Составление рассказа по серии сюжетных картин: Обучение детей рассказу по картине и серии сюжетных картинок.

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конструкт .Составление рассказа по серии сюжетных картин

Конструкт

образовательной деятельности по направлению «Речевое развитию»

Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

Возрастная группа: средняя группа, дети 5-го года жизни.

Форма организации: групповая.

Средства:

— зрительный ряд: серия сюжетных картин

— музыкальный ряд: запись лая и повизгивания щенка

— мультимедийные ресурсы: магнитофон

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

Способствовать овладению детьми способом составления рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи

 

Обучающие:

— продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с помощью слова — подсказки

— продолжать учить подбирать прилагательные к существительным.

Развивающие:

— способствовать развитию связной речи детей;

— развивать способность сосредоточиться в процессе составления рассказа.

— развивать логическое мышление.

Воспитательные:

— воспитывать умение внимательно слушать рассказы товарищей;

—  учить детей работать сообща, помогать друг другу    .

Целевые ориентиры.

Дети проявляют: инициативу в общении друг с другом и со взрослым; активность в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Дети обладают: установкой положительного отношения к миру, другим людям и животным.

Дети способны: использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания:  способны выражать свои эмоции посредством слов, жестов, мимики.

Этапы (последовательность деятельности)

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Создание эмоциональной комфортной обстановки.

 

Чтение стихотворения

Дети слушают стихотворение, улыбаются друг другу и гостям.

Мотивация к деятельности

Цель: включение в деятельность.

— Ребята, послушайте стихотворение Т. Шорыгиной.

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул.

Наступил в прихожей в лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот.

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.

— Вы узнали о ком это стихотворение? (Щенок) 

У нас в гостях щенок по кличке «Дружок»

Игра со щенком:

— Погладим его и скажем добрые и ласковые слова.

— Щенок какой? (добрый, ласковый, мягкий, пушистый, игривый, теплый, веселый…)

— Щенок такой маленький, что все называют его не щенок, а щеночек.

— У нашего щеночка не глаза, а маленькие ….

Не хвост, а маленький…

( нос, живот, уши, спина)

— Как вы думаете, какое настроение у нашего щенка?

Давайте послушаем аудиозапись и отгадаем какое настроение у нашего Дружка.

 (Слушание звуков)

—  Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Как вы думаете, кто будет герой картин, по которым мы будем составлять рассказ?  Рассмотрев эти картинки, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

— Что мы будем делать сначала? Правильно, построим «паровозик» из картинок (слева – направо).

Организует детей, концентрирует их внимание, включает в образовательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Сосредотачивают внимание, подбирают прилагательные к существительному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения проблемы.

— Скажите, кто изображен на всех картинках?

(Щенок и девочки – подружки).

— Подумайте, где происходит эта история?  В какое время года и время суток?

(Все это происходит во дворе дома, осенним днем, потому что девочки одеты в плащи и сапоги, на улице идет дождь.

 — А теперь, ребята, посмотрите на каждую картинку и скажите, кто и что делает.

(дети  берут любую картинку и рассказывают, кто, что делает и зачем?)

Картина 1:
Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем…
Щенок был грустным (расстроенным, печальным)…

Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)…
Картина 2:
Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)…
Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)…
Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)…
Картина 3:
Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)…
Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)…

Картина 4:
Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)…
За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)…

Предложить детям ответить на вопросы, предложенные воспитателем.

 

Стимулирует общение детей.

 

Поощряет к высказываниям.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

 

Комментирует высказывания детей.

 

Поощряет детскую инициативу.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картинки, рассуждают, выстраивая полный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в планировании собственной деятельности.

 

Осуществляют выбор последовательности и способа решения.

Освоение способа деятельности.

— Давайте немного отдохнем. Представьте себе веселого щенка и повторяйте за мной.

— Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: 
«Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел.

— ….., возьми любую картинку и повесь ее на доску.  …., возьми тоже картинку и подумай, когда это было до или после.

 ( выкладывание картинок в логический ряд).

— А теперь давайте попробуем придумать историю, которая произошла с щенком.

(придумывание историй детьми)

 Согласовывает с детьми действия их последовательности.

Включает детей в самостоятельную деятельность и наблюдает за детьми.

Выполняют физкультминутку

 

Включаются в деятельность.

 

Принимают активное участие в ней, осваивают последовательность действий.

 

 

 

Самоконтроль

После того, как рассказ готов, детям предлагается придумать ему название (по времени, по месту, по действию, по главным героям).

Привлекает детей к подведению итогов.

Выражают собственные суждения, высказывают эмоциональный отклик.

Рефлексия

Что вам понравилось сегодня больше всего?

Что показалось вам трудным?

Что оказалось легким?

Предлагает детям ответить на вопросы, активизирует обсуждение

Стимулирует детей к самоанализу и самооценке.

Совместно оценивает процесс и результат деятельности.

Дети делятся впечатлениями, выражают свои мысли. Активно отвечает на вопросы.

 

Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе.

Открытость.

Ребята, мы сегодня составили хороший рассказ про щенка. Хорошо, что у щенка появились друзья. Давайте и мы сделаем доброе дело и вечером сделаем домик для других питомцев.

Стимулирует  дальнейшую деятельность детей.

Планируют дальнейшую деятельность.

 

 

 

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: «Рассказывание по серии сюжетных картин»

Конспект занятия по речевому развитию с детьми 5-6 лет

для педагогов д/с №4 «Берёзка».

Составила и провела Поварницина Г.П.

Март 2010г.

Тема: Рассказывание по серии сюжетных картинок.

Программные задачи: Закреплять умение детей составлять самостоятельно,    

         целенаправленно, последовательно рассказ по серии

        картинок. Придумывать начало рассказа, середину и  

        концовку, озаглавливать рассказ и анализировать

                                       рассказы сверстников. Совершенствовать умение

             активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: тускло, весеннее, ласковое, лучики, тянется, грызёт.

Предварительная работа: Наблюдение за солнцем, загадывание загадок.

               Д/и «Что сначала, что потом».

Ход занятия. Воспитатель предлагает послушать рассказ- загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдёт речь.

Под самым карнизом

Над самым оконцем                                      Звучит отрывок из произведения

Забралось в сосульки                            П.И.Чайковского «Времена года. Весна»        

Весёлое солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам

Слезинки…

И всё-же сосульки –

Весёлые льдинки.

(Ответы детей)

Как вы узнали, что это весна?

Предлагает посмотреть почтовый ящик ребёнку, он приносит письмо.

От кого-же письмо?  От зайчика. Интересно, что же он нам прислал?

Какие интересные картинки! Ещё и загадки к ним. Отгадайте:

1. Меня не растили                                       2. Бежит с горушки,

    Из снега слепили.                                         Прижав ушки.   (заяц)

    Вместо носа ловко

    Вставили морковку.

    Глаза угольки,

    Губы сучки,

    Холодный, большой

    Кто я такой?       (снеговик)

Зайчик прислал в картинках весёлую историю, которая приключилась с ним и просит нас составить по ним рассказ. Но все картинки перепутаны, надо расставить их по порядку. Предлагает ребёнку поставить.

Ребята, посмотрите внимательно, на первых двух картинках солнце – оно какое?

Правильно зимнее, тусклое, холодное, небольшое, не ласковое, грустное.

А на  последних двух картинках?

Весеннее, тёплое, ласковое, жёлтое, большое, яркое, ослепительное.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первую картинку. И послушайте, как бы я составила рассказ по этой картинке:

* В последние, тёплые дни зимы ребята слепили снеговика. Бежал мимо зайка и увидел снеговика, а вместо носа большую красную морковку. И так ему захотелось её съесть. Он прыгал-прыгал, доставал-доставал, никак не мог достать.

А теперь вы расскажите, в своём рассказе обязательно обратите внимание на снеговика. Когда это случилось? Что зайчик увидел? Что он стал делать?

Рассказы детей.

Теперь давайте посмотрим на 2 картинку.

Что сделал зайчик, чтоб достать морковку?

(Нашёл лесенку, приставил, встал на последнюю ступеньку, тянется-тянется лапками)

— Как же мне хочется морковку попробовать!

Теперь расскажите вы

Что нашёл зайчик? Куда встал? Что делал?

Дети рассказывают.

Посмотрите на 3 картинку. Что же с зайкой дальше произошло?

(Сел, пригорюнился, задумался, чуть не плачет, ушки опустил)

А что случилось со снеговиком? (Осел, подтаял, тает, уменьшился)

* Сел зайка на ступеньку, пригорюнился, чуть не плачет. Как же ему морковку хочется достать!

А солнышко весной стало тёплое, большое. Снеговик под тёплыми лучами солнца осел, того и гляди, ведро с морковкой упадут.

А теперь расскажите вы, ребята отчего зайчик пригорюнился? Расскажите о нём, о его настроении? Что случилось со снеговиком?

Дети рассказывают.

Посмотрите на 4 картинку.

Что случилось со снеговиком? (растаял).  Какое солнце стало? Куда упала морковка и ведро? (На проталинку). Что делает зайчик? (Сидит, грызёт, хрум-хрум). Какой он? (Довольный, весёлый, одно ухо поднял от удовольствия). Кого он мог поблагодарить за морковку?

Ребята расскажите, чем  закончилась эта история. Обратите внимание на то: Какое солнце стало? Что случилось со снеговиком? Какой зайка в конце нашей истории и кого он поблагодарил за такой хороший конец?

Дети рассказывают.

Физ.минутка «Весенние ручейки».

Ребята, а кто сможет рассказать по картинкам всю историю, а я, запишу её.

Рассказы 2-3 детей. Анализ рассказов детей про зайчика.

Вот какая интересная история случилась с нашим зайчиком. А как можно назвать эту историю? Дети придумывают название.

   

 

         

Консультация по развитию речи: «Структура занятия по составлению рассказа по картинке или серии сюжетных картин»

«Структура занятия
по составлению рассказа по картинке
или
серии сюжетных картин»


Младший дошкольный возраст.

Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

1.        Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.        Рассматривание картины.

3.        Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.

4.        Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

1.        Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.        Рассматривание картины.

3.        Беседа по ее содержанию.

4.        Целевая установка на составление рассказа по картине.

5.        Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6.        Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя)        составлять        описательные        и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

1.        Предварительная беседа.

2.        Рассматривание картины.

3.        Беседа об основных моментах сюжета.

4.        Целевая установка на составление рассказа.

 

5.        Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).

6.        Рассказы детей (в начале года — прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.

7.        Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).

8.        Итоги занятия (краткая формулировка  темы и сюжета!

рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа.

Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом

«вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

1.        Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

2.        Рассматривание картины.

3.        Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)

4.        Целевая установка на составление рассказа по плану.

5.        Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.

6.        Рассказы детей (коллективный рассказ).

7.        Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).

8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).

9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе «Аленький цветочек»

комбинированной направленности

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Подготовила:

воспитатель

Швалева О. В.

г. Миасс

2017 г.

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок.

Задачи:
Образовательные:

Развивающие:

  • Развивать  зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, слуховое внимание;

  • Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка;

  • Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к живой природе;

  • Формирование навыков, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. 

Словарная работа:

Существительные: гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, селезень, утенок, петух, петушок, курица, курочка, куры, цыпленок, цыплята, индюк, индюшка, индюшонок, индюшата, гнездо, яйцо, птенец, птенчик.

Глаголыкукарекает, кудахчет, шуршат, крякает, кормит, высиживает, выкармливает, вылупилось, раскололось.

Прилагательные: домашние, маленький, беспомощный, желтый, недовольный, сердитый, куриная, утиная, индюшачья, гусиная, пушистый, слабый, золотистый, мягкий

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций по теме «Домашние птицы, чтение художественной литературы, заучивание чистоговорок, скороговорок, разгадывание загадок, дидактические игры.

Оборудование: серия сюжетных картин, картинки с изображение домашних птиц, сухой бассейн, карточки схемы на каждого ребёнка, индивидуальные зеркала, су-джоки, бубен, колокольчик, обруч.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, использование су-джок терапии
Ход НОД:

I. Вводная часть

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

— Сегодня мы с вами поговорим о домашних птицах, будем учиться составлять рассказ, нарисованный на четырёх картинках, вы узнаете очень интересную историю.

II. Основная часть

Дидактическая игра «Найди и назови»

Сухой бассейн с карточками картинками (домашние птицы). Воспитатель предлагает детям вытащить по одной картинке из пальчикового бассейна. Если услышите, что звучит колокольчик, подходят девочки, если бубен — мальчики.

Дети по очереди опускают в бассейн руки, находят там по одной картинке, называют громко, кто изображён, проходят на ковёр и садятся вокруг обруча.

Работа с картинками
— Как можно назвать их одним словом? 
— Какие это птицы? (Домашние.) Почему? 
— Ребята, мы с вами знаем, что птицы, как и люди живут семьями.

— Давайте с вами разложим и назовем семью птиц (по кругам «в домики»)

  Петух, курица, цыплёнок – это куриная семья;

  Селезень, утка, утёнок – это утиная семья;

  Гусь, гусыня, гусёнок – это гусиная семья;

  Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья.

Пальчиковая гимнастика с су-джоком. (поочерёдно на правой руке, на левой)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –

Все красивы, хороши. (Гарипова П.)

Воспитатель приглашает детей за столы (бубен-мальчики, колокольчик-девочки) и обращает внимание на памятку на доске о правильной посадке за столом, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика с зеркалами (карточки на доске выставлены)

«Вкусное варенье» (показ ребёнком) Дети выполняют упражнение пять раз.

После каждого выполнения воспитатель предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

«Лошадка» (на улыбке медленно, быстро)

«Чашечка» (под счёт до 5)

Дыхательная гимнастика «Подуй на пёрышко»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Ребенок кладёт на правую ладонь (левую) перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Чистоговорка на звук Л

Ла-ла-ла Мила в лодочке плыла.

Скороговорка на звук Ш

Шесть мышат в камышах шуршат.

Динамическая пауза. (Кассина А.)

Забежали как-то в сад (легкий бег на месте)

Десять маленьких цыплят (кулачки сжимаем, разжимаем)

Привела их с улицы (руки в стороны, вверх, вниз)

Мать — наседка-курица.

Миленькая курица (повороты туловища влево – вправо)

Ты ошиблась улицей.

Это – детский сад, (ходьба на месте)

Но не для цыплят. (развести руки в поклоне и поставить их на пояс)

Загадка.

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы — ребёнок,

А зовут меня …

(Цыплёнок)

Поисково – творческая работа по первой картинке и пиктограмме
— Какое время года изображено на картинке? Почему вы так думаете? Утро или вечер? (Лето; утро)
— Кого вы видите на картинке? (На картинке мы видим девочку)

— Во что одета девочка? 
— Давайте дадим ей имя. Пусть будет Таня.

— Как вы думаете, где находится девочка? (В деревне или в городе)

— У неё озабоченный вид, кого она ищет? (Таня вышла поискать своего любимого кота Барсика) 

— Что увидела девочка в траве? (Из травы торчит кошачий хвост.)
— А теперь, кто готов рассказать начало нашей истории? 
(Однажды летом ранним утром Таня вышла поискать своего любимца – кота Барсика. Она увидела его в густой траве возле забора)
— Обозначим это главное, что нарисовано на этой картине с помощью схемы – подсказки. 
Воспитатель выставляет пиктограмму и повторяет главную мысль: Таня нашла кота. 
Поисково – творческая работа по второй и третьей картинкам и пиктограммам к ним. 
— Что же произошло дальше, мы узнаем, рассмотрев вторую картинку. (Переворачивает картинку)
— Почему девочка так удивлена?
— Что увидела Таня, когда раздвинула траву? (Когда Таня раздвинула траву, она увидела гнездо)

— Что делал кот? (Барсик уже успел выкатить яйцо из гнезда) 
— Как вы думаете, Барсику понравилось, что Таня его обнаружила в траве? Посмотрите на выражение мордочки кота – как он посмотрел на Таню. (Барсик посмотрел сердито на Таню и не хотел отдавать яйцо) 
— Итак, ребята, о чём нам говорит эта картина? (Мы узнали о том, как кот хотел разбить яйцо)
— Ставим схему – подсказку: Кот хотел разбить яйцо. 
Поисково – творческая работа к четвертой картине и пиктограмме к ней. 

-Внимательно посмотрите на последнюю картинку. По 2 –й картинке мы говорили о найденном яйце, а на последней картинке яйца мы уже не видим. Как вы думаете, что могло произойти между 2 –ой и последней картинками? (Таня взяла яйцо в руки. Вдруг в нём что-то застучало. Яйцо раскололось и из него показался маленький желтый цыплёнок) 
— А кто ещё как думает? (Таня отняла яйцо у Барсика. Оно раскололось и оттуда вылез цыплёнок)
— Чтобы не забыть об этом, я поставлю вам ещё одну подсказку: «Из яйца вылупился цыплёнок» 
— А теперь внимательно посмотрите на последнюю картинку и скажите: «Кому Таня отдала цыплёнка? (Таня отнесла цыплёнка курице)
— А где была курица? (Курица гуляла на лугу со своими цыплятами) 
— Сколько было цыплят у курицы? (6)

— А стало? (7)
— Как встретили курица и цыплята Таню? (Курица с цыплятами очень обрадовались, когда Таня вернула им цыплёнка) 
— Что девочка сказала на прощание маленькому цыплёнку?

— Кто расскажет по последней картинке, чем заканчивается история про цыплёнка. 
(Таня бережно взяла цыплёнка и отдала его курице. Курица гуляла неподалёку со своими цыплятами. Они очень обрадовались, когда Таня вернула им цыплёнка) 
— И так, о чём нам говорит последняя картинка? (О том, как цыплёнок вернулся в свою семью.)
(Воспитатель выставляет пиктограмму) 
Физкультминутка.

Шёл цыплёнок по дорожке, (шаги на месте)
Прыгал он на правой ножке. 
А ещё кружился смело, (кружатся на месте, руки на пояс)
Лапками махал умело. 
Он спешил к себе домой 
К милой мамочке родной. 

— Ребята, давайте придумаем название нашему рассказу.

— Как можно назвать эту историю в картинках? («Рождение цыплёнка», «День рождения цыплёнка», «Летом в деревне»).

— А на день рождения что дарят? (Подарки).

— Давайте и мы с вами приготовим цыплёнку подарок – историю-рассказ о его рождении. Для этого вы сейчас станете писателями и будете придумывать рассказ по этим картинкам. Я же буду записывать ваш рассказ в книжку.

— Ребята, составить вам рассказ помогут схемы, которые лежат перед вами. Что происходило сначала, что потом в нашей истории и чем она закончилась?

— Будьте внимательны, следите за рассказом товарища, так как любой из вас может продолжить рассказ.

— Кто желает начать составление рассказа “День рождения цыплёнка”? (Дети по цепочке составляют рассказы по картинкам).

— А теперь, кто из вас расскажет всю историю, которая произошла с цыплёнком, опираясь на картинки и на схемы – подсказки. (2 – 3 ребенка составляют рассказы по схемам) 
— Какой рассказ вам понравился? Почему?

III. Заключительная часть

Итог занятия.

Чем мы занимались с вами?

Чему научились?

Какие новые слова запомнили?

Как относилась девочка в рассказе к коту?

А к цыплёнку?

Как люди должны относиться к животным, природе?

План-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему: Конспект. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная прогулка»

Тема: Составление рассказа  по серии сюжетных картин

«Неудачная прогулка».

        

Цель:

  • формировать умение составлять повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия;
  • определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;
  • развивать объем слухо-речевой памяти, внимания, фонематический анализ слов.

Оборудование:   серия сюжетных картинок, таблицы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

—  Сядет тот, кто правильно определит количество гласных звуков в слове:

ДЕРЕВО, КУСТ, ПЧЕЛА, РАССКАЗ, АЛЛЕЯ, ЦВЕТОК.

2. Сообщение темы занятия

— Будем составлять рассказ, героями которого, будут собака, пчела и мальчик.

3. Работа с серией сюжетных картинок

Логопед выставляет серию сюжетных картинок.

   — Расположите данные картинки в правильной последовательности.

  — Как вы думаете, какого типа текст должен получиться?

  — Почему – это текст-повествование?  (Вывешивается таблица).

ТЕКСТ- ПОВЕСТВОВАНИЕ – это сменяющие друг друга последовательные события.

Отвечают на вопросы: Что случилось? где? почему? как? когда?

—         Выложите  данные картинки в правильной последовательности.

4.         Выделение        опорных        слов-действий
— Ответьте на вопросы полным ответом.


 Вопросы:
1. Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
2. Где гулял мальчик со своей собакой?  (Гуляли)
3. Что увидела собака и куда побежала?  (Увидела, побежала, коснулась)
4. Кто вылетел из яркого цветка?   (Вылетела)
5. Что маленькая пчёлка делала в цветке?  (Собирала)
6. Почему пчёлка укусила собаку?  (Рассердилась, укусила)
7. Что случилось с собакой после укуса пчелы? (Распух, потекли)
8. Расскажи, как мальчик помог своей собаке?  (Забеспокоился, достал, заклеил)

9. Как отблагодарила собака своего спасителя?  (Завиляла, лизнула)

1 картинка

Гуляли

2 картинка

Увидела, побежала, коснулась

3 картинка

Вылетела, собирала

4 картинка

Рассердилась, укусила, распух, потекли

5 картинка

Забеспокоился, достал, заклеил

6 картинка

Завиляла, лизнула

  1. Физминутка.

6. Коллективное  составление  рассказа с опорой на последовательность картинок.

Образец рассказа  «Неудачная прогулка».


              Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

              Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом.

               Друзья        поспешили        домой.

Схема.

1. Начало действия                

2.Развитие действия                

3.Кульминация                        

4. Итог                        

Используй.

Однажды…   Как – то раз…

Когда-то

Вдруг

И вот …   Вот и все.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.

7. Самостоятельное устное составление рассказа.

Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на последовательность вопросов, картинок, редактируются  высказывания учащихся.

8. Итог занятия

— Получился ли рассказ «Неудачная прогулка»?

— Что помогло вам составить рассказ?

Примеры и определение сюжета

Определение сюжета

Сюжет — это литературный термин, используемый для описания событий, составляющих рассказ, или основной части рассказа. Эти события связаны друг с другом в шаблоне или последовательности. Структура романа зависит от организации событий в сюжете рассказа.

Сюжет известен как основа романа или рассказа, вокруг которого строятся персонажи и действие. Он предназначен для логической организации информации и событий.При написании сюжета литературного произведения автор должен следить за тем, чтобы он не доминировал над другими частями рассказа.

Основные элементы участка

Участок состоит из пяти основных элементов.

  1. Экспозиция или введение

Это начало истории, в которой устанавливаются персонажи и сеттинг. Также вводится конфликт или основная проблема.

  1. Повышающее действие

Повышающее действие, которое происходит, когда последовательность событий накапливается в конфликте.Главные герои устанавливаются к моменту начала действия сюжета, и в то же время события начинают усложняться. Именно в этой части рассказа вы сталкиваетесь с волнением, напряжением или кризисом.

  1. Кульминация

В кульминации или в главном пункте сюжета наступает поворотный момент истории. Это должен быть момент наивысшего интереса и эмоций, заставляющий читателя гадать, что же произойдет дальше.

  1. Действие падения

Действие падения, или завершение истории, происходит, когда события и сложности начинают разрешаться.Выдвигаются результаты действий главных героев.

  1. Разрешение

Разрешение, или заключение, — это конец истории, которая может иметь как счастливый, так и трагический конец.

Примеры сюжета в литературе

Пример № 1: Гарри Поттер и философский камень (Дж. К. Роулинг)

Среди примеров сюжета в современной литературе, Гарри Поттер и философский камень , вероятно, самый известный как читателям, так и любителям кино.Сюжет истории начинается, когда Гарри узнает, что профессор Снейп охотится за Философским камнем. Профессор выпускает тролля, который чуть не убивает Гарри и его друзей. Вдобавок Гарри узнает, что Хагрид раскрыл секрет гигантской собаки незнакомцу в обмен на дракона, а это означает, что Снейп теперь может добраться до Философского камня.

Пример № 2: Гордость и предубеждение (Джейн Остин)

Очень хороший пример сюжета в романтической фантастике можно найти в книге Джейн Остин Гордость и предубеждение .Сюжет истории начинается, когда сестра Лиззи, Джейн, влюбляется в друга Дарси по имени мистер Бингли. Лиззи проявляет интерес к мистеру Уикхему, который обвиняет Дарси в его финансовом разрушении.

Когда Лиззи идет на встречу со своим другом, она сталкивается с мистером Дарси, который делает предложение, но Лиззи отказывается. Затем она пишет ему письмо, в котором объясняет, почему он ей не нравится. Он пишет в ответ, устраняя все недоразумения и обвинения. Джейн убегает с мистером Уикхемом, и Лиззи понимает, что мистерДарси не такой уж плохой человек, как она думала.

Назначение сюжета

Сюжет — одна из самых важных частей истории, преследующая множество различных целей. Во-первых, сюжет акцентирует внимание на важных персонажах и их ролях в истории. Он мотивирует персонажей влиять на историю и упорядоченно связывает события. Сюжет вызывает у читателя желание продолжить чтение, поглощая его в середине рассказа, гарантируя, что они хотят знать, что произойдет дальше.

Сюжет ведет к кульминации, но постепенно выпускает рассказ, чтобы поддержать интерес читателей. Во время сюжета книги читатель эмоционально вовлекается, связываясь с книгой, не позволяя себе отложить книгу. В конце концов, сюжет раскрывает всю историю, давая читателю ощущение завершения, что он закончил рассказ и пришел к выводу.

Сюжет — это то, что формирует память в умах читателей, позволяя им думать о книге и даже заставляя их захотеть прочитать ее снова.Определяя и понимая сюжет, читатель может понять сообщение, передаваемое автором, а также явную или неявную мораль истории.

.

Генератор участков

Вдохновение для вашего следующего романа, фильма или рассказа

Ищете идеи для рассказов? Поможем быстро составить сюжет. Или, если хотите, расслабьтесь и позвольте нам написать для вас сценарий короткометражного фильма или рассказ.

Aardgo logo
На базе Aardgo
Смешиваем

Генератор сюжетов

Наша цель — вдохновить вас на написание собственных историй, используя общие жанры и темы.Мы поможем вам создать сцену, а затем построить персонажей, описать их, называть их именами и решить, как они сочетаются друг с другом в интересной истории. Мы составим интересную аннотацию, чтобы вы начали.

Цитаты о Генераторе сюжетов

«Это лучшее, что когда-либо существовало».
«Итак, я использовал генератор, чтобы создать случайную историю, и она оказалась забавной».
«Это весело. Немного глупо. Было испробовано несколько вариантов и получили очень необычные результаты. Это может быть полезно для небольшого вдохновения, как письменное упражнение или если вам скучно.»
» Plot Generator действительно лучше всего использовать случайным образом (нажмите «заполнить») и посмотрите, что произойдет. У нас получилась совершенно нелепая сюжетная линия, в которой роботы тыкают друг друга. «
» Генератор сюжетов может быть интересным способом начать ваш сюжет ».

Как создать хороший сюжет

  • 1. Выберите тему из нашего набора генераторов сюжетов.
  • 2. Дайте нам несколько ключевых слов, с которыми можно поиграть, или позвольте нам наугад подсказать несколько идей.
  • 3. Мы автоматически создаем сюжет, название и обложку для вашего романа или фильма.

Masterpiece Generator — это набор инструментов для создания текста, созданный Aardgo. Инструменты разработаны, чтобы быть крутыми и развлекательными, но они также помогают начинающим писателям создавать различные материалы, включая сюжеты, тексты песен, стихи, буквы и имена. Некоторые сгенерированные материалы пародируют существующие стили и художников, в то время как другие основаны на оригинальных структурах.

Наш первый генератор Song Lyrics Generator был запущен в 2002 году как проект студенческого журнала.После того, как он стал популярным, мы расширились, включив в него участки, и оттуда проект вырос.

Мы гордимся тем, что помогли вам создать всплывающие окна в блогах и интересных проектах. Нам нравится смотреть, как вы читаете свои творения на YouTube. В настоящее время мы разрабатываем классное приложение на основе нашего сайта.


Генератор идей для историй — Создатель случайных историй — Подсказки для романов — Создание идей для сюжетных линий — Фильмы / сюжетные линии фильмов — Названия историй — Сюжеты для книг — Творческие идеи коротких рассказов — Создатель синопсисов — Генератор подсказок для написания — Генераторы историй ,

Разница между сюжетом и историей

Ключевое отличие: История — это, по сути, словесная последовательность событий, основанная на некоторых реальных или вымышленных происшествиях. С другой стороны, сюжет устанавливает связь между событиями рассказа, используя элемент причины и следствия. Одну и ту же историю можно интерпретировать с помощью разных сюжетов.

Многие люди описывали сюжет и историю по-разному. Однако, похоже, есть много разных понятий, связанных с концепцией сюжета и истории.История — это в основном словесная последовательность событий, основанная на реальных или вымышленных происшествиях. Существуют разные способы выразить историю, например, в прозе или стихах. Историю также можно изобразить с помощью различных средств, таких как фильмы, книги, театр, пьесы и т. Д.

Истории были важной частью различных культур и обществ, главным образом из-за их развлекательного эффекта. История может быть короткой или длинной в зависимости от многих факторов. История должна содержать какие-то события, иначе она не будет называться историей.История всегда рассказывает о событиях в хронологическом порядке. Четыре важных элемента истории — это сеттинг, персонажи, сюжет и конфликт. Сеттинг — это основная информация о времени и месте, где история принимает форму. Все персонажи — это существа, вовлеченные в историю. Сюжет — это последовательность событий, описанная логически. Конфликт связан с проблемой или конфликтом между людьми, вещами или даже идеями.

Сюжет связан с историями, поскольку он вплетает историю в события.Эти события переходят от одного к другому. Сюжет описывает то, что происходит в определенном порядке, и разъясняет переход одного события в какое-то другое конкретное событие. Следовательно, это также считается частью дискурса. Каждая история имеет схожую структуру. Однако их можно разделить на разделы, такие как настройка, разжигание инцидента или конфликта, действие нарастания, кульминация, действие падения и разрешение, чтобы составить сюжет.

На первом этапе построения обычного сюжета вводятся главные герои и предоставляется справочная информация.За ним следует конфликт, в котором возникает проблема или борьба. Восходящее действие увеличивает напряжение и приводит к кульминации. Во время кульминации сюжет достигает своей высшей эмоциональной платформы. Это главный поворотный момент. Падение связано с некоторыми событиями, которые возникают из-за кризиса. Напряжение начинает утихать. Разрешение обычно является последним элементом, на котором конфликт встречает свое разрешение и обычно заканчивается счастливым концом.

Писатель Э. М. Форстер определяет историю как хронологическую последовательность событий, а сюжет — как причинную и логическую структуру, связывающую события.

Рассказ описывает события, но в последовательности. Однако сюжет больше интересен ответом на вопрос о том, как произошла эта последовательность.

Фостер использует пример, чтобы сделать идею понятной —

Сюжет — Король умер, а затем умерла королева

Сюжет — Король умер, а потом умерла королева от горя

Таким образом, отдельная история может развиваться различными способами в зависимости от вариации сюжета. Сюжет объясняет хронологическую последовательность рассказа с помощью причинно-следственного признака.

Сравнение сюжета и истории:

Участок

Рассказ

Определение

Сюжет — это, в основном, тот сюжет, который объясняет порядок событий в рассказе.

История — это в основном повествование, которое передает события в хронологическом порядке.

Пример

Король умер, а затем королева умерла от горя

Король умер, а затем умерла королева

Изображений

как происходит

что происходит

Элементы

Настройка

, разжигание инцидента или конфликта, рост активности, кульминация, падающее действие и разрешение

Сеттинг, персонажи, сюжет и конфликт

,

Как написать историю выбора пути

Некоторые писатели заканчивают свою историю после пяти глав (10 видимых выборов и до 20 скрытых выборов), своего рода концовки рассказа «они жили долго и счастливо». Это нормально для очень маленьких читателей с короткой продолжительностью внимания.

Другим писателям нравится писать рассказ с более чем 100 отборками, чтобы рассказ был действительно интерактивным. Это нормально для более зрелых читателей, когда вы можете позволить себе чаще делать больший выбор.

Но никогда не стоит делать так много вариантов в своей истории, чтобы читатель почувствовал, что история никогда не закончится.(на Амазоне есть книга с более чем 3800 окончаниями!)

Также будьте осторожны, чтобы не писать «отговорки» середины и концовки для ЛЮБОГО персонажа. Это «выборы», в которых история персонажа внезапно останавливается (из-за смерти, впадения в кому, переезда семьи и т. Д.), Так что у вас нет возможности предложить читателю продолжить историю до конца. Вот как писатель загоняет себя в угол за то, что не выполнил подготовительную работу, написав достаточно много концовок.

  • Если вы решите не писать от второго лица (что лишает смысла подобные книги), то оставьте свой выбор только главному герою.Не предлагайте выбор второстепенных персонажей, особенно когда вы знаете, что они будут убиты в вашей истории. Это потому, что ваш читатель может подумать, что персонаж важен для всей истории. Им понравится персонаж достаточно, чтобы защищать их или их историю / дело, а затем они выберут важные пути для этого персонажа. Если они обнаружат, что этот персонаж был убит или оставил историю на одном из ваших прыжков, они почувствуют себя обманутыми, потому что у них нет своего любимого персонажа, которого можно было бы защищать до конца книги.Читателю неинтересно узнавать в прыжке, что персонаж, которого они защищали, умер, впал в кому, уехал и был исключен из истории. Ваш читатель бросит книгу еще до того, как закончит прыжки, которые вы так тщательно построили.

Также вы можете утомить (или смутить) читателя с помощью глупых кирок и красных сельдей . Таким образом, отвлекающий маневр — это выбор, который звучит так, как будто он будет захватывающим или ключевым в развитии сюжета, но в конечном итоге становится тупиком или смертью второстепенного персонажа.Так что всегда выбирайте свой выбор с умом.

Пример глупого выбора:

Предлагает кирку там, где читатель следует за ней в тупик. Это может выглядеть примерно так:

«Все твои друзья хотят пойти в ресторанный дворик в торговом центре. Некоторые звонят своим парням, чтобы встретиться там. Твой парень Роб почти закончил свою смену, так что ….

Выберите 1) Если вы хотите пойти в торговый центр и позвонить Робу, чтобы он встретил вас там, перейдите на страницу 30 или

Выбор 2) Чтобы продолжить эту историю, переверните следующую страницу.

Выбор 3) Если вы не хотите идти в торговый центр и хотите идти домой один, перейдите на страницу 199 (в конце книги есть подсказка!).

Когда читатель переходит на страницу 199, на странице есть одно предложение:

«Ты идешь домой один и проводишь ночь, записывая в дневнике. Конец». Это глупый выбор, и это буквально «смерть» для автора книг о выборе пути.

Читатели не хотят видеть слова «Конец» после выбора нескольких глав.

  • Это квалифицируется как выход из строя…. тупик … глупый выбор, потому что читатель «потратил впустую» свой выбор только для того, чтобы быть закрытым и исключенным из истории. Вы можете потерять этого человека как последователя, потому что он навсегда отложит вашу книгу и никогда не купит другую книгу с вашим именем.

Убийство читателя как персонажа — обычная уловка в книгах Pick-A-Path 1980-х и 1990-х годов.

  • Неудивительно, что вы перескочили на страницу и обнаружили, что вас убили от выбора. Сегодняшние читатели более искушенные и разборчивые.Они не хотят умирать; они хотят приключений!

Всегда предлагайте значимые выборы, чтобы читатель продолжал чувствовать себя вовлеченным в историю. Им нужно почувствовать, что их выбор прыжка был правильным, продолжающим их приключение и не ведущим к финалу истории. Я обычно избегаю указывать, где заканчивается история, пока не доберусь до последних двух глав.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о