Научные знания византии картинки: Презентация на тему «Культура Византии»

Презентация на тему «Культура Византии»

Презентация на тему: Культура Византии

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Культура Византии § 7 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

№ слайда 2 Описание слайда:

План урока 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

№ слайда 3 Описание слайда:

Задание на урок Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

№ слайда 4 Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание

№ слайда 5 Описание слайда:

Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

№ слайда 6 Описание слайда:

1. Развитие образования. Ученики в школе В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Византийский алфавит

№ слайда 7 Описание слайда:

1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы.

В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу. В высшей школе

№ слайда 8 Описание слайда:

2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.

№ слайда 9 Описание слайда:

2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты

№ слайда 10 Описание слайда:

2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Византийский историк Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Представление о мире

№ слайда 11 Описание слайда:

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь

№ слайда 12 Описание слайда:

3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа.

В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. неф притвор алтарь апсиды

№ слайда 13 Описание слайда:

3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии

№ слайда 14 Описание слайда:

3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

№ слайда 15 Описание слайда:

4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Фреска

№ слайда 16 Описание слайда:

4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

№ слайда 17 Описание слайда:

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Мученики и мученицы

№ слайда 18 Описание слайда:

4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых. Благословляющий Спаситель.

№ слайда 19 Описание слайда:

4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

№ слайда 20 Описание слайда:

4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства. Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

№ слайда 21 Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии

№ слайда 22 Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Кирилл и Мефодий Глаголица и кириллица

№ слайда 23 Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание Завершить

№ слайда 24 Описание слайда:

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: — Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. — М.: ОЛМАПРЕСС, 2008. Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video. mail.ru/mail/ilya_guzey/

№ слайда 25 Описание слайда:

Собор Святой Софии в описании современников Вернуться Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.) «В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том… Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение». Поставьте вопросы к описанию собора.

№ слайда 26 Описание слайда:

Отрывок из фильма «Византия» Вернуться

№ слайда 27 Описание слайда:

Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне — Русь Грузия, Армения Балканы Италия Вернуться

Презентация по истории на тему «Византия»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Византийская империя (476-1453) — средневековое государство, Восточная Римская империя. Римская империя к 395 году

3 слайд Описание слайда:

Название «Византийская империя» (по первоначальному имени столицы — Византий на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «ромейской». Константин Великий

4 слайд Описание слайда:

Византийская икона Богоматери Влахернской, защитницы империи. Государственная религия — православие. Распространено монофизитство. Сохранялись арианство, несторианство.

5 слайд Описание слайда:

В отличие от Западной Европы церковь в Византии подчинялась императору: он распоряжался церковным имуществом, назначал высшее духовенство на должность, определял церковную идеологию. Церковь святых апостолов Солаки.

6 слайд Описание слайда:

Юстиниан I Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. (527 – 565 гг.) С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён.

7 слайд Описание слайда:

Турки — сельджуки После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX-XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.

8 слайд Описание слайда:

Императору — василевсу принадлежала высшая: государственная, судебная, административная власть. Император Юстиниан I и Велизарий. Мозаика. Равенна, церковь св. Виталия

9 слайд Описание слайда:

При императоре Юстиниане была произведена знаменитая кодификация римского права и отвоевана у остготов Италия.

10 слайд Описание слайда:

С одной стороны, его отличали великодушие, простота, мудрость политика. талант искусного дипломата, с другой — жестокость, коварство, двуличие. Юстиниан I был одержим идеей восстановления величия Римской империи. Юстиниан I

11 слайд Описание слайда:

Став императором, Юстиниан I начал реализовывать общую программу возрождения величия Рима. Он мало спал, был чрезвычайно энергичным и внимательным к мелочам. На него оказывала большое влияние его жена Феодора, бывшая куртизанка или гетера. Императрица Феодора

12 слайд Описание слайда:

Решимость Феодоры сыграла большую роль при подавлении крупнейшего константинопольского восстания «Ника» в 532 году, вызванного налоговым гнётом, притеснением властей, церковной политикой императора Юстиниана I, преследовавшего еретиков и язычников. Площадь Ипподром

13 слайд Описание слайда:

народное восстание в столице Византии Константинополе в январе 532 г. Название получило от крика-пароля восставших «Ника!» («Побеждай!»). Было вызвано притеснением властей, огромными налогами и церковной политикой императора Юстиниана, преследовавшего еретиков и язычников. В городе происходили уличные бои, поджоги тюрем, храмов и дворцов. Император Юстиниан подкупом и прямым военным вмешательством сумел подавить восстание, во время разгрома восставших в цирке погибло более 30 тыс. человек.

14 слайд Описание слайда:

После смерти Феодоры Юстиниан I стал менее решительным как правитель государства. Юстиниан I смог удержать восточную границу с империей Сасанидов, благодаря своим военачальникам Велизарию и Нарсесу отвоевал у вандалов Северную Африку Велизарий. Франсуа Андре Винсент (1776) и вернул императорскую власть над Остготским королевством в Италии.

