Урок музыки в 3 классе «Иван Сусанин»
Класс: 3
Учитель Румянцева Лариса Николаевна
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Планируемый результат:
Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Формируемые УУД:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль
процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.
Оборудование: компьютер, презентация, видео фрагменты
Музыкальный материал:
Информационные источники:
Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 классы», Москва «Просвещение» 2012г.
Методическое пособие Методическое пособие «Музыка 1- 4 класс» Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение»
Ход урока
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельностиЗдравствуйте, ребята!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Первичное усвоение новых знаний
-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки.
-Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
— Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»
— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?
— Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА
— Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»
(1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки; 2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)).
— Внимание на экран , кого вы там видите?
— Знаком ли он вам?
— это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
– великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.
М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка — основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!»
Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. Он давно полюбил «Думу» поэта-декабриста Рылеева о Сусанине и теперь с жаром принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.
Первые люди восхищались оперой. Музыкальный критик Одоевский, современник Пушкина и Глинки, провозгласил композитора «Колумбом русской музыки». Он написал после первого представления «Ивана Сусанина»: «С оперой М. Глинки начинается новый период русской музыки».
— познакомится оперой «Иван Сусанин»,
— узнать значение слова «опера»
— кто является композитором
— смотрят, анализируют, читают.
-Композитор Михаил Иванович Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин» в основе музыкального произведения лежит реальное событие. Его вдохновил образ Ивана Сусанина.
— Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?
— крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его.
— Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?
Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем
— Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.
-Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию.
— Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. «Предсмертная ария».
-Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью)
— А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) (на слайде)
— Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.
— Что любит музыка?
— Все, верно, приступаем к просмотру.
— Звучит видеофрагмент («предсмертная ария»)
— Вот такая интересная история про храбрость русских людей.
Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии?
— Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?
Люди должны знать героев и быть героями.
Сейчас мы свами просмотрим еще один видеофрагмент, который называется «заключительный хор славься».
— А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы).
Что такое хор? (хор – это коллектив поющих).
— Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.
И так ребята, что вы увидели?
— А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу?
— Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными?
— Тишину!
Информация о домашнем задании
( Личностные УУД
смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществлялась
— про героев
Рефлексия учебной деятельности
(Регулятивные УУД
— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
— А сейчас подведем итог нашего урока.
-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?
Дополните предложение:
— Я узнал…
— Самое интересное…
— Я запомнил это произведение, потому что…
— На этом наш урок закончен
— да, мы познакомились с оперой «Иван Сусанин».
Конспект урока «М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин» 3 класс | План-конспект урока по музыке на тему:
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Цель урока: познакомить учащихся с жанром «Опера» на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Задачи:
- образовательная – знакомство с жанром «Опера»;
- развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;
- воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;
Оборудование:
- телевизор и DVD проигрыватель,
- проектор и компьютер,
- элементарные музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Введение в тему урока.
Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».
2. Просмотр видео фрагмента оперы «Иван Сусанин», (вступление к опере).
II. Познавательный этап
1. История создания оперы.
Рождение оперы
Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.
Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монте вели.
Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.
« — Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…
— Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, — парировали другие…
— Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии — нараспев. Мы вспомнили, что в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.
Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.
—
И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.
Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания).
Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.
Значение термина «опера».
Что же значит это слово?
«Опера», — в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».
Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.
— Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.
2. Предыстория возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.
Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.
Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди них были и его друзья.
М.И.Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует по Италии, — где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.
В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина
«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»
У лица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.
В избе Сусанина неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.
Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
III. Итог урока
1. Выполнение творческой работы.
Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по:
- создание оперы как жанра
- биография композитора
- опера «Иван Сусанин»
IV. Домашнее задание
- Составить кроссворд по теме «Опера»
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
- Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».
Конспект урока музыки 3 класс » Опера Иван Сусанин»
Тема:
«Опера «Иван Сусанин»»
Цель: познакомить обучающихся с оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Задачи:
· познакомить с творчеством М.И. Глинки;
· привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
· развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
· способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
· воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.
-Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).
Вопросы: Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.
— А что же такое «Опера»
Опера
— 1. Музыкально-драматическое произведение, предназначенное
для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении
оркестра
Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи Рылеева :
«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Называется опера «Иван Сусанин».
Опера состоит из четырех действий с эпилогом.
Эпилог. Заключительная сцена оперы.
В начале XII века польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына — царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.
Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.
Действие первое. 1612 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.
«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».
Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле.
Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях.
Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов,
польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина.
— Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать, почему простые крестьяне — Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной отправлялись на бой с врагами. (Мнения учеников)
Действие третье. Тем в семье Сусанина готовятся
к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу
врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану
Минина и в Москву, В начале Сусанин отказывается.
Страха не страшусь,
Смерти но боюсь,
Лягу за святую Русь, —
гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить.
Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:
Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.
Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.
Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —
с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина
Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси.
-Вот и закончилась опера.
Вопросы :
1.Ребята, вам понравилось наше путешествие?
2.Интересно было в оперном театре?
3. А кто из героев оперы вам больше всего понравился?
4. Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
5. Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
А теперь встанем со своих мест и выразим свое отношение к опере аплодисментами!
После такого драматического спектакля нам нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.
«Веселые мартышки»
Текст | Описание движений |
Мы — веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесем к виску, Оттопырим ушки, Хвостик на макушке. Шире рот раскроем, Гримасы все состроим Как скажу я цифру «три» — Все с гримасами замри! «Раз-два-три!» «Отомри!» | Движения выполнять по содержанию текста. |
Вокально-хоровая работа
-Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в которой мы снова встретимся с музыкой М.И.Глинки
Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы «Славься». Слушаем фонограмму хора.
А теперь попробуем спеть. Внимательно смотрим на меня и следим за движениями рук.
Исполнение хора «Славься».
Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?
Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?
Какие черты русского характера воспевает эта музыка?
Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?
Какой же можно сделать вывод :
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском
музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.
— Я думаю, что вы тоже растете патриотами нашей великой и большой России.
Поэтому, я предлагаю вам выучить современную песню о России.
Знакомство и разучивание «Песня о России».
V. Итог урока.
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
С какими незнакомыми словами вы сегодня познакомились?
С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?
Молодцы! Сегодня хорошо работали!
Домашнее задание.
Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам оперы.
Скачано с www.znanio.ru
Презентация к уроку музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Михаил Иванович Глинка (1804-1857 г.)
Опера
«Иван Сусанин»
Имение М.И. Глинки в с. Новоспасское
Родители композитора: Евгения Андреевна и Иван Николаевич
Бабушка Фекла Александровна Глинка
Первое фортепиано Миши Глинки
М.И. Глинка – выпускник Благородного пансиона в г. Петербурге
М.И. Глинка в расцвете творческих лет
Опера в переводе с итальянского означает «сочинение».
Опера — музыкальное, театральное произведение,где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
Поляки:
Эй, кто тут? Чей дом здесь?
Здорово, хозяин!
Есть дело к тебе,
Ты все знаешь, старик!
Где стан? Где войска?
Где обоз их? Где Минин?
Где Минин прошел?
Где он станом стоит?
Скорей говори,
Где тут Минин стоит?
Сусанин:
Эх, господа! Откуда знать, где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь. Живем своим семейством.
Справляем свадьбу мы. У нас нынче вечерина,
Ждем гостей и вы гостями быть повольте.
Испить мужицкой браги, отведать русских пирогов!
Поляки:
Мы не гости! Смотри! Нас тут много!
Послал нас на Русь сам король Сигизмунд!
Веди нас к Москве, и немедля!
Король наш всевластен, всесилен, Покорствуй ему!
Сусанин:
В Москву панам вельможным надо?
Так-так! И Минин нужен вам? Так-так!
Идти во тьме кромешной какая гонит вас нужда?
Зачем в Москву, и так поспешно?
Зачем вам Минин, господа?
Поляки:
Холоп, любопытство твое надоело!
Веди на Москву! Немедля! Живей!
Чинить нам допросы – твоё ль это дело?
Скорей собирайся, веди нас к Москве!
Сусанин:
Велик и свят наш край родной. Встает земля на подвиг свой.
Идут сыны её потоком. Им путь к Москве открыт широко.
За град святой мы все стоим. В Москву дороги нет чужим.
Поляки:
Ты долго нам головы будешь морочить?
Иль с польскими саблями ты не знаком?
Сейчас повинуйся нам, хочешь, не хочешь,
Иль тут же на месте тебя мы убьем!
Сусанин:
Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь!
Поляки : В Москву нам пробиться немедленно надо.
Нельзя ни минуты бесплодно терять!
Ведь наши погибнут в Москве под осадой!
Заставим вести нас иль будем пытать?
Поляки:
— Что делать нам?
— Что делать с ним?
— Убить? Не лучше ль подкупить?
Убить! Убить! – Нет! Нет! Нет!
Сусанин:
Врагов проклятых заведу
В лесную глушь, в дремучий бор,
Погибну сам, но их сгублю…
(обращаясь к Ване)
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, зови, буди народ.
Чтоб Минин знал, что враг идёт,
Чтоб до зари – тебе быть там!
Поляки:
Эй, слушай, хозяин, мы щедрые люди,
За службу, за дружбу мы деньги даем…
И мы торг вести здесь с тобою не будем.
Ты путь нам покажешь,
Получишь ты злато.
К Москве нас проводишь,
Пируй и гуляй там!
Не хочешь вести нас — на месте убьём!
Ты понял? Иль деньги, иль гибель!
Скорей выбирай!
Сусанин : Вот это ярче сабли светит, Вот это прямо в очи метит. Когда не я, — другой пойдёт И ваши денежки возьмёт! Да, ваша правда, деньги сила, Червонцы лучше, чем могила. Ин быть по-вашему! Иду! А деньги после я возьму! Поляки : Заплатим сполна, порешили и с богом Веди нас к Москве по кратчайшим дорогам! Сусанин: Панам вельможным услужу, Прямым путём вас провожу!
Антонида: Ах, отец, куда идёшь ты!
Ах, отец беду я чую! Ты врагов не провожай,
Нас, детей, не покидай!
Сусанин: Велят идти, повиноваться надо!
Ты не кручинься, дитятко моё,
Не плачь, не плачь возлюбленное чадо.
Дай бог тебе счастливой жить семьёй.
Путь мой далёк, когда вернусь не знаю.
Сыграйте вашу свадьбу без меня,
Желаю счастью вашему продлиться.
Всю жизнь прожить не зная зла и слёз.
Куда ты завел нас?
– Лях старый вскричал.
Туда, куда нужно!
– Сусанин сказал.
– Убейте, замучьте!
– Моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь:
я спас Михаила!
Предателя, мнили,
Во мне вы нашли:
Их нет и не будет
На русской земли!
В ней каждый Отчизну
С младенчества любит
И душу изменой
Свою не погубит
Рылеев, «Иван Сусанин»
Память о М.И. Глинке жива!
Презентация к уроку музыки в 3 классе М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Первое действие
Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.
Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.
Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».
С реки доносится песня. После победы над вражеским отрядом возвращается Собинин. Он принес добрые вести: Козьма Минин поднял Русь на врага, князь Пожарский призван возглавить войско. Радостно встречаются жених и невеста. Антонида передает Богдану слова отца о свадьбе. «Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».
Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.
Популярные сегодня пересказы
- Пикуль
Будущий писатель родился 13 июля в 1928 году в семье крестьян. Так как детство и юношество Пикуля пришлись на военное время, он получил только пять лет образования. В Ленинграде мальчик жил до 4 класса - Про обезьянку — краткое содержание рассказа Житков
В рассказе под названием «Про обезьянку» автор описывает события прошлой школьной жизни. Будучи двенадцатилетним мальчиком, рассказчик получает предложение от друга – Юхминенко - Еж — краткое содержание рассказа Пришвина
В рассказе М. М. Пришвина «Еж» автор повествует о встрече с ежом, который со временем остался жить у него в доме. Однажды рассказчик встретил недалеко от ручья ежа, который на каждое прикосновение прохожего злобно реагировал - Краткое содержание баллады Вересковый мед Стивенсона
Действие баллады Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мед» происходит в раннее средневековье. Шотландцы последовательно завоевывали территорию острова, уничтожая местное население
Третье действие
Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.
Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.
Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков. Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»
Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.
Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)
«Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Действие спектакля разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за ярких героев, национальных костюмов и замечательной музыки с содержанием народных мелодий.
Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Иван Сусанин | бас | крестьянский мужик, который завел в чащу леса поляков |
Антонида | сопрано | дочь Сусанина, невеста Собинина |
Ваня | контральто | усыновленный ребенок Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности |
Богдан Собинин | тенор | один из русских войнов и жених дочери Сусанина |
Сигизмунд Третий | бас | король поляков |
Краткое содержание «Ивана Сусанина»
Недалеко от костромской области, домой, в село Домнино, возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Жених Антониды, Богдан Собинин, тоже был в числе участников, защищающих отчизну. Но Иван Сусанин, отец Антониды, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Сусанин принял решение о том, что не бывать никакому празднику бракосочетания, пока поляки топчут родные земли. Наконец-то приходит Собинин и приносит отрадную новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанин, обрадовавшийся такой вестью, разрешает сыграть свадьбу возлюбленным.
Польский король Сигизмунд Третий организовывает бал, на котором угощает своих друзей великолепным пиром. Море вина, красивая музыка и танцующие девушки, занимающие внимание гостей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская шляхта все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: Минина поставили во главу ополчения, и он начинает воевать против поляков. Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.
К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами. Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.
Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев. Русские войны готовы к разгрому армии врагов, и хотят спасти Иван Сусанина. Минин и его люди также идут навстречу полякам.
Уже в лесной чаще Иван перестает вводить в заблуждения врагов и сообщает им, что он их запутал, и теперь они тут умрут. Он готов принять смерть, и начинает прощаться со всем, что ему дорого. Поляки в гневе убивают запутывавшего их русского. Войны во главе с Собининым не успевают спасти Ивана Сусанина, но над поляками они одержали победу. Весь народ горестно вспоминает этот храбрый подвиг.
В Москве перед Кремлем на площади идет победоносное празднование русской армии, которая освободила Родину от поляков. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади. Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | IV Акт |
40 мин. | 25 мин. | 55 мин. | 55 мин. |
Интересные факты
- Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
- Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
- Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
- Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая — барона Егора Розена, вторая — Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.
- Композитор гармонично соединил в своем произведение европейские оперные и симфонические нормы с русскими хоровыми интерпретациями.
- Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
- Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.
- Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
- Владимир Ленин в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
- Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
- Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
- В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).
- У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
- Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
- Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.
Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»
Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)
Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)
Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)
Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)
Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)
Финальный хор «Славься» (слушать)
Музыка
Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.
Оперная драматургия и музыкальные номера в опере оказались подлинными и новаторским, что послужило началу создания нового оперного жанра — народная музыкальная драма. Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.
История создания
Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «пера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.
На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.
Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.
Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».
Постановки
1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.
Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов. В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко. На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.
Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.
Опера «Жизнь за царя» — поистине великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающихся о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)
Четвертое действие
Первая картина
Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»
Вторая картина
Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.
Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.
Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать».
С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.
|
Презентация к уроку музыки в 3 классе «Опера «Иван Сусанин»
Центр АРТ-образования,
Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)
«Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
(к 210-летию со дня рождения М.И.Глинки)
Презентация к уроку музыки
Масликова Юлия Алексеевна,
учитель музыки,
Морозов Данил, 8 класс
МБОУ СОШ №3 городского округа
г.Урюпинск
Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)
русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.
Михаил Иванович с детства увлекался музыкой. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке.
В 1817 году Михаил поступает в Благородный пансион. Берёт уроки у видных музыкальных педагогов — Карла Цейнера и Джона Филда. По окончании пансиона, он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, пробует себя в роли композитора. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету
В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.
Мысль, поданная Жуковским, захватила воображение композитора.
«…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей»,-
В.А.Жуковский
«Иван Сусанин»
(«Жизнь за царя») — опера Михаила Ивановича Глинки. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
В 1815 году в Петербургском Большом театре состоялась премьера оперы.
Иван Сусанин
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины.
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы,
над съездом к Волге.
Опера «Иван Сусанин» — первый в истории мировом музыки образец героической народной музыкальной драмы.
В основу оперы положено действительное историческое событие — патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков еще бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича, жившего тогда неподалеку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом.
Крестьянин Иван Сусанин узнает, что его боярина Михаила Романова собор ставит на Царство. Тем временем поляки вынашивают коварный план покорить Россию, захватив царя Михаила Романова в плен. Поляки появляются у дома Ивана Сусанина и требуют, чтобы их проводили к царю. Иван Сусанин притворно соглашается. А про себя думает: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Среди болот, когда поляки понимают, что их обманули, они убивают Ивана Сусанина, но и сами выбраться
не могут.
Познакомимся с фрагментами
оперы «Иван Сусанин»
Эскиз декорации к опере «Иван Сусанин» Сперанский П.Т.
Бал у короля Сигизмунда
Хор поляков «Устали мы»
Ария Ивана
Сусанина
«Иван Сусанина»
картина
Священника Григория
Хор «Славься»
«Богатый своим талантом, он (Глинка) доказал блистательным опытом, что русская мелодия, естественно, то заунывная, то веселая, то удалая, может быть возвышена до трагического стиля… С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»
В.Ф.Одоевский
Ссылки на сайты,
использованные в работе:
Глинка: Иван Сусанин (Жизнь за царя) (страница 1 из 1)
Фильтровать результаты
Показать фильтры результатов Скрыть фильтры результатов Скрыть фильтры результатовПредыдущий
- Текущая страница 1
Следующий
Борис Христофф (Иван Сусанин), Вирджиния Зеани (Антонида), Джузеппе Кампора (Богдан Собинин), Анна Мария Рота (Ваня), Эральдо Кода (Сигизмунд, король Польши), Гульельмо Фаццини (Польский посланник)
Оркестр Sinfonica e Coro di Milano della Rai, Альфредо Симонетто
2 компакт-диска
13 долларов.25Обычно отправляется в течение 4-5 рабочих дней
Борис Христофф (Иван Сусанин), Тереза Стич-Рэндалл (Антонида), Николай Гедда (Богдан Собинин), Мила Бугаринович (Ваня), Джурдже Джурджевич (Сигизмунд, король Польши / Русский солдат), Жика Йованович (Польский посланник)
Концертный оркестр Ламурё, Хор Белградской национальной оперы, Игорь…
Гуселев / Стянова
Софийская национальная опера, Иван Маринов
Миро Чангалович (Иван Сусанин), Мария Главачевич (Антонида), Милица Миладинович (Ваня), Иван Мургашки (русский солдат), Драго Старц (Богдан Собинин), Боголюб Грубач (польский посыльный), Владета Димитриевич (Сигизмунд, король Польши)
Хор Югославской армии, Оркестр Белградской национальной оперы…
Максим Михайлов, Наталья Шпиллер, Елизавета Антонова, Георгий Нелепп, Александр Хоссон, Иван Скобцов, Федор Светланов
Хор и оркестр Большого театра Москва, Александр Мелик-Пашаев, Василий Небольсин
Геза Анда и Бела Сики (фортепиано), Уилфред Пиклз (повествование), Питер Пирс (повествование), Борис Кристофф (Иван Сусанин), Тереза Стич-Рэндалл (Антонида), Николай Гедда (Богдан Собинин), Мелани Бугаринович (Ваня), Джурдже Джурджевич (Сигизмунд, король Польши / русский солдат), Жика Йованович (поль…
18 компакт-дисков
58 долларов США.75В наличии
Обычно отправляется в течение 1 рабочего дня
Предыдущий
- Текущая страница 1
Следующий
IIS 8.5 Подробная ошибка — 404.11
Ошибка HTTP 404.11 — не найдено
Модуль фильтрации запросов настроен на отклонение запроса, содержащего двойную escape-последовательность.
Наиболее вероятные причины:
- Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере, чтобы отклонять двойные escape-последовательности.
Что можно попробовать:
- Проверьте конфигурацию / систему.webServer / security / requestFiltering @ allowDoubleEscaping в файле applicationhost.config или web.confg.
Подробная информация об ошибке:
Модуль | RequestFilteringModule |
---|---|
Уведомление | BeginRequest |
Обработчик | StaticFile |
Код ошибки | 0x00000000 |
Запрошенный URL | http: // www.naxos.com:80/mainsite/blurbs_reviews.asp?item_code=8.111078-80&catnum=8111078&filetype=about%20this%20recording&language=english |
---|---|
Physical Path | D: \ website \ website-nds-nxs-Beta \ mainsite \ mainsite blurbs_reviews.asp? item_code = 8.111078-80 & catnum = 8111078 & filetype = about% 20is% 20recording & language = english |
Метод входа в систему | Еще не определен |
Пользователь входа в систему | Еще не определен |
Дополнительная информация:
Это функция безопасности.Не изменяйте эту функцию, пока не полностью осознаете масштаб изменения. Перед изменением этого значения следует выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные escape-последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping. Это могло быть вызвано неправильным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.Просмотр дополнительной информации »
Глинка: Иван Сусанин (Жизнь за царя)
Первый выпуск на компакт-диске для первой стерео записи первой «Русской оперы» в ее советской переписанной версии.
С этим и шестью сопутствующими выпусками Eloquence впервые делает доступным на компакт-диске семь полных русских опер, записанных в 1955 году компанией Decca с труппой Белградской оперы.
По словам одного российского комментатора, «Жизнь за царя» «обозначила границу между прошлым и будущим русской музыки». После премьеры в 1836 году в Санкт-Петербурге важность «патриотической героико-трагической оперы» Глинки была быстро признана не только такими литераторами, как Пушкин и Гоголь, но и всем русским культурным истеблишментом.Это была первая русская опера, которая была поставлена за границей (в Праге в 1866 году), и на многие десятилетия она стала ежегодным мероприятием, открывающим сезон в Большом оперном театре. Когда Сталин и его культурные аппаратчики искали новое выражение национальной гордости за Советское государство, после того, как не хватало различных заказных работ, эта символическая музыкальная драма была естественным выбором.
Суть оригинала, однако, заключается в готовности крестьянина Ивана Сусанина отдать жизнь за царя.Таким образом, Сергею Городецкому было поручено пересмотреть либретто в соответствии с советской идеологией, и, как и Иван Сусанин, у оперы была вторая, не менее успешная премьера в Москве в 1939 году. До эпохи гласности это была наиболее распространенная версия оперы. известная и стала центральной репертуарной работой Белградской оперы.
Белградская опера, только что завершившаяся в прошлом году успешным туром «Бориса Годунова» по Швейцарии, в 1955 году стремилась произвести впечатление на международную публику.В то же время компания Decca увидела рентабельную, но гарантированную с художественной точки зрения возможность расширить как свой небольшой, но быстро растущий стереокаталог (запущенный в прошлом году с Ansermet и Orchester de la Suisse Romande), так и свою оперную дискографию классикой музыки. Репертуар русской оперы, который ранее невозможно было записать на языке оригинала. На самом деле, стереоверсии были отложены для рынка США и выпущены в Европе только в 1960-х годах, когда к тому времени Белградская опера приобрела международную репутацию как выдающаяся благодаря как монофоническим выпускам, так и обширному графику гастролей, который потребовал во всех основных европейских оперных центрах.
Буклет для этого недавно переработанного релиза включает синопсис и эссе, дающее полный исторический контекст записи белградской оперы.
Американский театр балета — Михаил Глинка
Родился в 1804 году в Новоспасском, Россия. Глинка впервые заинтересовался музыкой в возрасте 10-11 лет, когда он услышал частный оркестр своего дяди. Он учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге (1818–22) и брал уроки игры на фортепиано у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.Четыре года он проработал в Министерстве связи, но официальная карьера его не интересовала. Как дилетант он сочинял песни и некоторое количество камерной музыки. Три года в Италии очаровали его композиторами Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, хотя в конечном итоге тоска по дому привела его к мысли писать музыку «на русском».
Серьезно изучал композицию в течение шести месяцев в Берлине, где начал свою Sinfonia per l’orchestra sopra due motive russe (1834; «Симфония для оркестра на два русских мотива»).Отозванный в Россию смертью отца, он женился и начал сочинять оперу, принесшую ему первую известность, Жизнь за царя (позже переименованную в Иван Сусанин ), поставленную в 1836 году. В этот период Глинка сочинил некоторые из произведений. его лучшие песни, а в 1842 году была поставлена его вторая опера « Руслан и Людмила ». Экзотическая тематика и смелая оригинальная музыка Ruslan не снискали ни популярности, ни признания публики, хотя Ференца Листа поразила новизна музыки.
Недовольный и разорванный брак Глинка покинул Россию в 1844 году. Он имел удовольствие слышать отрывки из обеих своих опер, исполненных в Париже под управлением Гектора Берлиоза (1845, первое исполнение русской музыки на Западе) и других дирижеров. Из Парижа он отправился в Испанию, где оставался до мая 1847 года, собирая материалы, использованные в его двух «испанских увертюрах», блестящем каприччио на Jota aragonesa (1845; «Арагонская хота») и Летняя ночь в Мадриде (1848 г.).Между 1852 и 1854 годами он снова был за границей, в основном в Париже, пока разразившаяся Крымская война снова не вернула его домой. Затем он написал свои весьма занимательные « Записки » ( «Воспоминания »; впервые опубликовано в Санкт-Петербурге в 1887 году), которые представляют собой замечательный автопортрет его ленивого, любезного, ипохондрического характера. Его последним заметным сочинением был Фестивальный полонез для коронационного бала царя Александра II (1855).
Глинку называют гениальным дилетантом.Его стройное произведение считается основой самой поздней русской ценной музыки. Руслан и Людмила предоставили образцы лирической мелодии и красочной оркестровки, на которых сформировали свои стили Милий Балакирев, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков. Оркестровое сочинение Глинки « Камаринская » (1848) Петр Ильич Чайковский назвал желудь, из которого вырос дуб позднейшей русской симфонической музыки.
Глинка умер в Берлине, Германия, в 1857 году.
Источник: Британская энциклопедия
ГЛИНКА Иван Сусанин — ELOQUENCE 482 6924 [RMo] Classical Music Обзоры: декабрь 2018
Михаил ГЛИНКА (1804 — 1857)
Иван Сусанин (Жизнь за царя) (1836) [169: 47]
Иван Сусанин — Мирослав Чангалович (бас)
Антонида — Мария Главачевич (сопрано)
Богдан Собинин — Драго Старц (тенор)
Ваня — Милица Миладинович (контральто)
Сигизмунд III, король Польши — Владета Димитриевич (бас)
Польский курьер — Боголюб Грубач (тенор)
Русский солдат — Иван Мургашки (бас)
Хор Югославской армии, Оркестр Белградской национальной оперы / Оскар Данон
рек.Сентябрь / октябрь 1955 г., Дом культуры, Белград, Югославия,
Ноты, синопсис, без либретто. ДОБАВИТЬ
ELOQUENCE 482 6924 [3 CD: 169: 47]
Интересно, что в каталоге всего одиннадцать записей этой оперы, но девять из них сделаны в студии, пять из которых были записаны Большим театром, две — в Софии и две — силами Белграда, включая эту. Другими словами, он остался в основном восточноевропейским / русским делом с парой набегов на Италию, где он был исполнен на итальянском языке, так что их вряд ли можно считать законными, аутентичными версиями.Опера остается неизменно популярной в России благодаря своему положению в качестве плодотворной работы в создании национального стиля, который не только сохранил русские музыкальные традиции и гармонии, но и усвоил итальянские практики бельканто. Глинка был для русской оперы тем же, чем Вебер для немецкого. Тот факт, что он прославляет русскую идентичность и победу над поляками, также объясняет его неизменную привлекательность на своей родине; во времена Чайковского публика сходила с ума от националистических частей партитуры, но боялась аплодировать польской музыке.
Сама опера в некоторой степени прерывистая и эпизодическая; сюжетная линия предельно ясна и проста, но Глинка сознательно задерживает ее развитие, чтобы предоставить множество возможностей для постановки; Таким образом, мужественная русская крестьянская культура отмечена множеством зажигательных народных мелодий и припевов, в то время как для польского двора характерны такие танцы, как мазурка. В нем нет сказочного обаяния Руслана и Людмилы , чтобы отвлечь слушателя, будучи более мрачным и воинственным, это уже история.Самая известная ария «Они чувствуют правду», безусловно, находится в самой трогательной части оперы, когда Сусанин размышляет о своей неизбежной судьбе — быть жестоко казненным польскими солдатами, когда они понимают, что он уводил их подальше от Царь — или, в данном случае, Минин Нижний, потому что это советская версия, которая возвращается к своему первоначальному названию, Иван Сусанин, вместо Жизнь за царя , что означает, что было вырезано около тридцати минут музыки. исключить все упоминания о Романовых.Таким образом, это не полная версия, которую вы можете услышать, например, о выпуске «Блестящие», проведенном Мариновым (рецензия), или о записи Sony, проведенной Чакаровым. Набор Маркевича 1967 года также умеренно скроен, но в нем есть звездный состав во главе с Кристоффом, Геддой и Стич-Рэндаллом, и он, вероятно, больше понравится традиционалистам / пуристам; Я не слышал его полностью, но Кристофф находится в своей стихии. Кристофф также играет вживую на двух компакт-дисках на итальянском языке с Вирджинией Зеани под управлением Симонетто, которое доступно на различных лейблах, но это вне конкурса, если кто-то ищет запись echt russich.Исторический выбор — набор 1947/50, проведенный Мелик-Пашаевым с великим Максимом Михайловым в роли Ивана и столь же великим Георгом Нелеппом в роли Собинина (рецензия) и еще два обзора по выпуску Naxos здесь.
Есть сокращения и, конечно, шипящий моно, но исполнение стоит того, чтобы послушать.
Так как это сравнить? Во-первых, он никогда раньше не выпускался на компакт-дисках; во-вторых, это замечательно хороший стереозвук для своего времени, чистый и ясный, хотя и довольно жилистый, демонстрирующий отсутствие блеска в белградских струнах.В-третьих, стандарты исполнения обычно высоки, начиная с великолепно страстного хора, который действительно воздает должное волнующим патриотическим номерам. Антонида, однако, поется одним из тех пронзительных сопрано в стиле «Минни Маус» или «чириканье птички» с большой ловкостью и пулеметным вибрато, которое одни уши не выдержат, а другие сочтут очаровательными. Она, конечно, поет уверенно, точно и чутко в пределах довольно пронзительного голоса, и мне нравятся ее жалобные, меланхоличные арии.Tenor Drago Starc снова отлично справляется с высокими тесситурами и высокими Cs. Также достоин восхищения и Мирослав Чангалович, который привнес в роль Сусанина свой большой крутящийся бас и поет с большой теплотой и авторитетом. Оба художника также преуспели в альбоме Eugene Onegin , записанном в том же году в рамках проекта Decca. У Милицы Миладинович есть твердое, хотя и скорее фруктовое контральто на роль бриджей Вани, приемного сына Сусанина; она красиво поет, не шатаясь.Их вокальные ансамбли поются живо и живо; В частности, третий акт — это просто поток мелодичных номеров, пока не врываются польские мародеры — и даже они звучат ужасно весело. Чангалович, возможно, не отличался вокалом от таких, как Кристофф и Гяуров — которые, в любом случае, так и не записали полностью, — но он великолепно поднимается на свою большую арию и похож по звучанию и манере на Евгения Нестеренко, другого великого Ивана Сусанина.
Если вы знаете, что слушаете сокращенную и адаптированную версию оригинальной концепции Глинки, это отличный, недорогой рассказ об уре-предке русской оперы.
Ральф Мур
Михаил Глинка: Биография и творчество
Михаил Глинка родился 1 июня (20 мая) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Он начал учиться игре на фортепиано и скрипке в 10 лет, его педагогом была Варвара Кламмер, гувернантка, приглашенная из Санкт-Петербурга. В 1817 году его направляют в школу для дворянских детей при Петербургском университете.Там он делает первые попытки сочинения, когда в 1822 году он пишет вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы Вейгля «Die Schweizer Familie». & Nbsp; После окончания школы он полностью занимается музыкой, уделяя особое внимание композиции, он пишет песни и романсы, накладывая на музыку стихи современных поэтов.
Сочинение становится приоритетом в жизни Глинки. Он постоянно стремится к совершенству. В 1830 году он уезжает в Италию, где пишет музыку, пронизанную итальянскими традициями, изучает бельканто, встречается с известными композиторами.Он формирует свой стиль, а его работы приобретают уверенность и оригинальность. После трех лет в Италии Глинка приезжает в Берлин, где изучает композицию и инструменты у Зигфрида Дена. Когда в 1834 году до него доходит известие о смерти отца, он немедленно уезжает в Россию.
Весной 1835 года Глинка женится на Марии Ивановой и переезжает в Новоспасское. Глинка вернулся домой из Европы, одержимый идеей создания национальной русской оперы. В тишине своего дома он приступает к проекту.Результатом стала опера «Жизнь за царя», премьера которой состоялась 27 ноября 1839 года в Большом театре Санкт-Петербурга и имела ошеломляющий успех. Следующие два года Глинка работает хормейстером Императорской капеллы. Его вторая опера «Руслан и Людмила» была представлена публике ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». На этот раз его приняли хладнокровно. В 1844 году Глинка уезжает в Париж.
Там он дружит с Берлиозом, который весной 1845 года дирижирует отрывками из опер Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин».Вдохновленный этим событием, Глинка решает дать благотворительный концерт со своими произведениями, который с большим успехом проходит в концертном зале Herz. & Nbsp; В мае Глинка посещает Испанию, где знакомится с местной культурой и традициями и собирает народные мелодии. По итогам поездки прозвучали испанская увертюра № 1 «Jóta Aragonesa» и оркестровая «Ночь в Мадриде». Последний написан после его возвращения в Россию в 1848 году. В том же году он уезжает в Варшаву, чтобы начать работу над новым способом русской симфонической музыки.
В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург, но лишь год спустя снова уезжает в Европу. Находясь в Париже, Глинка запускает симфонию «Тарас Бульба», которая остается незаконченной и уезжает из Франции в связи с началом Крымской войны. В 1856 году композитор снова находится в Берлине, где занимается литургической хоровой музыкой.
Михаил Глинка скончался 15 февраля 1857 года и похоронен в Берлине, но через несколько месяцев его останки вывезены в Россию и повторно захоронены на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Обзор | Граммофон
Пресловутый «отец русской оперы», Глинка завершил свой шедевр в 1836 году, а «Жизнь за царя» стал одним из величайших национальных произведений, неизменной оперой на премьере любого нового сезона в Москве или Санкт-Петербурге. . В 1917 году его название было изменено на Иван Сусанин (принадлежавшее Глинке), и в 1939 году был найден выход из смущающего энтузиазма по поводу первого из Романовых.С «Гласностью» официальное название и либретто снова стали возможными, и именно это и представляет видео, представление в Большом театре, на сцене премьеры оперы, постановки, тесно связанной с эпохой Горбачева и впервые представленной в 1989 году. каким будет следующий этап в его истории.
Такая постановка — это уже диковинка, почти анахронизм. Все мы знаем о «современном продюсере» (объединяя их всех, хороших и плохих, удобно вместе), но здесь есть производство в старом стиле, вероятно, не сильно изменившееся с девятнадцатого века.Хор выстраивается или стоит полукругом. Иногда кто-то в рядах поднимает руку или улыбается, но обычно они надевают костюмы, занимают назначенные места и просто поют (сравните с видео Covent Garden Otello , 9/93, где каждый член хора индивидуален) . При этом хор чаще бывает на сцене; чаще, чем обычно, это их опера. С этим драматически инертным элементом и с балетом, который просто красивым и искусным занимает большую часть Акта 2, долгое время трудно было принять оперу как нечто большее, чем дорогое старомодное «шоу».Только с четвертым актом и длинными соло для Сусанина и сына исполнение действительно начинает иметь значение.
Вот, в этом спектакле певцы молодцы, а Елена Заремба в роли мальчика Ваня действительно великолепна. Нестеренко, возможно, сейчас немного превзошел свои лучшие качества и, как и другие, склонен громко петь всюду, но метод хорош, тон более чем приятен, а его сценическое присутствие благородно. Тенор Александр Ломоносов мужественно встречает пылкие роли и является лучшим актером среди них.В музыкальном плане выступление держится хорошо (его эффект не усиливается туром камеры по оркестру во время прелюдий). Визуально мы слишком часто чувствуем себя обманутыми на полной стадии; вероятно, самая эффективная съемка — это эпилог, представляющий богато окрашенную панораму, приближающуюся, наконец, к недавно коронованному 16-летнему царю ».