Рисунки из былин: «Былины» Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

Содержание

«Былины» Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

«Былины»
Рисунки П. Соколова-Скаля
Государственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника — Дня детской книги — хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались «Былины» с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор «Штурма Зимнего», «Гибели начдива (Щорс)», «Чапаева», «Сталина на Царицинском фронте» и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены «Былины» и «Конек-горбунок».

Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в kidpix, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в «Малахитовой шкатулке», возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера.

Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве… но об этом в конце, сначала посмотрите.

«Говорит Вольга таковы слова:
«Божья помощь, оратаюшко!»
Орать, да пахать, да крестьяновати»

«Брал-то он сошку одной рукой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст..»

«А втепоры Волх, он догадлив был,
Со всей дружиною хороброю
Ко славному царству Индейскому
Тут же с ними во поход пошел»

«Наливаю чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу…»

«И поехали они к Северным горам,
И наехали путем-дорогую на великий гроб,
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать,
Тот в него и ляжет»

«Ай ты, старый казак,

Старый казак Илья Муромец!
Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!»

«Убил в поле трех татаринов,
Трех собак, наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну»

«И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев на княжецкий двор,
Бросил середи двора княжецкого. «

«Пошла она в вишенье, в орешенье,
Во свой во хорош, во зеленый сад»

«Пришел Дюк в церковь соборную,
Крест кладет по-писаному,
Поклон ведет по-ученому.»

«Рассержалось у Илейки сердце богатырское,
Расходились плечи могучие»

«От славного от города от Киева,
За три версты за мерные
Стояла застава великая:
Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,

Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,
В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.
Да стояло семь братцев Грядовичев…»

«И вскочил Михайлы на добра коня,
И поехал под войско нечестивое,
И начал он рубить с одного края»

«Кто бы сходил во Киев-град,
Снес письмо ко князю Владимиру,
Чтобы отдал стольный Киев-град
Без бою, без драки великая,
Без большого кровопролития?»

«И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,
И сидит старый казак Илья Муромец,
Сидит-то за дубовым столом
И читает книгу Евангелье. «

«Срубил ей по плеч буйну голову,
Рассек-разрубил тело женское
И куски разметал по чисту полю

Серым волкам на съедение»

«Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?»

«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море.»

«Поминает жена Садка со дружиной во сине море:
«Не бывать Садку со синя моря!»

«Побежал Василий по Новугороду,
По тем по широким улицам;
Стоит тут старей Пилигримище,
На могучих плечах держит колокол,
А весом тот колокол во триста пуд.»

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел «Поход викингов»  (а «Былина» все же младший школьный возраст — Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри.

Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово «берсерк». Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

Художники-иллюстраторы былин

Художники-иллюстраторы былин

 

В.М.Васнецов «Богатыри». Холст, масло.1898 г. Третьяковская галерея

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Самая знаменитая его картина «Богатыри».
Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. Самые популярные живописные полотна Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881).) (См. подробное описание картины «Богатыри».)
 

Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель.
Занимался изучением русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин – древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Центральный образ художественный картины – великий русский богатырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».
Одна из самых известных картин Н.
К. Рериха «Богатыри проснулись». Н. К. Рерих был первый русский художник, осуществивший «поездку за стариной», т. е. специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывал «узнать и полюбить Русь», стал пропагандистом и защитником созданий народных.
В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на темы истории Древней Руси. Например, художественные полотна «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Славянская» (1943). Его картина «Богатыри проснулись» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины. Хочется верить, что сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой.

Рерих писал о картине в статье «Великому русскому народу»: «“Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час». (См. страницу о картинах Н.К.Рериха «Гонец. Восстал род на род» и «Заморские гости»)
 

И. Е. Репин. Садко. 1876
Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844–1930).
«Садко» – картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, – пишет художник В. В. Стасову, – тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, художник изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.
Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию художеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельствовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве.
Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.
 

Иван Билибин. Вольга с дружиной.
Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Русский музей

Известен своими художественными иллюстрациями и художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину «Богатыри» на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903).
За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А. С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900–1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно так написана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».

 

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Художник Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и предложил оригинальный взгляд на русский эпос.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей – Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой (Санкт-Петербург, Книгоиздательство Герман Гоппе) и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Альбом составили 10 рисунков в лист. В книге представлены иллюстрации, на которых изображены все наиболее известные герои русских былин – Святогор, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Владимир «Красное Солнышко» и жена его Апраксия Королевична, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила Пленкович, Василий Буслаев, Садко (Богатый Новгородский гость).
Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка медлительным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой – фаюмские портреты.



 

Сказки старой Руси. Истоки. Роман Папсуев — «Изумительные рисунки персонажей былин и привычных сказок! Алеша Попович — охотник на ведьм, а Варвара-краса — расхитительница курганов!»

Я стараюсь подходить к каждой вещи непредвзято, указывая и на плюсы и на недостатки. Но – божечки-кошечки! – может ли быть что-то милее подобного артбука? Если да, то шепните мне на ушко. О Романе Папсуеве много говорилось ранее, он достаточно известен в мире иллюстраторов книг и разработок персонажей компьютерных игр. Его артбук «Сказки старой Руси: начало» то и дело попадались мне с восхвалительными отзывами. Да, я пошла по проторенным тропам и скажу без скромности, что влюбилась с первой строчки, с первого арта в мир этих сказок.

Но давайте по порядку. Это не истории в обычном понимании. Сказок здесь нет. Есть цель: взять знакомых персонажей из славянской мифологии (сказки, былины, песни) и ассимилировать их в компьютерную игру. То есть продумать одежду, ратное обмундирование; остановиться на способностях игрока; разработать предысторию, гармонично вложив в него умысел на дальнейшие события. Важно помнить, что информации о некоторых персонажей в литературе или нет, или слишком мало – Роман Папсуев предоставляет свою версию, Старая Русь – это не Древняя Русь, это вымышленный мир, в котором множество нечисти, с которой положительные персонажи (богатыри (Илья/Алеша/Добрыня), поляницы (Несмеяна, Марья Моревна), герои (Василиса, Варвара)) идут в бой, спасая землю-матушку.

Моя любимица — Варвара-краса

Если сказками я еще балуюсь, то на поприще былин дело плохо. Автор не только анализирует имеющиеся ресурсы для составления образа персонажа, но и приводит цитаты, объясняет свой выбор (если ресурсов много), почему отдает предпочтение именно одной истории, а не другой. Знали ли вы, что Алеша Попович – смутьян, бабник и пьяница, хитрый жук, засматривающийся на чужих жен? Кажется, мне нужно освежить в памяти былину «Алеша Попович едет в Киев». А в курсе ли вы, что Добрыня Никитич более мастеровит, чем сам Илья? А то, что к женщинам относится как к мухам назойливым: красивым да бестолковым? Признаться, былина «Добрыня и Маринка» (не удержалась, пошла искать ж упомянутую автором былину) оказалась для меня похлеще сказок братьев Гримм.

Автор Артбука берет персонажа, вводит читателя в его историю, давая возможность узнать, почему именно эти руны и символы указаны на нательном жилете иль рукояти ножа. Облагораживает героя, отметая всяческие несусветные казусы в литературных источниках (если герой добрый – он красив, статен, величав, а злой персонаж кардинально отличается внешне).

Так Варвара-краса становится искательницей приключений, расхитительницей курганов, а значит, для нее автор придумывает множество нарядов – летних, зимних. Во все эти рабочие зарисовки (то, от чего отталкивался и то, что получилось) вы можете окунуться в конце главы, после резюме персонажа. А Аленушка-то! С братцем-то, козликом! Оказалась крайне неэмоциональной дамой (ведь утопленница же по сказке, помним?), без труда рассекающей встречную нежить – мавок иль волкодлаков.

Враги Старой Руси заслуживают отдельных речей, но если захотите – вы прочтете о них сами. Это и Колобух (!!), и Ряба с Мышью (те еще пакостники!), и Лихо Одноглазое.

В общем, изумительный артбук, который приятно не только рассматривать, но и вчитываться в историю авторского создания. Роман не только замечательно рисует, но обладает литературным талантом – его хочется читать.

Конечно, не для маленьких детей. Нет-нет. Для взрослых, которые воспринимают сказания не только о западных гномах и эльфах, но и готовы дать шанс славянским персонажам. Лесные Берегини и Лесовики приятно вас удивят.

Рисунок к былине Садко карандашом лёгкие и красивые

Былины о Садко обязательны для изучения младшими школьниками. На уроках развития речи или литературы ученики изучают основы былинного народного творчества и обязательно делают рисунки к произведениям.

Как нарисовать Садко

Русское народное творчество – особый пласт культуры, без изучения которого сложно представить полноценную школьную программу. О Садко – новгородском купце, борце с несправедливостью, сложено несколько былин разного типа. Авторы создали каноническую версию, по которой Садко сначала был бедным гусляром, а затем стал торговцем и сказочно разбогател.

Былины о купце включены в известный новгородский цикл, который насчитывает 9 сказаний. Из них полными произведениями считаются только два. Они были записаны и сохранены выдающимися русскими сказителями.

Рисунок к былине «Садко» рекомендуют делать по одному из сюжетов, используя в качестве главного героя образ гусляра. Интересно, что прообразом Садко стал реально существующий купец по имени Сотко Сытинич, который проживал на территории Великого Новгорода во второй половине XIII в.

На уроках литературы или риторики ученикам, как правило, предлагают сделать доклад о личности Садко, рассказать о его происхождении, а затем переходят к сюжетным линиям.

Одним из приемов изучения русского фольклора становится создание иллюстраций к былинным сказаниям. «Садко» – произведение с сюжетным развитием, где эскизы и зарисовки начинают делать с первой страницы. Основой становится изображение на бумаге образа центрального персонажа.

Для рисования понадобится альбомный лист любого размера, а также специальные инструменты:

  • Карандаши разной твердости. С помощью карандашей делают наброски и эскизы. Перед началом работы карандаши необходимо заточить.
  • Ластики. Это приспособление убирает лишние детали, помогает корректировать эскиз.
  • Краски. Гуашь подходит для раскрашивания рисунков, созданных в простой технике. Акварелью создают картины более опытные художники, которые обладают основными приемами рисования.
  • Мелки, карандаши или фломастеры. Варианты, которые выбирают из перечня инструментов, должны учитывать наличие художественных навыков и возможностей. Мелками не рекомендуют пользоваться новичкам, так как для работы с ними необходимо применять конкретные техники рисования. Карандаши и фломастеры подходят для раскрашивания любых детских рисунков, сделанных на уроках.

Основные темы рисунков по былинам, повествующим о приключениях Садко:

  • статичное изображение гусляра из Новгорода;
  • игра на гуслях на берегу Ильмень-озера, явление морского царя;
  • ловля золотой рыбки;
  • роскошный пир с купцами из Новгорода;
  • поездка на корабле, шторм;
  • пребывание в морском царстве;
  • обращение к Николаю-чудотворцу;
  • свадьба;
  • возвращение домой.

Сюжетов для создания иллюстраций достаточно много. Центральной фигурой рисунков остается главный герой Садко. Его лучше рисовать, разделив работу на несколько этапов.

Очередность этаповОсобенности и описание
1Создание эскиза главного героя карандашом.
2Прорисовка деталей одежды, выражения лица.
3Раскрашивание всех элементов с использованием определенной палитры.

Садко принято рисовать в образе гусляра или купца.

От того, какой образ выбран, зависит изображение одежды и использование цветовой гаммы:

  • Садко — гусляр. Образ молодого новгородского гусляра составляют из характерных деталей: рубаху-косоворотку раскрашивают с помощью белой и красной краски. Простые темно-коричневые штаны дополняют характерным рисунком лаптей. Волосы гусляра раскрашивают соломенно-желтой краской, на лице обязательно присутствуют усы или борода. Гусли изображают в светло-коричневом цвете, они расположены на коленях гусляра или традиционно закреплены ремнем, обвивающим шею.

  • Садко-купец. Вторая часть былинных сказаний посвящена преображению главного героя. Из бедного гусляра он превращается в богатого купца. Обязательными атрибутами рисунка остановится детальная прорисовка кафтана, обозначающего принадлежность героя к торговым людям. На голове Садко рисуют шапку с околышем. Чаще всего для раскрашивания купеческой одежды используют красный, бордовый и золотистый цвет. Их варьируют таким образом, чтобы оптимизировать цветовое восприятие.
  • Садко в Морском царстве. Еще один сюжет – изображение героя на морской глубине. Для создания полноценного рисунка применяют прием детализации. Садко чаще всего изображают в просторной белой рубахе, красных сафьяновых сапогах.

Основой рисунка Садко становится создание карандашного эскиза без прорисовки деталей.

Пошаговая инструкция:

  1. На альбомном листе определяют место расположения центральной фигуры.
  2. Чтобы обозначить пропорции, необходимо наметить овал головы, а затем рассчитать рост, учитывая, что голова составляет седьмую часть от всего туловища.
  3. Тело оформляют с помощью овалов: их прорисовывают в районе плеч, бедер, локтевых и коленных сгибов.
  4. С помощью штрихов и обводок фигуре придают иллюзию подвижности.
  5. С основного скелета ластиком убирают вспомогательные овалы, прорисовывают контуры и приступают к оформлению образа.

Рисунок к былине «Садко» предполагает изображение плечистого высокого мужчины с вьющимися волосами, бородой и усами. Эти детали изображают после создания основы эскиза, используя карандаши разной мягкости.

Раскрашивание рисунка зависит от окружающих центральные фигуры элементов. Художники советуют продумать наполненность цветовой гаммы заранее, чтобы уравновесить соотношение цветов друг с другом.

Морской царь

Былина «Садко» — произведение устного народного творчества, которое получило отражение в музыке, изобразительном искусстве и киносфере.

Рисунки к былине часто делают на школьных уроках или занятиях рисованием. Садко представляет собой образ, который удобно и интересно изображать на бумаге.

Одним из популярных сюжетов является появление морского царя перед героем. Садко, по былине, каждый вечер отправлялся на берег моря или озера, где играл на гуслях.

Царь явился к нему на второй или третий вечер, когда звуки, которые гусляр извлекал из музыкального инструмента, стали особенно завораживающими. При изображении морского царя, как правило, используют основные представления о Нептуне и водяном.

Чтобы создать полноценный образ, следует придерживаться определенных правил:

  • Для придания полноты облику царя необходимо выбрать несколько атрибутов, определяющих принадлежность. К ним относят корону или венец на голове, а также трезубец, который царь держит в руках.
  • Фигура морского царя изображена по пояс или по плечи, остальная часть туловища замаскирована морскими волнами или пеной.
  • Обязательным приемом при изображении становится прорисовка глади воды.

Создание эскиза морского царя:

  1. С помощью твердого карандаша изображают укрупненный овал лица.
  2. Короткими штрихами прорисовывает бороду, с помощью овалов с двух сторон оформляют плечи.
  3. Голову венчает корона или венец, который собран из мелких полукруглых деталей.
  4. Прорисовку элементов бороды совмещают с созданием морской пены из полуовалов. По логике изображения пена появляется вокруг фигуры, которая встает из водных глубин.
  5. Уверенными размашистыми линиями изображают трезубец, который царь удерживает в руке.
  6. Овал лица условно разделяют на 3 зоны, прорисовывают глубоко посаженные глаза, нос и складки рта, которые угадываются под бородой.

Чтобы раскрасить морского царя, понадобится всего несколько цветов. Золотистой или насыщенно-желтой краской раскрашивают корону и трезубец. Бороду и волосы делают седыми, используя белила. На лице с помощью ярко-зеленого цвета выделяют глаза, черной или темно-коричневой краской рисуют брови.

Фигура Садко при изображении морского царя должна отходить на второй план. Гусляра изображают сидящим на камне в левой трети рисунка.

Одной из особенностей сюжета становится изображение моря. Задачей художника является прорисовка горизонта, солнца и глади воды. Если вокруг морского царя волны собираются в хаотичном порядке, то дальний план должен отвечать определенным требованиям и очередности шагов.

Пошаговая инструкция:

  • Линию горизонта можно схематично наметить с помощью линейки.
  • Затем сделать набросок солнечного круга. Он может находиться на самой нижней части, скрываясь на треть за линией горизонта, так как, следуя сюжету, Садко приходил на берег моря вечером.
  • Основной работой станет раскрашивание рисунка. При изображении водной глади можно использовать разные оттенки и смешения голубого, синего и зеленого цветов.
  • Чтобы прорисовать заходящее солнце, можно воспользоваться традиционной техникой. После того, как полностью высохнет раскрашенное море, на нижней части неба закрашивают полусферу солнца с помощью ярко-желтой и светло-желтой краски. Оптимальным вариантом будет достижение такого цвета, который будет демонстрировать приглушенный солнечный свет. Обязательным условием становится нанесение солнечных закатных бликов на водную гладь. Они должны быть размашистыми, но четкими. При этом блики не могут задевать или превосходить по цвету фигуру морского царя, являющегося частью пейзажа.

Корабль

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия главного героя. Основным элементом сюжета становится корабль. Эскиз корабля делают простым карандашом, используя мягкий ластик для правки элементов.

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия

Пошаговая инструкция:

  1. В нижней части альбомного листа проводят волнистую линию.
  2. Над линией создают основной элемент – корпус будущего корабля.
  3. Затем на центральном поле над корпусом рисуют вертикальную ось, которая становится креплением для мачты.
  4. Парус изображают в виде двух деталей, равноудаленных от центральной оси.
  5. Корпус корабля размечают вертикальными штрихами, это делает материал более фактурным, возникает ощущение, что он состоит из досок.

Возле корабельного штурвала возвышается фигура Садко. На корабле он должен быть одет как купец, его волосы развеваются по ветру, фигура выражает уверенность и устремлена вдаль.

Чтобы придать рисунку зрелищности, сделать его более детальным и наполненным, можно изобразить сундуки или мешки с золотом на дальней части корабельной палубы. Море чаще всего рисуют неспокойным, волны должны частично скрывать собой корпус корабля, свидетельствуя о том, что начинается шторм.

Морское царство

События, которые развиваются на морском дне, требуют особого подхода. Здесь необходимо изобразить различные детали, определяющие принадлежность к морскому царству и создать иллюзию нахождения под водой.

За основу сюжета берут разговор Садко и царя, где царь восседает на троне, а Садко стоит перед ним и держит в руках гусли.

Если главный герой изображается по традиционной инструкции, то воплощение образа царя имеет некоторые изменения. Туловище владыки выполняют в полный рост. В этом случае можно нарисовать чешуйчатый хвост вместо ног или скрыть эти подробности под широким царским одеянием.

Детали рисунка:

  • Изображение вокруг центральных фигур мелких рыб. Тело рыбы создают из овала, удлиняя линии в хвост и головную часть. Мелкими штрихами простого карандаша намечают чешую.
  • Изображение морских звезд, крабов, водорослей. Эти элементы требуют детальной прорисовки. Водоросли рисуют, начиная от нижней части рисунка, звезды изображают в хаотичном порядке.
  • Создание иллюзии подводного мира. Самым простым способом является изображение мелких пузырьков воздуха. Их рисуют на одном месте пучками или небольшими фонтанчиками. Кроме того, ощущение нахождения под водой должно усилить расцвечивание общего фона рисунка. Для этого придется воспользоваться разными техниками. Сначала раскрашивают основную часть рисунка, после того, как она высохнет, светло-голубой краской прорисовывают фон и основу.

Свадьба

Тему нахождения в морском царстве продолжает предполагаемая свадьба. Сказители повествуют о том, что царь предложил Садко взять в жены собственную дочь. На рисунке, посвященном этому событию, можно изобразить дочь царя и молодого купца. Фигуры могут быть расположены в центре альбомного листа, вокруг них придется изобразить атрибуты нахождения в подводном царстве.

Фигура девушки чаще всего выполняется в темно-синих или зеленых цветах. У морского царя дочь имеет темные волосы, яркие зеленые глаза и подчеркнуто бледную кожу. На голове девушки обычно рисуют корону темно-золотого или янтарного цвета.

Все краски, которые используют при раскрашивании, имеют приглушенный оттенок, что подчеркивает тему нахождения на морском дне.

Садко традиционно рисуют с гуслями в руках, ведь именно из-за них он оказался в своеобразном царском плену.

Если у автора рисунка есть желание обозначить дальнейшее продолжение сюжета, то гусли рисуют с порванными струнами как символ протеста Садко против плена и навязанной свадьбы.

Возвращение Садко

Рисунок к былине «Садко», который повествует о его возвращении, состоит из множества элементов.

Центральной частью становится изображение корабля, но не менее важно нарисовать атрибуты, указывающие на приближение путешественника к родному Новгороду. Для этого вдали или вблизи рисуют купола, стены местного кремля, схематично изображают людей, которые ожидают прибытия корабля на берегу.

Это сложная и длительная работа, которая состоит из нескольких этапов.

Пошаговая инструкция:

  1. Альбомный лист необходимо поделить на 3 части.
  2. В нижней части изображают корабль, где Садко стоит на палубе. У корабля должны быть прорисованы паруса, на них часто изображают солнце как символ принадлежности к славянскому народу.
  3. Средняя часть рисунка – это берег, где можно схематично нарисовать нескольких людей, застывших в ожидании. По былине, на берегу моря купца ждала семья и дети, а также местные жители, которые переживали за него.
  4. Верхняя и самая объемная часть – изображение Новгорода. Кремль рисуют по схеме, где над стенами возвышается часть с окнами-бойницами и решетками. Основным элементом является изображение храмов с золотыми главами, в некоторых случаях удается разместить на рисунке изображение деревянных срубов, характерных для построек того времени.

Былина «Садко» — знаковое произведение устного народного творчества, которое было записано русскими сказителями. Широкое распространение получила идея создания тематических рисунков, иллюстрирующих события и изображающих основные сюжетные линии.

Видео на тему: рисунки к былине «Садко»

Былина о Садко: история, содержание, рисунки, экранизация:

С силой немыслимой, нечеловеческой. Большая Переменка

Родился Евгений Адольфович 21 февраля 1906 года в Вознесенске (Украина). После окончания учёбы в мужской гимназии поступил в Одесский художественный институт, поскольку ещё в детстве увлёкся рисованием, а затем в Академию художеств в Ленинграде.

В то время он искал для себя ответ на вопрос: «Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением?» (Е.А. Кибрик «Работа и мысли художника». — М., 1984). Не найдя ответы на волнующие его вопросы во время учёбы, в 1927 году он ушёл из Академии и начал сотрудничать с ленинградской газетой «Смена», с молодёжными журналами, рисовал обложки книг для разных издательств. С его иллюстрациями выходят «Невская повесть» Дмитрия Лаврухина, «Сказки» Александра Пушкина, рассказы Бориса Лавренёва, повесть «Кола Брюньон» Ромена Роллана, и др. В 1944 – 1945 годах Кибрик создаёт серию рисунков к повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Его любимая техника – литография.

Большое значение в творчестве этого художника играют иллюстрации к сборнику «Героические былины», которые он выполнил в 1948 – 1950 годах. В образах русских богатырей Кибрик выразил великую силу духа народа, могущество и славу земли русской.

В годы работы над «Героическими былинами» мастерская Евгения Адольфовича, как он сам писал в книге «Работа и мысли художника»:

 «… Была полна старинного оружия и старинных костюмов, набросков моделей нового для меня типа. Я выбирал самых могучих людей, каких только можно встретить. Борцов-тяжеловесов, цирковых атлетов и просто обладателей поражающей своими размерами фигуры. Упорно искал я «богатырскую» пластику, какую‑то чрезвычайную, ибо богатыри в былинах обладают силой немыслимой, сверхчеловеческой.

Под стать богатырям должны быть и кони. Взялся изучать я лошадей. Мне нужны были тяжёлые кони, способные нести на себе многопудовых всадников. Стал я рисовать лошадей в конюшнях Тимирязевской академии, располагающих конями многих пород…».

В коллекции Белгородского государственного художественного музея есть три работы Евгения Адольфовича, посвящённые одному из богатырей – Илье Муромцу, воплотившему в себе народный идеал героя-воина, героя-защитника.

Иллюстрация «Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» отображает момент расправы богатыря, облачённого в кольчугу и шлем, над витязем Сокольником, который хотел зарезать Муромца спящим, но поплатился за такое коварство. Илья Муромец на земле, но он не повержен – соприкосновение с землёй наоборот увеличило его силы богатырские. И одного кулака его достаточно, чтобы уничтожить врага.

«Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» / Фото: Евгений Кибрик

Рисунки на тему сказочный жанр. Сказочно-былинный жанр живописи: возникновение, художники, картины

Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр) (Урок- рассуждение) Цели: 1.Сформировать представления о сказочно былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, М. Врубеля. 2.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству. 3 Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. План урока 1Беседа об особенностях сказочно- былинного жанра. 2.Рассказ – сообщение о жизни и творчестве И.Билибина, В.Васнецова, М.Врубеля. 3. Выполнение теста –задания. 4. Подведение итогов и анализ задания.

От греческого (my thos) – предание. Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.

Васнецов Виктор Михайлович (г.) (г.)Богатыри «Преданья старины глубокой»






Билибин Иван Яковлевич (г. ) Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально – декоративный графически выразительный « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.



Врубель Михаил Александрович (г.) …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А.С. Пушкин


Тестовое задание 1. вариант Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий? По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи? Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж. 2. вариант Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий? В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту? Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».



Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.

Культурная ситуация

Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.

Предпосылки появления жанра

Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.

Особенности композиций

Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.

Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.

Образы

Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления — это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.

Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, — это Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.

Еще один образ — это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, — это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.

Связь с музыкой

Сказочно-былинный во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.

Известные полотна

Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.

Еще один пример в данном ряду — картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.

Представители

Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.

Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.

Значение жанра

Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Михайлович Васнецов 1848 — 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время — подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

После побоища Игоря Святославича с половцами

В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

Витязь на распутье

Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

Богатыри

В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

Аленушка

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » — образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка — все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

Ковер- самолет

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

Иван-Царевич на Сером Волке

Снегурочка — персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Снегурочка

Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Спящая царевна

Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля — таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

Три царевны подземного царства

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 — 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» — исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль… Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр)

  • От греческого (my thos) – предание.
  • Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания.
  • Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.
  • С. Боттичелли « Весна»
  • Джорджоне «Поклонение пастухов»
  • Рафаэль
  • « Видение Иезекииля»
  • Васнецов Виктор Михайлович
  • (1848-1926г.)
  • выдающийся русский художник, мастер живописи,создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Богатыри « Витязь на распутье» «После побоища горя Святославовича» «Алёнушка»
  • Этюд к « Алёнушке»
« Сказка ложь, да в ней намёк, Добру молодцу урок. » «Снегурочка»
  • «Иван царевич на сером волке»
  • «Царевна-лягушка»
  • Встреча Олега с кудесником
Волшебные птицы
  • Кощей Бессмертный
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942г.)
  • Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально –декоративный графически выразительный
  • « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.
Иллюстрации к сказкам «Былины»
  • Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
  • Врубель Михаил Александрович
  • (1856-1910г.)
Царевна лебедь
  • …За морем царевна есть,
  • Что не можно глаз отвесть:
  • Днём свет божий затмевает,
  • Ночью землю освещает
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.
  • А.С. Пушкин
« Демон сидящий»
  • «Восточная сказка»
  • «Царевна Волхова»
Тестовое задание
  • 1. вариант
  • Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий?
  • По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи?
  • Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж.
  • 2. вариант
  • Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий?
  • В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту?
  • Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».
Ответы
  • Виктор Васнецов.
  • Виктора Михайловича Васнецова.
  • Врубель Михаил Александрович.
  • Аполлинарий Васнецов.
  • Виктор Васнецов.
  • Врубель Михаил Александрович.
Итог урока.
  • Вопросы:
  • Чем различаются картины И.Билибина, и В.Васнецова?
  • Кто основные герои картин(люди или сказочные герои) ?
Былинный жанр, сказочно-былинный жанр — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора — русская разновидность мифологического жанра.
Тема былин вошла в русское изобразительное искусство в середине XIX века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору.
Популярность сказочно-былинному жанру живописи добавили русские композиторы, которые обращались в музыкальных произведениях к тематике былин. Художники писали декорации к этим операм и это способствовало расцвету сказочно-былинного жанра.
Для сказочно-былинного жанра характерны красочность и необыкновенная выразительность; масштабность и монументальность. Богатырь, воин, защитник русской земли — самый популярный образ в живописи былинного жанра.
Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
Яркие представители сказочно-былинного жанра — Иван Билибин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов .

Покупка былинного жанра в галерее Арт СПб

Предлагаем выбрать и купить в нашем интернет магазине картины современных художников былинного жанра. В разделе распродажа вы можете купить прекрасное произведение искусства былинного жанра по очень привлекательной стоимости. В разделе мы рекомендуем вы можете купить былинную картину, которая является высокопрофессиональным произведением искусства музейного уровня.
Если вы не нашли нужную вам былинную картину, то художники нашей галереи могут написать ее с вашего любимого фото в любой технике или стиле.
Мы можем доставить картину с оплатой при получении в любой город России. По Москве и Санкт-Петербургу быстрая и бесплатная доставка!
Заказать понравившуюся былинную картину можно через форму оформления заказа или по телефонам (812) 209-25-75 и (495) 109-35-75

10 причин купить былинную картину в нашей галерее

  • постоянно пополняющийся большой ассортимент былинных пейзажей в разных стилях, техниках и ценовом диапазоне
  • былинные картины от профессиональных художников из С-Петербурга, Москвы и др. регионов
  • стоимость произведений ниже, чем в художественных галереях и салонах
  • гарантированная скидка для постоянных клиентов
  • быстрый и удобный выбор багета для картины в былинном жанре
  • вы можете получить профессиональную консультацию и помощь в выборе картин былинного жанра
  • гарантируем честность, пунктуальность и порядочность
  • у нас вы купите былинную картину от оригинального автора, поскольку мы следим за авторским правом
  • все виды оплаты, качественная и удобная доставка в любой город
  • быстрое изготовление рамы на картину

Эпическая история развития искусства

Авантюристов будет вооружен волшебным карандашом, который оживит игровой мир и позволит им проявить творческий подход к решению проблем.

Новые функции в Epic 3 включают расширенные параметры настройки, которые дают игрокам больше свободы, чем когда-либо, при создании своих героев. Есть также ряд новых карандашей, которые можно опробовать, безграничный альбом для рисования, где можно будет заполнить героями и инструментами вашего собственного дизайна, и огромный новый хаб-мир, заполненный персонажами из вселенной Stickman .

В серию Draw a Stickman сыграно более 100 миллионов наименований и за эти годы было выиграно пять наград Webby Awards, и если вы хотите лично убедиться, о чем идет речь, Epic 3 уже доступен в Google Play и в App Store, а также на ПК через Steam.

Рекламный контент

Эта статья является спонсируемым контентом, написанным TouchArcade и опубликованным от имени HitCents для продвижения выпуска Draw a Stickman: Epic 3 .С вопросами или комментариями обращайтесь по электронной почте [адрес электронной почты защищен]

«Славянская эпопея» пионера модерна Альфонса Мухи наконец-то обретает дом — и ее спроектировал Томас Хезервик

Славянский эпос Мухи переехал в Veletrzní Palác в 2010 году. © Hercules Milas / Alamy Stock Photo

Желание Альфонса Мухи найти постоянный дом для своего Славянского эпоса в Чехии может наконец сбыться после того, как монументальный цикл из 20 картин был оставлен в подвешенном состоянии почти на столетие.Согласно соглашению, объявленному 11 января, Slav Epic (1910-28) будет выставлен в спроектированном Томасом Хезервиком проекте Savarin, новом проекте регенерации в историческом центре Праги, который должен открыться в 2026 году. Этот шаг следует за длительной битвой между внуком чешского художника Джоном Мухой и городским советом за будущее хрупкой работы.

«Мы предлагаем решение, которое окончательно положило бы конец всей драме Slav Epic », — говорит Саймон Джонсон, исполнительный директор Crestyl Group, разработчика проекта.«Мы готовы взять на себя все расходы, связанные со строительством выставочных площадей, включая всю внутреннюю отделку в соответствии с требованиями к презентации такой работы. Таким образом, Прага не понесет первоначальных затрат на создание выставки, а затем получит годовой доход от выручки ».

В новом зале будут размещены 20 полотен — некоторые шириной более восьми метров — вместе с предметами из частной коллекции семьи Мухи, включая этюды, пастели, рисунки, картины, фотографии и документы, которые сопровождали создание «Славянского эпоса ». .«Это приведет к созданию уникального музея международного значения, сопоставимого с концептуальной точки зрения, возможно, только с музеем Ван Гога в Амстердаме. Таким образом, Славянский эпос будет выставлен целиком, — говорит Джон Муха, который также является председателем Фонда Мухи.

Первые эскизы Heatherwick Studio, как Славянский эпос может быть отображен в новом пространстве, которое будет построено в Праге © Студия Хезервик.Предоставлено Фондом Мухи.

Пока строится проект Саварина, Славянский эпос вернется в Моравский Крумлов, в южноморавском крае страны, где картины ранее выставлялись в течение 50 лет. Замок эпохи Возрождения претерпел обширную реконструкцию, в том числе под наблюдением чешского отделения Международного совета музеев, чтобы обеспечить надлежащие экологические условия для работ.

Написанный более 18 лет, Славянский эпос изображает ключевые события в истории славянского народа и представляет собой редкую работу на холсте Мухи, наиболее известного своими рекламными плакатами и дизайном в стиле модерн. По завершении строительства в 1928 году, когда отмечалась десятая годовщина независимости Чехословакии, Муха подарил Праге «Славянский эпос ». Но подарок пришел с условием, что город построит место для постоянной выставки цикла.

Эта галерея никогда не строилась.Вместо этого картины развозили по стране и в конечном итоге оказались в Моравском Крумлове. В 2010 году пражский городской совет перевез эти работы в столицу и выставил их в Veletrzní Palác, бывшем месте проведения промышленных ярмарок, который некоторые консерваторы критиковали как неподходящий.

В 2016 году, когда городской совет хотел отправить хрупкие картины в двухлетнее турне по Азии, Джон Муха подал иск, чтобы картины не покидали страну, а также потребовали права собственности на Slav Epic , ссылаясь на неспособность города построить для него галерею.С тех пор дело неоднократно рассматривалось.

Однако теперь, «если все пойдет по плану» с разработкой Savarin, Муха говорит: «Я вижу, как мы останавливаем судебный процесс».

Комплекс площадью 15 000 кв. М представляет собой сочетание торговых и офисных помещений, расположенных в районе Вацлавской площади, одной из главных достопримечательностей Праги. Дизайн Heatherwick Studio предусматривает восстановление ряда исторических зданий и их объединение с новыми сооружениями и подземными переходами.

Мама скрашивает дни пандемии эпическим рисунком мелом на тротуаре, юмором

ЗИМНИЙ ПАРК, Флорида — Мама из Флориды использует свой тротуар и красочный мел, чтобы внести свой вклад, оставаясь дома во время пандемии.

С помощью рисования мелом она оживляет популярных детских персонажей, добавляя юмора своим шедеврам на открытом воздухе.

«Смех — лучшее лекарство», — сказал Кейси Дрейк. «Думаю, сейчас нам всем нужно немного юмора».

Мать двоих детей и бывший учитель естествознания нарисовала около шести разных персонажей и считает.

«Я видел на Facebook, как некоторые другие люди использовали рисунки мелом с такими же вдохновляющими посланиями», — сказал Дрейк.

Но в ее рисунках есть разные послания, которые касаются того, что произошло во время пандемии. Одним из примеров является Русалочка, сидящая на нескольких рулонах туалетной бумаги, и Дороти из «Волшебника страны Оз» вместе со своей знаменитой фразой «Нет места лучше дома» только на этом рисунке. Кейси воспользовалась творческой свободой, чтобы добавить «Серьезно, оставайся дома» ссылаясь на важность пребывания в доме порядка государства.

Объявление

Некоторые из ее наиболее популярных работ продвигают социальное дистанцирование.

Дрейк нарисовал героиню Диснея Рапунцель, выглядывающую из своей башни. Уроженец Аризоны также воссоздал популярный мем о Бэтмене в стиле комиксов, раскрывающий, что происходит, когда Робин подбирается слишком близко к нему, — намек на 6 футов расстояния, которое люди должны соблюдать между собой.

«Надеюсь, не слишком освещая ситуацию», — сказала она о своем артистическом юморе. «Потому что это очень серьезно, но в то же время мы все должны выживать изо дня в день.

Для бывшей учительницы естественных наук рисование приносит ей некоторое утешение.

«Это своего рода терапевтическое средство, особенно когда ты застрял внутри весь день. Нам нужно время от времени отдыхать от этого», — сказала она.

Форма терапии, по ее словам, также может вызвать у других чувство радости.

«Я знаю, что некоторые люди шьют маски и жертвуют вещи, поэтому, хотя это не так важно, как эти вещи, это все равно играет роль», — сказала она. «Если кто-то может просто улыбнуться, пока идет по улице, и на второй вид вырваться из грусти момента и страха, я думаю, это победа.»

Объявление

Дрейк говорит, что ее следующий рисунок будет о классическом фильме 80-х» Назад в будущее «.

Вы можете увидеть больше работ Дрейка, подписавшись на ее страницу в Instagram @caseydrakemakes.

Эта история была Первоначально опубликовано дочерней станцией KPRC 2, WKMG.

Авторские права 2020 WKMG ClickOrlando — Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *