Рисунки А.С.Пушкина Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «…Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях». «…некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988) Среди бессвязного маранья Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое. 1. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г. Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль… его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым». 2. Два автопортрета. Сентябрь – начало октября 1826 г. Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «…Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем. 3. Последний автопортрет. Февраль 1836 г. Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни…» 4. Портрет Е.К.Воронцовой. Ушаковский альбом. Сентябрь – октябрь 1829 г. Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»: 5. Портрет Н.Н.Пушкиной. Октябрь 1833 г. Болдино. Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица. 6. Титульный лист поэмы «Кавказский пленник». Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции). 7. Титульный лист «Сказки о золотом петушке». Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист. 8. Черновик стихотворения «Странник». В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи: Сказал мне юноша, даль указуя перстом. Я оком стал глядеть болезненно-отверстым… – поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его. 9. Рисунок к трагедии «Каменный гость». Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой…», войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя». Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина. *Об «Альбоме Онегина» на feb-web: Иезуитова Р.В. «Альбом Онегина» (Материалы к творческой ист.) |
ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК А. С. ПУШКИНА
Набросок на листе черновой тетради: Елизавета Воронцова, а рядом — ее супруг, М. С. Воронцов.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова. (Гравюра с портрета Доу.)
Одесса в 30-40-е годы XIX века. Вдали возвышается дворец Воронцовых.
Рисунок, сделанный Пушкиным и до сих пор вызывающий споры исследователей: на портрете Воронцова изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва.
Генерал-губернатор Одессы граф Михаил Семенович Воронцов.
Дом в Одессе, в котором жил А. С. Пушкин
‹
›
Текст на многих страницах рукописей Пушкина сопровождают его рисунки. Чаще всего поэт рисовал портреты — самого себя, своих друзей и знакомых, а то и недругов. Работая над рукописью, думая о ком-то, он и рисовал портрет того или той…
Первый портрет графини Елизаветы Воронцовой, а рядом с ним — портретный набросок ее супруга появился на листе черновика XXXIII строфы 1-й главы «Евгения Онегина». А так как Пушкин мог увидеть Воронцову не ранее ее приезда в Одессу 6 сентября, то, естественно, и это ее изображение следует датировать сентябрем. Затем Пушкин снова и снова рисует портреты Воронцовой — в октябре, в ноябре. А в декабре на листе с LX строфой 2-й главы «Евгения Онегина» появляется погрудный портрет графини и еще шесть набросков ее изображения. А всего с сентября по декабрь 1823 года он нарисовал 17 портретов Воронцовой.
Ему, видимо, было интересно беседовать с ней, внучатой племянницей светлейшего князя Г. А. Потемкина -Таврического и дочерью польского коронного гетмана. Приятно было любоваться ею, слушать, как она музицирует, читать ей и ее гостям стихи. Он много думает о ней и, думая, рисует и рисует ее портреты.
Портреты графа М. С. Воронцова он набрасывал реже. Среди девяти изображений графа, созданных им с сентября по декабрь 1823 года, есть один загадочный рисунок: на портрете Воронцова изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва. Но вместо пасти льва Геракл рвал волосы у Воронцова. Датирован рисунок концом октября 1823 года.
Известный русский искусствовед А. М. Эфрос, пытаясь разгадать смысл этой композиции, предположил, что сначала Пушкин нарисовал натурщика в позе Геракла, а затем, сделав слева от тела натурщика штриховку, увидел в ней чью-то прическу. И это, мол, подтолкнуло его изобразить вместо головы льва голову Воронцова. «Рисунок, — заключает Эфрос, — мог явиться подсознательным отражением недоразумений, начавшихся между поэтом и наместником».
Это объяснение Эфроса, на мой взгляд, явно надуманное, искусственное. Получается, что рисунок родился под пером Пушкина по воле случая. Не сделал бы Пушкин штриховки, не появилась бы и голова Воронцова.
Новую попытку объяснить столь необычный рисунок предприняла литературовед Ирина Сурат. Она не согласилась с предположением Эфроса, что рисунок — лишь отражение начавшихся недоразумений между поэтом и генерал-губернатором. В конце октября 1823 года, отмечает Сурат, отношения между ними «не были еще испорчены». Но тем не менее и она тоже видит в рисунке отголосок взаимоотношений Пушкина и Воронцова. «Рисунок этот, — пишет она, — кажется, отражает наметившееся соперничество». По мнению Сурат, соперничество между Воронцовым и Пушкиным заключалось в том, что уже в октябре образ Воронцовой «поселился» в сердце Пушкина. А в дальнейшем, мол, овладев сердцем графини, поэт одержал победу над ее супругом.
Для объяснения существа этого соперничества Сурат обращается к пушкинской эпиграмме «Певец Давид был ростом мал…», считая ее эпиграммой на Воронцова. Но ведь С. А. Фомичев, ведущий пушкинист, убедительно доказал, что эпиграмма сочинена Пушкиным не в Одессе, а в Кишиневе, не в 1823 году, а в 1822-м, не на Воронцова, а на другое лицо. Следовательно, связывать загадочный рисунок с этой эпиграммой нет никакого основания.
Итак, опровергая Эфроса, Сурат пишет, что разногласия между Воронцовым и Пушкиным возникли не в октябре 1823 года, а значительно позже. Но ведь и увлечение Пушкина Воронцовой, а следовательно, и соперничество поэта с ее мужем также началось не в октябре, а значительно позже, лишь в середине мая следующего года. Таким образом, толкование рисунка как Эфросом, так и Сурат мне представляется одинаково убедительным.
На мой взгляд, объяснения этого рисунка не дано до сих пор по причине ложного посыла. И Эфрос, и Сурат, и другие исследователи исходят из того, что отношения между Воронцовым и Пушкиным стали обостряться чуть ли не с первых дней их знакомства. Отталкиваясь от этого неверного посыла, они невольно видят в рисунке иллюстрацию к отношениям между поэтом и генерал-губернатором.
В действительности ни в первый, ни во второй, ни в третий месяцы жизни Пушкина в Одессе не было обострения отношений между ним и Воронцовым. Напротив, в первые месяцы общения с ним и особенно с рядом сотрудников генерал-губернатора у Пушкина могло сложиться и сложилось самое уважительное отношение к его новому начальнику. И дело тут не только в том, что граф, приехав в Одессу и объявив Пушкину, что тот переходит в его подчинение, принял его «очень ласково». Как известно, Пушкин мечтал о военной карьере. Стать военным ему не пришлось, но с юных лет относился к военному братству с восхищением. В лицейские годы он и его товарищи с восторгом провожали полки, уходившие на войну с Наполеоном. С еще большим восторгом встречали воинов, возвращавшихся с победой.
Лицеисты читали и заучивали стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Они не могли не отметить, что в первом издании стихотворения М. С. Воронцову посвящались (как и некоторым другим прославленным полководцам) всего две строчки, а во втором две строчки превратились в двадцать четыре: рассказ о подвиге Воронцова теперь стал самым пространным и содержательным. И в дальнейшем Пушкин мог слышать о военных заслугах Воронцова. А теперь, в Одессе, он оказался рядом с героем Отечественной войны и даже в его подчинении.
