Презентация на тему: Уголок уединения в детском саду.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»
Уголок уединения
в детском саду
Выполнили:
Суетина Е.М.
г. Канск, 2016г
1 слайд.
С введением Федеральных Государственных стандартов одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Кроме того, стандарт определил требования к развивающей предметно – пространственной среде, одним из которых является то, что развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной. Это требование возможно реализовать через создание эмоционального благополучия детей во взаимодействии предметно пространственным окружением. В группе мы создали уголок уединения – где дети могут посидеть, отдохнуть от детского коллектива, полистать любимую книжку. Таким образом достигается создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
2.слайд
Стоит в поле теремок под названьем «Колосок»
3. Слайд
А живут в нем ребятишки
— Озорные шалунишки!
4. слайд
Дружно. Весело живут
И играют, и поют!
5. Слайд.
Но бывает без сомненья
И плохое настроенье
6.Слайд
Для ребят в короткий срок
Смастерили уголок
Уголок уединенья всем поднимет настроенье
Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!
Тили – бом, тили – бом
Мы расскажем вам о нем.
- Слайд
Шторы с потолка свисают
Уголок наш украшают
- Слайд
А поляна без сомненья поднимает настроенье
Ребенок утром определяет свое настроение и выбирает себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
9. Слайд
На дверях висит замок
Не мешай ты мне, дружок!
Сигналом для детей и взрослых — «Я хочу побыть один» является — замок на шторах
- Слайд
Пультик в руки я возьму
Телевизор посмотрю!
Я на кнопку нажимаю
И каналы выбираю!
- Слайд
Номер мамин наберу и тихонечко скажу:
«Не волнуйся, мамочка, все у нас в порядке!»
- Слайд
Близких я не забываю – фотографии листаю!
- Слайд
Не хотим мы больше злиться
Лучше с другом помириться
- Слайд.
Поругалась я с подружкой обниму свою подушку.
- Слайд
Лучик солнца мы скрутили и друг друга похвалили
«Ласковое солнышко» приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае мы предлагаем поиграть с ленточками – поочередно закручивая их и говорить друг другу ласковые, добрые слова. Эту игру можно использовать для примирения детей.
- Слайд
В группе я кричать не стану
Лучше баночку достану.
Сердитые слова скажу.
И закрою крышкой
И как Джина,
Не выпущу их из кувшина.
Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этой баночке. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а баночка затем плотно закрывается и прячется.
17.Слайд
Делай добрые дела и не злись ты никогда
В уголке уединения находится игрушка (обезьянка), в лапах которой – коробочка «Добрых дел». Каждый ребёнок может положить в неё фишку, если он считает, что совершил хороший поступок. Это пробуждает и стимулирует у детей желание «творить добро».
- Слайд
Вокруг себя повернись — в доброго волшебника превратись.
19.Слайд
В уголок уединения я иду
Без настроенья,
Но когда в него зашел
– Улыбнулся и пошел!
«Зеркало – улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Им всегда становиться весело после того, как они посмотрят в зеркало. У них такие радостные лица, стараются улыбнуться широко. Очень приятно на них смотреть
20 Слайд
В Золушку я поиграю
И фасоль перебираю
21 Слайд
Ну и бусы –загляденье всем друзьям на удивленье
Д / игра «собери бусы» берет на себя функцию умиротворения, создание красивых вещей, поможет ребенку быть в гармонии с собой
22 Слайд
Капитошка, капитошка поиграй со мной немножко
В руки я его возьму и тихонечко помну
«Капитошки» Эти пособия изготовлены из обычных воздушных шариков, внутрь засыпаем муку и крахмал.
Дети разминают в руках «Капитошки», меняя их форму. Такие игрушки очень нравятся детям.
23 Слайд
На бутылочки смотрю взгляд от них не отведу.
Одни бутылочки наполнили гелем для душа, другие водой с глицерином. В них насыпали бисер, дождик новогодний. Если бутылку перевернуть — бисер начнет медленно опускаться. Дети не могут оторвать свой взгляд от волшебной красоты.
24 Слайд
Наши маленькие руки никогда не знают скуки
Мы лепили рисовали и с подушками играли
Их в руках перебирали.
Тактильные мешочки в нашем уголке используем – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
25 Слайд
Мы коллекции магнитов, фантиков собрали
С удовольствием теперь с ними мы играем.
Разглядывая коллекции морских ракушек, фантиков, магнитов дети отвлекаются от своих проблем, успокаиваются, начинают думать о чем- то приятном.
26 слайд
Уважаемые коллеги!
Если вдруг без настроенья
Вы придете в детский сад
В уголок уединенья загляните в тот же час
И хорошее настроение не покинет больше вас
Свой рассказ мы завершаем
Творческих успехов вам желаем
Мы вас любим горячо
Приглашайте нас еще.
Материал: Уголок уединения и релаксации в первой младшей группе «Мой маленький домик» (опыт работы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»
Уголок уединения и релаксации
в первой младшей группе
«Мой маленький домик»
(опыт работы)
Подготовила:
Иванова Н.И., воспитатель
г. Канск
Дети гораздо больше, чем взрослые подвержены переменам настроения. Их можно легко развеселить и огорчить, поскольку они еще мало знают о себе и не умеют владеть собой.
Для формирования психологической стабильности ребенка, его эмоциональной разгрузки в нашей группе мною создан уголок уединения и релаксации «Мой маленький домик». Он напоминает небольшой домик с прозрачными шторками, что позволяет мне видеть, чем занимается ребенок. Шторы легко раздвигаются и задвигаются детьми. Когда дети играют в домике, шторы почти всегда закрыты — это создает у малышей еще большее ощущение комфорта.
Наш «маленький домик» является незаменимым помощником, облегчающим процесс адаптации детей. Здесь ребенок может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом: расставание с родителями, привыкание к новому коллективу, распорядку дня.
Совместно с родителями мы постарались наполнить центр предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки:
— альбомом с фотографиями родных. В любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
— телефоном, по которому малыш может позвонить маме или папе, поделиться чем-то сокровенным, сказать, что он их очень любит и ждет;
— мягкими веселыми подушками, сшитыми руками мам, на которые ребенок может лечь, отдохнуть, успокоиться или заняться чем-нибудь интересным (рассмотреть книги с красочными иллюстрациями, альбомы с фантиками, открытками, календариками с изображением домашних животных — любимцев детворы, послушать спокойную классическую музыку, звуки природы, потешки).
— Помимо подушек в домике лежит яркое, красивое одеяло. Игры с ним доставляют детям массу положительных эмоций и сближают детский коллектив (игры с фонариком, с шариком).
— Обладающие умиротворяющим свойством — переливающаяся картина водоема на стене, свисающий с потолка мобиль с вращающимися звенящими палочками и сердечками (музыка ветра) заняли достойное место в «нише уединения».
— Игрушки «Черепашка», «Волшебная палочка», «Птичка-невеличка» своим изменяющимся цветомерцанием создают в домике успокаивающую атмосферу, способствуют восстановлению душевного равновесия.
Находясь в течение дня в коллективе сверстников, неокрепшая детская психика не выдерживает такой нагрузки. Ребенок устает, начинает проявлять упрямство, плаксивость, обидчивость, непоседливость. Для устранения этой проблемы мною были подобраны соответствующие игры и игрушки. Особой популярностью среди которых пользуются мягкие, пушистые веселые мышата Тома и Тима, Петя-петушок и Забавный тигренок. С ними можно поговорить, погладить, прижать к себе. Все это помогает наполнить ребенка позитивными чувствами, а мешочки радости своим звонким смехом придают веселое настроение.
Отвлечься от негативных эмоций, грустных мыслей способствуют игры с кинетическим песком, цветные ленточки, разные клубочки ниток, бусинки, лоскутки, сенсорное панно, сухой бассейн из крышечек и киндеров, солнышко с прищепками, калейдоскоп, сундучок с сюрпризами, серпантинка-радуга.
Осязание — могучее древнее чувство. Использование массажных мячиков-ежиков, шариков, ковриков, мешочков-капитошек, антистрессовых игрушек позволяет добиваться значительного оздоровительного эффекта, снять стресс, обеспечить расслабление, улучшить кровообращение.
Для обогащения эмоциональной сферы у детей я разместила в уголке альбом с иллюстрациями, изображающими разные эмоции, маски эмоций («театр настроения»). Рассматривая их, ребенок может найти ту картинку, которая соответствует текущему настроению.
Свое настроение малыш может увидеть, посмотрев в зеркало. И если у ребенка плохое настроение, я предлагаю ему улыбнуться. И настроение обязательно улучшается.
Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти, я использую игру с волшебным стулом. Грустному, плачущему ребенку предлагается сесть на стул, а остальные дети подходят, поглаживают, обнимают его, несут игрушки, которые имеют способность «заставить» ребенка успокоиться и улыбнуться.
Для выплескивания негативных эмоций я изготовила «баночку для гнева». Если ребенок проявляет агрессию, предлагаю ему отойти в уголок уединения и оставить свою злость в этой баночке, покричав в нее. Тоже и в случае, если ребенку хочется поделиться своими положительными эмоциями («баночка радости»).
В уголке уединения имеется также подушечка-мирилочка. При возникновении конфликтных ситуаций, ссор, драк я напоминаю детям, что нужно взять подушечку-мирилочку и решить свой конфликт по «мирилочке»:
Мирись-мирись,
Больше не дерись.
Сушки-сушки —
Мы с тобой подружки.
Пряники-пряники —
Мы с тобой племянники.
В нашем «маленьком домике» нашлось место и для подушки-плакучки, обняв которую ребенок может прилечь и поделиться своим настроением.
Стоит отметить, что весь материал не может одновременно находиться в центре уединения: я периодически меняю, обновляю атрибутику, дополняю соответствующими играми, всем необходимым материалом.
Но есть предметы (подушки, телефон, семейный альбом, зеркало), которые находятся в домике постоянно. Это придает ребенку уверенность, постоянство.
Имея в группе такой уголок, мои воспитанники справляются с рядом проблем, получают массу положительных эмоций, настраиваются на позитивный лад, имеют возможность отдохнуть и побыть наедине со своими мыслями и переживаниями.
Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:
В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение. Как оформить центр уединения для дошкольников разного возрастаПри общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки. Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д. Из чего сделать каркас для уголка уединенияВарианты каркасов центра уединения могут быть различными:
Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.
Правила оформления уголка уединения по ФГОС ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:
Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка. Паспорт уголка уединенияНа каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:
Наполнение уголка уединения в детском садуВажнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы. Предметы для выражения негативных эмоцийОтрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функциюДля расслабления дошкольников могут использоваться:
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику. Пособия для развития эмоциональной сферыВ уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения. Основные виды деятельности в уголке уединения С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение. |
Консультация (старшая группа): Методическая разработка «Уголок уединения и релаксации дошкольников в ДОУ»
Методическая разработка
«Центр уединения и релаксации дошкольников в ДОУ»
Пыжова Наталия Анатольевна, воспитатель МБДОУ-детский сад №532 |
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения.
В группе создан уютный уголок уединения, в котором каждый ребенок может отдохнуть и расслабиться. Интересный дизайн из ярких ленточек и вуали, приглушенный свет создает ощущение защищенности и спокойствия, но в то же время помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает им ощущение безопасности.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Предметная среда в уголке носит развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. Уголок уединения безопасен для ребенка, воспитатель через ленточки и вуаль всегда может видеть, чем занимается ребенок.
Основной целью создания уголка уединения в группе является преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
- Создание благоприятного микроклимата в группе ДОУ.
- Обучение детей способам выражения гнева приемлемым способом.
- Обучение детей приемам регуляции своего настроения.
- Повышение самооценки тревожных и застенчивых детей.
- Обучение детей бесконфликтному общению друг с другом.
- Сплочение детского коллектива.
Наполнение уголка уединения
Зона для релаксации и саморегуляции:
В зоне релаксации для создания атмосферы домашнего уюта и комфорта находиться удобный мягкий диванчик, на котором размещены подушки, уставший ребенок может отдохнуть на диванчике, поиграть в игры.
«Игрушечный телефон»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, облегчение адаптационного периода.
Описание: С помощью игрушечного телефона ребенок может совершать воображаемые звонки маме или папе.
«Коллекции морских ракушек, шишек и пуговиц»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, расслабление, развитие воображения.
Описание: Если ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение, то ему можно предложить поиграть в уголке уединения с камушками, ракушками или пуговицами выкладывая на столике разные узоры.
«Стаканчик для криков»
Цель: Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции.
Описание: Стаканчик для криков с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Груша для битья»
Цель: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение психоэмоционального напряжения.
Описание: Когда дети ссорятся, может произойти драка, то воспитатель предлагает детям выплеснуть свои эмоции на груше для битья.
«Подушка для релаксации»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, успокоения нервной системы.
Описание: Если ребенок переживает стрессовую ситуацию, можно предложить подушку для релаксации, перебирая шарики внутри подушки, ребенок быстро успокаивается
.Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики.
Описание: Для снятия нервного напряжения и агрессии воспитатель может предложить ребенку собрать бусы из камушков в определенном порядке.
«Цветные клубочки»
Цель: Обучение способам саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения.
Описание: Если ребенок расшалился, или испытывает негативные чувства, можно предложить ему сматывать нитки в клубок, это поможет ему успокоится. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
«Подушка-плакушка»
Цель: Помогает восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка.
Описание: Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста, для этого была придумана «подушка-плакушка». Подушка сшита из ткани голубого цвета с капельками. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку, поворачивает к себе стороной где капельки. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весёлое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т.д.
Когда к нему возвращается весёлое настроение, ребёнок переворачивает подушку на другую сторону, на которой изображены цветы, и говорит, что его слёзы превратились в прекрасные цветы – в белые ромашки, и мы вместе со всеми детьми радуемся этому волшебству.
«Зеркало эмоции»
Цель: Улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях.
Описание: Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Воспитатель может предложить ребенку игру «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию».
«Аудиотека с расслабляющей музыкой»
Цель: Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, расслабление.
Описание: В течении дня, воспитатель включает для детей расслабляющую музыку, чтобы снять чрезмерное эмоциональное напряжение.
Зона повышения самооценки.
«Волшебные предметы»
Цель: Повышение самооценки тревожных и не уверенных в себе детей. Снятие у ребенка чувства скованности, зажатости.
Описание: С помощью волшебной палочки, ребенок перевоплощается в разных героев, тем самым поднимая настроение себе и другим детям.
Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
«Дидактические игры»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Описание: Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции».
Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
«Коврик дружбы»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, обучение детей бесконфликтному общению. Развитие навыков сотрудничества.
Описание: Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся используя мирилки.
«Ласковое солнышко»
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Описание: Если ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их на палочку. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
«Коробочка со сказками»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.
Описание: Ребенок может самостоятельно сочинять и выкладывать сказку на пано, а может пригласить для игры друзей и разыграть сказку по ролям. Разыгрывая сказку, неуверенный ребенок может брать на себя главные роли, тем самым повышая свою самооценку.
В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоится и расслабиться. Благодаря уголку уединения, ребята стали сплоченными, доброжелательными отзывчивыми друг к другу, стало меньше конфликтных ситуации. Застенчивые дети, стали более уверенными в себе, активнее идут на контакт со взрослыми и детьми.
Уголок уединения это и настоящий помощник для воспитателя в группе, педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость), найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Консультация (средняя группа): Рекомендации для оформления уголка «Уединения» в детском саду.
Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой.
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).
Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ
Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:
- Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
- Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
- Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
- Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
- Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.
Правила оформления уголка уединения по ФГОС
ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:
- Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
- На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
- Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
- При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
- Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы. Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.
Паспорт уголка уединения
На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:
- Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
- Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
- Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.
Наполнение уголка уединения в детском саду
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
Предметы для выражения негативных эмоций
Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:
- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Для расслабления дошкольников могут использоваться:
- Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
- Красивый настольный фонтан, водопад.
- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
- Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
- Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
- Коллекции морских ракушек, магнитов.
- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
- Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Пособия для развития эмоциональной сферы
В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним.
Основные виды деятельности в уголке уединения
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:
- Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
- Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
- Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
- Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
- Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.
Материал (младшая группа): Уголок уединения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский
Уголок уединения
1-2 слайд.
Цель:создание атмосферы психологического комфорта и положительной эмоциональной обстановки.
Задачи:
-снять психологическое напряжение, связанное с расставанием с мамой,нахождением в новой непривычной обстановке, в постоянном окружении большого количества детей и взрослых.
— помочь малышу успокоиться, найти в уголке знакомые или близкие по ощущениям предметы.
-снять агрессивное состояние, переключить внимание ребенка на другой более спокойный вид деятельности
Для создания уголка мы использовали детскую палатку
Уголок уединения мы расположили в углу, вдали от активных зон группы, тем самым обеспечивая наличие относительной тишины и спокойствия. Расположение уголка не мешает свободному перемещению детей и не создает помех для доступа к другим зонам РППС. Материалы центра не угрожают здоровью и безопасности детей, предотвращают накопление негативных эмоций (мягкие игрушки и кубики, игрушки без острых углов).
3 слайд Пространство уголка используется для решения образовательных и развивающих задач: 1.Способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально положительному самочувствию и активности ребенка. 2. Обеспечивает физическое развитие детей. Использование массажных мячиков, проведение дыхательных упражнений, организация своевременного отдыха способствует гармоничному развитию и росту ребенка. 3.Способствует развитию познавательной активности детей, обогащает их представления об окружающих предметах и явлениях, учит выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. 4.Способствует развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения. 5. Воспитывает доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям. 6.Развивает интерес к сотрудничеству, обогащает опыт игрового общения. 7.Способствует развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и творческой деятельности (возможность организации сюжетно-ролевых и театральных игр «Встречаем гостей», ролевая игра «В гостях у мага»)
4-5 слайды Наличие в уголке уединения игрушек, близких ребенку по ощущениям (погремушки, шумелки, кусачки )помогает ощутить чувство комфорта.
6 – 7-8 слайды Массажные мячи, сквиши, цветной песок помогают снять мышечное напряжение и успокоиться. С их помощью ребенок овладевает приемами саморегуляции.
9 слайд Обязательный атрибут уголка – мягкая игрушка, подушка-сердечко, веселые смешные фигурки. Они способствуют ощутить тепло и уют маминых рук.
10-11 слайды Помочь ребенку преодолеть чувство одиночества помогает наличие семейного альбома и мобильного телефона.
12 слайд Новым атрибутом уголка стали вещи волшебника. С их помощью малыш отвлекается от грустных мыслей и может представить себя настоящим волшебником или феей.
13 слайд
Уважаемые коллеги!
Если вдруг без настроенья
Вы придете в детский сад
В уголок уединенья загляните в тот же час
И хорошее настроение не покинет больше вас
Спасибо за внимание!
Презентация по теме: Уголок уединения в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»
Уголок уединения
в детском саду
Выполнила:
Головкова И.Н.
г. Канск,
2016г
1 слайд.
С введением Федеральных Государственных стандартов одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Кроме того, стандарт определил требования к развивающей предметно – пространственной среде, одним из которых является то, что развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной. Это требование возможно реализовать через создание эмоционального благополучия детей во взаимодействии предметно пространственным окружением. В группе мы создали уголок уединения – где дети могут посидеть, отдохнуть от детского коллектива, полистать любимую книжку. Таким образом достигается создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
2.слайд
Стоит в поле теремок под названьем «Колосок»
3. Слайд
А живут в нем ребятишки
— Озорные шалунишки!
4. слайд
Дружно. Весело живут
И играют, и поют!
5. Слайд.
Но бывает без сомненья
И плохое настроенье
6.Слайд
Для ребят в короткий срок
Смастерили уголок
Уголок уединенья всем поднимет настроенье
Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!
Тили – бом, тили – бом
Мы расскажем вам о нем.
- Слайд
Шторы с потолка свисают
Уголок наш украшают
- Слайд
А поляна без сомненья поднимает настроенье
Ребенок утром определяет свое настроение и выбирает себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
9. Слайд
На дверях висит замок
Не мешай ты мне, дружок!
