Схема гласных и согласных звуков 1 класс: Схема согласных и гласных звуков (1 класс, Гармония)

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Урок обучения грамоте.  1 класс.

Тема: Гласные и согласные звуки

 Ход урока

  1. Введение в тему урока. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
  • Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  • Каждый день – всегда, везде,  

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. –

  • Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

— Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)

— На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:

Прослушать запись шума класса во время перемены.

— Что вы слышали? (Разговаривают дети)

— Значит, разговаривают люди тоже звуками.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.

2. Работа над новой темой.

Работа в парах.

— Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

— Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)

— В гости к  нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)

— Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)

— Волк завыл. (У-у-у-у-у.)

— Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)

-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)

Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,

человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.

— Из чего состоят слова?

-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки.  Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?

— Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

— Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

— С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

— Какие это звуки, ребята?  

-Послушайте про них стихотворение:

 

Воздух свободно идёт через рот,  

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается … (гласный)

— Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.

— Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]

В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)

Теперь на звук  [у]  (у-у-у-у-у …)

-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.

-Их ещё называют «гласные – красные». 

-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)

На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

— А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.

-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.

— Попробуйте за мной повторить звуки: [ф],  [д],   [т],   [л],  [м],  [р]

                                                                     [ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].

— Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.

На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

— Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

3.Продолжение работы по теме урока

— Составим схему слова ум. 

— Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.

— Сколько звуков в слове? (Два.)

— Назовите первый звук. ([у])

— Назовите второй звук. ([м])

— Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)

— Какой КРУЖОК мы будем использовать в схемах вместо гласного звука?

(красного цвета.)  

— Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)

— Кружок какого цвета используем? (синего)

  • Игра «Узнай гласный звук»

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.

-А теперь Игра — наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.

Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.

Работа в группах.

— Вспомните правила работы в группе.

  • Работать дружно.
  • Не ссориться — это мешает работе.
  • Распределить роли — кто что будет делать.
  • Помогать друг другу в работе.

Правила вывешиваются на доске.

Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.

у, о                              з, ж, с, р

По окончании работы старший группы подводит итог:

— как работала группа,

— что получалось и что вызвало затруднения;

— оценка работы группы.

4. Работа с азбукой.

5. Подведение итогов урока. Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)

Картотека по русскому языку (1 класс) на тему: сводная таблица «Звуки и буквы русского алфавита» 1 класс

Звуки и буквы русского алфавита

Гласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я

Гласные звуки:  6                   [а о у и ы э]

Йотированные буквы:  4                е ё ю я

 

Звуки йотированных букв:

— в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы:  2 звука

Е- [й’ э]

Ё – [й’ о]

Я – [йа]

Ю – [йу]

— после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой

Е – ‘ [э]

Ё – ‘ [о]

Ю – [у]

Я – ‘ [а]

Гласные первого ряда:             а о у  э ы

Гласные второго ряда:            я ё ю е и

 

Согласные буквы:  21          б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

Согласные звуки:

     мягкие  [‘]  —   перед мягким знаком,

                                                          —  перед гласными второго ряда

Всегда мягкий:  [ч  щ’]

                            твердые                — перед гласными первого ряда,

                                                           — без гласного,

                                                           — перед согласным.

Всегда твердый:    [ц  ш  ж]

 

Парные звонкие и глухие: 

Звонкие —       Б Б’          З З’           В В’          Г Г’           Д Д’       Ж

Глухие   —       П П’         С С’         Ф Ф’         К К’          Т Т’      Ш

 

Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие):  м  л  н  й’  р 

Непарные глухие:     ц   ч  щ   

Конспект урока и презентация «Звуки гласные и согласные»

Технологическая карта урока обучение чтению по теме:

«Звуки гласные и согласные»

1 класс

Пояснительная записка

Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично — поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков

    ;

  • учить выполнять звуковой анализ слов;

  • учить различать звуки: гласные и согласные;

  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • прививать навыки культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.

Планируемые результаты:

предметные:

различает звуки гласные и согласные

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы обучения:

План урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия

Технологическая карта урока

Формируемые

УУД

2 мин

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

 

 

 Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 

5 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Из предложений.

Это предложение.

Ученик у доски составляет схему.

Дети выполняют работу.

Дети выполняют.

Три слова.

Паузами.

Звуки.

Из звуков.

Не знаем.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.

Познавательные:

логические: анализ объектов

4 мин

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: (схема)

-Какие звуки мы слышим?

 

 Да

Аист

Высказывания детей

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания

Не знаем. Разные.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: постановка учебной проблемы

9 мин

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит?

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

[а]

[т]

по-разному

Открывается

Нет

Версии детей

Широко

Дети выполняют движения

Ко – ко – ко!

Ку-ка-ре-ку!

Кря! Кря!

Ква — ква!

Лягушка не птица

[ к ]

Нет

[т]

Есть

Нет

Гласные и согласные звуки

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

 Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

8 мин

5. Первичное закрепление

Помогите Маше

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Слайд 6.

Отгадай

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят.

Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

— Кто умет читать, прочитайте.

— Почему?

в) — Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

Дети играют

 

 Гласный

 Дети отгадывают

 

Согласные

 Высказывания детей

 Работа в парах

 Гласные

Они не встречают во рту преград.

Гласные

По количеству звуков

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

5 мин

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

Встаньте

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

 Дети ловят гласные звуки

Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.

Высказывания детей

Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

2 мин

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

 

 

 

Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

-Да.

 -Да.

 -Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 Желтый кружочек

 Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: самооценка

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

— Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

— А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: ( схема)

-Какие звуки мы слышим?

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

— Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

3.Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

V. Первичное закрепление

— Помогите Маше

1. Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Отгадай Слайд 6.

— А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят. Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

а) — Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б) — Какие звуки приходят к финишу первыми?

— Кто умет читать, прочитайте

— Почему?

в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.

— Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук» (стоя)

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей.

— Придумайте им имена.

— Составьте схемы.

— Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

План-конспект урока по логопедии (1 класс): Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.

Конспект подгруппового занятия с детьми 1-го класса

Учитель – логопед ГБОУ гимназия  №642 «Земля и Вселенная»

Лямкина Н.С

Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.»

Учитель – логопед ГБОУ гимназия  №642 «Земля и Вселенная»

 Задачи :

Коррекционные :

  1. развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха.
  2. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображения. .

      3)Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные — согласные; тихие громкие.

Обучающие :

       1) Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.

       2. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.

       3). Работа над общими речевыми навыками.

  Воспитательные :

        1) Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.

 ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, схема : нос, глаза, уши; отдельно рот ,домики-звуки, обозначающие гласные и согласные ,набор картинок, интерактивная  доска, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

 Л: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем.(запись звуков )

 Что вы услышали?

Л: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)

Л: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.

 Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести.

Л: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные) А кто знает как отличить буквы от звуков?

II. Основная часть . 

 1.«Узнай и назови звук по символу».

 Л: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть.

назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])

 Л: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)

 2. «Поймай звуки – сложи слоги».

 Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.

 А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.

 Л: Ребята, все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .

 А согласные… согласны

Шелестеть, шептать скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 В. Берестов.

3. Игра «сундучок»

 Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка,   радуга,

— Ребята, назовите картинку ,которую вы увидите , определите первый звук в слове.

Ребенок видит  картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.

 4. Игра «Сколько звуков в слове? » индивидуальное

У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий.

5. «Выложи слово из символов».

 Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

 6. Физминутка

. Я на мостике стою                        (Ноги расставляют широко,руки на поясе)

И бинокль в руках держу.           ( С помощью пальцев изображаем бинокль)

Волны плещутся слегка               (Руками изображаем мелкую волну)

Качка тихая пока                           (Покачиваемся из стороны в сторону)

Волны сильными вдруг стали     (Изображаем руками более сильную волну)

И от качки все упали                    (приседаем)

За канат держусь я крепко.          (Изображают перебирание каната обеими руками)

Вдруг сорвало ветром кепку        (Руки подносят к голове, резко отводят в сторону)

Я ловить рукою стал                     ( «Ловят сначала одной ,потом другой рукой)

Чуть с мосточка не упал.              ( Балансируют руками)

 7.Упражнение «Слова-предметы».

 Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.

 Л: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.

 Стол ,стул, рука ,шкаф..

 Л: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета — чистый прямоугольник) .

 8.Игра «Узнай слово».

 Л: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.

 -Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.

Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .

Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .

Голубое ,большое ,красивое ,глубокое .(море)

Яркое ,жаркое , летнее (солнце)

Вкусное ,полезное ,белое (молоко)

Кислый ,желтый, круглый (лимон)

 Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.

 Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.

 Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.

 Л: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .

 9.Упражнение «Слова-действия».

 Л: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…

 -Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия.

Мальчик  что делает ?

Девочка что делает?

Лошадь что делает?

Учитель что делает?

Дети, что делают?

 Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.

10.Составление схем предложений.

 Л: — Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)

Л: — Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет — дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)

 А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение?  Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)

III. Итог.

 Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

 Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы со всем справились замечательно.

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Тема «Гласные и согласные звуки.Звуковой анализ слов»

Тема

Гласные  и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Цели

Выявление особенностей произнесения гласных и согласных звуков. Ввести знаково-символическую систему. Учить составлять схемы.

Основное содержание темы

Отличие понятий «гласный звук» и «согласный звук».

Схема. Звук-символ. Модель слова.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать представление о гласных и согласных звуках.

Формирование умения в звуковом анализе слова.

Развитие фонематического слуха. Уметь обозначать звуки символами.

Личностные: осознание значимости мира звуков для человека.

Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

ресурсы

Окружающий мир, музыка.

Фронтальная, в парах, индивидуальная

Азбука 1 часть, стр.46-49

Схемы слов

  1. Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы.

Проблемная ситуация:  рассказ по рисунку на с.46.

-Кого зовёт мальчик? Почему?

— Когда мы обращаемся к маме? Позовите слово «мама».

— Что так внимательно рассматривает Аня в зеркале?

  1. Учебно-познавательная деятельность
  1. Введение понятий гласный и согласный звуки, обозначение звуков моделями.

Цель: учить различать гласные и согласные звуки, понимать модели их обозначающие.

— Одинаково ли мы произносим звуки в слове мама? Почему?

Все звуки делятся на две группы: гласные и согласные.

— Как произносим гласные?

-Как произносим согласные?

Условились обозначать гласные звуки одним условным значком, а согласный – другим. ( показ моделей)

-Почему у гласного звука модель-бусинка пустая, а у согласного звука модель-бусинка с чёрточкой?

  1. Беседа о семье , её родословной.

Цель: развивать фонематический слух, учить анализировать звуковой состав слова.

Азбука с.47.

— Посмотрите на рисунок, который сделал Ваня.

— Что изобразил Ваня? Прочитайте надпись.

-Как называется такое дерево? Кто на нём изображается?

— Много ли родственников у Вани? Перечислите их?

Работа в паре.

— Расскажите друг другу о свое семье?

Азбука с.47.

— Что за портреты нарисованы под деревом?

— Модели каких слов здесь представлены?

Значение слова изображено на рисунке, а звучание слова обозначено звуковой схемой.

Анализирование звуков в этих словах.

— У кого есть бабушки и дедушки?

— Как их зовут? Где живут?

  1. В гостях у дедушки.

Цель: учить обучающихся различать гласные и согласные звуки, составлять модели.

Азбука с.48.

—  У Ани тоже есть дедушка. Она вам хочет о нём рассказать.

-Где живёт дедушка?

-Что выражают мимика, жесты дедушки  и внучки при встрече?

— Как они приветствуют друг друга?

— Что интересного увидела Аня в деревне?

Прочитаем об этом  в Азбуке. Комбинированное чтение, чтение по ролям.

— Как звуки животные произносили?

Упражнение в различении гласных и согласных звуков.

— Аня решила разложить привезённые вещи. Те предметы, которые начинаются на гласный звук в одну сторону, на согласный – в другую. ( Выставляются предметные картинки)

Работа с моделями.

— Вы знаете, что у слова есть значение и звучание.

Рассмотрим портрет слова и его модель. ( Азбука с.48- слово кот)

  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — формировать у школьников способность к самоорганизации при выполнении учебного задания.

Азбука. С.48-49

Игра « Третий лишний»

Чтобы узнать какое слово лишнее, надо сравнить слово по значению и звучанию. Анализ слов мак, жук, лук.

Работа по рисунку Азбука с.49.

— Какие ещё звуки услышала Аня в деревне?

Прочитаем стихотворение о пастушке.

-Аня решила погулять с пастушком и оставила дедушке записку.

Работа по схемам предложения.

-Сколько предложений написала Аня?

— Сколько слов в первом предложении? Какие это слова?

_ Сколько слов во втором предложении? Какие это слова?

Работа с моделями.

— Какие слова собрала во время прогулки Аня?

Анализ звуко-буквенный слов куст, трава, луна, ква, кар. Выкладывание моделей и написание слов печатными буквами.

Разгадывание загадки.

-Возвратившись вечером домой она поиграла. А с кем, отгадайте загадку по первым звукам представленных слов-картинок.

  1. Контроль и оценка результатов деятельности.

контроль

самооценка

— Подберите к модели подходящее по звучанию слово.

( учитель на доске вывешивает модели)

Поделитесь своими впечатлениями от урока. Какое у вас настроение?

О звуках гласных и согласных расскажем ребёнку играя.

Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных  звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок  и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит».  Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например,  бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком  о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают  тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок  вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть  звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим  гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем  внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые  легко между собой соединяются.

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

Вот примеры:

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

Пример:

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук  [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м],  [с],  [р],  [х],  [ш],  [р],  [в],  [з],  [л],  [н],  [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

  1. Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому  я могу наглядно показать ребёнку, как  два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить  безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

  1. Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках  прочитаете ниже).

  1. Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

  1. Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

  1. Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
  2. Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Есть пара, где  мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно  [м],  [с],  [р],  [х], [р],  [в],  [з],  [л],  [н].

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр  для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

И  об этом подробнее ЗДЕСЬ

Содержание

Лента букв и звуков для начальной школы

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа. 

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

 Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. 

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

Основные правила:

  1. Красным цветом обозначены гласные буквы.

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А  Я обозначают звук [а]. Звука я не существует!
  • Буквы О  Ё  обозначают звук [о]. Звука ё не существует!
  • Буквы У  Ю  обозначают звук [у]. Звука ю не существует!
  • Буквы Э  Е  обозначают звук [э]. Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!


Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).


3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

Напомню, что

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.


4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.


5. Также необходимо знать еще  одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).


В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы  слов.

Условные обозначения:

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.


Проверь свои знания

1. Назови гласные звуки русского языка

Ответ:

[а] [о] [у] [э] [ы] [и]

2. Назови гласные буквы русского языка

Ответ:

А О У Э Ы И Я Ё Ю Е

3. Какие буквы обозначают звук [а]?
4. Какие буквы обозначают звук [у]?
5. Какие буквы обозначают звук [о]?
6. Какие буквы обозначают звук [э]?
7. Назови непарные звонкие согласные звуки

Ответ:

[н][н’]  [м][м’]  [л][л’]  [р][р’]  [й’]

8. Назови непарные глухие согласные звуки

Ответ:

[х][х’]  [ц]  [ч’]  [щ’]

9. Назови парные согласные звуки

Ответ:

[б][б’] — [п][п’]
[в][в’]-[ф][ф’]
[г][г’]-[к][к’]
[д][д’]-[т][т’]
[ж]-[ш]
[з][з’]-[с][с’]

10. Какие буквы не обозначают звука?
11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Ответ:

Я Ё Ю Е И

12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

Ответ:

А О У Э Ы

13. Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ответ:

[ч’] [щ’] [й’]

14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Ответ:

[ж] [ш] [ц]

15. Назови йотированные гласные

Ответ:

Е  Ё  Ю  Я


Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

гласных и согласных на английском языке

Гласные и согласные — это звуки, которые составляют английский язык.

  • Если воздух проходит прямо через рот, нигде не останавливаясь и не сжимаясь, это образует гласный звук.
  • Если воздух останавливается в любой точке или рот как-то сужается, то это создает согласный звук.

Например, взять слово тоже . Он начинается со звука / t /, и если вы сделаете этот звук, вы почувствуете, что ваш язык касается крыши вашего рта и блокирует прохождение воздуха.Когда вы опускаете язык, выдается звук.

После этого идет гласный звук / u: /, и если вы произведете этот звук, вы сможете почувствовать, что воздух течет прямо через рот, не закрываясь ни в какой точке.

Переменные звуки

На английском языке примерно 12 гласных и 24 согласных. Они сделаны довольно просто путем изменения формы рта. Это может означать закрытие губ, перемещение языка выше или ниже, полное закрытие рта или пропускание небольшого количества воздуха через рот.

Взять, к примеру, разницу между минимальной парой, FAR и BAR . Если вы произнесете эти два слова, вы поймете, что в первом случае губы почти закрыты, из-за чего выходит немного воздуха, а во втором губы полностью закрываются до тех пор, пока они внезапно не выпустятся и воздух не выйдет. Кроме этого, есть небольшая разница в звуковом производстве этих двух слов.

Для полной таблицы английских гласных и согласных звуков, смотрите таблицу IPA здесь.

гласных и согласных в алфавите

Один последний момент. В английском мы используем слова гласный и согласный для обозначения не только звука, который мы производим, но и букв английского алфавита, которые примерно соответствуют этому звуку. В алфавите 26 букв, из них 5 гласных, A E I O U , остальные — согласные.

Полезных ссылок

гласные на английском — больше о гласных на английском.

Согласные на английском языке — подробнее о согласных на английском.

,
Общие принципы классификации английских гласных и согласных фонем. —

Английские гласные классифицируются в соответствии со следующими принципами:

1. Положение губ.

2. Положение языка.

3. Длина.

4. Степень напряженности

5. Характер конца.

6. Стабильность артикуляции.

1. По положению губ гласные делятся на округлые [o, o :, u, u:] и необоснованные все остальные. Основными эффектами закругления губ на форму рта являются увеличение полости рта, уменьшение размера отверстия полости рта.

2. Гласные классифицируются в соответствии с горизонтальным и вертикальным движением языка.

По горизонтальному движению языка английские гласные делятся на передние, втянутые спереди, центральные, задние и задние.Передние гласные произносятся, когда основная часть языка движется вперед, а его передняя часть поднимается выше всего в направлении твердого неба. Они [я:, е, æ]. Передние убранные гласные сочетаются с передним, но немного убранным положением языка. Это я]. Центральные гласные сочленены с языком почти плоским, а его центральная часть приподнята до места соединения между твердым и мягким нёбом. Это [:, ə, Λ]. Задние гласные произносятся, когда основная часть языка движется назад в полости рта, а его задняя часть поднимается выше мягкого неба.Это [o, o :, u:]. Обратно выдвинутые гласные сочетаются со спиной, но немного продвинутым положением языка. Это [u, α:].

Согласно вертикальному движению языка английские гласные делятся на высокие (близкие), средние и низкие (открытые). Каждый из этих классов подразделяется на узкие и широкие подтипы. Высокие гласные сочетаются с большой частью языка, приподнятой высоко к крыше рта, но не настолько высоко, чтобы вызвать слышимое трение. При произнесении высоких узких гласных [i:, u:] основная часть языка поднимается выше, чем при произнесении высоких широких гласных [i, u].Средние гласные сочетаются ни с высоким, ни с низким положением языка, поэтому их также называют полузакрытыми или полуоткрытыми. Средний узкий гласный — [ə], средний широкий гласный — [e, o :,:]. Низкие гласные сочленены с основной частью языка в нижнем положении во рту. При произнесении низко широких гласных [æ, α :, o:] основная часть языка опускается больше, чем при произнесении низко узких гласных [Λ].

3. По длине английские гласные делятся на длинные [i:, u :, o :, α :,:] и короткие [i, u, o, æ, e, ə, Λ].

4. По степени напряженности английские гласные делятся на временные и слабые. Напряженные гласные произносятся, когда мышцы губ, языка, щек и задних стенок глотки напряжены. Слабые гласные сочетаются со всеми этими органами относительно расслабленными. Все длинные гласные являются напряженными, в то время как все короткие гласные являются слабыми.

5. Английские гласные в ударном положении могут быть проверены и сняты (бесплатно). Проверенные гласные произносятся без какого-либо уменьшения силы речи к концу.Они встречаются в близких слогах и внезапно прерываются следующим глухим согласным. Непроверенные гласные появляются окончательно или перед звонким согласным. Гласный [ə] не находится в ударном положении, поэтому он не рассматривается внутри этих классов.

6. По стабильности артикуляции английские гласные делятся на однотонные, или простые гласные и дифтонги, или сложные гласные. Monophthongs сочленены с более или менее устойчивым положением губ, языка и стенок.Это [i, i :, u, u :, o, o :, e, ə, Λ, α:, æ,:]. Дифтонги сформулированы таким образом, что органы речи начинаются с одной позиции, а затем скользят в другую позицию. Итак, дифтонги состоят из двух элементов: ядра и глиссады. Первый элемент дифтонга более громкий и отчетливый, формирование второго элемента дифтонга не завершено. Это [ai, oi, ei, au, əu, εə, uə, iə]. Дифтонги односложны, то есть их части не могут принадлежать разным слогам. Их длина не должна превышать длину одной фонемы.Их нельзя разделить морфологически. Существует мнение, что один элемент дифтонга акцентирован, а другой — нет. Дифтонг может падать, когда ядро ​​сильнее скольжения, подниматься, когда ядро ​​сильнее ядра, и подниматься, когда оба элемента равны. Английские дифтонги падают с глиссады в сторону [i, u, ə]. В соответствии с артикуляционным характером второго элемента, дифтонги [ai, oi, ei, au, əu] называются замыкающими, а дифтонги [εə, uə, iə] — центрирующими.

Английские согласные классифицируются в соответствии со следующими принципами:

1. Работа голосовых связок и сила выдоха.

2. Активный орган речи и место обструкции

3. Способ производства шума и тип препятствия.

4. Положение мягкого неба.

1. В соответствии с работой голосовых связок и силой выдоха английские согласные подразделяются на голосовые и глухие.Озвученные согласные звучат из голосовых связок, собранных вместе и вибрирующих. Это [b, d, g, v, z, ð, 3 , d 3 , l, m, n, j, w, r, ŋ]. Беззвучные согласные производятся с разорванными и не вибрирующими голосовыми связками. Это [p, t, k, f, s, θ, ∫, t∫, h]. Сила выдоха и степень мышечного напряжения выше при выработке глухих согласных.

2. По положению активного органа речи против места обструкции английские согласные подразделяются на губные, язычные и глоттальные.

Лабиальные согласные подразделяются на билабиальные и лабиодентальные. Билабиальные согласные сочленены с обеими губами. Это [p, b, w, m]. Лабиодентальные согласные сочленены с нижней губой к краю верхних зубов. Они [f, v].

Лингвальные согласные подразделяются на языковые, медиальные и языковые.

Форлингвальные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка. По месту обструкции английские языковые согласные подразделяются на межзубные, альвеолярные, постальвеолярные и палато-альвеолярные.Межзубные согласные сочленены с кончиком языка, выступающим между зубами. Есть [ð, θ]. Альвеолярные согласные сочленены кончиком языка против гребня верхних зубов. Это [t, d, s, z, l, n]. Пост альвеолярные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка против задней части зубного гребня. В английском это [r]. Палато-альвеолярные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка против зубного гребня, передняя часть языка поднята к твердому небу.У них есть два места артикуляции. Это [∫, 3 , д 3 , т∫].

Согласные со срединным языком сочленены с передней частью языка, поднятой высоко к твердому небу. На английском это [j].

Обратно-язычные согласные сочленены с задней частью языка, поднятой к мягкому небу. Они [k, g, ŋ].

Глоттальные (глоточные) согласные сочленены в голосовой щели. На английском это [ч].

3.По типу обструкции согласные подразделяются на окклюзивные, сужающие и окклюзивно-сужающие или аффрикаты. Окклюзивные согласные сочетаются с воздухом на выходе, разрушая полное препятствие. В английском языке окклюзионные согласные подразделяются на взрывные [p, t, k, b, d, g], которые сочетаются с четким и быстрым разделением обструкции и сонорантов [m, n, ŋ]. Константные согласные сочленены с неполной обструкцией, через которую выходит воздух.В английском языке ограничительные согласные подразделяются на фрикативные [s, f, z, ð, θ, ∫, v, 3 , h], которые сочленены с воздушным проходом, суженным до такой степени, что воздух, проходящий через него, создает трение, и соноранты [w, r, j, l], которые сочленены с воздушным каналом, достаточно широким, чтобы заставить резонатор функционировать как резонатор. Окклюзивно-сужающиеся согласные сочленены с полной обструкцией, постепенно и непрерывно переходящей в сужение. На английском языке это [t∫, d 3 ].

4. По положению мягкого неба согласные подразделяются на оральные и носовые. Носовые согласные сочленены с заблокированным проходом для потока воздуха через полость рта, что происходит при опускании мягкого неба. Это [m, n, ŋ]. Все остальные согласные устные. Оральные согласные сочленены с приподнятым мягким нёбом, таким образом, воздух выходит через полость рта.


Spellzone — гласные и согласные паттерны

При написании слов более одного слог:

1. После долгого гласного звука вам нужен только один согласный перед следующим гласная буква. Посмотрите на модель VCV в этом слове:


2. После короткого гласного звука обычно нужно два согласных перед следующий гласный Посмотрите на шаблон vccv в этом слове:

Примечание: если уже есть два согласных звука, нет необходимости иметь любые двойные буквы:


Эти правила будут работать 90% времени, но не всегда.Список ниже дает некоторые из наиболее распространенных нарушителей правил.

v c v слов V C C V слов

Эти слова имеют только одну согласную после короткого гласного.


Эти слова следуют правилу и имеют один согласный после длинных гласных.

Эти слова следуют правилу и имеют две согласных после короткий гласный.
желудь
даже
идея
запах (американский запах)
единица
сумасшедший
этикетка
достойный
зависит
конкурент
тигр римский
местный
купидон
студент

и многие другие …

наркоман
ошибка
внутренний
противоположный
полный
кролик
магнит
буква
ментальный
подушка
пистолет
гнилой
контакт
кнопка
горчица

и многие другие…

взрослый
когда-либо
идиот
оранжевый
на
верблюд
привычка
исчезновение
памятка
джинсовая ткань
меню
клиника
финиш
посещение
комикс
робин
тропик
наказание
исследование
пригород

,

Описание английских гласных

Описание английских гласных
[fəˈnɛɾəks]

Описание английских гласных

Повторите каждый из следующих гласных несколько раз в преемственность, обращая пристальное внимание на то, что ваш язык тела делает, когда вы переходите с одного гласного на другой:

  • [i] и [u]
  • [i] и [æ]
  • [u] и [ɑ]
  • [æ] и [ɑ]

Если вы похожи на большинство носителей английского языка, вы должны иметь заметил, что ваш язык тела движется вперед и назад в паре [i] / [u]: вперед и назад во время [i] и назад во время [u].Точно так же, ваш язык тело находится ближе к крыше вашей моли, чем во время [ɑ] — Ваша челюсть, вероятно, также открывается шире во время [ɑ] чтобы помочь увеличить расстояние между телом языка и небо. Ваш язык тела выше (то есть, ближе к верху рта) во время [я], чем во время [АЭ]. (Вы также можете почувствовать [я] как несколько дальше вперед, чем [æ].) Наконец, Ваше тело языка вперед на [больше, чем во время [ɑ].

Размеры гласных

Высота и фронт / спина

Самое важное свойство в традиционной классификации Схема для гласных является высшей точкой, достигнутой телом языка, как на передней / задней и высоких / низких размеров. Гласные условно расположены на двухмерной диаграмма, где вертикальное измерение указывает расстояние тела языка от крыши рта, и где горизонтальное измерение указывает вперед или назад смещение тела языка (с левым изображением дальше вперед).Четыре гласных [я], [u], [æ], и [ɑ].

[i] [u]
[æ] [ɑ]

Другие гласные могут быть указаны по положению языка Тело относительно этих четырех углов.В [е], например, тело языка выдвигается вперед, как во время [я] и [æ], но это дальше от устья рта в [е], чем в [я], и ближе к рту, чем в [АЭ]. Таким образом, мы можем разместить [e] на гласной диаграмме между [я] и [æ].

Включая все гласные английского языка, наша диаграмма выглядит так:

[i] [u]
[ɪ] [ʊ]
[e] [ə] [o]
[ɛ] [ʌ] [ɔ]
[æ] [a] [ɑ]

Мы различаем три основных степени роста: высокий, средний и низкий.Мы также различаем три основных степени по переднему / заднему размеру: спереди, по центру и сзади. (Не путайте это использование «центрального» с «центральным» это противоположность «боковой».) Наложение этих категорий на приведенную выше диаграмму дает нам традиционная гласная диаграмма, используемая в Северной Америке языковая традиция:


Шва [ə] находится в точный центр этого графика. Шва часто называют нейтральный гласный , гласный, в котором вокал тракт находится в своем нейтральном состоянии и наиболее близко напоминает идеальная трубка.Все остальные гласные требуют, чтобы деформация голосового тракта при удалении тела языка от его нейтральное положение, вверх или вниз, назад или вперед.

Напряженный / слабый

Мы можем отличить большинство английских гласных друг от друга в условия высокого / среднего / низкого измерения и передний / центральный / задний размер. Но график выше все же имеет четыре ячейки, которые содержат две полные (не Schwa) гласные кусочек. Пока что мы не можем отличить следующее четыре пары гласных:

  • [я] и [ɪ]
  • [е] и [ɛ]
  • [u] и [ʊ]
  • [o] и [ɔ]

В каждой паре один из гласных выше и менее централизован (далее передний, если передний гласный, далее задний, если задний гласный), в то время как другой ниже и ближе к положению [ə] на горизонтальном измерении.В каждой из этих ячеек более высокая и менее централизованная гласный упоминается как время ; ниже и больше централизованный гласный упоминается как слабый .

  • время: [i], [e], [u], [o]
  • Лакс: [ɪ], [ɛ], [ʊ], [ɔ]

(Те, кто не имеют [ɔ] на своем диалекте может попытаться произвести один путем понижения и централизация [о].)

Округление

Есть еще одно важное различие между гласными Английский.Когда вы говорите [и], ваши губы округляются. когда Вы говорите [я], ваши губы раздвинуты. Гласные могут быть классифицируются в зависимости от того, являются ли они округлены или без заземления . На английском языке средняя и высокая спина гласные округлые, передние и центральные гласные неосновательные.

  • [u], [ʊ], [o], [ɔ]
  • [i], [ɪ], [e], [ɛ], [æ], [ɑ], [ʌ], [ə]

[Ɑ] гласный слова [ˈFɑðɹ̩] is не основаны на большинстве диалектов английского языка, хотя в Канадский английский часто округляется хотя бы немного.

скольжения и дифтонги

скольжения

Когда тело языка выдвигается вверх и вперед для высокого передний гласный [i], он заканчивается под твердым небом. Если бы мы попытались классифицировать [я], как если бы это было согласный, мы должны были бы назвать это голосовой небный приблизительно: голосовой тракт сужен языком тело приближается к твердому небу, но недостаточно близко, чтобы вызвать турбулентный поток воздуха.Но у нас уже есть символ, [j], для озвученного небного приближения.

На самом деле, разница между [Я] и [J]. Оба могут быть сделаны с языком в том же положении. [Я] выступает в качестве центральной части слог, и обычно длится несколько дольше, чем [J]. [J] делает не выступает в качестве центральной части слога и, как правило, довольно короткая. По сути, [J] просто [Я], который выступает в качестве согласного вместо гласного

Есть похожая связь между гласным [u] и согласная [Ж]. Положение высокой спины [и] ставит его прямо под софт нёбо, где вы бы нашли половину [Ж]. A [w] по сути это [и], который действует как согласный, а скорее гласный.

Glide это общий термин для согласного, который таким образом соответствует гласной.

дифтонги

Введены три английских гласных ранее требуется последовательность из двух символов IPA: [aj], [aw] и [Ɔj].Это может показаться нарушением принципа должны быть отношения один к одному между звуками и МФА символы. Но теперь мы можем понять, почему [aj], [aw], и [ɔj] на самом деле не действуют как одинокие, простые гласные Для гласной, как [ɑ], тело языка перемещается в низ и заднюю часть и остается там на время гласного. В течение [AJ], с другой стороны, тело языка не остается на одном месте — оно есть (почти постоянно) в движении из одной позиции в другую.

Сложные гласные, такие как [aj], которые включают движение тела языка из одного положения в другое называется дифтонги . Простые гласные как [ɑ], которые поддерживают относительно постоянно позиции на протяжении всего называются однотонниками .

В транскрипции дифтонга первый символ представляет собой отправную точку тела языка и Второй символ представляет направление движения.(Также можно использовать гласный символ для второй половины дифтонга с полукругом «несиллабический» диакритический знак, чтобы указать точное положение тела языка в конец дифтонга.)

В дифтонге [ая] тело языка начинается в низком, центральном положении, представлен символом [а]. Тело языка почти сразу начинает двигаться вверх и вперед, к позиции для [я]. Обычно, особенно в лицевой речи, язык тела не имеет время, чтобы добраться до позиции [i], поэтому дифтонг часто заканчивается ближе к [ɪ] или даже [е].В более узкой транскрипции мы могли бы запишите точную конечную позицию, как в [ai̯], [aɪ̯] или [Ae]. Ни одно из этих различий может изменить значение английского слова, поэтому в широком Транскрипция мы просто используем [J], символ для скольжения, соответствующего [i], чтобы представляют направление и приблизительную конечную точку дифтонга.

В дифтонге [ав] тело языка снова начинается в нижнем центральном положении, [а], а затем движется вверх и назад к положению [И].Часто тело языка управляет только получить часть пути. Мы могли бы расшифровать дифтонг узко, как [au̯], [aʊ̯] или [Ao], или в широком смысле как [aw], используя символ для глиссады, соответствующий [u].

В дифтонге [ɔj], тело языка начинается в положении средней части спины гласная [ɔ]. Он движется вверх и вперед, к положению [i].

На большинстве диалектов английского даже гласные приманки и лодка , которые мы расшифровывали с одиночные символы [e] и [o], действительно дифтонги.Они начинаются в напряженном среднем положении, но затем продолжайте двигаться вверх в направлении позиции для [i] и [и] соответственно. По этой причине вы будете часто вижу [e] расшифровывается как [ej], [eɪ̯] или [ei̯], и [o] расшифровывается как [ow], [oʊ̯] или [ou̯].

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *