Окна русской избы: matveychev_oleg — LiveJournal
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
источник
Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве
Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.
Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.
Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.
Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.
Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.
Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.
Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».
Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.
Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.
Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.
Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.
Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.
Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».
Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.
Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.
Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).
В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.
Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.
В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.
Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.
Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов:
Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)
Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы
Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.
Почему?
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
Филиппова Елена
Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.
(фот. Побединский Владимир)
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
(фот. Побединский Владимир)
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
(фот. Побединский Владимир)
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Источник www.shushara.ru
Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Огромная галерея наличников
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»
Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал
Внутреннее убранство русской избы » Перуница
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. В южнорусских районах Европейской России красный угол — пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. В традиционном жилище почти на всей территории России, за исключением южнорусских губерний, красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым».
Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами — против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, — две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти ученые видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию просто сменили в Божьем углу более древние — языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.Что же до печки… подумаем серьезно, могла ли «добрая» и «честная» Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы — Домовой,- могла ли она олицетворять «тьму»? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье.Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве.
Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи.Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.
В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей. Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались «опушкой» — доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались «опушенными» или «с навесом», «с подзором».
В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать — топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка — лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южновеликорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.
На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится.
Короткая лавка — лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная — лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т.п.
Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или на скамью. Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. Такой стол с глинобитными же лавками около него были обнаружены в пронских жилищах XI-XIII веков (Рязанская губ.) и в киевской землянке XII века. Четыре ножки стола из землянки в Киеве представляют собой стойки, врытые в землю.
В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте — в красном углу, в котором находились иконы. В севернорусских домах стол всегда располагался вдоль половиц, то есть более узкой стороной к фасадной стене избы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. В лесной полосе России столы плотничной работы имели своеобразную форму: массивное подстолье, то есть рама, соединяющая ножки стола, забиралось досками, ножки изготовлялись короткими и толстыми, большая столешница всегда делалась съемной и выступала за подстолье для того, чтобы было удобнее сидеть. В подстолье делался шкафчик с двустворчатыми дверками для столовой утвари, хлеба, необходимого на день.
В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения и пр. столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.
В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».
Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.
Самые красивые русские избы — Телеканал «Моя Планета»
Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».
Где: Свердловская обл., д. Кунара
В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.
Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»
В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.
Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21
Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.
Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»
Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.
Где: Москва, Погодинская ул., 12а
Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.
Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.
Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112
Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев .
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.
Урок 2. убранство русской избы. внутренний мир русской избы конструкция, декор предметов народного быта — Изобразительное искусство — 5 класс
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта
Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта.
Глоссарий: изба, сруб, фасад, сени, клеть, подклеть, конёк, полотенце, причелина, наличник, охлупень, фронтон
Цель: знакомство с убранством русской избы, ее внутренним миром, развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;
сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома;
раскрыть единство пользы и красоты предметов народного быта, символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
На уроке мы
Узнаем о крестьянском доме как художественном образе, отражающем взаимосвязь космоса и мира человека.
Научимся различать конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, понимать его в трёхчастную структуру.
Сможем понимать символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб, их внутреннего мира и предметов народного быта
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5
Дополнительная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Теоретический материал
Название традиционного русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом». Изба- это русский деревянный срубный дом.
Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.
Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.
Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.
Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.
Дома строили разнообразные.
Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей. Называется он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.
Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г», поэтому и носит название «глаголь». Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной частью асимметричной. Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.
Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий.
Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:
- крыша, фронтон символизирует небо;
- часть сруба ниже фронтона, часть дома, где живут люди символизирует мир людей — землю;
- подклет, или подклеть (подпол) — подземный мир.
Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.
Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:
Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.
В названиях декоративных элементов русской избы проявляется «очеловеченность» облика крестьянского дома:
фасад — лицо избы,
фронтон избы — чело, лобовая доска,
окна – око, глаза.
Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Внутренний мир русской избы — это тоже свой образный мир, здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе: потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Пол – землю устилали разноцветные домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Дом смотрел на мир окнами –глазами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Материальный центр — это мир предметов, предназначенных для тела, здоровья, благосостояния.
В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
В свободном углу избы у окна устанавливали ткацкий станок и прялку.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Красный угол передний, большой, святой – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Предметы народного быта: русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Причудливой формы, ярко расписанные, украшенные красивой резьбой, эти предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и радостью. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца.
Мы рассмотрели убранство русской избы и увидели, что в образном строе крестьянского дома представлена картина мира. Внутреннее жилое пространство русской избы, это мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса. А нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.
Задание 1. Как называется русский деревянный срубный дом?
А) терем
Б) изба
В) хата
Задание 2. Назовите тип избы:
Дом-брус
Дом-глаголь
Дом-кошель
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: «Убранство русской избы» 5 класс
Слайд 1
«Убранство русской избы»Слайд 2
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом
Слайд 3
Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию
Слайд 4
О чём могут рассказать « резные кружева»? В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далёкими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать. Каждый символ, знак и узор в наличнике несёт свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции, может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегает дом от пожаров, а жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось , могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную, как они её видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью. Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков.
Слайд 5
Рассмотрим некоторые символы наличников. Ведь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы: — солярные символы (символы солнца) — символы воды — символы земли — символы обереги — символы пожелания — символы, передающие информацию о хозяевах
Слайд 6
№ Символ ( знак ) Где располагаются, что обозначают эти знаки Функции, которые несёт знак 1 солнце На причелинах , воротах, наличниках окон, дверях с улицы. Символизирует радость и благополучие 2 Водяные знаки Карнизы под крышей, причелины , нижний край окна плодоносящие 3 Квадраты и ромбы с полосами или точками Карнизы, причелины , Наличники, ворота. Плодородие, урожай, Достаток. 4 Крест (сквозные отверстия) Карнизы, причелины, Наличники, ворота. Охранительные функции 5 Зооморфные знаки петух Прчелины, ворота, крыша Знак огня и света. Призывал солнце, Очищал от нечистых Духов. 6 утка Верхняя часть наличников, причелины, ворота , под крышей учавствовала в создании земли и жизни на ней. Символ рождения Новой жизни. 7 Растительный Орнамент. Над окном, по краям окон, как стволы деревьев. Центр мироздания. Символ жизни. 8 Цветы со стеблями и Листьями. Причелины, наличники, Ворота. Дети солнца. Символ добра, Счастья. 9 Геометрические орнаменты Наличники, ворота, причелины, под крышей. Несли функции своего символа. Значение орнаментов и узоров на наличника
Слайд 7
Солнце. Солнышко на наличнике это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов, а ещё образ Бога дающего ( даждь бога) Даждь бога так же изображают в виде фигурки коня, что так же что так же подчёркивает почитание в доме Кона (основного закона во всём). Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считается очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречаются его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники — конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенной период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Слайд 8
Солярные знаки. Вода Несёт в себе сакральный смысл очищения. От неё зависит урожай и благосостояние семьи . Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам это всё знаки воды дарующей жизнь. Земля. Ромбики с точками внутри перекрещивающиеся двойные полосы так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле ромб или квадрат, разделённый внутри на 4 части в целом ромб или квадрат с точкой в середине – это то, что может родить. Знаки аграрной магии самые простые, одни из самых распространённых. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.
Слайд 9
Женщина- берегиня . Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах; иногда она определяется очень чётко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае её можно узнать центральная симметрия фигурки голова , раскинутые руки и ноги. Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое древо. Птица . огненно- солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – символ брака. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.
Слайд 11
Вариант изображения наличника
Слайд 12
Нарисовать окно с наличником, применив узоры народного творчества.
стоковых фото и изображений по русской избе (1,509)
изображения русской избы. 1509 фотографий русской хижины и изображений без лицензионных отчислений, доступных для загрузки у тысяч поставщиков стоковых фотографий.- Еще не зарегистрированы? Зарегистрироваться
- Войти
- Планы и цены
- Дом
- Начало работы
- Скачать изображения
- Моя учетная запись
- Бесплатная загрузка
Следующая страница
Дополнительная информация
- Лицензионное соглашение
- О Can Stock Photo
- Конфиденциальность
- Продавайте свои изображения / клипы
- Условия использования
- Свяжитесь с нами
БЕСПЛАТНЫХ русских картинок — XNXX.COM
Объединить русский с: + Объединить русский с: —
музыка (5) мягкие игрушки (1) взбивание (2) девственница (11) курение (1) хозяйка (2) мастер (1) в наручниках (3) футфетиш (2) стопа (1233) рабыня (3) пьяный (2) бондаж (1) фетиш (3) лицевой (123) обмен спермой (1) кончил (166) Кончить на сиськи (20) Кончить на киску (14) Кончить на волосы (3) кончить на ноги (2) кончить на глаз (1) кончить на задницу (19) кончить в рот (8) полоскание спермой (1) кремпай (7) овощ (40) игрушки (115) страпон (2) зеркало (8) накачанная игрушка (6) по телефону (7) зеркало (96) молоко (1) поцелуи (53) вставки (10) еда (22) фистинг (1) аппликатура (151) воздушные шары (13) презерватив (2) большой член (8) лизать яйца (16) втроем (32) соло (1570) старые молодые втроем (1) МММЖ (3) ММЖ (21) групповуха (2) вчетвером (3) FFMM (1) ЖЖМ (11) мокрая киска (3) сквирт (1) бритая (1117) киска в рот (10) лизать киску (84) открытая киска (99) мастурбация (7) хардкор (108) волосатая (378) крупным планом на киске (517) камелтое (36) большие губы (168) большие клиторы (2) зевать (5) двойное проникновение (18) крупным планом на заднице (573) анальный секс (23) из жопы в киску (3) из жопы в рот (12) задница (3) анальный (155) все отверстия (2) между сисек (12) лизать сиськи (55) smalltits (402) обвисшие сиськи (119) пухлые соски (21) большие сиськи (115) большие натуралы (117) униформа (59) стриптизерша (12) секретарь (1) школьница (9) пин-ап (1) медсестра (3) всезнайка (2) массаж (1) горничные (8) домохозяйка (5) тренажерный зал (8) чирлидер (1) порнозвезда (415) модели (221) девочка (9) знаменитость (1) ебля в глотку (4) спящий (1) несколько минетов (3) присоски (9) минет (17) лесбиянки (25) транспортные средства (19) туалет (2) бассейн (10) лестница (18) душ (43) сауна (1) бассейн (3) на открытом воздухе (206) кухня (76) джакузи (4) эксгибиционизм (1) клетка (1) лодка (6) пляж (40) мокрая футболка (1) под юбкой (41) галстук (3) стринги (210) чулки (304) спандекс (5) носки (157) колготки (32) дегустация трусиков (12) трусики (245) мини-юбка (160) маска (9) нижнее белье (173) латекс (3) джинсы (167) высокие каблуки (168) шляпа (43) перчатки (19) очки (27) сетка (31) корсет (10) сапоги (13) бикини (18) мокрый (57) тату (14) загорелый (25) худой (1129) беременная (2) пирсинг (9) бледный (7) в масле (8) грязный (4) гибкий (21) подтяжки (1) автопортрет (1) от первого лица (6) домашний (2) в высоком разрешении (18) гонзо (18) эротика (963) литье (13) любительское (24) межрасовый (13) азиатка (1) сидение на лице (12) раком (1) 69 (1) короткие волосы (74) рыжая (166) хвостик (72) косички (66) длинные волосы (508) вьющиеся волосы (220) каштановые волосы (688) косички (47) блондинка (476) черные волосы (581) подросток (1236) милф (109) зрелые (2) .БЕСПЛАТНО русские, подростковые картинки — XNXX.COM
Объедините русский, подросток с: + Объедините русский, подросток с: —
музыка (5) девственница (9) стопа (994) лицевой (67) кончил (88) Кончить на сиськи (4) Кончить на киску (5) Кончить на волосы (1) кончить на глаз (1) кончить на задницу (14) кончить в рот (1) кремпай (5) овощ (33) игрушки (30) зеркало (1) накачанная игрушка (1) по телефону (1) зеркало (55) поцелуи (23) вставки (5) еда (18) фистинг (1) аппликатура (62) воздушные шары (10) большой член (2) лизать яйца (6) втроем (12) соло (1089) МММЖ (1) ММЖ (9) групповуха (1) четверка (1) ЖЖМ (3) бритая (816) киска в рот (3) лизать киску (32) открытая киска (16) мастурбация (2) хардкор (34) волосатая (163) крупным планом на киске (296) камелтое (30) большие губы (56) большие клиторы (2) зевать (1) дп (7) крупным планом на заднице (338) анальный секс (7) из жопы в киску (2) из жопы в рот (8) анальный (91) лизать сиськи (23) smalltits (298) обвисшие сиськи (51) пухлые соски (11) большие сиськи (40) большие натуральные (41) униформа (52) школьница (3) горничные (2) тренажерный зал (5) порнозвезда (154) модели (72) несколько минетов (1) присоски (2) минет (5) лесбиянки (14) транспортные средства (14) туалет (1) бассейн (2) лестница (10) душ (22) бассейн (3) на открытом воздухе (160) кухня (44) джакузи (4) лодка (4) пляж (35) мокрая футболка (1) под юбкой (3) галстук (2) стринги (82) чулки (176) спандекс (1) носки (104) колготки (10) дегустация трусиков (3) трусики (130) мини-юбка (85) маска (5) нижнее белье (64) джинсы (95) высокие каблуки (31) шляпа (34) перчатки (9) очки (16) сетка (9) сапоги (10) бикини (11) мокрый (39) тату (10) загорелый (19) худые (960) беременная (2) пирсинг (1) бледный (2) промасленный (1) грязный (2) гибкий (17) от первого лица (2) в высоком разрешении (6) эротика (939) литье (6) любительское (4) межрасовый (3) сидение на лице (2) короткие волосы (49) рыжая (107) хвостик (42) косички (58) длинные волосы (328) вьющиеся волосы (139) каштановые волосы (452) косички (35) блондинка (295) черные волосы (384) .