Алфавит русский со звуками: буквы и звуки в русском языке (с аудио)

Содержание

Урок 1: Звуки и буквы

План урока:

Буквы в русском языке

Что такое звуки?

Гласные звуки

Согласные звуки

Что такое алфавит?

 

Дорогие друзья, приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по морским просторам. Впереди нас ждут интересные приключения и новые открытия. Полный вперед!

 

Буквы в русском языке

Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?

Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!

В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.

Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.

 

Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?

Сестра учится писать,

Только ходит в детский сад.

Как-то раз ко мне пришла,

И тетрадку принесла:

«Милый брат! Мне помоги

И о буквах расскажи,

Я страдаю, что за знак,

Не пойму его никак!»

Взяли мы карандаши,

Говорю: «Садись, пиши.

Это буква – закорючка,

Это вот – чудная штучка,

Буквы – знаки для письма,

Изучай ты их сама!»

Но сестричка не отстала,

С букварем вновь прискакала:

«Братик, милый, покажи,

Букву А мне напиши!»

Вот уж тридцать дней подряд,

Учим буквы кое-как.

На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.

Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.

И он уже виднеется вдалеке!

Внимательно рассмотрите картинку.

На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?

Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.

 

Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:

  • буквы, обозначающие гласные звуки;
  • буквы, обозначающие согласные звуки.

 

Полезный совет

Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.

Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.

Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.

 

Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!

Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»

 

Что такое звуки?

Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?

Ответ: буквы в квадратных скобках, возле буквы ж — штрих.

 

Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук [Э]. Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.

Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.

Звук в квадратной скобке пишем.

Так, как мы его услышим. А = [а]

Буква мягкой может быть,

Когда нежнее чуть звучит.

«Мяу» — сказал мой кот устало,

Перед «я» [м ‘] мягкой стало.

Сверху ставьте запятую,

Маленькую и простую.

  1. Отличие букв от звука запомни: букву мы пишем, а звуки – слышим.

Буквы встали в слово в ряд,

Но совсем не так звучат.

В слове «пою» мы [а] услышим,

Но с буквой «о» ее запишем.

Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.

Выделяют гласные и согласные звуки.

 

Гласные звуки

Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.

Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.

Эти звуки называют десять гласных букв.

 

Задание

Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.

  1. Марка.
  2. Жизнь.
  3. Гол.
  4. Остров.
  5. Эхо.
  6. Урок.
  7. Пол.
  8. Волк.

Ответ:

  1. Марка, 2 звука а.
  2. Жизнь, 1- и
  3. Гол, 1-о.
  4. Остров, 2 звука о.
  5. Эхо, 2 звука – э, о.
  6. Урок, 2 звука — у, о
  7. Пол, 1 –о.
  8. Волк, 1 –о.

Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.

 

Согласные звуки

На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?

Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.

Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.

 

Какое слово загадано в стихе? Угадай!

Согласный звук – его скажи,

На выдохе произнеси.

И вот запнулась буква «З» —

Сквозь зубы воздух шел уже.

А после подоспела «В»,

И губы помогают мне.

Их трубочкой сверну,

И громко букву «У» скажу.

Запнется буква «К» вдали,

Какое слово говорим?

Ответ: звук.

Звонкие и глухие согласные

Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.

Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.

 

Твердые и мягкие согласные

Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук [л ‘] – мягкий.

Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко [м ‘].

Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: м

ыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.

 

Задание

Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.

Зашумела буква…,

Замычала буква …,

Зарычала, замурчала,

Буква …, начнем сначала?

Ответ: ш, м, р.

 

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я

На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.

Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.

Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.

 

Например: пила, «п» стоит рядом со звуком [и ‘], поэтому произносится мягко[п ‘].

А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?

Ответ:[й ‘ула].

 

Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;

  • Я = [й ‘]+ [а]. Яблоко.
  • Ю = [й ‘]+ [у]. Юла.
  • Е = [й ‘]+ [э]. Ель.
  • Ё = [й ‘]+ [о]. ПОДЪЁМ.

Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.

Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.

Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.

Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: [м ‘эшок].

Запомним, какие звуки образуют эти гласные.

  • Е = [‘Э]. Например: [м’ эл] – мел.
  • Ю= [‘У]. Например: [л’ук] – люк.
  • Я= [‘А]. Например: [л’амка] – лямка
  • Ё= [‘О].[л’от]- лед Задание

Какие звуки есть в слове лента?

Ответ: [л’ э н та].

Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».

 

Что такое алфавит?

Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?

Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.

Эта карта непростая,

Это-русский АЛФАВИТ!

Буквы по местам расставит.

И порядок в нем царит.

Азбуку всем нужно знать,

Дружно в школе изучать!

Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.

 

Задание

Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?

Ответ: 33 буквы.

 

Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.

Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!

А теперь ребята, послушайте историю, связанную с появлением алфавита, ее нам расскажет старейший житель города — Аз.

 

Сказание об алфавите

Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.

Они смогли упорядочить все буквы. Так появилась глаголица – первый алфавит, произошедший от слова «глаголить» — говорить.

А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.

Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.

Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.

Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.

Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.

В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.

В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.

Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно. Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.

 

Задание

Продолжите предложения

  1. Первые азбуки назывались … и ….
  2. Раньше все книги не печатали, а …
  3. Создатели азбуки — … и …
  4. Первым печатать книги стал …
  5. Буквы для быстрого письма — …

Ответы

  1. Кириллица и глаголица.
  2. Писали вручную.
  3. Кирилл и Мефодий.
  4. Иван Федоров.
  5. Прописные.

На этом наше приключение подошло к концу!

 

Урок 7: Отличие звуков от букв

План урока:

Что такое ударение?

Способы выделения ударения

Орфоэпический словарь русского языка

Буквы и звуки

Что такое алфавит?

Как обозначаются звуки?

Какие звуки называются гласными?

Какие звуки называются согласными?

Мягкие и твердые согласные звуки

Отличие звуков от букв

 

Что такое ударение?

Ты наверняка помнишь, как в сказке К. Чуковского “Федорино горе” вся посуда сбежала от горе-хозяйки. Что сделала Федора, чтобы вернуть свою посуду?

Искала и звала обратно.


Источник

Помоги Федоре позвать ложку: лоооооожка.

Какой звук отличается от других, звучит дольше?

Звук [о] в этом слове — ударный. Можно представлять, как будто по нему стучат молоточком — лОжка.

Давай попробуем позвать вилку, чашку, сито и ведро.

Ты можешь заметить, что ударение — это выделение голосом в слове определенного слога. Ударение есть в каждом слове. Тот гласный звук, который оказывается под ударением, звучит дольше и сильнее. На письме обозначение ударения выглядит как специальный знак — черточка:


Источник

В словах с одним слогом ударение ставить не нужно, итак ясно, куда оно падает (мел, кедр, стол). Это же касается и слов с буквой ё (мёд, свёкла, актёр).

Тот слог, на гласную букву в котором ставится ударение (который произносится с большей силой голоса), называется ударный слог. Все остальные слоги — безударные.


Источник

На этом рисунке изображены схемы к словам, ударение в них уже поставлено. Например, на первой схеме ударение падает на второй слог. Подходит ли к ней слово “репа”? А слово — “река”?

Попробуй самостоятельно придумать слова к остальным схемам.

 

Способы выделения ударения

Часто именно от ударения зависит смысл слова, поэтому нужно научиться хорошо выделять ударные слоги в словах. Для этого есть несколько разных способов:

  1. Произнести слово так, будто ты зовешь этот предмет к себе как собачку: БарбОс-БарбОс! СоловЕй-соловЕй! БотИнки-БотИнки!
  2. Произнести слово с вопросительной интонацией, будто ты сильно удивлен: МедвЕдь? ДивАн? МорОженое?

Выдели ударные слоги в следующих словах:

Книга, игрушки, тетрадь, цветы, школа, карандаш.

А теперь произнеси слова с ударением на разные слоги:

зАмок — замОк;

мУка — мукА;

бЕлки — белкИ;

ирИс — Ирис.

Что ты заметил?

Ты догадался, что ударение может поменять смысл всего слова. Оно действительно помогает нам определить, что каждое слово обозначает. Поэтому так важно правильно ставить ударение в словах и уметь его определять.

 

Орфоэпический словарь русского языка

Слова, значение которых ты определил выше, отлично тебе знакомы, потому что встречаются в твоей речи, в разговорах с родителями, друзьями. Ты слышишь их часто. Это значит, что они находятся в твоем активном словарном запасе среди остальных слов, которыми ты пользуешься очень часто.

Но иногда приходится встречаться с незнакомыми словами, правильно поставить в них ударение и произнести сложно. Тогда на помощь каждому ученику приходит специальный словарь. Ты знаешь, что с помощью словарей можно определить значение и происхождение слова, а что же содержится в этом словаре?

Орфоэпический словарь русского языка — это словарь, в котором описано правильное произношение многих русских слов. Он помогает произносить слова в соответствии со всеми правилами, то есть так, как принято в культурном обществе.

Рассмотри, как он выглядит внутри. Найди, есть ли в нем знакомый тебе знак ударения?


Источник

 

Буквы и звуки

Ежедневно ты слышишь множество звуков, которые тебя окружают. Пение птиц, жужжание насекомых, шелест листьев, работа мотора автомобиля.

Среди этих звуков есть и другие, особенные: пение песен, работа радио, разговоры окружающих. Что объединяет все эти звуки?

Все эти звуки произносят люди, они имеют определенный смысл и именно из них получаются слова.

Буква — это специальный значок для обозначения звуков речи на письме. С ее помощью можно написать любые слова, сказанные вслух или про себя.

Если бы люди не придумали буквы, то люди не смогли бы сейчас читать книги, писать друг другу письма и сообщения. Не удалось бы прочитать информацию на вывесках магазинов, определить, какие продукты стоят в упаковках на полках. Наши предки без букв не смогли бы передать столько информации о том, как люди жили раньше, какие события происходили в то или иное время. Даже многие сказки постепенно забылись бы, если бы не были напечатаны.

 

Что такое алфавит?

Каждый ученик должен знать алфавит наизусть, потому что этот порядок букв может сильно помочь нам в жизни. Буквы в такой последовательности приводят в порядок полки в библиотеке – по фамилии автора, чтобы любую книгу легко можно было найти. В таком же порядке размещены слова в словаре и фамилии людей в различных списках, например в списке класса.


Источник

Назови по порядку все буквы русского алфавита. Какие из них не обозначают звуков?

Названия каких букв отличаются от звука, который она обозначает?

Правильно, это буквы б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

В 1 Б классе учатся два друга: Иванов Саша и Яшин Максим. Чья фамилия в списке класса встречается раньше? Объясни, почему.

Действительно, Иванов Саша будет в списке гораздо выше, чем Яшин Максим. Ведь буква И в алфавите стоит намного раньше, чем буква Я.

 

Как обозначаются звуки?

Люди придумали определенные обозначения, чтобы обозначать звуки. Они обозначаются буквами, которые заключены в квадратные скобки.

Сравни, как обозначены первые звуки в этих словах. Что ты заметил?

Знак [к] показывает, что это твердый согласный звук. А обозначение [к’] показывает, что этот звук — мягкий согласный.

У любого звука и буквы есть определенное место в слове. Если попробовать заменить одну букву или звук, убрать, или поменять между собой местами, то поменяется весь смысл слова. А возможно получится просто бессвязный и бессмысленный набор звуков.

 

Какие звуки называются гласными?

В нашем языке есть разные виды звуков, в зависимости от их способа произношения.


Источник

По количеству гласных в слове, определяют, сколько в нем слогов. Например: у|че|ник, ма|ма.

Определи, сколько слогов в слове “лист”? Почему?

Верно, в слове «лист» всего один слог, ведь в нем всего лишь одна гласная буква.

 

Какие звуки называются согласными?

Посмотри на картинки, произнеси слова, которыми они обозначаются.


Источник

Понаблюдай, как они произносятся. Все ли звуки произносятся свободно, не встречают преграду во рту?

Например, чтобы произнести [м], нужно сомкнуть губы. Чтобы произнести [ж], нужно пропустить струю воздуха сквозь сжатые зубы. А чтобы сказать [с], приходится поднимать кончик языка к нёбу.

Произнеси эти звуки и понаблюдай за собой. Какие преграды встречаются при произнесении других согласных звуков?

Согласные звуки образуют слоги лишь с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Всего в русском языке 36 согласных звуков.

 

Мягкие и твердые согласные звуки

Посмотри на картинки и назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Послушай, какими звуками они отличаются?


Источник

Верно, в слове «лук» [л] — твердый согласный, а [л’] в слове «люк» — мягкий согласный.

Некоторые согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б’], [д] — [д‘], … . Посмотри остальные пары на картинке. Здесь все звуки твердые, а что можно с ними сделать, чтобы они превратились в мягкие?


Источник

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые. А [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие. Их нужно запомнить, потому что произношение этих звуков именно такое, и они не имеют своих пар.

 

Отличие звуков от букв

Теперь ты знаешь многое о буквах и звуках. Но можешь ли объяснить, чем отличаются звуки от букв?

Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим.

Слово, которое написано на бумаге, состоит из букв. Буквы мы можем лишь увидеть, написать или назвать. Потому что буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Например, буквой “эль” могут обозначаться звуки: [л] и [л’].

Очень важно знать и звуки, и буквы, потому что лишь так можно научиться красиво и грамотно писать. Знание русского языка тесно связано с его правилами. Многие правила русского языка связаны именно с тем, как звуки нужно обозначать буквами при письме. Скоро тебе предстоит с ними познакомиться.

Перед тем, как двигаться дальше необходимо проверить, насколько хорошо ты усвоил этот урок. Ответь на вопросы, выбрав один или несколько правильных ответов.

 

Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы — пишем и видим (когда читаем). На письме звуки обозначаются буквами.

Для обозначения звуков мы тоже используем буквы, но ставим их в квадратные скобки. Это фонетическая запись букв.

Например: звук [м], буква — «эм»

Фонетическая запись букв — это транскрипция. Она помогает понять нам, как мы говорим, отражает живое звучание речи, учит правильно произносить слова.

При оформлении транскрипции учитывай:

  • оно оформляется в квадратных скобках
  • каждому звуку соответствует один знак
  • большая буква не используется
  • в словах обязательно ставится ударение
  • мягкость согласного обозначается значком [ ‘ ] — по́лька — [по́л’ ка], листо́к — [л’ исто́к]
  • долгота звука обозначается значком [ ¯ ] — он используется, когда из двух букв получается один звук: ссо́ра — [со́ра]

Постановка ударения очень важна для правильной фонетической записи. Ударение, его особенности и правила постановки в русском языке изучает наука акцентология.

 

Звуки бывают: гласные и согласные.

Буквы бывают:

В русском языке звуков больше, чем букв.

Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово для разбора.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 11, Полякова, Учебник

Упражнение 15, Полякова, Учебник

Упражнение 64, Полякова, Учебник

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 2, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 71, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 216, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 55, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 21, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 138, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 9, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение стр. 4, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 4, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 1, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 94, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 56, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 155, Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 323, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 117, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 291, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 292, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 19, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 35, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 190, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 205, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 595, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 482, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 1, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5. com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Что такое буквы и звуки?

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

   Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т. д.

       Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё — [й’о], е — [й’э], ю — [й’у], я — [й’а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

— твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

— мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

— всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

— всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];

— звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

— глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

         Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

— всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];

— всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

 

Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит.

Педагогические цели:

  • Способствовать прочному запоминанию алфавита,
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
  • Формированию орфографической зоркости второклассников, становлению самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с правилами пользования орфографическим словарём, с каллиграфическим написанием букв; научатся располагать заданные слова в алфавитном порядке, правильно называть буквы алфавита; приобретут умения работать со словарными словами, осуществлять правильное написание буквы, сравнивать написание  с предложенным образцом.

Метапредметные УУД:

Познавательные:классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют; применять знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.

Регулятивные:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные:осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; работать со страничкой для любознательных; знакомиться с этимологией слов, алфавитом и азбукой.

Личностные: самоопределение, проявляют уважение к русскому языку, русской куль туре и языкам и культурам других народов.

Образовательные ресурсы: таблица«Алфавит», учебник «Русский язык» Г.С. Базыр, картина в учебнике «Русский язык» с.15, орфографический словарь для начальной школы.

Тип урока:актуализация знаний.

Ход урока

I.Организационный этап.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели

 И спокойно тихо сели.

II.Мотивация учебной деятельности учащихся.

 -Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

-Из чего состоят слова?(Слова состоят из звуков)

-Какие бывают звуки?(Звуки бывают гласные и согласные)

 -Чем они обозначаются написьме?( На письме звуки обозначаются буквами)

III. Актуализация знаний.

а) Игра « Найди разницу»

— Скажите, какими звуками различаются слова каждой пары.

Сон-сын, мышка- мишка, как-так, наш-ваш.

IV. Постановка учебной задачи.  

— На прошлом уроке мы повторяли,  какие бывают звуки. Послушайте и отгадайте загадку:

Буквы строго встали в ряд,

 Будто на линейке.

  Каждый знает своё место

  И уйти не смеет. (Алфавит)

— Правильно. На одном из прошлых уроков по «Азбуке» в первом классе  мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв? (33 буквы)

Постановка проблемы.

—  Зачем нужен  алфавит?

— Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.

—  Кто знает, как мы используем алфавит?

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Работа по таблице № 1 с. 14

а) Чтение алфавита по цепочке.

— Прочитайте алфавит. Правильно читайте названия букв.

б) Сообщение учителя об алфавите.

— Слово «алфавит» — греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука».  Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв.

2)Работа с таблицей «Алфавит»

— Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

— Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.

-Какие буквы не обозначают звука?

3)Упражнение «Считаем правильно»

— Учимся считать правильно звуки и буквы. Посмотрите на таблицу в учебнике ( упражнение 2, с.14)

Один звук    , два, три, четыре звука.

Пять звуков.

Одна буква, две, три , четыре буквы.

Пять букв.

4) Чистописание. Словарно – орфографическая работа: ОДИН- словарное слово. Спишите его, запомните написание.

VI.Применение знаний и умений в новой ситуации.

1)Работа в тетрадях.

— Найдите упражнение 3 с.14.

— Найди слово, которое спряталось среди букв. Запиши это слово.

Б В Г Д Е ЁА Л Ф А В И Т К Л М Н Р П

—  Скажи, сколько в нем звуков и сколько букв?

Алфавит – 7 звуков, 7букв.

2)Работа по картине с.15

— Кто тянет репку?

— Прочитай слова под картинкой. Запиши их в алфавитном порядке.

   Бабка, внучка, дедка, Жучка, кошка, мышка.

3)Групповая работа.

Работа с орфографическим словарем.

Даны слова: гитара, забава, жалюзи, абажур, лагерь, кабина, народ, магазин, работа, салат. — Запишите слова в алфавитном порядке.

Вывод:

— Значит, для чего нужен алфавит? (Для того, чтобы быстро найти слова в словарях)

VII.Физминутка.

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть.( Сесть.)

VIII.Закрепление знаний и способов действий.

а) Игра «Восстановите алфавит»

-Восстановите алфавит. Найдите место буквы в алфавите. Назовите буквы.

-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц.

-Перед буквой с.

-Назовите букву, которая стоит на 16-ом месте.

-На 20-ом. № 5 (устно)  

б) Чтение текста «Таня и кукла»

1.Словарная работа

порядок-дес-дараалашкын                                    назвать-адаар

не молчать-ыыттап тур, чугаалап тур                  рядом-кожа

 2. Работа над произношением

Знала буквы, взяла книгу и куклу, смотри, помни; [тт] будто школа; сели на страничке, [тц] тридцать три сестрички, [т] загадки говорят, [ф] овцы.

3. Чтение текста.

— Прочитайте  и делайте паузы на знаках. Скажите, сколько в тексте предложений.

         Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу.  И дала книгу кукле.  Будто школа.  «Учи, кукла, буквы!  Это -/ А. Это — /Бэ.  Смотри,/ помни ». (Л. Толстой.)

4. Чтение по цепочке и беседа о прочитанном тексте

-О ком этот текст?

-Что знала Таня?

-Что она взяла

-Кому она дала книгу?

-Что сказала Таня кукле?

-Выберите лучшее название.(« Таня учит куклу буквам», «Таня», «Таня и кукла»)

IX. Итог урока. Домашнее задание.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какие цели ставили?

-Удалось ли вам достигнуть этих целей?

— Какое задание было самым трудным?

— Какое задание больше всего понравилось?

X. Рефлексия.

«Дерево чувств»

— Если чувствуете себя  хорошо, комфортно, то повесьте на дерево яблоки красного цвета, если нет — зеленого.

Алфавит для детей. Буквы русского алфавита

Доброе утро, дорогие родители!

Вчера сделала две видео презентации «Буквы русского алфавита» и «Звуки русского алфавита.»

Презентации длятся около 1 минуты, их можно показывать малышам любого возраста, НО если Вы только начинаете учить русский алфавит, то лучше всего начать с просмотра звуков русского алфавита, чтобы потом у малыша не произошло проблем при связи букв в слоги. Для малышей более старшего возраста, которые уже знакомы с алфавитом, можно показывать видео презентацию «Буквы русского алфавита» в качестве повторения и запоминания как правильно называются буквы в русском алфавите.

Презентации «Буквы русского алфавита» и «Звуки русского алфавита» выполнены в необычной форме, все буквы подобраны таким образом, чтобы малышу было нескучно смотреть, они все очень разные и интересные, кроме того, смена слайдов слайдов сопровождается весёлым звуком колокольчиков, что дополнительно привлекает внимание ребёнка. Чтобы усилить эффект от просмотра в презентации выключите звук моего голоса и сами называйте звуки и буквы русского алфавита, тем самым дополнительно стимулируя малыша к их изучению (он будет думать, что если мама говорит буквы, то и я хочу)).

Чтобы добиться результата я Вам советую смотреть эти презентации по 2-3 раза в день в зависимости от настроения  ребёнка в течение 5 дней. После этого можете проверить результаты.  Если малыш не будет проявлять интерес к презентации на 3 день, значит, он уже все запомнил и можете его попробовать проверить.

Слайды в видео роликах «Буквы русского алфавита» и «Звуки русского алфавита» меняются БЫСТРО, это сделано специально. Объясняю для всех, кто не знает почему..

1. У всех детей очень хорошо развита фотографическая память (особенно пока растет мозг от 0 до 3 лет в большей степени и от 3-7 лет в меньшей). Это значит, что ребенок воспринимает все символы, буквы и т.д., как КАРТИНКИ, но при одном условии, если они будут быстро сменятся перед глазами. Возможно, нам родителям это сложно понять, нам нужно все внимательно и долго рассмотреть, чтобы запомнить, с детьми же все наоборот, если мы будем долго и нудно что-то объяснять им станет уже неинтересно на второй минуте и они будут сидеть со скучающим видом, а совсем маленькие просто убегут от нас или будут баловаться, как следствие, информация будет не усвоена, а результат, соответственно, не достигнут.

2. Дети в большей своей части неусидчивы, поэтому если Вы хотите их чему-нибудь научить, нужно делать это в качестве игры и очень быстро, они, к сожалению, не могут сконцентрироваться на одном на долгое время.

Поэтому предлагаю Вам в простой и непроизвольной форме познакомить своих деток с буквами и звуками русского алфавита.

Пишите свои отзывы в комментарии)).

Вот собственно и презентации.

Звуки русского алфавита:

Буквы русского алфавита: