Рисунок к опере сказка о царе салтане: Три чуда из сказки о царе Салтане. Картинки, детские рисунки

Содержание

Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане» (The Tale of Tsar Saltan (Three Musical Pictures), Op. 57)

The Tale of Tsar Saltan (Three Musical Pictures), Op. 57

Композитор

Дата премьеры

18.02.1900

Жанр

Страна

Россия

Три музыкальные картинки к опере

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнст, 2 фагота, контрафагот (ad libitum), 4 валторны, 2 трубы, три тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, челеста, струнные.

История создания

В 1899 году, возможно в связи с юбилеем Пушкина (1799—1837), в подготовке которого Римский-Корсаков принимал большое участие, у него появился замысел оперы на сюжет «Сказки о царе Салтане», созданной великим поэтом в 1831 году.

«В течение зимы (1898—1899 г. — Л. М.) я часто виделся с В. И. Бельским, и мы вдвоем с ним разрабатывали как оперный сюжет пушкинскую «Сказку о царе Салтане»… С весны В. И. начал писать свое превосходное либретто, пользуясь по мере возможности Пушкиным, и художественно и умело подделываясь под него… — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. — В лето 1899 г. весь «Салтан» был сочинен, а пролог, I действие и часть II оркестрованы. Все время я получал либретто по частям от Бельского. «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же — под вторую. <…> Первая половина сезона 1899—1900 г. у меня пошла на оркестровку… Увертюры или начального вступления к моей опере на этот раз не полагалось, вступлением являлось само введение, т.е. сценический пролог. Напротив, каждому действию предпосылалось большое оркестровое вступление с программой определенного содержания. Зато как пролог, так каждое действие или картина начинались с одной и той же короткой трубной фанфары, имевшей значение призыва или зазыва к слушанью и смотренью начинавшегося за ней действия. Прием своеобразный и для сказки подходящий. Из довольно длинных оркестровых вступлений I, II и IV действий я порешил составить оркестровые «Картинки к сказке о царе Салтане».

Этим картинкам композитор дал отдельный опус — 57. В партитуре каждой из них предпослан эпиграф из пушкинских стихов. Первую картинку предваряют строки:

В те поры война была:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал — себя
Поберечь, его любя.

Эпиграф второй картинки:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам.

Последней картинке «Три чуда» композитор предпосылает следующие стихи:

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе

«Во саду ли в огороде».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
…………………………….
Я там был, мед пиво пил
И усы лишь обмочил.

Первое исполнение картинок состоялось в рамках Русских симфонических концертов в Петербурге 18 февраля 1900 года. «Картинки к сказке о царе Салтане» вышли в оркестре блестяще и очень понравились», — констатировал композитор в «Летописи».

Музыка

Первая картинка начинается звонкой фанфарой трубы и тремоло малого барабана, — призыв к слушанию, по разъяснению Римского-Корсакова, — после чего у деревянных духовых в сопровождении аккордов фаготов и валторн разворачивается марш — воинственный, но с оттенком игрушечности (лейтмотив царя Салтана), создающий впечатление комической важности. Он постепенно разрастается, включаются тромбоны, удары тарелок и треугольника подчеркивают его воинственность. Звучание доходит до мощного tutti, после чего у валторн вступает новая, более распевная тема в скупом сопровождении с четкой ритмической фигурой барабанной дроби. Эта тема также разрастается в постепенном оркестровом крещендо, после чего возвращается первая. В заключении шествие как бы удаляется, истаивая на пианиссимо.

Вторая картинка (вступление ко второму акту оперы), открывающаяся, как и первая, звонкой фанфарой, — изображение моря с мерно перекатывающимися волнами. Это еще одна всегда столь ярко удающаяся композитору музыкальная марина. Пиццикато струнных, отдельные отрывистые звуки флейт, арфы и челесты изображают мерцание звезд. Цепь восходящих аккордов на органном пункте в сочетании с нисходящими хроматическими пассажами флейты и кларнета передает содержание следующей строки стиха: «Туча по небу идет». Все на том же колышущемся фоне у струнных, рисующем волнующееся море, появляются неуклюжие октавные ходы. Они зримо воплощают картину: огромная бочка грузно покачивается на волнах. Короткие «вскрики» высоких духовых и скрипок — иллюстрация к строке «Плачет, бьется в ней царица».

У кларнета появляется тема Гвидона. Она проходит в постепенно сгущающихся тембрах, замедляется в своем движении: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам». Завершается картинка замедлением, успокоением волнообразного движения: бочку выкинуло на берег.

Третья картинка — «Три чуда». Отзвучали фанфары, призывающие к вниманию, и флейты с арфой вступают с игрушечной темой города Леденца. Одновременно продолжают звучать фанфары — теперь более мягко, у валторн, а потом тромбонов на пиано. Расцветают оркестровые краски: струнные и колокольчики присоединяются к общему движению, рисуя праздничный трезвон в сказочном городе. Тема первого чуда — белки, грызущей золотой орех, —мелодия народной песни «Во саду ли в огороде» в пронзительном тембре флейты-пикколо. На какой-то миг ее прерывают фанфары, но она продолжает звучать, пока на смену не приходит новый образ: на фоне грозного рокота морского прибоя вступает воинственный марш тридцати трех богатырей. Он завершается все теми же фанфарами. И начинается следующий раздел — портрет прекрасной царевны-Лебеди. Переливы арф, взбегающие пиццикато альтов, нежные аккорды деревянных инструментов предваряют появление ее лейтмотива — сначала у гобоя, затем у скрипки соло. Это образ фантастической Лебедь-птицы. Но вот в прихотливые изгибы волшебной мелодии начинают вплетаться более «земные» интонации — второй лейтмотив царевны, основанный на народной песне «Я вечор млада». Мелодия ее растет, ширится, приобретает гимнический характер. Заключение картинки празднично и ликующе в мощном оркестровом tutti.

Л. Михеева

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

реклама

вам может быть интересно

Публикации

«Иллюстрация к литературному произведению «Сказка о царе Салтане».

Слайд 1.

I. Организационный момент.

 Слайд 2

 Добрый день, ребята! Посмотрите на солнышко, которое вам улыбается!  Я хочу, что бы настроение у вас стало такое же солнечное, прекрасное! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы готовы приступить к занятию? Начинаем!

      Ребята у нас сегодня урок необычный. Нам пришло видео письмо от великого и мудрого   « Хранителя сказок».

Слайд 3.

Письмо: « Здравствуйте, дорогие ребятишки! Я – Хранитель всех сказок на земле и если у меня из моей волшебной книги исчезнет хоть одна сказка, то ребята навсегда потеряют возможность её прочесть и познакомиться со сказочными героями. Это большое горе. Потому, что маленькие ребятишки и многие взрослые очень любят сказки. А обращаюсь я к вам, потому, что наблюдал за тем как вы учитесь и как хорошо себя ведете. Поэтому, думаю вы мне поможете вернуть сказку назад в волшебную книгу сказок!»

Ребята поможем Хранителю сказок?  А заодно покажем гостям нашего урока, что вы действительно отлично учитесь, хорошо себя ведете, а самое главное готовы прийти на помощь!!!

 

II. Актуализация знаний.

Слайд 4 звук

Хранитель сказок: Сказку украл злодей чародей( звук смеха) , он спрятал ее в подземелье в сундуке,  что бы спасти сказку нужно добраться  до нужной шкатулки в которой находится ключ от сундука. А шкатулок 4. И условия, что бы именно дети открыли их и доказали, что они любят  и знают эту сказку.

Слайд 5 звук

— Ну что, ребята, открываем первую шкатулку и попробуем выполнить первое задание.

Загадки по сказке.

Слайд6- 11

1. В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку пою,

Золотой орех грызу,

Изумрудец вынимаю

И в мешочек опускаю.

И засеян двор большой

Золотою скорлупой!

Это право не безделка!

Догадались, кто я? … (белка)

2. То — красавица, то — птица! Красоте весь мир дивится! (Царевна – Лебедь)

3. Удивить весь мир хотела — приготовить пир горой.

Рассердила комара — правый глаз теперь кривой!

(Повориха)

4. По морю плывёт, не тонет. В ней «царица горько стонет».

И растёт ребёнок там «не по дням, а по часам».

(Бочка)

5. Полотно ткать обещала и про чудо рассказала.

Только муху рассердила — в правый глаз та укусила!

(Ткачиха)

Молодцы!!!  Но, к сожалению в первой шкатулке на дне ключика не оказалось.

Слайд 11

Назовите автора и название сказки героями которой являются Царь Салтан, Царевна  Лебедь, Ткачиха, Повориха, Сватья баба Бобориха, Богатыри…

Слайд12

— Какие еще сказки А.С. Пушкина вам знакомы?

Слайд13

Вы, ребята, очень хорошо справились с заданием, но ключика снова нет.

Что ж, открываем вторую шкатулку.

Слайд14

— О каких трех чудесах царю Салтану поведали купцы?

Дети читают отрывки из сказки.

1. Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

2. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

3. За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Правильно ребята, вы очень хорошо знаете сказку.

Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А. С. Пушкина мы находим мудрость, улыбку,  человеческую простоту, теплоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А. С. Пушкина.

Слайд 16

 Одним из таких великих мастеров графического рисунка является художник — иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые и мудрые . 
слайд 17(фильм)

Слайд18

Словарно – лексическая работа: ХУДОЖНИК ИЛЛЮСТРАТОР – художник, который создает рисунки к тексту книг.

Слайд 19

Ребята, а это шкатулка не простая, а музыкальная.

Слайд20 музыка

 (тихо звучит тема царевны-лебедь)

Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной шкатулки, плывет и расплывается сказка…

Художник создает образ при помощи кисти и красок.

Поэт с помощью слова.

А композиторы создают музыкальные образы при помощи различных средств музыкальной речи.

Композитор Римский Корсаков написал замечательную оперу Сказка о царе Салтане. При помощи музыки он передал сказочные образы.

Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какой образ показан в этом музыкальном фрагменте?

Слайд21 музыка

-Какую вы услышали музыку? (медленную, сказочную)

— Что вы представили, прослушивая этот музыкальный фрагмент?( лебедь превращается в царевну)

Физ.минутка.

 Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

Слайд22

Послушаем еще один фрагмент из оперы и попробуйте определить какое из трех чудес нам показал композитор? Слушаем внимательно.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

Слайд23

Посмотрите на изображение белочки на иллюстрации .

— Что вы увидели на картине?(белочка в хрустальном домике грызет орешки)

— Какой характер у белочки?(веселый, жизнерадостный)

Слайд24

И еще один музыкальный фрагмент.

Ребята, кого изобразил Римский-Корсаков  в своей опере?

 Слушаем тему богатырей.

Слайд25

— как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей?(слышится мощь богатырей)

-Какой характер мелодии?( мелодия быстрая и громкая)

— Посмотрите на иллюстрацию И.Я. Билибина

— Какими изобразил богатырей художник?

— Во что одеты богатыри?

Слайд25

Физ. минутка.

По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как богатыри на иллюстрации.

 

Слайд26

Открываем последнюю шкатулку, посмотрите из нее высыпались буквы, составьте из них слово –

Слайд27 -28

ИЛЛЮСТРАЦИЯ. И письмо с заданием : « Вы получите ключ, когда нарисуете три иллюстрации  к сказке, которую я спрятал в сундуке. « Злодей – чародей»

V. Практическая работа.

Ребята, вам придется разделиться на три группы, что нарисовать три чуда из «Сказки о царе Салтане

Работа выполняется по группам.

3 группы : Пятак Р, Запевалова Л, Наконечная М;

Бриндюков А., Шихарева А., Тимофеева Т;

ХомченкоС., Катасонова А;

Каждая группа изображает иллюстрацию к каждому из чудес, представленных в сказке А. С. Пушкина

Слайд 29-33

И прежде, чем вы начнете рисовать иллюстрации в группах, мне хотелось бы вам, ребята напомнить правила, которые нельзя нарушать.

1. Определите сюжет вашей иллюстрации.

2. Выполните линейный рисунок. Так же обратите внимание, что у вас на столах есть шпаргалки: последовательность построения белочки, шаблоны для построения человека.

3. Работая гуашью, выбирайте необходимые цвета для изображения сюжета и не забывайте про палитру. Цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску мойте кисть и протирайте тряпочкой.

4. Старайтесь закрашивать элементы рисунка не выходя за контур.

5. А самое главное будьте дружными и помогайте друг другу.

Слайд34

Работу сопровождает музыка Римского – Корсакова, на слайде иллюстрации Билибина.

VI. Закрепление.

Выставка работ учащихся.

Слайд35

На экране появляется волшебный ключик. (звон ключика)

Посмотрите ключик открыл сундук и вернул сказку в волшебную книгу сказок.  А это значит, что вы действительно дружно работали и отлично справились с заданием!!! Молодцы. Без сомнения все сегодня получают отличную оценку.

Слайд36

1. Какой сказочный сюжет, вы изобразили в своей иллюстрации?

2. Как называется сказка к которой вы изображали иллюстрации?

3. Кто написал эту чудесную сказку?

4. Как называется художник, который изображает сюжеты литературных произведений?

VII. Итог.

Поднимите красную карточку, если очень урок понравился, и вы хотите, что бы такие уроки были чаще, желтую, если понравился, но вам сложно было работать и синюю, если вам урок не очень понравился.

— Что у вас вызвало трудности?

Уборка рабочих мест.

А в подарок вам за работу просмотр самой сказки, но только после уборки рабочих мест. И сладкие орешки.

 

 

 

 

 

 

Большой театр показал оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» — Российская газета

Первой премьерой 244-го сезона Большого театра стала «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, написанная композитором на знаменитый пушкинский сюжет, знакомый каждому с детства. Спектакль на Новой сцене поставил молодой режиссер Алексей Франдетти в тандеме с маститыми сценографом Зиновием Марголиным и художником по костюмам Викторией Севрюковой, а место за дирижерским пультом занял музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев.

Этой восхитительной оперы в афише театра не было тридцать лет. И с первых же минут представления в новой постановке чувствуется ностальгия по роскошному имперскому стилю. Как тут не заметить, что премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года в Московской частной опере — Товариществе Солодовниковского театра. И «Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла частная опера, так как впоследствии Римский-Корсаков отдавал партитуры своих опер исключительно императорским театрам. В 2019-м за пышность и шик прежде всего отвечает гардероб персонажей из 340 костюмов, сделанный с юмором (особенно запоминаются женские головные уборы, будто «вязаные», похожие на косы, заплетенные в «кокошники»), даже с едкой пародией на сувенирный стиль «а-ля рюс». Вообще постановка оказалась сосредоточенной на визуальности: каждую минуту действия режиссер старается показать «диво дивное, чудо чудное», повествуя «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Грустно, что текст от автора прекрасная Чулпан Хаматова читает лишь в записи.

Самый важный элемент декорации — «волшебный» белый куб, стены которого с шумом, иногда заглушающим музыку, раскладываются, демонстрируя чудеса и тайны. Например, город Леденец — это Петербург, наверное, этакий оммаж Римскому-Корсакову, впрочем, нарочито лубочно-игрушечный — из макетов, будто напечатанных на 3D-принтере, Петропавловского собора, Биржи, Исаакия, Спаса-на-Крови и Александровской колонны. Вдобавок публику постоянно развлекают: очаровательная хвостатая белка-акробатто сальто крутит, то золотыми мячами («орехами») жонглирует; шмели демонстрируют «брейк-данс», а одиннадцать молодцев с головами на плечах являют собой 33 богатыря. Мистическое же противостояние белого лебедя (Анастасия Бурдина) и черного коршуна (Илья Салмов) и вовсе оказывается бенефисом воздушных гимнастов, работающих под колосниками без страховки так отчаянно, что только перья летят и сердце замирает. В итоге цирковым артистам аплодисментов достается много больше, чем музыкантам и певцам.

При таком ярком экстерьере постановочной концепции, игнорирующей едкую социально-политическую сатиру автора, музыка становится лишь фоном веселого шоу, совершенно не задумываясь о смыслах, заложенных композитором, и даже ее красота становится какой-то «заретушированной» трюками. А между тем в работе Тугана Сохиева с оркестром есть немало интересных тонкостей и интересных деталей, прежде всего в симфонических фрагментах партитуры. Но целостной, сбалансированной картины пока не получается. И не только из-за передозировки внешних эффектов, но еще от неготовности многих певцов к своим партиям как артистически, так и вокально. В этот раз ставка была сделана в основном на молодых исполнителей — стажеров и вовсе дебютантов Большого, не имеющих практически никакого театрального опыта. И естественно, они еще совсем не готовы для работы на высоком профессиональном, а не студийном уровне (странно, что не задействован никто из артистов уже зарекомендовавшей себя успешно Молодежной оперной программы). А тут, например, князя Гвидона в одном из трех составов исполняет в откровенно мелодекламационной манере Константин Андреев, который только год назад окончил Московскую консерваторию как баритон, а сегодня он уже на главной сцене страны старается найти в себе тенора. Не хватает представлению и темпераментного с богатым тембром голоса — баса царя Салтана.

Но в спектакле все же есть и очень хорошие образы. Это прежде всего Анна Аглатова (царевна Лебедь), юный узбекский тенор Бехзод Давронов (Гвидон), Ольга Селиверстова (Милитриса). Жаль только, что красивая ария Царевны купирована, а важный персонаж Старый дед совсем исчез. Вообще сокращений в партитуре для русской оперы, поставленной в Большом театре, многовато.

Но постановка нацелена на детскую аудиторию. Это редкий пример настоящей оперы в репертуаре Большого, куда можно и нужно отправиться всей семьей. И следующая серия спектаклей будет показана в январе, в сказочное время новогодних праздников.

Урок 9 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (карандаш) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс

Урок 9 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (карандаш)