15 слайд Описание слайда:

Юстиниан связывал благосостояние государства с благосостоянием церкви и считал себя носителем высшей церковной власти, так же как и светской. Его политику иногда называют «цезаропапизмом» (зависимость церкви от государства), хотя сам он не видел разницы между церковью и государством. Церковь Святой Ирины

16 слайд Описание слайда:

Он узаконил церковные порядки и ортодоксальную доктрину, согласно которой человеческое и божественное сосуществует в Христе в противовес точке зрения монофизитов, которые считали, что Христос является исключительно божественным существом, и несторианцев, которые утверждали, что Несторианские священники Христос имеет две разные ипостаси — человеческую и божественную.

17 слайд Описание слайда:

Построив в 537г. храм Святой Софии в Константинополе, Юстиниан считал, что превзошёл Соломона, построившего Иерусалимский храм. Собор Святой Софии

18 слайд Описание слайда:

Также Юстинианом был основан Сайданайский монастырь в Сирии. Сайданайский монастырь в Сирии

19 слайд Описание слайда:

Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565—578 гг.). В книге Джорджа Бейкера ярко и образно воссоздана сложная атмосфера Византии эпохи реформ Юстиниана Великого.

20 слайд Описание слайда:

Вся земля принадлежала императору. Он раздавал ее за военную службу феодалам, те же раздавали землю в аренду крестьянам. Были и свободные общинники, земля которых формально принадлежала государству. Использовался и труд рабов.

21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Государство разделено на фемы, во главе каждого наместник- стратиг, обладавший военной и государственной властью. Воины-крестьяне –стратиоты- составляли ополчение фема. За службу они получали землю в наследственное пользование. Позже профессиональное войско состояло из воинов-всадников, состоявшее из феодалов Византийский всадник IV

23 слайд Описание слайда:

Византия стала наследницей античной культуры. Государственным языком был греческий язык. По всей стране были открыты школы для детей -простолюдинов. В специальных школах готовили чиновников. В Константинополе работала высшая школа , ставшая университетом. Византийская школа в Рамле. Византийская школа в Рамле.

24 слайд Описание слайда:

Византийцы сохранили многие античные знания . Они применяли на практике труды греческих математиков- Пифагора, Евклида, Архимеда. В 9 веке, при императорском дворце работал Лев Математик. Он первым стал применять буквы в качестве алгебраических символов. Благодаря ему византийцы первыми в Европе в XII в. начали употреблять и арабские цифры. Он сконструировал систему сигнальных башен, огнями оповещавших столицу об арабских набегах на империю, построил знаменитые автоматы в императорском дворце (поющие птицы, рычащие львы, возносящиеся троны). .

25 слайд Описание слайда:

Высокого уровня достигла медицина- врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто мед. училище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения Византийский медик Павел Эгинский (625-690 годы)

26 слайд Описание слайда:

– создан в 425 г. по указу императора Феодосия. Все преподаватели (риторы, грамматики греческие и латинские, юристы и философы) получали жалованье из императорской казны и обязаны были быть христианами. В 726 г. император Лев III, основоположник иконоборчества, сжег Константинопольскую высшую школу вместе с профессорами и книгами. С IX в. университет начинают восстанавливать; ректором его становится Лев Математик. После взятия и разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. университет прекратил свое существование.

27 слайд Описание слайда:

Константин Багрянородный Константин VII Багрянородный Покровитель наук и просвещения, автор трактатов

28 слайд Описание слайда:

Прокопий Кесарийский — византийский писатель — историк; секретарь полководца Велизария. Прокопий Кесарийский

29 слайд

Презентация на тему «Просвещение Византии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Просвещение и педагогическая мысль Византии

2 слайд Описание слайда:

История школы и воспитания эпохи средневековья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. В эту эпоху получили развитие качественно иные, чем в пору античности, типы образовательного процесса, парадигмы педагогической мысли.

3 слайд Описание слайда:

Византийская образовательная система складывалась в течение ряда столетий непрерывного существования школ. Вначале преподавание было добровольным занятием; школы имели светский характер, и в них принимали всех, кто желал и мог учиться. Византийцы во все времена с глубоким уважением относились к знанию и признавали особую ценность образования, полезного как народу, так и императорам.

4 слайд Описание слайда:

Основные этапы развития культуры и просвещения Византии В истории просвещения ипедагогической мыслиВизантии несколько этапов: 1. Напервом этапе (IV-IX вв.) заметновоздействиеидеологии раннего христианства и традиций античной образованности. 2.Этап IХ-ХII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959): были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания.3.В ХIII-ХV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.

5 слайд Описание слайда:

Воспитание и образование в Византии «Читай много и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись… Крайне важно изучать и понимать природу вещей и поступать должным образом».