От А. И. Казначеева, начальника канцелярии генерал-губернатора, и других чиновников Пушкин мог узнать, что прежде, в армии, они были в подчинении у Воронцова. А когда того назначили генерал-губернатором Одессы, пожелали также уйти с военной службы на гражданскую, лишь бы только продолжить служить в подчинении у графа. Для них он был наилучшим начальником — требовательным, но справедливым и заботливым. Узнал Пушкин, конечно, и о том, что многие просились на службу к Воронцову, но тот брал лишь тех, для кого, как и для него, честь и достоинство были превыше всего.
Пушкин, несомненно, с интересом слушал рассказы своего кишиневского приятеля И. П. Липранди и сослуживцев Воронцова о бесстрашии и полководческом таланте графа, о его внимательном отношении не только к офицерам, но и к рядовым солдатам, о его требовании уважать человеческое достоинство нижних чинов и запрете наказывать их физически. Известно было Пушкину и об отрицательном отношении генерал-губернатора к крепостничеству. Услышал он, конечно, и о недоброжелательном отношении к Воронцову в Петербурге, о неприятностях, пережитых и переживаемых генерал-губернатором в связи с интригами против него в высших сферах.
Последнее, на мой взгляд, и есть объяснение загадочного рисунка. Это они, власти предержащие, завидуя Воронцову и интригуя против графа, насели на него в образе Геракла. Но Геракл по сравнению с Воронцовым выглядит пигмеем. Такими пигмеями, как подсказывает рисунок, были, по мнению Пушкина, те, кто нападал на генерал-губернатора. Как ни интриговали они против него, как ни нападали, он оказывался сильнее своих недругов. Кстати, Пушкин мог прийти к выводу, что нападавшие на Воронцова и те, кто преследовал его самого, были одними и теми же лицами. Общим между ним и Воронцовым было и то, что оба они оказались удаленными из Петербурга. (Правда, как известно, Воронцов сам пожелал служить подальше от Петербурга с его интригами и сплетнями.)
В этом загадочном рисунке, как видим, нет ничего загадочного. Он, скорее, наглядное свидетельство уважительного отношения Пушкина к Воронцову, которое сложилось в первые месяцы жизни поэта в Одессе.
ЛИТЕРАТУРА
Жуйкова Р. Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. — СПб., 1996.
Сурат И. З. Геракл или певец Давид? Московский пушкинист, т. IV. — М., 1997.
Фомичев С. А. Праздник жизни. Этюды о Пушкине. — СПб., 1995.
Эфрос А. Рисунки Пушкина. — М., 1933.
Выставка детских рисунков к юбилею Пушкина открыта в Нюрнберге
В преддверии 220-летия Александра Сергеевича Пушкина ребята, посещающие Лицей русского языка, Художественную школу «Пирамида» Русского центра в Нюрнберге знакомились с творчеством и биографией великого поэта.
Дети читали произведения Пушкина, учили стихи и отрывки из любимых сказок, рассматривали портреты поэта, картины мастеров живописи той эпохи, иллюстрации его книг.
И пушкинское слово вдохновило ребят на создание собственных творческих работ: портретов поэта, рисунков-иллюстраций его сказок, поделок, красочных панно.
1 июня 2019 года в Русском центре Нюрнберга в рамках празднования юбилея великого русского поэта открылась выставка детских рисунков «Рисуем Пушкина».
В экспозицию выставки вошли самые лучшие работы детей, а также фоторепортаж об увлекательном творческом процессе создания этих рисунков и портретов.
Все работы получились очень искренними и эмоциональными, каждый ребенок искал свой оригинальный подход и идею подачи полюбившейся сценки из сказок Пушкина.
На открытии выставки художник-педагог Елена Барон рассказала, как на уроках рисования дети знакомились с творчеством Александра Сергеевича, а потом с красками и кисточками, с мелками и карандашами сами «оживляли» его сказочных героев.
Когда глядишь на эти работы, в голове то и дело всплывают любимые пушкинские строки: «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Белка песенки поет да орешки все грызет». «Чего тебе надобно, старче?», «Свет, мой зеркальце! Скажи, Я ль на свете всех милее?», «У Лукоморья дуб зеленый».
С рисунков детей на нас смотрят царевна Лебедь и князь-Гвидон, дядька Черномор и его богатыри, Золотая рыбка и Кот ученый, белочка и Золотой петушок, и, конечно же, сам Пушкин.
Нынешняя экспозиция – это еще один шаг ребят в огромный и прекрасный пушкинский мир.
На одном портрете Александр Сергеевич Пушкин запечатлен на фоне осеннего пейзажа в имении Болдино. Здесь в 1834 году Пушкин написал свою очень поучительную «Сказку о золотом петушке».
Биография Александра Сергеевича Пушкина также находится в фокусе художественной выставки. Об этой части ее экспозиции на открытии выставки рассказала Жанна Горелик, преподаватель предмета «Русский на компьютере».
На этих уроках ребята не только изучают современные технологии, но учатся их применять на практике. Целая стена в фойе Русского центра стала местом, где расположились информационные плакаты, подробно рассказывающие о важных датах из жизни Пушкина.
На уроках ребята из класса «Чайка» искали информацию, обрабатывали тексты в компьютерных программах, художественно оформляли каждый плакат и потом распечатывали.
Гости центра, которые побывали в день открытия выставки, отметили, что плакаты с одной стороны, наполнены важной информацией, а с другой стороны, написаны очень правильным и понятным русским языком.
Ребятам из класса «Чайка» очень понравился этот творческий проект и на следующий учебный год они решили подготовить еще несколько серий информационных плакатов о русской языке, литературе и искусстве.
Нынешняя выставка, прежде всего, направлена на то, чтобы и современное поколение детей и подростков, изучающих русский язык в Германии, читали произведения А.С. Пушкина, интересовались его жизнью, понимали значение его вклада в мировую культуру.
Сегодня высокие технологии в кинопроизводстве и в компьютерных играх предлагают современным детям занимательные истории роботов, машин, монстров. Но мы рады, что наши ученики берут в руки книги, читают замечательные сказки А.С. Пушкина, а потом на своем полотне фантазируют вместе с его сказочными персонажами.
Творчество Пушкина настолько многогранно, что к его произведениям мы будем возвращаться еще долгие годы. За это мы любим и чтим великого русского поэта.
Приглашаем всех желающих посетить выставку. Она будет работать до конца июня. Возможно, ознакомившись с детскими работами и важными датами из жизни Пушкина, вы возьмете почитать или перечитать его произведения из библиотеки Русского центра Нюрнберга.
В фонде нашей библиотеки появились книги Пушкина и на других языках, в том числе на немецком. Во время открытия выставки ее посетители также увидели сказки и стихи Пушкина, изданные в Польше, Китае, на Украине на языке этих стран.
Было крайне сложно из огромного количества превосходных рисунков, которые в течение трех месяцев рисовали более 40 детей, выбрать самые лучшие для выставки.
Но от организаторов выставки все ребята получили почетные дипломы и сладости. Мы поздравляем всех участников выставки, благодарим их педагогов и желаем всем дальнейших творческих проектов.
Нателла Якимов, руководитель проекта «Субботняя школа»
Конкурс детского рисунка «Нарисуй сказки Пушкина» стартует в Приморье
Приморская краевая филармония приглашает юных ценителей высокого искусства на концерт «Сказки Пушкина» из цикла «Сказки с оркестром», который состоится на сцене большого зала 14 мая в 12:00. Об этом «Приморской газете» сообщили в пресс-службе учреждения.
Сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина вдохновили художественный совет Приморской краевой филармонии объявить конкурс детского рисунка. Юным художникам предлагается пофантазировать о том, как выглядят герои сказок, нарисовать предполагаемые обстоятельства, где происходят действия. Рисунки принимаются в электронной форме в формате JPEG с максимальным разрешением на адрес: [email protected] до 10 мая 2017.
Художественный совет определит трех победителей, которые получат пригласительные билеты на этот концерт. Работы всех участников будут продемонстрированы на большом экране Приморской краевой филармонии во время концерта
Сказки А. С. Пушкина вдохновили русских композиторов писать не просто музыку, но и целые оперы. Произведения литературы и искусства, посвящённые А. С. Пушкину, стали целым направлением, которое получило название «пушкиниана».
М. И. Глинка, основоположник русской пушкинианы, написал оперу «Руслан и Людмила». Это большая волшебная опера, насыщенная философским содержанием, где сказка, фантастика выражают глубокие идеи верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.
Симфонические оперы — сказки Н. А. Римского-Корсакова — критики называют золотым фондом русской классики и пушкинианы. «Сказка о царе Салтане» (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) — пример яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки Пушкина. Музыка оперы — безоблачно радостная, с мягким юмором, воссоздавшая наивную простоту и свежесть русского народного искусства, захватывающая рельефностью красок, щедростью эмоций, жизнерадостной энергией и ликованием.
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1906 г.) — блестящая оркестровая иллюстрация, фантастическая опера (небылица в лицах) — сатира на пушкинский сюжет. Роскошь и блеск оркестровой звучности, бесконечная изобретательность в переплетении оригинальных и ориентальных мелодий, неиссякаемая свежесть и красота музыки композитора. «Превращение пушкинского жемчуга слов сказок» в музыку.
Проект «Рисунки Пушкина»
Рисунки Пушкина
Цель исследования:
Изучить рисунки А.С.Пушкина, дополнив своё представление об этом русском поэте и о разных гранях его таланта.
Пушкин — великий русский поэт. Это знают все. А вот о том, что он к тому же хороший художник, знают немногие.
Конечно, живопись для него была менее интересна. Но всё-таки за свою жизнь он создал весьма интересные рисунки.
Автопортрет. 1829 г. Пушкин писал: «Себя как в зеркале я вижу…»
Не исключено влияние на Пушкина рисовальный манеры художника Орловского.
Даже автографы Пушкина носят художественный характер. Пушкин очень брезгливо относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений.
«Кавказский пленник»
Рисунки Пушкина к поэме об Олеге
Даже находясь в ссылке, он не раз писал близким о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек, наброски иллюстраций и другие рисунки.
Лицей. Рисунок Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин»
«Сказка о золотом петушке»
На титульном листе
показаны голова
Дадона и комическая
голова скопца, щит с
копьём и кольчуга со
шлемом, крепость
со сторожевой вышкой
и корабль на воде, а в
центре – фигура
золотого петушка ,
объединяющая
лист.
К «Сказке о Попе и его работнике Балде»
«Каменный гость»
На рисунке к трагедии
«Каменный гость» изображено тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы войти в город, откуда он изгнан.
В перспективе – очертания Мадрида, крепостная стена.
Кавказский пейзаж с типами горцев
Князь Горчаков
Два автопортрета. 1826г.
Этот рисунок сделан
Пушкиным после
возвращения из ссылки. Вверху – юный Пушкин. Его облик беззаботен. Ниже изображён человек зрелых лет. За этими переменами – переживания и потери: разлука с друзьями, тяжёлые отношения с отцом, аресты, казнь, ссылка близких людей.
Портрет Е.К.Воронцовой. 1829г.
Графиня Воронцова –
жена начальника Пушкина
в Одессе. Это о ней упомянуто в стихотворении «К морю». Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимой, хотя на самом деле она была не так красива. Поэт нашёл точное соотношение линий головы и шеи.
Портрет Н.Н.Пушкиной. 1833г.
Пушкин не раз рисовал
Наталью Николаевну. Всего насчитывается 14 портретов жены Пушкина (1830-1836) .
Резко оттеняет чёрной штриховкой её чистый овал лица, гибкую шею, красивые пропорции лица. Грустное выражение лица.
А.С.Грибоедов в феске
А.Ф.Закревская
Автопортрет в образе монаха
Барков В.Д.Веневетинов
В Бессарабии
Бомарше
Вольтер
Данте и Наполеон
Медный всадник без Петра
Граф Ф.И.Толстой
Тодор Балш
Портрет Е.Н.Ушаковой
Портрет неизвестной Варвары
Портрет девушки у верстового столба
Портрет Фатанджула-Бека
Ф.В.Булгарин
П.А.Вяземский
Последний автопортрет
А.М. Эфрос писал о соотношении графики и поэзии: «Пушкинский рисунок появлялся в творческих паузах, в малых перерывах стихописания, во время коротких накоплений или разрядов поэтической энергии».
Выводы
Мы видим рукописи рядом со стихами как выражение творческого процесса. В своих графических знаках поэт откровенно искал художественный образ.
Итак, Пушкин рассказал многое о себе. Талантливый человек талантлив во всём. И так будет всегда.
Всегда будут любить Пушкина и его поэзию. Всегда будет жить замечательное искусство портрета.
И каждый будет открывать для себя тайну его творчества.
Над проектом работали:
Учитель русского языка и литературы Кривошеева Галина Алексеевна,
ученик МБОУ СОШ№3 г.Моздока Демидович Сергей.
Рисунки Пушкина | Московский Журнал
Рукописи
Пушкина, как и рукописи многих других поэтов (особенно поэтов XIX
века), испещрены рисунками. Листы, исписанные им, походят на страницы
Онегинского альбома:
-
-
-
-
-
-
В сафьяне, по краям
окован,
Замкнут серебряным
замком,
Он был исписан,
изрисован,
Рукой Онегина кругом.
Среди бессвязного
маранья
Мелькали мысли,
примечанья,
Портреты, буквы, имена…
-
-
-
-
-
С
этим можно сопоставить описание Анненкова: «Рядом со строчками для
памяти и будущих соображений стоят в них (т.е. в пушкинских рукописях)
начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывками из
поэм и черновыми письмами к друзьям. С первого раза останавливают тут
внимание сильные помарки в стихах, даже в таких, которые в окончательном
виде походят на живую импровизацию поэта. Прибавьте к этому рисунки
пером, которые обыкновенно повторяют содержание написанной пьесы,
воспроизводя ее таким образом вдвойне».
Описание это не совсем точно.
Пушкин довольно редко «повторял содержание» стихотворения своим
рисунком, т.е. иллюстрировал его. Это случается — особенно в болдинских
черновиках 1830 года, — но это не правило, скорее исключение. Пушкинский
рисунок возникал чаще всего во время отдыха, во время некоторой
остановки процесса творчества, в минуту нерешительности и раздумья. Если
труд радостен, если вдохновение бьет ключом, такие паузы наступают
редко и Пушкин может сказать о себе:
-
-
-
-
-
-
Пишу, и сердце
не тоскует,
Перо забывшись
не рисует
Близ неоконченных
стихов
Ни женских ножек,
ни голов.
-
-
-
-
-
Но
перо часто «забывается», и в самом деле именно «близ неоконченных
стихов» возникают чаще всего эти «бессвязные маранья» рисовальщика. Лишь
изредка Пушкин стремится использовать так или иначе свое побочное
вдохновение. В этих случаях возникает нечто вроде иллюстрации. Чаще же
всего рука его рисует то, что бессознательно приходит на ум, и иногда в
связи со стихами, над которыми он работает, иногда же без всякой связи с
ними. Есть также у Пушкина рисунки, возникшие независимо от писания
стихов, но они очень редки. Сводятся они главным образом к наброскам,
которые нам сохранил альбом Е.Н.Ушаковой. Большинство пушкинских
рисунков находятся таким образом на полпути между иллюстрацией и вполне
бессознательным мараньем на полях. Под строками «Каменного гостя», среди
которых стих «Испанский гранд, как вор, ждет ночи и луны боится»,
виднеется мужская фигура в широкополой шляпе и плаще, у дерева; вдалеке
намечено несколько зданий: это Мадрид. Возле стиха «Кавказского
пленника»: «Свобода! Он одной тебя еще искал в подлунном мире», — очерк
вольно несущейся без всадника лошади. Такие же мгновенные очерки
проносящихся вольно кобылиц имеются в черновиках «Подражания Анакреону».
В 1826 году, когда Пушкин узнал о казни декабристов, он сел писать
стихотворение, начинающееся словами: «И я бы мог, как шут…» Написано
стихотворение не было, но на его черновике имеется рисунок виселицы.
Такие же рисунки встречаются вновь в рукописи «Полтавы», относящейся к
1828 году. Там дважды изображены сперва два повешенных, потом все
пятеро, потом еще раз виселица со все теми же казненными декабристами.
«И я бы мог…» Так непобежденное волнение, неосуществленный творческий
порыв находил выход в полусознательном рисунке.
Рисунки Пушкина —
прежде всего рисунки поэта. Интерес их еще более в том, что они рисунки
Пушкина. Они гораздо больше похожи на рисунки Бодлера или, например,
Лермонтова в тех случаях, когда Лермонтов забывает, что учился рисовать,
чем его стихи похожи на их стихи. Их прелесть, их интерес не порядка
живописного. Рисунки Пушкина, как и вообще рисунки поэтов, не только «по
ту сторону» всякого живописного искусства, но и нередко и по ту сторону
поэтической индивидуальности их автора. В них характерна прежде всего
сжатость языка форм, сведение всего к главнейшему, к самому
существенному. Но выбор этого существенного совершается по иному
принципу, чем в рисунках живописцев. Это — существо поэтической идеи, а
не зрительного образа и даже не пластически выразительного (как, скажем,
у Домье). Отсюда — примитивизм этих рисунков, некоторая нераздельная
передача жизни; в конце концов они более всего похожи на рисунки
каменного века. Пушкинские скачущие кобылицы начертаны с той же
безошибочной магической верностью, как изображения каких-нибудь зубров,
начертанных много тысяч лет тому назад в доисторических пещерах Франции и
Испании. Их острого очарования не испытать нельзя; труднее его
оправдать, на него ответить. Но во всяком случае, это не рисунки в
обычном смысле слова. Это — рисованная поэзия.
Сказки Пушкина с иллюстрациями В.Назарука: red_balls — LiveJournal
Из типографии пришел сигнал нового сборника сказок Пушкина с иллюстрациями Вячеслава Назарука.
———
Об иллюстрациях к сказкам Пушкина много говорили сразу после выхода сборника сказок Бажова с рисунками того же художника, что надо бы переиздать.
Рисовались они в середине 90-х. Первоначально задумывалась только Сказка о царе Салтане, но иллюстрации получились очень удачными и было решено сделать все сказки Пушкина. Причем в максимально полном варианте. Не только самые известные и популярные: Петушка, Царевну, Салтана, Рыбака и Балду, но и более редкого Жениха и незаконченную Сказку о медведихе. Работа заняла около трех лет. Каноническим считалось издание из трех книг, подготовленное в 1999 году к 200-летнему юбилею поэта, напечатанное в Словакии на мелованной бумаге. В дальнейшем эти рисунки выходили в самых разных издательствах и в самых разных вариантах: все вместе, по отдельности, с полным составом картинок, с потерей картинок, с орнаментамии и без. То есть купить издание с этими рисунками было не сложно, проблема была только в одном — лучшее по качеству так и оставалось издание 1999 года, несмотря на все переиздания
Сказки Пушкина издаются много, издаются и рисунками Назарука, поэтому было понимание, что если и делать этот проект, то на самом высоком уровне, восстанавливая и целостность издания, обращая особое внимание на качество воспроизведения. Сделать лучше по качеству не только тех книг, которые издавались недавно, но и лучше словацкого издания. Именно поэтому мы долго и не решались на этот проект, все время его откладывая.
Ситуация осложнялась с доступностью исходного материала (оригиналов). Дело в том, что практически все издательства пользовались оцифровкой оригиналов, сделанной еще в 90-х гг. Но от качества исходной оцифровки всегда зависит качество воспроизведения, и мы всегда просим дать возможность сделать свою собственную оцифровку. Именно такую работу мы проделывали, чтобы издать Сказки Бажова с рисунками Назарука. К сожалению, не всегда это очевидно («всех качество устраивает, а вас — нет»). Качество — понятие вообще очень субъективное, его не невозможно прописать в техусловиях, те же стандартные (tiff, 24 бит, RGB, 300 дпи) по сути не всегда являются синонимом качества воспроизведения. К тому же традиционно считается, что качество книги зависит только от типографии и материалов. Зависит. Но не одна самая лучшая типография не сможет сделать хорошую книгу из плохих файлов, никакой гений фотошопа не вытащит ужасно отсканированные файлы. Чтобы книга получилась хорошей по полиграфическому качеству, должны сложиться все составляющие: оцифровка, работа издательства, материалы, печать типографии.
Еще при работе над книгой сказок Бажова мы смогли убедить Вячеслава Михайловича, что нам надо работать только с оригиналами, лишь тогда будет совсем другое качество. Тогда было сложно, так как те работы надо было раскрывать, они были жестко обрамлены, запаяны. Теперь же художник пошел нам максимально на встречу. Надо поблагодарить Вячеслава Михайловича, что при огромной своей загруженности он нашел время, чтобы достать из архива, разобрать, отобрать, собрать, разложить все рисунки: полосные вставки, большое количество верхних и нижних вставок, рамки. С учетом того, что книга почти 300 страниц, то можете представить объем материалов. К тому же была не ясна сохранность материалов в целом. К счастью, ситуация оказалось сильно лучше, чем ожидалось: отсутствовало несколько полосных рисунков к Царевне и Балде, ряд верхних и нижних вставок к Салтану.
В нашем новом издании мы печатаем все семь сказок с полным набором иллюстраций, максимально так, как задумывалось художником, т.е с орнаментами и вставками (художник называет их оберегами). Самих орнаментальных рамок — 7, но они по разному раскрашены — для каждой из семи сказок выбран свой цвет, своя цветовая гамма. То же относится к вставкам: верхние меняются (в Салтане больше разновидностей, в остальных сказках они увязаны с орнаментальной рамкой). Все рисовалось без компьютера, поэтому рамки каждый раз рисовались заново и раскрашивались. Работа — титаническая. При обработке файлов был большой соблазн копировать, но если художник не ленился рисовать, то как мы можем ленится уже на этапе обработки? Пришлось соответствовать 🙂 Такой немеханический повтор рамок дал главное — ощущение ручной работы. Вообще, такие книги, созданные на повторяемом узоре, всегда рискованные — глаз устает от повтора. Но если орнаменты чуть разные, где-то кривее уголок, где-то по другому затекла краска, где-то другой оттенок, то и у читателя нет усталости от просмотра, это как раз то отличие ручного труда, который всегда победит механический. Красота не в выверенности и механической точности, а в неправильности. Поэтому при обработке файлов мы старались сохранить, подчеркнуть эту рукотворность.
Очень хороша видно различие цветового решения разных сказок — цвета золота Петушок и водянистая, морская Рыбка
Нижние вставки тоже не случайны, они увязаны не только с сюжетом, но и с цветовым решение каждой полосы. Художник, кстати, делал миниатюры, где подбирал цвета для страницы. Несколько нижних вставок повторяются, но при этом каждая из них решена в цветовой гамме этой конкретной сказки, которые все разные.
Вообщем, вся книга — это большое количество отдельных рисунков, которые нужно собрать, а в нашем случае еще и положить на фон. Фон страничек не белый, а тонкая и очень легкая структура, про себя мы называем его «калевальским». Впервые использовали его именно в Калевале, затем в Шекспире и Сервантесе. И с тех пор используем на особые книге на меловке.
Словом, работа по подготовке для печати была не столько сложна технически, сколько сложная по объему материала для обработки.
Иллюстраций много. Очень. Глухие развороты есть, но их мало. И обязательно обращайте внимание на нижние вставки, они всегда связаны с сюжетом именно этого разворота.
Перед каждой сказкой — распашной шмутцтитул
Все изображения — стопроцентные к размеру оригинала. И загадочным образом, Сказки Пушкина оказались одинаковыми с Амурскими сказками Нагишкина-Павлишина: и по толщине, и по формату, и бумагу использовали ровно ту же.
Вот две книги вместе.
А теперь традиционная сравнялка: Дрофы, словацкого трехтомника и нашего издания. Дело не только и не столько в цветопередаче, но в четкости рисунка. Сам рисунок — акварель и тонкий-тонкий рисунок тушью (удивительная кропотливая работа). Вот этот рисунок тушью и превращается в черное месиво при плохом качестве
Чтобы оценить тонкость линий, вот макросъемка с карандашом для масштаба
У нас — матовая меловка, у Дрофы в этом издании был офсет
Наше — слева (беру специально крупные фрагменты)
Наше — справа
И опять — дело не только цветопередаче
Ну, ладно издания с чужих сканов, да на офсете. А вот сравниваем с меловкой и с тем изданием, которое также делалось со своей оцифровки
Словацкий трехтомник «Самовара» (то самое издание к 200-летию Пушкина)
Тут с четкостью было сильно лучше, хотя сведение цветов в те времена было хуже (всетаки за 20 лет полиграфия ушла сильно дальше), поэтому наше издание получилось четче, чем у словаков, линии видны лучше. Ну, и цветопередача. У нас ближе к оригиналам и спокойнее.
Кстати, Вячеслав Михайлович приезжал в издательство уже перед сдачей книги в типографию и кое-что правили уже прямо на мониторе.
Печатала латвийская типография. Напечатали очень хорошо.
Так что задачу максимум (перебить словацкое издание, мы, как мне кажется, выполнили). Кроме того, что и технические возможности (и печати, и обработки) ушли за 20 лет далеко, надо отметить, что и бумага у нас получше.
А тут менялся сам рисунок: обратите внимание на Царевну-лебедь
Непривычный для нас почти белый форзац. Почти — потому что там тот же структурный фон, что и текстовом блоке.
Такой неактивный вход-выход (начало-конец) книги сделали сознательно: книга очень декоративная за счет орнаментов и рисунков, не хотелось перегружать
На переплете блинтовое тиснение плюс два цвета шелкографии: золото и серебро. Это именно шелкографическая краска, а не фольга, поэтому золото и серебро имеют другую структуру. До этого золотая шелкография использовалась на Амурских сказках, а серебро — на Таежных
Пушкин А. С.
Сказки
художник Вячеслав Назарук
ISBN 978-5-9268-2772-6
Формат 210*267
280 страниц
Серия «Образ Речи»
Содержание
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Сказка о золотом петушке
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о рыбаке и рыбке
Жених
Сказка о медведихе
Сказка о попе и о работнике его Балде
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал А. С. Пушкин. Поэта пленяли народное творческое воображение, фантазия, художественное образное мышление, стихия языка. Пушкин не просто перекладывал русские сказки на стихи, а, как народный сказитель, изменял сюжет, использовал элементы других жанров, например песен, причитаний, заговоров и даже детали иноязычного фольклора. В «Сказках» Пушкин экспериментировал с формой, но всегда стремился к одной цели — показать красоту русского языка, а через него и русской души.
Цель эту помогают постичь иллюстрации Вячеслава Назарука в сказочном «русском стиле» — многослойные, сложные по колориту и орнаментальности. Обращаясь не только к фольклору, но и к традициям отечественной иллюстрации, художник создал рисунки к семи произведениям Пушкина: самым известным сказкам поэта, сказке-балладе «Жених» и незаконченному произведению «Сказка о медведихе».
рисунков Пушкина | Ода Александра Пушкина Свободе
Наследие Пушкина и Рисунки из книги
В возрасте тридцати семи лет Пушкин был расстрелян на дуэли, призванной защищать честь своей жены. Анонимное письмо спровоцировало цепочку событий, которая привела к последней дуэли Пушкина. Несмотря на то, что дуэль была противозаконной, Пушкин был настроен идти своим путем. |
Пушкин боролся с самодержавием и своей ролью в нем.Считалось, что его стихотворение «Ода свободе» вдохновило дворян, или так называемых повстанцев, участвовавших в восстании декабристов. После смерти царя Александра Первого многие образованные дворяне пытались убедить самодержавие увидеть возможность написать русскую конституцию. Так называемые «мятежные» дворяне хотели создать правительство с истинным представлением власти и справедливости для всех людей — как это сделала Америка — потому что нет справедливости без свободы и свободы.Те, кого считали лидерами восстания, были повешены. Некоторые из этих людей были друзьями Пушкина. |
Из моей книги «Ода Пушкина свободе» узнайте о его жизни и любви, а также о том, где он нашел вдохновение как для своих стихов, так и для прозы. Пушкин писал только тогда, когда чувствовал вдохновение. Семь лет понадобилось ему, чтобы закончить свой шедевр в стихах «Евгений Онегин». |
Там, где романтизм был в моде, он разработал свой собственный литературный жанр, известный как реализм.В то время как власть имущие считали, что он должен писать, как сэр Вальтер Скотт или лорд Брайон, Пушкин настаивал на создании своего собственного жанра и обретении собственного голоса. Этот новый жанр стал известен как реализм, и из-за этого он стал известен как отец русской литературы, оказав влияние на таких писателей, как Лев Толстой и многих других, которые пришли после. его. |
Пушкин боролся с отсутствием свободы слова и жестким использованием цензуры. Эта борьба с Цензором длилась всю его жизнь.У него были серьезные проблемы с Цензором, который хотел изменить свои «ночи» на «дни» и вычеркивал слова, которые он тщательно выбрал, чтобы вызвать чувства. |
Был период во время ссылки Пушкина, когда он исследовал идею атеизма. Он видел лицемерие в религии. Утверждение, что он изучает атеизм, доставило ему массу неприятностей с семьей, друзьями и самодержавием. |
Увлечение Пушкина своим прадедом по материнской линии, которого привезли в Россию в рабство, послужило основой для написания «Капитанской дочки.История гласит, что царь Петр Великий был очарован людьми из других частей света, а прадед Пушкина приехал в Россию как молодой храбрый чернокожий принц из Эфиопии. Он был известен как Ганнибал (Ганнибал) и в конечном итоге получил свободу в качестве подарка от Петра Великого. Пушкин любил идею свободы как подарок. |
Шедевральный роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» породил женский голос по вопросам любви. Он написал этот роман, когда был в ссылке, и он был напечатан по главам за семилетний период в российском серийном журнале.Многие персонажи, о которых он писал, были реальными людьми, чьи имена он изменил, чтобы защитить их. На протяжении всей работы есть строфы, в которых он использует «прямой адрес» для читателя. Эту технику Шекспир также использовал во многих своих произведениях. Это набросок Анны Керн, замужней женщины, которую Пушкин когда-то любил в юности. |
Идеи Пушкина о критическом мышлении и использовании критики для повышения значимости литературы были новинкой 1800-х годов.Его понимание искусства критики и различных техник рассказывания историй свидетельствует о его способности влиять на других и вдохновлять их. |
Эскиз жены Пушкина Натальи. Считалась самой красивой женщиной России того времени. Вам придется прочитать мою книгу, чтобы увидеть, что между ними произошло. Чтобы прочитать мою книгу, зайдите в Amazon или Barnes and Nobel или в книжный магазин Xlibris в Интернете и найдите Ода Пушкина . |
Произведения Пушкина
- Евгений Онегин (шедевр и роман в стихах)
- Капитанская дочь
- Египетские ночи
- Борис Годунов (спектакль)
- Сказки Белкина
- Сказки позднего Ивана Петровича
- Пиковая дама
- Цыгане
- Каменный квест
- Полтава
- Руслан и Людмила (по мотивам «Царевны-невесты»)
- Медный всадник
- Ода Свободе
- Моцарт и Сальери (вдохновленные «Амадеем»)
- Скупой рыцарь
- Сказка о рыбаке и золотой рыбке
- Сказка о золотом петушке
- Мертвая принцесса и семь рыцарей (по мотивам «Белоснежки и семи гномов»)
- Бахчисарайский фонтан
- Арион
- Демоны
- Пророк
- Зимняя дорога
… и многие другие
ГМИИ им. А.С. Пушкина.Пятьсот лет мастер-рисунков
Анри Матисс (Le Cateau-Cambrésis 1869 — 1954 Nice,) Портрет Лидии Делекторской , 1945
Уголь, 527 × 405 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
© Наследие Х. Матисса
Вторая часть выставки посвящена европейскому и русскому авангарду начала 20 годов, от Матисса и Пикассо до Делоне, через Синьяк, Хуана Гриса, Фернана Леже (с семью рисунками) и также Франц Марк, Пауль Клее, Джорджо де Кирико и Модильяни.
В ГМИИ хранится большая коллекция рисунков Матисса. Большинство из них было подарено Лидией Делекторской, секретарем, другом и сотрудником Матисса. Ее Портрет — один из шедевров выставки. Стирая и бесконечно переделывая свой рисунок, Матисс все дальше и дальше уходил от первоначального описательного аспекта портрета в поисках рисунка с сильными, чистыми линиями.
Если рисунок Dance кажется знакомым, это потому, что он связан со знаменитой одноименной картиной Матисса, которая сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.Когда он обнаружил картину в Париже в феврале 1909 года, известный русский коллекционер Сергей Щукин пожелал получить подобное панно для своего особняка в Москве.
Пабло Пикассо (Малага 1881 — 1973 Мужен), Этюд для «Композиции с черепом» , 1908
Гуашь, акварель по эскизу графитом, 323 × 249 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
© Succession Picasso 2019
Зал посвящен шести рисункам Пикассо, хранящимся в ГМИИ в Москве.Среди них подготовительный рисунок для картины Пикассо «Композиция с черепом » (1908), типичный для эстетики кубизма, величайшим интерпретатором которой был сам Пикассо: здесь, в абстрактном пространстве, смелые цвета кубизма сочетаются с ритмами деконструированных объектов.
Подобно выставке в рамках выставки, подборка русских рисунков иллюстрирует общее развитие Школы, от участников художественных коллективов на рубеже веков ( Мир Искусства , Голубая , Союз русских художников) до Советское искусство, в котором новые сюжеты и оригинальная пластическая экспрессия выдают глубоко измененное положение вещей.В то время как некоторые из художников при жизни пользовались большой известностью на Западе — Шагал, Кандинский, Татлин, Малевич, — другие, такие как Дейнека, станут откровением для публики.
Картина Василия Кандинского Composition E прекрасно иллюстрирует его творчество начала 1910-х годов. Он был очарован синтетическим искусством, исследуя взаимодействие живописи и музыки, проводя параллели между цветом и звуком, линией и ритмом. Его акварели — настоящая симфония цвета.
В 1964 году искусствовед, коллекционер и основатель Fondation Custodia Фриц Лугт (1884-1970) побывал в России, где посетил Отдел эстампов и рисунков Пушкинского музея. Он считал это последней крупной коллекцией рисунков, которую еще предстоит обнаружить. Теперь французская публика также может полюбоваться шедеврами из Пушкинского музея.
Почитаемый поэт Александр Пушкин рисует этюды Николая Гоголя и других русских художников
Спросите американца или англичанина, кто лучший русский поэт, и они искренне задумаются над вопросом.Один и тот же вопрос, заданный русскому, неизменно дает один ответ: Александр Пушкин. В то время как его репутация пользуется определенной известностью в некоторых редких литературных кругах на Западе, в России поклоняются Пушкину: ученики начальной школы заучивают его стихи, и трудно найти человека, не знающего сюжета Евгения Онегина .
В общем, этюды Пушкина — столь любимые в России, что их собирали и публиковали много раз — остались почти неслыханными в других местах.Выше мы включили простой рисунок великого русского писателя Николая Гоголя, нарисованный поэтом. На следующем изображении ниже Пушкин изобразил еще одного авторского современника: Александра Грибоедова, чей Горе от ума остается русским классиком.
Ниже изображен сам поэт, все кудри и бакенбарды, на автопортрете, датируемом где-то между 1827 и 1830 годами.
Пушкин часто записывал эти очаровательные черно-белые наброски как в своих личных сочинениях, так и на полях своих рукописей.Заключительное изображение, страница из Евгения Онегина, — потрясающий пример его записных книжек. Наряду с текстом Пушкин включил эскиз известного русского живописца и аристократа, с которым автор наверняка был знаком: графа Федора Петровича Толстого (не путать с Львом Толстым).
Илья Блиндерман — писатель, изучающий культуру и науку из Монреаля. Следуйте за ним на @iliablinderman или читайте больше его работ в Huffington Post.
Связанное содержание:
Историческая встреча Диккенса и Достоевского, раскрытая как великая литературная мистификация
Лекции Джорджа Сондерса о великих русских, воплощенные в жизнь в студенческих зарисовках
Стивен Фрай представил шесть русских писателей в новом документальном фильме «Открытая книга России»
ГМИИ: пятьсот лет рисования мастеров
«Атака» (конец 1770-х гг.) Жана Оноре Фрагонара.Любой, кто любит рисовать, не должен пропустить текущую выставку в Fondation Custodia «Пушкинский музей: пятьсот лет рисования мастеров» — обзор 200 работ величайших художников 15-20 веков.
Выставка включает бесчисленное количество драгоценных камней. Самое замечательное в рисовании — это его универсальность. Он может изобразить свой предмет, просто предлагая, как в изумительных линейных рисунках Матисса, или может углубляться в самые замысловатые детали — и все, что между ними, конечно.Рисунки на этом шоу охватывают весь спектр.
Витторе Карпаччо «Философ в своем исследовании занимается геометрическими измерениями» (1502-07).Сначала я обратил внимание на рисунок 500-летней давности, который попадает в предложенную категорию: «Философ в своем исследовании, занимающийся геометрическими измерениями» (1502-07). Лицо философа нарисовано с минимальными линиями, но его прилежная сосредоточенность очевидна. Позади него мы видим его кабинет с его инструментами и другими орудиями труда.Каким-то образом этот простой набросок умудряется быть очаровательным.
Еще один чародей — младенец Иисус в «Этюде для Мадонны делла Валличелла» Питера Пауля Рубенса (1608), на котором вид заразительно восторженный, от которого хочется смеяться вместе с ним.
Рисунок Жана-Оноре Фрагонара «Атака» (конец 1770-х гг.) В верхней части этой страницы привносит в картину движение со сценой, которая могла бы возникнуть прямо из голливудского вестерна (без ковбойских шляп), изображающего жестокая драка, настолько отличная от обычных сцен галантности и распутства художника.
«Этюд для сборщиков налогов» (1591-93) Джузеппе Чезари, известный как Кавальер д’Арпино.Выставка включает несколько рисунков Джузеппе Чезари, известного как Кавальер д’Арпино, художника, с которым я не был знаком. Две из представленных здесь пьес, «Мученичество святого Матфея» (1591-97) и «Этюд для сборщиков налогов» (1591-93), были заказаны для капеллы Контарелли в Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. К счастью для нас, эти картины так и не были выполнены, и молодой Караваджо был нанят вместо этого, чтобы украсить часовню и нарисовать три шедевра, которые все еще можно увидеть в церкви сегодня.Первоначально он черпал вдохновение в плане Чезари «Мученичество святого Матфея», но позже отошел от него, чтобы создать свою собственную блестящую картину этой сцены.
«Долина Итома перед бурей» и «Дорога в Синано после бури» (1835 г.) Карла Брюллова.Здесь много рисунков эпохи романтизма XIX века, в том числе два прекрасных акварельных пейзажа Карла Брюллова «Долина Итома перед бурей» и «Дорога в Синано после бури» (1835 г.), которые напоминают картины Уильяма. Акварели Тернера, показывающие эффекты света и погоды, написанные примерно в то же время (и в настоящее время демонстрируются на выставке «Коллекция Курто» в Фонде Louis Vuitton в Париже).
«Первое мая» (1928) Александра Дейнеки. © ADAGP, Париж, 2019Всегда приятно открывать для себя работы художников, которых вы не знаете. Так было с Брюлловым и с несколькими русскими художниками, работавшими в 1920-е годы (красивое дополнение к выставке «Красное: искусство и утопия в стране Советов» в Большом дворце), среди которых были красочные (красные) работы Николая. Купреянов («Красный конь», 1924 г.) и Александр Дейнека («Первое мая», 1928 г.).
Здесь есть что-то на любой художественный вкус, практически во всех мыслимых стилях и жанрах, включая рисунки таких известных имен, как Рембрандт, Пуссен, Дега, Ван Гог, Кандинский, Пикассо, Матисс и многих других.
Фонд Custodia Foundation дает каждому посетителю замечательный небольшой буклет (доступен на французском или английском языке) с комментариями к каждому произведению в шоу, настолько интеллектуальным, что зрители действительно могут узнать что-то о каждом художнике или отдельном рисунке.
ФаворитНакануне — Пушкинский дом
Выставка русской художницы и активистки Виктории Ломаско, которая рассказывает о повседневной жизни простых людей. Ломаско будет расписывать фрески прямо на стенах дома, связанных с ее графическими репортажными работами — основными медиа ее искусства.
Чтобы работать, Ломаско путешествует по бывшему Советскому Союзу и проводит время с теми, кто редко бывает представлен в СМИ — разговаривает с ними и рисует их. Маргинальные, но все же важные низовые группы, фигурирующие в работе Ломаско, включают: бастующих водителей грузовиков, разбивающих лагерь на заснеженных дорогах, скромных домохозяек, выступающих против строительства новой церкви над детской площадкой, москвичей, протестующих против массового сноса домов, крупных демонстраций против официальной политики власти, невидимые и безгласные рабы столичной буржуазии, небольшого сообщества ЛГБТ в сонном постсоветском городе — всех людей, чье скромное существование игнорируется мейнстримом.На протяжении многих лет Ломаско организует художественные мастерские для несовершеннолетних в центрах содержания под стражей, женщин в кавказских горных деревнях, повсюду используя искусство как средство освобождения и самовыражения.
«Ее портреты обладают удивительной непосредственностью, они придают красочность и человечность тому, что иногда бывает мрачно. Когда она показывает возбужденные скопления людей, гитары, плакаты и воздушные шары, полосы света освещают тьму ».
The Guardian
« Хотя ее фигуры изображены широкими черно-белыми мазками, Ломаско изображения богобоязненных старушек, молодых скинхедов и ярких дальнобойщиков никогда не попадают в ловушки пародии, презрения или стереотипов.’
