|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как выглядели традиционные крестьянские дома Средней полосы России и Русского Севера
В разных регионах России крестьянские дома имели свои специфические черты, максимально отвечающие природным условиям и характеру хозяйствования. На Севере и в Сибири строили огромные дома, где под одной крышей были объединены жилые помещения и хозяйственные постройки. Это позволяло максимально сохранять тепло и не покидать пределов дома в холодное время года. Для центральной части России были характерны дома поменьше, часто одноэтажные, с пристроенным хозяйственным двором. В степной зоне дома строили, как правило, из самана или камня, с отдельно стоящей летней кухней и хозяйственными постройками.
Традиционные жилые дома в Пяльме, Республика Карелия
Дома в селе Никольское, Вологодская область
Дом недалеко от Углича, Ярославская область
Старый саманный дом в селе Пыховка, Воронежская область
Традиционных домов в деревнях, особенно в Средней полосе России, становится с каждым годом все меньше. На Русском Севере старинные деревни пока еще живы, но и они постепенно пустеют, молодежь уезжает в города. В наши дни фактически единственным местом, где можно увидеть, как в прошлом выглядел снаружи и внутри типичный крестьянский дом, являются музеи деревянного зодчества. Там представлены в основном дома второй половины XIX века.
Деревянные дома в музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале
Музей деревянного зодчества Вологодской области «Семёнково» близ Вологды
Музей деревянного зодчества «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде
Основным жилым помещением была изба — теплая часть дома, которая отапливается печью. Самый простой дом состоял из одной избы — четырехстенка. К нему часто пристраивали холодные помещения — сени, задерживающие холодный воздух с улицы и горницу (летнее жилое помещение) или клеть (хозяйственное помещение). Также строили избы-пятистенки и шестистенки.
Помещения под полом, которые использовались для хранения овощей и домашних заготовок, а также содержания домашней птицы и прочей живности, называли подпольем, подклетом или подызбицей. Дом окружала завалина, или завалинка — слой земли, торфа или опилок, выполнявший роль утеплителя. Дома побогаче строили на кирпичном фундаменте. Крыши, чаще всего двухскатные, обычно крыли дранкой (щепой) или тесом. Дома победнее крыли соломой.
На Русском Севере обычно строили большие дома, состоящие из нескольких изб. Например, некоторые дома Заонежья насчитывали до восьми изб! Первый этаж, где держали скот, был высоким. К дому примыкал большой хозяйственный двор. В Средней полосе дома были значительно меньше.
Жилой дом в Пяльме, Республика Карелия
Копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости. Усадьба Богословка
Жизнь крестьянина была трудна и всецело зависела от милостей природы. Поэтому он старался обезопасить себя и свою семью с помощью многочисленных сакральных символов и знаков. Каждый элемент дома и предмет мебели имел, помимо утилитарного, еще и символическое, сакральное значение, защищая домочадцев от темных сил.
♦ По теме: Музей крестьянского дизайна «Конь в пальто» в Переславле-Залесском
Фасад дома обычно украшали резьбой, в некоторых регионах расписывали. Традиционные карельские дома более лаконичны.
Дом крестьянина-середняка Волкова. Суздаль
Резьба по дереву. Суздаль
Дом XIX века. Суздаль
Дом Копылова. Семенково
Дом Павловой. Щелоковский хутор
Изба Екимовой. Витославлицы
Первым помещением, куда попадали в дом, были сени, которые предохраняли жилые помещения от холодного воздуха. Двери в доме были низкими, чтобы максимально сберечь тепло в холодное время года.
Дверь. Суздаль
Дверной замок. Семенково
В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары. Летом сени часто использовали в качестве жилого помещения.
Сушеные травы. Суздаль
Сени. Щелоковский хутор
Сени. Семенково
Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была стандартной и продуманной до мелочей. От местонахождения печи относительно входа зависело расположение остальных элементов избы — лавок, окон и т.п. В зависимости от этого хозяйке было удобно или неудобно прясть. Если печь находилась слева от входа, то это была «изба-пряха», а если справа — «изба-непряха».
Дом Пудовой. Семенково
Изба Обуховой. Щелоковский хутор
Самым светлым и почетным местом в доме был Красный угол. Здесь находилась божница с иконами, перед которыми висела лампада. В домах победнее ограничивались одной иконой. Вешать иконы на гвоздь запрещалось, поскольку гвозди символизировали распятие Христа. На Пасху божницу украшали вербой, на Троицу — веточками березы и цветами. Рядом на стену вешали лубочные картинки из журналов, позднее — семейные фотографии.
Красный угол и обеденный стол в доме крестьянина-середняка. Суздаль
Красный угол. Александров
В Красном углу происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около Красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед Красным углом стоял стол, на котором лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. Скатертью стол обычно накрывали только перед едой.
Красный угол. Витославлицы
Снопы. Щелоковский хутор
Вдоль стен шли лавки. Справа от входа стоял коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака), внутри которого хранился рабочий инструмент. Здесь мужчины занимались мелким ремеслом. Женщине садиться на коник считалось неприличным. От коника до Красного угла шла долгая, или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой — прядением или шитьем. Около неё подвешивали люльку.
Коник и люлька. Суздаль
Лавка напротив входа называется красной. Здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста. Параллельно лавкам, над окнами идут длинные верхние полки — полавочники. Здесь хранили различные небольшие предметы, наиболее ценные из которых, например, Четверговую соль, ставили ближе к Красному углу. Кроме того, полавочники несколько задерживали оседающую с потолка копоть.
Изба в доме Жукова. Семенково. Слева — красная лавка, справа — долгая, или бабья
По диагонали от Красного угла находится печь — сердце дома. Само слово «изба» происходит от названия «печь» — истьба, истопка. Традиционно печи топили по-черному, обычай топить по-белому распространился только с XVII-XVIII веков, бедняки же продолжали топить по-черному до конца XIX века, а некоторые и позднее.
Русская печь. Суздаль
Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу.
Печь в доме Храпова. Семенково
Печь считалась местом языческим, противоположностью освященного иконами Красного угла. Считалось, что под печью живет домовой, а через трубу в дом может проникнуть всякая нечисть. От «чистого» пространства избы печь отделяли занавеской. Это было «бабье царство», мужчинам, особенно посторонним, находиться здесь не разрешалось.
Огонь в печи
Рядом с печью подвешивали рукомойник с лоханью под ней, стояла лавка-посудник, на которую хозяйка ставила горшки из печи и свежеиспеченный хлеб.
Русская печь и кухонная утварь в избе Обуховой. Щелоковский хутор
Напротив печи находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательной принадлежностью дома был самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.
Бабий кут. Суздаль
Бабий кут. Суздаль
Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики и больные — на печке.
На печке, Семенково
Кровати в крестьянских домах появились в конце XIX века, став свидетельством проникновения в село городской культуры. Двуспальную хозяйскую постель ставили на месте коника.
Двухспальная постель
Со второй половины XIX века в богатых домах появляется немало предметов городского быта: стулья, керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер» и др.
Изба в доме зажиточного крестьянина. Суздаль
Интерьер избы Екимовой. Витославлицы
Городские предметы мебели в крестьянском доме. Семенково
С другой стороны к сеням примыкает клеть, или горница — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года её использовали в качестве спальни, проводили первую брачную ночь новобрачные.
Клеть. Суздаль
К дому обычно примыкал хозяйственный двор. На Русском Севере традиционно их строили большими, в несколько раз превышающими площадь жилых помещений. В этнографических музеях-заповедниках можно увидеть наиболее типичные предметы, характерные для того или иного региона.
Дом с большим хозяйственным двором. Семенково
Хозяйственный двор, Суздаль
Хозяйственный двор, Суздаль
Хозяйственный двор, Витославлицы
Поветь. Витославлицы
Хозяйственный двор одного из домов в Семенково
Недалеко от домов строили амбары, овины, колодцы и другие хозяйственные постройки. У реки ставили баню, которая, обычно, топилась по-черному.
Хозяйственные постройки в усадьбе Жукова. Семенково
Баньки в деревне Пяльма на берегу реки Пяльмы
Однако не стоит забывать, что в музеях крестьянские дома выглядят намного лучше, чем они были в реальной жизни, когда в них жили люди.
Русские избы, строительство и убранство деревенских изб на Руси
Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.
Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.
Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.
Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.
Как на Руси строили избы?
Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).
1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).
Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.
2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.
3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».
Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.
Как жили в русских избах?
На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.
Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.
В домах бояр строили дополнительный третий этаж — теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.
Древнерусские хоромы
На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.
- ложница — спальное помещение;
- медуша — кладовая для хранения запасов меда и браги;
- мыльня — помещение для мытья, банная;
- гридница — парадная зала для приема гостей.
Убранство древнерусской избы
Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!
Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол — место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.
Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием — шили и пряли при свете лучины.
В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д.
Избы были обставлены самой простой мебелью — лавки, стол. Спали на полатях — широких лавках, установленных высоко у стены печи.
Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.
Крестьянская мебель и утварь
Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь.
Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.
СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Стол.
ЛАВКИ из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое ремесло. Вторая роль – эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей. Каждая лавка имела свое название.
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Долгая лавка.
Лавка около печки называлась кутной, так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка – лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома, либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем. Мужскую лавку называли коником, как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.
В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ. В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.
Под потолком шли ПОЛАВОШНИКИ, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – ПОЛАТИ. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Посуду хранили в ПОСТАВЦАХ: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК – деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.
Редко в какой крестьянской избе не было ТКАЦКОГО СТАНКА, каждая крестьянская девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, заклады для шушпанов, насундучники, постилки.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы на железный крюк нарядную ЛЮЛЬКУ. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
Постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости — была ПРЯЛКА. Нарядную прялку мастерил добрый молодей своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в ее украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Скамья, прялка, сундук, ларь.
СУНДУК в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева – из дуба, реже из березы.
В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ЛАРЬ. По форме он был похож на сундук, но сделанный более просто, грубо, не имел украшений. В нем хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.
Крестьянская утварь
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Кухня.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь — это все предметы, необходимых человеку в его обиходе: посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.
Ношение воды на коромысле – целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло – в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
ВАЛЁК – массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой – служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или березы и украшали трехгранно — выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук.
Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос.
РУБЕЛЬ – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.
БОЧКИ в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались КАДКИ. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.
УШАТ – деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости. Ушат использовался для разных целей. В древности во время праздника в них подавали вино. В повседневной жизни в ушатах держали воду, запаривали веники для бани.
ЛОХАНЬ — круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для различных хозяйственных надобностей: для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.
ШАЙКА – тот же ушат, но предназначенный для мытья в бане.
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был ГОРШОК. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко украшались орнаментом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как БЛЮДО. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие «густые» кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом.
Для питья хмельных напитков пользовались ЧАРКОЙ. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее — вина и водки в праздничные дни.
Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь». Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.
ЕНДОВА – деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Ендова была разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, медовухи или вина до совершенно маленьких. Металлические ендовы украшались редко, так как они не ставились на стол. Хозяйка лишь подносила их к столу, разливая напитки по чаркам и кубкам, и сразу уносила. Деревянные же были очень нарядные. Любимыми узорами были розетки, веточки с листиками и завитками, ромбики, птицы. Ручку делали в виде головы коня. Сама форма ендовы напоминала птицу. Так в украшении использовалась традиционную символику. Деревянную ендову ставили на середину праздничного стола. Она считалась застольной посудой.
КУВШИН – сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше. Делался из глины.
КРИНКА – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое и широкое горлышко, диаметр коорого рассчитан на обхват его рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны.
КАШНИК – горшок с ручкой для приготовления и подачи на стол каши.
КОРЧАГА – это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. В корчагу пиво, квас, воду вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.
Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.
КОЧЕРГА — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.
Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. ПОМЕЛО представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.
При помощи ХЛЕБНОЙ ЛОПАТЫ в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Дом Пушкина А.С. в Михайловском. Кухня.
СТУПА – сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Также в ступах растирали и смешивали вещества. Ступы имели разную форму: от небольшой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Название произошло от слова ступать – переставлять ногу с места на место. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовали в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах и в богатых семьях крестьян Русского Севера.
Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь: в углу стоит ступа с пестом.
РЕШЕТО И СИТО – утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезенной с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито — более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.
Решето использовали в ритуалах как вместилище даров и чудес, в народной медицине в роли оберега, в гаданиях в роли оракула. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях.
КОРЫТО – открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания пива, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.
ТУЕС (УРАК) – короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса различались по своему назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для изготовления туеса для жидкости брали сколотень, то есть бересту, снятую с дерева целиком, без разреза. Под сыпучие продукты туес делали из пластовой бересты. Различались они и по форме: круглые, квадратные, треугольные, овальные. Туеса разной формы и размера были у каждой хозяйки, и у каждого было свое предназначение. В одних хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В туесах продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.
Источник
- Неподражаемая Раневская
- 12 мини-привычек безумно успешных людей
Как украшали дома на Руси. Резьба на Руси. Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси, вероятно, еще в языческие времена.
Как украшали дома на Руси. Резьба на Руси. Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси, вероятно, еще в языческие времена.
Тогда она в основном культовый характер носила. В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.
Конечно, уже тогда религиозный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины — торцы под — кровельных слег и т. д. практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Только традиция художественного оформления фасада осталась. С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться. Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.
В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других — глухую, в третьих — прорезную. Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.
Традиции и инновации.
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей. Что касается видов резьбы, то во внешнем декоре дома, как уже говорилось выше, господствующее место занимает прорезная.
В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба.
Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (ее разновидность — накладная резьба. Наверное, самый древний вид — плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей — выемчатую, долбленую, городчатую и др. Наиболее распространенный мотив плоской резьбы — геометрический. На балконах, крылечках, верхнем наличнике окон и дверей многих старых деревянных домов вырезан круг с расходящимися лучами. Конечно, это символическое изображение солнца восходит к языческим представлениям о мире. С древними магическими заклинаниями, вероятно, связаны и другие геометрические фигуры, характерные для плоской резьбы, — круги, кресты, звезды, ромбы и т. д.
Скульптурная резьба наиболее для северных областей России характерна. Выступающим концам бревен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двускатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы, первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц — оленя, гуся, лебедя и т. д.
Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делают достаточно редко, хотя подобные услуги предлагают народные умельцы и даже фирмы. Помимо торцов бревен и охлупня скульптурными изображениями различных животных и птиц подчас украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях.
Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного Вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент — растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (львов, русалок, сирен.
Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в коломенском, построенный в 1667-1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально все — фризы, подзоры, крыльца, галереи. Впрочем, скоро у нас появится возможность полюбоваться необыкновенным декором — восстановление дворца должно быть закончено уже в этом году.
Самая простая, а потому и самая распространенная разновидность домовой резьбы — сквозная (также называемая прорезной, про — пильной, ажурной. Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. Впрочем, ее популярность объясняется не только относительной легкостью исполнения. Во-первых, сквозная резьба декоративно — прикладных элементов придает дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т. е. резные доски приче — лин и Подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.
Внутренний мир.
Резной декор отнюдь не ограничивается фасадом, особенно если речь идет о деревянном доме. К его стенам идеально подходит деревянное же резное убранство. Балюстрады деревянных лестниц (и прежде всего поворотных площадок) традиционно украшаются резьбой, которая может быть как весьма простой, так и чрезвычайно сложной, — резной орнамент способен имитировать почти любой стиль и любую эпоху.
Резными бывают не только балясины и перила, но и конструктивные элементы лестницы — ступени, тетивы, косоуры, площадки.
В большинстве фирм, занимающихся изготовлением резных деревянных лестниц, также можно заказать отдельные резные предметы интерьера — раму для зеркала, мебель, подсвечники и многое другое.
При заказе лестницы клиент имеет возможность предложить собственный рисунок или воспользоваться услугами специалиста. Можно сделать практически незаметные узоры, покрывающие лестницу тончайшей изысканной сеткой, либо, наоборот, создать яркий акцент. В любом случае оформление лестницы будет оригинальным, выполненным вручную по индивидуальному заказу.
При помощи резных лестниц, мебели, дверей, других функциональных и декоративных элементов удастся воссоздать почти любой интерьерный стиль, за исключением хайтека и японского минимализма. К примеру, для популярного сегодня модерна характерны причудливые растительные орнаменты, элегантные волнистые линии, поэтому деревянная резьба — один из лучших способов имитации данного стиля. Рококо свойственны изысканность, обилие декоративных элементов, волнообразный растительный орнамент, использование мифологических или эротических сюжетов. Богатый декор, торжественность и вычурность барокко — все можно передать при помощи резьбы.
Полотенце — вертикальная резная доска на фронтоне или по бокам наличников.
Подзор — резная доска или ряд коротких вертикальных резных дощечек, окаймляющих свесы кровли в виде сплошного кружева.
Фриз — горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.
Крылья, или причелины, — украшенные резьбой две доски на фронтоне, закрывающие от влаги торцы подкровельных слег. Кисть — нижняя свешивающаяся часть причелины, наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проема. Очень часто деревянные наличники резьбой украшаются.
Для домовой резьбы не следует выбирать эскизы с мелкими деталями. Иначе резные изделия прослужат не так долго, а небольшие элементы потеряются на фоне фасада. Кстати, домовая резьба хорошо смотрится даже издали.
Накладная резьба разновидностью прорезной является. При ее выполнении отдельные резные элементы наклеиваются или прибиваются к доске, образуя сплошной фон. Выступающие резные элементы часто в контрастные цвета окрашивают.
Охлупень (в старину) — бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык ее скатов. Конек — верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши. В старину — комлевая часть охлупня в виде вырезанной головы коня над фасадом дома.
Резьба подходит не только домам в традиционном русском стиле, к примеру, украшением особняка в стиле модерн может послужить причудливый резной орнамент наличников окон и дверей с растительными мотивами — виноградными кистями, листьями и т. п. в подобных случаях чаще используется рельефная резьба.
Как украшали дома на Руси в Рождество. Рождество
Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб . Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.
С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки. При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику. Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.
Как украшали дома на Руси на Новый год. Как праздновали Новый Год на Руси
По мере приближения к Новому Году, у всех нас всплывают праздничные ассоциации: мерцающая елка , неизменная «Ирония судьбы», аромат мандаринов и оливье, бой курантов и фейерверки. Из года в год все повторяется, но так было не всегда. Когда-то Новый Год отмечали 1 марта, то есть весной. В это время природа оживала, и люди с радостью ожидали новый урожай. Так праздновали церковный год по библейским канонам. С 15 века светский Новый Год стали отмечать 1 сентября. Название у праздника было другое: «Первый день во году».
Все изменилось в 1700 году, когда Петр I издал указ, согласно которому Новый Год принято было отмечать 1 января и праздновать его по европейскому стандарту . Что это означало? Русский человек впервые стал украшать свой дом веточками можжевельника или сосны. 1 января велено было поздравлять друг друга с праздником, забавлять и веселить детей, кататься с гор на санках.
Как во многих европейских странах, новый год теперь считали с 1 января. А хвойные деревья стали обязательным атрибутом празднования. Теперь русский люд «пускал салюты, зажигал костры, желал друг другу благополучия и благоденствия».
Для знатных людей в царском гостином дворе были выставлены образцы из еловых веток, по которым люди учились украшать свои жилища. Люди малого достатка использовали обычные деревья и увешивали их конфетами, орешками.
С кончиной Петра I традиция устанавливать елку под Новый Год канула в Лету. Лишь при Екатерине II новогодние празднества возобновились. В середине XIX века народ стал украшать ели в своих домах, как это делали немцы . Обычай наряжать елку в Германии прижился давно. Считалось, что в ветвях ели обитал «дух лесов», а само дерево было священным. Вечнозеленая красавица, по их представлениям, являлась олицетворением бессмертия, вечной молодости и долголетия. Так, наряженная елка впервые засветилась яркими огоньками в 1954 году в Москве в помещении Кремлевского Зала Георгиевского дворца. С тех пор каждый Новый Год зажигается главная елка страны, которая радует всех: и взрослых, и детей.
Но вернемся в старые времена. В канун Нового Года вечер считался особенным. Хозяйка выставляла на праздничный стол выпечку с различной начинкой и мясные блюда, кисели и компоты – словом все то, что могло обеспечить благополучие и обилие весь последующий год. «Щедрый» стол считался символом богатства семьи, поэтому в этот вечер старались не жалеть ни сил, ни продуктов.
На Руси центральное место на праздничном столе отводилось заливному поросенку . Мясо свиньи олицетворялось с плодовитостью и красотой. В Болгарии, Белоруссии и еще в ряде стран существует поверье: не ставить на стол и не употреблять в новогодний ужин птицу и запеченного кролика – из дома может «улететь» или «ускакать» счастье. Сладкая каша, пышные блины, кисель из ягод брусники – вот такие традиционные блюда были у нас на Новый Год. Кашу и кисель выносили на улицу и оставляли там до утра, закликая таким образом Мороз и диких зверей.
На подпольное окно ставили угощения и приговаривали: «Мороз, Мороз, не морозь (не клюй) мой овес! Иди кисель да кашку поешь!» Белорусы в канун Сочельника «угощали» Мороз овсяным киселем. Поляки – клюквенным. Примечательно, что кисель и каша – исконно русские блюда, и поныне в символике славянских обрядов они олицетворяют обилие, плодородие и приумножение.
Помимо этих блюд, славяне почитали хлеб и выпечку ! Вспомните каравай или печенье. На Новый Год дети помогали матушкам лепить из теста фигурки домашних животных, птиц и предметов быта. То были : «коровки», «серпы», «гумно» и «нива» . Такое фигурное печенье выпекали в больших количествах специально для колядующих. Гостей одаривали фигурками, сладостями и орехами.
Новый Год старались не встречать в старых вещах и обносках. Новая одежда и обувь считалась залогом будущего достатка и богатства . Под Новый Год прощали все обиды, отдавали все долги, мыли окна и зеркала, избавлялись от всего лишнего.
Именно таким образом отмечали Новый Год на Руси с надеждой и верой в светлое будущее. Годы шли, менялось время, но одно осталось неизменным – традиция проводить этот праздник дома, в кругу близких и друзей, с обильными застольями и хороводами у елки.
Как украшали дома в старину на Новый год и Рождество. Как праздновали Новый Год в старину
Отмечание этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.
Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы — бога плодородия.
В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.
На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»
Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.
В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.
К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе — 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.
Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.
Все о Деде МорозеКак гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок — Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.
Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.
Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте — в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.
Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.
Как украшали дома на Рождество до революции. Как в Российской империи отмечали Рождество Христово и Новый год
Сегодня Новый год – это ставший уже анекдотом салат «Оливье» (кстати, с настоящим «Оливье» имеющий мало общего), разгуляй до утра с неизменной головной болью на следующий день – вернее, вечер, канонады из пиротехники… Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и тогда же повсеместно в изобилии появляется очередной «символ года» – уродливое животное, обрастающее тут же своей сомнительной мифологией. К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались…
А как традиционно в России праздновали Рождество Христово – главный зимний праздник – и Новый год? Об этом нам напоминает статья из журнала «Живая история» (2015. № 7), выпускаемого Музеем современной истории России.
Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).
В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».
После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.
Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом
В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.
Главный реформатор новогодних гуляний в России – Петр I – ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее – в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.
Как украшают дом на Руси к Рождеству. Период язычества в Киевской Руси
С момента рождения Христа до даты официального Крещения Руси прошло почти 1000 лет. Все это время наша страна оставалась языческой, и, как несложно предположить, традиции, храмы, обряды и прочие сакральные ритуалы тут были совсем иными. Тем не менее примерно с 300-х годов в Киеве начали образовываться христианские общины, которые на свой лад и по своим правилам отмечали Рождество в Древней Руси. В те годы главным украшением домов была не елка, как это стало позже, а некий металлический предмет. Он мог иметь любую форму и размер, главное, чтобы поместился под столом. Все члены семьи по очереди садились и приставляли к нему ноги. Считалось, что железо отдает человеку свою прочность, силу и выносливость. Еще одна атрибутика – это имитация яслей Иисуса. Такими миниатюрами всегда украшали дома и улицы на Рождество. Традиции на Руси также касались праздничных столов. В течение 6 января люди целый день не ели, а садились за трапезу лишь к ужину. Главными блюдами были рыба, мучные изделия и сладости. До момента официального крещения всей страны эти традиции распространялись среди народа и прочно укоренялись в сознании людей.
Как украшали дом на Рождество на Руси. Традиции празднования Рождества на Руси
На Руси Рождество считали семейным праздником.
Праздник Рождество Христово на Руси был одним из самых любимых народных праздников, потому как праздновали Рождество всей семьёй. История праздника уходит корнями вглубь веков. В Сочельник – ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов, ангелов и других добрых людей, ходили по деревням, напевали рождественские колядки и угощали сладкой кутьей.
В ответ добрый хозяин должен был одарить их щедрыми подарками, а были и такие, кто подавал копеечку. На Рождество принято вспоминать усопших зажигать много свечей.
В русских семьях были обычаи перед Рождеством: убирались в домах, мылись в бане, припасали новую одежду для этого дня. В Рождество каждый верующий считал за честь накормить одинокого путника или подать щедрую милостыню нищему человеку.
Обратите внимание! В рождественские дни крестьяне не занимались физическим трудом, не сгибали, не пилили, не шили.
Самым любимым и желанным праздничным блюдом на Руси были приготовленные в русской печи всевозможные пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, ватрушки, колобки, курники, лодочки, и начинок было просто не счесть.
Как украшали дома в Древней Руси. Изба
Изба-связь. Две клети-избы связаны в середине сенями. Этнографический музей народов ЗабайкальяРезьба по дереву в оформлении внешнего угла дома в Санкт-Петербурге (Невский район)Основная статья: Изба
Клеть с печкой — уже изба. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница) или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, то есть установленные прямо на земле. Кроме печи, в избе располагались лавки вдоль стен, в центре располагался обеденный стол . Неотъемлемым элементом избы считались сундуки (для одежды и утвари). На стенах помещались полки. Очень поздно (XIX век) в интерьер избы вошли стулья и шкафы.
Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины — предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми — их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами — летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью — сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот или устраивалась кладовая.
У богатых людей избы белые — с дымоходом.
Презентация «Русская изба» | Презентация к уроку на тему:
Слайд 1
Русская изба Изба – в ней мудрость вековая… Полна загадок и проста! Она и до сих пор живая, Народа летопись святая, Вселенной нашей чистота! Сёмина Оксана Анатольевна МБОУ ДОД ДДТ№1 Никель, Мурманская обл., 2012Слайд 2
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом . В.Федотов
Слайд 3
«Брус» — хозяйственная часть расположена за жилым помещением четырехстенок пятистенок шестистенок изба-двойня « Кошель» — хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения Основные типы крестьянских построек
Слайд 4
« глаголь » «кошель» «брус север» «брус-юг»
Слайд 5
Плотницкие инструменты 1 — топор и его части; 2- а — рубанок, б — драч, в — тесло, г — ножовка, д — черта, е — скобель, ж — долото, з — бурав, и — двуручная пила, к — ерунок , л — ватерпас, м — весок (отвес), н — отволока, о — опалка, п — циркуль, р — метр; 3 — шило, черта, пила, стамеска и ножи.
Слайд 6
Конструкция избы план
Слайд 7
В охряпку в охлуп в режь в лапу рубка Способы соединения брёвен сруба
Слайд 8
С. Есенин И теперь, когда вот новым светом, И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Сруб украшенный резьбой
Слайд 9
Резные наличники.
Слайд 10
Фронтон дома
Слайд 11
Крыльцо
Слайд 12
Пропильная резьба балконов и карнизов
Слайд 13
Деревенька моя…
Слайд 14
Просто красиво…
Слайд 15
д ом кузнеца К ириллова
Слайд 16
Зарисовка дома
Слайд 17
Зарисовка украшений крыши
Слайд 18
Зарисовка конька крыши
Слайд 19
Зарисовка резных наличников и окон
Слайд 20
Хозяйственные постройки колодец банька мельница
Слайд 21
Рисуем…
Слайд 22
Конструируем…
Слайд 23
Спасибо за внимание Изба — святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем. Н. Клюев.
Русское изобразительное искусство | Известные художники, Картины, Галереи России
Русское изобразительное искусство — синоним великолепных галерей и всемирно известных художников. Посетители с удивлением открывают для себя богатую и динамичную историю искусства и культуру России, от иконописи Киевской Руси 11 века до современного искусства 21 века.
- Русские формы / жанры
- Купить русское искусство
- Художественные галереи, которые стоит посетить
- Региональные музеи изобразительных искусств
Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану (1880-1891)
Художник: Илья Репин Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Русские формы / жанры / движения
Иконопись
Ранней формой русского искусства, насчитывающей более 1000 лет, является иконопись.Русская икона обычно изображает святого человека или религиозное событие, написанное на деревянном холсте.
Традиция иконописи была принята в г. Киевская Русь г. после ее обращения в православие в 988 г. н.э. Хотя ранние иконы писались по строгим образцам византийского искусства, русские мастера, в том числе Андрей Рублев (1360–1427 гг.), Помогали развиваться. стиль, уникальный для Восточной Европы.
Этот традиционный русский стиль, нереалистичная стилизация, не утихал до второй половины 17 века.Именно в это время художники во главе с Симоном Ушаковым (1626–1686) начали экспериментировать со свежими новыми стилями из Западной Европы. Это нововведение в русской иконописи совпало с расколом в Русской православной церкви, когда государственная церковь провела всесторонние реформы, а традиционалисты или «старообрядцы» придерживались традиций, включая традиционный стиль иконописи.
Самая полная коллекция иконописи находится в Третьяковской галерее в Москве.Коллекция включает бесценные произведения, относящиеся к раннему русскому христианству, вплоть до Строгановского училища , последнего крупного русского иконного движения, которое процветало в конце 16-17 веков.
Классическая живопись
Протестантское и католическое влияние на русскую иконопись неизбежно привело к развитию классической живописи. В то время как классическое искусство Возрождения давно утвердилось в некоторых частях Западной Европы, только в 1757 году в Санкт-Петербурге была создана Российская академия художеств , чтобы обучать местных художников древнему и неоклассическому стилям.
Среди первых членов уважаемой академии — Дмитрий Левицкий, Антон Лосенко и Федор Рокотов, а среди известных художников-классиков романтической эпохи начала 19 века — Карл Брюллов и Александр Иванов.
.
Реалистичная картина
Некоторые из самых известных художников и произведений искусства России принадлежат к реалистическому направлению. Излюбленный стиль XIX века, русские художники-реалисты точно иллюстрировали портреты своих современников, исторические жанровые сцены (например, картина Репина выше), а также великолепные пейзажи, характерные для Российской Империи.
В то время как одни художники придерживались портретов и изображений аристократии, многие другие начали создавать произведения русского крестьянства и его страданий. Этот тип критического реализма, который процветал в России XIX века при Александре II, позже стал образцом, подражаемым художниками-социалистами-реалистами Советского Союза.
Известные русские художники-реалисты: Иван Крамской, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Василий Поленов, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков и Виктор Васнецов.
Как и во всех формах живописи, существует переходный период, который включает стили двух или более различных направлений. Так было при переходе от реалистической живописи к современному искусству авангарда. Русские художники, в том числе Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих и Михаил Врубель, разработали свои собственные уникальные стили, которые окончательно не вписывались в то или иное движение.
Русский авангард
Не столько особенное движение, русский авангард описывает несметное количество современных форм искусства, включая конструктивизм, футуризм, неопримитивизм, лучизм и супрематизм среди других.
- конструктивизм — относится конкретно к группе художников, которые стремились выйти за рамки автономного арт-объекта, расширив формальный язык абстрактного искусства на практическую дизайнерскую работу.
- футуризм — социальная и художественная философия, основанная Филиппо Томмазо Маринетти, в которой художники прославляли все современное, индустриальное и технологически продвинутое, стремясь изобразить «универсальный динамизм», который они воспринимали вокруг себя.
- неопримитивизм — движение, получившее свое название от неопримитивизма Александра Шевченко (1913), описывающего грубый стиль живописи, основанный на условностях традиционных русских форм искусства, таких как лубок, икона, крестьянское искусство и т. Д. ремесла.
- районизм — недолговечный, но важный шаг в русском абстрактном искусстве. Районисты искали искусство, которое плавало бы за пределами абстракции, вне времени и пространства, используя динамические лучи контрастного цвета, представляющие линии отраженного света.
- супрематизм — художественное направление, сосредоточенное на основных геометрических формах (в частности, квадрате и круге), в разных цветах, без какого-либо очевидного смысла.
Русский авангард процветал с конца 19 века вплоть до прихода Сталина к власти.К 1932 году были наложены ограничения на то, что художники могли рисовать, с ориентацией на социалистический реализм, а не на современное искусство.
Советское искусство
Хотя теоретически советское искусство включало бы в себя все постреволюционное, настоящую эпоху советского искусства (объединенные ассоциации художников, организованные в интересах государства), начавшееся в действительности только в 1932 году. С созданием в августе Союза художников Москвы и Ленинграда. 1932 г., официально утвержденное искусство теперь должно было следовать доктрине Социалистического реализма .
В то время как строгий социалистический реализм был заметным стилем на раннем этапе, многие художники в конечном итоге использовали новую, новаторскую технику в последние годы советского искусства. Несмотря на это нововведение, ограничения на то, что художники могли рисовать, никогда не отменялись до конца 1980-х годов.
Обязательно посетите художественные галереи
Московские художественные галереи
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — передовая витрина русского изобразительного искусства.Его великолепная коллекция насчитывает более 150 000 произведений живописи, скульптуры и графики русских художников 11 — начала 20 веков.
адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10
м. Третьяковская
время работы: ежедневно с 10:30 до 19:30 (понедельник выходной)
сайт: TretyakovGallery.ru
изучить музей: Google Art Project
Новая Третьяковская галерея современного искусства
Расположенная в Центральном Доме художника напротив Парка Горького, Новая Третьяковка представляет собой витрину русского искусства примерно с 1920-х годов по настоящее время.Помимо основной галереи, в музее также проводятся регулярные выставки и прилегающий парк скульптур под открытым небом.
адрес: Крымский Вал, 10, Москва
м.: Парк Культуры
режим работы: ежедневно 10:30 — 19:30 (выходной понедельник)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Второй по величине музей зарубежного искусства в России (уступающий только Эрмитажу в Санкт-Петербурге) Пушкинский музей изобразительных искусств имеет обширную коллекцию произведений искусства и артефактов, от древних древностей до наших дней.
адрес: , ул. Волхонка, 12, Москва
м.: Кропоткинская
время работы: ежедневно 10.00 — 19.00 (понедельник выходной)
сайт: Museum.ru
Музей частных коллекций
Часть более крупного музея изобразительных искусств имени Пушкина (также удобно расположенного по соседству), Музей личных коллекций представляет собой выставку русского и зарубежного искусства 15-20 веков.
адрес: , ул. Волхонка, 14, Москва
метро: Кропоткинская или Боровицкая
время работы: ежедневно с 12:00 до 19:00 (выходной — понедельник и вторник)
сайт: Museum.ru
Московский музей современного искусства
Московский музей современного искусства, открытый в 1999 году президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, содержит великолепную коллекцию русского авангардного искусства. Помимо работ известных российских художников, в музее представлены произведения современного искусства выдающихся американских и европейских мастеров.
адрес: , ул. Петровка, 25, Москва
м.: Пушкинская
время работы: ежедневно с 12:00 до 20:00 (с 13:00 до 21:00 по четвергам)
сайт: MMOMA.ru
Художественные галереи Санкт-Петербурга
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, крупнейший музей зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире, насчитывает около 3 миллионов картин и артефактов.Основное собрание музея, основанное Екатериной Великой в 1764 году, в настоящее время размещается в 6 исторических зданиях на Дворцовой набережной. К ним относятся Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж (все они частично открыты для посещения), а также Эрмитажный театр и Дом-заповедник.
адрес: , Дворцовая площадь, 2
м.: Невский проспект или Гостиный двор
режим работы: ежедневно с 10:30 до 18:00 (выходной понедельник)
сайт: Государственный музей Эрмитажа.org
изучить музей: Google Art Project
Русский музей
Как и Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей является домом для огромной коллекции русского искусства. Основанный в 1895 году царем Николаем II, музей значительно расширился с момента его основания, особенно когда частные коллекции были национализированы после русской революции 1917 года. Сегодня в нем хранится более 400 000 артефактов XI — XXI веков.
адрес: ул. Инженерная, 4 (Михайловский дворец)
м.: Невский проспект или Гостиный двор
время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00 (вторник выходной)
сайт: RusMuseum.ru
Музей Академии художеств
Музей Академии художеств, основанный в 1757 году, является старейшим художественным музеем в России. Именно в этой академии учились и читали лекции некоторые из самых известных художников России, и, соответственно, ее коллекция в основном состоит из проектов этих студентов, работ преподавателей, а также картин, связанных с историей Академии.
адрес: , Университетская наб., 17 Национальный художественный музей Украины адрес: , ул. Грушевсково, 6, Киев Киевский музей русского искусства адрес: ул. Терещенковская, 9, Киев Киевский музей западного и восточного искусства адрес: , ул. Терещенковская, 17, Киев Ключевой фигурой русского Нового года, безусловно, является Дед Мороз (Дед Мороз, точнее Дед Мороз), который приезжает в красном кафтане (старинном длинном одеянии), украшенном традиционной вышивкой и обшитом белоснежным пухом. , красная шапочка, белые варежки и валенки.Обладая пышной белоснежной бородой, румяным носом и щеками и радушной улыбкой, он опирается на ледяной посох со сверкающей звездой на вершине и несет огромный красный мешок с подарками для детей. Деда Мороза обычно сопровождает его сказочная внучка Снегурочка (Снегурочка), которая помогает ему играть с детьми и дарить подарки. Она — уникальный атрибут образа Деда Мороза — такой милой спутницы нет ни у одного из его зарубежных коллег. Образ Снегурочки олицетворяет замерзшую воду.Она загадочная горничная (а не маленькая девочка) в чисто белых одеждах. Никакой другой цвет не допускается традиционной символикой. На голове у нее восьмилучевая корона, украшенная серебром и жемчугом. Русский Дед Мороз (Дед Мороз) происходит от более древнего Морозко. В русском фольклоре он могущественный герой и кузнец, сковывающий воду своими «железными» морозами. Мороз не враждебен людям; в большинстве случаев он помогает им и преподносит им богатые подарки. Чтобы доставить ему удовольствие, в России был обычай «кормить» Мороза. Следует отметить, что традиция была похожа на праздник поминовения предков. Накануне Рождества старший член семьи выходил на крыльцо и предлагал Морозу ложку овсяного киселя или кутьи (ритуальное блюдо из отварного риса с изюмом и медом) со словами: «Мороз, Мороз! Приходите кушать кисель! Мороз, Мороз, не бей овес! » Затем нужно было перечислить все остальные растения, которые не должен был побивать мороз. Мороз в сказках то добрый, то злой. Если быть точным, он добр к добродетельным и трудолюбивым людям, а с подлыми и ленивыми суров. Дело не только в справедливости. Это скорее сочетание двух символов в одном. В русской мифологии, кроме Деда Мороза (Дед Мороз), добродушного великана, был еще один Мороз, старенькое существо с длинной седой бородкой, которое бегало по полям и своим стуком провоцировало лютые морозы. Его злоба заставляла трескаться стволы деревьев, а его удары разрушали бревна хижины. Интересно отметить, что изначально Дед Мороз был злым и жестоким колдуном, любившим замораживать людей; это отражено в стихотворении Николая Некрасова «Мороз — Красный нос», в котором Дед Мороз убил молодую крестьянскую вдову и оставил сиротами ее маленьких детей, чтобы развлечься. Дед Мороз последовал за старославянскими богами: Позвизд — бог ветра, хорошей и ненастной погоды, Зимник — бог зимы и устрашающий Корочун — бог подземного мира, правящий морозами. Своеобразный характер этих языческих богов определил первоначальный характер Деда Мороза — сначала он украл детей и увез их в своем гигантском мешке.Чтобы выкупить детей, их родители должны были сделать ему подарки. Однако со временем все перевернулось, как это часто бывает: под влиянием православных традиций Дед Мороз исправился, стал добрым и стал дарить детям подарки, а не похищать их. Теперь он перенял некоторые черты у святого Николая, прототипа западного Санта-Клауса. Дед Мороз не просто постоянно обновляет свою популярность и значимость, но и набирает их все больше и больше. Он и его белоснежная внучка занимались забавными профессиями: на многочисленных ёлках (новогодних утренниках), проводимых по всей огромной России, они развлекают детей и их родителей стихами, загадками и представлениями, поют и танцуют с ними вокруг елки, и, конечно, осыпать их подарками и поздравлениями.В праздничные дни иногда даже можно встретить целую стаю седобородых мужчин в красном, несущих огромные мешки. У Дедов Морозов даже есть свой профессиональный праздник, который приходится на последнее воскресенье августа. Туристический проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», существующий с 1999 года, стремительно развивается. Все это время Дед Мороз честно отвечал на тысячи детских писем. На родину российского Деда Мороза можно добраться на специальных туристических поездах из Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды, а также принять участие в специальных праздничных автобусных турах. Источники : Славяне были лишь одним из нескольких племен, населявших долину, но постепенно они становились доминирующей силой. Русские или Русь были одним из меньших славянских племен, но каким-то образом это название было применено позже к большему количеству людей, которые поселились в районе между Балтийским, Белым, Каспийским и Черным морями. Виктор Васнецов «Три богатыря» 1898 — конец XIX века Размышления о русских героических сказках Русы приписывали сверхъестественные силы природе, и все боги, в которых они верили, были названы в честь солнца, воды и земли… Была очень сильная связь с землей и природой, и это все еще можно увидеть в русском языке: есть много слов, чтобы описать леса, поля, небо, воду и т. Д. Первое известное восточнославянское государство возникло в 862 году в долине Днепра. Князь скандинавского происхождения Рюрик основал государство со столицей в городе Киеве, поэтому страна получила название Киевская Русь. Другими крупными городами славян были Суздаль, Чернигов, Ростов, Владимир, Новгород. Киевская Русь вскоре объединила большую часть восточнославянских земель. Существуют различные свидетельства того, как Рюрик стал князем этой области. Но по общему мнению, несколько племен, населявших территорию России от Ладожского озера (на севере) до Новгорода, постоянно враждовали и приглашали Рюрика к заключению мирного соглашения и правлению вновь основанного государства. Династия Рюриковичей продолжала править расширяющимся Российским государством вплоть до 16 века. В 869 г. правитель Киевской Руси князь Владимир принял христианство как доминирующую религию государства. Руси переняли христианство от Византии, и с их религией мы переняли большую часть их культуры. Некоторые историки считают, что отсутствие личной свободы, господства государства и абсолютной власти лидеров частично является результатом влияния Византии.
м. Киевская художественная галерея
Национальный художественный музей Украины, основанный в 1899 году, является наиболее полным собранием отечественного украинского искусства в мире. В музее представлены работы не только художников, родившихся в Украине, но и работавших в Украине иностранцев, а также потомков украинцев, живших за границей.
метро: Майдан Независимости или Крещатик
время работы: ежедневно с 11:00 (выходной — понедельник и вторник)
сайт: NAMU.kiev.ua
Киевский музей русского искусства, основанный в 1922 году, уходит своими корнями в советскую национализацию частных коллекций, в том числе коллекций семьи Терещенко.Сегодня это один из крупнейших экспонатов русского искусства (с 13 века по настоящее время) за пределами России.
метро: Площадь Льва Толстого или Университет
время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник и четверг)
сайт: MuseumRu.kiev.ua
Музей, крупнейшее собрание зарубежного искусства в Украине, был основан в 1919 году на базе частной коллекции промышленника (и мецената) Богдана Ханенко.Сегодня музей может похвастаться более чем 17000 картин и артефактов западного и восточного происхождения — от древности до наших дней.
м.: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Несмотря на некоторые схожие детали, такие как белоснежная борода, длинное платье и подарочная функция, Дед Мороз (Дед Мороз) в сопровождении Снегурочки в России и Дед Мороз со своими гномами-помощниками на Западе — совершенно разные персонажи. .
Но окончательно образ Деда Мороза окончательно сложился в СССР: он стал главным символом новогодних праздников, сменив Рождество как самый любимый и сказочный праздник в дореволюционной России.Образ «советского» Деда Мороза был создан советскими кинематографистами в 30-е годы прошлого века.
Дед Мороз наконец-то обрел свое законное постоянное место жительства — город Великий Устюг Вологодской области, Россия. Его усадьба находится в лесу, в 11 км от города, признанного родиной Деда Мороза за богатую историю, красивую архитектуру и красоту природы.На территории усадьбы находится дом Деда Мороза и уютные коттеджи для его гостей, зимние игровые площадки и другие развлечения для детей и взрослых. Скульптуры сказочных персонажей, красиво освещенные ночью, добавляют зрелищу волшебной атмосферы.
В январе 2001 года он посетил своего брата Санта-Клауса в Лапландии, и они договорились о развитии присяжных братских отношений между Великим Устюгом и Рованиеми.
Русская Wiki
lifecity.ru
slavyanskaya-kultura.nnm.ru
papa-mama.ru
Древняя Русь — с 7 по 13 век
Племена восточных славян — древних предков русских — оккупировали Восточно-Европейскую долину около 7 века.