Сигналом для детей и взрослых «Я хочу побыть один» является — замок на шторах
- Слайд
Пультик в руки я возьму
Телевизор посмотрю!
Я на кнопку нажимаю
И каналы выбираю!
- Слайд
Номер мамин наберу и тихонечко скажу:
«Не волнуйся, мамочка, все у нас в порядке!»
- Слайд
Близких я не забываю – фотографии листаю!
- Слайд
Не хотим мы больше злиться
Лучше с другом помириться
- Слайд.
Поругалась я с подружкой обниму свою подушку.
- Слайд
Лучик солнца мы скрутили и друг друга похвалили
«Ласковое солнышко» приходит на помощь, когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае мы предлагаем поиграть с ленточками – поочередно закручивая их и говорить друг другу ласковые, добрые слова. Эту игру можно использовать для примирения детей.
- Слайд
В группе я кричать не стану
Лучше баночку достану.
Сердитые слова скажу.
И закрою крышкой
И как Джина,
Не выпущу их из кувшина.
Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этой баночке. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а баночка затем плотно закрывается и прячется.
17.Слайд
Делай добрые дела и не злись ты никогда
В уголке уединения находится игрушка (обезьянка), в лапах которой – коробочка «Добрых дел». Каждый ребёнок может положить в неё фишку, если он считает, что совершил хороший поступок. Это пробуждает и стимулирует у детей желание «творить добро».
- Слайд
Вокруг себя повернись — в доброго волшебника превратись.
19.Слайд
В уголок уединения я иду
Без настроенья,
Но когда в него зашел
– Улыбнулся и пошел!
«Зеркало – улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Им всегда становиться весело после того, как они посмотрят в зеркало. У них такие радостные лица, стараются улыбнуться широко. Очень приятно на них смотреть
20 Слайд
В Золушку я поиграю
И фасоль перебираю
21 Слайд
Ну и бусы –загляденье всем друзьям на удивленье
Д / игра «собери бусы» берет на себя функцию умиротворения, создание красивых вещей, поможет ребенку быть в гармонии с собой
22 Слайд
Капитошка, капитошка поиграй со мной немножко
В руки я его возьму и тихонечко помну
«Капитошки» Эти пособия изготовлены из обычных воздушных шариков, внутрь засыпаем муку и крахмал.
Дети разминают в руках «Капитошки», меняя их форму. Такие игрушки очень нравятся детям.
23 Слайд
На бутылочки смотрю взгляд от них не отведу.
Одни бутылочки наполнили гелем для душа, другие водой с глицерином. В них насыпали бисер и новогодний дождик. Если бутылку перевернуть — бисер начнет медленно опускаться. Дети не могут оторвать свой взгляд от волшебной красоты.
24 Слайд
Наши маленькие руки никогда не знают скуки
Мы лепили рисовали и с подушками играли
Их в руках перебирали.
Тактильные мешочки в нашем уголке используем – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
25 Слайд
Мы коллекции магнитов, фантиков собрали
С удовольствием теперь с ними мы играем.
Разглядывая коллекции морских ракушек, фантиков, магнитов дети отвлекаются от своих проблем, успокаиваются, начинают думать о чем- то приятном.
26 Слайд
Маски
Угадайте без подсказки кто скрывается под маской
Маски изображающие разные настроения.
27 Слайд
Д/ игра «Изобрази эмоцию». Дети, глядя на картинку, пытаются изобразить то или иное выражение лица (смех, слёзы, восторг, гнев и т. д.). перед зеркалом (получается очень смешно, детям это занятие очень нравится)
28 слайд
Уважаемые коллеги дарите вашим детям бурю эмоций
Если вдруг без настроенья
Вы придете в детский сад
В уголок уединенья загляните в тот же час
И хорошее настроение не покинет больше вас
Свой рассказ мы завершаем
Творческих успехов вам желаем
Мы вас любим горячо
Приглашайте нас еще.
Как открыть частный детский сад
Решение открыть частный детский сад — непростая задача. Это проект, который потребует тщательного планирования, огромного капитала и, возможно, нескольких лет вложенного времени, прежде чем вы сможете открыть двери своей школы. Вам также необходимо будет изучить государственные нормативные акты и процедуры лицензирования, что может занять много времени. Однако при правильном мышлении и большой решимости вы можете открыть собственный детский сад.
Кэтрин Йулет / iStock / Getty Images
Сформируйте комитет по планированию.Он должен состоять из педагогов, заинтересованных родителей, консультационной фирмы частной школы и потенциальных спонсоров. Комитет по планированию должен разработать основную структуру детского сада, включая разработку заявления о миссии, определение ваших целей для школы и обсуждение того, как вы можете достичь своих целей. Он должен заложить фундамент детского сада, превратив нематериальные идеи в намеченный план действий.
