Жостовские цветы: история, фотографии, музей подносов, секретный состав лака.

Содержание

история, фотографии, музей подносов, секретный состав лака.

История жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую.

Авторы: Пичугина Н.А., Малышева М.А. и другие

1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара.

Жостовская роспись. 1975. Фотография: Б. Корзина / Фотохроника ТАСС

Жостовская роспись. 1985. Фотография: Н. Малышева / фотохроника ТАСС

3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

Фирменное клеймо Жостовской фабрики декоративной росписи на подносе. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

Покрытие подноса лаком на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.

Жостовские подносы. В музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

Художники расписывают подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори»

Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори»

9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Читайте также:

10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II.

«Жостовская роспись» — происхождение и значение понятия

Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.», — значилось в их прейскуранте.

После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.

Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.

Почему цветы на старинных жостовских подносах выглядят примитивно

Когда, в 90-е годы, я работал на жостовской фабрике декоративной росписи, нас, молодых художников, отправляли «заряжаться» в музей промысла. И велено было это делать периодически. Дело в том, что у жостовского промысла, в отличие от других промыслов семейства русских лаков, есть особенность — много молодых мастеров выходило «из-под руки» корифеев жостовского искусства росписи металлического подноса, при этом не имея никакого художественного образования. Да-да, при этом, такие молодые мастера сами потом становились маститыми живописцами… Затем мастеров стали обучать в Федоскинской Школе Миниатюрной Живописи, где производство преподавали сами художники с фабрики. Но выпуски были маленькими, не каждый год, выпускники редко задерживались на фабрике. Сейчас жостовцев в Федоскино и вовсе перестали готовить.

Старый живописный цех жостовской фабрики — один большой муравейник, где за одним столом работали порой по два-три художника. Все вместе, от художников по росписи детской игрушки (маленьких подносиков, детских ведерочек), до мастеров высочайшего класса.

Молодые художники, отрываясь от работы, наблюдали за работой стариков — учились, подсматривали приемы, хитрости, а то и целиком, композиции. Для Жостово это нормально. Жостово — артельный промысел, коллективный. Старые мастера щедро делились навыками.

Когда отстроили новый корпус, то мастеров рассадили по мастерским — по 5-6 человек. По мастерским уже так не походишь, за спиной не посопишь. Вот и стал Борис Васильевич Графов, в то время — главный художник фабрики, отправлять молодых в музей. Хоть там подсмотреть.

Длинное предисловие вышло. Но ходил в музей и я.

На фото: В музее истории жостовского подноса на Жостовской Фабрике Декоративной Росписи. Слева направо: главный художник Жостовской Фабрики Михаил Лебедев; мой друг и коллега, замечательная художница Ольга Борисова; художник жостовской росписи по металлу Олег Кулаков (я).

Огромные кованые подносы Владимира Пыжова, Николая Мажаева, Николая Антипова, работы Лезнова, Плахова, Гогина… Стоишь и поражаешься тонкости работы. НО был и простенок с работами совсем старых мастеров, едва ли не времен зарождения. Как, от кого эти старинные работы попали в музей — не знаю.

Смотрители, наверное, знают. Один старинный поднос, на котором сохранились фрагменты некогда перламутровых цветов, попал из деревни Осташково — на нем хозяйка подавала зерно курам. Увидели, ахнули, как-то приобрели. Реставрировать не стали.

Но сохранились старые подносы. Очень старые — незатейливые букеты, правда, порой с тончайшей пропиской.

Однако, если полевые цветы на них узнаваемые, то садовые цветы — выглядят примитивно, мало узнаваемы и очень стилизованы.

Я всегда задавался вопросом — отчего так?

Почему ромашка похожа на ромашку, мак — на мак, васильки и анютины глазки трудно с чем-то перепутать, а этот сорняк я еще в детстве сбивал палкой за усадьбой?

Ответ и дали старики, хорошо знающие историю русского промысла.

«Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.» — значилось в старинном прейскуранте.

Промысел, артели основали братья Вишняковы. А живописцами стали обычные крестьяне, без какого-либо образования, из окрестных сел само собой, Жостово, а так же, из Осташково, Новосельцево (их тогда, само собой, не разделял канал им. Москвы).

И, если они каждый день в окрестных полях, лугах, да в своих огородах могли видеть полевые цветы, те цветы, что цвели в палисадниках, то о пионах, георгинах, розах и речи не было!

Петр Вишняков, стоявший у истока промысла, часто ездил по коммерческим интересам в Москву, Санкт-Петербург и за границу. И, разумеется, он видел там все эти великолепные цветы, которые выращивали селекционеры в столицах и за рубежом.

Друзья! Жостовские художники впервые стали писать благородные садовые цветы… со слов очевидца!

Вот так, и именно так обстояло дело.

Неграмотный живописец, вчерашний крестьянин, а ныне артельный художник, пытался написать розу, которую ему описали словами!

Вот потому-то на старинных жостовских подносах садовые цветы и их бутоны и выглядят такими уж очень сильно стилизованными.

Время шло, менялись и изображаемые цветы.

Все более и более они походили на живые оригиналы.

Тем не менее, я считаю, что жостовская роза, пион, георгин должны на подносе выглядеть несколько стилизованными. Все-таки это декоративно-прикладное искусство. И поднос, даже уникальный — это предмет декоративного творчества.

Но, это лишь мое мнение.

Мастер-класс смотреть онлайн: Рисуем цветы в технике жостовской росписи

Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.

Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.

Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.

Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.

Закрашиваю (на фото блик от вспышки).

Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.

Прорисовываю мелкие детали.

Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).

Делаю закрашенные мазки ярче.

Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).

Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.

Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.

Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.

Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.

Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.

Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.

Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.

Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.

Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.

Закрываю бутон.

Добавляю нижние лепестки.

Добавляю мелкие листики.

Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.

Кружок 🙂

Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.

Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.

Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.

Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.

После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.

Жостово — цветущий промысел (???)

1. Фрагмент жостовской росписи металлического подноса.

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И как ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

Мне 50 лет. Но, как будто бы вчера я помню, как меня, пятилетнего, бабушка водила с собой на фабрику. Открывались тяжеленные металлические двери, проходили жестяной цех, лакировочный, где страшно шумело, когда стравливался воздух, я зажимал уши, старался проскользнуть быстрее.

Зато в живописном цеху только было слышно, как шпателем на мраморной палитре замешивается краска, негромко гремят перекладываемые с места на место подносы, плещется кисть в скипидарной банке, да негромко переговариваются живописцы.

Хотя шутка сказать — до 350 человек работало в одном цеху, живописцев.

Я играл, строя из «палочек» — брусочкой из штапика, которыми перекладывают подносы для сушки — домики, колодцы, бабушка писала небольшие подносики, а то и мне давала кисть. Но если сейчас, только придя домой, я испытываю невозможное нетерпение, до зуда в руках, скорее бы взять в руки кисть и поднос, то тогда я быстро терял интерес к кистям и краскам.

Но вернемся, к живописному цеху.

Описывыемые мною годы — воистину, расцвет Жостово. Все сидели в одном цеху — старые мастера, молодеж. Молодые учились у стариков. Обступят, смотрят, перенимая науку. Да и старики, проходя мимо, обязательно обращали внимание на молодежь и ее потуги.

2. Фотография старого живописного цеха Жостовской фабрики декоративной росписи.

Вячеслав Летков, старейший дейстующий мастер, Заслуженный художник России, рассказал, что когда построили новую фабрику, то в соседнем Федоскино сказали пророческое: «Кончилось Жостово». Потому что рассадили всех по пять человек. И начала мало — помалу уходить преемственность.

3. Наставничество

Когда я пришел работать на фабрику художником, в 90 годы, дела шли уже очень неблагополучно. И не только в вопросах сбыта, финансов. Просто, качества.

Тогда уже работал лицей при фабрике. Сейчас его нет. Не оправдал себя. Вячеслав Иванович рассказал, что и его отрядили в свое время преподавать в лицее. Из всех его выпусков, на фабрику не пришел ни один ученик. Хотя и были подающие надежды.

Сегодня на фабрике работает едва ли более 30 живописцев. Вместо целого орнаментального цеха, трудится, кажется, пять орнаментальщиц.

Средний возраст художников — 45 лет. Притока молодежи практически нет.

Без намека на гендерные различия — мужчин на фабрике всего двое, один из которых — Главный художник фабрики, Михаил Лебедев. Его предшественник, много лет работавший, до самой смерти, главным художником, Борис Графов, говорил — мужская живопись отличается от женской. Дело не в том, что какая-то хуже или лучше. Они просто разные.

В жестяном цеху, на прессах, работало шесть человек. Сегодня работает один, и то — два, три дня в неделю.

Истинно уникальные подносы — откованные вручную. Коваль становится как бы соавтором художника. Зачастую, художник и коваль обсуждают форму будущего подноса.

Ковалей сегодня на весь промысел — два. Один из них, мой хороший знакомый, который кует подносы и для меня — Геннадий Топтыгин. Ему уже хорошо за 60. Из 57 учеников, ни один не кует.

4,5. Коваль Геннадий Топтыгин

Михаил Лебедев считает, что все дело в том, что молодеж стремится туда, где меньше работы и больше платят. С этим, трудно не согласиться. Михаил полагает, что если государство окажет молодым мастерам финансовую помощь, жилищную поддержку и предоставит особые льготы, ситуация изменится

. 6.Главный художник Жостовской фабрики в настоящее время — Михаил Лебедев.

Может быть.

Но мне одному страшно за наши народные промыслы?….

Не так давно была продана с молотка Федоскинская Фабрика миниатюрной живописи.

Говорят, что в отличие от Жостовской, которая так же сменила собственника в свое время — уже без обязательства сохранения промысла.

Цветочный букет на холодном металле: история жостовской росписи, элементы и техника рисования


Жостовская роспись зародилась в девятнадцатом веке. Именно тогда в подмосковных поселениях Троицкой волости (ныне Мытищинский район Москвы) появились первые умельцы, специализирующиеся на создание лакированных расписных изделий из папье-маше. С 1825 народные мастера особым способом декорировали подносы из дерева и металла, создавая уникальные композиции из цветов.

История промысла

Ремесло зародилось в середине восемнадцатого века на Урале, где было сосредоточено большое количество металлургических комбинатов. С девятнадцатого столетия в московских губерниях Жостово и Новосельцево стали активно заниматься изготовлением подносов. За короткий срок промысел приобрел необычайную популярность.

С 1920 года в разных регионах страны начали формироваться мощные трудовые артели. Но спустя десятилетия народные промыслы попытались вытеснить советские идеи, которые предполагали борьбу за реализм.

Только в 1960 подносы Жостово вновь вернули себе авторитет в мире искусства. Мастера творили не просто яркие и уникальные композиции. В их изделиях наблюдался неповторимый колорит и эксклюзивность.

Цвета жостовской росписи

В классической подаче предусматривается обязательное наличие фона, выдержанного в красной или черной тональности. Однако современные технологии позволяют применять нежные пастельные оттенки для создания многоцветковой композиции.

Фабрика в Жостово выпускает на рынок продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Наибольшим спросом у потребителей пользуется цвет «слоновая кость». Изредка встречается продукция, оформленную на золотистом или агрессивно красном полотне.

Изысканно и оригинально выглядят изделия с перламутровым покрытием. Чудесные переливы могут декорировать весь фон или акцентировать внимание на отдельных деталях композиции. Первоначально инкрустацию с перламутром применяли только в Федоскино.

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего живописцы составляют на подносах простые комбинации из цветов. Создание рисунка происходит путем гармоничного объединения растений небольшого размера и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листиков.

Самые популярные элементы: роза, астры, пионы, георгины с тонкими стебельками и небольшими веточками. Помимо садовых композиций живописцы активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.

Рядом с классическими лилиями, чабрецом и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вовсе не существует в природе. Богатые и пышные букеты дополняли фруктами и ягодами. Подносы жостовская роспись порой украшали изображением бабочек или птиц. Они располагались в центре композиции либо на заднем плане.

Помимо составления цветочных икебан живописцы любили пофантазировать над сюжетными картинками. Как правило, это бытовые сценки из жизни обычных людей, красивые пейзажи или уникальное изображение ландшафта.

Большой популярностью пользовалась композиция – тройка коней, окруженная цветами.
Роспись имела характерную особенность: к каждой картинке у художников был импровизационный подход.

Иными словами, мастера не утруждали себя составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам либо придерживаться определенной схемы.

Если учесть многообразие художественных приемов, полет фантазии и креативный подход к делу, то можно понять, насколько уникальными и неповторимыми получаются подносы от жостовских мастеров.

Техника выполнения

Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.

Грунтовка

Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.

Замаленок

Основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник формирует силуэты элементов композиции, которые станут частью картины. На данной стадии импровизации нет места, все происходит в соответствии со старинной технологией. Базу под будущий узор составляют по заранее продуманной схеме.
Вернуться к оглавлению 

Тенежка

Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.

Прокладка

Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.

Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.

Бликовка

Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.

Чертежка

Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.

На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.

Привязка

На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.

Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.

Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия.

Как создается жостовский кованый поднос?

Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.

Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).

Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.

В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.

После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.

Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.

Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти.

Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.

Заключение

Жостовская роспись – это народное творчество, в основе которого лежит составление невероятных цветочных композиций. У художников великое множество задумок по поводу оформления нового изделия, мастера находятся в вечном творческом поиске. Самобытное искусство правдоподобно передает цветы и плоды. Кажется, будто композиция оживает на фоне металлического подноса.

Об истории жостовской росписи вы узнаете, посмотрев видеосюжет.

Вернуться к оглавлению 

Набор для вышивания крестиком ПАННА БН-5011 Жостовские цветы

Обратите внимание, что фактические цвета вышивки могут отличаться от цветов, отображаемых на вашем мониторе, из-за его настроек.

Характеристики

Размер готовой работы:

43 x 34 см

Дополнительные элементы в комплекте:

бисер

Количество крестиков:

15569

Количество цветов дополнительных элементов:

33

Размер вышивки:

192х145

Инструкция:

Инструкции на EN, DE, FR, IT, ES, RU включены

2004-2020 PANNA LTD.Все права на фотографии, тексты, изображения принадлежат PANNA LTD. Полное или частичное копирование, воспроизведение в печатном виде и / или использование в любой форме с цитированием без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Традиционный костюм России «Жостово»

  • Информация
    • Информация о доставке
    • Политика конфиденциальности
  • Отзывы
  • Контакты
Доллары США ($)
  • Доллары США ($)
  • Новозеландский доллар (NZ $)
  • Канадский доллар (Can $)
  • Евро (€)
  • Фунт стерлингов (£)
  • Австралийский доллар (AU $)
английский
  • английский
  • французкий язык
Традиционная русская одежда для детей и взрослых

счет

  • Заказы
Войти Зарегистрироваться

Электронное письмо

Пароль Забыли пароль? Зарегистрируйте новую учетную запись

войти в систему

Запомните меня

моя тележка

Ваша корзина пуста

0.00

Посмотреть корзину Проверять, выписываться Дом
  • Меню
  • Одежда
    • Русская Одежда
      • Сарафан Платья
      • Косоворотка Рубашки
      • Кокошник Диадемы
      • Русские Блузки
    • Украинская Одежда
      • Польская Народная Одежда
        • Болгарская народная одежда
          • Венгерская Одежда
            • Румынская Одежда
              • Другие национальные костюмы
                • Театральные костюмы
                  • Маскарадные костюмы
                  • Танцевальные костюмы
                  • Русский балет
                • Повседневная одежда

                  MFlowers — цветочная онлайн-платформа.Цветы оптом напрямую с доставкой.

                  Наша миссия — объединить продавцов и оптовых покупателей по всему миру, исключив посредников.

                • Работа с плантациями напрямую без посредников

                  Платформа соединяет вас напрямую с плантациями со всего мира. Сами плантации выкладывают на площадку свой ассортимент и цены. Воспользовавшись нашим сервисом, вы покупаете напрямую у плантаций и садоводов, минуя брокеров и других дилеров, что экономит вам до 20%.

                • Удобная система покупок экономит ваше время и деньги

                  Системы закупок Платформы заменяют целый штат менеджеров. Все этапы максимально автоматизированы, что позволяет быстрее совершать покупки и позволяет контролировать исполнение заказов. Автоматизация закупочных процессов значительно снижает затраты, что позволяет сэкономить до 20% с каждой покупки.

                • Выгодные ставки на логистику — низкая конечная цена цветка

                  Заказы клиентов платформы объединяются в одну партию с выгодными тарифами на доставку.Система автоматически выстраивает логистическую цепочку до города клиента, сообщая, когда совершить покупку

                • Финансовые гарантии в транзакциях

                  После размещения заказа мы списываем деньги с вашего счета и замораживаем их на транзакционном счете до тех пор, пока вы не получите товары и подтверждаем их качество. Затем деньги доставляют на плантации и садоводов

                • Широкий ассортимент — все заберите в одном месте

                  В одном месте можно купить товары из многих стран.На платформе представлены ассортименты продавцов из Эквадора, Голландии, Кении, Италии и других стран. Кроме того, вы можете сравнить цены на плантации и садоводов и выбрать товары, наиболее подходящие для вашей компании.

                • Профессиональная поддержка 24/7

                  Вы получите квалифицированную поддержку 24/7 от наших менеджеров, которые проконсультируют вас и помогут. с функциями платформы. Не любишь звонить? В вашем распоряжении все мессенджеры 🙂

                • Жостово Живопись | Статья о Жостовской росписи по «Свободному словарю»

                  — народное ремесло, развитое в селе Жостово Мытищинского района Московской области.Созданная под влиянием уральской растительной росписи по металлу, Жостовская роспись зародилась в начале 19 века. Его дальнейшее развитие стилистически связано с росписями на фарфоре и эмалированной посуде на заводах и фабриках Подмосковья, растительными орнаментами на ситце Ивановских фабрик и миниатюрами Лукутина.

                  Жостовские художники украшают металлические подносы, покрытые несколькими слоями толстой земли и масляным лаком.Лак обычно черный. Картина выполняется в несколько последовательных операций. Масляные краски, разбавленные льняным маслом, и мягкая кисть облегчают нанесение энергичных широких мазков. Основной мотив Жостовской росписи — букет цветов — прост в оформлении. Попеременно изображены крупные культурные и мелкие полевые цветы. Реалистичная трехмерная передача цветов сочетается с декоративной яркой цветовой гаммой, что также характерно для русской народной росписи на стволах, прялках, и туэсы (круглые березовые сундуки).Края подносов украшены простым золотым узором.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *