Жостовские подносы
Недалеко от Москвы находится село Жостово, которое прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь никто кроме жостовских мастеров не рисует садовые и полевые цветы на железных подносах.
Как же возникло это удивительное ремесло? В 19 веке на Руси полюбили чай, который вытеснил другие напитки. На стол вместе с самоваром ставился и поднос из папье-маше. Но вот кто-то решил попробовать рисунок, который делался на папье-маше, перенести на железо. Начинание оказалось удачным.
Жостовские подносы делали самыми разными: круглыми, овальными, прямоугольными, шести и восьмиугольными, размером от стола до тарелки. Жостовский поднос жив и по сей день и радует людей своей красотой.
Этапы жостовской живописи
1. Замалёвок
Разбавленной краской на поверхность наносят силуэты цветов.
2. Тенёжка
Полупрозрачными красками наносят цветные тени, появляется объём.
3. Прокладка цветом
Придание объёма рисунку.
4. Бликовка
Наложение бликов подчёркивает цвет и объём, создаёт настроение и колорит.
5. Чертёжка
Тонкой кистью художник рисует прожилки и кружевные края листьев.
6. Привязка
При помощи тонких стебельков, тонких травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
7. Уборка
Украшение борта подноса.
8. Наводка блеска
Тончайшим меловым порошком поднос затирается ладонями до блеска.
Артель Вишнякова
Филипп Вишняков владел в Москве артелью для выделки вещей из папье-маше. Его сын Осип Вишняков, искусный мастер, приехал в деревню Жостово из Москвы и организовал мастерскую. Артель положила начало развитию художественного промысла в Жостово.
Музей подносов
В Жостово единственный в мире музей подносов. Здесь собраны образцы живописи, которые представляют собой значительное явление в русском декоративно-прикладном искусстве.
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем195 лет Жостово или секрет бархатного букета: pamsik — LiveJournal
Для меня лично жостовские подносы – это картины. Когда я смотрю на жостовский поднос, то, не зная ни истории, ни всех технологических нюансов «наложения мазка» — всегда любуюсь тремя вещами: буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью. Отличить истинно талантливую вещь от кустарной можно с помощью лишь одного нематериального критерия-ощущения: вот греет душу или нет.
(с) все фото Yandex photoМне действительно очень нравятся народные промыслы. Но с ними в последнее время проблема.
Во-первых, народные промыслы забиваются брендами-производителями, мега-магазинами и глянцевыми СМИ. Поэтому у большинства нашего народа на столах стоят ужасные икейные кружки на пластиковых ковриках, а про доступный русский фарфор и подносы ручной росписи все и забыли.
Во-вторых, их нахально вытесняют массовые подделки а-ля «народный промысел». «Оренбургские платки» вяжут все кому не лень, «хохлому» ваяют в ООО, «гжель» лепят во всех придорожных деревнях и т.д. Плюс ко всему народные промыслы в основном ориентированы на обслуживание иностранцев, 80% которых, кстати, называют русские сувениры исключительно двумя словами «матрошка» и «балалайка». На Старом Арбате в самом центральном сувенирном магазине всё так перемешано, нет никаких подписей, и совершенно не разобраться, где Дымковская игрушка – где Каргопольская, где Палех – где Федоскино, где Дулёво – где Вербилки, всё в одной куче под названием “русские souvenirs”.
Что такое Жостово
Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
Почему именно подносы?
Да потому что любит русская душа похлебать чайку, да с баранками, да с маковой сдобой, да с медком и вареньицем.
Ну, а если серьёзно, то я думаю, что хорошая идея с подносами просто удачно совпала с текущим моментом в Российской Империи (кон.18 – нач.19 в.): подъёмом промышленности, расцветом торговли, возрастанием активной роли купечества, появлением трактиров, популярностью заморского напитка — чая. А чай в России не случайно получил всенародное распространение – ибо он хорошо «лёг» на русские национальные сладости: мёд, яблочную пастилу, варенье, медово-ягодные пряники, разнообразные коврижки, сладкие пироги, куличи.
Жостовская фабрика. Мастера. Музей
Подъезжаем к симпатичному селу Жостово, чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме.
Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.
Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и обступаем женщину-художницу, сидящую у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать.
На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос?» — её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции» — ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные.
Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей!» — слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти.
Почему решила поехать в Жостово? Есть несколько причин. Прежде всего — мне интересно. Потом, как-то давно в журнале увидела, как актриса Елена Проклова оформила на даче комнату жостовскими подносами. «Дизайнерская» идея мне очень понравилась и я её запомнила. Кстати, как потом выяснилось, она там в Жостово и живёт. Ну и, чего скрывать, на носу Новый Год – и я решила в качестве подарков присмотреться к Жостову.
Идём вперёд – нас ждёт музей-столовая.
Большое просторное помещение, на стенах развешаны подносы, начиная от самых-самых что ни на есть вишняковских, до шедевров советского периода расцвета Жостова. Там есть стеклянная витрина с фотографиями, наконец-то можно посмотреть на лица тех, кто творил историю этого славного производства. Аа, вот и фотография нашей Раисы Ивановны Благовой – она работает на Жостовской фабрике с 1944г. (с 14 лет!!!), награждена орденом почёта за заслуги перед государством в развитии искусства и культуры. А дальше – какие люди! – сплошные народные и заслуженные художники, лауреаты государственной премии, семейные трудовые династии.
Подносы на стенах – и-з-у-м-и-т-е-л-ь-н-ы-е! Разная форма, разный фон, н-е-о-б-ы-к-н-о-в-е-н-н-ы-е букеты. Нам рассказывают про одну художницу (Гончарову Нину Николаевну), которая чтобы нарисовать поднос, вешала на окно павло-посадский платок для вдохновения, а «так», говорила «не могу, тоска».
Показывают поднос, на котором художнику удалось изобразить настоящую упругую розу – головка у неё чуть капельку приподнята и виден стебелёк и нижние листья. «Так, получается нарисовать кому-нибудь раз в 40 лет, в основном рисуют «кочаны капусты», — так пошутила наш экскурсовод.
Подводит к подносу, на котором нарисованы золотом по чёрному два павлина. Пушистость хвоста передана, по-моему, в несколько раз реальнее, чем у настоящей птицы. Этот поднос был выставлен в качестве экспоната на одной из выставок-продаж жостовских подносов. Так покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почём павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с немыслимой ценой (специально, чтобы отпугивала) – 95 т.р. Так к нему опять выстроилась очередь из покупателей. Пришлось снять. У нас в толпе кто-то пошутил, что надо было сказать, что это цена в евро. Но сомневаюсь, что очередь за такой красотой поредела бы.
Мне невероятно понравился один поднос, расписанный той же Гончаровой. Он висит в самом нижнем третьем ряду. У него волнистые края, густо-малиновый пятнистый фон, и по нему разбросаны охапки незабудок и цветов. Вот были бы у меня лишними 95 т. евро – выложила бы за него, не задумываясь.
Кроме Гончаровой запомните имена Мастеров Жостова: Антипов Н. П., Летков В.И., Лапшин Е.П., Жмылев В.В., Гончарова Нина (мать) и Лариса (это её дочка), Графов Б.Н., Савельев М.П., Кладовы Зоя и Виктор. Жостово не может быть безымянным. Их звания (честно заработанные!!) я уже перечисляла. Их живопись на подносе – гениальна. Сейчас такого уже увы…
Знаменитый Жостовский букет!
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий…
«Классический» мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне. На первый взгляд – такая пеструшка – но глаз не оторвать! Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах — эти букеты буквально «цветут» на подносе.
В цветочном букете собраны яркие, крупные и сочные цветы в окружении листиков, по которым, кстати, определяют какой цветок нарисован – у розы, к примеру, листья одной формы, у незабудок – другой.
Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.
Самый любимый жостовский цветок это роза, розы, много роз! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные, действительно похожи на кочан капусты. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник — наводятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки — вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.
Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В этом случае первые цветочные композиции мастера называют «Букет собранный», «Букет враскидку», а остальные — «Веночек», «Веточка с угла».
Ни один букет не повторяется! Действительно подносы такие разные! В одном мне увиделась какая-то цыганщина, в другом – украинская цветистость, в третьем – павло-посадский платок. Потом мои ощущения подтвердились рассказом экскурсовода (см. главу «Жостовская фабрика. Мастера. Музей»).
Яркие-преяркие цветы из «ночи» фона буквально бьют по глазам и ошеломляют буйными красками. Жостовские художники (-цы), совершенно не стесняясь упрёков в «безвкусице» — гениально используют в букетах, наверное, все оттенки красного, голубого, жёлтого, зелёного, фиолетового, синего. Когда смотришь на это чудо, то буквально захлёбываешься в цвете — так устали от серости, так хочется окунуться в это мощное жизнерадостное многоцветье – отвести взгляд невозможно.
Кроме букетов на подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Но это уже относится к авторским работам и не совсем традиционному Жостово. Живописцы расписывают подносы на «заказ» и сюжеты отражает вкус «заказчика» (см. главу «Авторское Жостово»).
Конкуренты
Жостовская роспись – уникальна. Аналогов нет. Но соперники, тем не менее, есть. Это уральский старинный промысел, тагильская роспись. Зародился он на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Помните, с кого Филипп Вишняков скопировал свои подносы? Уральские мастера очень удачно переносили на металл красоту природы. Своеобразие уральской росписи заключалось в том, что на кисть художником (-цей) берётся сразу несколько оттенков краски. Мазок получается как бы «слоёным» — двух-трёхцветным и рисунок выигрывает в контрасте.
Основным мотивом росписи кроме самобытной уральской «тагильской розы» является ещё и «рябинушка» — символ этого горного края. Уважают уральцы и ягоды: клубнику, крыжовник, смородину, малину, любят ярких птиц и бабочек, а также сказы знаменитого «малахитового» сказочника П.П.Бажова. Чёрный фон у них вытеснен зелёным, красным, голубым цветом.
Тагильцы «дышат в затылок» жостовцам. Вполне возможно, что долголетние лидеры испытывают ревнивую зависть к уральцам. И традиции у них постаринней будут, да и сами уральские подносы в последнее время высоко ценятся ведущими странами мира и нашими соотечественниками-ценителями.
Послесловие
Я помню одну замечательную русскую народную сказку детства о серебряном блюдечке и наливном яблочке. У мужика было три дочери. На ярмарке он купил одной ситцу на сарафан, другой – коралловые бусы на шею, а младшенькая попросила у него привезти ей серебряное блюдечко и наливное яблочко. Покатит девица яблочко по блюдцу, и показывает оно ей «города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту».
Мне очень хочется, чтобы яблочко нарисовало этому чудному русскому селу светлое будущее, этой фабрике – стабильность и процветание, жостовским мастерам – много-много радостной и полноценной работы, а нам, ценителям этого народного искусства – роскошные неувядающие букеты из жостовских цветов.
Из рассказа «Жостово или секрет бархатного букета»
Как я покупала Жостовские подносы в магазине на фабрике
Посты по тегу: РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ
#92днялета
Жостовская роспись подносы, жостовские подносы история, изготовление жостовских подносов
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.
Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой — «замалевка» — приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.
После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап — «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.
«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» — значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.
У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.
подготовка, поэтапное рисование элементов, составление узоров
Этот вид росписи, получивший название в честь подмосковной деревни, известен по всему миру. Даже далёкие от искусства люди безошибочно отличат жостовский поднос в многообразии народных промыслов. Букеты из цветов, ягод и фруктов, словно взрыв, появляются из тёмного фона, переливаются множеством красок и готовы вот-вот исчезнуть. Поймать это прекрасное мгновение и запечатлеть с помощью мягких кистей и красок — в этом и состоит мастерство художника.
Картинки с образцами росписи вы можете посмотреть в нашей галерее, мастер класс, который расскажет, как нарисовать жостовский узор поэтапно – в статье ниже, для дошкольников легкие узоры и трафарет для обведения карандашом можно отыскать в интернете.
Расписной поднос надолго останавливает взгляд, заставляя рассматривать каждый лепесток, прослеживать изгибы веточек и травки, угадывать среди цветов изящные фигурки птиц. Наблюдать за работой живописца можно бесконечно: движения его руки точны и ловки, а из-под послушной кисти мгновенно расцветают бутоны. Кажется, жостовская роспись подносов не представляет труда. И это действительно было бы так, если б работе не предшествовали годы обучения и развития навыков.
Приобщиться к творчеству жостовцев поможет поэтапное описание работы над росписью. Возможно, в каком-то из шагов и спрятан главный секрет мастерства?
Содержание материала
Как создают жостовский поднос на фабрике
Подносы обычных форм (круглые и прямоугольные) изготавливаются из листового железа, с помощью станков. Листы разрезаются, прессуются, затем на них выдавливаются бортики и тщательно загибается острый край. При создании уникальных форм используется ручной труд коваля — кузнеца, работающего с холодным металлом.
Готовые подносы отправляются в цех шлифовки и грунтовки, где их покрывают несколькими слоями грунта и просушивают. Грунт придаёт цвет фону, чаще всего он чёрный. Очень парадно смотрятся красные или зелёные фоны.
Наконец, поднос попадает в цех раскраски. У художника не бывает образца, жостовский букет создаётся только фантазией.
Следующий этап — орнаментовка или «уборка». Тонкой кистью наносится орнамент вдоль бортиков, что завершает композицию. Это делает другой мастер, чья рука привычна к мелкой и точной работе.
Также рекомендуем прочитать:
В заключение поднос отправляют на покрытие несколькими слоями специального лака. В результате он становится гладким и блестящим.
Галерея: цветы из Жостово (25 фото)
Жестовская роспись для детей и взрослых
Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.
Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.
«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.
Материалы и подготовка
Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.
Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.
Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.
Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:
- краплак красный;
- кобальт синий;
- кость жжёная;
- охра светлая;
- изумрудная зелень;
- титановые белила.
Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.
Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.
Этапы жостовской росписи
Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.
Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:
- Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
- Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
- Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
- Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
- Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.
Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.
Элементы жостовской росписи
Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».
На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).
Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.
Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.
Обучение и применение
Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них, в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.
Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.
Другие виды росписи и рисования
Загрузка. ..Жостовская роспись картинки (подносы, посуда)
Существует много видов росписи посуды. Они составляют основу традиции украшения необходимых предметов быта в русской культуре. А потому сохраняют популярность и в наше время. Среди них ярким колоритом красок выделяется жостовская роспись, декоративный рисунок которой является уникальным. Ведь он нарисован мастером без использования трафаретов. Не менее интересен путь развития этой ветви живописной культуры.
История возникновения промысла
Самобытная жостовская роспись – это ремесло, зародившееся около 200 лет назад. А его исток – подмосковная деревня Жостово, дала фирменное название этому виду росписи. Основоположниками её являются отец и братья Вишняковы. Они сами занимались расписыванием посуды. А также держали мастерские в других деревнях и сёлах (Осташково, Троицкое, Хлебниково). В цехах изготавливали подносы, поддоны, сухарницы, шкатулки, чайницы, портсигары из папье-маше, которые покрывались лаком.
Зарождение творчества
Начало развития данной росписи датируется 1825 годом. Хотя к этому времени Вишняковы уже смогли глубоко внедрить жостовский промысел в русский быт и занимались его расширением. Тогда стали появляться такие мастерские и в соседних сёлах. А производство модернизировалось новыми, уже железными изделиями. Каждый поднос становился полотном для мастера, наносящего на него основной жостовский мотив в виде букета из цветов.
До 1920 года мастерские расширялись. А мастера совершенствовались, привнося в данный народный промысел инновации того периода.
Советское время
Последующие десять лет стали для них проверкой на верность традициям. Это было советское время. И силами ведомственных организаций пытались стандартизировать жостовскую роспись внедрением орнаментов и других композиционных элементов, отвечавших требованиям коммунизма. Преданность своему делу и понимание его сути не позволили внести существенных изменений в традиционный стиль ремесла.
Современность
Этот факт позволил данной росписи вступить на новейший этап своего развития. Он продолжается и в современное время. Постепенно производимые подносы стали использоваться не только, как красивый предмет быта. Художники достигли высокого уровня в своём творческом ремесле. А их произведения выставлялись даже на международных выставках, что позволило этой росписи заработать статус исконно русского искусства.
В нынешний час ремесло претерпело изменения под влиянием достижений современности. И вот, уже в течение почти 60 лет оригинальную домашнюю утварь производит Жостовская фабрика декоративной росписи, располагающаяся в той же местности, у своих истоков. И несмотря на осовременивание процесса изготовления продукции, фабрика сохраняет традиции. Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего им присваивается личный номерной знак. Разработано много форм подносов, которые изготавливают специальные технические устройства. Но если живописцу для создания уникального творения нужна определённая заготовка, то он может заказать её ковалю. Благодаря такому творческому подходу, жостовская посуда и в настоящее время может относиться к популярному виду росписи у людей.
В чем особенности росписи картинки?
Мастера, которые расписывают подносы и другую утварь в стиле «жостово», учатся этому искусству с маленьких лет. Лишь к совершеннолетию они постигают все секреты росписи, передаваемые от старшего поколения к младшему. Расписывание происходит исключительно вручную с помощью различных по размеру кистей из беличьей шерсти. Рисуют масляными красками, которые разводятся льняным маслом.
Для этой росписи характерна особенность, процесс формирования рисунка происходит в несколько слоёв, которые в определённой последовательности наносит мастер.
Манера написания картинки включает в себя предварительное окрашивание фона чёрным цветом, на котором изображают яркие цветы и другие узоры в разных композициях. Такой оттеночный контраст притягивает взгляд к рисунку и создает хорошее настроение.
Традиционно при украшении подноса художник использует устоявшиеся композиции — «Собранный в пучок букет», «Букет враскидку». Также он может собрать цветы в виде венка, расположенного в центре предмета. Или изобразить веточку, выглядывающую из угла. Обязательным является подпись автора для документирования уникальности изделия. В результате мастерски выполненная жостовская роспись делает поднос шедевром русской расписной культуры!
Техника создания узора
Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности. Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов. Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.
Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем. Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём. Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.
С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.
В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.
Цвета жостовской росписи
Если посмотреть на произведения жостовских мастеров, то становится ясно, что в своём искусстве они не ограничены в выборе подходящего оттенка из всей цветовой гаммы. Помимо чёрного, в окрашивании фона изделия со временем стали использовать и другой цвет – красный, зелёный, синий, серебристый. Такие решения позволили ещё больше разнообразить художественный ассортимент росписи «жостово». Особенно после добавления в него и спокойных пастельных тонов.
В настоящее время популярным фоновым оттенком стал цвет «слоновой кости», придающий нарисованной на нём композиции более мягкий и уютный характер.
Для изображения рисунка мастера пользуются любыми цветами, что позволяет сделать каждый рисунок неповторимым.
В результате украшающие подносы жостовские картинки становятся чарующе яркими и привлекающими внимание даже далёкого от этого искусства человека.
Элементы и узоры жостовской росписи
Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.
По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.
Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.
А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.
При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия.
Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.
как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы
Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.
Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник «думает кистью», причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.
Разбираем основы и особенности жостовской росписи
Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.
Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.
Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.
Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.
Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия, то это венок.
Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.
Этапы жостовской росписи.На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.
На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.
С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.
На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.
Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.
В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.
Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.
На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».
В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.
На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.
Видео по теме статьи
В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=7TlUUZBsCr0]
[media=https://www.youtube.com/watch?v=agmWoYjcGO]
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
КУПИТЬ ЖОСТОВСКИЙ ЛАКОВЫЙ ПОДНОС
Жостовские подносы из черного лакированного металла, расписанные богатым цветочным орнаментом, представляют собой одно из самых известных русских декоративно-прикладных искусств — Жостовскую роспись, развитую в селе Жостово Мытищинского района Московской области.
Ремесло подносов из крашеного металла появилось в середине 18 века на Урале, где располагались металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верхнеевинск (ныне Новоуральск), и только в первой половине 19 века подносы начали изготавливаться в деревнях Подмосковья, таких как Жостово, Троицкое, Новосельцево и др.Вскоре на первое место вышло московское ремесло. Жостовская роспись во многом обязана лаковой миниатюре Лукутиных на папье-маше, созданной в соседнем Федоскино. В настоящее время производство металлических подносов с лакированной росписью сосредоточено в поселке Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Для производства жостовских лотков используется тонкая кровельная сталь: листы перфорируются, а затем лотки подвергаются прокатке для придания твердости краям. Затем они шлифуются, полируются и многократно покрываются масляным лаком, обычно черного цвета, и после каждого слоя сушатся в печи.
Тогда жостовские мастера раскрашивают подносы от руки, без использования трафаретов и образцов, полностью полагаясь на собственную фантазию. Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда это может быть красный, синий, зеленый или серебристый), причем художник работает сразу на нескольких подносах. Орнамент нанесен жидким золотом (золотая пудра, разбавленная прозрачным лаком или скипидаром) или белой краской с лаком, посыпанной алюминиевой пудрой.
Основной мотив росписи — простой по композиции букет цветов, в котором большие садовые цветы чередуются с более мелкими полевыми цветами.Сначала отмечаются основные силуэты букета, а затем сверху рисуются тени, блики и детали цветов. Затем крупные цветы соединяются с более мелкими элементами стеблями, травинками и т. Д., И только в конце на краях подноса рисуется орнаментальный узор. После росписи жостовские изделия трижды покрываются прозрачным лаком, сушатся в печи и вручную полируются мягкой пудрой до блеска.
Распространенные мотивы жостовской росписи — букеты и натюрморты, цветы, вазы, гирлянды.По своему назначению подносы можно разделить на две группы: бытовые (для сервировки еды или для самовара) и для украшения. Подносы могут быть круглой, квадратной, восьмиугольной, овальной, комбинированной или другой формы.
С первой половины XIX века в нескольких деревнях Московской губернии действовали мастерские по производству расписных лакированных подносов. Жостовская фабрика возникла из мастерской, открытой братьями Вихсняковыми в 1825 году. В 1928 году несколько артелей, созданных на базе мастерских после революции, объединились в одну — Металлоподнос (т.е. металлический поднос) — позже, в 1960 году, преобразовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года будущие жостовские мастера по подносу проходят производственную практику на фабрике.
Сегодня Жостовская роспись применяется не только по металлу, но и по папье-маше, керамике, стеклу и даже коже.
Подробнее о русских сувенирах …
КУПИТЬ ЖОСТОВСКИЙ ЛАКОВЫЙ ПОДНОС
Источники :
наперсток.h21.ru
zhostovo.ru
zhostovo.ru
Жостовская картина с цветами
Жостовская роспись — один из очень древних видов русской росписи, выполненной с помощью красок. Для этого нам понадобится набор из смеси художественных красок, которую нужно сначала разбавить скипидаром, а затем дополнить маслом лилии. Для кистей выбран вариант белого цвета. Эта картина используется для выполнения с помощью двух этапов работы.
Этап покраски под покраску
Для начала нужно оформить обложку. В нашем случае этот вариант росписи будет представлять собой вариант композиции букета, который создается на поверхности, на которой будет выполнено изделие. Покраска будет вестись без предварительных эскизов беленой краски. Букет рисуется на коленях, в этот момент очень удобно повернуть лоток, чтобы кисть располагалась в нужном месте для работы над поверхностью.В этом случае также очень важно следить за тем, чтобы красота и выразительность цветового силуэта, бутонов, листьев выражалась с помощью ритмичных красочных пятен. Масштаб композиции и декора Очень важно соблюдать масштаб композиции и учитывать фон подноса. По окончании этого этапа необходимо просушить краски в специальном сушильном шкафу. Процесс сушки занимает не более 12 часов при специально настроенной температуре.
Фрезерный этап под покраску
Далее работает вторая ступень. Он называется подшипником и делится на несколько различных операций. Для рисования необходимо нарисовать линейку, чтобы она не испортилась и не размазала поделки. Надо зарабатывать деньги, а также проводить процедуру кладки и после, лепки, рисования чертежей и переплета. Декор и лак. Поднос украшен особым орнаментом из элементов ажурных растений.Покраску необходимо обработать специальным лаком, который наносится в количестве двух-трех слоев с промежуточной сушкой, чтобы лак прилип к желаемому объекту. Изделие сушится 2 часа (1 сеанс из трех), а после — обрабатывается процессом очистки. Этот простой метод помогает быстро и точно создать уникальную и современную Жостовскую роспись ручной работы.
Комментарии
комментариев
бизнес перспективы образования экология мода происхождение хобби люблю женские монастыри ремесленное искусство приятно моменты женский журнал путешествие любовь рассказ искусство кустарного промысла лотков из Жостово Жостовские лотки фантастические изделия умелых мастеров села Жостово, которые находится в Мытищинском районе Московской области.Поднос обычный домик статья, но она становится фантастической за счет увлекательной тематики и цвета комбинации. Всем нравятся красочные импровизации талантливых мастеров. Крафт появился под воздействием росписи по металлу. В его основе лежит производство лака. изделия из папье-маше. В конце 18-го и начало 19 века изделия из папье-маше, в деревнях появились шкатулки, табакерки, чайные сервизы, портсигары. называется Данилково (недалеко от Федоскино), Осташково, Жостово. Ремесленные пружины из мастерских Вишняковых, В. Леонтьева, Е. Беляева, Ф. Шапкина и другие. К середине 19-го века 12 мастерских имели уже работал продолжая традиции ивановских ситец, Федоскино миниатюры, деревенские художники сундуков и прялок. Они создали свои собственная школа покраски металлических лотков. Перед лотком превратилась в чудесную картину, она была сделана прямоугольной, круглой, гитара или восьмиугольная форма, то она перешла в руки шпаклевщика, кто заправил лоток.Затем его передали художнику. Мягкой кистью он нарисованные маслом на поверхности лотков разные цветы, листья и ягоды, которые уже были покрыты лаком. Благодаря известным художникам фэнтези Жостовские букеты, цветочные гирлянды и венки, выразительные натюрморты, созданы сказочные персонажи и, конечно же, изображения русской тройки. на черном, цветном, металлизированном или перламутровом лаковом фоне. Старая техника покраска сохранена и используется до сих пор.Сначала художник рисует силуэты цветов и листьев, собирая их в букеты. Он назывался (и является звонил до сих пор) подмалиовка. Потом художник рисует тени, потом грунтовка длинная, потом мелирование. Ведь он тщательно прорисовывает все детали и связывает букет с фоном тонкими завитками. В заключение золотой узор на подносах нарисован бисер; лоток покрыт 3-мя слоями света лак и полировка. Согласно
Указ Президента от 6 ноября 1993 г., Жостовский народный.
внесен в Государственный индекс ценнейших объектов культуры
Российская Федерация. |