6 слайд Описание слайда:

Основные элементы культуры: Образование Наука Искусство Культурное наследие Византии. В отличии от культуры Западной Римской империи, понесшей значительные утраты в результате нашествия варваров, византийская культура развивалась более плавно. Культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима сохранялись в Византийской империи на протяжении многих веков, вплоть до завоевания турками в 1453 году. Античное наследие лежало на основе достижений культуры Византии, оно было развито и приумножено в период Средневековья.

7 слайд Описание слайда:

 Наука Сохранение и развитие античных знаний в области математики, медицины, химии, географии. Создание всемирной истории византийским ученым – историком Евсевием Кесарийским в 4 в.. Деятельность Льва Математика (9 в.) в области математики, физики, астрономии.

8 слайд Описание слайда:

Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Византийская школа — христианское продолжение эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с XI в. вытесняется бумагой («бомбиковые книги»), стиль сменился птичьим или тростниковым пером («графис») С середины IX в. константинопольская школа стала называться Магнаврой, по названию одной из дворцовых зал (Золотая палата) императорского дворца. Своего расцвета она достигла в XI-XII вв. Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа Высшее богословское образование получали в монастырях. Роль монастырей в деле образования в Византии сохранялась длительное время и к XV в., когда в Европе монастырские школы пришли в упадок, достигла апогея.

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Педагогическая мысль Византии Педагогическая мысль Византии 1. До IV-V вв. особенно влиятельна античная педагогическая традиция, которую развивали неоплатоники из Афинской Академии: воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир, на непреходящие идеи. 2.Постепенно усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы (Авва Дорофей, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) в VI- XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения: светское образование – путь познания божественной истины; путь к совершенству – это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла и др. 3.В XIV-XV вв. – в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные традиции: крайне отрицательное отношение к светской образованности, античному знанию.

12 слайд Описание слайда:

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытали Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии испытала влияние культур других народов Для мировой культуры Византия, являясь страной высокой образованности, сыграла роль моста, соединяющего античность со средневековой образованностью

13 слайд Описание слайда:

Заключение Генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно полностью уяснить без учета византийского влияния. Византия передала через Италию традицию изучения античной литературы. В XIII — XIV веках важным передаточным звеном византийского влияния стали европейские университетские центры. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV века. Антично-византийские традиции светского образования, независимости от диктата церковников дали мощный импульс эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель английского языка

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-356589

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Византийская наука — Byzantine science

Византийская наука сыграла важную роль в передаче классических знаний в исламский мир и в Италию эпохи Возрождения , а также в передаче исламской науки в Италию эпохи Возрождения. Его богатая историографическая традиция сохранила древние знания, на которых были построены великолепные достижения в области искусства , архитектуры , литературы и техники.

Византийцы стояли за несколькими технологическими достижениями .

Классические и церковные исследования

Византийская наука была по сути классической наукой. Поэтому византийская наука во все времена была тесно связана с древнеязычной философией и метафизикой . Несмотря на некоторую оппозицию языческому образованию, многие из наиболее выдающихся классиков занимали высокие посты в Церкви . В трудах древности никогда не переставал быть выращены в Византии из — за импульс , приданный классических исследований в Академии Афин в 4 — м и 5 — м веках, энергичности философской академии Александрии , и в услугах университета Константинополь , который занимался исключительно светскими предметами, за исключением теологии , которая преподавалась в Патриархической академии . Даже последний предлагал обучение древней классике и включал литературные, философские и научные тексты в свой учебный план. Монашеские школы концентрировались на Библии , богословии и литургии . Таким образом, монашеские скриптории приложили большую часть своих усилий к транскрипции церковных рукописей, в то время как древнеязычная литература транскрибировалась, обобщалась, извлекалась и комментировалась мирянами или духовенством, такими как Фотий , Арета Кесарийский , Евстафий Фессалоникский и Базилий Вессарион .

Математика

Византийские ученые сохранили и продолжили наследие великих древнегреческих математиков и применили математику на практике. В ранней Византии (V-VII века) архитекторы и математики Исидор Милетский и Анфемий Траллский использовали сложные математические формулы для строительства великой церкви Святой Софии , технологического прорыва для своего времени и на столетия спустя благодаря ее поразительной геометрии и смелому дизайну. и высота. В средней Византии (8–12 века) математики, такие как Майкл Пселл, рассматривали математику как способ интерпретации мира.

Физика

Иоанн Филопон , также известный как Иоанн Грамматик, был александрийским филологом, аристотелевским комментатором и христианским богословом, а также автором философских трактатов и теологических работ. Он был первым, кто критиковал Аристотеля и атаковал теорию Аристотеля о свободном падении. Его критика аристотелевской физики была источником вдохновения для Галилео Галилея много веков спустя; Галилей существенно цитировал Филопона в своих работах и ​​вслед за ним опровергал аристотелевскую физику.

Теория импульса была также изобретена в Византии.

Корабельная мельница — это изобретение византийцев, построенное для измельчения зерна с использованием энергии потока воды. Технология в конечном итоге распространилась на остальную Европу и использовалась до ок. 1800 г.

Лекарство

Медицина была одной из наук, в которой византийцы усовершенствовали своих греко-римских предшественников, начиная с Галена . В результате византийская медицина оказала влияние на исламскую медицину, а также на медицину эпохи Возрождения .

В Византийской империи возникла концепция больницы как учреждения, предлагающего медицинскую помощь и возможность излечения пациентам из-за идеалов христианского милосердия, а не просто места для смерти.

Первый известный пример разлучения сиамских близнецов произошел в Византии в 10 веке, когда пара сиамских близнецов из Армении в конце концов приехала в Константинополь. Спустя много лет один из них скончался, поэтому хирурги Константинополя решили удалить тело погибшего. Результат был частично успешным, так как выживший близнец жил за три дня до смерти. Но тот факт, что второй человек выжил в течение нескольких дней после отделения от него, был настолько впечатляющим, что историки снова упомянули об этом спустя столетие и полгода спустя. Следующий случай разлучения сиамских близнецов будет зарегистрирован примерно 700 лет спустя, в 1689 году в Германии.

Зажигательное оружие

Греческий огонь был зажигательным оружием Византийской империи. Византийцы обычно использовали его в морских сражениях с большим успехом, так как он мог гореть даже на воде. Он обеспечивал технологическое преимущество и был ответственен за многие ключевые византийские военные победы, в первую очередь за спасение Константинополя от двух арабских осад , что обеспечило выживание Империи. Однако собственно греческий огонь был изобретен в ок. 672, и летописец Феофан приписывает Каллинику, архитектору из Гелиополя в бывшей провинции Финики, к тому времени захваченной мусульманскими завоеваниями . Утверждалось, что не один человек изобрел греческий огонь, но что он был скорее «изобретен химиками в Константинополе, унаследовавшими открытия Александрийской химической школы …».

Гранаты впервые появились в Византии, где элементарные зажигательные гранаты из керамических банок , занимающих стекло или гвозди были изготовлены и использованы на поле боя.

Византийская и исламская наука

В средние века между византийской и исламской наукой часто происходил обмен работами . Византийская империя изначально предоставила средневековый исламский мир с Древним и ранним Средневековьем греческих текстами по астрономии , математике и философии для перевода на арабский язык , как Византия была ведущий центр научной науки в регионе в начале средневековья. Позже, когда Халифат и другие средневековые исламские культуры стали ведущими центрами научных знаний, византийские ученые, такие как Грегори Чониадес , который посетил знаменитую обсерваторию Мараге , перевели книги по исламской астрономии , математике и естествознанию на средневековый греческий язык , включая, например, труды из Джафар ибн Мухаммад Абу Машара аль-Балхи , Ибн Юнус , Аль-Хазини (который был византийского греческого происхождения , но вырос в культуре персидской), Аль-Хорезми и Насир ад-Дин Туси ( такие как Zij-i Ilkhani и другие трактаты Zij ) среди других.

Были также некоторые византийские ученые, которые использовали арабскую транслитерацию для описания определенных научных понятий вместо эквивалентных древнегреческих терминов (например, использование арабского талеи вместо древнегреческого гороскопа ). Таким образом, византийская наука сыграла важную роль не только в передаче древнегреческих знаний в Западную Европу и исламский мир, но и в передаче арабских знаний в Западную Европу. Некоторые историки подозревают, что Коперник или другой европейский автор имел доступ к арабскому астрономическому тексту, в результате чего была передана пара Туси , астрономическая модель, разработанная Насир ад-Дином ат-Туси, которая позже появилась в работе Николая Коперника . Византийские ученые также познакомились с Сасанидской и индийской астрономией через цитаты в некоторых арабских трудах.

Гуманизм и ренессанс

В течение XII века византийцы создали свою модель раннего гуманизма как возрождение интереса к классическим авторам, однако в течение столетий до этого (9-12) гуманизм и стремление к классическому обучению были заметны во время македонского Возрождения и продолжались мы видим сейчас Ренессанс 12-го века при Комнинах. В Евстафии Фессалоникском византийский гуманизм нашел свое наиболее характерное выражение. В XIII и XIV веках, период активной творческой активности, византийский гуманизм достиг своего зенита и явил поразительную аналогию с современным итальянским гуманизмом . Византийский гуманизм верил в жизнеспособность классической цивилизации и ее наук, а его сторонники занимались научными науками.

Несмотря на политический и военный упадок последних двух столетий, в Империи произошел расцвет науки и литературы, который часто называют «палеологическим» или «последним византийским ренессансом». Некоторые из самых выдающихся представителей этой эпохи: Максимус Планудес , Мануэль Мошопул , Деметриус Триклиний и Томас Магистр . Трапезундская академия , находящаяся под сильным влиянием персидских наук , стала известным центром изучения астрономии и других математических наук , а медицина вызвала интерес почти всех ученых. В последнем веке Империи византийские грамматики были теми, кто лично отвечал за то, чтобы лично и написать древнегреческие грамматические и литературные исследования в Италии раннего Возрождения , и среди них Мануэль Хризолорас был вовлечен в так и не состоявшийся союз церквей.

Смотрите также

Ссылки

Источники

  • Лазарис, Ставрос, изд. (2020). Товарищ византийской науки . Брилл. ISBN 978-90-0441460-0.CS1 maint: ref = harv ( ссылка )

Несколько интересных фактов о Византии.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)

    КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ (IV-XV вв.)

    В течение всего раннего средневековья Византийская империя являлась центром яркой и своеобразной духовной и материальной культуры. Своеобразие ее в том, что в ней сочетались эллинистические и римские традиции с оригинальной, восходящей к глубокой древности культурой не только греков, но и многих других народов, населявших империю,— египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма, а также поселившихся в империи славян. Известное воздействие на нее оказали также арабы. В течение раннего средневековья города Византии оставались очагами образованности, где на основе достижений античности продолжали развиваться науки и ремесла, изобразительное искусство и архитектура. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.

    Вся история византийской культуры окрашена борьбой господствовавшей идеологии правящих классов с оппозиционными течениями, выражающими устремления широких народных масс. В этой борьбе противостоят друг другу, с одной стороны, идеологи церковно-феодальной культуры, отстаивающие идеал подчинения плоти духу, человека — религии, прославляющие идеи сильной монархической власти и могущественной церкви; с другой стороны, представители свободомыслия, облаченного обычно в одежды еретических учений, защищающие в известной степени свободу человеческой личности и выступающие против деспотизма государства и церкви. Чаще всего это были выходцы из среды оппозиционно настроенных городских кругов, мелкопоместных феодалов, низшего духовенства и народных масс.

    Особое место занимает народная культура Византии. Народные музыка и пляска, церковные и театральные представления, сохраняющие черты античных мистерий, героический народных эпос, сатирическое басенное творчество, обличающее и высмеивающее пороки ленивых и жестоких богачей, хитрых монахов, продажных судей, — таковы многообразные и яркие проявления народной культуры. Неоценим вклад народных мастеров в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел.

     

    Развитие научных знаний. Образование

     

    В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был уничтожен научный центр в Александрии, во время пожара погибла знаменитая Александрийская библиотека, в 415 г. фанатичное монашество растерзало выдающуюся женщину-ученого, математика и философа Ипатию. При Юстиниане была закрыта высшая школа в Афинах — последний очаг античной языческой науки.

    В дальнейшем центром образованности становится Константинополь, где в в. создается Магнаврская высшая школа, в которой наряду с богословием преподавались и светские науки. В 1045 г. в Константинополе был основан университет, имевший два факультета — юридический и философский. Там же была создана высшая медицинская школа. По стране были разбросаны низшие школы, как церковно-монастырские, так и частные. В крупных городах и монастырях встречались библиотеки и скиптории, где переписывались книги.

    Господство схоластического богословского мировоззрения не смогло задушить в Византии научное творчество, хотя и тормозило его развитие. В области техники, особенно ремесленной, благодаря сохранению многих античных приемов и навыков Византия в период раннего средневековья значительно обгоняла страны Западной Европы. Более высоким был уровень развития и естественных наук. В математике наряду с комментированием древних авторов развивалось и самостоятельное научное творчество, питаемое потребностями практики — строительного дела, ирригации, мореплавания. В IX—XI вв. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. К в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который изобрел систему светового телеграфа и заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов.

    В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сво­дом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных ус-пеков достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт.

    Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней. Состав «греческого огня» долго держался в глубокой тайне, и лишь позднее установили, что он состоял из нефти, смешанной с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» на длительное время обеспечило Византии перевес в морских сражениях и во многом способствовало ее гегемонии на море в борьбе с арабами.

    Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии — «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

    Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.

     

    Богословие и философия

     

    С победой христианства видное место в системе тогдашних знаний заняло богословие. В ранний период усилия византийских богословов были направлены на выработку системы ортодоксального вероучения и на борьбу с ересями ариан, монофизитов, манихеев, а также с последними приверженцами язычества. Василий Кесарийский и Григорий Богослов (IV в.), Иоанн Златоуст (IV—V вв.) в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах стремились систематизировать православное богословие.

    В отличие от Западной Европы в Византии никогда не прекращалась античная философская традиция, хотя она и подчинялась церковной догме. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии возрождается идеалистическая система Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам. Наиболее выдающимся представителем этого направления был Михаил Пселл (XI в.) — философ, историк, юрист и филолог. Его «Логика» получила известность не только в Византии, но и на Западе. В XII в. заметно усиливаются материалистические тенденции и возрождается интерес к материалистической философии Демокрита и Эпикура. Богословы этого времени резко критикуют последователей Эпикура, полагавших, что не бог, а рок управляет Вселенной и человеческой жизнью.

    Борьба реакционно-мистического и рационалистического направлений особенно обострилась в последние века существования Византийской империи. Мистическое течение — так называемый «исихазм» — возглавил Георгий Палама (ок. 1297—1360). Основой учения Паламы была идея полного слияния человека с божеством во время  молитвы  посредством  мистического  озарения.   Против  него активно выступал калабрийский    ученый-гуманист    Варлаам   (ум. 1348), защищавший, хотя и непоследовательно, тезис о примате разума над верой. Церковь поддерживала Паламу и преследовала сторонников Варлаама.

    В XIV—XV вв. в Византии все большее распространение получает новое направление в философии и науке, социально и идейно родственное западноевропейскому гуманизму. Наиболее яркие его выразители — Мануил Хрисолор, Георгий Гемист Шифон и Виссарион Никейский — ученые, философы и политические деятели XV в. Интерес к духовной жизни человека, проповедь индивидуализма, преклонение перед античной культурой — характерные черты мировоззрения этих ученых. Они были тесно связаны с западноевропейскими гуманистами и оказали на них большое влияние.

     

    Исторические сочинения

     

    В Византии, как ни в одной другой стране средневекового мира, были особенно устойчивы традиции античной историографии. Труды многих византийских историков по характеру изложения материала, по композиции, по обилию античных реминисценций и мифологических образов, по светскому направлению и слабому влиянию христианства, наконец, по языку генетически восходят к классикам греческой историографии — Геродоту, Фукидиду, Полибию.

    Довольно богата византийская историография VI — начала VII в., оставившая нам труды Прокопия Кесарийского, Агафия Ми-ринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Наиболее выдающийся из них — Прокопий Кесарийский, современник Юстиниана, историк и политический деятель — в своем сочинении «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» нарисовал яркое полотно современной ему жизни. В этом официальном труде и, особенно в «Трактате о постройках», Прокопий восхваляет Юстиниана. Но свои истинные взгляды, отражающие ненависть оппозиционных слоев сенаторской аристократии к «выскочке» Юстиниану, историк, опасаясь за свою жизнь, высказывает лишь в мемуарах, написанных в глубокой тайне и поэтому получивших название «Тайная история».

    В X в. при императоре Константине Багрянородном делаются попытки приспособить культурное наследие античности к интересам формирующегося класса феодалов. С этой целью был составлен ряд сборников исторического и энциклопедического характера. Самому Константину принадлежат сочинения «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора», содержащие ценные, хотя и тенденциозно подобранные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

    XI—XII века — время расцвета византийской историографии: появляется плеяда выдающихся историков — уже упоминавшийся Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др. Видное место в историографии этой эпохи занимает талантливое, хотя и глубоко тенденциозное сочинение Анны Комниной «Алексиада» — панегирик в честь ее отца, императора Алексея I Комнина. В этом труде, повествующем о событиях, пережитых самой Анной Комниной, особенно выделяется картина Первого крестового похода, войн Алексея I Комнина с норманнами и подавление им восстания павликиан. Другой талантливый историк — Никита Хониат в своей «Истории ромеев» с большой реалистической силой описал трагические события Четвертого крестового похода.

    Другие течения византийской историографии испытали на себе сильное влияние церковно-богословской догматики. Это характерно для многих византийских хронистов, в массе — простых монахов, лишенных критического отношения к источникам и собиравших воедино груду самых разнообразных, порой легендарных, событий и фактов, авторов компилятивных летописей от «сотворения мира» до их дней. Вместе с тем некоторые из них, близко соприкасаясь с жизнью трудового народа, впитывали его помыслы и чаяния, воспринимали народный язык и поэтому нередко ярче и подробнее, чем историки, описывали важнейшие события из жизни народа. Наиболее выдающимися из них были Иоанн Малала (VI в.) и Георгий Амартол (VIII—IX вв.). Сочинения хронистов пользовались большой популярностью и часто переводились на языки соседних народов.

     

    Византийская литература

     

    В византийской литературе также можно наметить два основных направления: одно основы валось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Между эти ми направлениями шла ожесточенная борьба, и хотя христианское миросозерцание возобладало, однако в византийской литературе никогда не исчезали и античные традиции. В IV—VI вв. были широко распространены античные жанры: речи, письма, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть. С конца VI — начала VII в. зарождаются новые литературные формы — например, церковная поэзия (гимнография), виднейшим представителем которой был Роман Сладкопевец. Для гимнографии характерны отвлеченный спиритуализм и в то же время использование народной мелодики и ритмики народного языка. Большую популярность в VI I—IX вв. получает жанр назидательного чтения религиозного характера для широких масс, так называемые жития святых (агиография). В них причудливо переплетались легендарные рассказы религиозного характера о чудесах и мученичествах святых с реальными событиями и живыми бытовыми деталями жизни народа.

    Со второй половины в. и особенно в X в. начинается активное собирание византийскими писателями и учеными работ античных авторов. Патриарх Фотий, Константин Багрянородный и другие внесли значительный вклад в дело сохранения памятников эллинистической культуры. Фотием был составлен сборник отзывов о 280 произведениях античных авторов с обстоятельными выписками из них, получивший название «Мириобиблион» («Описание множества книг»). Многие утраченные уже сочинения античных писателей дошли до нас только в выписках Фотия. В придворных кругах получили широкое распространение прозаические и стихотворные куртуазные романы, как правило, на темы античной истории и мифологии.

    В X—XI вв. в Византии на основе народных эпических песен о подвигах в борьбе с арабами складывается знаменитый эпос о Дигенисе Акрите. В нем с незаурядной поэтической силой прославляются подвиги знатного феодала и его любовь к прекрасной девушке Евдокии. Народный в своей основе эпос о Дигенисе Акрите впитал многие черты феодальной идеологии.

     

    Изобразительное искусство и архитектура

     

    Искусство Византии занимает видное место в истории средневекового художественного творчества. Византийские мастера, воспринимая традиции эллинис

    Научное познание и методология.

    Основная форма познавательной деятельности человека и ее основной носитель — наука. Наука — это форма духовной деятельности людей и сфера познавательной деятельности человека, направленная на получение объективных знаний и применение их на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт наука возникает в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

    Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Оно отличается от обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятием действительности на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании.

    В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод .Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет-материал, но и свою собственную особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой предмета их исследования. Метод (от греч. Metodos) — это совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия. Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, в достижении определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методология — это учение о способах построения и развития систем знаний, то есть теория метода, а также это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурной основой возникновения методологии является появление ориентации на полезную науку, обеспечивающую устойчивый рост знаний. Основные варианты ранней методологии — индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

    Уровни научной методологии (в порядке убывания):

    1) Общефилософские методы , существующие как абстрактные принципы мышления.К ним относятся диалектические и метафизические методы.

    2) Общие методы мышления — абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

    3) Общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматические и гипотетико-дедуктивные методы. Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными принципами частных наук. На общенаучные термины, такие как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д.К общенаучным принципам и подходам можно отнести: системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный;

    4) Частные научные методы — методы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках. Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия широкое распространение получили методы междисциплинарных исследований;

    5) Специальная техника .

    2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает два базовых уровня — эмпирический и теоретический .

    На эмпирическом уровне преобладает сенсорное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно в его внешних связях и проявлениях. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от латинского factorum — сделано, совершено) выражает некий фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь определенность.Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация — характерные черты эмпирического познания, направленного непосредственно на изучаемый объект. Осваивается с помощью таких методов и средств, как наблюдение и эксперимент (эти основные методы), сравнение , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения.Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их рассуждений, понимания, интерпретации.

    Эмпирические методы включают:

    1. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

    2. Описание — фиксация на естественном или искусственном языке информации об объектах,

    3. Измерение — сравнение объектов по некоторым схожим свойствам или сторонам.

    4. Сравнение — это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

    5. Эксперимент — наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющее восстановить ход событий с повторением условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегомира. Поэтому в современной науке отводится особая роль моделированию .Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и исследование модели позволяет выявить и проанализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

    Теоретическое познание отражает явления и процессы из их внутренних связей и закономерностей, постигнутых рациональной обработкой эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется посредством абстракции более высокого порядка с помощью таких умственных устройств, как абстракция , обобщение , анализ и синтез , индукция , дедукция , аналогия .

    Теоретические методы включают:

    1. Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

    2. Аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом — утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

    3. Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    4. Восхождение от абстрактного к конкретному — движение научной мысли от исходной абстракции к результату — целостному воспроизведению в теории изучаемого объекта.

    Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

    Общие критерии оценки методов.

    Научные методы оцениваются по следующим критериям:

    научный характер метода,

    эффективность метода,

    эконом,

    простота и надежность,

    допустимость

    безопасность.

    3. Формы научного знания. Научное знание на теоретическом уровне имеет форму научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

    К основным, ключевым моментам в построении и развитии знания относится связка «научная проблема — гипотеза — теория».

    Научная задача — это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

    Гипотеза — это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

    Теория — это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория — наиболее развитая форма научного знания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающую сущность изучаемого объекта.


    :

    НЕНАУЧНЫХ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 1

    Презентация на тему: «НЕНАУЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 1» — стенограмма презентации:

    1 НЕНАУЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 1
    НЕНАУЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 1.ОБЩИЙ СМЫСЛ: самоочевидное СМЫСЛ: то, что мы знали как истину в прошлом, твердо придерживается убеждений, потому что «так было всегда» ВЛАСТЬ: устоявшееся убеждение, основанное на известности или важности источника 4. ИНТУИЦИЯ: что-то это просто «разумно» — использование рациональных процессов с учетом опыта

    2 5. МЕТАФИЗИКА: исследует принципы реальности (видимой и невидимой), сущность вещей.Создавайте теории на основе априорного знания, то есть знания, основанного только на разуме. 6. РАЦИОНАЛИЗМ: критерий истины не чувственный, а интеллектуальный и дедуктивный. 7. ЭМПИРИЗМ: полагаться на «наблюдаемое»; на собственном опыте 8. НАУЧНЫЙ МЕТОД

    3 Методы исследования в социальных науках
    Социальные науки приняли научный метод как способ «познания» эмпирических (а не нормативных) объективных (а не субъективных) систематических (а не случайных) строгих (скрупулезных, кропотливых)

    4 Научный метод развился из очень долгих споров об истине и знании.
    Сократ (до н. Э.): «Я знаю, что ничего не знаю» Аркесилай (до н. Э.) Сказал, что он даже не уверен, что он не уверен. Карнеад (BCE) знание и истина невозможны. Секст Эмпирик (200 г. н.э.) науке, основанной на разуме или логике, нельзя доверять. Опыт — наш лучший гид. Пиррон (BCE): нельзя ни доверять, ни отвергать свои чувства.

    5 На протяжении многих веков интеллектуалы, интересовавшиеся знанием, надеялись, что если научное исследование станет достаточно эмпирическим, оно станет нашим лучшим проводником к достоверности или, по крайней мере, к вероятности.От этих ранних мыслителей произошли первые попытки современности создать эмпирический «научный метод». Такой образ мышления оказал большое влияние на научную революцию 17 века.

    Общая характеристика философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основания его развития

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ

    Цель темы : ознакомить студентов со спецификой и тенденциями развития западной философии конца XIX — XX веков, выделить общие черты основных философских направлений и течений периода и определить основные направления философии. место, роль и значение основных неклассических философских концепций в историческом и современном контекстах.
    Ключевые слова темы : иррациональное, «воля к жизни», «воля к власти», философская антропология, экзистенциализм, существование, позитивизм, психоанализ, неофрейдизм, человеческое существование, свобода, бессознательное, общение, «коммуникативное действие». «.

    Общая характеристика философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основания его развития

    Достигнув высшей точки в теории Гегеля, гносеологизм уже не мог стимулировать развитие философии.Единственно возможный путь, казалось, преодолел гносеологические проблемы сущности человека и пришел к исследованию проблем его существования.

    Философии, восставшие против традиций, были двух видов: рационалистические и романтические. Они положили начало двум великим философским течениям: неоклассической и неклассической философии.

    Точка зрения неоклассической философии заключалась в идее тождества божественного и гуманного, подчеркивая важность личности.Вместо простого познания Вселенной человек пытался изменить ее, но в пределах своего собственного изменения. Идеи религиозного преодоления гносеологизма стали базовыми для таких философий, как персонализм и религиозный экзистенциализм.

    Неклассическая философия была направлена ​​на исследование человека, воплощенного во плоти, человека, обладающего множеством страстей и инстинктов, жаждущего любви. Эта философия была основана Фейербахом и открыла такие философские позиции, как социоцентризм, волюнтаризм и психоанализ, появившиеся в ХХ веке.

    Неклассическая философия XIX-XX веков попыталась раскрыть основы человеческой жизни, отягощенной страданиями и болью в бессознательном, которые они выражали как трансцендентную, сначала безличную, а затем иллюзорно-символическую точку зрения. Со временем эта тенденция кончится утверждением абсурдности человеческой жизни.



    Отличие классической философии от неклассической заключается в основном в философском подходе к общему и индивидуальному в человеке.Неклассическая философия ориентирована на преобладание индивидуального над общим, проблемы человеческого существования над теоретическим осознанием. В центре ее интересов был человек, а не Вселенная. Еще одно принципиальное различие касается понимания ими трансцендентного (Трансцендентального всего, что выходит за рамки опыта. В христианской культуре к нему стремились Бог и бессмертная душа). В классической философии трансцендентальное — это особенное существо, порождающее эмпирическую реальность, будучи отчужденным или отождествленным с ней.Классическая философия настаивала на онтологическом характере трансцендентного.

    Неклассическая философия, заменяющая трансцендентное на реальное существо, рассматривает его как символ, выражающий реалии человеческой душевной и материальной жизни. Это придает ему характер фантазий и иллюзий. Поэтому неклассическая философия ориентируется на существование человека в эмпирическом мире как на единственно ценную реальность.

    Исторические и культурные основания современной философии следующие :

    1.Научная и культурная революция XIX-XX веков открыла большие перспективы в понимании природы, космоса и человечества, но одновременно стимулировала такие глобальные проблемы, как экологические, демографические, экономические, энергетические, сырьевые и др.

    2. Философия столкнулась с необходимостью рассмотреть основную философскую проблему отношения человека к миру в новой исторической атмосфере, освежить основные идеи классической философии, которая заключается в окончательной вере в человеческий разум как основной принцип осознания устройства мира. , его понимание социального прогресса как прогресса человеческого разума и социальной организации людей как разумной организации.

    3. Современная научно-техническая революция разрушила классическую ньютоновскую картину мира. Кризисные явления общественной жизни, в частности две мировые войны ХХ века, существование тоталитарных режимов в некоторых странах подорвали веру человека в могущество человеческого разума, в прогресс.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *