Картинки к сказке золотой петушок: Сказка о «Золотом Петушке» А.С.Пушкина в картинках, читать

117. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке. Разные художники (портрет петушка).

Закончилась эпопея с «Золотыми петушками». За четыре месяца промелькнули 63 художника из 69 источников. Сам Золотой петушок в России — это узнаваемый брэнд и символ всех пушкинских (и не только) сказок. Это настолько естественно, что собственно в золотых петушков никто и не всматривается: узнавание по абрису происходит.

Переплёт сборника сказок, худ. Т.МавринаФронтиспис сборника сказок, худ. В.Конашевич

Хотя именно рисунок петушка в этой сказке и должен быть квинтэссенцией авторской манеры. Так что стоит присмотреться к портретам петушков.

Разные были художники, в том числе и те, которых я активно не воспринимаю. Так, я с большим недоумением рассматриваю иллюстрации Ст.Ковалёва. Однако, одна картинка этого художника к «Золотому петушку» попала в альбом иллюстрированной пушкинианы позднесоветских времён — а это знак признания. Тогда эта картинка была примером новейшей графики, каких-то актуальных тенденций. Игнорировать этот факт невозможно.

«Золотой петушок» Ковалёва как признанный образец современной графики

Раздумывал над успехом художника Ковалёва и понял, что помещённая в альбом иллюстрация, действительно, хороша — но с точки зрения композиции: ракурс на пейзаж выбран такой, чтобы почувствовать головокружение от родных просторов. А уже на этом фоне — портрет Золотого петушка.

Заинтересовался: а что у нас собственно с портретами персонажа, именем которого названа сказка? Постарался собрать вычлененные изображения. Портретов оказалось немного (портрет — это когда изображение персонажа занимает основное положение в картинке). Встречаются портреты самодостаточного петушка (на странице нет ничего, кроме него).

«Золотой петушок», портрет Брюханова

UPD/29.05.2019

«Золотой петушок», портрет А.Власовой (2019)

Но чаще рисуют петушка сидящего на спице — и, как правило, на фоне башен, пейзажа, просторов. Так что это общая тенденция. Значит, есть поле для сравнений. Посмотрим.

1) Минимализм — одинокие петушки на спице. А вокруг — «зефир струит эфир».

Худ. Ващенко (1988)Худ. Антоненков (2016)

2) Петушок в символической среде с элементами градоустройства.

Худ. Майофис (1989)Худ. С.Фёдоров (1980)Худ. Елисеев (2008)

3) Петушок в городской (крепостной) среде.

Худ. Ненов (2017)Худ. Лагуна (1985)Худ. Дехтерёв (1993)

4) Петушок в плотной городской (крепостной) застройке.

Худ. Назарук (2018)Худ. Зотов (1980)Худ. Соловьёва и Фатеева (1963)Худ. Марочкова (2009)

5) Петушок в народной гуще.

Худ. Конашевич (1966)Худ. Милашевский (1947)Худ. Шурлапова и Подивилов (2009)Худ. Карпенко (1967)

6) Петушок парит над родными просторами.

Худ. Шурлапова (1997)Худ. Конашевич (1949)Худ. Лукина (2019)

7) Петушок слился с уральским пейзажем.

Худ. Ковалёв (1979)

Вот и вернулись к петушку Ковалёва. Мне кажется, я разгадал очарование этой композиции, которая так понравилась советским искусствоведам. Ковалёв — уралец. Пейзаж, на фоне которого «петушок на спице бьётся», вроде бы выстраивается в один ряд с другими показанными картинками разных художников: изгиб реки, поля, холмы… Но у Ковалёва это именно уральские горы (на горы совсем не похожие) — здесь нет открытости равнин, здесь постоянно горизонт ограничен. И хочется забраться выше и выше, чтобы ощутить тот самый русский простор. Вот эту тягу и передал художник, вознёсшись выше петушка и жадно вглядываясь в даль. Вот в этом сильном чувстве и проявилась оригинальность простой по замыслу картинки.

Бажов в родном краю приземлённую ящерицу воспел — она символом Урала и стала. А Ковалёв-то вон каким бунтовщиком заделался…

77. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. И.Билибин)

Перебирая потихоньку пушкинские жанры, я наконец добрался до его сказок. Первой пусть будет «Сказка о золотом петушке».

цитата

Кири-ку-куЦарствуй, лёжа на боку!

Отдельных изданий «Золотых петушков» с картинками накопилось много, всё же это детская литература, которая традиционно иллюстрируется.

«Золотые петушки» одни

Но и это ещё не всё. Многие художники сразу рисовали сборники пушкинских сказок, так что найдутся ещё «Золотые петушки» и внутри толстых книжек.

«Золотые петушки» вкупе с другими

Да, зима будет долгой…


Начать показ «Сказки о золотом петушке» хочется с шедевра — это иллюстрации И.Билибина, впервые напечатанные в 1910 году. Никогда больше не было такого идеального сочетания пушкинского текста с иллюстрациями. Пушкин и Билибин — два европейца, с любопытством всматривающиеся в допетровскую Русь. Билибин — это лицо русского модерна, но ведь и Пушкин был для России своего времени абсолютно новым явлением.

Художник И.Билибин на Фантлабе, конечно, представлен:https://fantlab.ru/art2951. Его «Сказка о золотом петушке» издания 1910 года — тоже представлена с хорошими сканами:https://fantlab.ru/edition111141 (только ошибочно указан 1907 как год издания). Издание советского времени (1962) тоже есть:https://fantlab.ru/edition147052. Очень дорого стоит не только дореволюционный первоисточник, но и советское переиздание фабрики «Гознака». Специально я за билибинскими сказками не гонялся. Переиздают их сейчас много и неважнецкого качества: картинки мутные. У меня современное глянцевое недорогое издание какого-то странного издательства (СПб.: СЗКО, Bestiary, 2014). Но качество воспроизведения очень хорошее (типография в Литве). Вроде бы золота многовато, но это терпимо — картинки Билибина по расцветке как средневековые миниатюры, сусальное золото им к лицу.

«Сказка о золотом петушке», СЗКО, Bestiary, 2014

Библиографию даю к изданию 1910 года, поскольку в моём издании количество иллюстраций соответствует первоисточнику.

Сам билибинский стиль знаком всем с детства: хоть одну картинку хоть к одной сказке все видели (в детских журналах часто бывало). Билибин влияет на формирование русской национальной матрицы в той же степени, что и Пушкин: его иллюстрации, как и пушкинские строки — это гармония и радость.

Поэтому о картинках рассказывать незачем: их надо просто рассматривать (в хорошем качестве), а вот насчёт макета поговорить можно. «Мирискусники» не просто рисовали картинки — они создали иллюстрированную книгу, т.е. саму книгу как объект полиграфического искусства. Макет, поля, шрифты — всё имеет значение. Этот тот случай, когда надо иметь подлинное первоиздание или качественное факсимиле.

«Сказка о золотом петушке» Билибина выложена в открытом доступе в РГБ. Зачем показывать собственное издание посредством простеньких фото, когда есть качественные сканы подлинника? Оказалось, в этом всё же может быть смысл (и именно в связи с макетом).

Открываю свое современное издание, гляжу на развороты и недоумеваю: разве могут быть у такого мастера как Билибин на втором развороте две автономные иллюстрации подряд? Они же должны текстом перемежаться!

Первый разворотВторой разворотТретий разворот

Смотрю сайт РГБ — ага, там иллюстрации столбиком: вот правая страница, вот левая.

Скан РГБ, стр. 3Скан РГБ, стр. 4Скан РГБ, стр. 5Скан РГБ, стр. 6Скан РГБ, стр. 7Скан РГБ, стр. 8

Смущает только, что кавалькада по верху страницы оказалась разорванной. Вглядываюсь в номера страниц (чётная-нечётная) и понимаю, что на сайте РГБ неправильно разместили сканы: правая страница у них стала левой, а левая — правой. Так что в моём печатном издании, действительно, авторский макет. А сайт РГБ даёт ложное представление. Оказывается, мало качественно просканировать — надо ещё и расположение продумать. Урок для электронных библиотек.

Но и Билибин, видимо, был ограничен в возможностях: надо было всё же разбавить текстом две иллюстрации вначале, пустых листов припустить (хотя это означало бы добавление в тетрадку четырёх страниц), заставки-концовки переместить и т.п. Видать, в Экспедиции заготовления государственных бумаг что-то недопоняли или поставили жёсткие условия: ни страницей больше! Вот тут-то современным издательствам было бы не грех переосмыслить макет в соответствии с духом, а не с буквой первого издания.

Некоторые издательства так и делают: смело вторгаются в билибинского «Золотого петушка». Но не по плечу им такая задача. Это я про книгу издательства Мещерякова (2010).

«Сказка о золотом петушке», ИДМ, 2010

Неудачной была сама попытка объединить билибинские макеты альбомного и книжного формата. В книге страничные иллюстрации разбавили текстом, но кто-то не удержался и разбил на две части кавалькаду, исказив при этом пропорции.

Первый разворот ИДМВторой разворот ИДМТретий разворот ИДМЧетвёртый разворот ИДМПятый разворот ИДМШестой разворот ИДМ

В общем, получилось как это часто бывало у Мещерякова: при хорошей интуитивной задумке — неряшливый и непрофессиональный результат.

Ну а мы между делом посмотрели почти все билибинские картинки. Остаточки — с сайта РГБ.

Скан РГБ, стр. 10Скан РГБ, стр. 11Скан РГБ, внутренняя сторона задней обложкиСкан РГБ, наружная сторона задней обложки

UPD/31.12.2018

Благодаря комментариям уважаемых С.Соболев и Artstasy появилась возможность сделать некоторые принципиальные дополнения. Выяснилось, что билибинские иллюстрации к народным и пушкинским сказкам разные по манере исполнения.

Как пишет Artstasy,

цитата

Вот есть билибинский цикл сказок русских народных — про Финиста ясна сокола, про царевну-лягушку, про Ивана-царевича и т.п. Здесь все картинки в одном, чисто билибинском стиле, с красивыми оттенками, лицами, линиями… А вот в пушкинском цикле художник экспериментирует на тему русского лубка, здесь обилие мелкого декора, преобладание коричневого и совершенно странные и даже местами страшные лица.

Действительно, профессиональные искусствоведы (в альбоме «Билибин») это мнение поддерживают, указывают, что в «Золотом петушке» Билибин ввёл элементы русского лубка и гравюры конца XVII — начала XVIII вв. Чем объяснить это отличие? Мне кажется, это были принципиальные изменения, которые могли бы в русском искусстве дать новые направления (при его естественном развитии).

Иллюстрации Билибина к народным сказкам — это чистый европейский модерн, со всеми его приёмами. В общем-то, не очень и оригинально. А в пушкинских сказках (всего две, «Золотую рыбку» как более позднюю не считаем) у Билибина случился отход от модерна! Не так красиво, но больше оригинальности. А публика-то притомилась — модерн уже и заканчивался к 1910-му году, когда был опубликован «Золотой петушок». Судьба мастеров краткого века модерна была не очень радостна, их быстро забыли (см., напр., про Кая Нильсена: http://www.fairyroom.ru/?p=56932). А у русского модерна, возможно, был шанс перерасти в оригинальное направление.

«Русский стиль», конечно, присутствовал в дореволюционном прикладном искусстве (часто его обзывают «псевдорусским»). И наверное, во многом из-за того, что он «продавался» на Западе — вместе с дягилевским балетом. К балету надо было делать сценографию: костюмы, декорации. А потом выяснилось, что не только к балету. «Мирискусники» все этим занимались. Вот и Билибин прежде книжки сделал сценографию к опере «Золотой петушок». Так что это важный этап.

Сценография к «Золотому петушку» — вот из этого фундаментального альбома, на обложке которого как раз типичный билибинский модерн (сказка русская, а модерн западный).

«Иван Билибин». — СПб.: Аврора, 2001

А вот сами картинки к опере. Русский дух тут посильнее выпирает, чем в книжке.

Вот откуда, видать, в книжной графике Билибина и русские мотивы, и, вероятно, отталкивающие персонажи (в опере царь, вроде, погаже, чем в сказке).


Добавление в качестве курьёза. Из альбома «Мир сказок Пушкина» — билибинские цветные персонажи на фоне чьих-то чужих картинок.

«Мир сказок Пушкина». — М.: Московские учебники, 2009

P.S.

Как и о всяком пушкинском произведении, о «Золотом петушке» написаны горы литературы: источники, толкования, аллюзии. Мы обойдёмся без литературоведения, но про сюжет всё же стоит сказать. Он таинственный — пружина действия скрыта, «бог из машины» так и не появился.

О чём сказка? Государство в кризисе из-за внешних угроз — это пролог. Первая сюжетная линия: мудрец, он же звездочёт и скопец, дарит петушка царю, государство спасено; петушок указывает на шамаханскую царицу как на угрозу. Вторая сюжетная линия: шамаханская царица послужила причиной гибели царских сыновей — наследников престола; шамаханская царица околдовывает царя. Пересечение двух линий (развязка): царь вступил в конфликт со скопцом из-за шамаханской царицы; царь убивает скопца, петушок убивает царя, шамаханская царица исчезает.

Петушок был орудием в руках скопца? Это скопец через петушка подстроил, чтобы царь привёз для него шамаханскую царицу? Тогда подлый скопец заслуженно пал от державной руки… Или это шамаханская царица всё подстроила, чтобы прибрать царство к рукам, но скопец хотел её изолировать (а так-то «зачем скопцу девица?»). Тогда скопец — государственный муж и патриот, убит одурманенным царём. Но как бы то ни было, царь тоже убит (петушок-сообщник скопца не предотвратил убийство своего кукловода, но по заложенной программе устранил убийцу). Но почему пропала шамаханская царица? Поле-то для неё расчищено… А это петушок сработал как орудие судного дня. Раз скопец погиб, то не только царю, но и шамаханской царице незачем существовать. В самом деле, зачем нам мир, в котором нет скопца?

Или петушок — самостоятельный актор? Манипулировал скопцом, упорно гнал рати царевичей на верную смерть, обескровил государство, вызвал фантом — шамаханскую царицу, нанёс последний удар по династии…

Или все события — последствия элементарной глупости? Скопец по глупости подарил царю петушка. Петушок по глупости посылал рать за ратью против девицы. Девица по глупости обольстила царя. Скопец по глупости попросил себе девицу и т.д., вплоть до того, что шамаханская царица — претендентка на престол с большой личной харизмой — по глупости исчезла.

Но в итоге при любом варианте — петушок устранил хоть какую-то, но легитимную власть; государство обезглавлено, смута неизбежна. А про смуту — это «Борис Годунов» того же автора. Учитывая, что «Борис Годунов» был написан первым (в 1825 году), а «Золотой петушок» спустя десять лет, получается, что «Сказка о золотом петушке» — это приквел «Бориса Годунова» (произведения входят в условный цикл «Шапка Мономаха»).

Сказка Петушок золотой гребешок, Русская народная сказка

Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок» на простом примере показывает ценность крепкой дружбы в жизни человека. История учит деток взаимопомощи, поддержке, а так же прислушиваться к советам опытных людей (родителей). Кроме того, сказка формирует у ребенка чувство ответственности, моделируя правильную линию общения с незнакомцами, грамотное поведение ребенка дома в отсутствие старших. Главные герои – петушок золотой гребешок, кот, дрозд и плутовка лиса. Кот и дрозд собрались в лес, да строго-настрого сказали петушку не выглядывать в окошко. Иначе плутовка-лисица хитростью утащит пернатого друга. Но вот петушок золотой гребешок ослушался старших…

Петушок золотой гребешок

Читать сказку на весь экран

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Вы

Русская литература — Сказка о золотом петушке

В царстве Тритеенсевенты,
Содружество Трисевентов,
Жил знаменитый царь Дадон.

Жестоким он был с детства,
И когда едва больше двадцати
Причинил много неприятностей своим соседям.
Сейчас, старея, он передумал,
Отказался бы от воинственного измельчения
Для безмятежной и праздничной жизни.
Но его соседи, беспокойные,
Вызвала тревогу седого царя,
Причиняя ему мир вреда.
На охрану границ царства
Из набегов смелых мародеров,
Был вынужден поднять и разместить
Бессовестный хозяин.
Полевые командиры, никогда не дремлют,
Еще бы еле доделал обливание
Пламя слева, когда, хо! справа
Видны враждебные знамена.
Эти отбились, какое-то посещение
Пришел морем. Разочарование царя
Довел его до дикой природы, чтобы плакать
И откажитесь от бальзама для сна.
Кто мог процветать, будучи зараженным таким образом?
Он задумался и запросил
Помощь из мерина шалфея,
Планетосчетчик и маг;
Послал бегуна умолять его
И мага, приведенного к нему,
Из-под пышного платья
Нарисовал золотой флюгер.
«Пусть эта золотая птица», — пел он,
. «Высоко на шпиле посадки,
И мой умный Петушок
Будь верным стражем.
Пока нет боевых беспорядков,
Он будет сидеть в тишине;
Пусть будет с любой стороны
Признаки войны, за которыми следует следить,
О некоторых отрядах браконьерства,
Или приближается какой-нибудь другой злой,
Прямо моя птица на куполе
Пробудится, взломайте его гребень,
Ворона и вир, его взъерошенный ерш,
Точка, в которой вред не за горами.«
Рапт, царь позволил мудрецу
Горы золота на готовую заработную плату.
«Такое важное благо предоставлено»,
Он возрадовался, «будет вознаграждено
По желанию к исполнению
Как и мой собственный, как только пожелает. «
Петушок на шпиле
Начал охранять Марш и Шир,
Едва ли опасность подняла голову,
Он вскочил, как будто с постели,
Повертелся с взъерошенным воротником,
В ту сторону и, крылья без перестановки,
Экипаж вслух «Кири-куку!
» Царствуй, твоя охрана верна.«
Короли, вложение царских владений,
Впредь никогда не смел приставать к нему:
Царь Дадон на каждом шагу
Отбросили их обратно по морю и суше!
Один год, два, проницательный информатор
Ночевал почти все, кроме бездействующего,
Когда однажды утром они ворвались в
На Дадона страшным шумом.
«Царь наш! Защитник государства!»
Плачет командир домашнего отряда,
«Величество! Просыпайтесь! Внимание!»
«Э? … что случилось? … Кто-то ранен?»
Нарисовал Царя на фоне двойного
Зевая: «Кто это? В чем проблема?»
Капитан ответил ему так:
«Слушайте, петух нас предупреждает;
Посмотрите ниже и увидите людей
Мельница в страхе и на шпиле
Смотри петуха, обшитый рюшами,
Кряканье, указывая на восток.«
«Вверх! Не время терять!» их Мастер
Подстегнул их: «Седла на коней! Быстрее!»
Таким образом, на восток он устремился силой,
Во главе со своим старшим.
Петушок перестал кричать,
И царь продолжал мечтать.
Проходит семь дней и больше,
Но сообщения от корпуса нет:
Марш был тяжелым или тихим —
Ничего не сказать или отрицать.
Петушок снова уходит!
Выслеживание корпуса старца,
Едет младший с еще
На помощь брату.
В настоящее время утихает птица;
И снова ничего не слышно!
И снова народ смущенный,
Подождите неделю, их страхи удвоились.
Снова слышен петух,
И Дадон отправляет третий
Хозяин, сам командир,
Хотя не уверен, что это может принести пользу.
Днем и ночью колонны ветра,
Затем он охотится на каждый разум:
Не лагерь или поле битвы,
Не воинский курган,
Встречается близко или далеко.
«Странно и странно», — думает царь.
Прошла неделя, страна меняется,
Восход, высоко через холмы и хребты,
Затем, среди вершин впереди,
Смотри! расстилается шелковая палатка.
Чудесная тишина охватывает сцену
Вокруг палатки; изможденный овраг
Колыбели хозяев в бою сдаются.
Теперь Дадон дошел до палатки …
Шатается назад: зрелище ужасающее,
Перед его глазами лежат упавшие,
Без шлема и цепи брони,
Оба его благородных принца убиты,
г. Пронзили друг друга зарядом;
И их блуждающие животные на свободе
На медовухе все проштамповано и забито,
На окровавленном лугу.. .
«Мальчики … мои мальчики …» отец простонал,
«Задушил обоих своих ястребов», — простонал он,
. «Жизнь утрачена — горе мне …
Здесь погибли не двое, а трое ».
Плач мужчин и хозяин сливается
Скоро зазвучат тяжелые панихиды
Ущелье и обрыв, сердце горы
Качает.Вот, занавески часть
О палатке. . Приз девиц,
Царица Шамахана, в сиянии
Сияющий, как утренняя звезда,
Тихо приветствует царя.
Заглушенный ее блестящим взором
Как птица днем,
Онемевший он стоит — ее зрение превосходит
Ага! смерть обоих его сыновей.
Теперь она смотрела на него, соблазнительно,
Наклонился изящным поклоном и, улыбаясь,
Взял его за руку и нарисовал на
К ее шатру пришел царь Дадон.
За своим столом она его усадила,
Ко всякой еде угощать его,
И для отдыха его тело положили
На пуговице из парчи.
Таким образом полных семи дней он расточал,
Все порабощены ею и изнасилованы,
На восторге и веселье
В шатре королевской девы.
В конце концов, однако, он совершил вылазку
. Его выжившие силы собрались,
И девица в поезде,
Снова привел свою армию домой.
Слухи начали его опережать,
Рассказы о случайном и неудачном разведении. . .
Толпы субъектов малые и большие
Водоворот за городскими воротами
Вокруг кареты Царя и Императрицы,
Сказочная шамаханская соблазнительница;
Там их приветствует царь Дадон. . .
Вдруг он осознает
Его друга, старого мудрого евнуха,
В белом тарбуше и тунике,
Снежная соломенная, как лебедь.
«Отец мой», — воскликнул Дадон,
. «Приветствую! Как вы поживаете? На досуге приходите и говорите; что вам нравится? »
«Царь!» ответил старый маг,
«Теперь мы возведем пустыню и заработную плату.
За помощь, которую я когда-то оказал,
Вы помните, мне присудили
Мое первое желание — исполнится,
Как и ваш собственный, как только пожелает.
Пусть эта горничная будет тем, что я выиграл,
Эта юная царица Шамахана ».
«Какие?» Дадон изумленно отступил.
«Что тебя одолело? Ты с ума сошел?
На тебе ездит какой-то злой демон?
Ваш разум высох внутри вас?
Во имя небес, в какую игру ты играешь?
Залог, что я сделал; но все равно
Есть пределы, хорошо вы знали;
И — какая от нее польза?
Пожалуйста, оставьте это в своей голове
Кто я! Зачем спрашивать вместо
Для моей мяты, соболь магната,
Жеребец из королевской конюшни,
Половина моего царства, пожалуйста! »
«Нет, ничего из этого я не желаю!
Просто дай мне то, что я выиграл,
Эта юная царица Шамахана »
Мудрец по традиции играл.
«Нет!» Царь страстно сплюнул;
«Это ты сам навлек!
У тебя ничего не будет! Там! Уйти
Пока ты цел! Я говорю!
Убери чучело с моей дороги! »
Белоус хотел добиться этого,
Но с некоторыми вы склонны сожалеть об этом;
Яростным ударом скипетра
Уложил его царь Дадон,
Больше не дышать.- Город
Дала вздрогнуть, но наша хорошенькая:
«Ха-ха-ха» и «привет-привет»,
Видите ли, не благочестивая мысль.
Царь Дадон, хотя и сильно взволнованный, на нее Улыбнулся нежно как заварной крем,
И двинулся в сторону города.
Затем послышался тихий звук:
. И на виду у всех
Смотри! Петух взлетел со шпиля,
Напал на тренер штата,
На пятачке монарха,
Взъерошил его ерш, клюнул и звенел!
Взлетел ввысь.. .Без моргания
Царь Дадон соскользнул со своего места,
Хрипел и вытянул ноги.
Исчезла невидимая императрица,
Как будто ее никогда не было.
Сказка смысла, если не правды!
Пища для размышлений честной молодежи.

1834

Сказка о золотом петушке

Когда-то давно-давно, в царстве, о котором вы не знали, жил царь Дадон Славный. Который начал свое правление печально известным способом, вторгаясь в своих соседей, разрушая их дома и их труды.Однако позже, приближаясь к старости, его жизнь вступила в новый этап, и царь захотел мира. Но теперь его враги обрушили шквал собственных атак. Царь с трудом мог расслабиться раньше ему нужно было защищать свои границы от армий и мародеров.

Он сохранил прекрасную военную машину, и его генералы будут ему хорошо служить, но теперь ему понадобится хитрая стратегия достижения успеха. Видите ли, если его армия охраняла юг, то противник выбрал восточный путь. Защищайте этот фланг, и следующий гость появится из моря.Никогда не отдыхай!

Наедине царь плакал, ущемляя свое достоинство и свой сон. В таком страхе это вряд ли жизнь, поэтому он обратился за советом к другому. Он призвал старого прорицателя, евнуха, астролога, и отправил курьера за человеком. Вскоре прибыл евнух и с большим трепом вынул из мешка золотого петуха. Царю он сказал:

«На высоком шпиле поместите эту птицу, чтобы ее можно было увидеть и услышать. Вот мой петушок, золотой от головы до хвоста, поможет в обязательном порядке защитить город.Если на много миль вокруг будет тихо, петух будет сидеть тихо, без звука. Но если появятся нежеланные посторонние, если ужасы войны приблизятся, то птица оценит силы врага, и наметить его ожидаемый курс. Смело вскрикнет петух, взмахнет крыльями, гребень красный затвердет, глаза устремились на опасность вдали от дома «.

Царь в приподнятом настроении попрощался с мудрецом, пообещав исполнить любое его желание. Мудрец был тих, назовем это смекалкой, так как он ждал, пока разворачиваются события, и мечтал о невыразимых состояниях.

И так петушок со своего высокого насеста, ибо враг будет старательно искать. В ту минуту, когда он почувствовал опасность, как надежный фермерский петух на рассвете, он оживал. Поворачивая в том направлении, подтверждая его подозрения, он кричал: «Кири-ку-ку! Осторожно, они идут за тобой!»

Вскоре враги день и ночь потеряли желание сражаться. Их силы, независимо от количества, Дадоном были разорваны на части. Два года прошли спокойно, а петушок стоял непринужденно.Потом царя разбудили громкие голоса и шаркающие ноги.

«Сэр! Отец нашей нации!» — начал генеральский возглас. «Сэр, проснитесь! Есть проблема!» «Что это, люди?» — сказал царь, прерывая зевок. «Что случилось? Что случилось?» «Сэр, у птицы в центре внимания угроза. Он дает нам понять, что рядом дуют злые ветры. Люди на грани, наша судьба неясна ».

Царь посмотрел на взволнованную птицу и увидел, что она направлена ​​на восток.»Торопитесь, не теряйте время зря! К твоим лошадям! Поспеши! »Царь послал войско на восток, а его старший сын решил возглавить. Петушок вскоре тихо встал, а Дадон терпеливо ждал в торжественном городе. Скоро наступил день восьмой, по-прежнему никаких новостей о судьбе армии. Если бы произошла жестокая битва, он бы услышал?

Потом петушок снова вскрикнул, и царь собрал еще людей. Он послал своего другого сына — у него было только два — исследовать и, возможно, спасти свой первый храбрый отряд. Петушок снова затих и время поползло в городе следующие восемь дней люди волновались, их мысли заблудились.

Потом петух снова вскрикнул. Царь приказал третью группу людей и сам повел их на восток, неуверенный, сможет ли он хоть немного помочь. Его армия в пути днем ​​и ночью быстро устала. Ни драки, ни лагерей, ни полей сражений, ни курганов на холмах Дадон и его войска не встречали. «В чем дело?» он бы задавался вопросом.

Шел восьмой день впереди, и армия была выведена в горы. Между двумя величественными холмами, зеленый луг казался слишком тихим.Чуть дальше виднелась шелковая палатка. А в узком овраге … лежали первые две армии царя, погибли.

Дадон бросился к палатке и увидел страшное зрелище: у дверей двое его дорогих сыновей, без шлемов и доспехов лежали неподвижно, ни малейшего движения. Каждый управлял смертельным клинком в другой. Между тем их лошади на поляне бродили по вытоптанной траве, по окровавленной траве, которую они могли пройти. Царь причитал: «О ужас! Мои сыновья! Оба моих воина попали в ловушку.О горе! Смерть скоро придет ко мне! »

Все горевали за царем. Холмы и долины, близкие и далекие, казалось, Стонал и печаль. Вдруг палатка открылась … и перед глазами предстала потрясающая красота. Ее звали Царица Шамаха. Ее сияние, как рассвет нового дня, тихо окутало Дадона. Как пение ночной птицы заглушается восходом солнца, царь молчал, глядя ей в глаза. Здесь он сразу забыл о трагической гибели двух своих сыновей.

Она ввела царя в шатер из шелка. Сладкий аромат ее кожи, ее чарующая улыбка, очарование ее фигуры, были ниспосланы небом, царь был уверен. За столом она усадила его — лучшую пищу, которую она подавала. Он отдыхал на парчовой кровати, плененный ее красотой, плененный ее обаянием. На неделю ровно он полностью принадлежал ей, по-видимому, в ловушке заклинаний девушки. И он тоже пировал как король! В конце концов, однако, ему нужно было вернуться в свое королевство. Итак, с целой армией они вернулись в свое более знакомое убежище, вместе с милой девушкой.

Истина и ложь были распространены по мере того, как город перед ними оживал. В своих экипажах Дадон и королева последовали массы. Какая сцена! Дадон всех поприветствовал, даже бросил в толпу несколько монет. Потом он заметил человек в странной шляпе.

Это был евнух. «Добро пожаловать, царь Дадон!» Его величеству прорычал мудрец. «Ах, привет мой дорогой друг», Царь ответил: «Что скажешь? Можно тебе немного подкинуть?» «Да, сэр», — ответил мудрец.»Действительно, пора решить все, что в наших силах. Помните, вы сказали, что приобретете и даруй мне все, что я пожелаю. Что ж, я кое-что видел. Я хочу ее, Царицу Шамахи! »

Царь был потрясен. «Вы, конечно, шутите», — издевался он. «Дьявол до тебя дошел? Как такие мысли могли зародиться в твоей голове ?! Даю слово, конечно, но такой чуши я еще не слышал. Ваш запрос должен быть в разумных пределах. А почему девица? Это какой-то тест? От вас я приму практически любую просьбу.Возьмите деньги или дворянский титул. Возьмите лошадь из королевской конюшни. Возьми половину моей империи. «» Мой дорогой царь, все, что я желаю это девушка, которую я видел, Царица Шамаха «.

Царь с отвращением сплюнул. «Такое зло, это вряд ли уместно. Хватит! Ничего не получишь, грешник, за исключением, возможно, страдания. Прочь! Убери старую козу. Тебе повезло, что ты еще жив сегодня «. Старик начал спорить, но таких поступков с царем не поступишь, он ударил его посохом. по губам; евнух упал.

Он умер на месте, перед тем как весь город содрогнулся. Но красавица, казалось, хихикала над всем этим делом; судьба мудреца ее не волновала. Царь, хотя и потрясенный, с любовью посмотрел на девушку. Они направились в сторону города, когда сверху послышался слабый звук.

Вся столица смотрела, как петушок направляется к Дадону. Как выстрелом он полетел, высадка на царскую корону. Дико трепыхался, клевал в голову, и улетел … Можно сказать что из кареты упал царь.Никто не мог сказать, что именно убило его. Таинственным образом королева исчезла. Как будто ее никогда не было.

Конец

Сказка о золотом петушке

Царь Дадон встречает царицу Шемаху Иван Билибин (WikiArt.org)

XIX век был веком национализма. Братья Гримм отправились из немецкоязычной страны в немецкую, чтобы собрать фольклор, который, по их мнению, поможет выявить отличительные немецкие корни.Германии еще предстояло объединиться и стать Германской империей.

Что касается Пятерки, наших славянских композиторов, они пытались выразить Восточную Русь. Музыка в России вестернизировалась со времен Петра Великого. The Five не отказались полностью от классической гармонии и контрапункта, но они начали использовать полнотональные гаммы, ведущие западные композиторы, для создания новых гамм.

Программа

Однако «программу» еще предстоит установить. В 19, и веках некоторые композиторы отдавали предпочтение «программной» музыке.Музыка должна была рассказать историю. Несмотря на раннюю смерть, поэт Александр Пушкин (1799-1837) на дуэли написал стихи, которые были русскими сказками, независимо от их происхождения. Народ копит сказки.

Нашими примерами являются оперы Николая Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане », премьера которых состоялась в 1900 году, и «Сказка о золотом петушке» , впервые завершенная в 1907 году и премьера которой состоялась в 1909 году, в декорациях по проекту Ивана Билибина. Иван Билибин, получивший известность в 1899 году, когда опубликовал иллюстрации к русским сказкам, в том числе «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» (Le Coq d’or) . Сказка о золотом петушке имеет арабские корни, Легенда об арабском астрологе. Его пересказывали Вашингтон Ирвинг ( Сказки Альгамбры, ), Фридрих Максимилиан Клингер ( Der goldene Hahn [1785]) и русский баснописец Иван Крылов ( Kaib [1792]). Но все же это был русский фольклор. Он был аккультурирован.

«В свою очередь, все они заимствованы из древней коптской легенды, впервые переведенной французским арабистом Пьером Ваттье в 1666 году с использованием рукописи 1584 из собрания кардинала Мазарини.”

(см. «Сказку о золотом петушке», Wiki2.org)

Иван Билибин учился в Художественной школе Антона Абже в Мюнхене и испытал влияние стиля модерн и японской гравюры. Но еще он учился у Ильи Репина. Однако он увлекся фольклором. Это был магнит. После публикации иллюстраций к русским сказкам окончил Художественное училище Антона Абже. Был связан с ассоциацией «Мир искусства» и журналом. Билибин бежал из России во время Октябрьской революции 1917 года.В 1925 году он поселился в Париже, где работал в балетной труппе Сергея Дягилева и украшал частные особняки и православные церкви. Но он тосковал по дому. После украшения советского посольства в 1936 году он вернулся в Советскую Россию. Он умер от голода во время блокады Ленинграда, на земле, сказки которой он иллюстрировал.

Сценография Ивана Билибина 1909 г. для второго акта: Царство царя Дадона, Городская площадь (Фото: Википедия)

Комментарии

«Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке» у нас на первых порах связывают с операми Николая Римского-Корсакова.Но опера — это программная музыка или программная музыка. Итак, полное измерение вышеупомянутых опер не раскрывается, пока мы не узнаем, что их программы были сказками, написанными легендарным поэтом Александром Пушкиным. Либретто на русском и французском языках «Сказка о золотом петушке», — Владимир Бельский.

Что касается восхитительных иллюстраций Ивана Билибина к справедливости Пушкина, то они являются еще одним прекрасным и повсеместно приятным выражением «особой» России.

Источники и ресурсы

Галерея

(вверху)
-Царь Дадон встречает царицу Шемахинскую
Сказка о золотом петушке , 1906
(внизу)
— Купцы навещают царя Салтана (WikiArt.org.)
–Принцесса в тюремной башне «Белая утка» (WikiArt.org.)
–Из «Сказания о царе Салтане» (остров Буян; WikiArt.org.)
–Царица и ее сын на плаву в Бочка (WikiArt.org.)
–Из «Сказания о царе Салтане» (WikiArt.org.)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *