Значение слова пещерная живопись история 5 класс: Пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования.

Содержание

Пещерная живопись — Википедия. Что такое Пещерная живопись

Современная реконструкция творческого процесса доисторических живописцев

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

История изучения

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита.

Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Пещерная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности — от антропологии до зоологии. Присутствие наскальных рисунков является не просто признаком стоянки первобытных людей, но и существования у данного первобытного сообщества культуры, а возраст рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита её экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой.

Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Фауна и первобытные люди Северной Африки времён неолита. Пещера Зверей, Египет

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают представление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Датировка

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты.[1] Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. [2] Также возраст рисунков возможно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Техника и сюжеты

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной[3].

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти.

Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты.

Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Финикийский корабль в пещере Лаха Альта, Кадис, Испания

Пещерная ж

Причины возникновения первобытного искусства. Наскальная пещерная живопись

Д. и. н., профессор. Кемеровский государственный университет Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Книга известного российского специалиста по первобытному искусству.

«В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности.»

Колыбель искусства. Около 30 тыс. лет т. н. среди кроманьонцев уже были люди с незаурядным художественным талантом. Это очевидно из довольно широко распространенных по планете живописных, графических и объемных изображений, которые создавались на протяжении более 20 тыс.

лет  между 32 и 10 тысячелетиями т. н. Таких изображений довольно много. Во Франции известно более 160 пещер с живописью, графикой и барельефами на стенах. В Испании таких пещер 120, в Италии – 21, в России – 2, в Сербии и в Англии – по одной.

Рис. 3.20. «Парад зверей». Пещера Шове, юг Франции. 31 тыc.л. н. «Колонна» пещерных львиц являет собой успешную попытку изображения перспективы. Многие специалисты считали, что в палеолитической живописи представлены только профильные изображения. В «шеренге» бизонов практически нет ни одного профиля, все головы животных показаны либо анфас, либо в три четверти.

При раскопках, а также случайным образом обнаружены сотни статуэток из бивня мамонта, из мягких пород камня и из обожженной глинисто-земляной массы. Они изображают людей (в основном, женщин), различных животных и не очень понятные фигуры. Те же персонажи встречаются в виде гравировок на предметах, сделанных из кости, рога, бивня мамонта, на плитках из мягкого камня или песчаника.

Благодаря усовершенствованной методике радиоуглеродного датирования, с помощью молекулярной спектроскопии возраст живописи и пластики определяется достаточно точно. Самая древняя в мире живопись (пещера Шове, юг Франции) датируется от 32 тыс. лет т. н. (рис. 3.20, 3.21).

Рис. 3.21. Пещера Шове. Дикие лошади. Датировка – 30 тыс. л.н. Считалось, что в палеолитической живописи не изображалась глубина пространства и перспектива. Здесь мы видим и то, и другое.

Все известные нам древнейшие изображения представляют собой либо художественные шедевры, в том числе и по современным критериям, либо нормальные рисунки, такие, какие мы видим у современных детей и подростков. Та же особенность наблюдается в графике и в пластике. Особенно, – в графике. Если ошибку в изображении, сделанном охрой или углем можно стереть, замазать или еще как-то исправить, то ошибку при выбивке или гравировке на скальной плоскости исправить невозможно, Но таких ошибок либо нет, либо они крайне редки.

У древних художников была твердая высокопрофессиональная рука.

Сколько ни пытались археологи и искусствоведы найти следы какой-то эволюции в развитии древнейших изображений от раннего к более позднему и от простого к сложному, как это полагается по классическим законам эволюции, найти их не удалось и, как мне кажется, вряд ли удастся. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи

, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д. (рис. 3.20, 3.21, 3.22)

Рис. 3.22. Пещера Шове. Быки, лошади и носороги. Датировка изображений носорогов – 32410 +/- 720 лет. Это пока самая древняя живопись на Земле. Учитывая то, что левый из носорогов частично перекрывает собой изображение лошади, последнее может оказаться еще более ранним

Эту особенность палеолитического искусства лучше всех выразила З. А. Абрамова, крупнейший специалист в этой области. Она писала: «Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода» (Абрамова, 1972, с. 28).

Проблемой «колыбели искусства» в последние десятилетия заняты многие крупные специалисты. Она волнует не только археологов, но и историков искусства, этнологов, психологов и многих других любознательных представителей разных гуманитарных и естественных наук. Но прежде, чем продолжить обсуждение этой темы, необходимо сделать некоторые оговорки.

Искусство или изобразительная деятельность?

Пользуясь применительно к первобытности понятием «искусство», мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для современного популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений («эстетические нормы и принципы», «идейное содержание», «отражение жизни», «композиция», «чувство прекрасного» и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и «потребителями» искусства. В древности этого представления либо не было вообще, либо оно было более размытым. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую сферу деятельности. Способностью к созданию изображений, как и сейчас, обладали редкие люди, значительно более редкие, чем сейчас.

В наше время существует развитая система художественного образования, которой, естественно, не могло быть в эпоху верхнего палеолита. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался наружу и выплескивал на стены пещер яркие образы, переполнявшие сознание. Скорее всего, соплеменники приписывали таким людям некие сверхъестественные свойства, присущие шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться: были ли они благоприятными для древнего художника, или, наоборот, вынуждали его скрывать свои способности.

Процесс осознания людьми самостоятельной роли искусства и различных его видов начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном «творчестве» можно только в иносказательном смысле.

Разумеется, творчество, как психологический феномен, т. е. не всегда осознанное напряжение всех духовных сил и особый всплеск эмоций, в результате которого рождается нечто новое, существовало, но его осознание наступило значительно позже. Вся духовная жизнь кроманьонцев проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности).

Не вполне убедительно и представление некоторых коллег о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от «службы») у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и «неработу». Если в конце эпохи верхнего палеолита у человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность отрешенно оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые тоже были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Итак, понятие «первобытное искусство» не отражает в полной мере того явления, для обозначения которого оно используется. Представляется более уместным вместо него использовать в данном контексте понятие «изобразительная деятельность», введенное в русскоязычную археологическую литературу А. А. Миллером и прошедшее длительную апробацию (Б. Б. Пиотровский, А. Д. Столяр и др.). Разумеется, речь не идет о каком-то запрете на понятие «первобытное искусство». Мы будем его  употреблять и впредь, но желательно, учитывать особенности, отличающие первобытную изобразительную деятельность от изобразительного искусства последующих эпох.

В данной книжке первобытным искусством считается художественная деятельность тех времен и регионов, когда и где она еще не осознавалась как самостоятельная область культуры, когда она входила в единую и целостную совокупность элементов знакового поведения людей, независимо от того, к какой эпохе исторической хронологии мы ее относим. Иными словами, это определенная художественная традиция, в которой стиль и другие особенности творчества определенного человека явным образом не выступают за границы традиции, свойственной данной культуре и эпохе. Хорошим примером такой цельной совокупности элементов знакового поведения являются церковные службы, каждый вид которых сохраняется в определенном порядке на протяжении многих сотен лет. В их едином действии сочетаются практически все искусства (изображения, музыка, пение, театрализованное действие и т. п.).

Был ли неандерталец художником?

В поисках истоков искусства многие специалисты обращаются к неандертальцу. Поскольку недавно все считали его нашим непосредственным эволюционным предком, естественно было предположить, что первые несовершенные изображения, подобные тем, что рисуют наши дети в дошкольном возрасте, должен был создавать он. Так и сейчас рассуждают некоторые коллеги.

В условиях отсутствия абсолютных дат, был широкий простор для умозрительных построений. Одни считали, что самыми ранними изображениями были отпечатки ладоней и так называемые «макароны», т. е. извилистые линии сделанные пальцами по сырой поверхности стены пещеры. Другие видели истоки искусства в царапинах и надрезах на костях, происходящих из слоев той эпохи, когда жили неандертальцы. Третьи  пытались выстроить эволюцию от «натурального макета» к объемному изображению, а от него  – к графике и живописи.

«Натуральный макет» это – нечто вроде чучела: шкурой убитого и съеденного животного покрывалось возвышение из земли и камней и вокруг него устраивались ритуальные действа. Согласно этой гипотезе предполагалось, что древнейшей формой изобразительной деятельности был натуральный макет, который со временем эволюционировал в плоскостную графику и уж затем – в живопись. После того, как в 1994 г. в пещере Шове была открыта самая древняя живопись, стало ясно, что подобное представление об эволюции изобразительной деятельности не соответствует известным фактам. Все изобразительные техники (объем, графика и живопись) появились практически одновременно.

Рис. 3.23. Стоянка Берехат Рам (Израиль). Статуэтка (или заготовка?) из окатанного вулканического туфа. Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см (раскопки Н. Горен-Инбар, фото А. Маршака).

Пищу для новых размышлений об искусстве неандертальца дали две находки, сделанные сравнительно недавно. В 1981 г. при раскопках палеолитической стоянки Берехат Рам (Израиль) в слое вулканической лавы был найден предмет из окатанного вулканического туфа, похожий на заготовку для изготовления антропоморфной статуэтки высотой 3,5 см (рис. 3.23). Процарапанными бороздками на заготовке были намечены голова, шея, плечи, руки и бюст (Goren-Inbar, 1986 и многие др.).

Геологический уровень, в котором был найден этот предмет, находится между двумя хорошо датированными вулканическими слоями, указывающими на то, что в период между 150 и 280 тыс. л. н. на территории памятника были люди. Мнения специалистов по поводу природы борозд на поверхности этого предмета поначалу разделились, но Ф. д’Эррико и Э. Науэлл изучили эти бороздки при помощи оптического и электронного микроскопов. Для сравнения использовались образцы такого же туфа из того же слоя. Бороздки наносились на эти образцы орудиями, подобными тем, что были найдены на территории памятника. Некоторые места заготовки или статуэтки отшлифованы так, что фигурка могла стоять на поверхности. Эксперимент показал, что обработка предмета, могла продолжаться от 15 до 30 минут. После нее осталось довольно большое количество красного красящего порошка, который мог быть использован для приготовления красителя. Фигурка похожа на антропоморфные изображения, характерные для верхнего палеолита Европы. Несомненно, что предмет был сделан старательно, его черты были тщательно обдуманы, и его нельзя ставить в один ряд с находками кусочков минеральных красителей, которые встречаются в Европе и в Африке в слоях нижнего и среднего палеолита. Наиболее вероятно, что это была подвеска. Бороздка, отделяющая шею от корпуса, была удобна для подвешивания (d’Errico, Nowell, 2000).

Рис. 3.24. Антропоморфная фигурка из ашельского слоя стоянки Тан-Тан на юге Марокко. Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.

Вторая фигурка из метаморфического кварцита была найдена на юге Марокко близ г. Тан-Тан в ашельском слое  (рис. 3.24). Судя по публикации (Bednarik, 2001), она пока не подвергалась такому же тщательному исследованию, как первая.

По данным, сомневаться в которых нет никаких оснований, статуэтка из Берехат-Рам происходит из мустьерского или даже из ашельского слоя. Казалось бы, – вот и фактическое доказательство существования искусства неандертальца или даже эректуса. Однако не следует торопиться с выводами на основании единичной находки. Формирование современного человека проходило в основном в Африке и на Ближнем Востоке. В Европу Homo sapiens sapiens пришел уже «готовым».

Характерной особенностью палеолита Восточного Средиземноморья было сосуществование технологий обработки камня, характерных для нижнего и среднего палеолита. Кости людей, найденные в мустьерских слоях пещеры Кафзех, морфологически ближе к Homo sapiens, чем к неандертальцу (Козинцев, 1993). В то время, когда в Европе современного человека еще не было, на Ближнем Востоке он уже мог появиться. Тогда не исключено, что статуэтка из Берехат Рам была сделана ранним сапиенсом.

Конечно, все сказанное не более, чем догадка. Во всяком случае, на фоне сотен пещер с живописью, графикой и пластикой, десятки из которых датированы по радиоактивному углероду, на фоне многих сотен статуэток и иных мелких и крупных объемных и плоских изображений, найденных в верхнепалеолитических слоях европейских памятников, статуэтку из Берехат-Рам пока трудно считать убедительным свидетельством ранней «предыстории» искусства. Тем более, что и эта статуэтка не свидетельствует ни о каких начальных звеньях эволюции изобразительной деятельности и не может рассматриваться как переходная форма от «неискусства» к искусству.

Мой британский коллега Пол Бан опубликовал в одном популярном журнале статью под красивым названием «Не ищите колыбель искусства» (Bahn, 2000, p. 206 – 208). Частично я с ним согласен. В том смысле, что «колыбель» искусства, по-видимому, находилась там же, где и колыбель человека современного антропологического типа. Вряд ли следует надеяться на то, что когда-то будут найдены материальные свидетельства эволюции от примитивных знаков к высокохудожественным образам.

Эволюция, несомненно, была, но она развивалась латентно и проявлялась не в каких-то знаках на материальных носителях, а в развитии всей системы высшей нервной деятельности при формировании Homo sapiens sapiens как особого вида. Можно предположить, что такое развитие происходило не по какому-то единому «стандарту», а, в силу чрезвычайной сложности системы, с определенными отклонениями в ту или иную сторону.

В результате отдельные люди стали отличаться тем, что у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой, и тогда переполнявшие их сознание яркие образы окружающей среды стали формировать устойчивый очаг психологического стресса, переходящего в невроз (Давиденков, 1947, 1975). Поскольку долго жить в состоянии невроза невозможно, возникала полуинстинктивная потребность избавиться от главного источника невроза – теснящихся в сознании зрительных образов. И они переходили на стены пещер, на плоскости скал, на поверхности предметов из кости и бивня мамонта, а также воплощались в барельефах и объемной пластике.

В отличие от научной литературы, где требуются проверенные факты и строгие доказательства, в научно-популярной книжке можно высказывать догадки. Вообще без интуитивных догадок никакая наука существовать не может. Возможно, что в генетическом аппарате Homo sapiens sapiens наряду с «порождающей грамматикой» Хомского сформировалась подобная структура, оперирующая не словесными, а образнвми текстами

До начала 90-х гг. ХХ в. в нашей археологической и искусствоведческой литературе, обремененной марксистской идеологией, была распространена гипотеза о том, что искусство сформировалось на основе труда и трудовых действий. Она не находит подтверждения прежде всего потому, что трудились все, а рисовать стали очень немногие, наделенные особыми художественными способностями. Трудовые действия требуют мобилизации аналитического мышления (у правшей – левополушарного), а художественный талант это – доминирование образного мышления, т. е. правополушарного и определенное сочетание индивидуальных психологических качеств, заложенных генетически.

Конечно, в предыдущих строках проблема происхождения изобразительной деятельности предельно упрощена и схематизирована, но суть ее сохранена, а излагать такую гипотезу развернуто, используя специальную терминологию вряд ли уместно в популярной книжке.  На эту тему уже опубликовано несколько книг (Шер, ред., 1998; 2006; Lorblanchet, 1999; Lewis-Williams, 2002).

 

Продолжение следует…

Назад: «Цветы на могиле неандертальца?» Факты и мнения

Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы :: SYL.ru

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Выдающиеся памятники палеолита

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита – его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название «Сикстинской капеллы каменного века». В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно – в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа – хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры –первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название «писаниц», и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних «художников» о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Путешествие к старейшим наскальным рисункам в мире | История

Мне трудно удержаться на ногах на узкой гряде земли, вьющейся между затопленными рисовыми полями. Стебли, почти готовые к уборке, колышутся на ветру, придавая долине вид мерцающего зеленого моря. Вдалеке над землей возвышаются крутые известняковые холмы, примерно 400 футов высотой, остатки древнего кораллового рифа. Реки размывали ландшафт за миллионы лет, оставив после себя плоскую равнину, прерванную этими причудливыми башнями, называемыми карстами, которые полны отверстий, каналов и соединяющихся пещер, вырезанных водой, просачивающейся сквозь скалу.

Мы находимся на острове Сулавеси в Индонезии, в часе езды к северу от шумного порта Макассар. Мы приближаемся к ближайшему карсту, не обращая внимания на группу больших черных макак, которые визжат на нас с деревьев высоко на скале, и поднимаемся по бамбуковой лестнице через папоротники в пещеру под названием Leang Timpuseng. Внутри обычные звуки повседневной жизни здесь — коровы, петухи, проезжающие мотоциклы — едва слышны из-за настойчивого щебетания насекомых и птиц.Пещера тесная и неуклюжая, а скалы заполняют пространство, создавая ощущение, что она может закрываться в любой момент. Но его скромный внешний вид не может уменьшить мое волнение: я знаю, что в этом месте происходит что-то волшебное, что-то, что я проехал почти 8000 миль, чтобы увидеть.

По стенам разбросаны трафареты, человеческие руки очерчены на фоне красной краски. Хотя они потускнели, они резкие и вызывающие воспоминания, захватывающие послания из далекого прошлого. Мой спутник, Максим Обер, направляет меня в узкую полукруглую нишу, похожую на апсиду собора, и я вытягиваю шею к потолку в нескольких футах над головой.На затемненной сероватой скале виден, казалось бы, абстрактный узор из красных линий.

Затем мои глаза фокусируются, и линии сливаются в фигуру, животное с большим выпуклым телом, колючими ногами и миниатюрной головой: бабируса, или свиного оленя, некогда распространенного в этих долинах. Обер с восхищением отмечает его аккуратно нарисованные черты лица. «Посмотрите, есть линия, обозначающая землю», — говорит он. «Клыков нет — самка. А сзади — кудрявый хвост.

Этот призрачный бабирусс был известен местным жителям на протяжении десятилетий, но только после того, как Обер, геохимик и археолог, применил метод, который он разработал, чтобы датировать картину, его важность была раскрыта.Он обнаружил, что он ошеломляюще древний: возрастом не менее 35 400 лет. Это, вероятно, делает его старейшим известным образцом изобразительного искусства в мире — самой первой картиной в мире.

Это одна из более чем дюжины других датированных наскальных рисунков на Сулавеси, которые сейчас конкурируют с самым ранним наскальным искусством в Испании и Франции, долгое время считавшимся старейшим на земле.

Когда Обер и его коллеги объявили о них в конце 2014 года, эти открытия попали в заголовки газет по всему миру, и последствия оказались революционными.Они разрушают наши самые распространенные представления о происхождении искусства и заставляют нас принять гораздо более богатую картину того, как и где наш вид впервые проснулся.

Спрятанное во влажной пещере на «другой» стороне мира, это существо с курчавым хвостом — наше самое близкое связующее звено с момента, когда включился человеческий разум с его уникальной способностью к воображению и символизму.

Наскальные изображения Сулавеси были впервые обнаружены в 1950-х годах. (Гильбер Гейтс)

**********

Кто были первыми «людьми», которые увидели и истолковали мир так же, как мы? Исследования генов и окаменелостей согласны с тем, что Homo sapiens эволюционировал в Африке 200 000 лет назад.Но хотя эти древнейшие люди были похожи на нас, не ясно, что они думали так же, как мы.

Интеллектуальные прорывы в эволюции человека, такие как изготовление инструментов, были освоены другими видами гомининов более миллиона лет назад. Что отличает нас, так это наша способность думать и планировать будущее, а также помнить и извлекать уроки из прошлого — то, что теоретики раннего человеческого познания называют «сознанием высшего порядка».

Такое сложное мышление было огромным конкурентным преимуществом, помогая нам сотрудничать, выживать в суровых условиях и колонизировать новые земли.Это также открыло дверь в воображаемые миры, миры духов и множество интеллектуальных и эмоциональных связей, которые наполнили нашу жизнь смыслом, выходящим за рамки основного импульса к выживанию. И поскольку это позволяло символическое мышление — нашу способность позволять одной вещи заменять другую, — это позволяло людям создавать визуальные представления о вещах, которые они могли вспомнить и вообразить. «Мы не могли постичь искусство или постичь ценность искусства, пока у нас не появилось сознание более высокого порядка», — говорит Бенджамин Смит, исследователь наскального искусства из Университета Западной Австралии.В этом смысле древнее искусство является маркером этого когнитивного сдвига: найдите ранние картины, особенно фигуральные изображения животных, и вы найдете свидетельства существования современного человеческого разума.

До того, как Обер перебрался в Сулавеси, древнейшее датированное искусство прочно существовало в Европе. Возраст великолепных львов и носорогов пещеры Шове на юго-востоке Франции обычно составляет от 30 000 до 32 000 лет, а найденные в Германии фигурки из слоновой кости мамонта соответствуют примерно тому же времени.Репрезентативные изображения или скульптуры не появляются где-либо еще через тысячи лет. Так что давно предполагалось, что изощренное абстрактное мышление, возможно, открытое удачной генетической мутацией, появилось в Европе вскоре после того, как современные люди прибыли туда около 40 000 лет назад. Когда европейцы начали рисовать, их навыки и человеческий гений, должно быть, распространились по всему миру.

Пещера Шове, Ардеш, Франция.Возраст: от 30 000 до 28 000 до н. Э. | Когда-то считалось, что это старейшее изобразительное искусство, более 1000 картин с изображением хищников, таких как львы и мамонты, не имеют себе равных по своей сложности. (DRAC Rhone-Alpes, Ministere de la Culture / AP Images) Пещера Колибайя, Бихор, Румыния.Датируется: 30 000 г. до н. Э. | В этой пещере, часто затопляемой подземной рекой, в 2009 году спелеологам были показаны изображения бизона, лошади, животного из семейства кошачьих, а также головы медведей и носорогов. (Андрей Посмосану / Румынская федерация спелеологии) Серра-да-Капивара, Пиауи, Бразилия.Возраст: от 28000 до 6000 г. до н.э. | В этом национальном парке изображения ягуара, тапира и благородного оленя (показанные здесь, ок. 10 000 до н.э.) взаимодействуют с человеческими фигурами в сценах, включающих танцы и охоту. (Ниде Гуидон / Фонд Брэдшоу) Убирр в Какаду, Северная территория, Австралия.Датируется: 26000 г. до н. Э. | Художники-аборигены покрывали каменные убежища на протяжении тысячелетий загадочными существами и животными (например, кенгуру здесь), а также, намного позже, прибывающими кораблями. (Том Бойден, Lonely Planet Images / Getty Images) Пещера Аполлона 11, Карас, Намибия.Возраст: от 25 500 до 23 500 до н. Э. | Семь «камней Аполлона-11», обнаруженных вскоре после первой высадки на Луну, украшены фигурами кошачьих и бычьих, выполненными углем и охрой. (Виндхукский музей, Намибия через Trust for African Rock Art) Скальные приюты Бхимбетки, Мадхья-Прадеш, Индия.Датируется: 13000 г. до н. Э. (оценка) | Сгруппированные в пяти естественных укрытиях в скалах, картины показывают большие фигуры животных, включая индийского льва и гаура (индийского бизона), а также людей, похожих на палки. (Universal Images Group / Getty Images) Пещеры долины Камберленд, Теннесси, США.S. Датируется: 4000 г. до н. Э. | Искусство в этой долине Аппалачей показывает, чем занимаются коренные жители Юго-Востока, от охоты (см. Здесь) до религиозной иконографии. (Ян Ф. Симек / Университет Теннесси, Ноксвилл)

Но теперь эксперты оспаривают эту стандартную точку зрения.Археологи в Южной Африке обнаружили, что охра использовалась в пещерах 164 000 лет назад. Они также обнаружили намеренно проткнутые ракушки со знаками, предполагающими, что они были нанизаны, как украшения, а также куски охры, на одном из которых выгравирован зигзагообразный узор, намекающий на то, что способность к искусству присутствовала задолго до того, как люди покинули Африку. Тем не менее, доказательства удручающе косвенные. Возможно, охра предназначалась не для рисования, а для отпугивания комаров. И гравюры могли быть разовыми, каракулями, не имеющими никакого символического значения, говорит Уил Робрукс, эксперт по археологии древних людей из Лейденского университета в Нидерландах.Другие вымершие виды гомининов оставили такие же безрезультатные артефакты.

Напротив, великолепные наскальные рисунки животных в Европе представляют собой устойчивую традицию. Семена художественного творчества, возможно, были посеяны раньше, но многие ученые считают Европу местом, где оно прорвалось в полном объеме. До Шове и Эль-Кастильо, знаменитой пещеры на севере Испании, наполненной искусством, «у нас нет ничего, что отдает фигуративным искусством», — говорит Робрукс. «Но с этого момента, — продолжает он, — у вас есть полный человеческий пакет.Люди были более или менее сопоставимы с вами и мной ».

Тем не менее, отсутствие старых картин, возможно, не столько отражает истинную историю наскального искусства, сколько тот факт, что их очень трудно датировать. Радиоуглеродное датирование, которое используется для определения возраста рисунков углем в Шове, основано на распаде радиоактивного изотопа углерода-14 и работает только с органическими остатками. Он бесполезен для изучения неорганических пигментов, таких как охра, форма оксида железа, часто используемая в древних наскальных рисунках.

Вот тут-то и появляется Обер. Вместо того, чтобы непосредственно анализировать пигмент с картин, он хотел датировать камень, на котором они сидели, путем измерения радиоактивного урана, который присутствует во многих породах в следовых количествах. Уран распадается на торий с известной скоростью, поэтому сравнение соотношения этих двух элементов в образце показывает его возраст; чем больше доля тория, тем старше образец. Метод, известный как датирование по урановой серии, был использован для определения возраста кристаллов циркона из Западной Австралии более четырех миллиардов лет, что доказывает минимальный возраст Земли.Но он также может датировать более новые известняковые образования, в том числе сталактиты и сталагмиты, известные под общим названием speleothems, которые образуются в пещерах, когда вода просачивается или течет через растворимую коренную породу.

Обер, выросший в Левисе, Канада, говорит, что с детства интересовался археологией и наскальным искусством. Он думал датировать горные образования в минутном масштабе непосредственно над и под древними картинами, чтобы определить их минимальный и максимальный возраст. Для этого потребуется проанализировать почти невозможные тонкие слои, вырезанные из стены пещеры — толщиной менее миллиметра.Затем, аспирант Австралийского национального университета в Канберре, Обер получил доступ к ультрасовременному спектрометру и начал экспериментировать с машиной, чтобы посмотреть, сможет ли он точно датировать такие крошечные образцы.

Обер осматривает Леанг Тимпусенг, дом рекордного бабируса. (Джастин Мотт)

Через несколько лет Адам Брамм, археолог из Университета Вуллонгонга, где Обер получил докторскую степень (сегодня они оба работают в Университете Гриффита), начал раскапывать пещеры в Сулавеси.Брамм работал с покойным Майком Морвудом, одним из первооткрывателей миниатюрного гоминина Homo floresiensis , который когда-то жил на соседнем индонезийском острове Флорес. Эволюционное происхождение этого так называемого «хоббита» остается загадкой, но, чтобы попасть во Флорес из материковой части Юго-Восточной Азии, его предки должны были пройти через Сулавеси. Брамм надеялся их найти.

Во время работы Брамм и его индонезийские коллеги были поражены окружавшими их ручными трафаретами и изображениями животных.Стандартное мнение заключалось в том, что неолитические фермеры или другие люди каменного века сделали отметки не более 5000 лет назад — считалось, что такие отметины на относительно обнаженных камнях в тропической среде не могли длиться дольше, не разрушаясь. Но археологические свидетельства показали, что современные люди прибыли на Сулавеси по крайней мере 35 000 лет назад. Могли ли какие-то картины быть старше? «По вечерам мы пили пальмовое вино, разговаривая о наскальном искусстве и о том, как его датировать», — вспоминает Брамм.И его осенило: новый метод Обера казался идеальным.

Идея датировать картины на Сулавеси пришла из Брумма. (Джастин Мотт)

После этого Брамм при каждой возможности искал картины, частично скрытые образованиями. «Однажды в выходной я посетил Лианг Джари, — говорит он. Леанг Джари означает «Пещера пальцев», названная так в честь десятков трафаретов, украшающих ее стены. Как и Леанг Тимпусенг, он покрыт небольшими наростами белых минералов, образовавшихся в результате испарения просачивающейся или капающей воды, которые получили название «пещерный попкорн».«Я вошел и бах , я видел эти вещи. Весь потолок был покрыт попкорном, и я мог видеть кусочки ручных трафаретов между ними », — вспоминает Брамм. Вернувшись домой, он велел Оберу приехать в Сулавеси.

Обер следующим летом провел неделю, путешествуя по региону на мотоцикле. Он брал образцы с пяти картин, частично покрытых попкорном, каждый раз используя сверло с алмазным наконечником, чтобы вырезать небольшой квадрат из камня, примерно 1,5 сантиметра в поперечнике и несколько миллиметров глубиной.

Вернувшись в Австралию, он несколько недель кропотливо измельчал образцы горных пород на тонкие слои, прежде чем разделить уран и торий в каждом из них. «Вы собираете порошок, затем снимаете еще один слой, а затем собираете порошок», — говорит Обер. «Вы пытаетесь подобраться как можно ближе к красочному слою». Затем он поехал из Вуллонгонга в Канберру, чтобы проанализировать свои образцы с помощью масс-спектрометра, спал в своем фургоне за пределами лаборатории, чтобы он мог работать как можно больше часов, чтобы минимизировать количество дней, необходимых ему на дорогостоящем устройстве.Не имея возможности получить финансирование для проекта, он сам должен был оплатить полет на Сулавеси и анализ. «Я был полностью разорен», — говорит он.

Самый первый возраст, вычисленный Обером, был для трафарета для руки из Пещеры Пальцев. «Я подумал:« Вот дерьмо », — говорит он. «Итак, я рассчитал это снова». Затем он позвонил Брамму.

«Я не мог понять, что он говорил, — вспоминает Брамм. «Он выпалил« 35 000! »Я был ошеломлен. Я сказал, ты уверен? Я сразу почувствовал, что это будет большим.”

**********

Пещеры, которые мы посещаем на Сулавеси, поражают своим разнообразием. Они варьируются от небольших убежищ в скалах до огромных пещер, населенных ядовитыми пауками и большими летучими мышами. Повсюду есть свидетельства того, как вода формировала и изменяла эти пространства. Камень пузырящийся и динамичный, часто блестящий во влажном состоянии. Он принимает формы, напоминающие черепа, медузы, водопады и люстры. Помимо знакомых сталактитов и сталагмитов, здесь есть колонны, занавески, ступени и террасы — и повсюду попкорн.Он растет как ракушки на потолках и стенах.

К нам присоединился Мухаммад Рамли, археолог из Центра сохранения археологического наследия в Макассаре. Рамли хорошо знает искусство этих пещер. Первым, что он посетил, будучи студентом в 1981 году, был небольшой участок под названием Leang Kassi. По его словам, он хорошо это помнит, не в последнюю очередь потому, что во время ночевки в пещере его схватили местные жители, которые подумали, что он охотник за головами. Рамли сейчас полный, но энергичный 55-летний мужчина с широкополой шляпой исследователя и коллекцией футболок с надписями вроде «Спасите наше наследие» и «Сохраняйте спокойствие и посещайте музеи.Он составил каталог более 120 мест наскального искусства в этом регионе и установил систему ворот и охранников для защиты пещер от повреждений и граффити.

Почти все отметины, которые он показывает мне, охрой и углем, появляются на относительно открытых участках, освещенных солнцем. И их, видимо, сделали все члены сообщества. В одном месте я залезаю на фиговое дерево в небольшую высокую камеру и получаю в награду очертания руки, настолько маленькой, что она могла принадлежать моему двухлетнему сыну.На другом — руки выстроены в две горизонтальные дорожки, все пальцы направлены влево. В другом месте есть руки с тонкими заостренными пальцами, которые, возможно, образовались наложением одного трафарета на другой; с нарисованными линиями ладони; и с согнутыми или отсутствующими пальцами.

На Сулавеси до сих пор существует традиция смешивать рисовый порошок с водой, чтобы сделать отпечаток руки на центральной колонне нового дома, объясняет Рамли, для защиты от злых духов. «Это символ силы», — говорит он.«Может быть, доисторический человек тоже так думал». А на соседнем острове Папуа, говорит он, некоторые люди выражают свое горе, когда любимый человек умирает, отрубив палец. Возможно, предполагает он, трафареты с отсутствующими пальцами указывают на то, что эта практика тоже имеет древнее происхождение.

Пол Тасон, эксперт по наскальному искусству из Университета Гриффита, отмечает, что ручные трафареты похожи на рисунки, созданные до недавнего времени в северной Австралии. Старейшины аборигенов Австралии, с которыми он беседовал, объясняют, что их трафареты предназначены для выражения связи с определенным местом, чтобы сказать: «Я был здесь.Это мой дом.» По его словам, трафареты для рук на Сулавеси «вероятно, были созданы по тем же причинам». Такон считает, что после того, как был сделан скачок в наскальное искусство, был установлен новый познавательный путь — способность сохранять сложную информацию с течением времени. «Это было серьезное изменение», — говорит он.

В этих пещерах есть два основных этапа художественного творчества. Серия рисунков черным углем — геометрические фигуры и фигурки из палочек, включая животных, таких как петухи и собаки, которые были завезены на Сулавеси в последние несколько тысяч лет — не датированы, но предположительно не могли быть сделаны до появления этих видов. .

Рядом есть красные (а иногда и пурпурно-черные) рисунки, которые выглядят очень по-разному: трафареты рук и животные, включая бабируса в Леанг Тимпусенг, и другие виды, эндемичные для этого острова, такие как бородавчатая свинья. Это картины, датированные Обером и его коллегами, чья статья, опубликованная в журнале Nature в октябре 2014 года, в конечном итоге включала более 50 дат из 14 картин. Самым древним из всех был ручной трафарет (рядом с рекордной бабируссой) с минимальным возрастом 39 900 лет, что делает его старейшим известным трафаретом в мире и всего на 900 лет меньше самого старого известного в мире наскального рисунка любого рода. , простой красный диск в Эль-Кастильо.Самый молодой трафарет был датирован не более 27 200 лет назад, что свидетельствует о том, что эта художественная традиция сохранилась практически без изменений на Сулавеси как минимум 13 тысячелетий.

Мухаммад Рамли, составивший каталог более 120 мест, идет в пещеру под названием Леанг Сакапао, недалеко от Мароса.(Джастин Мотт) Фара освещает старинные ручные трафареты наскального искусства внутри Леанг Сакапао.(Джастин Мотт) Трафареты, подобные этим в «Пещере пальцев», делали, прикладывая ладонь к камню и обдувая ее краской.(Джастин Мотт) Рамли предполагает, что расположение картин в пещерах может помочь понять их значение.Он думает, что те, кто не зажигал утром или днем, скорее всего, были религиозными. (Джастин Мотт) Животные, такие как свиньи и аноа, которых иногда называют карликовым буйволом, чередуются с ручными трафаретами, сделанными за тысячи лет.Считается, что возраст приведенных выше животных, хотя и не датирован, составляет около 35000 лет. (Джастин Мотт) Обер показывает фотографию свиней в Леанг Сакапао.(Джастин Мотт) Индонезийский археолог исследует искусство в Леанг Тимпусенг.(Джастин Мотт)

Полученные данные стерли все, что мы думали, что знали о зарождении человеческого творчества.Как минимум, они доказали раз и навсегда, что искусство не зародилось в Европе. К тому времени, когда формы рук и лошадей стали украшать пещеры Франции и Испании,

История Живопись: определение, характеристики, типы

Ренессанс Живопись истории эпохи (1400-1600)

В своем трактате «О живописи» ( Della Pittura , 1435), итальянский художник эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472) отождествляет istoria с изображением образцовых дел и борьбы моральных деятелей, таких как святые или другие библейские персонажи, языческие божества, мифологические герои как исторические события.Согласно традициям Возрождения, история живопись была направлена ​​на то, чтобы поднять мораль всего сообщества, и в идеале подходит для украшения общественных мест, церквей, ратушей или дворцов. Это считалось вдохновляющим и образовательным жанром искусства, и лучше всего его изображали на холстах больших размеров.

Практически все художественные разработки в Италии до Возрождения Искусство можно понимать как отклик на характер исторической живописи.В его знаменитом Скровеньи Фрески капеллы в Падуе (1304-13 гг.), Джотто сжал библейское повествование до моментов высшей драмы, подчеркнув ключевых действующих лиц и создания новых пафосных и значимых сцен. Увидеть, например, Предательство Христа (1305) и оплакивания Христа (1305).

Пожалуй, два величайших художника-историка раннего Возрождения были Мазаччо (1401-28) — создатель Бранкаччи Фрески капеллы (1424-8) и Боттичелли, ключевыми работами которых были мифологические картины La Primavera («Весна») и Рождение Венеры — обе весьма сложные мифологические картины.

За ним последовал Леонардо Да Винчи (1452-1519), чей шедевр г. Тайная вечеря (1495-98, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) — одна из самых известных картин христианской истории — это, казалось бы, достоверная запись уникального события, а также убедительное изображение этого универсальное значение события.

Микеланджело (1475-1564) усовершенствовал историческую живопись своей фреской ‘ Creation’. Адама »в Сикстинской капелле (часть Бытие фреска ), на которой запечатлен точный момент сотворения человека как искра жизни передается от Бога к Адаму.Двадцать пять лет спустя Микеланджело казнил свой Last Фреска «Суд» на алтарной стене часовни. Рафаэль (1483-1520), третий гений эпохи Возрождения, неизменно создавал вдохновляющие историческая живопись (например, Афинская школа ).

В то же время, что и флорентийский ренессанс набирала силу, школа фламандской живописи начала давать мастеров. Фламандские традиции детального реализма в сочетании с выдающимся мастерство в новой технике масляной живописи привело к ослепительному разнообразию исторические картины художников нидерландского Возрождения, а также Немецкий ренессанс (ок.1430-1580). Интересно, что битва г. Александр на Иссе (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Альтдорфер представляет собой сочетание исторической живописи и пейзажа .

Примеры картин по истории Возрождения

Симоне Мартини (1284-1344)
• Благовещение Триптих (1333) Галерея Уффици, Флоренция.

Melchior Broederlam (c.1350-1411)
• Алтарь в Дижоне (1394-99) Музей изящных искусств, Дижон.

Андрей Рублев (ок. 1360-1430)
• Икона Святая Троица (c.1411) Третьяковская галерея, Москва.

Ян ван Эйк (1390-1441)
• Гентский алтарь (1432) Святой Бавон Катердал, Гент.

Roger van der Weyden (1400-1464)
• Спуск С Креста (Положение Христа) (1435-40) Музей Прадо.
• Оплакивание могилы (1450 г.) Галерея Уффици.

Мазаччо (1401-28)
• Дань Деньги (ок.1425-6) Часовня Бранкаччи.
• Исключение из Эдемского сада (ок. 1425-6). Часовня Бранкаччи.

Quarton, Enguerrand (1410-66)
• Авиньон Пьета (Пьета де Вильнёв-ле-Авиньон) (1454-6) Лувр, Париж.

Пьеро делла Франческа (1420-92)
• Крещение Христа (1440-50) Национальная галерея, Лондон.
• Бичевание Христа (1460) Галерея Национале делле Марке, Урбино.

Антонелло да Мессина (1430-1479)
• Христос Терновый венец (Ecce Homo) (1470 г.) Музей Метрополитен, штат Нью-Йорк.

Андреа Мантенья (1430-1506)
• Плач над Мертвым Христом (ок. 1490) Пинакотека Брера, Милан.

Ганс Мемлинг (1433-94)
• Страшный суд Триптих (1471) Muzeum Narodowe, Гданьск.

Перуджино (1450-1523)
• Христос Вручение ключей от св. Петра (1481-22) Сикстинская капелла, Ватикан.

Иероним Босх (1450-1516)
• Триптих сена Трейн (1490) Музей Прадо, Мадрид.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
• Четыре апостола (2 панели) (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.

Маттиас Грюневальд (1475-1528)
• Изенхайм Алтарь (1512-15) Musee d’Unterlinden, Кольмар.

Тициан (1477-1576)
• Успенский Богородицы (1516-8) С. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
• Вакх и Ариадна (1522) Национальная галерея, Лондон.
• Венера и Адонис (1553) Музей Прадо, Мадрид.
• Диана и Актеон (1556-59) Шотландская национальная галерея.
• Похищение Европы (1559-62) Музей Изабеллы Стюарт Гарденер, Бостон.

Лоренцо Лото (1480-1556)
• Благовещение (1534 г.) Pinacoteca Communale, Реканати.

Рафаэль (1483-1520)
• Сикстинская Мадонна (1513) Gemaldegallerie, Дрезден.
• Преображенский (1518-20) Пинакотека Апостолика, Ватикан.

Ханс Бальдунг Грин (1484-1545)
• Три возраста человека со смертью (ок.1540) Прадо, Мадрид.

Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547)
• Национальная галерея «Воскрешение Лазаря» (1517-1919), Лондон.

Иоахим Патенир (Патинир) (1485-1524)
• Харон пересекает Стикс (1515-24) Прадо, Мадрид.
• Отдых на пути в Египет (1515) Антверпен и Мадрид.

Корреджо (1489-1534)
• Предположение Богородицы (Пармский собор) (1526-30).
• Художественно-исторический музей Юпитера и Ио (1531-15152), Вена.

Якопо Понтормо (1494-1556)
• Свержение Христа (1525-8) Часовня Каппони, Флоренция.

Аньоло Бронзино (1503-72)
• Аллегория с Венерой и Купидоном (около 1545 г.) Национальная галерея, Лондон.

Джорджо Вазари (1511–1574)
• Государственный музей «Свадьба Эстер и Артаксеркс» (1548 г.), Ареццо.

Тинторетто (1518-1594)
• Распятие (1565) Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
• Тайная вечеря (1592–1592) Святой Джорджо Маджоре, Венеция.

Питер Брейгель Старший (c.1525-1569)
• Вавилонская башня (1563) Художественно-исторический музей, Вена.
• Вифлеемская перепись (1566 г.) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

Паоло Веронезе (1528-88)
• Свадьба Праздник в Кане (1563 г.) Лувр, Париж.
• Праздник в Доме Леви (1573) Галерея Академии, Венеция.

Эль Греко (1541-1614)
• Раздевание Христа (1577-79) Толедский собор, Толедо.
• Захоронение графа Оргаза (1586) Церковь Санто-Томе, Толедо.
• Христос Изгнание торговцев из храма (1609 г.) Церковь Сан-Хинес.

Аннибале Карраччи (1560-1609)
• Фарнезе Галерея фресок «Любовь богов» (1597-1608)

Топ-10 самых старых произведений искусства, когда-либо обнаруженных

Искусство было средством самовыражения с момента эволюции человечества. Открытие доисторической скульптуры и наскального искусства предполагает, что с начала истории человечества практиковались различные формы искусства.Хотя художественные методы тогда были другими, выражение идей и эмоций через искусство было обычным делом. Первоначально считалось, что древнее искусство существовало в основном в Европе. Однако открытие наскального искусства в Индонезии вызвало у археологов новые вопросы. Очаровательные скульптуры и наскальные рисунки, найденные в разных частях Африки и Индонезии, указывают на то, что искусство действительно широко практиковалось в разных частях мира. Вот список из 10 самых старых когда-либо обнаруженных произведений искусства:

10.Венера из Холе Фельс (38 000–33 000 до н.э.)

Эта драгоценная и уникальная скульптура, созданная в ориньякской традиции, датируется периодом между 38 000 и 33 000 до н.э. Обнаруженное на юго-западе Германии небольшое резное изображение женской фигуры из слоновой кости было известно как Венера из Холе Фельс или Венера из Шелклингена. Он был обнаружен в 2008 году группой археологов под руководством Николаса Дж. Конарда из Тюбингенского университета.

9. Человек-лев из Hohlenstein Stadel (38 000 до н.э.)

Обнаруженный в Hohlenstein Stadel в Швабских Альпах на юго-западе Германии, Человек-лев из Hohlenstein Stadel является старейшим из известных антропоморфных изображений животных.Скульптура 38000 г. до н.э. — самое раннее обнаруженное произведение искусства в Европе, изображающее мужскую фигуру. Hohlenstein Stadel — одна из трех пещер, в которых собраны важные палеонтологические свидетельства. 11-дюймовый Человек-Лев был вырезан с помощью простых кремневых режущих инструментов. Этот выдающийся образец был обнаружен в 1939 году археологом Робертом Ветцелем.

8. Наскальное искусство Сулавеси (37 900 г. до н.э.)

Наскальное искусство Сулавеси состоит из ручных трафаретов, датируемых по крайней мере 37 900 г. до н.э. Это была одна из старейших картин такого типа, когда-либо обнаруженных в мире.Это вторая старейшая картина в мире после наскальных рисунков Эль Кастильо, датируемых примерно 39 000 г. до н.э. Обнаруженный в Сулавеси, Индонезия, он стал сокровищем среди доисторических произведений искусства и стал революцией в изучении эволюции человечества.

7. Пещерные рисунки Эль-Кастильо (Красный диск) (39 000 г. до н.э.)

Эти древние в своем роде каменные наскальные рисунки содержат абстрактные знаки и ручные трафареты на поверхности скалы. Различные картины были обнаружены в пещере Эль-Кастильо археологом Эрмилио Алькальде дель Рио, а диск из красной охры, названный «Галерея рук», был подвергнут уран-ториевому датированию и обнаружен как минимум 39 000 лет до нашей эры.До сих пор неизвестно, расписали ли пещеру неандертальцы или Homo sapiens. Неандертальцы существовали в Европе до 40 000 лет до нашей эры, но они вымерли, когда Homo sapiens мигрировал в Европу из Африки.

Самое раннее из когда-либо найденных произведений искусства в виде резьбы по слоновой кости заставляет большинство ведущих экспертов в этой области полагать, что Homo sapiens, или современные люди, были ответственны за картины Эль-Кастильо. Однако нет никаких дополнительных доказательств, подтверждающих это.

6. Петроглифы пещеры Ла Феррасси (60 000 до н.э.)

Эта пещера неандертальцев, расположенная на юго-западе Франции, известна «купулом», примитивной формой наскального искусства, существовавшей на населенном континенте и практиковавшейся в течение трех эпох. каменный век.Это одна из старейших доисторических форм искусства в Европе. Вымирание неандертальцев около 40 000 лет до нашей эры предполагает, что это искусство можно датировать периодом между 70 000 и 40 000 до н.э.

5. Гравюры Дипклофа на яичной скорлупе (60 000 до н.э.)

Обнаруженные в скальном убежище Дипклоф в Западном Кейпе, Южная Африка, гравюры на яичной скорлупе Дипклофа — еще один набор изумительных пещерных гравюр, датируемых примерно 60 000 до н.э. Они были найдены вырезанными на скорлупе страусиного яйца с использованием абстрактных художественных приемов, таких как штриховка и геометрические мотивы.

4. Гравюры из пещеры Бломбос (70 000 до н.э.)

История граффити | LearnEnglish Teens

История граффити

Первые рисунки на стенах появились в пещерах тысячи лет назад. Позже древние римляне и греки написали свои имена и стихи протеста на зданиях. Современные граффити, кажется, появились в Филадельфии в начале 1960-х, а к концу шестидесятых достигли Нью-Йорка. Новый вид искусства получил распространение в 1970-х годах, когда люди начали писать свои имена или «бирки» на зданиях по всему городу.В середине семидесятых иногда было трудно увидеть из окна вагона метро, ​​потому что поезда были полностью покрыты аэрозольной краской, известной как «шедевры».

Раньше «тегеры» были частью уличных банд, которые были озабочены тем, чтобы пометить свою территорию. Они работали в группах, которые назывались «бригадами», и называли то, что они делали, «писанием» — термин «граффити» впервые был использован газетой « The New York Times » и писателем Норманом Мейлером. Художественные галереи Нью-Йорка начали покупать граффити в начале семидесятых.Но в то же время, когда это стало рассматриваться как форма искусства, Джон Линдси, тогдашний мэр Нью-Йорка, объявил первую войну граффити. К 1980-м годам стало намного сложнее писать в поездах метро, ​​чтобы их не поймали, и вместо этого многие из наиболее авторитетных художников-граффити начали использовать крыши зданий или холсты.

Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если оно находится на чужой собственности, это становится преступлением.«У меня есть сообщение для граффити-вандалов», — сказал он недавно. «Ваша свобода самовыражения заканчивается там, где начинается моя собственность». С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, говорит, что художники отбирают города для публики у рекламодателей, а граффити представляет свободу и делает города более яркие.

На протяжении десятилетий граффити было трамплином к международной славе для некоторых. Жан-Мишель Баския начал распылять на улицах в 1970-х, прежде чем стать уважаемым художником в 80-х.Француз Блек ле Рат и британский художник Бэнкси добились международной известности, создавая сложные работы с трафаретами, часто делая политические или юмористические моменты. Работы Бэнкси были проданы за более чем 100 000 фунтов стерлингов. Граффити сейчас иногда становится большим бизнесом.

14 интересных фактов о пещерных храмах Дуньхуана

На недавней выставке «Пещерные храмы Дуньхуана: буддийское искусство на китайском шелковом пути» (7 мая — 4 сентября 2016 г.) была изучена история и искусство пещер Могао на северо-западе Китая.На выставке представлена ​​история сохранения этих пещер, экспонаты, изначально найденные там, и выставленные на площади Гетти-центра в натуральную величину, расписанные вручную копии трех впечатляющих пещерных храмов Могао.

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО, также известный как гроты Могао, является одним из величайших художественных и религиозных чудес света. Вот введение, содержащее несколько интригующих фактов.

1. Могао означает «бесподобный».

Выкопанный на милю скалы за пределами Дуньхуана, города-оазиса на краю пустыни Гоби, китайское название этого места Могаоку означает «несравненные пещеры».”

2. Пещеры были вырезаны вручную 1700 лет назад.

С 4 по 14 века сотни пещер были кропотливо вручную высечены из конгломерата наносных скал на скале при спонсорской поддержке буддийских монахов, местных властей и богатых семей, желавших накопить кармические заслуги и совершить акт почитания. . Сегодня сохранилось около 500 искусно украшенных пещер.

3. Они содержат самую большую в мире коллекцию буддийского искусства.

Украшенные стены и потолки пещер общей площадью около 500 000 квадратных футов покрыты сложными картинами, изображающими истории Будды, буддийские сутры, портреты жертвователей пещер, орнаменты и сцены общественной и коммерческой жизни. Пещеры также содержат более 2000 ярко раскрашенных глиняных скульптур Будды и других фигур, самая большая из которых имеет высоту более 100 футов.

4. Могао иногда называют «Пещеры Тысячи Будд».

По легенде, в 366 г.E. монаху по имени Юэдзун было видение тысячи сияющих Будд на скале, которое вдохновило его начать раскопки пещер. Сегодня в пещерах находится более тысячи нарисованных и скульптурных будд.

Чакьямуни проповедует на пике стервятника , ок. 700-е гг. Н.э., шелковая нить на шелке на основе из конопли. Лондон, Британский музей, Ch.00260 MAS.1129. © Попечители Британского музея

5. Участок представлял собой плавильный котел культур.

Хотя это буддийский памятник, искусство и предметы, найденные в Могао, отражают встречу культур вдоль Шелкового пути, совокупность торговых путей, которые на протяжении веков связывали Китай, Центральную Азию и Европу.На этом месте были обнаружены конфуцианские, даосские и христианские тексты, а также документы на нескольких языках, включая китайский, санскрит, тибетский и древнетюркский. Были найдены даже еврейские рукописи.

6. Дуньхуан был воротами в буддизм в Китае.

Поселение Дуньхуан было одним из мест, где буддизм достиг Китая через поток монахов и купцов, которые двигались на север и восток из Индии по Шелковому пути.

7. Пещеры лежали забытые сотни лет.

Шелковый путь вышел из употребления к 1400-м годам, и на протяжении веков Могао был почти забыт, входы в пещеры забиты песком из пустыни Гоби. В 1890-х годах даосский монах по имени Ван Юаньлу назначил себя хранителем пещер. В 1900 году он обнаружил тайник с рукописями, долгое время спрятанный в небольшой запечатанной пещере, натолкнувшись на одну из величайших коллекций документов в истории.

8. Здесь было найдено 50 000 древних документов.

Библиотечная пещера (пещера 17), вскрытая Ван Юаньлу, содержала около 50 000 древних рукописей, шелковые знамена и картины, тонкие шелковые вышивки и другие редкие ткани, датируемые до начала 1000-х годов, когда эта пещера и все ее содержимое были скрыты по неизвестным причинам.Вскоре после этого открытия многие предметы из пещеры были приобретены на этом месте исследователями и археологами с Запада и Японии.

Трибьют лошадь и верблюд , ок. конец 800-х гг. н. э., бумага, чернила и пигменты. Лондон, Британский музей, 1919,0101,0.77. © Попечители Британского музея

9. Средневековый Китай оживает благодаря документам, найденным в пещерах.

Материалы, найденные в Библиотечной пещере, дают яркую картину жизни средневекового Китая.Среди находок были бухгалтерские книги, контракты, медицинские тексты, словари и даже описания музыки, танцев и игр.

10. Здесь была обнаружена самая ранняя в мире печатная датированная книга.

«Алмазная сутра», самая ранняя и полная печатная книга с засвидетельствованной датой (868 г.), входит в число наиболее известных документов, обнаруженных в Библиотечной пещере. С помощью резных деревянных блоков книга была напечатана на полосах бумаги, которые затем склеивались в свиток. Этот текст является китайским переводом с санскрита высоко оцененной буддийской сутры и в настоящее время является частью коллекции Британской библиотеки.

11. Многие объекты Библиотечной пещеры можно просмотреть в Интернете.

Музеи и библиотеки по всей Европе и Азии с объектами из Библиотечной пещеры в своих коллекциях оцифровали их и сделали их доступными для бесплатного поиска через Международный проект Дуньхуан, базирующийся в Британской библиотеке.

12. Удаленное расположение пещер помогло им выжить.

Несмотря на свой преклонный возраст, скульптуры и настенные росписи в пещерах Дуньхуан прекрасно сохранились, отчасти благодаря сухому климату пустыни и их удаленности.

13. Пещерные храмы встречаются по всему буддийскому миру.

Сам Будда медитировал в пещерах, прежде чем достиг Просветления, а священные пещерные места встречаются по всему буддийскому миру, в том числе в Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке. В Индии насчитывается около 1200 пещерных храмов, в Китае — 250. Участок Могао в Дуньхуане является крупнейшим из них.

14. Getty работает в Дуньхуане с 1989 года.

Более 25 лет Институт охраны природы Гетти (GCI) и Академия Дуньхуан, изучающая пещеры и управляющие ими, сотрудничают в поиске способов сохранения пещерных храмов Могао для будущего.Вместе они искали способы обработать настенные росписи, которые страдают от отслаивания краски и отслоения штукатурки от каменных стен. Одна из самых больших пещер, Cave 85, была выбрана в качестве места для модельного проекта GCI-Dunhuang Academy по разработке методов сохранения, которые будут применяться как к другим пещерам Могао, так и к другим участкам пещерных храмов вдоль Шелкового пути. Консервация пещеры 85 была завершена в 2009 году.

_______

Чтобы узнать больше о пещерных храмах Дуньхуана и изучить работу Института охраны природы Гетти, просмотрите этот сборник литературы и ресурсов, включая видеообзор.

Выставка « пещерных храмов Дуньхуана: буддийское искусство на китайском шелковом пути » была организована Институтом охраны природы Гетти, Исследовательским институтом Гетти, Академией Дуньхуана и Фондом Дуньхуана.

Представляющий спонсор: Фонд семьи Роберта Н. Н. Хо
Главный корпоративный спонсор: Восточно-Западный берег
Главный спонсор: Фонд Генри Люса

Этот пост является частью серии пещерных храмов Дуньхуана , в которых рассказывается о историях, вдохновленных выставкой Пещерные храмы Дуньхуана: буддийское искусство на китайском шелковом пути .
Посмотреть все сообщения в этой серии »

Наскальные рисунки. Факты для детей

Наскальные рисунки — это рисунки на стенах и потолках пещер. Обычно эти картины были написаны в доисторические времена. Большинство наскальных рисунков датируются периодом от 10 000 до 20 000 лет назад. Самые старые датируются примерно 32000 лет назад, но ученые до сих пор не согласны с тем, верна ли эта датировка.

Неизвестно, зачем были сделаны эти картины. Большинство людей думают, что у них могла быть функция ритуалов. Они также могли быть способом передачи информации; рассказать о чем-то другим людям.Большинство картин находится в труднодоступных пещерах. Эти пещеры обычно также не имеют признаков того, что люди жили в них круглый год.

Сегодня известно около 350 пещер, в которых есть картины. Многие находятся во Франции и Испании. Самыми известными, вероятно, являются пещеры Альтамира (в Испании), Ласко (во Франции) или Кресвелл-Крэгс в Англии. Иногда картины также делали на скалах. Однако из-за эрозии их осталось меньше. Один из таких примеров — наскальные изображения Астувансалми (Финляндия).

Чаще всего рисовали животных или сцены охоты. Иногда бывают и руки. Редко встречаются и более абстрактные узоры.

Картины выполнены красной и желтой охрой, гематитом, оксидом марганца и углем. Иногда сначала в скалу наносили силуэт животного.

Стили

Андре Леруа-Гуран (1911-1986) разделил картины на разные стили: [1] [2] [3]

Стиль Период времени Примеры Пояснение
Я Chatelperronien

Ориньясьен

Вульва в Ла Ферасси

Травоядные животные в Белкайре

Схематические изображения животных, например лошадей и маммутов.Очень часто показана только голова или спина животного. Линии и точки часто используются дополнительно. Иногда показаны схематические изображения вульвы. Точное датирование затруднено.
II Gavettien, Perigoriden, Soultréen Пещера, не связанная с парой

Венера Лаусельская

В это время картины, возможно, впервые использовались для ритуалов / религиозных целей. Картины на плитах, во входной части пещеры или в каменных убежищах. В пещере их можно встретить крайне редко.Картины становятся более схематичными, в них часто включается шея / спина животного. Фигурки Венеры появляются, и все они схематичны: ноги отсутствуют, лицо и руки только намекают. Бедра, живот и верхняя часть тела очень выражены. Впервые обнаружены отпечатки рук.
III Soultréen,

ранняя Магдалина

Ласко

Печ-Мерль

Рок де Серс

Эль-Кастильо

Рокамдур

Пик развития наскального искусства.Линии более тонкие, и люди пытались показать животных в движении. Очень короткие ноги и тело, которое кажется слишком большим по сравнению с головой. Отмеченные линии спины, которые очень выражены во II стиле, менее выражены. Рога и рога животных часто показывают в перспективе. Очень часто расписывают зубров и лошадей. Обычно они показаны на одном чертеже. Другие животные часто показаны как массовки. Есть приметы, которые почти всегда появляются рядом с животными. Впервые показаны отношения людей с животными.Присутствуют положительные и отрицательные отпечатки рук.
IV Магдалины III и IV,

Магдалины V и VI

Trois Frères

Les Combarelles

Большинство пещер выполнено в этом стиле. Появляются мобильные объекты, позволяющие дополнительно классифицировать этот стиль. Животные показаны очень реалистично. Рога и рога также показаны реалистично и больше не в перспективе. У лошадей заметный живот и две линии на плечах.У бизонов на пояснице есть треугольник. Рядом с животными есть разные символы.

Теории

Существуют разные теории о том, что могло побудить людей рисовать в пещерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *