Городецкая роспись аппликация шаблоны: Городецкая роспись для начинающих: трафареты поэтапно на досках и по дереву

Содержание

Презентация к уроку технологии по теме: «Народные промыслы.Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы». | Презентация к уроку по технологии (2 класс) на тему:

ТЕХНОЛОГИЯ.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ.РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. 2 класс
Презентацию подготовила учитель начальных классовАНДРИАНОВА НИНА ВИКТОРОВНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Чудиновская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»
Тема урока:
Наша цель:выяснить, что такое …учиться составлять …
г. Городец основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Наличник с резной росписью.1881 г.
П Р Я Л К А
Мебель
Мастера из Городца сотворяют чудеса:Доски и ложки, бочонки и плошки,Тарелки и скалки – Хозяйкам подарки.
О С О Б Е Н Н О С Т И Г О Р О Д Е Ц К О Й Р О С П И С И
Диковинные птицы тянут в небо свои крылья .
А игривые лошадки нам кивают головою.
А в узорах есть цветы небывалой красоты.Их в букеты собирают, яркой краской украшают, К ним листочки добавляют, Белой краской оживляют.
Сюжетная роспись
Тут и сказочке конец.А кто слушал-МОЛОДЕЦ!

подмалёвок
Тенёвка-прорисовка элементов
оживка
Элементы росписи городецких цветов
Верю, дело мы осилим,И освоим Городец,Чтобы красоту РоссииДонести до всех сердец!
ПЛАН.
1. Организуй своё рабочее место.2. По шаблонам вырежи из цветной бумаги цветы и листья. (Разметка и раскрой) -Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай на обратной стороне листа)3. На детали доски раскрась изображение птицы (чёрным и синим цветом; шапочка — красная, отделка -белая)4. Склей элементы росписи.5. Составь композицию. Только после того, как все детали будут разложены на основе — доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем. (Сборка).6. Оформи изделие.
Правила работы ножницами
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте. 2. Перед работой проверь исправность инструментов. 3. Работай ножницами только на своём рабочем месте. 4. Следи за движением лезвий во время работы. 5. Ножницы клади кольцами к себе. 6. Подавай ножницы кольцами вперёд. 7. Не оставляй ножницы открытыми. 8. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 9. Используй ножницы по назначению.
Рефлексия.
Оцените свое изделие: — над изделием надо еще потрудиться — изделие сделано аккуратно
Использованные ресурсы:http://olgica.gallery.ru/watch?a=rzo-icrRhttp://new.nnov.org/new/1652618.htmlhttp://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=6&t=1485https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4%E5%F6#mediaviewer/File:Gorodec.JPGhttp://www.slideboom.com/presentations/723739/Городецкая-роспись

трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

Тяга к прекрасному свойственна человеку с древних времён. Ещё на заре человечества люди пытались украшать свой быт произведениями прикладного искусства, что приводило к образованию целых организованных промыслов. Один из них — городецкая роспись. Трафареты и шаблоны для создания простых, но очень красочных композиций, сделали её очень популярной далеко за пределами родины.

Содержание материала

История появления промысла

Ещё в далёком 19 веке о мастерстве городецких художников было известно не только в России. Изделия этих мастеров украшали многие ярмарки и базары и были востребованы из-за своей невероятной красоты.

Зародился этот популярный до сего дня промысел на берегах Волги, в небольшом городке Городец, что в Нижегородской области. В те времена вокруг города стояли непроходимые леса, поэтому искусство обработки дерева было широко распространено в тех местах. Естественное желание сделать свою жизнь краше побуждало местных умельцев и умелиц украшать деревянную утварь яркими рисунками.

Незатейливые сюжеты повседневной жизни и яркие праздничные картины, украшенные красочными цветами, стали неотъемлемой частью местных деревянных изделий. В то время деревянным было почти всё: посуда, прялки, разделочные доски, игрушки, дома, мебель и многое другое. Красиво оформленный товар всегда продаётся быстрее и лучше, поэтому мастерство городецких кустарей очень быстро стало популярным и востребованным.

Сегодня во многих нижегородских школах преподаётся городецкая роспись. Шаблоны на уроках технологии во 2 классе позволяют юным мастерам осваивать азы этого замечательного искусства. Благодаря этому народный художественный промысел живёт и по-прежнему очень популярен.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Рисуют обычно гуашью, разведённой с клеем ПВА. После окончания росписи и высыхания рисунка изделие покрывают прозрачным лаком. Для этой цели чаще всего используют пульверизатор.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.

Презентация к уроку технологии на тему «Городецкая роспись»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МКОУ Черчетская СОШ УМК «Школа России» Урок технологии 2 класс Татьяна Витальевна Коновалова I кв. категория стаж работы 31 год. *

2 слайд Описание слайда:

История городецкой росписи На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. *

3 слайд Описание слайда:

Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Городецкая роспись – как её нам не знать… Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать, Здесь такие сюжеты – ни пером описать. *

4 слайд Описание слайда:

Мастера из Городца сотворяют чудеса: Прялки и ложки, бочонки и плошки, Тарелки и скалки – Хозяйкам подарки. *

5 слайд
Описание слайда:

Городецкая роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет. *

6 слайд Описание слайда:

А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. *

7 слайд Описание слайда:

Городецкая роспись – весёлая, праздничная. Цвета – чёрный, красный, синий, зелёный, коричневый, белый – на любой вкус! Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. *

8 слайд Описание слайда:

На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сцены украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками. А в узорах тех цветы небывалой красоты. Их в букеты собирают, яркой краской украшают, К ним листочки добавляют, Белой краской оживляют. *

9 слайд Описание слайда:

Городецкие мотивы — сцены городской жизни Часто цветочную  композицию дополняли сюжетные  сцены : чаепитие , охота, изображение барышень и кавалеров, всадников, коней , чудо-птиц. *

10 слайд Описание слайда:

А вот нижегородский Городец— Красавицы, и ярмарки, и кони По дереву скользят на чудном фоне. *

11 слайд Описание слайда:

Расписные донца Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Расписное донце прялки изучаем мы с тобою, здесь игривые лошадки нам кивают головою. *

12 слайд Описание слайда:

С прялочных донец сюжетная роспись перешла и на другие предмета быта: шкатулки, сундуки, лубочные короба, игрушки, посуду, солонки, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота. *

13 слайд Описание слайда:

Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца — Чудо-роспись Городца! Л. Куликова. *

14 слайд Описание слайда:

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Городецкая птица *

15 слайд Описание слайда:

Городецкий конь Городецкий конь— символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. *

16 слайд Описание слайда:

Практическая работа *

17 слайд Описание слайда:

офтальмотренажер *

18 слайд Описание слайда:

*

19 слайд Описание слайда:

*

20 слайд Описание слайда:

Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике «Городецкая роспись» Городецкая роспись в наше время *

21 слайд Описание слайда:

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Городецкая роспись *

22 слайд Описание слайда:

Где и когда возникла городецкая роспись? Промысел возник в середине XIX века Нижегородская губерния, село Городец *

23 слайд Описание слайда:

Основные элементы городецкой росписи? Купавка Розан Ромашка Ромашка *

24 слайд Описание слайда:

Композиционное построение рисунка? Рисунок симметричный, цветы крупные, яркие, собраны в букеты. *

25 слайд Описание слайда:

Выберите вариант городецкой росписи а) б) в) *

26 слайд Описание слайда:

На каких изделиях встречается эта роспись? Ларец Шкатулка Мебель Посуда Предметы быта *

27 слайд Описание слайда:

Городецкая лошадка Городецкий петушок Городецкая птичка * Каких животных изображают в Городецкой росписи?

28 слайд Описание слайда:

Какие цвета используют в Городецкой росписи? *

29 слайд Описание слайда:

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились? *

30 слайд Описание слайда:

http://www.maylex.net/node/277 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4%E5%F6%EA%E0%FF_%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC http://www.perunica.ru/rukodelie/943-gorodeckaya-rospis.html http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11 http://blogs.mail.ru/mail/adelina60/7AC9267FEE1E49E8.html http://www.1-kvazar.ru/ *

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-397171

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Городецкая роспись — образцы, виды и основные элементы технологии

Немного исторических фактов

Из-за того, что в основе всех этих техник лежит наивный стиль, многие продолжают путать их между собой, хотя даже при поверхностном ознакомлении становится очевидным, насколько разными они являются. И не последнюю роль в этом вопросе сыграла история возникновения русских народных промыслов, которая полна интересных фактов. Многое известно и о создании городецкого промысла:

  • Первые упоминания о технике появились еще в XIX столетии, тогда как ее родиной стали небольшие русские поселения, раскинувшиеся на берегах Волги. Примечательно, что все они были сосредоточены вокруг маленького городка под названием Городец (в современности, административный центр в Нижегородской области), откуда, собственно, и пошло название самого промысла.
  • Изначально незатейливыми орнаментами, оформленными в самых ярких оттенках, украшались прялки, притом что дощечки с узорами изготавливались отдельно из другой породы дерева, вставляясь в специальное углубление станка в уже готовом виде.
  • Красочная живопись быстро стала популярной, благодаря чему ею начали украшать не только донца прялок, но и другую утварь и даже отдельные элементы кораблей. В итоге начали появляться чашки, ложки, плошки и прочая мелочевка, расписанная незамысловатыми рисунками в красных, желтых, синих, зеленых и коричневых оттенках.
  • На первых порах техника представляла собой деревянную инкрустацию с очень сложной и кропотливой резьбой по дереву. Однако стремительное расширение применения промысла заставило народных умельцев отказаться от тяжелой техники в пользу более легкой и быстрой в выполнении росписи.
  • Рассвет технологии пришелся на 1870 год, когда художник Огуречников взялся обновить иконы в одной из нижегородских деревенских церквей, используя узнаваемые приемы из городецкой росписи и обучая им своих помощников. А вот в начале XX века она, напротив, пришла в упадок и даже на какое-то время полностью перестала применяться народными мастерами.
  • Свое название роспись получила не сразу, а только в 30-годах прошлого века, и доподлинно известно, что ее автором стал истинный ценитель и исследователь народного искусства по фамилии Василенко. Следует отметить, что наименование в честь Городца было выбрано отнюдь не случайно, ведь, помимо географической близости происхождения, техника почерпнула очень многое из быта и привычного уклада этого городка. Тогда же была открыта первая профессиональная мастерская, благодаря которой интерес к росписи начал стремительно возрождаться.
  • В 1960 году на базе мастерской была построена фабрика, в которой выполнялась роспись по дереву, представленному в различных конфигурациях.

Сегодня более углубленное изучение техники проводится во многих художественных школах. История возникновения городецкой росписи для детей не требует особой адаптации, но для того, чтобы вызвать к ней устойчивый интерес, рекомендуется сопровождать свое повествование яркими картинками, наглядно демонстрирующими всю красоту этого народного достояния.

Главные особенности и символика

Несмотря на всю свою внешнюю простоту и примитивизм, главные элементы городецкой росписи условно делятся на виды и классы, изучение которых оказывается весьма увлекательным, причем как для взрослых, так и для детей. Прежде чем пробовать свои силы в этом народном искусстве, не помешает пройти краткое ознакомление с теоретическим курсом.

Условная классификация

В настоящее время эту технику довольно подробно изучают во многих русских школах живописи, неизменно начиная ознакомление с ней с теории. И прежде всего речь идет о ее классификации, которая условно делится на отдельные виды по следующим признакам:

  • Специалисты различают роспись павловскую и городецкую, причисляя к первой незатейливые узоры и орнаменты, а ко второй развитые сюжетные линии. Так, городецкая роспись зачастую представляет собой целую сценку, даже поверхностное ознакомление с которой позволяет понять, что именно пытался сказать мастер. Исключением, пожалуй, являются только цветочные узоры, которые позволяют просто наслаждаться яркой народной эстетикой без лишних размышлений о символизме и его потаенном смысле.
  • Все композиции городецкой росписи можно условно разделить на симметричные и асимметричные. Иногда в центре может располагаться ключевая фигура с расходящимся от нее в разные стороны в зеркальном отражении одинаковым орнаментом. Обычно это птицы, лошади или львы, тогда как на заднем фоне можно наблюдать фантазийные узоры, цветы или более сложные ягодно-цветочные композиции.

Особой является и база, ведь для нанесения мотивов нельзя просто использовать голую разделочную доску, игрушку или любую другую деревянную заготовку. Изначально их поверхность должна пройти определенный подготовительный период, включающий обезжиривание, грунтовку, сушку и нанесение фона насыщенного охристого, золотистого, оранжевого или теплого желтого оттенка.

Значение фигур

Начинать знакомство дошкольников из детского сада и учащихся старших классов с городецким промыслом следует не только с самых интересных исторических фактов о его возникновении, но и со скрытого символизма, который неизменно таит в себе каждый цветок и весь животный мир, зачастую используемый в этой технологии. Так, начинающим живописцам не помешает занести в свой конспект следующие значения символов:

  • Птицы. Так как техника имеет прямое происхождение от иконописи, она буквально пропитана скрытым символизмом. И прежде всего речь идет о диковинных птицах, которые олицетворяют семейное счастье. Особенно здорово, если два одинаковых представителя пернатых были изображены в паре, имея упитанный живот, ведь это верный признак взаимности, гармонии и достатка. Обращать внимание следует и на вид птиц, ведь одно дело, если речь идет о петухе, и совсем другое, когда взору изучающего технику, предстает дивной красоты райская птица, правда, разница их значений носит весьма расплывчатый характер.
  • Конь. Еще один символ благополучия, причем на этот раз речь идет о материальных ценностях. Такое значение ведет свои истоки от слова «безлошадный», подразумевающее чью-либо несостоятельность, поэтому появление лошадей, да еще и в большом количестве говорит о полном достатке. Что касается расцветки, то городецкий конь может быть только черной масти. Эта особенность обусловлена старинной технологией выжигания по дубу, сильно затемнявшей рисунок. Именно поэтому более поздние мастера, старающиеся по максимуму сохранить аутентичность, использовали черную краску для раскрашивания лошадей, превращая их тем самым в настоящих вороных жеребцов, несущих не угрозу, а удачу.
  • Цветы с зеленой листвой также являются очень добрым символом, олицетворяющим крепкое здоровье, процветание в делах и долголетие. Всего в городецком промысле различают пять основных цветочных орнаментов, значение которых не меняется, в отличие от техники исполнения, усложняющейся с каждым новым этапом. Примечательно, что простота исполнения первого варианта заставляет преподавателей быстро переходить к следующему занятию, объясняя даже новым ученикам в группе, как рисовать второй тип цветов.

Изучение символики на примере популярных образцов позволяет студентам выбирать рисунок по душе, наполняя его особым смыслом. Если же говорить о применении росписи, то, несмотря на то, что это не хохлома, она отлично подойдет для украшения всевозможной деревянной посуды, матрешек, подносов, дощечек и прочих декоративных элементов, способных нести еще и функциональную нагрузку.

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.


«Аппликация. Кухонная доска «Городецкая роспись».

1.Организаци-

онный момент
Время: 1,5 мин.
Основные этапы:

— проверка готовности;

— эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 Проверяет готовность учащихся к уроку.

Читает стихотворение.

В российской глубинке есть чудо живое,

Одетое в биссер, все расписное,

В купавы, в бутоны оно приодето.

Ты глянешь на роспись – и чувствуешь лето.

Все краски в цветах на доске отразились.

А в точках-росинках сияет прохлада.

И чуда другого нам, дети, не надо.

-Как поэт описал красоту городецкой росписи?

 Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

 Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятив-

ные: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка цели и задач урока

Время: 2 мин.
Основные этапы:

-проблемная ситуация

-Мы отправляемся в путешествие в Городец.

-Узнайте, сколько по времени нужно добираться до города Городец на легковой машине из Серпухова, если до города Киржач нужно ехать 3часа, далее – 2 часа до города Владимира, а потом ещё 4 часа до города Городец?

-Правильно, 9 часов.

-Как вы думаете, чему вы научитесь сегодня на уроке? (Отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её).

Выполняют вычисления.

Учащиеся высказывают свои предположе-ния.

Познаватель-ные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

Коммуника-

тивные: слушают учителя и одноклассников,

высказывают свое мнение.

Регулятив-

ные: учатся планировать учебные задачи.

3.Актуализация знаний
Время: 2,5 мин.
Этапы:

-игра «Угадай промысел»

-повторение последовательности выполнения аппликации

 -С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства и технологии.

-Есть ли на выставке предметы этих промыслов?

-Из чего они сделаны?

-Давайте вспомним последовательность выполнения аппликации:

-выбор сюжета;

-составление эскиза к аппликации;

-подбор бумаги;

-вырезание деталей изображения;

-раскладывание их на фоне;

-наклеивание;

-высушивание.

 Учащиеся

вспоминают.

Учащиеся

вспоминают последователь-

ность выполнения аппликации.

 

 

 Познава-

тельные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

 Коммуника-

тивные: оформляют свои мысли в устной форме.

4.Изучение нового материала
Время: 15 мин.
Этапы:

-работа с учебником;

-просмотр мультимедийной презентации

-беседа «Особенности городецкой росписи»

-практическое задание

-физминутка

 -Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике и посмотрим слайды с городецкой росписью.

История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад. Он держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.

Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

— Рассмотрите изделия с городецкой росписью. Что на них изображено?

Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.

Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:

1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.

2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.

3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.

И в итоге получается замечательные, удивительные городские узоры. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

— Какие краски использует мастер, выполняя роспись?

Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита.

-Теперь, когда вы узнали об особенностях городецкой росписи, я думаю, вы сможете среди других видов росписи выделить городецкую.

-Найдите среди выставленных работ предметы с городецкой росписью.

-По каким признакам вы распознали городецкую роспись?

Проводит физминутку.

 Читают текст в учебнике, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод.

Выполняют упражнения.

  Познава-

тельные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации.

Регулятив-ные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуника-тивные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя.

Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи.

Личностные: имеют познаватель-ный интерес к занятиям предметно-практической деятельности.

Регулятив-ные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познаватель-ные: анализируют объекты труда с выделением их существенных признаков, проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию узора.

Коммуника-тивные: формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя, строят понятные для партнера высказывания.

5. Первичное осмысление и закрепление 

изученного материала

 Время: 20 мин.
Этапы:

-беседа «Что и как мы будем делать»

-практическое задание

 -Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги.

-Составьте план работы и сверьте его с готовым планом в учебнике.

 

 

-Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в парах.

 Называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы;

Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируют-

ся на разнообразие способов выполнения задания.

 

 

Выполняют аппликацию, работая в парах.

 Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщают, делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятив-

ные: ориентируют-

ся в учебнике, составляют план выполнения работ.

Коммуника-

тивные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки.

 Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке.

Регулятив-

ные: организуют совместную работу в паре, осуществляют деловое сотрудничест-

во и взаимопо-

мощь.

 

6.Контроль
Время:
Этапы:

Время:1 мин.
Этапы:

-осуществление

контроля;

-осуществление коррекции

 — Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки.

 

 

  Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища

  Регулятив-

ные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения,

оценивают результаты деятельности своей и чужой

Коммуника-

тивные: в доброжела-

тельной форме

комментиру-

ют и оценивают достижения товарищей, высказывают им свои предложения и пожелания

7.Итоги урока. 

Рефлексия 
Время: 2,5 мин.
Этапы:

-выставка работ учащихся

-оценивание результатов работы

-заключительное слово

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ.

-Какие цвета использовали в аппликации?

-Все ли вам удалось в этом задании?

-Что не удалось? Почему?

-Какое у вас сейчас настроение?

Городецкая роспись — как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Рассматривают выполненные поделки.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Личностные: соориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи.

Регулятив-

ные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Коммуника—тивные: излагают свое мнение и аргументиру-ют свою точку зрения.

Аппликация «Городецкая роспись»

 

Занятие по ознакомлению с искусством

 аппликация «Городецкая роспись»

 

Программное содержание.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.

Задачи.

Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.

Развивающая.  Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.

Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Материал к занятию . Кухонные доски, образцы узоров, заготовки для аппликации, гуашь, ватные палочки, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

Предшествующая работа. Посещение музея, знакомство с элементами росписи, знакомство с историей городецкой росписи.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, у меня сегодня хорошее настроение, я хотела бы поделиться им с вами. Для этого достаточно сказать друг другу комплимент.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что я дала вам в руки кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?  (ответы детей)

А теперь я поменяла черную краску на белую. Какой краской труднее раскрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно – белым? А каким бы вам хотелось видеть мир?

Воспитатель. Мне тоже хотелось бы, что бы мир вокруг нас был красивым, разноцветным, чтобы нас всегда окружали красивые вещи. А кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, красивые вещи можно увидеть в музее.

Воспитатель. Знаете, почему мы заговорили о музее. Потому что сегодня оттуда к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какой красивый конверт. На нем написан адрес нашего сада и указано: детям старшей группы от директора музея.

Ребята, так как письмо адресовано вам, я подождала, пока вы все собрались в группе. Хотите узнать, что в этом письме?

Воспитатель (читает письмо): Здравствуйте, дети, пишут вас сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим открыть выставку народных изделий. Но нам не хватает экспонатов. Высылаем вам образец одного из экспонатов, которые нужны нам в музее. Но он не помещался в конверт, пришлось его разрезать. Надеюсь, что вы сможете его собрать и изготовить нам для музея такие же экспонаты.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое экспонаты? (предметы, хранящиеся в музее)

— Как вы думаете, сможем мы помочь сотрудникам музея?

— Давайте  посмотрим, что же за экспонат нам прислали в конверте.

Д. и. «Собери картинку»

Воспитатель. Ребята, что за изделие у нас получилось? (разделочные доски)

Посмотрите, какие они красивые.  Какая знакомая здесь роспись? (это городец)

— По каким элементам вы догадались?

— Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в Городец и посмотреть, какие еще красивые изделия там делают мастера? Ну тогда в путь.

Воспитатель.

На левом берегу Волги чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец.(1слайд)

Есть на Волге город древний,(2 слайд)

По названью Городец.
Славится по всей России (3 слайд)

Своей росписью творец.

Городецкая роспись – как ее нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.(4слайд)

Здесь такие букеты, что нельзя описать,(5слайд)

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. (6слайд)

Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты,(7 слайд)
Ярко красками горя,
Чудо птицы здесь порхают,(8слайд)

Будто в сказку нас зовя.(9 слайд)

Если взглянешь на дощечки,(10слайд)

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит,(11 слайд)

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,(12 слайд)

И кувшинки расцветают.

Посмотрите на роспись, сочность красок манит,(13слайд)
Городецкая роспись душу нам веселит.

Воспитатель.

Посмотрите на это изделие. Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите элементы на образце.

1.                 Она круглая, как чаша, а зовут ее …(ромашка)

2.                  Словно чудо тут и там распускается…(розан)

3.                  Ей в жару не будет жарко, она в воде, она…(купавка)

Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В ночь , по приданию, появлялся удивительной красы цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название – купавка. С тех пор городецкие мастера стали изображать купавку в своих росписях.

Воспитатель. Правда, ребята, хороши изделия, расписанные городецким узором.

 Недаром директор музея попросил нас украсить разделочные доски именно таким узором. Ребята, в музее, наверное, ждут, когда же мы пришлем им новые экспонаты

Воспитатель. Пора, ребята, нам отправляться в детский сад и приниматься за работу.

Воспитатель.

Все за мною становитесь,

 Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колес!

Друг за другом мы пойдем, за вагончиком бегом.

Дети под музыку продвигаются по группе, подходят к рабочим столам.

Вот мы и в нашей мастерской.

Воспитатель. Посмотрите  на образец городецкого узора. (14 слайд)Ребята, давайте сравним  две цветка: купавку и розан. Чем они отличаются?(они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный лепесток располагается напротив середины, а у розана середина располагается в центре и все лепестки одинаковой величины)

Сегодня я познакомлю вас еще с одним узором городецкой росписи. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся …бутон.(15 слайд)

— Ребята , из каких элементов состоит бутон? (из кругов разной величины)

Посмотрите внимательно на композицию городецкого узора (слово композиция обозначает красивое расположение предметов или элементов  росписи) (16слайд)В центре расположен самый красивый и крупный цветок, по обеим сторонам от него – цветы меньше по величине, но одинаковые по окраске.

Городецкие мастера расписывали свои изделия красками, я предлагаю вам украсить экспонаты аппликацией. Мы составим узор из двух бутонов и цветка. Цветок у нас готов, мы его приготовили на прошлом занятии, а сегодня мы сделаем бутон. Из каких элементов он состоит? (из кругов разной величины)Сколько кругов нужно будет вырезать для двух бутонов? (четыре, два маленьких и два больших)

Как можно вырезать сразу два одинаковых круга? (свернуть заготовку пополам и аккуратно срезать уголки по кругу)

После того, как вы вырежете круги, соберите и склейте бутон. Затем составьте узор и приклейте все элементы. Что нужно сделать, чтобы оживить узор? (можно украсить цветы белыми точками, оживкой)

Инструктаж.

— Как правильно держать ножницы? Передавать друг другу?

— Как правильно наносить клей на заготовки?

Молодцы, знаете все правила пользования ножницами. А теперь можно приступать к  работе.

Самостоятельная работа детей (под музыку)

Оформление выставки детских работ.

Итог занятия.

Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились. Вы настоящие мастера. Давайте внимательно рассмотрим некоторые работы. Здесь хорошо подобран цвет, а на этом розане очень красиво смотрится оживка. А эти работы очень аккуратные. Не зря говорят: дело мастера боится. Как называется роспись, которой вы украшали доски?

С каким новым элементом мы познакомились?

Ну что ж, ребята, давайте сложим наши  работы в посылочный ящик и отправим их в музей. 

 

 

 


 

Городецкая роспись

На левом берегу р. Волги , недалеко от Нижний Новгород , Городец , большое село, основанное в XII веке . Территория вдоль Волги была благоприятной для торговли, здесь была Макарьевская, наибольшая Российская ярмарка. Население начало осваивать разные виды ремесел; в самом Городце были кузнецы, пряники, красильщики.Зато было большое количество плотников и резчиков по дереву : древесина была богата дешевым сырьем, вся продукция продавалась в самом городке или в «Макарии».

Крестьяне всех окрестных деревень занимались этим ремеслом: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи производили инструменты для прядения и ткачества. На территориях, расположенных у Волги, льна вышло , прядили женщин, ткали полотна, поэтому работы у резчиков и художников было много.

За короткий период человек освоили живописи . Хотя изображения в основном плоские, в картине вместо светотеневой обработки использовались переливающиеся оттенки и цвета. Детальность изображения, четкие линии и четкость изображения переданы мастерски.

Мелкая посуда или посуда размером (солонки, ящики для детских игрушек ), по правилу , окрашены с узорами растительности, в которых розы, листья, ветки и оперение имеют белый цвет.В декоративных панно либо две, либо трех разных сцен или трёх или одна картина. Люди изображены в костюмах с элементами одежды прошлого века. Если объект изображения показан как внутри здания, то интерьер комнат напоминает некую древнюю архитектуру с причудливыми колоннами, арками и другим пространство содержит растительный орнамент. Поэтому создается впечатление праздности, сообразительности за счет контрастов, ярких красок и мифических картинок.

Сегодня традиционное национальное «Городецкая роспись » развивается как искусство украшения плоской поверхности в исторически сложившемся центре, породившем его. Такая окраска позволяет мастерам использовать различные формы, цвета и оттенки без применения термической обработки. Многообразие палитры безгранично, и уже 60 лет мастера фабрики « Городец » сохраняют и развивают традиции народного промысла.

45 кистей Procreate для цифровых художников

Нет результата

Просмотреть все результаты

Нет результата

Просмотреть все результаты

Нет результата

Просмотреть все результаты

Сообщество Procreate постоянно расширяется, поэтому важность универсальных кистей, ключевого инструмента приложения, становится все более важной.

Городецкая Живопись Логотип Вектор (.EPS) Скачать бесплатно

Загрузить новый логотип Авторизоваться регистр

ПОИСК

  • Логотипы брендов
      • Новые логотипы
      • Популярные логотипы
    • Категории

        • Реклама
        • Архитектура
        • Искусство и дизайн
        • Авто-мото
        • Красота и косметика
        • Бизнес
        • Связь
        • Строительство
        • Консультации
        • Образование
        • Машиностроение
        • Окружающая среда
        • Сельское хозяйство
        • Мода
        • Финансы
        • Еда и напитки
        • Игра
        • Правительство
        • Здравоохранение и медицина
        • Символика
        • Отели
        • Промышленность
        • Legal
        • Производство
        • Медиа
        • мобильный
        • Музыка
        • Религия
        • Розничная торговля
        • Наука
        • Безопасность
        • Услуги
        • Покупки
        • Знак
        • Спорт
        • Технологии
        • Торговля
        • Транспорт
        • Путешествие
  • Шаблоны логотипов

    Краски и малярные принадлежности в центре внимания

    Скидка 20-50% в магазинах! Применяются исключения * Магазины Melbourne Metro теперь открыты до 21:00 по четвергам и пятницам *. Задержки почты Австралии в настоящее время влияют на сроки доставки.
    • Отследить заказ
    • Свяжитесь с нами
    • AU

      ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТРАНЫ

      Текущее расположение:

      Австралия английский

      Изменить место:

      Новая Зеландия английский Малайзия английский | Melayu Сингапур английский