осенней ярмарке.

Сколько народу участвует в хороводе?

Что нужно нам сделать?

Правильно. Для этого нам потребуются краски, ножницы, бумага. Вспомним правила работы с ножницами, красками и клеем.

Перед вами заготовки-шаблоны фигурок людей из бумаги. Вырежьте фигурки.

Что у вас получилось?

Теперь нужно «Одеть» фигурки людей в русские народные костюмы. Вспомним элементы русских народных костюмов. Какие цвета будем использовать для праздничных нарядов?

С чего начнём работу? Какие детали будем раскрашивать сначала, крупные или мелкие?

Почему?

(Во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон)

Учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы.

(Пока учащиеся рисуют, учитель вывешивает на доску палитру из бумаги.)

.

Вспомним законы перспективы. Какие фигурки расположим на переднем плане?

А на заднем плане?

Много.

Много фигурок людей.

Проговаривают правила работы с инструментами.

Яркие.

Крупные.

Чтобы удобно было прорисовывать потом мелкие детали.

Ученики выполняют творческую работу.

По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем, кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам.

Крупные.

Более мелкие

На панно с помощью клея приклеивается хоровод из фигурок

Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа.

Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии:  лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.

Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.

Овладевают на практике элементарными основами композиции.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.

6

3 мин

Выставка детских работ.

Выставление отметок детям. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.

7

3 мин.

Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Сегодня вы хорошо потрудились. На доске перед вами чистая палитра, на столе три баночки с красками: зелёная, красная, жёлтая. Я предлагаю каждому из вас нанести на палитру только один мазок. Зелёный, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтый, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; красный, если на уроке вам было трудно, скучно и вы ничего не поняли. Урок окончен.

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты

Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет и, нанося мазок анализируют свою деятельность.

Самооценка результатов: деятельности.

К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том, что нового они узнали.

 

Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.

Л – личностные, П – познавательные, К – коммуникативные, Р — развивающие (УУД)

Приложение 1: карточки с буквами

Урок 22 РИСОВАНИЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ПЕСНИ НАШЕЙ РОДИНЫ» | Поурочные планы по ИЗО 4 класс

Урок 22 РИСОВАНИЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ПЕСНИ НАШЕЙ РОДИНЫ»