Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Гласные и согласные звуки
Ход урока
- Введение в тему урока. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
- Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. –
- Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!.
— Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)
— На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:
Прослушать запись шума класса во время перемены.
— Что вы слышали? (Разговаривают дети)
— Значит, разговаривают люди тоже звуками.
Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.
2. Работа над новой темой.
Работа в парах.
— Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.
— Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
— В гости к нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)
— Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)
— Волк завыл. (У-у-у-у-у.)
— Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)
Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.
-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
— Из чего состоят слова?
-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
— Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)
— Какие звуки произносились легко? (А, у, о)
— С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)
— Какие это звуки, ребята?
-Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный)
— Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
— Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
-Их ещё называют «гласные – красные».
-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
На доску вывешивается условный знак гласных звуков.
— А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.
-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
— Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].
— Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
На доску вывешивается условный знак согласных звуков.
— Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.
3.Продолжение работы по теме урока
— Составим схему слова ум.
— Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.
— Сколько звуков в слове? (Два.)
— Назовите первый звук. ([у])
— Назовите второй звук. ([м])
— Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)
— Какой КРУЖОК мы будем использовать в схемах вместо гласного звука?
(красного цвета.)
— Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)
— Кружок какого цвета используем? (синего)
- Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
-А теперь Игра — наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
Работа в группах.
— Вспомните правила работы в группе.
- Работать дружно.
- Не ссориться — это мешает работе.
- Распределить роли — кто что будет делать.
- Помогать друг другу в работе.
Правила вывешиваются на доске.
Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.
у, о з, ж, с, р
По окончании работы старший группы подводит итог:
— как работала группа,
— что получалось и что вызвало затруднения;
— оценка работы группы.
4. Работа с азбукой.
5. Подведение итогов урока. Самооценка
Оцените свою работу на уроке.
— Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)
— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)
Звуки и буквы русского алфавита
Гласные буквы: 10 а о у и ы э е ё ю я
Гласные звуки: 6 [а о у и ы э]
Йотированные буквы: 4 е ё ю я
Звуки йотированных букв:
— в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы: 2 звука
Е- [й’ э]
Ё – [й’ о]
Я – [й’ а]
Ю – [й’ у]
— после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой
Е – ‘ [э]
Ё – ‘ [о]
Ю – ‘ [у]
Я – ‘ [а]
Гласные первого ряда: а о у э ы
Гласные второго ряда: я ё ю е и
Согласные буквы: 21 б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
Согласные звуки:
мягкие [‘] — перед мягким знаком,
— перед гласными второго ряда
Всегда мягкий: [ч’ щ’]
твердые — перед гласными первого ряда,
— без гласного,
— перед согласным.
Всегда твердый: [ц ш ж]
Парные звонкие и глухие:
Звонкие — Б Б’ З З’ В В’ Г Г’ Д Д’ Ж
Глухие — П П’ С С’ Ф Ф’ К К’ Т Т’ Ш
Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие): м л н й’ р
Непарные глухие: ц ч щ
Технологическая карта урока обучение чтению по теме:
«Звуки гласные и согласные»
Пояснительная записка
Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».
Образовательная система «Школа России»
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого
Цель урока:
Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично — поисковой деятельности.
Задачи:
образовательные:
познакомить с особенностями гласных и согласных звуков
;учить выполнять звуковой анализ слов;
учить различать звуки: гласные и согласные;
характеризовать заданный звук, называть его признаки.
развивающая:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
прививать навыки культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
знать и стремиться выполнять правила работы в группы.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.
Планируемые результаты:
предметные:
различает звуки гласные и согласные
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
понимает причины успеха в учебной деятельности
метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.
Формы обучения:
План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи
4. «Открытие» нового знания
5. Первичное закрепление
6. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия
Технологическая карта урока
ФормируемыеУУД
2 мин
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!.
Личностные: мотивация, самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
5 мин
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.
— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь?
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.
– Кто может составить схему этого предложения?
\______ _____ _____ .
Слайд 3. Проверяем.
— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.
– Сколько слов в этом предложении?
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?
– Что вы услышали, когда произносили слова?
– Из чего же состоят слова?
-Какие бывают звуки?
Дети называют героев мульфильма.
Письменная и устная речь.
Дети приводят примеры.
Из предложений.
Это предложение.
Ученик у доски составляет схему.
Дети выполняют работу.
Дети выполняют.
Три слова.
Паузами.
Звуки.
Из звуков.
Не знаем.
Познавательные
Регулятивные
Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.
Познавательные:
логические: анализ объектов
4 мин
3. Постановка учебной задачи
— Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.
— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей
— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Слайд 4.
— Что вы узнали про аиста?
— Произнесите еще раз это слово.
Запишем звуковой состав: (схема)
-Какие звуки мы слышим?
Да
Аист
Высказывания детей
Один человек на доске, остальные в тетради для печатания
Не знаем. Разные.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные
Регулятивные:
планировать, определять последовательность действий
Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)
Познавательные: постановка учебной проблемы
9 мин
4. «Открытие» нового знания
Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.
Звуковой анализ. (групповая работа).
1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.
— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?
— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…
Теперь громче, еще громче.
— Что происходит со ртом?
— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
— Получилось?
— Почему?
— Нам помогает произносить звуки воздух.
Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.
Как открыт рот?
-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.
— Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.
Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.
Физкульминутка
— Встаньте. Покажите.
— Как ходит курица? А как она кричит?
— Как ходит петух? А как он кричит?
— Как ходит утка? А как она кричит?
— Как прыгает лягушка? А как она кричит?
— Какая картинка лишняя? Почему?
Слайд 5.
Знакомство с согласными звуками.
1.– Какой звук одинаковый вы услышали?
Произнесите его!
— Воздух проходит свободно?
2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.
— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?
— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!
Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.
Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
Определение темы урока:
– Как же можно назвать тему нашего урока?
[а]
[т]
по-разному
Открывается
Нет
Версии детей
Широко
Дети выполняют движения
Ко – ко – ко!
Ку-ка-ре-ку!
Кря! Кря!
Ква — ква!
Лягушка не птица
[ к ]
Нет
[т]
Есть
Нет
Гласные и согласные звуки
Коммуникативные: умение работать в группе.
Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя
Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
планировать, определять последовательность действий
Познавательные: установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений
Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
8 мин
5. Первичное закрепление
Помогите Маше
1.Игра «Доскажи словечко»
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет
Звук получается…
Слайд 6.
Отгадай
А какие звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… — змеиный слышен свист.
Шшш… — шуршит опавший лист.
Жжж… — шмели в саду жужжат.
Ррр… — моторы тарахтят.
Слайд 7.
-Как отличить гласный звук от согласного?
2. Работа по учебнику с.14-15.
а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.
Слайд 8.
б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.
— Кто умет читать, прочитайте.
— Почему?
в) — Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?
— Почему у разных слов одинаковые схемы?
— Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.
— Соотнесите рисунки и схемы.
Дети играют
Гласный
Дети отгадывают
Согласные
Высказывания детей
Работа в парах
Гласные
Они не встречают во рту преград.
Гласные
По количеству звуков
Познавательные: установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений
Познавательные: установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения
Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).
Выбор оснований и критериев для сравнения.
5 мин
6. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Поймай звук»
Встаньте
– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.
(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)
Миша вас проверяет.
Слайд 10.
Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.
-Кого мы видим на переднем плане?
— Чем они заняты?
— Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
Дети ловят гласные звуки
Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.
Высказывания детей
Дети выполняют работу самостоятельно.
Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
2 мин
7. Рефлексия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
— Какой была тема урока?
— Какие цели вы ставили?
— Удалось ли достичь этих целей?
— Возникали у вас затруднения?
— Вы смогли их преодолеть?
3.Самооценка
Оцените свою работу на уроке.
— Если вам было интересно, все понятно, все получалось
— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки
— Если не разобрались в теме, было не очень интересно
Слайд 11.
— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.
Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи
-Да.
-Да.
-Да
Показывают сигналы.
Зеленый кружочек
Желтый кружочек
Красный кружочек
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: самооценка
Ход урока
I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
— Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Повторение изученного
— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.
— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь?
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.
– Кто может составить схему этого предложения?
\______ _____ _____ .
. Проверяем Слайд 3
— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.
— А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.
– Сколько слов в этом предложении?
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?
– Что вы услышали, когда произносили слова?
– Из чего же состоят слова?
-Какие бывают звуки?
III. Постановка учебной задачи
Звуковой анализ слова
— Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.
— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.
— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Слайд 4.
— Что вы узнали про аиста?
— Произнесите еще раз это слово.
Запишем звуковой состав: ( схема)
-Какие звуки мы слышим?
IV. «Открытие» нового знания
1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.
Звуковой анализ. (групповая работа).
1.– Хором назовите первый звук в этом слове,
а теперь – последний.
— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?
— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…
Теперь громче, еще громче.
— Что происходит со ртом?
— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
— Получилось?
— Почему?
— Нам помогает произносить звуки воздух.
2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.
— Как открыт рот?
-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.
Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.
Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.
Физкульминутка
— Встаньте. Покажите.
— Как ходит курица? А как она кричит?
— Как ходит петух? А как он кричит?
— Как ходит утка? А как она кричит?
— Как прыгает лягушка? А как она кричит
— Какая картинка лишняя? Почему?
Слайд 5.
Знакомство с согласными звуками.
1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!
— Воздух проходит свободно?
2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.
— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?
— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!
Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.
Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
3.Определение темы урока:
– Как же можно назвать тему нашего урока?
V. Первичное закрепление
— Помогите Маше
1. Игра «Доскажи словечко»
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет
Звук получается…
Отгадай Слайд 6.
— А какие звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… — змеиный слышен свист.
Шшш… — шуршит опавший лист.
Жжж… — шмели в саду жужжат.
Ррр… — моторы тарахтят. Слайд 7.
-Как отличить гласный звук от согласного?
а) — Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.
Слайд 8.
б) — Какие звуки приходят к финишу первыми?
— Кто умет читать, прочитайте
— Почему?
в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.
— Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?
— Почему у разных слов одинаковые схемы?
— -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.
— Соотнесите рисунки и схемы.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Поймай звук» (стоя)
– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.
(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.
Слайд 10.
Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.
-Кого мы видим на переднем плане?
— Чем они заняты?
— Составьте рассказ про детей.
— Придумайте им имена.
— Составьте схемы.
— Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
III. Рефлкесия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
— Какой была тема урока?
— Какие цели вы ставили?
— Удалось ли достичь этих целей?
— Возникали у вас затруднения?
— Вы смогли их преодолеть?
3.Самооценка
Оцените свою работу на уроке.
— Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.
— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.
— Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.
Слайд 11.
— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.
Конспект подгруппового занятия с детьми 1-го класса
Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Лямкина Н.С
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.»
Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»
Задачи :
Коррекционные :
- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха.
- Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображения. .
3)Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные — согласные; тихие громкие.
Обучающие :
1) Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.
2. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.
3). Работа над общими речевыми навыками.
Воспитательные :
1) Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, схема : нос, глаза, уши; отдельно рот ,домики-звуки, обозначающие гласные и согласные ,набор картинок, интерактивная доска, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
Л: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем.(запись звуков )
Что вы услышали?
Л: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)
Л: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.
Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести.
Л: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные) А кто знает как отличить буквы от звуков?
II. Основная часть .
1.«Узнай и назови звук по символу».
Л: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть.
назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])
Л: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)
2. «Поймай звуки – сложи слоги».
Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.
А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.
Л: Ребята, все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
В. Берестов.
3. Игра «сундучок»
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, радуга,
— Ребята, назовите картинку ,которую вы увидите , определите первый звук в слове.
Ребенок видит картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.
4. Игра «Сколько звуков в слове? » индивидуальное
У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий.
5. «Выложи слово из символов».
Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
6. Физминутка
. Я на мостике стою (Ноги расставляют широко,руки на поясе)
И бинокль в руках держу. ( С помощью пальцев изображаем бинокль)
Волны плещутся слегка (Руками изображаем мелкую волну)
Качка тихая пока (Покачиваемся из стороны в сторону)
Волны сильными вдруг стали (Изображаем руками более сильную волну)
И от качки все упали (приседаем)
За канат держусь я крепко. (Изображают перебирание каната обеими руками)
Вдруг сорвало ветром кепку (Руки подносят к голове, резко отводят в сторону)
Я ловить рукою стал ( «Ловят сначала одной ,потом другой рукой)
Чуть с мосточка не упал. ( Балансируют руками)
7.Упражнение «Слова-предметы».
Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.
Л: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.
Стол ,стул, рука ,шкаф..
Л: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета — чистый прямоугольник) .
8.Игра «Узнай слово».
Л: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.
-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.
Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .
Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .
Голубое ,большое ,красивое ,глубокое .(море)
Яркое ,жаркое , летнее (солнце)
Вкусное ,полезное ,белое (молоко)
Кислый ,желтый, круглый (лимон)
Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.
Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.
Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.
Л: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .
9.Упражнение «Слова-действия».
Л: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…
-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия.
Мальчик что делает ?
Девочка что делает?
Лошадь что делает?
Учитель что делает?
Дети, что делают?
Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.
10.Составление схем предложений.
Л: — Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)
Л: — Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет — дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)
А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)
III. Итог.
Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?
Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы со всем справились замечательно.
Тема | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. | |
Цели | Выявление особенностей произнесения гласных и согласных звуков. Ввести знаково-символическую систему. Учить составлять схемы. | |
Основное содержание темы | Отличие понятий «гласный звук» и «согласный звук». Схема. Звук-символ. Модель слова. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать представление о гласных и согласных звуках. Формирование умения в звуковом анализе слова. Развитие фонематического слуха. Уметь обозначать звуки символами. |
| |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | ресурсы |
Окружающий мир, музыка. | Фронтальная, в парах, индивидуальная | Азбука 1 часть, стр.46-49 Схемы слов |
| ||
Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы. | Проблемная ситуация: рассказ по рисунку на с.46. -Кого зовёт мальчик? Почему? — Когда мы обращаемся к маме? Позовите слово «мама». — Что так внимательно рассматривает Аня в зеркале? | |
| ||
| ||
Цель: учить различать гласные и согласные звуки, понимать модели их обозначающие. | — Одинаково ли мы произносим звуки в слове мама? Почему? Все звуки делятся на две группы: гласные и согласные. — Как произносим гласные? -Как произносим согласные? Условились обозначать гласные звуки одним условным значком, а согласный – другим. ( показ моделей) -Почему у гласного звука модель-бусинка пустая, а у согласного звука модель-бусинка с чёрточкой? | |
| ||
Цель: развивать фонематический слух, учить анализировать звуковой состав слова. | Азбука с.47. — Посмотрите на рисунок, который сделал Ваня. — Что изобразил Ваня? Прочитайте надпись. -Как называется такое дерево? Кто на нём изображается? — Много ли родственников у Вани? Перечислите их? Работа в паре. — Расскажите друг другу о свое семье? Азбука с.47. — Что за портреты нарисованы под деревом? — Модели каких слов здесь представлены? Значение слова изображено на рисунке, а звучание слова обозначено звуковой схемой. Анализирование звуков в этих словах. — У кого есть бабушки и дедушки? — Как их зовут? Где живут? | |
| ||
Цель: учить обучающихся различать гласные и согласные звуки, составлять модели. | Азбука с.48. — У Ани тоже есть дедушка. Она вам хочет о нём рассказать. -Где живёт дедушка? -Что выражают мимика, жесты дедушки и внучки при встрече? — Как они приветствуют друг друга? — Что интересного увидела Аня в деревне? Прочитаем об этом в Азбуке. Комбинированное чтение, чтение по ролям. — Как звуки животные произносили? Упражнение в различении гласных и согласных звуков. — Аня решила разложить привезённые вещи. Те предметы, которые начинаются на гласный звук в одну сторону, на согласный – в другую. ( Выставляются предметные картинки) Работа с моделями. — Вы знаете, что у слова есть значение и звучание. Рассмотрим портрет слова и его модель. ( Азбука с.48- слово кот) | |
| ||
Цель — формировать у школьников способность к самоорганизации при выполнении учебного задания. | Азбука. С.48-49 Игра « Третий лишний» Чтобы узнать какое слово лишнее, надо сравнить слово по значению и звучанию. Анализ слов мак, жук, лук. Работа по рисунку Азбука с.49. — Какие ещё звуки услышала Аня в деревне? Прочитаем стихотворение о пастушке. -Аня решила погулять с пастушком и оставила дедушке записку. Работа по схемам предложения. -Сколько предложений написала Аня? — Сколько слов в первом предложении? Какие это слова? _ Сколько слов во втором предложении? Какие это слова? Работа с моделями. — Какие слова собрала во время прогулки Аня? Анализ звуко-буквенный слов куст, трава, луна, ква, кар. Выкладывание моделей и написание слов печатными буквами. Разгадывание загадки. -Возвратившись вечером домой она поиграла. А с кем, отгадайте загадку по первым звукам представленных слов-картинок. | |
| ||
контроль | самооценка | |
— Подберите к модели подходящее по звучанию слово. ( учитель на доске вывешивает модели) | Поделитесь своими впечатлениями от урока. Какое у вас настроение? |
Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?
Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».
Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.
На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ
Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.
Вот примеры:
— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;
— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.
Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.
Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.
Пример:
— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;
— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].
— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.
Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.
Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.
- Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:
-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?
-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?
А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.
- Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).
- Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…
Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.
- Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…
Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.
- Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
- Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…
А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.
Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.
Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:
Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.
Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].
Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.
С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.
После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.
И об этом подробнее ЗДЕСЬ
Лента букв и звуков для начальной школы
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук [а]. Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук [о]. Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук [у]. Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук [э]. Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Проверь свои знания
1. Назови гласные звуки русского языка
Ответ: [а] [о] [у] [э] [ы] [и]
2. Назови гласные буквы русского языка
Ответ: А О У Э Ы И Я Ё Ю Е
3. Какие буквы обозначают звук [а]?
4. Какие буквы обозначают звук [у]?
5. Какие буквы обозначают звук [о]?
6. Какие буквы обозначают звук [э]?
7. Назови непарные звонкие согласные звуки
Ответ: [н][н’] [м][м’] [л][л’] [р][р’] [й’]
8. Назови непарные глухие согласные звуки
Ответ: [х][х’] [ц] [ч’] [щ’]
9. Назови парные согласные звуки
Ответ: [б][б’] — [п][п’]
[в][в’]-[ф][ф’]
[г][г’]-[к][к’]
[д][д’]-[т][т’]
[ж]-[ш]
[з][з’]-[с][с’]
10. Какие буквы не обозначают звука?
11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
Ответ: Я Ё Ю Е И
12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
Ответ: А О У Э Ы
13. Какие согласные звуки всегда мягкие?
Ответ: [ч’] [щ’] [й’]
14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
Ответ: [ж] [ш] [ц]
15. Назови йотированные гласные
Ответ: Е Ё Ю Я
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
гласных и согласных на английском языке
Гласные и согласные — это звуки, которые составляют английский язык.
