Национальный костюм – наследие моего народа
информационно-аналитический отдел Администрации Ки… 667
Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Он, как яркий «индикатор» национальной принадлежности, помогает сохранить культурно-духовное наследие прошлого.
В МБОУ «Школа № 19 им. Б.И.Северинова» во всех классах прошли классные часы, были проведены уроки по теме: «Национальный костюм – наследие моего народа». На уроках ребята познакомились с особенностями национальных костюмов разных народов, населяющих Республику Башкортостан, с его самобытностью и неповторимостью, вспомнили виды орнаментов, характерные для башкирского, русского, татарского национального костюма. Также приняли участие во флешмобе «Учусь в национальном костюме», где ребята продемонстрировали свои костюмы.
10 сентября 2020 года в 1-11-х классах МБОУ Школа № 41 прошел Единый урок «Национальный костюм — наследие моего народа», посвященный Дню национального костюма народов РБ. В этот день дети и учителя пришли в школу в национальных костюмах. В фойе по школьному ТВ демонстрировались видеоролики «Национальные костюмы народов РБ». Педагог — библиотекарь Миниянова З.Х. оформила тематическую выставку книг и журналов.
В ходе урока классные руководители рассказали об исторических особенностях национальных костюмов народов РБ. Учащиеся подготовили сообщения о верхней одежде различных народов, делились своими наблюдениями о национальных костюмах своих бабушек и дедушек. Ребята пришли к выводу, что важно сохранять национальный костюм, как дань уважения к наследию многонационального народа Республики Башкортостан и признание любви к малой родине.
В школе № 34 прошел Единый урок «Национальный костюм — наследие моего народа», презентации, посвященные народным костюмам. На уроках башкирского языка провели беседу о национальных костюмах народов РБ. В фойе оформлена выставка «Народов много — страна одна».
В школе № 14 на уроках башкирского языка провели беседу о национальных костюмах народов РБ. На уроке ИЗО ребята рисовали элементы и узоры национальных костюмов. В течение урока школьники узнали много нового о культуре, быте народов, просмотрели видеозаписи танцев, мелодий, сыгранных на национальных музыкальных инструментах, выучили названия традиционных одеяний. Классными руководителями были проведены уроки посвященные Дню национального костюма.
Проведение таких мероприятий в стенах образовательных учреждений способствуют развитию интереса к традициям родного народа, чувства гордости за родной край, уважения к труду народных умельцев.
Поделиться новостью
Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru
Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями.
Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.
Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.
Русский национальный костюм
Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.
Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.
Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.
Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.
Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Татарский национальный костюм
Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.
Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Башкирский национальный костюм
Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.
Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.
Якутский национальный костюм
Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.
Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.
Дагестанский национальный костюм
Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.
Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.
Костюмы других народов России:
Адыгейцы
Буряты
Калмыки
Марийцы
Мордовцы
Цыгане
Чеченцы
Чуваши
Чукчи
ГДЗ по Окружающему миру 1 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 6
Страница 6
Задание 2С помощью взрослых запишите, какие народы населяют ваш край.
Ответ:
Русские, Украинцы, Белорусы, Татары, Чеченцы, Таджики, Евреи, Дагестанцы.
Задание 3По предложенному учителем образцу нарисуй национальный костюм одного из народов твоего края.
Ответ:
Выберите рисунок национального костюма, в зависимости от предложенного учителем образца (варианта), на ваш выбор: Русский, Украинский, Белорусский, Татарский, Чеченский.
Национальные костюмы
Русский национальный костюм
Рисунок (можно срисовать): Русский национальный костюм
Украинский национальный костюм
Рисунок (можно срисовать): Украинский национальный костюм
Белорусский национальный костюм
Рисунок (можно срисовать): Белорусский национальный костюм
Татарский национальный костюм
Рисунок (можно срисовать): Татарский национальный костюм
Чеченский национальный костюм
Рисунок (можно срисовать): Чеченский национальный костюм
Обзор истории национального костюма коренных малочисленных народов России
Селькупы (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Томская область, Красноярский край) зимой носили меховые сокуи, летом одежду из крапивного волокна, рыбьей кожи. С XIX века одежда вытесняется русской крестьянской.
Сету (Псковская область) сродни эстонцам, их национальный женский костюм таков. Рубаха, пояс, косынка, набедренное полотенце, головная повязка, сарафан, фибулы и цепи с подвесками. Симпатично.
Одежда сойтов (Бурятия) мне, как бурятке, кажется скучной и незамысловатой копией одежды моего народа. Я была разочарована, когда не нашла ничего более или менее интересного.
Тазы — метисный этнос в Приморье. Считается, что тазы образовались как результат смешанных браков китайцев, маньчжуров, удэгейцев, нанайцев. Одежда, соответственно, напоминает китайскую.
Теленгиты (Алтай) носили крытые тканью меховые шубы, летом – халаты. Украшения выполняли функции оберегов. Интересны теленгитские шапочки с жесткой конусовидной тульей, сшитые из кожи домашних и меха диких животных.
Одежда телеутов (Кемеровская область) в основном тканевая, основа – холщовая рубаха и кафтан. Крой рубахи: подмышками вшита ластовица, перед украшен нагрудником.
Традиционно нагрудник декорирован полыми пуговицами и вышитыми золотой нитью квадратами. Мне показались интересными серебряные украшения телеутов, особенно второе.
Тофалары (Иркутская область) носили одежду из оленьих шкур и унты из камусов. Костюм, украшения, обувь тофов примитивны, но удобны: сейчас многие охотники-промысловики возвращаются к национальной одежде. Шкуры животных умело тонировали, продымляя над кострами и придавая тем самым нужный оттенок и прочность. Ниже – костюм шамана и чехол как пример декора у тофаларов.
Тубалары (Алтай) использовали ткани: шелк, бязь, холст, украшали одежду бисером, тесьмой, птичьими перьями.
Тувинцы-тоджинцы носили валяные куртки: кыстан — зимняя куртка охотника. Любили серебряные серьги, кольца, чеканные браслеты.
Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями. Традиционный узор можно рассмотреть на берестяном удэгейском клатче.
Ульчи(Хабаровский край) покупали ткань на халаты у китайских и русских купцов, использовали как утеплитель вату. Интересно, что этнографы насчитали 12 видов обуви у ульчей. Ниже – хлопчатобумажный вариант.
Хантышироко использовали замшу, сукно, ситец.
Поверх такого ситцевого платья женщины надевали шешкан-сах — халат, украшенный на манжетах, подоле и полах аппликацией или меховой мозаикой. Орнамент преимущественно зоо- и растительноморфный: ветви березы, заячьи уши, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы.
Традиционный промысловый костюм челканцы (Алтай) шили из войлока. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем, – писал этнограф А.В. Адрианов, – считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится сделать на лыжах сотни верст, таща за собой легкие нарты с припасами и главное не промокает в такой степени, как промокает нагольный тулуп». Обувь челканцев — сапоги одок с холщовым или кожаным голенищем.
Чуванцы (Чукотка) надевали зимой кухлянку и меховые штаны, летом – ровдужью камлейку. Основная обувь — торбаса (култы, сутуры, калипляки, соткари) и сары – сапоги на мягкой подошве из оленьей или нерпичьей кожи.
У чукчей нашла примеры практичности: занятно, что для пошива штанов и обуви использовалось покрытие яранги (жилище чукчей), которое продымлено и не коробится от влаги. Специально демисезонную одежду не шили: летом носили выношенную зимнюю. Ниже на женщине современные серебряные украшения, стилизованные под национальные.
Чулымцы (Томская область, Красноярский край) носили крытые тканью шубы: женщины щеголяли в беличьих и лисьих с шелковым покрытием, мужчины – носили отороченные мехом росомахи и выдры синие кафтаны с воротником-стойкой. Интересно, что штаны шили из налимьих, то есть рыбьих шкурок. К сожалению, современные чулымцы утрачивают свою культуру, язык, это беда большинства малочисленных народов.
И снова на запад:
«Вспоминаю о тебе, любимый
Адыгеи край неповторимый.
Полюбил я горные вершины,
Это ты, Шапсугия моя!» — отплясывают лезгинку артисты ансамбля «Шапсугия». Можно сравнить историческую зарисовку со сценическим нарядом шапсугов и похвалить последних за верность традициям. Чем меня всегда поражали кавказцы, так это умением уместно и при этом колоритно выглядеть в национальном костюме и на сцене, и на празднике, и в жизни.
Шорцы (Хакасия, Алтай) знали ткацкий станок, из домашнего текстиля шили платки, портки, халаты. Ниже – схемы шабыров, на которых хорошо видно, как халаты скроены, что расширяются они за счет чабу – клинооборазных вставок. Интересно, что в качестве портянок шорцы использовали предварительно высушенную траву (озангат).
Эвенкибыли любителями бахромы. Нарядно, но промысловый вариант наверняка не такой «мохнатый». Заинтересовавший меня головной убор из целой шкуры с головы оленя я не нашла, наверное, он хорош: отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером.
Эвены, соседи эвенков по тундре, носили похожую одежду, но крой кафтана у них отличался: борта спереди не сходились и дополнялись обязательным длинным нагрудником. Ниже – эвенские перчатки-хаир.
Красноярские энцы зимой носили парки с пришитыми к рукавам варежками. Ниже – сокуй, к его капюшону энцы прикрепляли олений хвостик. Для чего? Очень любопытно… Несколько раз я встретила упоминание о том, что у северных народов мужские парки были глухими, а женские – распашными. И только сейчас меня осенило, почему. Причина проста и очевидна – грудное вскармливание.
Эскимосы, которые в песенке эскимо едят в морозы, владели техникой шитья из птичьих шкурок. Вспомнилось, что не так давно мои земляки из Бурятии запатентовали особый способ выделки птичьих шкур, позволяющий шить из них одежду, шапки, обувь. В царской России шкурки гагар были экспортным товаром. Интересно, смогут ли улан-удэнские предприниматели «раскрутить» технологию – сейчас так много говорят об инновациях, а тут – хорошо забытое старое плюс качество, проверенное Арктикой.
Но вернемся к эскимосам: женские кухлянки шились с заплечным мешком, в который помещался ребенок. Мне сразу вспомнились встроенные в куртки слинги. Я так и не решилась себе такой купить, а носила простой на кольцах.
У юкагиров (Якутия, Магаданская область) я, наконец, нашла фото детского мехового комбинезона, который распространен среди многих северных народов России. И не могу в заключение не выложить картинки с юкагирским охотником: уж больно колоритен.
На этом все: материал собран, обработан, проанализирован, опубликован. За Вами оценка. Надеюсь, не слишком утомила музейными экспонатами. Впрочем, тут придутся кстати плюсы сайта: всегда можно переключиться на какую-нибудь неделю моды)
Источник http://fashiony.ru
Поделиться ссылкой:
Национальные костюмы мира | Журнал Ярмарки Мастеров
Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. О таких костюмах сегодня и пойдет речь.
Предназначение
Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре. Национальная одежда ранее очень четко делилась на повседневную и праздничную. К тому же по определенным деталям национального костюма можно было судить о том, к какому сословию принадлежит человек.
Особенности народных костюмов мира
Киргизский
Прежде всего стоит отметить, что киргизская одежда изначально отличалась удобством. Этот народ привык к кочевой жизни и верховой езде. Поэтому их наряды были максимально приспособлены для постоянных поездок на лошади.
Традиционный киргизский костюм создавался из шкур животных и грубой шерстяной ткани. Из таких прочных материалов шили простые длинные плащи. Их полы запахивались при необходимости, а пояс подвязывался кожаным ремнем. Национальная киргизская одежда широкая и удобная, с минимальным количеством декора.
Калмыцкий
Национальная одежда калмыков теплая, а наряды многослойные. Легкие нижние одежды – рубаха и штаны – создавались из тонкого хлопка, сукна или нанки, в зависимости от благосостояния семьи. Верхняя одежда была более плотной, из шкур или войлока. Ее украшали мехами, а богатые люди в качестве декора также использовали нашивные лампасы.
Костюм Грузии
Национальный костюм Грузии среди других традиционных костюмов выделяет обилие декора. Наряды для грузинских женщин состояли из картули (длинного приталенного платья) и пояса, который обязательно украшался вышивкой или жемчугом.
Для мужчин типичной одеждой были шаровары и рубаха, дополненная черкеской. В таком наряде фигура мужчины казалась более стройной и подтянутой за счет узкой талии, подчеркнутой поясом и широких плеч.
Сербский
Национальная сербская одежда отличается простотой. Основным материалом для пошива традиционных нарядов всегда было тонкое полотно. Полотняную одежду шили для взрослых и детей. Носили ее в любое время года. Правда, зимой наряды дополняли шерстяной юбкой и теплой прегачей. В качестве верхней одежды использовали меховые безрукавки или плотные кожаные накидки.
Адыгейский
Характерной особенностью адыгейских костюмов являются свободные накидки, напоминающие халаты с широкими полами. Такие накидки застегивали на серебряные пуговицы. Дополняли образ удобными шароварами, которые заправлялись в ноговицы.
Сверху адыги накидывали на плечо войлочную бурку. Она носилась так, чтобы правая рука все время оставалась свободной. Это было удобно, прежде всего, для мужчин-воинов, равно как и кольчуга, которую они надевали под бурку.
Еще одна характерная особенность адыгейского народного костюма – высокая войлочная шапка. Носили ее мужчины, в то время как женщины старались подобрать более элегантный головной убор, к примеру, остроконечную шапочку, декорированную шишаком. Они также по возможности богато украшали свой наряд перстнями, серьгами, браслетами и прочими декоративными элементами.
Финский
Традиционный финский костюм выделяется холодными цветами, простыми этническими узорами и особой элегантностью. Женский национальный наряд – это сочетание длинной юбки, украшенной передником, лифа-безрукавки, надеваемого поверх блузы, жакета и обуви с носками. Молодые девушки могли обходиться без головных уборов, а вот замужним женщинам полагалось надевать аккуратный кружевной чепец, выходя на улицу.
Английский
В отличие от шотландцев и ирландцев, жители Туманного Альбиона не имеют характерной одежды, которую можно было бы назвать национальным костюмом. Но есть определенные вещи, которые носят типичные представители определенных профессий, характерных только для Англии. Например, стражники знаменитого Тауэра носят алые камзолы, расшитые золотом. В качестве головного убора используется высокая шашка, украшенная черным мехом.
Ингушский
Среди национальных ингушских костюмов стоит выделить праздничные платья для девушек. Они шились из дорогих однотонных тканей и по возможности декорировались кружевом, жемчугом и золотой или серебряной вышивкой. Еще одна характерная черта – «курхас», старинный головной убор, который дополнял традиционные нарядные костюмы.
Таджикский
Народный таджикский костюм идеально подходит для жителей горной местности. Характерными его чертами являются свободные рубахи, шаровары и теплый халат, дополненный поясным платком. В качестве головного убора таджики традиционно использовали тюбетейки.
Женские наряды также состояли из удлиненной рубахи и теплого верха. Талантливые рукодельницы дополнительно украшали свою рубаху оригинальной вышивкой.
Цыганский
Поскольку цыгане – это выходцы из Индии, в их нарядах четко прослеживается схожесть с цветастыми индейскими нарядами. Цыганский народ – это кочевники, поэтому каждая группка, останавливающаяся на территории той или иной страны, вбирала в свой наряд характерные черты их национального костюма.
Но все цыганские наряды объединяли определенные черты. Так, среди цыганского народа существует система табу под названием «пэкэлимос». Она подразумевает открытый верх и закрытый низ. Дело в том, что согласно верованиям цыган, нижняя часть женского тела нечистая, поэтому ее нужно скрывать длинной юбкой. Что касается верха, он вполне может быть открытым и дополненным глубоким декольте.
Поверх длинной цветастой юбки девушки всегда носили фартук. Считалось, что он является дополнительным щитом, ограждающим тело женщины от чужих взоров и прикосновений.
Хакасский
Хакасские костюмы также достаточно самобытны. Мужчины носили рубаху и плотные однотонные штаны, женщины – максимально закрытое платье. Женский наряд должен был скрывать от посторонних взглядов все тело, кроме кистей рук и шеи.
Особого внимания заслуживают праздничные национальные костюмы. Они изготавливались из дорогих материалов: шелка, черного бархата и меха. Таким костюмам придавал уникальности орнамент. Чаще всего на поверхности платьев вышивали изящные растительные узоры.
Казаков
Казаки были воинами и всадниками. Поэтому их одежда предназначалась для верховой езды. Свободные шаровары не сковывали движений и позволяли свободно передвигаться на лошади. Верх, наоборот, был максимально облегающим. Короткая шинель защищала от холода, но не мешала ни скачке, ни участию в пешем бою. Для большего удобства ее дополнительно подвязывали поясом или широким кушаком.
Испанский
Одним из самых эффектных национальных костюмов является испанский. Наряды для женщин в Испании отличались открытостью и подчеркнутой сексуальностью. Женский костюм состоял из широкой юбки яркого цвета, корсета и блузы с открытым декольте, а иногда и оголенными руками.
Самым характерным элементом наряда считается цветастая многослойная юбка, которую одевали как в повседневной жизни, так и на праздники. Самым эффектным головным убором была и есть мантилья. Сейчас эту кружевную накидку, надетую поверх высокого гребня, иногда используют для создания свадебных образов в народном стиле.
Костюм Таиланда
Костюмы жителей Таиланда более легкие и яркие. Это обусловлено особенностями страны, в которой они проживают. Еще одна характерная черта нарядов этой солнечной страны – обилие украшений. Девочки с пяти лет носят на шее и запястьях кольца, количество которых со временем растет. Именно это, согласно их верованиям, является эталоном красоты.
Шотландский
Народные шотландские костюмы известны по всему миру такой характерной особенностью, как килт. Эта деталь гардероба, напоминающая простую юбку, является частью наряда для мужчин и женщин.
Килт шьется из тартана. Это плотная шерстяная ткань с характерным принтом в клетку. Стоит также заметить, что у каждого клана и региона имелся свой рисунок, отличающийся размером клетки и сочетанием цветов. Верх у национального костюма Шотландии однотонный, дополненный черным жилетом.
Мексиканский
Костюм жителей Мексики ассоциируется у многих с сомбреро – широкополой шляпой. Но помимо этого головного убора, к национальной мексиканской одежде относят также широкую хлопчатобумажную рубашку и однотонные брюки.
Женские вариант народного костюма мало чем отличается от мужского. Он состоит из той же блузы, дополненной однотонной длинной юбкой. Неотъемлемая часть национального костюма мексиканки – цветастая шаль, которую женщины используют и как накидку, и как головной убор, и даже как слинг, в котором можно носить новорожденного малыша.
Болгарский
Национальные болгарские костюмы традиционно делятся на «чернодрушну» и «белодрешну». Первый вариант одежды выполнялся в темных тонах, второй – в светлых. Светлые костюмы надевались по праздникам, а более темные предназначались для повседневной носки. И рубашку, и жилет болгары украшали вышивкой.
Женщины обычно носили длинные сарафаны, дополненные расписным передником. А мужчины рубаху и жилет сочетали со штанами. По тому, насколько широкие штаны, можно было оценить благосостояние мужчины. Чем шире нижняя часть костюма, тем более богатый болгарин.
Чувашский
Национальные костюмы мира настолько же разнообразные и непохожие друг на друга, как и сами люди, населяющие территории разных стран. Сейчас традиционные костюмы надевают только по особым случаям, а отдельные их элементы используют при создании современных нарядов для женщин и мужчин. Такое отношение к национальной одежде позволяет сохранить чувство принадлежности к определенной культуре и память о богатом прошлом своей страны.
Что мы знаем о народах России (Страницы 5,6)
Главная › 1 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков 1 класс1. Узнайте представителей народов России по их национальным костюмам. Вырежите картинки из Приложения и правильно расположите их. Сделайте это самостоятельно или с помощью учебника.
- Проверьте себя по учебнику. После проверки наклейте картинки.
1) Чуваши — это один из народов Поволжья. Чуваши живут в Чувашской республике. Их столица — город Чебоксары.
2) Казахи — это среднеазиатский народ. У них есть своё государство Казахстан, но много казахов живет и в России. Больше всего российских казахов живет в Оренбургской, Астраханской, Саратовской и Омской областях.
3) Якуты — это самый крупный из коренных народов Сибири. Они живут в республике Соха (Якутия). Столица Якутии — город Якутск.
4) Буряты — это ещё один сибирский народ. Буряты живут рядом с озером Байкал. Там находится республика Бурятия и её столица — город Улан-Уде.
2. С помощью взрослых запишите, какие народы населяют ваш край.
Мой край населяют: Русские, Белорусы,Украинцы, Узбеки, Татары.
- Нарисуйте национальный костюм одного из народов вашего края.
Что такое Родина — стр. 4Что мы знаем о Москве — стр. 7
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Народные костюмы России. Костюмы русского народа
Национальная одежда — это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
История национальной русской одежды
В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и
даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.Из чего делали одежду на Руси?
Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта
деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.
Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.
Народная женская одежда других районов России
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.Мужской русский костюм
Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название «косоворотка». Но во многих южных губерниях вырез был
прямым.Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой «гашником». Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.
Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время — картуз.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой
одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.
Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали
более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.Виды сарафанов
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.Что еще носили женщины на Руси?
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.
Национальный костюм
Национальный костюм полностью отражает нашу историю, традиции, обычаи и весь дух нации. Анализируя национальный костюм, мы можем больше узнать об образе жизни, религии и идеалах физической красоты наших предков, климате нашей родины и торговых путях ее жителей. Костюм также показывает изменения в социальной и экономической жизни.При этом костюм многое говорит о каждом человеке, его возрасте и социальном положении, характере и вкусе.
А теперь посмотрим на историю татарского национального костюма с 8-го по настоящее время.
В VIII — XV веках жители Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства использовали самодельные материалы для своих костюмов. Большой популярностью пользовался и мех диких животных. Представители высшего сословия предпочитали носить одежду из парчи и шелка, которую привозили из Китая, Средней Азии и арабских стран.И мужчинам, и женщинам приходилось ездить на лошадях и уметь защищать свою жизнь. Поэтому главной особенностью костюма того времени была схожесть мужской и женской одежды. В их основе лежали рубашки и широкие брюки. Сверху надевалась куртка без рукавов. Был популярен и длинный «кафтан».
Позднесредневековый период татарского костюма внес некоторые изменения в его стиль: мужская одежда стала короче, женская — длиннее. Женские пальто стали более украшенными и насыщенными цветами.Кожаные богато украшенные сапоги и туфли были популярны среди мужчин и женщин
На изменения костюма в первой половине XIX века повлияли растущие торговые традиции со странами Востока и индустриальное развитие царской России. Куртки
Горе из яркого многослойного шелка или атласа восточного происхождения. В моде были шубы-бешметы, шубы. Мужчины носили такья как головной убор. Для женщин традиционным был тяжелый кашпау, покрытый монетами.Женские украшения того времени указывали на социальное положение семьи. Его передавали из поколения в поколение. Украшения обычно делали из серебра или золота с драгоценными или полудрагоценными камнями.
В настоящее время элементы национального костюма чаще всего встречаются в одежде жителей сел. Так или иначе, некоторые идеи для своих новых коллекций современные дизайнеры берут из прошлого. Национальные традиции становятся все более популярными и их можно увидеть на лучших модных показах мира.
.Страниц истории
Большие города никогда не появляются внезапно, они вырастают из маленьких поселений.
Территория, на которой сейчас расположена Казань, привлекала людей в Среднем Поволжье почти 100 000 лет назад после ледникового периода.
Городище выросло на месте впадения реки Казанки в Волгу.
Множество волжских булгар приходили на эти земли в эпоху бронзы.
Мужчины были охотниками, женщины занимались примитивным земледелием.
В эпоху бронзы на территории нынешней Казани возникло несколько поселений. 20000 лет назад финно-угорские племена пришли с Урала и Сибири
Они построили поселение на Кремлевском холме, которое превратилось в современный город Казань. Здесь жили торговые и трудолюбивые люди. Волжская Булгария была сильной и быстро развивающейся. Булгары чеканили собственные монеты из серебра.
Это государство было важным центром международной торговли. Качественные булгарские кожгалантереи, меха, шерсть покупали не только в странах Востока, но и в Литве, Польше, Италии.В Средней Азии и Иране лучшая кожа с тех пор называется булгарской
.Тогда были построены города с красивыми дворцами и школами, каменными и деревянными домами, зданиями с центральным отоплением и другими постройками. Развивались также наука, философия и литература.
Культура Золотой Орды оказала большое влияние на татарский народ. Во время нашествия монголов в 1236-1240 годах было сожжено множество деревень и городов. Вскоре их реконструировали.Со второй половины 13 века для города начались тяжелые времена. Страна вошла в состав Золотой Орды.
Некоторые булгары переехали в другое место. Он стал центром нового независимого государства. Его развитие началось во второй половине 14 века. Это привлекало переселенцев и купцов.
В 1399 году московский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, полностью разрушил город. К середине 15 века город был отстроен заново.В то время на берегу Волги образовалось Казанское ханство.
Он играл роль бывшего государства Волжской Булгарии с Казанью как культурным и торговым центром.
В свой золотой век Казань занимала территорию в 70 га. Жило около 15 000 человек. Казань быстро росла и к концу 15 века стала крупнейшим городом Среднего Поволжья.
В начале 16 века мирная жизнь города закончилась.
Жизнь Казанской губернии была полна борьбы различных партий. В конце V века Московское княжество окрепло и начало активно вмешиваться в политическую жизнь Казанского ханства. Казань выиграла бой.
Летом и осенью 1552 года русский царь Иван Грозный напал на Казань. А 150-
-тысячное войско во главе с Иваном Грозным взяло Казань штурмом.Он стал частью Московского государства. Царь Иван попросил своих людей восстановить город. Жизнь стала спокойнее и Казань
стал торгово-административным центром области. В середине 17 века
Казань была одним из крупнейших городов России. Его население составляло 20 000 человек.
Реформы Петра I открыли новый период в истории России и Казани.
Его реформы сильно повлияли на жизнь города.С 1708 года он стал центром одной из крупнейших провинций. Начались реформы в экономической и культурной жизни.
В июле 1774 года со стороны Арского поля появились облака пыли. Они входили в состав армии Емельяна Пугачева
года. Ранним утром 12 июля 1774 года
пугачевцев разделились на 4 группы и атаковали город. Они не смогли взять Кремль, а потом
начали грабить и убивать. Сгорели 2200 зданий.Последний бой произошел 15 июля
г. 1774 г., у села Царичино. Бой длился целый день. Армия Пугачева потеряла 2000
человек и ушла по Кокшайской улице
. Казань выиграла битву. Так летом 1774 года закончилось вторжение Пугачева в Казань.
В начале 19 века здесь было много больших и малых предприятий и ремесленных мастерских. Казанские купцы отправляли свои товары в города России, а также в Китай, Бухару, Хиву и Персию.Купцы и промышленники превратили Казань в экономический центр.
В 1874 году заработала система водоснабжения. Улицы были освещены газом. В некоторых домах было электричество.
В 1875 году была построена первая линия конной железной дороги. В 1899 году на улицах появился первый электропоезд. В Казани было более 5 000 домов и 237 улиц. Население сильно выросло.
В конце XIX века Казань входила в пятерку первых промышленных и деловых городов России.В новом веке в Казани было 300 различных предприятий.
В 20 веке Казань стала важным административным и культурным центром страны.
В начале 20 века Казань стала столицей Татарской Советской Республики. Жизнь города в то время была тяжелой. Проблемы питания и медицины
были очень важны. В 1919-1920 годах началась эпидемия тифа.Многие люди погибли, тысячи людей мигрировали из города.
Позже предприятия были реконструированы, построен новый мост через реку Казанку. Начало работать городское радио. Открывались новые клиники. Были организованы новые парки и рабочие клубы. В культурной жизни произошли большие изменения. Начали свое творчество известные татарские композиторы, художники, архитекторы. С началом Второй мировой войны жизнь в городе изменилась. Казань оказала большую поддержку Советской Армии. В 1941 году на возведение укреплений на правом берегу Волги и Камы ушло более 32 000 человек.
В 1950-е годы появились новые общественные здания: Театр оперы и балета, множество домов культуры и кинотеатров: Дружба, Победа, Мир, Звезда. В 1959 году начал работу Казанский телецентр.
В конце ХХ века Казань вместе со всей страной переживала стремительные изменения. К середине 80-х годов Казань превратилась в крупный промышленный центр. В городе производился ассортимент товаров. Население республики сильно увеличилось. В 2002 году здесь проживало 3 782 600 человек.Настоящая жизнь города наполнена творчеством и новыми надеждами на будущее.
В 21 веке в Казани будут реализованы крупные инвестиционные проекты. Жизнь в городе тоже меняется. Статистика переписи 2006 года показала, что в Татарстане проживало 3 768 500 человек. Город становится комфортнее, чище и красивее. Празднование 1000-летия в 2005 году стало символом богатой истории города.
.Знакомство с татарским народом России
Мечеть Кул Шариф, Казань | © Madrugada Verde / Shutterstock
Хотя татары являются коренными жителями многих частей Восточной Европы и Центральной Азии, наиболее заметной группой татар в России являются казанские татары Татарстана, региона, который все еще яростно гордится своей древней культурой. Вот все, что вам нужно о них знать.
Казанские татары — одно из наиболее заметных этнических меньшинств и коренных народов России, которые делают все возможное, чтобы сохранить и прославить свою древнюю культуру в наше время.Их корни уходят в могущественные татаро-монгольские ханства средневековья, и они продолжают поддерживать репутацию Татарстана как яркого культурного региона, где сталкиваются восточная и западная культуры.
Женщина в татарском национальном костюме рисует арабскую каллиграфию © Venera Salman / Shutterstock
Родина
Татары в основном населяют страны вдоль Волги в центральной части европейской части России. Поволжский регион Татарстана — это центр татарской культуры в России, которая до сих пор с гордостью практикуется и сохраняется.Казанские татары в настоящее время составляют около половины населения Татарстана. В Татарстане до сих пор сохранилось много древних татарских реликвий, разбросанных по республике и в Казани. Казанский Кремль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с тем, что это последняя сохранившаяся татарская крепость и восходит к 16 веку, когда Татарстан попал в состав Российской империи. И, как исламский народ, в этом регионе разбросано множество величественных мечетей, включая казанский Кул-Шариф.
Свияжск на закате © Yasni / Shutterstock
История
Предки казанских татар — люди татаро-монгольских ханств, которые когда-то правили в некоторых частях Центральной Азии, России и Восточной Европы.В 13 веке могущественный монгольский завоеватель Чингисхан привлек в эту армию многих тюркских кочевников региона. Это было началом татарской культуры и людей, которые тогда присоединились к Золотой Орде, преемнику ханства. Крымские татары — коренные жители Крыма — другая основная группа этнических татар. Однако в советское время у них дела шли неважно, они стали жертвами одной из схем массовой принудительной депортации Сталина и были вынуждены жить в изгнании до распада Советского Союза.Сейчас в регионе проживает около 250 000 крымских татар.
Казанский Кремль © Денис Ларкин / Shutterstock
Культура
Находясь в своих ханствах, татары сформировали сложную стратифицированную социальную структуру, возглавляемую ханом, с дворянством, военными и классами простолюдинов под властью правителя. Татары смогли сохранить эту структуру вплоть до русской революции и образования Советского государства. Татары также традиционно ведут кочевой образ жизни, что повлияло на их кухню.Конина — один из основных продуктов татарских блюд, а также они известны своей сытной выпечкой и пирогами, которые поддерживали их в долгих путешествиях. Но, пожалуй, самым культовым блюдом является национальный десерт Татарстана чак-чак , медовая насыпь жареных лепешек. Кроме того, прилагаются большие усилия для сохранения татарского языка, который до недавнего времени был обязательным в школах Татарстана.
Чак-чак © Елена Моисеева / Shutterstock
.Организация Объединенных Наций в интересах коренных народов
Ресурсы
Ресурсы, перечисленные ниже, представляют собой компиляцию всех доступных руководств, книг, исследований, отчетов, статей, учебных материалов и документации по коренным народам из системы ООН и соответствующих организаций. Имейте в виду, что перечислены не все ресурсы, поскольку эта страница будет обновляться в ближайшие недели.
Книги, публикации, рабочие документы, отчеты и исследования
Книги
- Обзорный отчет исследовательского проекта МОТ и Африканской комиссии по правам человека и народов по конституционной и законодательной защите прав коренных народов (октябрь 2009 г.) | EN |
- Маршруты коренных народов: основа для понимания миграции коренных народов (Женева: МОМ, 2008 г.) | EN |
- Коренные и племенные народы.Этнический аудит отдельных документов о стратегии сокращения бедности (сентябрь 2005 г.) | EN |
- Эхо на рыбацкой скале — традиционная рыбалка на Токелау (2012) | EN |
- Знания женщин: традиционная медицина и природа (Маврикий, Реюньон и Родригес) (2011) | FR |
- Досье заповедника племени Джарава (2010) | EN |
- Mayangna Знание о взаимозависимости людей и природы: рыбы и черепахи (2010) | EN |
- Изменение климата и устойчивое развитие Арктики (2009) | EN |
- Коренные народы и охрана природы: от прав к управлению ресурсами (Арлингтон, Вирджиния: Conservation International, 2010) | EN |
- Знания рыбаков в области науки и управления рыболовством (2007) | EN |
- Вода и коренные народы (2006) | EN |
- Риф и тропический лес: экологическая энциклопедия лагуны Марово, Соломоновы острова (2005) | EN |
- Эволюция деревенского управления морскими ресурсами в Вануату в период с 1993 по 2001 год (2004) | EN |
- Скотоводство и зеленая экономика — естественная связь? (2014) | EN |
- Изменение климата и устойчивое развитие Арктики: научные, социальные, культурные и образовательные проблемы (2009) | EN |
- Коренные народы и изменение климата в Латинской Америке и Карибском бассейне (2010) | EN |
- Расширение экономических прав и возможностей женщин из числа коренного населения в Непале (2018) | EN |
Публикации
- «Политика ФАО в отношении коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни» (2017) | EN | ES | FR | RU |
- «Десятилетие взаимодействия МФСР с коренными народами» (апрель 2017 г.) | EN | ES | FR |
- «Глоссарий коренных народов» (октябрь 2016 г.) | EN | ES | FR |
- «Преимущество традиционных знаний: знания коренных народов в стратегиях адаптации к изменению климата и смягчения его последствий» (апрель 2016 г.) | EN | ES | FR |
- «Коренные народы и изменение климата: от жертв к сторонникам перемен через достойный труд» (апрель 2017 г.) | EN |
- «Процедуры консультаций с коренными народами — опыт Норвегии» (ноябрь 2016 г.) | EN |
- «Способ сотрудничества для расширения прав и возможностей коренных народов» (июль 2016 г.) | EN | ES | FR |
- «Коренные народы в сфере труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе: отчет о состоянии дел» (декабрь 2015 г.) | EN |
- «Знай свои права! Декларация ООН о правах коренных народов — для подростков из числа коренных народов » (январь 2013 г.) | EN | ES | RU |
- «Цели развития тысячелетия и коренные народы» (2015) | EN |
- «Коренные народы и подход к развитию, основанный на правах человека: участие в диалоге» (январь 2007 г.) | EN |
- «Знания коренного и местного населения об опылении и опылителях, связанных с производством пищевых продуктов» (2015) | EN |
- «Погодная неопределенность: традиционные знания для оценки и адаптации к изменению климата» (2012) | EN |
- «Обучение и знания в сообществах коренных народов сегодня» (2009) | EN |
- «Сообщества коренных народов и биоразнообразие» (GEF, 2008) | EN |
- «Культурное разнообразие и биоразнообразие» (март 2006 г.) | EN |
- «НПО в управлении биоразнообразием» (декабрь 2003 г.) | EN |
- «Знания коренных народов» (сентябрь 2002 г.) | EN |
- «Женщины из числа коренных народов и система Организации Объединенных Наций: передовой опыт и извлеченные уроки» (2007) | EN |
- «Партнерство с коренными народами: опыт и практика» | EN |
- «Положение коренных народов мира, Том II» (2015) | EN |
- «Положение коренных народов мира, Том I» (2009) | EN |
- «Составляющие успешного экотуризма» | EN |
- «Культурные и духовные ценности биоразнообразия» (1999) | EN |
- «Окружающая среда, религия и культура в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2016) | EN |
- «Изменение климата и права человека» (декабрь 2015 г.) | EN |
- «Право коренных народов на достаточное жилище: глобальный обзор» (2005) | EN |
- «Содействие равенству, признание примеров разнообразия в области межкультурного сексуального и репродуктивного здоровья среди коренных народов» (август 2010 г.) | EN |
- «Прекратить молчание о насилии в отношении девочек, подростков и молодых женщин из числа коренных народов» (май 2013 г.) | EN |
- «Устранение принудительной, принудительной и иной недобровольной стерилизации — межведомственное заявление» (май 2014 г.) | RU |
- «Прекратить молчание о насилии в отношении девочек, подростков и молодых женщин из числа коренных народов» (май 2013 г.) | EN |
- «Роль коренных народов в сохранении биоразнообразия» (май 2008 г.) | EN |
- «Экономические возможности для коренных народов Латинской Америки» (2007) | EN |
- «Коренные народы и бедность в Латинской Америке: эмпирический анализ» (сентябрь 1994 г.) | EN |
- «Краткий обзор коренных народов России» (июнь 2014 г.) | EN |
- «Устранение принудительной, принудительной и иной недобровольной стерилизации» (2014) | EN |
- «Глобальный сборник научно-исследовательских институтов здоровья коренных народов» (2001) | EN |
- «Психическое здоровье коренных народов: международный обзор» (1999) | EN |
- «Интеллектуальная собственность, генетические ресурсы, традиционные знания и традиционные выражения культуры» (2015) AR | EN | ES | FR | RU | ZH
- «Традиционные знания и коренные народы» (2007) | EN | RU |
- «Интеллектуальная собственность и защита традиционных культур — правовые вопросы и практические возможности для музеев, библиотек и архивов» (2010) | EN |
- «Документирование традиционных медицинских знаний» (март 2014 г.) | EN |
- «Обычное право, традиционные знания и интеллектуальная собственность: обзор вопросов» (2013) | EN |
- «Консолидированный анализ правовой охраны традиционных выражений культуры / выражений фольклора» (май 2003 г.) | EN |
- «Консенсус Монтевидео по вопросам народонаселения и развития» (август 2013 г.) | EN | ES | — См. Главу H.Коренные народы: межкультурность и права, Стр. 30
- «C169 — Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г. (№ 169)» (1989) | EN |
- «ПРООН и коренные народы на пути к эффективному партнерству» (ноябрь 2006 г.) | EN |
Рабочие документы
- «Коренные жители Латинской Америки в XXI веке: первое десятилетие» (Группа Всемирного банка, 2015 г.) | EN | ES | PT |
- «Сравнительный анализ Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни.169, Декларация ООН о правах коренных народов (UNDRIP) и Закон о правах коренных народов (IPRA) Филиппин » (июнь 2012 г.) | EN |
- «Работающие женщины из числа коренного населения — на примерах из Бангладеш, Непала и Америки» (февраль 2012 г.) | EN |
«Enganche y Servidumbre por Deudas en Bolivia » (январь 2005 г.) | ES |
«Servidumbre por Deudas y Marginación en el Chaco de Paraguay» (январь 2005 г.) | ES |
- «Эль Трабахо Форзосо в Экстракции Мадеры в Амазонии Перуана» (январь 2005 г.) | ES |
- «Поощрение прав детей и женщин из числа коренных народов: анализ подхода и практики ЮНИСЕФ» (апрель 2009 г.) | EN |
- «Взаимодействие ЮНЭЙДС с гражданским обществом» (апрель 2013 г.) | EN |
- «Коренные народы, бедность и развитие» (апрель 2010 г.) | EN |
- «Реализация политики Всемирного банка в отношении коренных народов» (август 2011 г.) | EN |
- «Социальные сети среди коренных народов Мексики» (июнь 2009 г.) | EN |
- «Коренные народы Латинской Америки: экономические возможности и социальные сети» (май 2007 г.) | EN |
- «Движение общинного картирования, природных ресурсов и коренных народов Индонезии» (2004) | EN |
Отчеты
- Отчет ЮНФПА / Чирапак: Рекомендации Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, касающимся сексуального и репродуктивного здоровья, прав и гендерного насилия (2019) | EN | ES |
«Трудовое положение женщин из числа коренного населения в Перу: исследование» (март 2017 г.) | EN |
«Права коренных народов в Азии» (март 2017 г.) | EN |
«Права коренных народов в Азии [Резюме]» (март 2017 г.) | EN |
- «Инвалиды из числа коренных народов: доступ к обучению и трудоустройству» (август 2015 г.) | EN | epub |
- «Истории успеха UNIPP: сотрудничество в целях поощрения и защиты прав коренных народов» (май 2014 г.) | EN |
- «Голоса коренных народов в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (июль 2012 г.) | EN |
- «Информация о людях, живущих в Мексике» (октябрь 2010 г.) | ES |
- «Знание наших земель и ресурсов: знания коренных и местных жителей о биоразнообразии и экосистемных услугах в Северной и Южной Америке» (2017) | EN |
- «Знание наших земель и ресурсов: знания коренных и местных жителей о биоразнообразии и экосистемных услугах в Европе и Центральной Азии (ЕЦА)» (2017) | EN |
- «Знание наших земель и ресурсов: знания коренных и местных жителей о биоразнообразии и экосистемных услугах в Африке» (2017) | EN |
- «Коренные народы и информационное общество: новые виды использования ИКТ» (2016) | EN |
- «Наука, традиционные знания и устойчивое развитие» (март 2002 г.) | EN |
- «Знания коренных народов в глобальной политике и практике образования, науки и культуры» (2010) | EN |
- «Отчет о ходе работы Специальной рабочей группы по подготовке предложения по индикаторам для региональной реализации Монтевидео-консенсуса по народонаселению и развитию» (16 августа 2016 г.) | EN | ES | — См. Главу H: Коренные народы: межкультурность и права, стр.34
- «Censos 2010 y la inclusión del enfoque étnico: hacia una construcción Participativa con pueblos indígenas y afrodescendientes de América Latina» (сентябрь 2009 г.) | ES |
- «Параллельное мероприятие: скотоводство и повестка дня после 2015 года» (май 2015 г.) | EN |
- «Права человека и окружающая среда» (июнь 2012 г.) | EN |
- «Коренные народы Африки и Инициатива ЮНЕП по зеленой экономике: || Отчет Hui! Gaeb * о зеленой экономике, справедливости и зеленом управлении» (август 2011 г.) | EN |
- «Права коренных народов и роль свободного, предварительного и осознанного согласия» (февраль 2014 г.) | EN | ES |
- «Городские коренные народы и миграция; Обзор политик, программ и практик » (2010) | EN |
- «Отчет о ситуации в области устойчивого развития в Боливии: оценка промышленного производственного сектора» (30 сентября) | EN |
- «Работа ЮНФПА по вопросам коренных народов» (2011) | EN |
- «Коренные народы и Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу» (март 2006 г.) | EN |
- «Коренные жители Латинской Америки в ХХI веке» (2015) | EN |
- «Конференция по проблемам бедности и коренных народов» (май 2006 г.) | EN |
- «Коренные народы» (октябрь 2016 г.) | EN |
- «Содействие развитию коренных народов в Латинской Америке» (1999) | EN |
- «Развитие коренных народов в проектах, финансируемых Всемирным банком: наши люди, наши ресурсы — стремление к мирной и процветающей планете» (апрель 2015 г.) | EN |
- «Группа высокого уровня по вопросам детей и молодежи коренных народов» (май 2003 г.) | EN |
- «Иммунизация против гепатита В для взрослых коренных народов, Австралия» (январь 2016 г.) | EN |
- «Коренные народы и совместные медицинские исследования» (2003) | EN |
- «Глоссарий ключевых терминов, связанных с ИС, генетическими ресурсами, традиционными знаниями и традиционными выражениями культуры» (апрель 2012 г.) | EN |
- «Потребности и ожидания носителей традиционных знаний в области интеллектуальной собственности» (апрель 2001 г.) | EN |
- «Интеллектуальная собственность и права человека» (1999) | EN |
- «Список и краткое техническое объяснение различных форм, в которых могут быть найдены традиционные знания» (ноябрь 2010 г.) | EN |
- «Примечание о значениях термина« общественное достояние »в системе интеллектуальной собственности с особым упором на охрану традиционных знаний и традиционных выражений культуры / выражений фольклора» (ноябрь 2010 г.) | EN |
- «Защита традиционных выражений культуры: предварительный анализ пробелов» (октябрь 2008 г.) | EN |
- «Защита традиционных знаний: предварительный анализ пробелов: пересмотр» (октябрь 2008 г.) | EN |
- «Предварительная экспертиза вопросов, касающихся взаимосвязи доступа к генетическим ресурсам и требований раскрытия информации в заявках на права интеллектуальной собственности» (август 2005 г.) | EN |
- «Обеспокоенность и опыт коренных и местных общин в продвижении, сохранении и защите их традиционных знаний, традиционных выражений культуры и генетических ресурсов» (апрель 2006 г.) | EN |
- «Группа ЮНВТО по туризму коренных народов: содействие равноправному партнерству» (март 2017 г.) | EN |
- “E / C.19/2017/11 — Отчет 16-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов — Десятая годовщина Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: меры, принятые для выполнения Декларации » (2017) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2016/11 — Отчет 15-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов« Коренные народы: конфликт, мир и разрешение » (2016) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- « E / 2015/43 — Отчет 14-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов » (2015 г.) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- “E / C.19/2014/11 — Отчет 13-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. «Принципы надлежащего управления в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: статьи 3–6 и 46» (2014) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2013/25 — Отчет 12-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов. Обзорный год » (2013) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- “E / C.19/2012/13 — Отчет 11-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Доктрина открытия: ее непреходящее влияние на коренные народы и право на возмещение ущерба за прошлые завоевания (статьи 28 и 37 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов) » (2012) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2011/14 — Отчет 10-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов. Обзорный год » (2011) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- “E / C.19/2010/15 — Отчет 9-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Коренные народы: развитие с учетом культуры и самобытности, статьи 3 и 32 Декларации ООН о правах коренных народов » (2010) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2009/14 — Отчет о 8-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов. Обзорный год » (2009) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- “E / C.19/2008/13 — Отчет 7-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Изменение климата, биокультурное разнообразие и средства к существованию: управляющая роль коренных народов и новые вызовы » (2008) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2007/12 — Отчет шестой сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов. Территории, земли и природные ресурсы » (2007) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- “E / C.19/2006/11 — Отчет 5-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Цели развития тысячелетия и коренные народы: новое определение целей развития тысячелетия » (2006) | AR | EN | ES | FR | RU | ZH |
- «E / C.19 / 2005/9 — Отчет 4-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов. Цели развития тысячелетия и коренные народы