Monkey Business Images Ltd / Monkey Business / Getty Images
Встреча для обсуждения логистики детского сада.Это отличается от первого шага тем, что на нем вы работаете над тем, чтобы воплотить детский сад из этапов планирования в реальность, а на этом этапе вы прорабатываете мелкие детали и повседневные операции детского сада. Некоторые темы, которые вам следует затронуть, — это то, где будет размещаться детский сад, как вы будете покрывать расходы и какие юридические аспекты будут задействованы. Частные школы не обязаны соблюдать государственные учебные программы, но могут, если хотят. Эти правила можно найти на веб-сайте образовательного учреждения вашего штата, и они обычно называются «Кодексом образования».«Вы также должны иметь в виду, что дети по закону вообще не обязаны посещать детский сад в большинстве штатов, поэтому учебная программа должна быть привлекательной и вдохновлять родителей отдавать своих детей.
Кэтрин Йулет / iStock / Getty Images
Осмотреть другие детские сады, чтобы получить советы и узнать, что работает, а что нет. Изучите все, от того, как они проводятся, до уроков, проводимых в классе, чтобы вы могли сформировать свои собственные методы и стили.
Huntstock / Huntstock / Getty Images
Обратитесь в департамент образования штата, чтобы узнать, какие разрешения вам необходимо получить и какую страховку вы должны иметь. Убедитесь, что вы выполняете все его требования и правила, прежде чем рекламировать свой детский сад для широкой публики.
Jacob Ammentorp Lund / iStock / Getty Images
Просите средства, которые позволят вам открыть свои двери. Средства можно получить из различных источников, таких как государственные гранты, местные организации, которые верят в ваше дело, и частные доноры.Как только вы определитесь с миссией своего детского сада, исследуйте организации, которые разделяют аналогичную миссию, и обращаются к ним за пожертвованиями.
Ltd / Wavebreak Media / Getty Images
Наймите сотрудников для вашего детского сада, таких как учителя, помощники учителей, секретарь, финансовый менеджер и уборщица. Решите со своим комитетом по планированию или школьным советом, сколько вы будете платить своим сотрудникам и как вы сможете себе это позволить, прежде чем заключать какие-либо контракты с вашим персоналом.Бухгалтер или консалтинговая фирма частной школы, если вы ее наняли, могут помочь в определении того, что является разумным.
Comstock Images / Stockbyte / Getty Images
Найдите здание для своего детского сада и снабдите его принадлежностями и мебелью.
Kai Chiang / iStock / Getty Images
Продвигайте свой детский сад для широкой публики, размещая рекламу в местах, подходящих для детей, таких как местная библиотека и игровые площадки, а также устраивая дни открытых дверей, которые позволяют будущим родителям и ученикам встретиться с персоналом и осмотрите здание.
.Установка игры в ваш (очень загруженный) детский сад, день
Большинство детских садов способны на многое в учебе. Многие готовы решать простые математические задачи, изучать научные концепции и начать учиться читать. И мы должны бросать вызов нашим киндерам и вовлекать их в учебу — их маленькие умы хотят учиться и исследовать мир!
Но , а не за счет исключения игры из детского сада. Ни за что. К сожалению, по мере роста академических ожиданий (и давления на учителей) свободная игра обычно становится первым делом.
Поверьте, когда я говорю, что я большой сторонник строгих инструкций для наших малышей! Но я также твердо уверен, что:
- Бесплатная игра необходима для развития социальных, эмоциональных и академических навыков.
- У детей должна быть возможность играть в школе.
- Само обучение должно быть веселым и радостным для юных студентов.
И действительно, я просто не думаю, что нужно исключать игры из детского сада по академическим причинам.В течение школьного дня достаточно времени как для учебы, так и для игр. (Если вы преподаете в детском саду на полдня, я знаю, насколько драгоценно время — я работаю с испытывающими трудности читателями детского сада, которые ходят в школу только 2,5 часа в день. Но я все же считаю важным выделить немного времени для игр.)
Так как же могут выглядеть игры в детском саду? Читайте дальше, чтобы узнать, как я включил игру в свой детский сад целый день!
Центры свободного выбора
Основным способом, которым я внедрил игру в наши дни, был блок времени «центров свободного выбора».Я всегда планировал около 45 минут игровых центров в конце дня. (Посмотрите этот пост, чтобы узнать о моем графике и о том, как я в него вписываюсь.)
Этот отрезок времени определенно не был бесплатным для всех «делай, что хочешь»! Начиная с начала года, я «открывал» один центр или корзину материалов в день.
В тот день, когда я представил центр, я смоделировал несколько различных способов, которыми дети могут играть / взаимодействовать с материалами в центре. Обсудили правила безопасного и ответственного использования материалов.В некоторых центрах были ограничения по «вместимости» (например, игровая кухня — я разрешал находиться там только 4 детям одновременно) по соображениям безопасности. Но многие центры были открыты для всех, кто хотел присоединиться (дети обычно учатся саморегулированию, покидая центр, если материалов для всех не хватает). После урока по использованию центра я дал всем студентам возможность изучить центр. Дети либо исследовали центр всей группой, если у меня было достаточно материалов для всех, либо они перемещались по центру небольшими группами.
После того, как я представил около 5 различных центров по отдельности (примерно на 2-й неделе школы), я позволил детям полностью самостоятельно выбирать, какие центры они посещают. Они не отвечали за посещение всех центров — им, как правило, разрешалось играть, где они хотели, когда они хотели, столько, сколько они хотели. Не было никаких принудительных или временных ротаций, если только у группы детей не было проблем с проживанием в центре.
Несколько лет я требовал от детей указывать на карте, где они играют.Я использовал карманную таблицу, чтобы создать интерактивный список опций центра (карточка со словом и изображением для каждого центра). Каждый ученик должен был разместить свою распечатанную фотографию рядом с фотографией центра, где он играл. Если ребенок хотел сменить центр, он должен был вернуться к карманной таблице и переключить свою фотографию на новый центр. Я преподавал дошкольные учреждения до того, как учил детский сад, и эту стратегию я использовал со своими дошкольниками.
В конце концов, я убрал карманный чарт.Мои «Киндеры» смогли самостоятельно выбрать центрового для игры. Я по-прежнему требовал, чтобы они рассказали мне о своем выборе перед тем, как отправиться в игру — это также помешало им всем одновременно баллотироваться за желанного центра. Они также хорошо справились с переключением центров независимо (кроме уборки… это всегда было проблемой!).
Возможно, вы захотите начать год с того, чтобы ваши дети использовали фотографии, чтобы указать, какой из центров они выбрали, и в конечном итоге постепенно откажитесь от этого требования, если оно больше не понадобится вашим ученикам.
Идеи для центров свободного выбора
Так в каких центрах играли мои ученики? Вот некоторые из их любимых:
- Игровая кухня
- Драматическая игровая зона (наряжается в одежду, реквизит и т. Д. — иногда может быть объединена с игровой кухней)
- Пазлов (включая напольные — они их обожали!)
- Уголок для чтения (можно включить знакомые большие книги для разыгрывания рассказов)
- Научный уголок (камни, растения, ракушки и другие природные предметы + лупы)
- Магнитная доска (с магнитными буквами, цифрами, фигурами и т. Д.)
- Арт-центр (плотная бумага, обрезки бумаги и ткани, трафареты, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, краски — если храбрый!)
- Блоки центр
Еще у меня был большой ассортимент «настольных игрушек». Некоторые настольные игрушки были математическими манипуляторами (например, счет медведей). Однако от них не требовалось использовать их для счета или другой математической деятельности.
Я хранил настольные игрушки в пластиковых контейнерах, доступных для детей, чтобы они могли вытащить мусорное ведро и отнести его к столу поиграть.
Вот некоторые из настольных игрушек, которые им понравились:
- Подсчет медведей
- Бусины для нанизывания — отлично подходят для развития мелкой моторики!
- Карты со шнуровкой (щелкните здесь, чтобы понять, что я имею в виду) — также отлично подходят для развития мелкой моторики!
- Маленькие кубики, такие как Lego и игрушечные человечки
- Цепи соединительные пластиковые
- Географические доски (только если они умеют безопасно использовать резиновые ленты!)
Академическая интеграция в центрах свободного выбора
После того, как я познакомил детей со всеми этими центрами, я начал интегрировать некоторые академические материалы в центры.
Еще не было требований по завершению работы или посещению каждого центра. Однако я обнаружил, что, когда дети интересовались темой науки или социальных наук, они любили изучать ее дальше в центрах свободного выбора. Вот несколько примеров того, как я включил академические материалы в центры свободного выбора:
- Написание магнитных букв — я создал словарные карточки для каждой темы науки / социальных исследований, которую мы затронули, с изображением и словом. Дети составляли слова из магнитных букв.
- Тематические художественные проекты — я показал студентам, как сделать поделку, связанную с нашей темой науки / социальных исследований, а затем оставил материалы как вариант в арт-центре.
- Строительные конструкции из блоков / Lego — Я оставил фотографии зданий или сооружений, относящихся к нашей единице исследования (то есть ферме или городу) в центре кварталов. Я предложил студентам создать модели этих зданий или сооружений из блоков. То же самое можно сделать и с пластилином!
- «Специальное» исследование книг — я предоставил детям для изучения книги по естественным и социальным наукам, которые я купил в местной библиотеке; они могли читать эти «особые» книги только в свободное время.
Очевидно, что ни один из этих видов деятельности не является очень «тяжелым» с академической точки зрения. Однако они заставили студентов попрактиковаться в их академической лексике, когда они рассказали о материалах в центрах! Открытие новых академических центров также помогло детям увлечься нашими научными и общественными отделами.
Роль учителя в центрах свободного выбора
Так что вы делаете, пока дети играют? Это зависит! Я определенно не делал одно и то же каждый день, но вот некоторые из занятий, которыми я занимался в это время:
- Контрольные центры — особенно в начале года вам захочется просто пройтись по комнате и убедиться, что все играют безопасно!
- Наблюдение за учениками — вы можете много узнать о своих детях, наблюдая за их играми! Это отличное время для того, чтобы делать анекдотические заметки, так как вы не всегда будете иметь непосредственное отношение к детям.
- Взаимодействие со студентами — Да, поиграйте с ними. 🙂 Это отличный способ сблизиться со своими детьми, узнать о них больше и помочь поддержать развитие их словарного запаса!
- Обучение студентов — Поместите себя в центр и покажите студентам, как по-новому взаимодействовать с материалами.
- Сбор отдельных учащихся или небольших групп для оценки или обучения. Это отличное время для привлечения учащихся, поскольку они не упустят возможности для учебы.Вы можете следить за успеваемостью учеников, проводить повторное обучение или быстро вмешиваться. Однако не планируйте брать одних и тех же учеников каждый день! Слабым ученикам нужно играть не меньше (а иногда и больше), чем их сверстникам!
Другие идеи для включения игры
Ежедневные центры свободного выбора — не единственный способ включить бесплатную игру в ваш детский сад! Вот еще несколько идей:
- Дополнительный перерыв на открытом воздухе (или в помещении) — иногда я заменял центры свободного выбора дополнительным перерывом на открытом воздухе
- «Веселые пятницы» — позвольте ученикам играть с игрушками по своему выбору в течение длительного периода (это отлично работает, если вы преподаете полдня и не можете посещать ежедневные центры свободного выбора)
- Свободная игра с математическими манипуляторами — дайте ученикам время в математических центрах свободно изучать блоки шаблонов и другие материалы, прежде чем попросить их завершить учебную деятельность с материалами
- Интеграция искусств — пусть ваши ученики представляют академические концепции с помощью рисования или пластилина, но сначала позвольте им свободно использовать рисование и пластилин
Итог
Неважно, насколько продвинутыми или зрелыми могут быть ваши воспитанники детского сада или сколько академических знаний вам нужно втиснуть, я все же считаю, что игра не подлежит обсуждению.Если ваши администраторы не согласны, найдите подтверждение для себя!
Я также считаю, что игра важна и для детей старшего возраста, а не только для детей. Вы можете адаптировать многие идеи из этого поста к интересам своих старших учеников.
Как включить игру в свой плотный график? И как творчески вовлечь ученых в игру? Я был бы рад, если бы вы поделились своими идеями в комментарии! 🙂 И подпишитесь на меня в Instagram, чтобы увидеть, как я включаю игру в повседневную учебную деятельность!
Примечание. В этом посте есть партнерская ссылка Amazon.
Версия для печати.Детский сад Детский сад
Как и многие из вас, я собираюсь начать учить детский сад — ВЕРТИКАЛЬНО. И это сложно! Как мне привлечь этих маленьких учеников, многие из которых никогда не были в школе? Как я могу обеспечить их строгими, основанными на запросах, практическими и ВЕСЕЛЫМИ действиями через экран компьютера? Как мне помочь им стать независимыми учениками? Как мне заставить их полюбить школу? Это вопросы, над которыми я борюсь.
Я полон решимости добиться этого!
Итак, я создал эти видео и обсуждения по дистанционному обучению в детском саду .Эти уроки предназначены для дистанционного обучения — независимо от того, полностью ли вы виртуальный (синхронный или асинхронный) или с использованием гибридной модели, когда дети приходят в школу в одни дни, а в другие учатся дома.
Каждый блок включает 8 коротких, но увлекательных видео-мини-уроков (большинство из которых длится 3-5 минут). Видеоролики начинаются с наводящего вопроса и заканчиваются тем, что детям предлагается выполнить простое, но значимое задание (либо запись в научной тетради, либо практическое расследование).Мероприятия предназначены для того, чтобы отвлечь детей от компьютера и изучают науку в реальном мире .
Видео сопровождаются обсуждениями под руководством учителя, чтобы углубить обучение ваших учеников, помочь прояснить любые неправильные представления и даже неформально оценить понимание темы вашими учениками. Каждое обсуждение сопровождается презентацией Google Slides и подробными инструкциями для учителя. Я также включил Parent Guides для каждого урока, с вопросами, которые родители или другие опекуны могут задать своим детям, необходимыми принадлежностями и дополнительными мероприятиями.И, что самое главное, эти уроки очень легки как для учителей, так и для семей!
Первый блок, Что такое наука? знакомит детей с удивительным миром науки и с тем, как он помогает нам, с разными типами ученых, научными инструментами, научными тетрадями и научной безопасностью. Он доступен в моем магазине Teachers Pay Teachers. Второй блок, Our Five Senses, скоро появится в продаже!
Я очень рад использовать эти научные видео со своими детьми! Если вы хотите увидеть, что они собой представляют, вот превью первого видео!
ПРИМЕЧАНИЕ. Это продукт Google Диска.У вас должна быть учетная запись Google Диска (бесплатно), чтобы получить к ней доступ, но у ваших учеников ее нет! Эти видео можно назначить в Google Classroom, SeeSaw, Schoology или любой другой обучающей платформе, которая поддерживает Google Drive. Их также можно отправить по электронной почте. Видео размещены на YouTube и встроены в Google Slides, поэтому ваши ученики должны иметь доступ к YouTube со своих устройств (хотя на самом деле им никогда не нужно посещать YouTube, и в конце нет рекламы или предлагаемых видео).
Пожалуйста, дайте мне знать, если у вас есть какие-либо вопросы об этих видео или о том, как я занимаюсь дистанционным обучением в целом.Это будет непросто, но я знаю, что мы справимся!
.