- Если воздух проходит прямо через рот, нигде не останавливаясь и не сжимаясь, это образует гласный звук.
- Если воздух останавливается в любой точке или рот как-то сужается, то это создает согласный звук.
Например, взять слово тоже . Он начинается со звука / t /, и если вы сделаете этот звук, вы почувствуете, что ваш язык касается крыши вашего рта и блокирует прохождение воздуха.Когда вы опускаете язык, выдается звук.
После этого идет гласный звук / u: /, и если вы произведете этот звук, вы сможете почувствовать, что воздух течет прямо через рот, не закрываясь ни в какой точке.
Переменные звуки
На английском языке примерно 12 гласных и 24 согласных. Они сделаны довольно просто путем изменения формы рта. Это может означать закрытие губ, перемещение языка выше или ниже, полное закрытие рта или пропускание небольшого количества воздуха через рот.
Взять, к примеру, разницу между минимальной парой, FAR и BAR . Если вы произнесете эти два слова, вы поймете, что в первом случае губы почти закрыты, из-за чего выходит немного воздуха, а во втором губы полностью закрываются до тех пор, пока они внезапно не выпустятся и воздух не выйдет. Кроме этого, есть небольшая разница в звуковом производстве этих двух слов.
Для полной таблицы английских гласных и согласных звуков, смотрите таблицу IPA здесь.
гласных и согласных в алфавите
Один последний момент. В английском мы используем слова гласный и согласный для обозначения не только звука, который мы производим, но и букв английского алфавита, которые примерно соответствуют этому звуку. В алфавите 26 букв, из них 5 гласных, A E I O U , остальные — согласные.
Полезных ссылок
гласные на английском — больше о гласных на английском.
Согласные на английском языке — подробнее о согласных на английском.
,Английские гласные классифицируются в соответствии со следующими принципами: 1. Положение губ. 2. Положение языка. 3. Длина. 4. Степень напряженности 5. Характер конца. 6. Стабильность артикуляции. 1. По положению губ гласные делятся на округлые [o, o :, u, u:] и необоснованные все остальные. Основными эффектами закругления губ на форму рта являются увеличение полости рта, уменьшение размера отверстия полости рта. 2. Гласные классифицируются в соответствии с горизонтальным и вертикальным движением языка. По горизонтальному движению языка английские гласные делятся на передние, втянутые спереди, центральные, задние и задние.Передние гласные произносятся, когда основная часть языка движется вперед, а его передняя часть поднимается выше всего в направлении твердого неба. Они [я:, е, æ]. Передние убранные гласные сочетаются с передним, но немного убранным положением языка. Это я]. Центральные гласные сочленены с языком почти плоским, а его центральная часть приподнята до места соединения между твердым и мягким нёбом. Это [:, ə, Λ]. Задние гласные произносятся, когда основная часть языка движется назад в полости рта, а его задняя часть поднимается выше мягкого неба.Это [o, o :, u:]. Обратно выдвинутые гласные сочетаются со спиной, но немного продвинутым положением языка. Это [u, α:]. Согласно вертикальному движению языка английские гласные делятся на высокие (близкие), средние и низкие (открытые). Каждый из этих классов подразделяется на узкие и широкие подтипы. Высокие гласные сочетаются с большой частью языка, приподнятой высоко к крыше рта, но не настолько высоко, чтобы вызвать слышимое трение. При произнесении высоких узких гласных [i:, u:] основная часть языка поднимается выше, чем при произнесении высоких широких гласных [i, u].Средние гласные сочетаются ни с высоким, ни с низким положением языка, поэтому их также называют полузакрытыми или полуоткрытыми. Средний узкий гласный — [ə], средний широкий гласный — [e, o :,:]. Низкие гласные сочленены с основной частью языка в нижнем положении во рту. При произнесении низко широких гласных [æ, α :, o:] основная часть языка опускается больше, чем при произнесении низко узких гласных [Λ]. 3. По длине английские гласные делятся на длинные [i:, u :, o :, α :,:] и короткие [i, u, o, æ, e, ə, Λ]. 4. По степени напряженности английские гласные делятся на временные и слабые. Напряженные гласные произносятся, когда мышцы губ, языка, щек и задних стенок глотки напряжены. Слабые гласные сочетаются со всеми этими органами относительно расслабленными. Все длинные гласные являются напряженными, в то время как все короткие гласные являются слабыми. 5. Английские гласные в ударном положении могут быть проверены и сняты (бесплатно). Проверенные гласные произносятся без какого-либо уменьшения силы речи к концу.Они встречаются в близких слогах и внезапно прерываются следующим глухим согласным. Непроверенные гласные появляются окончательно или перед звонким согласным. Гласный [ə] не находится в ударном положении, поэтому он не рассматривается внутри этих классов. 6. По стабильности артикуляции английские гласные делятся на однотонные, или простые гласные и дифтонги, или сложные гласные. Monophthongs сочленены с более или менее устойчивым положением губ, языка и стенок.Это [i, i :, u, u :, o, o :, e, ə, Λ, α:, æ,:]. Дифтонги сформулированы таким образом, что органы речи начинаются с одной позиции, а затем скользят в другую позицию. Итак, дифтонги состоят из двух элементов: ядра и глиссады. Первый элемент дифтонга более громкий и отчетливый, формирование второго элемента дифтонга не завершено. Это [ai, oi, ei, au, əu, εə, uə, iə]. Дифтонги односложны, то есть их части не могут принадлежать разным слогам. Их длина не должна превышать длину одной фонемы.Их нельзя разделить морфологически. Существует мнение, что один элемент дифтонга акцентирован, а другой — нет. Дифтонг может падать, когда ядро сильнее скольжения, подниматься, когда ядро сильнее ядра, и подниматься, когда оба элемента равны. Английские дифтонги падают с глиссады в сторону [i, u, ə]. В соответствии с артикуляционным характером второго элемента, дифтонги [ai, oi, ei, au, əu] называются замыкающими, а дифтонги [εə, uə, iə] — центрирующими. Английские согласные классифицируются в соответствии со следующими принципами: 1. Работа голосовых связок и сила выдоха. 2. Активный орган речи и место обструкции 3. Способ производства шума и тип препятствия. 4. Положение мягкого неба. 1. В соответствии с работой голосовых связок и силой выдоха английские согласные подразделяются на голосовые и глухие.Озвученные согласные звучат из голосовых связок, собранных вместе и вибрирующих. Это [b, d, g, v, z, ð, 3 , d 3 , l, m, n, j, w, r, ŋ]. Беззвучные согласные производятся с разорванными и не вибрирующими голосовыми связками. Это [p, t, k, f, s, θ, ∫, t∫, h]. Сила выдоха и степень мышечного напряжения выше при выработке глухих согласных. 2. По положению активного органа речи против места обструкции английские согласные подразделяются на губные, язычные и глоттальные. Лабиальные согласные подразделяются на билабиальные и лабиодентальные. Билабиальные согласные сочленены с обеими губами. Это [p, b, w, m]. Лабиодентальные согласные сочленены с нижней губой к краю верхних зубов. Они [f, v]. Лингвальные согласные подразделяются на языковые, медиальные и языковые. Форлингвальные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка. По месту обструкции английские языковые согласные подразделяются на межзубные, альвеолярные, постальвеолярные и палато-альвеолярные.Межзубные согласные сочленены с кончиком языка, выступающим между зубами. Есть [ð, θ]. Альвеолярные согласные сочленены кончиком языка против гребня верхних зубов. Это [t, d, s, z, l, n]. Пост альвеолярные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка против задней части зубного гребня. В английском это [r]. Палато-альвеолярные согласные сочленены с кончиком или лезвием языка против зубного гребня, передняя часть языка поднята к твердому небу.У них есть два места артикуляции. Это [∫, 3 , д 3 , т∫]. Согласные со срединным языком сочленены с передней частью языка, поднятой высоко к твердому небу. На английском это [j]. Обратно-язычные согласные сочленены с задней частью языка, поднятой к мягкому небу. Они [k, g, ŋ]. Глоттальные (глоточные) согласные сочленены в голосовой щели. На английском это [ч]. 3.По типу обструкции согласные подразделяются на окклюзивные, сужающие и окклюзивно-сужающие или аффрикаты. Окклюзивные согласные сочетаются с воздухом на выходе, разрушая полное препятствие. В английском языке окклюзионные согласные подразделяются на взрывные [p, t, k, b, d, g], которые сочетаются с четким и быстрым разделением обструкции и сонорантов [m, n, ŋ]. Константные согласные сочленены с неполной обструкцией, через которую выходит воздух.В английском языке ограничительные согласные подразделяются на фрикативные [s, f, z, ð, θ, ∫, v, 3 , h], которые сочленены с воздушным проходом, суженным до такой степени, что воздух, проходящий через него, создает трение, и соноранты [w, r, j, l], которые сочленены с воздушным каналом, достаточно широким, чтобы заставить резонатор функционировать как резонатор. Окклюзивно-сужающиеся согласные сочленены с полной обструкцией, постепенно и непрерывно переходящей в сужение. На английском языке это [t∫, d 3 ]. 4. По положению мягкого неба согласные подразделяются на оральные и носовые. Носовые согласные сочленены с заблокированным проходом для потока воздуха через полость рта, что происходит при опускании мягкого неба. Это [m, n, ŋ]. Все остальные согласные устные. Оральные согласные сочленены с приподнятым мягким нёбом, таким образом, воздух выходит через полость рта. |
Spellzone — гласные и согласные паттерны
При написании слов более одного слог: |
1. После долгого гласного звука вам нужен только один согласный перед следующим гласная буква. Посмотрите на модель VCV в этом слове:
2. После короткого гласного звука обычно нужно два согласных перед
следующий гласный Посмотрите на шаблон vccv в этом слове:
Примечание: если уже есть два согласных звука, нет необходимости иметь любые двойные буквы:
Эти правила будут работать 90% времени, но не всегда.Список ниже
дает некоторые из наиболее распространенных нарушителей правил.
v c v слов | V C C V слов | Эти слова имеют только одну согласную после короткого гласного. | |||
Эти слова следуют правилу и имеют один согласный после длинных гласных. | Эти слова следуют правилу и имеют две согласных после короткий гласный. | ||||
желудь даже идея запах (американский запах) единица сумасшедший этикетка достойный зависит конкурент тигр римский местный купидон студент и многие другие … | наркоман ошибка внутренний противоположный полный кролик магнит буква ментальный подушка пистолет гнилой контакт кнопка горчица и многие другие… | взрослый когда-либо идиот оранжевый на верблюд привычка исчезновение памятка джинсовая ткань меню клиника финиш посещение комикс робин тропик наказание исследование пригород |
,
Описание английских гласных
Описание английских гласных[fəˈnɛɾəks] |
Описание английских гласных
Повторите каждый из следующих гласных несколько раз в преемственность, обращая пристальное внимание на то, что ваш язык тела делает, когда вы переходите с одного гласного на другой:
- [i] и [u]
- [i] и [æ]
- [u] и [ɑ]
- [æ] и [ɑ]
Если вы похожи на большинство носителей английского языка, вы должны иметь заметил, что ваш язык тела движется вперед и назад в паре [i] / [u]: вперед и назад во время [i] и назад во время [u].Точно так же, ваш язык тело находится ближе к крыше вашей моли, чем во время [ɑ] — Ваша челюсть, вероятно, также открывается шире во время [ɑ] чтобы помочь увеличить расстояние между телом языка и небо. Ваш язык тела выше (то есть, ближе к верху рта) во время [я], чем во время [АЭ]. (Вы также можете почувствовать [я] как несколько дальше вперед, чем [æ].) Наконец, Ваше тело языка вперед на [больше, чем во время [ɑ].
Размеры гласных
Высота и фронт / спина
Самое важное свойство в традиционной классификации Схема для гласных является высшей точкой, достигнутой телом языка, как на передней / задней и высоких / низких размеров. Гласные условно расположены на двухмерной диаграмма, где вертикальное измерение указывает расстояние тела языка от крыши рта, и где горизонтальное измерение указывает вперед или назад смещение тела языка (с левым изображением дальше вперед).Четыре гласных [я], [u], [æ], и [ɑ].
[i] | [u] | |||
[æ] | [ɑ] |
Другие гласные могут быть указаны по положению языка Тело относительно этих четырех углов.В [е], например, тело языка выдвигается вперед, как во время [я] и [æ], но это дальше от устья рта в [е], чем в [я], и ближе к рту, чем в [АЭ]. Таким образом, мы можем разместить [e] на гласной диаграмме между [я] и [æ].
Включая все гласные английского языка, наша диаграмма выглядит так:
[i] | [u] | ||||||
[ɪ] | [ʊ] | ||||||
[e] | [ə] | [o] | |||||
[ɛ] | [ʌ] | [ɔ] | |||||
[æ] | [a] | [ɑ] |
Мы различаем три основных степени роста: высокий,
средний и низкий.Мы также различаем три основных степени
по переднему / заднему размеру: спереди, по центру и сзади.
(Не путайте это использование «центрального» с «центральным»
это противоположность «боковой».)
Наложение этих категорий на приведенную выше диаграмму дает нам
традиционная гласная диаграмма, используемая в Северной Америке
языковая традиция:
Шва [ə] находится в точный центр этого графика. Шва часто называют нейтральный гласный , гласный, в котором вокал тракт находится в своем нейтральном состоянии и наиболее близко напоминает идеальная трубка.Все остальные гласные требуют, чтобы деформация голосового тракта при удалении тела языка от его нейтральное положение, вверх или вниз, назад или вперед.
Напряженный / слабый
Мы можем отличить большинство английских гласных друг от друга в условия высокого / среднего / низкого измерения и передний / центральный / задний размер. Но график выше все же имеет четыре ячейки, которые содержат две полные (не Schwa) гласные кусочек. Пока что мы не можем отличить следующее четыре пары гласных:
- [я] и [ɪ]
- [е] и [ɛ]
- [u] и [ʊ]
- [o] и [ɔ]
В каждой паре один из гласных выше и менее централизован (далее передний, если передний гласный, далее задний, если задний гласный), в то время как другой ниже и ближе к положению [ə] на горизонтальном измерении.В каждой из этих ячеек более высокая и менее централизованная гласный упоминается как время ; ниже и больше централизованный гласный упоминается как слабый .
- время: [i], [e], [u], [o]
- Лакс: [ɪ], [ɛ], [ʊ], [ɔ]
(Те, кто не имеют [ɔ] на своем диалекте может попытаться произвести один путем понижения и централизация [о].)
Округление
Есть еще одно важное различие между гласными Английский.Когда вы говорите [и], ваши губы округляются. когда Вы говорите [я], ваши губы раздвинуты. Гласные могут быть классифицируются в зависимости от того, являются ли они округлены или без заземления . На английском языке средняя и высокая спина гласные округлые, передние и центральные гласные неосновательные.
- [u], [ʊ], [o], [ɔ]
- [i], [ɪ], [e], [ɛ], [æ], [ɑ], [ʌ], [ə]
[Ɑ] гласный слова [ˈFɑðɹ̩] is не основаны на большинстве диалектов английского языка, хотя в Канадский английский часто округляется хотя бы немного.
скольжения и дифтонги
скольжения
Когда тело языка выдвигается вверх и вперед для высокого передний гласный [i], он заканчивается под твердым небом. Если бы мы попытались классифицировать [я], как если бы это было согласный, мы должны были бы назвать это голосовой небный приблизительно: голосовой тракт сужен языком тело приближается к твердому небу, но недостаточно близко, чтобы вызвать турбулентный поток воздуха.Но у нас уже есть символ, [j], для озвученного небного приближения.
На самом деле, разница между [Я] и [J]. Оба могут быть сделаны с языком в том же положении. [Я] выступает в качестве центральной части слог, и обычно длится несколько дольше, чем [J]. [J] делает не выступает в качестве центральной части слога и, как правило, довольно короткая. По сути, [J] просто [Я], который выступает в качестве согласного вместо гласного
Есть похожая связь между гласным [u] и согласная [Ж]. Положение высокой спины [и] ставит его прямо под софт нёбо, где вы бы нашли половину [Ж]. A [w] по сути это [и], который действует как согласный, а скорее гласный.
Glide это общий термин для согласного, который таким образом соответствует гласной.
дифтонги
Введены три английских гласных ранее требуется последовательность из двух символов IPA: [aj], [aw] и [Ɔj].Это может показаться нарушением принципа должны быть отношения один к одному между звуками и МФА символы. Но теперь мы можем понять, почему [aj], [aw], и [ɔj] на самом деле не действуют как одинокие, простые гласные Для гласной, как [ɑ], тело языка перемещается в низ и заднюю часть и остается там на время гласного. В течение [AJ], с другой стороны, тело языка не остается на одном месте — оно есть (почти постоянно) в движении из одной позиции в другую.
Сложные гласные, такие как [aj], которые включают движение тела языка из одного положения в другое называется дифтонги . Простые гласные как [ɑ], которые поддерживают относительно постоянно позиции на протяжении всего называются однотонниками .
В транскрипции дифтонга первый символ представляет собой отправную точку тела языка и Второй символ представляет направление движения.(Также можно использовать гласный символ для второй половины дифтонга с полукругом «несиллабический» диакритический знак, чтобы указать точное положение тела языка в конец дифтонга.)
В дифтонге [ая] тело языка начинается в низком, центральном положении, представлен символом [а]. Тело языка почти сразу начинает двигаться вверх и вперед, к позиции для [я]. Обычно, особенно в лицевой речи, язык тела не имеет время, чтобы добраться до позиции [i], поэтому дифтонг часто заканчивается ближе к [ɪ] или даже [е].В более узкой транскрипции мы могли бы запишите точную конечную позицию, как в [ai̯], [aɪ̯] или [Ae]. Ни одно из этих различий может изменить значение английского слова, поэтому в широком Транскрипция мы просто используем [J], символ для скольжения, соответствующего [i], чтобы представляют направление и приблизительную конечную точку дифтонга.
В дифтонге [ав] тело языка снова начинается в нижнем центральном положении, [а], а затем движется вверх и назад к положению [И].Часто тело языка управляет только получить часть пути. Мы могли бы расшифровать дифтонг узко, как [au̯], [aʊ̯] или [Ao], или в широком смысле как [aw], используя символ для глиссады, соответствующий [u].
В дифтонге [ɔj], тело языка начинается в положении средней части спины гласная [ɔ]. Он движется вверх и вперед, к положению [i].
На большинстве диалектов английского даже гласные приманки и лодка , которые мы расшифровывали с одиночные символы [e] и [o], действительно дифтонги.Они начинаются в напряженном среднем положении, но затем продолжайте двигаться вверх в направлении позиции для [i] и [и] соответственно. По этой причине вы будете часто вижу [e] расшифровывается как [ej], [eɪ̯] или [ei̯], и [o] расшифровывается как [ow], [oʊ̯] или [ou̯].
,