The New Yorker
Повествование выставки развилось вокруг метафоры снежного пейзажа, который заглушает и сдерживает идеи и движения. Выставка последовала за недавней публикацией книги Ломаско «Другая Россия» n + 1 в США и Penguin в Великобритании — книга вошла в шорт-лист Премии Пушкинского дома за русскую книгу в этом году. Фрески в главном зале Пушкинского дома отсылают к репортажам, представленным в книге, и обновляют их.Также будет представлена коллекция оригинальных рисунков и слайд-фильм.
Выставка рисунков художника из Кералы Э. Х. Пушкина показывает, как искусство является эгалитарным убежищем в поляризованном обществе
«Sign Here», текущая выставка более 40 рисунков в Художественной галерее Сурьяканти в Тируванантапураме, доводит до совершенства, используя минимальные штрихи.
Абстрактное изображение «упавшей» человеческой головы несет на себе вес, похожий на валун.Рисунок под названием «Войти в систему беженцев», выполненный с яркой приверженностью минимализму, призван показать, что стало с человеком сегодня.
«Аморфный темный объект обозначает бремя и заботы, такие как заблуждения, вводящие в заблуждение убеждения и даже нашу идентичность, которые навязываются нам с самого рождения», — говорит художник Э. Х. Пушкин. «Мы не понимаем, что большинство из них нам не нужно», — добавляет он.
«Знак здесь», текущая выставка Пушкина, насчитывающая более 40 рисунков в Художественной галерее Сурьяканти, доводит дело до минимума.Здесь нет лишних украшений или принудительного использования ярких цветов, чтобы привлечь внимание. Скорее, упор делается на сообщение и подтекст, которые передаются так, чтобы они были подчеркнуты, что лучше всего воплощается в используемой технике. Фактически, Пушкин меняет кисть на чернильное перо, чтобы создать свои сюжеты в этой серии работ в основном в экспрессионистском стиле, а акварель прибегает к использованию только для того, чтобы вдохнуть в них новую жизнь.
«Основная причина, по которой я использовал перьую ручку для работ, заключается в том, что она позволяет мне свободно выбирать тип чернил в зависимости от их цвета и консистенции в соответствии с конкретным рисунком.Кроме того, я хотел, чтобы мазки были четкими », — говорит Пушкин, добавляя, что для его толщины он использовал тушь« индийского производства ».
«Sign Here» — это работы, созданные художником за три месяца, с ноября прошлого года по январь. Пушкин говорит, что название коллекции предназначено как «призыв к людям прийти и присоединиться к идее искусства», которое, по его мнению, является «светским, приспособленным убежищем для всех». Он хочет продемонстрировать, что в искусстве более чем достаточно места, чтобы проявлять «сострадание» к каждому существу.
Пушкин говорит, что одна из пьес, озаглавленная «Знак здесь 4» в этой серии, как бы оказалась для него пророческой. На нем изображена абстрактная человеческая голова лицом вниз на голой земле, из раны на лбу капает кровь. «Он был составлен два месяца назад, чтобы подчеркнуть чувство тревоги и напряженности, пронизывающее нынешнее общество. Вскоре мы начали слышать о беспорядках », — говорит Пушкин, житель Каттаккады.
Другая работа под категоричным названием «Вы можете искать убежища в искусстве» — это «выражение силы искусства.На нем изображен вход с закругленной вершиной, в котором находится конический объект. «Это означает дверь искусства, которая всегда остается открытой и впускает всех без всякой дискриминации. Рогоподобный компонент представляет собой самооборону искусства для самозащиты. Его также можно рассматривать как мирное оружие и оружие мира », — объясняет Пушкин, ссылаясь на случаи замалчивания права на свободу слова и выражения мнений.
Несмотря на преобладание абстрактного стиля, Пушкин находит достаточно возможностей, чтобы отдать дань уважения Природе, ее значимости и незаменимости.Как в работе «Подпишитесь здесь 5», где показано дерево в полном листве, отбрасывающее тень на землю. «Наше существование неразрывно зависит от Природы, и, следовательно, защита экологии — один из способов защитить себя». Указывая на тусклую тень, изображенную на картине, он говорит: «Вот где наше пространство».
«Войдите сюда» в художественной галерее Сурьяканти, переулок Мангалам, Састхамангалам до 14 марта. Время: с 11:00 до 18:00. Контакты: 0471-2723802
В Fondation Custodia, 500 лет рисунков из ГМИИ
Каспар Давид Фридрих, Двое мужчин на берегу моря, 1830-1835, ГМИИ им. А.С. Пушкина
И снова Fondation Custodia предлагает нам исключительную выставку редко увиденных рисунков.Воспользовавшись закрытием Пушкинского музея на ремонт, директора Кустодии и Пушкинского музея Гер Луйтен и Марина Лочак согласились впервые показать этих шеф-поваров в Париже. Из 27 000 рисунков, хранящихся в собраниях Русского музея, 195 вывешены на улице Лилль. Эти работы Альбрехта Дюрера, Карпаччо, Рембрандта, Пуссена, Матисса и Пикассо, нарисованные на протяжении пяти веков, показывают, какими страстными коллекционерами были русские в XIX веке и каким великим глазом был создатель коллекции Иван Цветов. , было в 1912 году, когда он открыл галереи рисунков.Это умопомрачительное зрелище с древними рисунками на первом этаже и ХХ веком в подвале.
Жак Луи Давид, Эскиз фигуры Герсилии, 1796, ГМИИ
Атмосфера в галереях была продуманной и сосредоточенной. Любители старинных рисунков — обычно серьезные ценители искусства. И все же уединенная атмосфера этого частного дома, превращенного в музей, делает его успокаивающим и прекрасным моментом для посещения. Мне очень понравилась «Юная спящая женщина» Франсуа Буше, висящая над камином, и разноцветные «Камни на берегу» Алларта ван Эвердингена, и я удивился, почему так много Каспара Давида Фридриха, который является моим любимцем.Что ж, видимо, русские коллекционеры приглянулись к его искусству, когда немцы стали от него уставать. «Гроб на свежей могиле» — настоящий «современный» шеф-повар.
Гюстав Моро, «Ночь», 1880–1882
«Ночь» Гюстава Моро акварель и белая гуашь очень красивы, а редкий «Портрет молодой женщины» Винсента Ван Гога уникален. Внизу, пройдя коридор, где запах свежих лилий меня очень обрадовал, я влюбился в «Композицию» Кандинского 1991 года, «Польский шляхтич» Владимира Татлина и целую комнату Пикассо.«Рыбак» Матисса, «Дитя в поле» Малевича, Хуана Гриса и нескольких Джорджа Гроса — все это очаровало меня.
Иоганн Адам Кляйн, «Художник Кристоф Эрхард в своей мастерской», 1818 г.
В рисунках есть что-то сдержанное и интимное, что идет вразрез с современной модой. И это то, что мне особенно нравится в Custodia: ничего не делается для того, чтобы произвести впечатление на массы. Каждое шоу красиво оформлено, и люди это знают, потому что очереди становятся все длиннее и длиннее. Обязательно посетите это новое шоу, которое продлится до 12 мая.
Винсент Ван Гог, Портрет молодой женщины (Ла Муме), 1888
Издан каталог, который можно приобрести в магазине. Fondation Custodia, 121 rue de Lille, недалеко от Национальной ассамблеи.
.